Где и когда жил илья пророк. Вознесение живым на небо

Пророк Илия снова придет на землю?

Православная Церковь знает много святых, каждый из которых сохранил свои индивидуальные человеческие черты. Одни из них действовали исключительно лаской и добротой, другие, напротив, были строгими обличителями. Особое место среди них занимает пророк Илия. Некоторые его поступки сегодня для многих из нас могут показаться слишком жестокими и даже безжалостными на первый взгляд. Однако почему же его так возлюбил Бог, что сразу же исполнял то, что он попросит? Предлагаем подумать об этом вместе.

Рождение и возрастание святого пророка

Святой родился еще за 900 лет до прихода в мир Спасителя. Его родным городом была Фесвия в стране Галаадской, что граничит с Аравией. Поэтому он и получил еще прозвище Фесвитянина. Само же имя Илии в переводе с еврейского звучит как «Яхве — мой Бог» (где «Яхве» — таинственное имя истинного Бога), еще его переводят как «крепость, сила Господня». По одному преданию, которое передает Епифаний Кипрский, отец его Савах при рождении сына вдруг увидел светлых людей (ангелов), которые пеленали младенца огнем, а в уста вкладывали пламя.

Испуганный видением, Савах обратился к первосвященникам за объяснением. Один из них, считавшийся прозорливым, успокоил его, сказав, что его сын сподобился чести быть великим «сосудом благодати Божией». И еще добавил:

Слово его будет, как огонь, сильно и действенно, будет велика и ревность его о Господе, и будет судить он Израиль оружием и огнем

Предсказание это, как увидим, сбылось в точности. Пока же будущий пророк Божий рос, удалившись от соблазнов в пустыню, чистой и святой жизнью, пребывая в постоянном общении с Богом. Он был первым ветхозаветным девственником и великим постником. За его праведную жизнь, ревность о благочестии и возлюбил его Господь.

Обличение нечестия и заключение неба

В те времена, когда жил святой, Самария была столицей Израиля, и правил в ней царь Ахав. Супруга его, Иезавель, будучи дочерью сидонского царя, насадила в стране культ сидонского Ваала. Конечно, этого не мог вынести праведник Илия. Имея большую ревность по Богу, он пришел разгневанный к царю Ахаву и обвинил его в идолопоклонстве, уговаривая самому вернуться и возвратить народ к поклонению настоящему Богу Израилеву.

Однако царь не хотел его слушать. И тогда, желая от слов перейти к делу, пророк Илия изрек следующие слова:

Жив Господь, от сего времени не упадет на землю дождь или роса, разве только по моему слову

Так и произошло, Господь исполнил его слова: стоило Илии произнести их, как небо тут же закрылось и наступило бездождие. Восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод , — писал об этом в своей Книге Сирах (Сир. 48:1-2). В стране началась сильная засуха и, как следствие, голод, умирали не только люди, отвернувшиеся от Бога, но и животные. Праведник рассчитывал, что Ахав раскается, но тот озлобился еще больше. Когда прошел год, Господь сжалился над своим заблудшим народом и хотел уже дать дождь, но, оставаясь верным произнесенному Илией, ждал его слова.

Так, через птицу Господь хотел научить Илию состраданию. Он показывал, что хищная по природе птица, которая ни о ком больше не заботится, как о себе, сама не ест, а приносит мясо пророку. Однако Илия был непреклонен: он не мог терпеть безбожия израильского народа, пусть даже сам умрет от голода. А пророк Божий не торопился их произносить, так как ждал покаяния. Вместе с людьми он и сам страдал, изнывая от голода и жажды, но желал лучше терпеть это, чем идолопоклонство, предательство истинного Бога. Бог пожалел своего избранника и наказал ему идти к Хорафскому потоку напротив Иордана. Из потока он пил воду, а ворон, посланный Богом, приносил ему каждый день еду: утром — хлеб, а вечером — мясо.

Воскрешение отрока в Сарепте

Когда в потоке вода закончилась, Господь велел пророку Илие идти в Сарепту Сидонскую, к одной бедной вдове. Святой попросил у нее еды. Однако все, что у нее оставалось, — горсть муки и чуточку масла. Тогда пророк сжалился над ней (именно с этой целью и послал его туда Господь) и сотворил так, что муки и масла у нее никогда не убывало до тех пор, пока не прекратится голод.

Однако вскоре от болезни умер сын вдовы. Она очень скорбела об этом, считая, что Бог наказал ее за старые грехи. И тогда святой праведник, помолившись над сыном вдовы, трижды дунул не него и воскресил. Это был первый в истории случай воскрешения мертвого.

Существует версия, по которой воскрешенный пророком Илией мальчик был будущий пророк Иона. Он известен тем, что был проглочен китом и, проведя в его желудке три дня, остался жив и затем был выброшен назад (прообраз Воскресения Христова). Также от своего «воскресителя» Иона унаследовал непреклонную ревность по Богу: подобно Илие, он не хотел пощадить погрязших в нечестии ниневитян.

Избавление народа от голода

Когда прошли три года бездождия, Господь возвестил своему избраннику, что Ахав уже готов принести покаяние. Илия вернулся в Самарию, где встретился с царем. Он предложил ему дать двух жертвенных тельцов своим «пророкам» и двух — ему, и посмотреть, чью жертву примет Господь. Чей Бог пошлет огонь на тельцов, Тот Бог и истинен.

Царь повелел так и сделать. Полдня Вааловы жрецы просили перед жертвенником своего «бога» ниспослать огонь на их тельцов, они скакали, громко кричали, пронзали себя ножами и били бичами, но ничего не произошло. После этого истинный пророк Божий повелел даже провести к своему жертвеннику ров с водой. По первому же его слову Господь послал огонь, который сжег не только тельца, но даже камни и всю воду со рва.

Читать еще:  Есть ли жизнь после смерти ответьте пожалуйста. Существует ли жизнь после смерти — истории очевидцев

Ахав вынужден был признать свое поражение, он разрешил Илие отвести жрецов к реке. Там пророк сам с ними жестоко расправился, заколов, а трупы пустив по воде, чтобы земля не заразилась их смрадом. Нужно понимать, что поступок этот совершил ветхозаветный человек, которому законом повелевалось так поступать с идолопоклонниками, особенно же с теми, кто призывает других поклоняться идолам.

Тогда пророк Илия приказал Ахаву поскорее запрягать свою колесницу, так как скоро польет дождь. Он помолился на горе, и после этого действительно полился большой дождь, напитавший землю. Царь, раскаявшись, оплакивал свои заблуждения, когда ехал в колеснице, сам же пророк бежал перед ней, радуясь о славе и правде Божией.

«Глас хлада тонка»

Разумеется, царица Иезавель не могла простить праведнику убийство своих жрецов: она пригрозила ему смертью. Тогда Илия вынужден был удалиться в Вирсавию в Иудейском царстве, где пребывал в пустыне. Большая скорбь объяла святого, он думал, что все труды его были напрасны. Он просил Господа забрать его к Себе, так как не мог больше выносить царящего беззакония. Тогда дважды являлся ему ангел, подкрепляя пищей и едой. Он повелел ему идти к горе Божией Хорив. Илия шел туда сорок дней.

На Хориве пророку Божию показал Себя Сам Господь. Вначале была большая буря, затем землетрясение, а потом огонь. Но Бог был не в них. Он был в тихом веянии легкого ветерка ( гласе хлада тонка ), и так явил Себя не случайно. Господь хотел показать Своему избраннику, что не природными явлениями можно убеждать людей, но что лучше воздействовать на них долготерпением, кротостью и любовью.

Затем Сам Господь заговорил к Илие. Он утешил его и поддержал, сказав, что не все еще предали Его в Израиле, там осталось еще семь тысяч приверженцев истинного Бога. Также Он предвозвестил пророку о скорой гибели всего дома Ахавова, что вскоре и исполнилось.

Покаяние Ахава

Ахав не мог успокоиться, но не потому, что его «бог» был разоблачен, но потому, что у одного из израильтян был чудесный виноградник, который ему очень нравился. Царь предложил ему выкупить этот виноградник, но израильтянин отказал, так как он достался ему в наследство. Иезавель поступила хитрее. Она написала ложное обвинение на хозяина виноградника, и того жестоко убили камнями.

По закону виноградник достался царю. Однако на пути к нему Ахав повстречал пророка Илию. Тот ему сказал, что за нечестивый поступок царь будет наказан: на том же месте, где пролил кровь его подчиненный, псы и свиньи будут облизывать кровь самого царя. Его же супругу растерзают собаки, а весь их род вскоре оборвется. И только тогда Ахав, поверив пророку, действительно раскаялся и наложил на себя пост.

Видя его искреннее покаяние, Господь возвестил Илие, что отложит «развязку» с родом Ахава, пока тот сам не умрет. Спустя три года царь погиб на войне. Когда его тело привезли в Самарию, колесница с ним проезжала как раз по тому месту, где убили израильтянина, и царскую кровь, которая с него стекала, действительно облизывали свиньи и собаки. Сбылось и пророчество, касающееся жены и наследников Ахава.

После него страной стал править сын Охозия, тоже бывший язычником. Однажды он, выпав из окна, тяжко заболел и направил послов к жрецам Ваала узнать о своей участи. По дороге послов встретил пророк Илия. Он сказал им, что царь скоро умрет, так как пренебрег истинным Богом и отправил их с вопросом к ложному. Что вскоре и произошло. Его престол занял младший брат, после которого династия Ахава прекратилась.

Пророк Елисей и вознесение на небо

После помазания на пророческое служение Елисея тот ни на шаг не отступал от Илии, учась у него всему. Праведник знал, что скоро будет взят на небо, и спросил ученика, что тот хочет, чтобы он исполнил, прежде чем покинет его. Елисей ответил: Прошу, чтобы во мне было вдвое больше того духа, что в тебе .

Когда они проходили Иордан, стоило Илие ударить по воде своим плащом, как река тот час же расступилась, и они смогли пройти. Вскоре Елисей увидел, как в вихре с неба спустилась огненная колесница и забрала на небо живым пророка Божия. Позже оттуда к ногам Елисея упал чудодейственный плащ (или милоть) Илии в знак того, что обещание будет выполнено. Точно так же перед ним сделали проход воды Иордана, когда он ударил по ним милотью.

Приход перед Вторым пришествием

Можно было бы считать, что жизнеописание святого на этом закончилось, но это не так. Известно пророчество о том, что Илие надлежит возвратиться на землю перед Вторым, уже во славе, пришествием Господним. Сопутствовать ему будет Енох, другой великий праведник, который жил еще до Великого потопа и тоже во плоти был взят на небо.

Вместе они будут обличать антихриста и укреплять верных. Затем их прилюдно умертвят, однако спустя три дня жизнь вернется в тела святых, они вновь живыми взойдут на небо. Об этом подробно рассказывается в книге «Откровение» апостола Иоанна Богослова (Откр. 11:1-13).

Однако пророчество о возвращении пророка Илии на землю было известно еще в Ветхом Завете. Вот что, например, повествует пророк Малахия:

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4:5-6)

Поэтому когда появился такой праведник, как Иоанн Предтеча, не удивительно, что многие сравнивали или даже считали его Илией. У них действительно было много похожего: оба были девственники и невероятные постники, оба жили в пустыне, носили власяницу, кроме того, были грозными обличителями и ревнителями о славе Божией. Даже Господь на вопрос о пророке Илии ответил, что он уже пришел, имея в виду Иоанна Крестителя и подразумевая то, что Иоанн имел силу и славу Ильину, один с ним дух.

Читать еще:  Универсальном научном методе назвав его позитивным. Возникновение и развитие позитивизма

2 августа — Ильин день

Память святого мы совершаем ежегодно 2 августа, этот день получил еще в простонародье наименование Ильина дня. Мы чтим его как величайшего из пророков, с которым мало кто из живших на земле сможет сравниться. Не удивительно, что на Фаворе во время Преображения Христу явились именно Илия и Моисей, с Ними Господь разговаривал. Бог и при жизни всегда собеседовал с Илией, исполнял каждое его слово.

У славянских народов пророк Божий имеет особое почтение. Вот почему в этот день большим грехом считался даже самый незначительный труд. Говорят: на Ильин день и камень не прорастает. Кроме того, Илию особенно почитают земледельцы, так как он имеет власть над стихиями. Первый хлеб нового урожая всегда приносили на освящение в этот день. Мы же просим святого укрепить нас в вере и дать такую же ревность о Боге, как у него.

Больше о ветхозаветном праведнике можно узнать в передаче из цикла «Закон Божий»:

Восходили ли Енох и Илия на небо?

Рассмотрим вначале повествование о Енохе. Апостол Иуда говорит, что Енох был седьмым от Адама (см.: Иуд. 1: 14). В Библии есть две фразы, повествующие об окончании его земной жизни: в Ветхом Завете сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24); о Енохе также говорит апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11: 5). В обеих фразах нет ни слова о небе. Сказано лишь, что Енох был переселен, но разве переселение должно обязательно быть на небо? Енох был перемещен в некое место, но это не то место, куда взошел Христос. Святитель Григорий Палама говорит: «Еноха переместил Бог; следовательно – переместил его на небо? – Прочь, такая мысль! – Потому что, как говорит Евангелие, “никтоже взыде на небо, токмо Сшедый с небесе”»[1]. Столь же апофатично об участи Еноха высказывается и святитель Феофилакт Болгарский: «Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет – мы знаем, но где или как – неизвестно, так как в Писании не сказано об этом»[2]. Поэтому и говорить, что слова Христа противоречат жизнеописанию этого праведника, нет ни малейшего основания.

Особого внимания заслуживает еще один аспект в анализе текстов Ветхого и Нового Заветов. Спаситель говорит о Себе как об активном участнике восхождения на небо, а Енох пассивно участвует в переселении. Подчеркнем, что Спаситель Сам взошел на небеса, Еноха же переселил Бог и не на небо, а в некое место.

Что случилось с другим ветхозаветным праведником, который, как и Енох, пока что не вкусил смерти? Куда же вознесся пророк Илия?

Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илии и его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужели Спаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий слова Христа? Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во времена Спасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророка Илии на небо.

Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места.

Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо:

«И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо» (4 Цар. 2: 11).

Единственное отличие от Масоретского текста в частице «яко», однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы?

Святитель Иоанн Златоуст: «Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь»[3].

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямо на небо»[4].

Святитель Фотий: «И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а “яко на небо” (4 Цар. 2: 11). Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся»[5].

Евфимий Зигабен, цитируя блаженного Феодорита Киррского, говорит: «Повелевается им (ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а – как бы на небо»[6].

Преподобный Максим Грек: «Также и Илия взят был не на небо, но яко на небо»[7].

Гимнографические произведения также говорят об относительном вознесении пророка:

Читать еще:  К чему снится дочь по соннику. «Сонник Потерять дочь приснился, к чему снится во сне Потерять дочь

Так, Преп Андрей Критский воспевает: «Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй»[8].

Преп. Роман Сладкопевец, замечает, что, прор. Илия хоть и был вознесен, но не сподобился войти в рай: «Илия же, седяй на огненней колеснице взыде, яко на небо, якоже пишется, но не достиже небесе»[9].

Из приведенных цитат следует, что пророк Илия был взят не на небо. Но куда? И где он находится сейчас? Пророк был поднят на воздух («яко на небо»), однако это небо не одно и то же с небом духовным, раем. Весьма апофатично об этом размышляет преп. Симеон Новый Богослов: «Илия был взят на огненной колеснице и прежде него Енох, не на Небеса, а в некое другое место, хотя и не сам по себе, однако же был преложен»[10]. Более катафатичный образ даёт Святитель Григорий Двоеслов. Он описывает место пребывания пророка Илии так: «Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного… так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти»[11].

Пророк Илия вознесся «яко на небо» не собственной силой, но на огненной колеснице, при помощи ангелов, как писал святитель Фотий[12]. Так в вознесении Илии проявилась его человеческая природа и человеческая немощь, он не мог сам взойти на небо и был вознесен ангелами. Христос, возносясь, показал Свою Божественную природу и всемогущество. Святитель Григорий Двоеслов говорит: «Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, яко человек, не мог быть без внешних пособий. Это пособие сделали ему ангелы, когда он восходил на воздушное небо; ибо он сам собою не мог вознестись и туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделиться от земли; между тем как Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо, потому что Он возвратился туда, откуда сошел; вошел туда, где от века имел пребывание: ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землею»[13]. Следовательно, Спаситель, Сын Человеческий, вознесся Сам на небо, как и обещал, а Илия был поднят в воздух и помещен в сокровенную область земную.

Если Илия был взят «яко на небо», то что же за небо, на которое взошел Спаситель? Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, Сын Божий «делается Человеком, но не покидает небес и лона Отчего»[14] и, обожив человеческую природу, «восходит туда, где был прежде как Бог»[15]. Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, восприняв человеческую природу, возносит ее в «лоно Отца», или, как говорится в Евангелии, одесную Бога (см.: Мк. 16: 19). Туда, куда ни один из людей, ни даже ангелы, не могут взойти, туда, где только Дух проницает глубины Божии.

Итак, мы коснулись таинственного сокрытия Богом двух ветхозаветных праведников. Пророк Илия и Енох были перемещены в некое сокровенное земное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророки не восходили на небо, в этом не встречается разногласия со словами Христа, произнесенными в ночной беседе с Никодимом: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13).

Пророк Илия был взят живым на Небо. Почему он?

Из истории Христианства мы знаем только двух людей, которых Бог взял живыми на Небо. Они не умерли, но в то время, когда жили, так угодили Богу, что Он их забрал к Себе.

И оба эти праведника жили еще во времена Ветхого Завета, еще до пришествия Христа на землю. Это были Енох и Пророк Илия.

В те времена, когда на земле процветало идолопоклонство, а истинного Бога знал только народ Иудейский, мир был очень жесток. Непрестанные войны, одни племена пожирали другие, люди были довольно-таки грубы, и о какой-либо духовности речи почти что и не шло. Еще не было проповедано Евангелие, не были раскрыты более высокие смыслы жизни, людям еще неизвестно было, что есть вечность. Лишь только некоторым, кого Бог избирал, Он открывал свои высшие тайны.

Таким человеком был и Илия Пророк, который жил в еврейском народе. Евреи постоянно уклонялись в идолопоклонство, забывая о Боге, и Он посылал пророков, чтобы те напоминали народу Божию, о его предназначении, о том, что они призваны служить Богу, а не поклоняться идолам и бесам.

Пророк Илия был девственником, что для того времени считалось чем-то необыкновенным, и жил за 900 лет до Рождества Христова. С юных своих лет он жил в пустыне, подвизался в посте и молитвах. Бог призвал Илию на пророческое служение в царствование царя Ахава, который был идолопоклонником, и совращал еврейский народ на те же мерзкие деяния.

Пророк Илия совершил множество чудес, чем приводил народ еврейский к покаянию и возвращал их на путь истинный. Он всегда ратовал о Славе Божией, чтобы прославлялся Бог, чтобы евреи не уклонялись в служение идолам.

Именно за свою пламенность, за свою ревность, за свою веру и верность Богу в те очень сложные времена, Пророк Илия был взят живым на Небо. Но почему именно он, а не кто-то другой? Потому что Бог нашел его достойным.

Как известно нам из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса), Пророк Илия и Енох придут вновь на землю в последние времена, чтобы проповедовать покаяние и обличать антихриста, после чего их убьют, а потом они воскреснут и вновь взойдут на Небо. А дальше будет конец и Страшный Суд, после которого настанет вечная блаженная жизнь для праведников.

Пророк Илия угодил Богу своим жительством, и получил от Бога такой великий дар. Да будем и мы угождать Богу, чтобы получить от Него тоже дары, каждому в свою меру.

Источники:

http://megapoisk.com/prorok-ilija-vzjatyj-zhivym-na-nebo
http://pravoslavie.ru/55239.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5be1ca3a5bdd7500a9b5059c/5d42d82204af1f00ad3f1cda

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: