Государства образованные после смерти царя соломона карта. Израильское государство: образование, развитие и распад

Разделение Израиля на Северное и Южное царства

Предисловие: Есть общее в судьбе древнего Израиля и в разделении Руси на три области: Россию, Украину и Белоруссию. Произошло это не по воле людей, но из-за правителей, а также внешнего воздействия окружающих их народов.
———————————————————————————————————————

В старости Соломон все более и более подпадал под влияние своего окружение: женщин и двора. Он не останавливался ни перед какими мерами, чтобы изыскать средства для пиров и содержания гарема. Но дороже всего обходились постройки в Иерусалиме. Для пополнения казны увеличивали и без того большие подати, хананейское население было объявлено общественными рабами. Все области, кроме Иудеи, жестоко страдали от поборов, Иудея была в несколько привилегированном положении.

И в довершение всего, чтобы угодить женам, царь стал участвовать в языческих обрядах. И вот так постепенно из благочестивого, мудрейшего царя Соломон превращается в полуязыческого деспота. Сам воспитанник придворной среды, Соломон был далек от пуританских традиций. Он все более погружался в мир, развращающий его и поэтому Соломон запечатлелся в народной памяти двуликим. С одной стороны — это справедливый и мудрый правитель, а с другой стороны — жестокий угнетатель и почитатель чужих богов.

Царство Соломона делится на три части

В начале — Соломон мудрый и могучий царь, 3 Цар. 2—5 главы. Затем показано строительство храма, сколько было употреблено материала, как он строился и какая это была славная постройка. Собственно, храм был небольшой, большими были дворы, пристройки, службы. Для современников этот храм остался в памяти за счет своего великолепия, тех драгоценных материалов, которыми он был украшен и что потом его никто не превзошел.
Ирод Великий пытался построить нечто подобное, но не смог. Он не достроил храма, храм продолжался строиться во времена Христа, потому что не хватало ни средств, ни времени. При Тите он был истреблен полностью.

Третий раздел — это расцвет царства, главы 9-10, сооружение храма и визит царицы Савской в Иерусалим, как вершина его славы, и закат Соломона, его многоженство, внешние враги, смерть Соломона после 40-летнего царства.

После Соломона

В последние годы царствования Соломона северные области Израиля стали очагом непрерывных волнений. Закат Соломонова царства был омрачен его собственным отступничеством, его неудачами и восстаниями. Едва только гробница приняла под свои своды царя, как северные колена заволновались, старейшины племен организовали сильнейшую оппозицию Иерусалиму. Ее вожди хотели, чтобы наследник Ровоам явился бы на собрание в Сихем и там бы слушал их условия, на которых они хотели оставить царство Израиля.

Ровоам вынужден был пойти на переговоры и северные провинции потребовали от него смягчения налогов, но царь под влиянием своих молодых советников отвечал угрозой. Он высокомерно заявил, что если отец наказывал их плетками, то он будет стегать скорпионами (это бичи с металлическими шипами). Этот ответ вызвал возмущение народа и послужил сигналом к восстанию.

Раскол Израиля

В политическом отношении раскол для Израиля был губительным. С этого момента начинается цепь братоубийственных гражданских войн. Палестина вновь становится добычей окружающих племен. Не упускает случая вмешаться египетский фараон, он вторгается в Палестину с юга и требует богатый выкуп с палестинского царя.
С севера на Израиль нападает Сирия. Тем не менее, разделение царств имело и некое положительное значение.

В литературе различных народностей — египтян, вавилонян — мы находим описания, которые подтверждают то, что происходило в то время в Иудее и Израиле. Каждый царь в отдельности оценивается по своему отношению к Богу и к закону.

Говорится о его делах и затем делается вывод: «и делал он неугодное перед очами Господа» или, наоборот, «он делал угодное перед очами Господа». Назначение этих книг — показать изгнанному с родины народу, знающему о том, что его родина разорена, как бы его изображение в зеркале, чтобы он осознал свою вину и смирился перед Богом.

Два царства

Царство Иудейское (Южное) включает в себя два колена: Иудино и Вениаминово, столица — Иерусалим. Всего 19 царей и одна царица, одна единственная династия. Из этой династии мы выделяем 4 хороших царя, 4 относительно хороших и 12 плохих. Последняя дата — 586 год — взятие Иерусалима Навуходоносором, отведение жителей в Вавилон, где они пробыли около 70 лет.

Читать еще:  Преображенское содружество малых православных братств. Богослужебные указания

Царство Израильское находится на севере, входит в него 10 колен, по-другому он называется Ефраим, столица Самария. Окончание Северного Израильского царства в 722 году — падение Самарии, выселение в Ассирию навсегда, никто обратно не возвращался. Кто же там жил? Там жили самаряне, это то население, которое осталось там, часть евреев и часть новых народностей, которые пришли туда и приняли культуру Ефраима, часть его обычаев, часть его верований и которые остались верны идее, что нет благочестия в Иерусалиме, а оно только здесь, на горе Гаризим, где находится колодец Иакова.

Новое в блогах

Израильское государство: образование, развитие и распад

В данной статье освещается история образования Древнего государства – Израиль. Оно формировалось в результате завоевания Палестины израильскими племенами. В данном случае речь идет только об исторически известных фактах. За бортом статьи остаются мифы и легенды, связанные с бегством евреев из египетского плена, личность Моисея, сорокалетнее скитание израильтян по пустыне. Все эти вопросы требуют особого к себе внимания, поэтому не являются предметом описания в данной, конкретной статье.

________________________________________________________________________________

Израильское государство: образование, развитие и распад

В XIII веке до н.э. на территории Палестины появились объединенные родственные израильские племена, среди которых особо выделились племя иудеев. Иудеи, осевшие на юге Палестины, в горной области к западу от Мертвого моря, раньше всех обособились от основного ядра израильских племен. Иудеи захватили саму большую и наиболее плодородную часть Палестины.

Израильские племена довольно легко, быстро завоевали Палестину, поскольку коренное население этой страны – ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничанием египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечными набегами других племен.

Иудеи всю захваченную землю разделили на наделы, которые были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земель они повсеместно превращали в рабов. Некоторая часть ханаанеев сохранила за собой участки земли и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения. Эта часть ханаанеев вскоре ассимилировалась с иудеями.

В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелью, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать. Хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны. На севере развивалось пашенное земледелье, садоводство, стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваивались рудники. Изделия из железа становились необходимостью в хозяйстве, стали предметами торговли.

Именно тогда сформировалось Израильское государство, которое до XI века до н.э. управлялось советом старейшин. Судебную власть в государстве осуществляли специально выбранные должностные лица. «Судьями» могли стать просто удачливые военные вожди. Важную роль на начальном этапе развития Израильского государства играло народное собрание. Очень долго сохранялись сельские общины, которые одновременно контролировали рабов и завоеванное ханаанейское население Палестины. Одним из важнейших внешних факторов, которое ускорило образование Израильского государства, стало вторжение в XIII – XII вв. до н.э. филистимлян – одного из многочисленных «народов моря».

Сначала филистимляне силились вдоль побережья Средиземного моря, а затем начали проникать вглубь Палестины. Во второй половине XI века до н.э. они завоевали некоторые крепости иудеев, в числе которых был Лахиш, где археологи обнаружили значительное количество керамики филистимлян. Так, как филистимляне оказались более сильными, то они смогли нанести израильтянам ряд серьезных поражений и покорить некоторые города, в том числе и главное святилище Израиля – город Силом. Эти внутренние и внешние факторы ускорили процесс формирования Израильского государства, которое завершается в конце XI века до н.э.

Первым царем всего Израиля становится Саул – вождь племени вениаминитов, избранный на народном собрании. При его правлении все израильские племена, в том числе иудеев были подчинены новому государственному образованию, что позволило Саулу одержать неоднократные победы над филистимлянами. Однако вскоре начались неудачи, результатом которых стало поражение от филистимлян в битве при горе Гильбоа примерно в 1004 году до н.э. Это поражение привело к гибели Саула и его старших сыновей. Саулу отсекли голову, после чего враги носили ее «по всей земле филистимлян», а обезглавленное тело было повешено на стене крепости Бет-Шеана, находящегося в глубине Израиля.

Следующим царем Израиля становится один из военачальников Саула из племени иудеев – Давид (конец XI в. – 950 год до н.э.). При его правлении столицей государства и религиозным центром иудаизма становится Иерусалим. Согласно Библии, Давид был арфистом при дворе царя Саула. Он победил филистимлянского великана Голиафа. Этот эпизод не раз становился предметом выражения мужества, гуманистических идеалов в искусстве, особенно в Эпоху Возрождения. Наиболее знаменита в этом плане скульптура Микеланджело «Давид».

Читать еще:  Что мне делать я грешник. Что делать, когда грешу, наступая на те же грабли каждый раз

Здесь библейский персонаж изображен не после победы, а в миг принятия решения сразиться с Голиафом. «Давид Микеланджело – это Давид в решительную минуту, когда он изготовился ринуться в битву, еще храня на лице следы противоречивейших чувств: страха, неуверенности, отвращения, сомнений: показан человек, который замыслил положить среди холмов Иерусалима свой собственный путь, человека, не заботившегося ни о победном блеске оружия, ни о богатых наградах за подвиг. » (И. Стоун «Муки и радости» М. 1991 г.).

Победив Голиафа, Давид стал полководцем у Саула, другом его сына Ионафана и мужем его дочери Мелхолы, но был изгнан царем, который завидовал его талантам. После смерти Саула Давид правил иудейским племенем, а сын Саула, Иевосфей – остальным Израилем.

После убийства Иевосфея его приближенными Давида избрали израильским царем. В его правление евреи, бывшие конфедерацией племен, стали единым оседлым народом. Давид перенес столицу из Хеврона в Иерусалим и сделал его религиозным центром иудаизма, перевозя туда главную святыню – «Ковчег завета». В войне с соседями Давид расширил территорию Израиля и принес стране процветание. Последние годы его царствования были омрачены заговорами сыновей и соперничеством родственников при дворе. Одним из мятежей руководил его любимый сын Авессалом, погибший в бою с войском отца.

Давиду унаследовал Соломон, ставший последним царем объединенного Иудейско-израильского государства. Соломон, чью мудрость восхваляла библейская легенда, продолжил вести политику своего отца. Кроме того, при правлении Соломона вся торговля в Азии была стянута в его государстве. Чтобы иметь независимость в торговле от Финикии, Соломон завел собственный флот, корабли которого отправлялись в далекие плавания и привозили золото, редкие произведения. Однако восточная роскошь, которым окружил себя царь, требовала огромных расходов, что сказывалось на увеличении налогов, ставших одной из причин распада Израильско-иудейского государства. Блистательное царствование Соломона завершилось грозными признаками внутреннего разложения. После смерти царя единое Израильско-Иудейское царство распалось на два самостоятельных государства – Израиль и Иудея. Это событие произошло около 925 года до н.э.

О царе Соломоне в различных источниках, в том числе древнеегипетских папирусах, в арабских хрониках, и конечно же в Библии содержаться множество легенд и мифов. Достоверно же о периоде правления Соломона известно, что он унаследовал трон своего отца в то время, когда Израиль укреплялся в качестве политической силы, и под его властью нация достигла существенного благосостояния. Чтобы обеспечить мир в регионе, Соломон заключил союзы с Египтом и Финикией, однако это вызвало неудовольствие, так как вело к официальному разрешению иностранных религиозных культов в Иерусалиме.

Соломон провел ряд реформ, одним из которых была административно-территориальная реформа. Он разделил страну на административные районы, чтобы облегчить управление, а также ввел систему принудительного труда для осуществления беспрецедентной программы строительства. В числе прочего были построены города, дворцы и примерно в 970 году до н.э. был построен первый храм в Иерусалиме, известный как храм царя Соломона. Именно в этом храме по легенде хранился Ковчег завета – главная святыня иудеев и израильтян.

Отчасти из-за высоких налогов, назначенных ради поддержания придворной роскоши, северные племена после смерти Соломона, отделились и объединились под властью Иеровоама. Соломон прославился не только как государственный деятель, но и как философ. Именно поэтому ему приписывают часть библейских писаний, включая Книгу притчей Соломоновых, Песнь песней, Екклесиаст и Книгу премудростей Соломона.

С эпохой правления Соломона связана история царицы Савской. Царица Савская упоминается в Библии без имени. В Коране, в персидских и арабских сказках она известна под именем Билкис. В Эфиопии ее называют Македа – Царица Юга. Царица Савская занимает в литературе и традициях важное место, что ее потомками считали себя эфиопские цари, и продолжают считать себя местные иудеи. Древнейшим источником о царице Савской считается третья Книга царств Ветхого Завета. Она прибывает в Иерусалим, для того, чтобы испытать мудрость царя Соломона, и загадывает ему загадки. Библия, не говорит какие, а упоминает лишь о том, что Соломон все их разгадал.

Сейчас почти точно известно, что владения царицы Савской находились в юго-западной части Аравийского полуострова, там, где сейчас находится государство Йемен. В легендах государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. В результате встречи Соломона и царицы Савской был заключен взаимовыгодный договор, по которому царица подарила Соломону 120 талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней. Соломон же в свою очередь разрешил прохождению караванов через вассальную ему территорию в Египет, Сирию, Финикию.

Читать еще:  Сонник кошки царапают ноги. К чему снится, что кошка кусает или царапает человека: толкование сновидения

Что касается самой царицы Савской, то по легенде она была умной и красивой женщиной. Она умела составлять эссенции из трав, цветов и корней, понимала толк в астрологии, укрощении диких зверей, составлении любовных заговоров. Греческие и римские легенды приписывали ей неземную красоту и величайшую мудрость, искусство интриг для удержания власти. В своем государстве царица Савская была не только правительницей, но и верховной жрицей. Арабы добавляли, что царица Савская была мастерицей в приготовлении лакомых блюд, а путешествовала на слонах и верблюдах, окруженная многочисленной свитой и личной гвардией, состоявшая из светлокожих высокорослых гигантов. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги – предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона. Ее царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом, обнесенный орнаментированной стеной из цветных камней был еще одним чудом древнего мира. Однако останки дворца так и не найдены до сих пор, так как нет точного упоминания места нахождения дворца. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны царицы Савской. По одной из версии, она находилась на стыке границ Намибии, Ботсваны и Анголы, по другой – на юге востоке современного Заира. Древние письменные источники сообщают, что он была из рода египетских царей, и что ее отцом был Бог, которого она страстно желал видеть. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства.

Легенды рассказывают о страстном и полном романтизма любви Соломона и царицы Савской. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что царица Савская беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Вот почему, в эфиопских преданиях Соломон и царица Савская считаются родоначальниками трех тысячелетней династии императоров Абиссинии. Билькис, Лилит, Альмака, Царица Южная, Царица Савская – как только еще не называли эту женщину. В преданиях народов Земли вряд ли можно найти более загадочной женщины.

После распада единого иудейского и израильского государства, в Иудеи продолжала править династия Давида, тогда как в Израиле происходила быстраясмена династий, пока в 875 году до н.э. военачальник Омри основал саму значительную и влиятельную из всех известных династий, которая просуществовала около 50 лет. Именно при этой династии Израиль испытывал пору расцвета, и в а в ассирийских анналах IX века до н.э. Израиль назывался «домом Омри». Омри сделал своей столицей город Самарию, который построил в центре государства, посреди плодородной долины, расположенной в очень выгодном в стратегическом отношении месте, на высоте, которую в случае опасности можно было превратить в крепость.

Некогда сильное Израильско-Иудейское государство, после того, как оно было разделено на два самостоятельных царства, настало время их ослабления, в результате которого в 722 году до н.э. под ударами ассирийцев пала Самария. Израиль перестал существовать, потому что ассирийцы взяли в плен десятки тысяч людей, лишая их своей земли, а на их место поселили жителей других частей своей большой державы. После гибели Ассирии в конце VII века до н.э., ее территории были завоеваны Вавилоном, который в 597 году до н.э. подчинил себе Иудею. Окончательное падение Иудейского царства произошло в 586 году до н.э., когда Вавилонский царь Навуходоносор II разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи.

При Александре Македонском и его наследниках значительные еврейские общины образовались в эллинистических государствах, а Иудея, сохранив некоторую автономию, входила в состав владений Селевкидов, Птолемеев. Во II в. до н. э. Иуда Маккавей, подняв восстание против Селевкидов, осквернивших религиозные святыни, создал теократическое государство со столицей в Иерусалиме. Его наследники, Хасмонеи, в результате междоусобной борьбы потеряли власть. В I в. до н. э. с помощью римлян троном овладел Ирод I Великий, после его смерти Иудея стала римской провинцией. Антиримское восстание 66 – 73 гг. (Иудейская война) закончилось взятием и разрушением Иерусалима.

Источники:

http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/razdelenie-izrailya-na-severnoe-yuzhnoe-carstva.html
http://maxpark.com/community/842/content/1406748

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: