Главные добродетели человека. О добродетели христианской

Важнейшие христианские добродетели

Основные положения христианства.

Вопрос 5. Иисус Христос

1. Богочеловек

Заповеди Божьи

1. С момента рождения Иисуса Христа ведется отсчет нашей эры. Описания жизни и учения Христа (Евангелия) составили его ученики и последо­ватели. Каноническими считаются Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Христос был послан в мир людей Богом-Отцом для того, чтобы муче­нической смертью искупить грехи человечества и указать людям путь к спасению.

Иисус Христос был одновременно:

• Богом, сыном Божьим, после смерти вознесшимся на небеса;

• человеком, родившимся от земной женщины, жившим жизнью чело­века и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Твор­ца и человека.)

А.А. Гусейнов в работе «Великие моралисты» пишет, что о Христе «. мож­но говорить и на языке теологии, и на языке науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики».

Еще в раннем детстве Иисус Христос проявил интерес к духовным проблемам. В 30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О своей миссии Христос говорил: «Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан».

2. Основные положения учения Иисуса Христа. Христианская религия осно­вана на представлении в том, что Бог.

• является творцом всего сущего, «видимого и невидимого» (эмпиричес­кого и идеального мира);

• един в трех лицах — Отец, сын и Дух Святой;

• является целью и смыслом мира;

• является моральным абсолютом;

• создан Богом по образу и подобию Божьему;

• наделен духом, душой и волей;

• греховен первородным грехом, унаследованным от прародителей Ада­ма и Евы, прогневивших Господа;

• может обрести спасение только благодаря Богу и церкви, которая представляет Творца на земле.

Главной целью христианина являются:

• искупление грехов, покаяние;

• воссоединение с Господом;

• обретение Царства Божия после смерти.

Эмпирический мир не ценен. Человек, погрязший в земных интересах

обречен адскому пламени.

Царство Божие. Царство небесное понимается как:

• апокалипсис, конец света, второе пришествие Мессии;

• царство духа: «Царство Божие внутри вас». Оно предназначено, по словам Христа, для:

• детей и людей, похожих на детей своими душевными свойствами («Блаженны нищие духом. Блаженны чистые сердцем. » и т. д.);

• обиженных, жертв социальной несправедливости («Блаженны плачущие, ибо утешатся. «);

• смиренных людей («Блаженны кроткие. «).

В преддверии Царства Божия человек обязан сделать окончательный выбор между Богом, добром, вечной жизнью и Дьяволом, злом, смер­тью: «. Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное» (Евангелие от Матфея).

Нравственныйчеловек должен соблюдать заповеди Христа, не сосредото­чиваться на земных благах и чувственных удовольствиях.

Причиной страданий людей является забота о материальных благах («хле­бе насущном»), Иисус говорил: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Учение Иисуса Христа обращено ко всем людям без исключения, и в пер­вую очередь к грешникам: «Я пришел призвать не праведников, но греш­ников к покаянию» (Евангелие от Матфея).

Иисус Христос вНагорной проповеди придал заповедям Моисея харак­тер гуманизма, объяснил истинный смысл заповедей.

«Не убий». Нельзя не только убивать, но даже:

«гневаться на брата своего напрасно», ссориться с ним;

выражать неуважение к другому человеку;

отрицать наличие ума и рассудка у другого человека.

«Не прелюбодействуй». Христос говорил: «. Всякий, кто смотрит на жен­щину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Грехом является не только действие, но и мысль.)

«Не преступай клятвы». «. А я говорю вам: не клянитесь вовсе» (Христос).

Человек не имеет права клясться ничем, так как все в мире во власти Божьей.

Закону мести Иисус Христос противопоставил заповедь милосердной любви:

«не противься злому» (терпеливо переноси обиды и зло);

«кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»;

«просящему у тебя дай»;

«любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро тво­рите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

Христос пояснял: «Если вы будете любить только любящих вас. не то ли делают и все грешники?»

Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия:

«. не творите милостыни. перед людьми и с тем, чтобы они видели вас. «;

«когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят. молиться, чтобы показаться перед людьми»;

«когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры. «.

Также Иисус завещал:

«. прощать людям согрешения их. «;

«. не собирать себе сокровищ на земле. «;

«. не судите других. «;

В Нагорной проповеди было сформулировано «золотое правило морали«. «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

3. Основными христианскими добродетелями являются;

* смирение. Истинный христианин должен:

* подчиняться воле Божьей, безропотно принимать посланные ему беды и испытания;

* принимать то место в мире, которое дано ему Богом (мириться с бедностью, низким социальным положением);

* не умножать количество зла в мире, быть кротким, негневливым;

* смирять свои страсти и амбиции;

* вера: истинные кротость, доброта, смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога;

* надежда. Она состоит в:

* уповании на милость Божью, его милосердие и справедливость. Уныние — неверие в милосердие Божье. Является смертным грехом, ведущим гибели души;

Читать еще:  Во сне учиться езде на автомобиле. К чему снится водить машину

* вере в утешение после смерти, обретение вечной жизни в Царстве Божьем;

* любовь. Свойства христианской любви:

* равное отношение ко всем людям.

Христианская любовь и милосердие выше объективной оценки личных качеств людей.

Иисус Христос говорил: «. будьте сынами Отца вашего небесного, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми. «

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Мировоззрение

Популярные публикации

Последние комментарии

Христианское поведение. Главные добродетели

Клайв Стейплз Льюис

Главы из книги: ПРОСТО ХРИСТИАНСТВО

Книга написана в 1942-43 гг.

Главные добродетели

Предыдущий раздел был первоначально составлен как краткая радиобеседа. Если вам разрешается говорить только 10 минут, то приходится жертвовать всем ради краткости.

Согласно с этим методом существуют семь добродетелей. Четыре из них называются главными (или кардинальными), а остальные три — богословскими. Главные добродетели — это те, которые признают все цивилизованные люди. О богословских или теологических добродетелях знают, как правило, только христиане. Я подойду к этим теологическим добродетелям позднее. В настоящий момент меня занимают только четыре главные добродетели. Кстати, слово «кардинальные» не имеет ничего общего с «кардиналами» римской католической церкви. Оно происходит от латинского слова, означающего дверную петлю. Эти добродетели названы кардинальными, потому что они, так сказать, основа. К ним относятся благоразумие, воздержанность, справедливость и стойкость.

Благоразумие означает практический здравый смысл. Человек, обладающий им, всегда думает о том, что делает и что может из этого выйти. В наши дни большинство людей едва ли считают благоразумие добродетелью. Христос сказал, что мы сможем войти в Его мир, только если уподобимся детям, и христиане сделали вывод: если вы «хороший» человек, то, что вы глупы, роли не играет.

Это не так. Во-первых, большинство детей проявляют достаточно благоразумия в делах, которые действительно для них интересны, и довольно тщательно их обдумывают. Во-вторых, как заметил апостол Павел, Христос совсем не имел в виду, чтобы мы оставались детьми по разуму. Совсем наоборот: Он призывал нас быть не только «кроткими, как голуби», но и «мудрыми, как змеи». Он хочет, чтобы мы, как дети, были просты, недвуличны, любвеобильны, восприимчивы. Но еще Он хочет, чтобы каждая частица нашего разума работала в полную силу и пребывала в первоклассной форме. То, что вы даете деньги на благотворительные цели, не значит, что вам не следует проверить, не идут ли ваши деньги в руки мошенников. То, что ваши мысли заняты Самим Богом (например, когда вы молитесь), не значит, что вы должны довольствоваться теми представлениями о Нем, которые были у вас в пять лет. Нет сомнений в том, что людей с недалеким от рождения разумом Бог будет любить и использовать не меньше, чем наделенных блестящим умом. У Него и для них есть место. Но Он хочет, чтобы каждый из нас в полной мере пользовался теми умственными способностями, которые нам отпущены. Цель не в том, чтобы быть хорошим и добрым, предоставляя привилегию быть умными другим, а в том, чтобы быть хорошим и добрым, стараясь при этом быть настолько умным, насколько это в наших силах. Богу противна лень интеллекта, как и любая другая.

Если вы собираетесь стать христианином, я хочу предупредить вас, что это потребует от вас полной отдачи и разума вашего, и всего остального. К счастью, это полностью компенсируется: всякий, кто искренне старается быть христианином, вскоре начинает замечать, как все острее становится его разум. Здесь одна из причин, почему не требуется специального образования, чтобы стать христианином: христианство — образование само по себе. Вот почему такой необразованный верующий, как Беньян, сумел написать книгу, которая поразила весь мир.

Воздержанность — одно из тех слов, значение которых, к сожалению, изменилось. Сегодня оно обычно означает полный отказ от спиртного. Но в те дни, когда вторую из главных добродетелей окрестили «воздержанностью», это слово ничего подобного не означало. Воздержанность относилась не только к выпивке, но и ко всем удовольствиям, и предполагала не абсолютный отказ от них, но способность чувствовать меру, предаваясь удовольствиям, не переходить в них границы. Было бы ошибкой считать, что все христиане обязаны быть непьющими; мусульманство, а не христианство запрещает спиртные напитки. Конечно, в какой-то момент долгом христианина может стать отказ от крепких напитков — он чувствует, что не может вовремя остановиться, если начнет пить, либо находится в обществе людей, склонных к чрезмерной выпивке, и не должен поощрять их примером. Но суть в том, что он воздерживается в силу определенных, разумных причин от того, чего вовсе не клеймит. Некоторым скверным людям свойственна такая особенность: они не в состоянии отказаться от чего бы то ни было «в одиночку»; им надо, чтоб от этого отказались и все остальные. Это не христианский путь. Какой-то христианин может счесть для себя необходимым отказаться в силу тех или иных причин от брака, от мяса, от пива, от кино. Но когда он начнет утверждать, что все эти вещи плохи сами по себе, или смотреть свысока на тех людей, которые в этих вещах себе не отказывают, он встанет на неверный путь.

Большой вред был нанесен смысловым сужением слова. Благодаря этому люди забывают, что точно так же можно быть неумеренным во многом другом. Мужчина, который смыслом своей жизни делает гольф или мотоцикл, либо женщина, думающая лишь о нарядах, об игре в бридж или о своей собаке, проявляет такую же «неумеренность», как и пьяница, напивающийся каждый вечер. Конечно, их «неумеренность» не выступает столь явно — они не падают на тротуар из-за своей бриджемании или гольфомании. Но можно ли обмануть Бога внешними проявлениями!

Читать еще:  11 сентября день девочек. Здоровье и Болезни

Справедливость относится не только к судебному разбирательству. Это понятие включает в себя честность, правдивость, верность обещаниям и многое другое. И стойкость предполагает два вида мужества: то, которое не боится смотреть в лицо опасности, и то, которое дает человеку силы переносить боль. Вы, конечно, заметите, что невозможно достаточно долго придерживаться первых трех добродетелей без участия четвертой.

И еще на одно необходимо обратить внимание: совершить какой-нибудь благоразумный поступок и проявить выдержку — не то же самое, что быть благоразумным и воздержанным. Плохой игрок в теннис может время от времени делать хорошие удары. Но хорошим игроком вы называете только такого человека, у которого глаз, мускулы и нервы настолько натренированы в серии бесчисленных отличных ударов, что на них действительно можно положиться. У такого игрока они приобретают особое качество, которое свойственно ему даже тогда, когда он не играет в теннис. Точно так же уму математика свойственны определенные навыки и угол зрения, которые постоянно присущи ему, а не только когда он занимается математикой. Подобно этому человек, старающийся всегда и во всем быть справедливым, в конце концов развивает в себе то качество характера, которое называется справедливостью. Именно качество характера, а не отдельные поступки имеем мы в виду, когда говорим о добродетели.

Различие это важно понять, ибо приравнивая отдельные поступки к качеству характера, мы рискуем ошибиться трижды.

1. Мы могли бы подумать, что если в каком-то деле поступили правильно, то не имеет значения, как и почему мы так поступили — добровольно или по принуждению, сетуя или радуясь, из страха перед общественным мнением или ради самого дела. Истина же в том, что добрые поступки, совершенные не из доброго побуждения, не способствуют формированию того качества нашего характера, имя которому добродетель. А именно такое качество и имеет значение. Если плохой теннисист ударит по мячу изо всех сил не из-за того, что в данный момент такой удар требуется, а из-за того, что он потерял терпение, то по чистой случайности его удар может помочь ему выиграть эту партию: но никак не поможет ему стать надежным игроком.

2. Мы могли бы подумать, что Бог лишь хочет от нас подчинения определенному своду правил, тогда как на самом деле Он хочет, чтобы мы стали людьми особого сорта.

3. Мы могли бы подумать, что добродетели необходимы только для этой жизни, в другом мире нам не надо будет стараться быть справедливыми, потому что там нет причин для раздоров; нам не придется проявлять смелость, потому что там не будет опасности. Возможно, все это так, и в мире ином нам не представится случая бороться за справедливость или проявлять храбрость. Но там нам, безусловно, потребуется быть людьми такого сорта, какими мы могли бы стать, только если б мужественно вели себя здесь, боролись за справедливость в нашей земной жизни. Суть не в том, что Бог не допустит нас в Свой вечный мир, если мы не обладаем определенными свойствами характера, а в том, что если здесь люди не обретут, по крайней мере, зачатков этих качеств, никакие внешние условия не смогут создать для них «рая», то есть дать им глубокое, незыблемое, великое счастье, такое счастье, какого желает для нас Бог.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Теологические добродетели

Теологи́ческие доброде́тели (англ. Theological virtues , фр. Vertus théologales , исп. Virtudes teologales ) — категории, постулирующие идеальные качества человека.

Как фундаментальная философско-богословская категория, добродетель охватывает все ценностно-значимые аспекты духовно-нравственного совершенства человека [1] . На протяжении всей истории христианской мысли учение о добродетели постоянно развивалось; многие богословы развёртывали своё видение состава этой комплексной категории, сами эти составляющие неоднократно переосмысливались. Понятие теологической добродетели, активно развиваемое в современном западном богословии — фрагмент этого цельного учения, фокусирующий внимание на т.н. трёх добродетелях, поставленных в контекст спасения человека в богословском смысле; наряду с теологическими здесь рассматриваются и четыре т.н. «кардинальные добродетели»; все они в своей совокупности составляют «7 католических добродетелей».

Несмотря на общность отправной точки (в данном случае, Новый Завет), современные западные (католические, протестантские) теологи, с одной, и православные с другой стороны могут приходить к разным трактовкам содержания некоторых элементов этой триады добродетелей. В частности, это может касаться этимологических различий между англ. love и англ. charity , выражающих в теологии то же, что и рус. любовь и греч. ἀγάπη . Со своей стороны и англ. virtue в английском одновременно выражает и понятие «добродетель», и имя одного из ангельских чинов, в то время как в русском языке этот чин называется Силы, а в греческом (греч. Δυνάμεις [динамэ]).

Содержание

Три христианских добродетели

Состав трёх христианских добродетелей — вера, надежда, любовь — сформулирован в Первом послании к Коринфянам:

Если античная этика была в первую очередь этикой справедливости, то учение Евангелия и весь Новый Завет выдвигают на первый план любовь к Богу и ближнему [1] .

Читать еще:  Почему не заносят крышку гроба в дом. Народные приметы про похороны

приводит слова Иисуса Христа евангелист Иоанн. Это же свидетельствуют и все три остальные евангелиста:

  • «Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим»… возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37–39)
  • «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12:30–31)
  • «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27)

Общую для всех христиан отправную точку в разработке учения об этих трёх добродетелях дал в VI веке Григорий Великий (папа римский Григорий I, почитаемый в православии как Григорий Двоеслов). Веру, надежду и любовь он считал основанием и источником всех остальных добродетелей, без которых невозможно достичь спасения и вечной жизни [1] :

На этих теологических добродетелях богослов призывает строить духовную жизнь, в которой должно быть «совершенное долготерпение надежды, совершенная широта любви, совершенная точность веры и совершенное усердие к деятельности». При этом, если в настоящей жизни эти три добродетели равны между собой; то «в жизни будущего века» любовь окажется больше веры и надежды, ибо последние «прейдут», и останется лишь любовь [3] .

В другом трактате Григорий Двоеслов указывает, что приобретаться теологические добродетели должны в деятельной жизни. Деятельную жизнь святитель рассматривает как необходимую предпосылку ведения жизни созерцательной. Тому, кто укротил в себе плотские страсти, остаётся ещё усовершенствовать свой дух усердием в доброделании (лат. per studia sanctae operationis ), а тому, кто «расширил» свой дух в добрых делах (лат. per sancta opera ), — распространить его на усердие во внутреннем созерцании, «ведь равным образом не будет совершенным ни тот, кто пренебрёг деланием из-за усердия к созерцанию, ни тот, кто отбросил созерцание из-за усердия к деланию» [1] [4] .

Григорий Двоеслов уподобляет любовь духовному механизму, отделяющему душу человека от мира и возносящему её к Богу, к созерцанию Божественного света [5] . Любовь предполагает полное самоотвержение, поскольку человек преуспевает в Боге, когда полностью отказывается от себя [6] .

Восток: вера, надежда, любовь

Православные богословы соблюдают преемственность единства понятий веры и верности. Оно дошло ещё с раннехристианских времён, когда греч. πιστός и лат. fidelis означало и «верующий», и «верный».

Вера есть прежде всего Божий дар (Еф.2:8), опыт переживания личного Бога — источника воскресения и вечной жизни. Как одна из основ христианской добродетели, вера—верность «подразумевает терпение и стойкость человека в ожидании исполнения Божия обетования». Она же формирует религиозную и нравственную ответственность человека за свои поступки [1] .

Отмечая, что «не всякая вера есть добродетель» (например, сопровождающаяся недостойным отношением к своему объекту: «вместо радости — с ужасом, вместо влечения — с отвращением», В. С. Соловьёв, считал добродетельной только ту веру в высшее существо, «которая относится к нему достойным образом, именно — с свободным, сыновним благочестием» [7] .

Надежда есть «бытийное самополагание человеческой личности в Боге» [1] ; она возлагается на Бога («На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек» (Пс.30:2)), чья неиссякаемая благость является источником оптимизма. Иоанн Кронштадтский писал: «Надежда происходит из веры, как растение из семени, как ручей из источника» [8] . Это — «сверхъестественная добродетель, сопровождающая человека в течение всей его земной жизни до самого момента смерти, когда отступает всякая естественная надежда». Христианская надежда осуществляется под знаком эсхатологических ожиданий: («Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» [9] ), уступая в таинстве будущего века своё место любви [1] .

Любовь — высшая добродетель и основополагающее понятие христианского нравственного учения. Её основа — в надмирной и абсолютной благости Бога: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), «…и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин.4:16). Епископ Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что, как и вера, любовь к Богу «есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святого Духа» [10] . В своей побеждающей силе она превосходит все другие этические добродетели.

Добродетель любви — «основополагающий принцип христианского нравственного отношения к человеку как к носителю богоподобного достоинства и сонаследнику божественных благ», «интегральное выражение религиозной и нравственной доблести человеческой личности». Православие рассматривает христанскую любовь как «преодоление чувственности, эгоцентризма и самоутверждения, победа высших и абсолютных нравственных начал человеческого естества, осуществление способности нравственной природы человека к обо́жению, к святости» [1] .

Деятельный и созерцательный аспект христианской любви рассматривается и как «элемент нового порядка бытия, о котором говорит Евангелие: любовь к личным врагам, прощение обидчика, благословение злословящих, молитва за гонителей, благотворение ненавистникам». Об этом Игнатий (Брянчанинов) писал: «достигши любви к врагам, достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собою отворились врата любви к Богу» [11] .

В своём Христианском катихизисе митрополит Филарет (Дроздов) рассматривает триаду вера-надежда-любовь в следующем ракурсе [12] :

  1. О вере — истолковывается Символ веры и рассказывается о семи Таинствах;
  2. О надежде — разъясняет молитву Отче наш и Нагорную проповедь как средства утвердиться в надежде на Бога;
  3. О любви — сквозь призму Десяти заповедей рассказывает о любви к Богу и ко всему, что Он любить повелевает.

Источники:

http://studopedia.ru/2_38749_vazhneyshie-hristianskie-dobrodeteli.html
http://idoorway.mirtesen.ru/blog/43412039422/Hristianskoe-povedenie.-Glavnyie-dobrodeteli
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1648247

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector