Гносеологической функции социальной философии. Особенности каждой функции философии

Социальные функции философии.

Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.

1. Философское учение о бытии – онтология, то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.

Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии. Он имеет две стороны. Во-первых: что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя? Материалисты считают, что первична материя, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично. Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а) субъективный идеализм– утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б) объективный идеализм– полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальноепервоначало получило название субстанция.В зависимости от количества признанных субстанций, возникли философские направления монизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций). В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).

2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позиция гносеологического оптимизма. Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – это скептики.

3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию(учение о ценностях).

4. Социальная философия – раздел, изучающий общество. В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.

5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.

Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты. Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразовании мира на базе идеалов и представлений о прекрасном. Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности, и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.

Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.

Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощью логических рассуждений о его всеобщих основах.

Философия и мораль закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.

Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.

Роль философии в жизни общества можно проследить в ракурсе ее социокультурных функций. Функции философии:

1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека, теоретически аргументирует мировоззрение);

2) гносеологическая функция (разрабатывает теорию познания, раскрывает закономерности возникновения и развития познавательной деятельности, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных);

3) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);

4) культурологическая (уясняет и обосновывает самые общие основания культуры, называемые универсалиями);

5) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);

6) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);

7) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).

Подведем итог: в чем заключается специфика философских проблем? Это поисковые задачи, поставленные о бесконечно сложном и непрерывно развивающемся объекте (Вселенной, человеке, обществе). Проблемы философии носят предельно широкий характер и являются вечными (ответы на них в каждую последующую эпоху переосмысливаются, при этом углубляется понимание невозможности окончательного ответа). Слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» и показывают, что чем глубже и шире мы познаем мир и себя самих, тем больше встает еще непознанного. Но главное – философствуя, человечество становится мудрее.

Читать еще:  Приснилось что холодно во сне. Что говорит Густав Миллер

Тема 2. Исторические типы классической философии

1. Социокультурная специфика Древнего Востока, ее влияние на философскую мысль. Древнеиндийская философия.

2.Философия древнего Китая, ее основные школы.

3.Особенности философии Древней Греции. Натурфилософские школы ранней греческой философии.

4. Классическая греческая философия(Сократ, Платон, Аристотель).

5. Статус и функции философии в средневековой культуре. Основная проблематика периодов патристики и схоластики.

6. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Гелиоцентрическая модель Вселенной.

7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Основные гносеологические программы в философии ХVII века

8. Философская мысль эпохи Просвещения: основные идеи и концепции философии.

9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Философские учения И. Канта и Г. Гегеля. Истоки и основные черты философии К. Маркса.

1. .Социокультурная специфика Древнего Востока, ее влияние на философскую мысль.

Древнеиндийская философия

Философское мировоззрение возникло в середине первого тысячелетия до н.э.втрех относительно самостоятельных регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Первые философские школы выступали наследниками мифологических традиций. Однако уже в древности философия являлась формой знания, основанной на критической оценке предшествующих традиций.

Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она практически всегда сохра­няла тесную связь с верованиями людей. Начало философской традиции восходит к Ведам – древнейшему литературному памятнику древних индийцев. Веды – это собрание гимнов, молитв, заклинаний и обрядовых наставлений. Собственно философской частью Вед были Упанишады, которые легли в основу всей индийской философии. Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории «сансара» и «карма». «Сансара» означает круговорот перерождений человека, который при­носит душе страдание. После смерти душа вновь рождается в новом теле. «Карма» указывает на наличие причинно-след­ственной связи между нравственным поведением личности и характером ее перевоплощений. Если жизнь прожита достойно, то новое рождение будет лучшим, например человек попадет в более высокую касту. Пройдя через тела людей примерно ста подкаст, можно оказаться в теле раджи или жреца-брахмана, а затем круговорот перерождений начинается заново, с самых низов.

В VII—VI вв. до н. э. в Индии сформировались шесть классических философских систем, провозглашавших Веды основным источником знания, и ряд неортодоксальных школ, споривших с некоторыми положениями священных книг. Ортодоксальные направления – это: веданта (исследует природу Брахмана и его связь с миром); ньяя (занимается по большей части логикой и доказательством); вайшешика (знаменита учениемоб атомах, изучает физическую природу бытия), санкхья (объясняет природу явлений с точки зрения учения о развитии бытия и сознания); йога (одновременно и философская школа, и совокупность особых упражнений, образующих единство разума и тела, индивидуального и мирового сознания); миманса (в основном посвящена толкованию ведических ритуалов и жертвоприношений).

Самые известные из неортодоксальных течений: материалистическая чарвака, джайнизм и буддизм. Чарвака отрицает существование сверхъестественного мира, поскольку он не доступен нашим органам чувств, а то, что не доступно ощущениям, то и не существует, джайнизм учит суровому аскетизму, воздержанию от всех земных интересов и привязанностей. Особую ценность среди последователей джайнизма приобрел принцип ахимсы – уважение ко всему живому, поскольку индивидуальная душа находится во всех живых существах. Создателем оригинальной философской концепции буддизма и ос­нователем одной из мировых религий явился Сиддхартха Гаутама (Будда), живший в 563 – 483 гг. до н. э.

Основная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, ле­ни, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, страданий, физического и мо­рального изнеможения). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования, ко­нечной целью которого является Нирвана — высшая благодать. Любое рождение человека в цепи сансары приносит душе страдание. Чтобы избавиться от страданий, человек любой касты еще при жизни может прервать цепочку рождений, вырваться из круга сансары и попасть в нирвану. Понятие «нирвана» означает состояние успокоения, переживания единства всего сущего в результате слияния с мировым духом – Брахманом.

Особенности философской мысли Древней Индии:

1) на протяжении тысячелетий философия развивалась в тесной связи с религией, границы между ними размыты, и научная мысль не оказывала серьезного влияния на философию;

2) особое внимание в Древней Индии уделялось сознанию, достижение истины считалось результатом особого состояния сознания, вышедшего на уровень соединения с Брахманом;

3) философская мысль была ориентирована на внутреннее совершенствование личности и поэтому была тесно связана с этико-нравственными учениями.

Лекции и задания УрГЮА / Философия / Ответы на экзамен / 4.Функции философии

Философия – полифункциональное знание

Мировоззренческая функция проявляется в том, что философия предлагает одну из картин мира. В ряду мировоззренческих вопросов центральной проблемой является отношение человека к миру. Эта проблема конкретизируется как отношение мышления к бытию.

В зависимости от характера философского учения отношения мышления к бытию может иметь другие выражения. Это может быть отношение сознания к материи, отношение духа к природе, отношение психического к физическому, отношение идеального к материальному. Это все формулировки основного вопроса к философии.

В зависимости от решения основного вопроса философии все философы делятся на две больших группы: материалистов и идеалистов.

Материалисты признают первичность материи, которая существует вне человеческого сознания и не зависит от него. Материя в своем развитие порождает все материальное многообразие мира и идеального духовного мира. Материя первична, сознание вторично.

Идеалисты первичным началом считают дух, сознание, идеальное, а материю считают продуктом, порождением сознания.

Объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм: Идеальное начало имеет объективный характер. С сознанием человеческим не связано, находится вне него.

Идеи существуют сами по себе (по Платону)

Читать еще:  Приснился сон яблоки. К чему снятся яблоки женщине и мужчине: основные толкования сновидения

Субъективный идеализм: первичным является нечто идеальное. Таким первичным идеальным признают сознание человека. Мир есть комплекс моих ощущений.

Суть мировоззренческой функции состоит в том чтобы дать общую картину мира, объяснить мир как целое, обозначить место человека в мире и отношение его к этому миру.

Философия, решая мировоззренческую функцию, удовлетворяет потребность человека в воззрениях и убеждениях высшего порядка, которые связаны с решением вопросов об истинности существующего, о смысле различных явлений этого мира, которые определяют верховную норму деятельности людей и которые дают внутреннее содержание (наполнение) жизни людей. Когда такие потребности не удовлетворяются внутренний мир человека ощущает пустоту, а внешний теряет свою красоту. (с) Соловьев.

Связана с познавательным отношением человека к миру. Главным гносеологическим вопросом является в состоянии ли наше мышление познать действительный мир и можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составить верное отражение действительности.

Деление философов на две группы:

Одни философы отрицают возможность достоверного познания мира и познания сущности явлений – агностики.

Другие философы уверены в познавательных возможностях человека. Они считают что человека может раскрывать сущность вещей и представлять достаточно верную картину мира. Человек может добывать истинные знания. Называются Гносеологические оптимисты (гностицизм).

Философия стремится объяснить в своих учениях рациональным путем то, что не поддается проверке опытным путем, то что не поддается описанию или бесспорному опровержению т.е. философия дает рациональное объяснение тех вещей которые не может исследовать наука.

Философия предлагает свои теории и гипотезы, различные концептуальные подходы к объяснению различных нераскрытых или мало изученных явлений тем самым философия в определенной мере восполняет неудовлетворенный интерес к их познанию. Оставляет меньше простора для фантазии, ненаучных подходов.

В рамках гносеологической функции философия осмысляет саму познавательную деятельность. Фундаментальные гносеологические проблемы: что такое познание? Каков механизм познания? Какие формы существуют у познания? Этапы и уровни познания? Проблема истинности познания.

Метод – способ осуществления какой либо отдельной операции, способ познавательной или практической деятельности. (отвечают на вопрос «как?»)

Методика – совокупность методов проведения какой либо деятельности.

Методология – знания о методах и методиках.

Виды методов: 1. частнонаучные; 2. общенаучные; 3. всеобщие (философские)

Философия разрабатывает всеобщие универсальные методы, которые используются в сферах научной и практической деятельности людей.

Философское осмысление мира ставит перед проблемой восприятия мира. Находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается и переходит из одного состояния в другое.

Этот вопрос поделил философов на две группы: 1. неподвижные; 2. текучие.

С развитием неподвижные породили направление метафизика, которая дает статичную картину мира. Текучие со временем стали называться диалектикой – давали динамическую картину мира.

Индукция и дедукция – методы которые разрабатывались и появились в рамках философии. Метод индукции отстаивали сторонники эмпирического познания; дедукцию – сторонники рационализма.

Философия выполняет методологическую функцию и тем что она дает общее представление о фундаментальных признаках различных явлений мира.

Другие функции философии:

4. Интегрирующая функция – объединяет различные области знания, различные области духовной культуры для решения сквозных общих проблем

Пример: Аномия – слом старой системы ценности и отсутствие новой системы ценностей. Философы начинают в общество обсуждения, привлекая общественное сознание.

5. Аксеологическая функции. философия – знание в котором есть место для оценок явлений мира. Философия разрабатывает и отстаивает различные системы ценностей, разрабатывает различные идеалы.

6. Критическая функция. Все подвергается сомнению. Одни философские взгляды критикует систему ценностей других взглядов.

7. Прогностическая функция. Философия говорит о возможных вариантах развития исходя из данного положения дел.

Основные функции философии

Все статьи сайта → ФилософияОсновные функции философии

Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции.

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая. Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его мировоззрение. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Метод и методология познания — это та «нить Ариадны», кото­рая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта про­блем познания, — а их всегда предостаточно. Однако методоло­гическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает раз­личные средства этой деятельности, указывает на наиболее опти­мальные из них. Философская методология определяет направле­ние научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Читать еще:  Умирающая кошка во сне что значит. К чему снится мертвая кошка? Не верьте глазам своим

Гносеологическая функция философии

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

Аксиологическая функция философии

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой — для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию, стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Регулятивная функция философии

С помощью регулятивной функции философия влияет на взаимосогласо­ванность конкретных действий и направлений жизнедеятельно­сти человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.

Прогностическая функция философии

Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности.

Все философские функции тесно связаны между собой, и, в зависимости от целей, задач, установок, ситуаций степень их проявления может быть различной.

Предлагаем вам посмотреть видеоматериалы по теме:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источники:

http://infopedia.su/5×3529.html
http://studfile.net/preview/2043153/
http://www.mudriyfilosof.ru/2013/01/blog-post_21.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: