Горские евреи таты. Где проживают таты? История нации в России

Горские евреи таты. Где проживают таты? История нации в России

Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями «горские евреи» и «таты». Даже в специальной литературе, иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно (стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу) смешивают татов и горских евреев.

Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев. Однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты — это один народ. Прежде всего, сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным, этническим общностям.

Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость, горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживает в Азербайджане , причем таты записаны в паспортах (и, следовательно, в переписях) как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи. Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане: здесь таты считаются одним из местных народов, причем основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, та-тов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедания составляют единый татский народ — один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах «татами», дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так, во время переписи 1979 г. свыше 20 тыс. горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте «тат», во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее всего, свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта.

В результате такого своеобразного решения «горско-еврейского», а заодно и «татского» вопросов статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы «горский еврей» и «тат» перепутаны.

Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта, причем пишущие на этом языке называли себя татскими, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями.

Сам по себе этноним «таты» впервые появился в VIII в. Таты — не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и, шире, всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним «таты» встречался на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время, кроме Восточного Кавказа, он используется для именования ираноязычного населения Южного (Иранского) Азербайджана. Слово «тат» также отчетливо слышится в этнониме «таджик», обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается Восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи, причем в этих регионах они сильно тюркизированы, и в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана (район Кубы), где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность.

Для тюрков термин «таты» обычно имел негативную коннотацию. Как писал Б. В. Миллер, с точки зрения тюрков: сами таты индифферентно относятся к своей национальности считая наименование «тат» малопочтенным.

Впрочем, сам Б. В. Миллер замечает далее: никакого презрительного отношения к своему языку я у татов не усмотрел.

Характерно, что и в настоящее время, несмотря на активную политику отуречивания татов, многие таты, особенно в горных районах, где они в большей степени сохранили свою самобытность, недовольны тем, что в паспортах они записаны азербайджанцами, лишены возможности сохранять язык, культуру и т. п.

Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах других народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом. Таты и горские евреи проживают в одном регионе, но мне не известно ни одно поселение (не считая больших городов типа Баку или Махачкалы), в котором бы они жили совместно.

Читать еще:  Когда игил нападет на израиль? За что евреи любят террористов исламского государства. Почему игил на стороне израиля

До революции все авторы, писавшие о горских евреях, четко отличали их от татов-мусульман. Впервые идею «единого татского народа» сформулировал в 1928 г. Б. В. Миллер в своей работе «Таты, их расселение и говоры». В то же время в этой работе сам Б. В. Миллер, говоря о «так называемых» горских евреях, вынужден отметить, что: еврейская группа татов , единственная сознающая свою национальную обособленность (правда, пока, по религиозному признаку)?

Он же, посвящая в этой своей небольшой монографии отдельную главу горским евреям, пишет в ней так: Еврейско-татская группа единственная, себя национально выделившая из остальной массы татоязычного населения и положившая начало своей письменности на этом языке. Между тем таты-мусульмане, как мы видели, до революции не выделяли себя из общей массы закавказских мусульман, а после революции проявляют тенденцию выдавать себя за тюрков.

Идея, намеченная Б. В. Миллером, была подхвачена не только советским официозом,.но и частью горско-еврейской интеллигенции. Удивительно, но даже в наше время появляются публикации типа изобилующей фактическими неточностями книжки Б. Ш. Нувахова «Таты России», в которой можно прочесть, что «горские евреи по своим антропологическим характеристикам не имеют ничего общего с древними евреями (?!)», что надуманно причислять «татов-иудаистов к еврейской нации лишь на основании их приверженности к иудейской религии», что все разговоры о «так называемых» горских евреях являются результатом сионистской пропаганды и т. п. Полемизировать по существу тут незачем, но не очень понятно, что заставляет писать до сих пор такие книги «в защиту» горских евреев и одновременно не замечать «в списках не значащийся» и потому исчезающий реальный этнос, то есть татов-мусульман.

Таты: самый путаный народ Закавказья

Об этом народе почти никто за пределами Закавказья даже не слышал, да и даже в самом Азербайджане не все догадываются, что с давних пор в этих краях живут таты. Самое интересное, что таты не являются родственниками ни одному из этих населяющих эту страну народов.

С татами вообще было много путаницы: их причисляли и к армяно-татам, и к горским евреям, и к иранским тати, или же наоборот. Но на самом деле их история началась еще в доисламские времена, в эпоху Ахеменидов – примерно 2,5 тысячи лет назад.

Именно тогда на Кавказ стали переселяться персы. Процесс шел неторопливо и завершился только примерно через тысячу лет – уже при Сасанидах, когда помимо собственно персов, на Кавказе появились и персидские города и укрепления.

Как раз после заката эпохи Сасанидов сюда проник ислам и большая часть населения, живущего на территории Азербайджана, где добром, где принуждением приняла ислам. Исламизировались и жившие там иранцы-персы.

Примерно в XI веке сюда пришли тюрки-огузы, которые тогда были еще исключительно скотоводами. Именно они и назвали оседлых земледельцев-иранцев татами. Термин прижился, хотя сами иранцы-таты его по отношению к себе стали использовать только недавно. Раньше же они предпочитали называть себя по названию местности, в которой обитали.

Со временем тюрки и сами осели и тоже приняли ислам, однако продолжили называть ираноязычных соседей татами.

Кстати, свой язык таты сохранили до нынешнего дня, и он называется татским. Правда, есть серьезные опасения, что в скором времени он исчезнет, поскольку он мало распространен даже среди самих татов, не имеет никакого статуса и не преподается в учебных заведениях.

Письменности у этого народа нет, и сейчас таты пишут, используя нынешнюю азербайджанскую латиницу. Интересно то, что есть два говора татского языка, которые различаются по религиозному признаку – шиитский говор и суннитский. Это делает татский язык по-своему уникальным.

Однако вернемся к путанице. До тех пор пока на Закавказье не установилась советская власть, до татов почти никому вообще не было дела. Однако при Советах этнографы стали активно исследовать этот регион, и добрались до татов.

Собственно путаница началась еще до революции, и это было связано с притеснениями местных евреев. Последние, желая смягчить свое положение стали называть себя татами. Отсюда возникло заблуждение, что горские евреи и таты – вообще один иранский народ, только одни были исламизированы, а другие – иудаизированы.

В итоге в советское время эти два народа вообще перестали различать. Татским постоянно называли

В итоге в советское время эти два народа вообще перестали различать. Татским постоянно называли то, что на самом деле было еврейским.

Однако впоследствии ученые снова рассмотрели эти два народа, и отметили, что ни в языковом, ни в антропологическом, ни в культурном плане у татов и горских евреев нет ничего общего.

Читать еще:  К чему снится расставание с другом. К чему снится расставание: толкование по различным сонникам для мужчин и женщин

Однако, помимо горских евреев, татов отождествляли еще с татами-армянами. Однако последние вообще не считали себя татами. Ученые считали, что это иранцы, принявшие христианство, и все бы ничего, но эти самые вероятные христианизированные иранцы считали себя просто армянами, среди которых, к слову и без того всегда присутствовал иранский компонент, который никто татами не считал.

Что же до живущих в Иране тати, то у них с татами общее только название. Правда, даже в самом Иране это до сих пор не было осознано. Такая вот путаная история.

Относительно культуры татов, то она почти неотличима от азербайджанской. Во всяком случае, некоторую разницу заметят разве что жители данного региона, и с течением времени она становится все меньшей.

В религиозном плане почти все таты исповедуют ислам, хотя сквозь него просвечивают реликты исконно иранской религии – зороастризма. Есть и незначительное количество татов, до сих пор исповедующих зороастризм в чистом виде.

Однако, несмотря на всю путаницу, несмотря на то, что некоторые таты исповедуют зороастризм, скорее всего в ближайшем будущем все это уйдет в прошлое, поскольку татская молодежь, похоже, совершенно не дорожит своей национальной идентичностью, предпочитая быть азербайджанцами или даже европейцами, традиции которых все активнее заимствуются.

Что ж, ничто не вечно под луной и рано или поздно любой народ должен умереть. Кавказские иранцы прожили целых 2,5 тысячелетия – не так уж и мало.

Кто мы? Таты или горские евреи?

Среди горских евреев Красной Слободы и проживающих за Красной Слободой горских евреев существует проблемный вопрос, который вызывает большой спор и разногласия, это слово “таты”. В некоторых демографических научных исследованиях горских евреев называют татами. Сторонниками этого названия были многие ученые евреи из Дагестана.

Прежде всего, рассмотрим, кто такие таты. “. В раннее средневековье татами именовали все ирано-язычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране слово “тат” применялось вначале как общее название оседлых ирано-язычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны.”

Другой исследователь пишет: “Тат – тюркское слово, перешедшее в иранское простонародное наречие. Это название “тат”, по-видимому, неэтническое, а определяющее образ жизни и социальное положение. Оно дается тюркским племенем оседлому иранскому населению Закавказья. На джагатайском наречии это слово имеет значение “подданного”.

У татов вероисповедание мусульманское, суннитского толка. Изучают Коран, поддерживают законы ислама, празднуют исключительно мусульманские праздники, законы повседневной жизни – мусульманские, обычаи, обряды, традиции тоже, имена исключительно мусульманские и общее захоронение. Так что кроме сходства языка горских евреев с разговорным языком татов ничего похожего и общего нет. Разве только по причине сходства языка мы должны считать себя татами?

Европейские евреи, ашкеназы, говорят почти на диалекте немецкого языка, но они себя, боже упаси, немцами не считают. Грузинские евреи говорят на грузинском языке, но они себя грузинами не считают. Азербайджанцы, туркмены, узбеки, татары, кумыки, уйгуры и многие другие народности стран Азии говорят на турецкой языковой группе, но они себя турками не считают. Украинцы, белорусы, поляки, болгары и многие другие говорят на славянской группе языков, но никто из них себя русскими не считают. На диалекте персидской языковой группы говорят таджики, лагиджи, талыши, бухарские евреи и другие, но никто из них не считает себя персами, тем более татами.

Горские евреи – потомки тех, корни которых уходят в далекое прошлое, к нашим предкам – древним еврейским племенам, вынужденных переселенцев в Иран и Ирак после разрушения Первого храма, особенно после разрушения Второго храма и изгнания их римлянами. Несмотря на более двухтысячелетнее рассеяние по всему миру горские евреи, как и евреи всего мира, сохраняли преданность своей иудейской вере, и сохраняли ее целостность. Всю жизнь они изучали священную Тору и соблюдали субботу. Как говорят, евреи сохраняли Субботу, и Суббота сохранила евреев. Везде и всюду, одинаково, в один и тот же день празднуют еврейские праздники.

А ислам разделен на две крупные секты – суннитов и шиитов, некоторые праздники они празднуют в разные дни.
Христианская религия разделена на многочис-ленные разновидности веры – католики, протестанты, лютеране, григорианцы, православные, которые в свою очередь делятся на староверцев, молоканов, баптистов, адвентистов и т. д. Главные праздники христианства – Рождество Христово и Пасху католики и православные празднуют в разное время.

Читать еще:  Что означает если во сне ругаешься. Что значит если во сне ругаться с зятем, золовкой, из за денег, с любовницей

В течение всего периода рассеяния и исламисты, и христиане силой оружия и многими другими методами принуждали евреев изменить свою веру. Известно, что в VIII- IX веках нашей эры после вторжения в Иран и на Кавказ арабских племен часть евреев вынуждена была принять ислам. Многие демографические и этнографические исследователи, интересовавшиеся жизнью горских евреев, на территории Дагестана, в домах некоторых мусульман обнаружили тщательно завернутую и оберегаемую бандероль, которую они выдавали за священную книгу своих древних предков. Они абсолютно не подозревали, что именно, там завернуто. Когда ее развернули, там оказалась – Тора! Что неопровержимо доказывает, что предки их были евреями. Обнаруживались и такие семьи, что в ночь на субботу зажигали свечи, объясняя тем, что огонь изгоняет злых духов.

Также и христианская религия, во все времена, разными методами (крестовые походы, средневековая инквизиция, дискриминация) принуждала евреев изменить веру. Так было со многими светлыми учеными мировой истории, как Христофор Колумб, Нострадамус, Карл Маркс, Генрих Гейне и много, много других. Но никогда в истории человечества не было случая принуждения других народов принять иудаизм. А горские евреи испокон веков исповедуют иудаизм.

У горских евреев вообще, и евреев Красной Слободы в частности, кроме традиционных библейских имен, как Авраам, Ицхак, Иаков, Иосиф, Давид, Моше, Шломо (Соломон), Михаэл, Гавриэль, Даниэль, Сарра, Ревекка, Леа, Рахиль, Эстер и т.д. есть исключительно еврейские имена, которые бывают только у лиц иудейского вероисповедания. Вот эти имена:
Мужские: Ареэль, Аврум, Абаи, Агарун, Азаря, Авшалом, Авадия, Амрам, Авниэль, Бенами, Бенцион, Барух, Гельад, Гершон, Год, Гедиэль, Гилил, Гомуэль, Дон, Евда, Заккой, Зив, Захария, Заволун, Зарахия, Иззиягу, Иззиэль, Ишягу, Изгия, Иммануэль, Исраэль, Идан, Йешаия, Йов, Йонатан, Йоханан, Йошува, Йомтов, Йона, Йосеф, Йоэль, Йодедия, Йофиэль, Йохай, Леви, Менаше, Мелех, Малки, Мататья, Молохим, Мошиях, Меир, Нахамия, Натан, Нахшум, Мардахай, Нисим, Манахим, Натанэль, Ноах, Нахум, Нисан, Ошер, Пинхас, Пеэнуэль, Пейсах, Пегил, Рахмиэль, Рахамим, Рахману, Разиэль, Реувен, Рабо, Рамбам, Рав, Симха, Сасун, Симонтов, Хананэль, Хананя, Ханиэль, Ханина, Ханух, Ханука, Хай, Хаим, Хаггай, Хасид. Цефанья, Цви, Шемтов, Шум”ун, Шалом, Шамай, Шафадя, Шаул, Шемшун, Эфраим, Эльазор, Элиша, Эльханан, Элиягу, Эзра, Юшва, Ярухом, и другие.

Женские: Адассо, Авишаг, Авигаэль, Батзаhав, Батсион, Батшева, Барухо. Барийо, Батуэль, Батья, Довро, Заhав, Лавана, Либа, Малка, Малкато, Манан, Мазаль, Майром, Мазальтов, Мирян, Мазалот, Михаль, Машолом, Наама, Марголут, Нааро, Пурим. Порат, Пенина, Руцпо, Зулпо, Сарра, Сарах, Тамар, Това, Тайло, Тури, Хасидо, Хава, Хая, Хаясара, Хавасилит, Хаят, Хиба. Шошана. Шуламит, Яфо, Йохевид, Эстер и другие.

У лиц мусульманского вероисповедания, а также у татов, таких имен нет, и не бывает, за исключением некоторых библейских имен, вроде Юсиф, Ибрагим, Ягуб, Микаил, Муса и другие имена, которые встречаются у всех народов мира. Так почему же мы “таты”, а не евреи?

В повседневной разговорной речи горских евреев вообще, и горских евреев Красной Слободы в частности, очень и очень много ивритских слов из древнееврейского, и даже из арамейского языка, несмотря на то, что более 2000 лет они живут в Галуте (диаспоре). Но сохранили самобытность своего родного языка. Вот неполный словарь этих слов: недер, недово, hорил, мило, ани, ашир, нешумо, хатан, хупо, невило, зуно, махшаму, махшаво, доhут, таам, кетуба, айнараh, ишараа, цадака, мишбаха, мааси, холероши, синет-хином, маадонай-мелех, шаидо, тешува, гуhном, ганэдем, мамезир, монухо, сандах, минхаг, дин, овил, хевра-кадиша, олам-hазе, олам-hаба, шевда, бихраи, бетдин, келив, цадик, моеhад, алмана, авода, шем, шехина, дараш, нови, ханухо-байт, мацево, батулла, хавер, нифтар, гессаб, горбан, пассол, шигир, ини, уни, генов, гезиро, хиноми, шолиях, овир, ковра, сануhо, махашефо, лугма, кааз, гиббон, барзил, ой-вай, галут, геула, харим, халол, хашоди, широ, сурр, бэ шем адонай, хаял, хисид, зивил, тов-тови, гедола, дагдага, шулхон, тену, и тому подобное, которых в разговорной речи татов и в помине нет. Так, почему же мы “таты”, а не евреи?

Далее. Таты совершают обрезание своих детей в том возрасте, который обычен для всего мусульманского мира, то есть до 13-ти летнего возраста. А горские евреи строго придерживаются предписания Торы, обрезание совершают на 8-ой день рождения младенца и нарекают именем. Можно смело утверждать, что мы являемся истинными евреями!

Источники:

http://www.istok.ru/library/199-gorskie-evrei-3-taty-i-gorskie-evrei.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5cab1be02fe23f00aff4d9d1/5d22c0408b42ad00ad287863
http://www.isroil.info/set/news_set/jewish/gorskie/istoria/310-kto-my-taty-ili-gorskie-evrei.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: