Где андрей ткачев. Протоиерей Андрей Ткачев: биография, семья

«Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева

11 ФЕВРАЛЯ 2019 КСЕНИЯ ВОЛЯНСКАЯ

О протоиерее Андрее Ткачеве приличные люди уже не говорят. Я имею в виду интеллигентных православных, у которых при вопросе «читали, что Ткачев сказанул?» уже дергается глаз и скрипят зубы. «Сколько можно про этого маргинала неотесанного, от паствы сбежавшего, наглого женоненавистника? Давайте о хорошем! Давайте будем их игнорировать!» Игнорировать — это легко и приятно, но разве Ткачев от этого исчезнет? И главное — разве исчезнут его почитатели, из одной чаши с вами причащающиеся, с восторгом его грубость приветствующие и оправдывающие?

Вдруг кто не в курсе, о чем, собственно, речь?

Впервые православные были шокированы стилем проповеди Ткачева еще в Киеве, когда в дни Майдана он заявил на проповеди, что не молится о «мятежниках» и не жалеет их, а молится об укреплении власти. Вскоре после этого он и оказался в Москве — проповедники кнута в России очень востребованы.

Здесь стал вдохновенно поливать грязью покинутую родину и разжигать ненависть к украинцам: «Украина со всей своей свинской идеологией, со своим бесовским менталитетом, бытовым сатанизмом никакая не братская» .

Потом всплыла запись с откровенной пропагандой насилия над женщиной, в котором Ткачев прославлял паранджу, призывал мужчин ломать женщин «об колено, отбивать ей рога, ломом, ребром ладони, кто как силен, гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину, делать с ней не знаю что» , и кричал, что «бабы наглые — если она в лоб не получит хотя бы раз в жизни — она не поймет. Им нужно рожать и бояться» . Потом, вынужденный оправдываться, он назовет все это «болевой метафорой», непонятой «обиженными недоброжелателями».

Если смотреть некоторые видео Ткачева последнего года, не зная этого бэкграунда, можно удивиться, что это некоторые так его не любят? Ну, нормальный такой батя, живой, говорит на современном языке, против обрядоверия выступает, семейные ценности пропагандирует, все как обычно в поповской риторике — только живенько, простенько, не заумно, как пишут зрители — динамично, строго, убедительно.

Но порой прорывается истинное лицо Ткачева, что заставляет даже преданных зрителей и поклонниц писать в комментариях: «О. Андрей, может вам нужно отдохнуть, или самому на исповедь сходить… Вы себя-то видите? Помощи Божией вам, и духовного здравия. Оно у вас пошатнулось. Простите Христа ради».

И интересно, что вспышки неконтролируемого гнева у проповедника вызывает только одна тема — женщины, которые ведут себя неправильно, с точки зрения Ткачева. В первую очередь это женщины и девушки, ведущие нецеломудренный образ жизни, «блудницы» и «шалавы», «бессовестные сволочи, развратницы», а также женщины независимые, смеющие жить своим умом, без опоры на мужика или не сообразуясь с церковными законами.

«Женщина не создана управлять жизнью, — вещает Ткачев. — Она создана варить кашу, вытирать задницу, мыть горшки. Вешать занавески. И быть счастливой. И не делать абортов. Для этого должен быть мужик, который управляет жизнью. Кормит ее, бережет ее, не отдает ее на стол палача и отвечает за жизнь».

Тут явно что-то личное, какая-то драма, уходящая корнями в детство или юность. Гадать бессмысленно, но не надо быть психологом, чтобы увидеть: ничто не вызывает такой ненависти в Ткачеве, как блуд, причем преимущественно женский. Он вообще корень всех зол видит, вопреки святоотеческой традиции, вовсе не в гордыне — а именно в блуде. «Блуд — это интегральная, фундаментальная реальность, которая мотивирует людей на все преступления».

Но под горячую руку может достаться даже православной зрительнице, которая задала вопрос: что делать, когда, отойдя от исповеди, вспоминаешь еще один грех. Нормальный неофитский вопрос. Нежданно-негаданно он вызвал у Ткачева всплеск злобы: бедная женщина тут же была обвинена в том, что видит только мелкие грехи, «пыль», а страшных блудных грехов не видит. Очевидно, прозрел батя через экран духовную сущность вопрошающей и порекомендовал ей наедине с собой «ковыряться в своем дерьме», а не загружать попов.

Попутно назвал ходящих на исповедь с бумажками — бандой шизофреников. «Ух, я б вам… Не те времена, а то я бы вас построил, если б мне дал Бог власти».

О многом говорит реакция публики на такое поведение в эфире. Публики в основном женской: «Молодец, супер. Только так и нужно. Живой, настоящий, очень мощный». «Вы нам очень нужны. С нами, видимо, только так и надо разговаривать…» «Так, так нас, батюшка, может мозги у нас на место встанут!» Простым работягам, которых достают вечно пилящие жены, такое богословие абьюза как бальзам на душу: «Настоящая любовь — это строгость. Продолжайте в том же духе Протоиерей Андрей Ткачев». «Православный харизмат. Красавчик! Все по делу!! Самый лучший православный проповедник нашего времени!» «Горячий батя, правильный. В наше время такой только и нужен. Чтоб горел и по башке бил. Наотмашь».

А что удивляться: ведь большинство православных женщин — это девочки, на которых орали в детстве и которых лупили ремнем за двойки, которые привыкли, что отец орет на жену, а то и бьет ее, на которых орали в школе, которых унижали любовники, мужья, начальники, для которых абьюз — естественная среда жизни.

Все было бы просто, если бы Ткачев был бездарным необразованным неумным хамом. Несмотря на отсутствие законченного высшего образования (два года учился в Московском Военном институте при Минобороны на факультете спецпропаганды) он начитан, и не только в святоотеческой литературе, не мямлит, не лезет за словом в карман, артистичен и неглуп. У слушателей и зрителей порой возникает вопрос: это под воздействием неких веществ человека порой так «несет», это его истинные взгляды или сознательная игра на публику, тонко продуманный имидж?

Еще лет двадцать назад он, говорят, таким не был. Тогда многие верующие ждали его публикаций в журнале «Отрок» и ценили его за умение говорить на понятном воцерковляющейся молодежи языке.

Итак, в чем же секрет успеха Ткачева?

«Во-первых, актуальный ныне типаж — демонстративно брутальный хам с шуточками-прибауточками. Такой образ „героя нашего времени“ усердно поддерживается в последние годы госпропагандой, нацеленной на „патриотизм и милитаризм“.

Во-вторых, нарочито экспрессивная мимика и жесты — он живенько выглядит на общем сером фоне, выделяется, но „по-простецки“, не вызывая чувства классового отторжения.

В-третьих, властные манеры: „Входит некто православный, говорит: „Теперь я главный…““ — народу это нравится, особенно во времена тревожной неопределенности, патернализм и иллюзия „сильной руки“.

В-четвертых, четкие образы врага — это объединяет любителей жанра и внушает им мысль, что они не „хужевсех“».

Добавлю от себя — Андрей Ткачев производит впечатление человека, имеющего привычку прикладываться к бутылке. Специально подчеркиваю — производит впечатление. Утверждать не могу, это виднее тем, кто его знает не по роликам на YouTube. Бросается в глаза типичное для пьющих упрощение мышления и резкие эмоциональные перепады. Ну, а российской публике такое понятно и близко, Ткачев может заместить для уже взрослых людей отца, такого обычного во многих семьях — орущего чуть что, запойного субъекта, уверенного в своем праве воспитывать тумаками и ремнем.

Опять же простота — многие ее любят. Узок круг тех людей, кому нужны Шмеман, Блюм и Чистяков, страшно далеки они от народа. Неприятны их спокойные, размышляющие, слишком интеллигентские интонации — они чужды простому народу, раздражают, как когда-то шляпа и очки. Они для гурманов. А Ткачев — что-то вроде шаурмы, четко и остро благоухающий фастфуд. Церковный жириновский, которого можно смотреть, хлопая себя по ляжкам: «Не, ну ты глянь, как загнул!»

А мне вот интересно понять, откуда он такой взялся, и главное — почему его так много? Его и о. Дмитрия Смирнова . Но Ткачев на двадцать лет моложе, он, конечно, уже дедушку обгоняет. Утюг включи — там Ткачев. На «Спасе», на «Елицах», на «Царьграде», на «Радонеже», на «Русской народной линии», а еще у него свой сайт, отдельный канал на YouTube, где под каждым роликом десятки тысяч просмотров, страница в ВК, Одноклассниках, недавно появился инстаграм, там уже 153 тысячи подписчиков. Некий ютуб-блогер Шахматов — бледное подражание Дудю — записал выпуск с Ткачевым уже для совершенно светской аудитории: называется «Интервью с протоиереем (полковником) Андреем Ткачевым» . Думаю, эфир у Дудя еще впереди. Светской аудитории не может не быть интересен поп в формате «пахана» или крестного отца — непрошибаемая самоуверенность, презрение к окружающим вкупе с внешностью часто пьющего без закуски…

Читать еще:  Как правильно расставить столы в офисе. Рабочий стол по фен-шуй

Вся эта бешеная миссионерская активность, безусловно, нуждается в финансовой подпитке — вряд ли монетизация ютуб-канала может быть единственным ее источником.

А еще Ткачев успевает преподавать детям олигархов и чиновников Закон Божий в элитной гимназии Василия Великого, где в год за обучение ребенка надо заплатить почти 800 тысяч, при поступлении — еще 600 тысяч, а при переводе из 4 в 5 класс еще сто тысяч. Главой попечительского совета гимназии является Константин Малофеев, засветившийся в поддержке сепаратистов на Украине. Не этот ли одиозный персонаж так активно раскручивает Ткачева? Хорошо иметь прикормленного медийного попа, который в случае чего «динамично, строго, убедительно» донесет до народа нужную позицию, расскажет про мессианство русской государственности и о том, что бунтовать нельзя — бунтовщики прокляты; или про пенсионную реформу высказаться — и с какой кротостью, не то что про женские исповеди! «Я, — говорит , — не лезу в это дело. Радуйтесь той пенсии, которая есть. Современный человек не достоин даже того, что имеет. Есть специалисты, вплоть до его величества президента, пусть решают. Представьте, что живете при царе батюшке — какая вам пенсия? Никакой пенсии. Вот Суворов в 70 лет Альпы перешел. Вот тебе пенсионер! Нужно вошкаться до самой смерти! Работать надо, пока движешься».

«Этому человеку стоит кардинально ограничить общение с людьми, не говоря уже о принятии исповеди и публичной проповеди. Он явно упивается вниманием со стороны поклонников и реализует свои садистические наклонности, особенно в отношении женщин. Это серьезная опасность и для Церкви, и для его души» , — написал в комментариях под одним из последних нашумевших видео Ткачева один трезвомыслящий человек. Понимает ли Церковь эту опасность?

Думается, напротив: Ткачев — очень удобный человек, и явно не только для священноначалия, которое моментально ограничивает медийную активность священнослужителей, смеющих иметь личную позицию. Так что объяснение, что Ткачев вещает из каждого утюга, потому что имеет право на личное мнение — не прокатит. Трансляция его мракобесных мнений явно удобно его начальникам, а следовательно, ответственность за распространяемую им агрессию и мизогинию несут и они.

Увы, Ткачев — это и есть лицо современного российского православия, его месседж обществу.

Андрей Ткачев — биография, работа и семья священнослужителя

Публичная личность, чьи высказывания вызывают неоднозначную оценку, автор многих книг, статей, ведущий и гость телепередач — все это можно сказать о протоиерее Андрее Ткачеве. Его биография и фото семьи интересуют многих, не только верующих. Правда, духовное лицо не любит выносить на публику свою личную жизнь. Но батюшка всегда готов к открытому диалогу как со своими сторонниками, так и недоброжелателями.

Школьные годы и служба в армии

Родился Андрей во времена Советского Союза, в столице Украинской ССР, г. Львове, 30 декабря 1969 г. Родители отправили сына учиться в русскую школу. Крестили его в раннем детстве, но сознательный выбор в пользу своей веры он сделал в подростковом возрасте. По словам самого о. Андрея, он остро ощущал «тоску и бессмыслицу» окружающего мира, в котором отсутствует Бог. Сам себя священник называет «самоучкой», но это не совсем верно. За спиной у него не одно учебное заведение:

  • Московское суворовское военное училище — в 15 лет (1984) по настоянию родителей стал курсантом.
  • Военный институт Министерства обороны СССР — факультет спецпропаганды, специализацией стал персидский язык. Обучение было не окончено, поскольку молодой человек не проявлял к нему никакого интереса.

Последовала служба в рядах Советской армии. В свободное время Андрей Юрьевич изучал «Бхагавад-Гиту» (священная книга в индуизме, написанная на санскрите, переводится как «Божественная песнь»). После демобилизации вернулся во Львов, где работал сначала грузчиком в магазине.

Начало церковной карьеры

Один из друзей привел Андрея в церковь — послушать музыку, помолиться. Так молодой человек начал читать Евангелие, изучать другую христианскую литературу. Пошел работать сторожем при храме, был пономарем (звонил в колокол). По совету духовника (священника, который принимает исповедь) отучился в Киевской духовной семинарии экстерном (с 1992 по 1994).

Во время обучения познакомился с будущими архимандритами Лонгином (Чернухой) и Кириллом (Говоруном). Затем поступил в Духовную академию, но не приходил на лекции, за что и был отчислен. Позже батюшка говорил, что просто не успевал на занятия, поскольку вел очень активную жизнь.

Посвящение в сан диакона состоялось в Киеве, чуть позже в том же 1993 году принял священническую хиротонию (стал иереем — духовным лицом с правом совершения таинств и обрядов). Начал службу в храме Святого Георгия Победоносца (Львов). С самого начала духовного пути отец Андрей Ткачев работал с молодежью — преподавал Закон Божий в одной из школ, читал лекции во Львовской богословской академии.

В 2005 г. состоялся переезд в украинскую столицу — надо было регулярно участвовать в съемках телепередач на телеканале «Киевская Русь». В тот момент на руках у духовного лица была лишь открепительная грамота от Львовской епархии, постоянного места работы не было. Служил где придется, в нескольких разных храмах.

Затем по просьбам прихожан настоятель храма Агапита Печерского взял о. Андрея в клир, там он продолжал служить с 2006 по 2014 г. Карьера пошла в гору — в 2013 батюшка стал руководить миссионерским отделом Киевской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Переезд в Россию

Духовное лицо известно своими неоднозначными высказываниями не только на религиозные темы. Батюшка имеет свою четкую гражданскую позицию, которую не стеснялся высказывать и во время кризиса российско-украинских отношений в 2014. Произошел конфликт московского и киевского патриархата. Протоиерей в результате решил перебраться в Москву, потому что опасался преследований.

Новый храм, временно приютивший батюшку — домовая церковь МГУ (во имя мученицы Татианы). В августе духовного отца сделали сверхштатным клириком храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Основным местом служения для нового клирика являлась подмосковная гимназия святого Василия Великого, там он возглавил один из отделов. На службах же присутствовал только в свободное от послушания время.

Из бесед со священником стало понятно его отношение к УПЦ, которую он именовал «двусмысленной организацией». По мнению Андрея Юрьевича, там собралось слишком много «двуличных козлищ», а само украинское государство он назвал «бараком буйно помешанных». В России, по его мнению, намного больше духовных пастырей. На Украине же «люди сошли с ума», потому что на самом деле их вера лишь показная и они потеряли связь с Господом.

Сейчас протоиерей является штатным клириком храма святителя Василия Великого Патриаршего подворья в селе Зайцево (Московская область, Одинцовский район). От прежнего послушания в храме Воскресения Словущего он освобожден в октябре 2017 г.

Часто произносит проповеди в храме Христа Спасителя, в Успенском соборе Кремля на патриарших службах. Входит в состав Межсоборного присутствия (до 2022) — церковная организация, которая содействует РПЦ в подготовке важных решений относительно внутренней жизни и общественной деятельности.

В России священник пользуется благосклонностью высокопоставленного духовенства, в частности, патриарха Кирилла (Гундяева). Об этом сам патриарх заявил в недавнем выступлении на встрече с молодежью, видео имеется в открытом доступе. Патриарх заявил, что сразу понял, что о. Андрей может внести большой вклад в нравственное воспитание молодежи и «с любовью принял его».

Успешный автор

Андрей Юрьевич успевает не только выступать и вести телепередачи. Он пишет довольно много книг. Их можно приобрести не только в церковных лавках, но и через интернет-магазины. Очень оперативно выпускаются новинки в электронном формате, которые стоят на порядок дешевле, чем бумажные. Новинки 2019 года имеют разную тематику:

  • «Живое слово. Библия про наши радости и беды». Автор считает, что великая книга — это не собрание пыльных нравственных законов, а слово, обращенное к каждому современному человеку, живущему на планете.
  • «Возраст зрелости. Время мудрых, счастливых и немного святых». Протоиерей объясняет, что старость можно встретить так, что она станет благословением не только для самого верующего, но и для его близких. Отвечает на вопрос, как не бояться преклонного возраста, не остаться одиноким, а жить в гармонии с окружающими и собой.
  • «Любовь. Ищущим и нашедшим». Батюшка, будучи опытным духовником, ответил в данном издании на самые частые недоумения, которые возникают у его духовных чад. Тема будет близка и тем, кто находится в браке недавно, и тем, кто уже успел пресытиться семейным счастьем.

За свое творчество о. Андрей был награжден Книжной премией Рунета в 2013, стал номинантом Патриаршей литературной премии в 2014 и 2016 гг.

Медийная деятельность

Многих интересует личная жизнь батюшки, что неудивительно, ведь это не только автор книг, но и яркая личность, имеющая множество подписчиков в социальных сетях. Точно известно, что он вступил в брак в 1992 году, еще перед тем, как поступить в Киевскую семинарию. Все, что журналистам удалось узнать о его семейной жизни — есть жена и четверо детей.

Фото семьи найти в интернете невозможно. Видимо, батюшка считает подобный интерес праздным и не поощряет его. Детей он воспитывает так, чтобы они меньше зависели от современной суеты. По словам духовного лица, еще в 90-е семейство полностью отказалось от просмотра телевидения.

В настоящее время выходит телепрограмма «Встреча» с Андреем Ткачевым на канале «Спас». Записи можно найти на официальном сайте канала, тематики различные:

Читать еще:  Надо надо по утрам и вечерам. Надо, надо умываться по утрам и вечерам! Личная гигиена в Средние века

  • «Политика» (09.03.19) — как православным следует относиться к представителям власти.
  • «Страшный суд» (02.03.19) — как готовиться к этому событию верующим, надо ли бояться смерти.
  • «Блудный сын» (23.02.19) — всегда ли возможно для человека покаяние, как строить отношения с Богом.

Это лишь новые темы, но существует и архив выпусков за 2018 год. Помимо видео, есть текстовая версия. Зрители, пришедшие на программу, задают в эфире вопросы, священник отвечает. Длительность передачи — около часа.

Присутствует батюшка и в социальной сети ВКонтакте. Правда, страницу ведет не он сам, а доверенные лица из редакции его официального сайта. В группе выкладываются видео, которых около 300, и более 500 аудиозаписей (это всё проповеди). В обсуждениях можно предложить тему для новых выступлений, попросить о молитвенной поддержке.

На портале «Православие и мир» есть отдельный тэг «протоиерей Андрей Ткачев», по которому можно найти немало материалов, так или иначе относящихся к священнику. Это и его статьи, и комментарии третьих лиц на особо нашумевшие высказывания.

Чтобы послушать или почитать что-то новое от батюшки, надо набрать в поисковике: «Ткачев Андрей (протоиерей), последние проповеди 2018 года». Их можно в большом количестве найти, например, на официальном Ютуб-канале. Многие содержат ответы на вопросы, которые постоянно приходят от верующих.

Критика высказываний

Некоторые изречения протоиерея частенько становятся объектами замечаний как со стороны общественности, так и обычных прихожан православных храмов. Известный православный публицист диакон Андрей Кураев неоднократно неодобрительно высказывался о священнике. Иерей Георгий Максимов критиковал учение о спасении, которого придерживается батюшка. Самые скандальные заявления широко известны:

  • В 2006 г. подвергся критике журналистов за агрессивность по отношению к Западу. Батюшка ответил, что постарается впредь «быть сдержаннее».
  • В январе 2014, во время беспорядков в Киеве, Ткачев в проповеди к прихожанам сказал, что не молится о мятежниках, не жалеет их и хочет, «чтобы они сожрали друг друга». Посыпались возмущенные письма и звонки от верующих и духовных лиц. Батюшка, вызванный в Патриархат для дачи объяснений, сказал, что высказывал личные, а не евангельские мысли.
  • В программе «Святая правда», вышедшей на канале «Царьград ТВ» было озвучено мнение об эволюции, которое многие посчитали некомпетентным. Священник Александр Пикалев позже сказал, что о. Андрей допустил ряд ошибок, которые показывают его слабую осведомленность в этой области знаний.
  • Еще одной темой для скандала явилось высказывание, в котором духовное лицо призывало «ломать об колено» женщину, чтобы она не взяла в доме власть над мужчиной. В видеозаписи другого выступления он называл девушек, которые не сохранили честь до брака, «бессовестными сволочами», «бешеными собаками» и предлагал дать им «под челюсть». Впоследствии ролик был удален из сети.

В дальнейшем по поводу своих реплик об отношении к женщинам батюшка дал пояснение. По его словам, беседы проходили в узком кругу хорошо знакомых ему прихожан, с которыми он предпочитает общаться откровенно. Один из его духовных чад без благословения сделал аудиозапись и выставил в сеть. Слова были вырваны из контекста, поскольку они были предназначены конкретному человеку в его специфической ситуации.

Некоторые взгляды

По мнению священника, когда страдают и болеют дети — это вызвано тем, что родители ведут греховный образ жизни. Они «обожествляют» своих детей, делают из них своих кумиров. И часто получается так, что вместо служения Богу, люди начинают служить своим чадам, которые от этого не получают пользы, а лишь вред. Современные люди плод своего чрева превращают в домашних «идолов, а идолы достойны сокрушения». Именно это становится причиной болезней, слабости и «никчемности» молодого поколения.

Подобную позицию — о том, что дети страдают и отнимаются «за грехи» родителей — осудил патриарх Кирилл, выступая на съезде по социальному служению в 2017 г.

Также о. Андрей призывает своих последователей к «жестокой христианской жизни». Например, ловить воров и отрубать им руки. По его мнению, пора перестать «жевать сопли», надо жестоко наказывать преступников (в том числе педофилов), потому что это будет праведно перед Богом. Официальная церковь в ответ на подобные заявления отмалчивается, позволяя каждому священнику иметь «частное мнение».

«Нужно женщину ломать об колено»: протоиерей Андрей Ткачев объяснил свою скандальную речь

После того, когда на батюшку обрушился вал критики, поддержать и оправдать служителя Церкви взялся священник Святослав Шевченко.

Тут уже не выдержал, восстал против публичного призыва к насилию преподаватель православного духовного училища во Владикавказе священник Александр Пикалев. В общем, дискуссия набирает обороты.

Запись была сделана, по всей видимости, во время одной из духовных бесед с православной молодежью. В начале записи протоиерей Андрей Ткачев озвучивает вопрос, заданный в записке одним из присутствующих в аудитории: «Можно ли искать жену, если нет денег на ее содержание?»

Батюшка ответствует: «Есть жены разные. Одной купил бигудю, она счастлива полгода, а перед другой надо ковром расстилаться».

Далее протоиерей говорит: «Мне кажется, что женщине хочется, чтобы ее поставили на место». И начинает рассуждать: «Женщина, когда знакомится, — глазки вниз, такая овечка, вся шелковая-блестящая, а потом, когда уже поженились, у нее начинают рога расти…»

Проблема, по мнению батюшки, в мужчине: он не имеет права быть подкаблучником. И священник детально рассказывает, как можно исправить женщину: «Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога… гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину. Делать с ней не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину на сто процентов! Превратить ее в настоящую женщину. Смыть с нее всю эту порнографическую краску, которая на нее нанесена современной цивилизацией. Не сможет — пусть не женится, пусть в монахи идет. Иначе баба будет им командовать. Он будет подкаблучником. Она им будет крутить, как хочет, истерики закатывать…»

А вот еще одна цитата из наставления отца Андрея: «Есть такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: «сейчас получу в лоб» — и понимают смысл жизни, и всё! А есть дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком много, чувства никакого, значит, нужно… просто говорить: «Дорогая, до свидания! Там лифт.

Значит, на кнопку нажмешь, кнопка №1, спускайся вниз, чтобы не воняло тобой здесь, коза дурная, пошла отсюда. Таких, как ты, дорогая, с каждым годом всё больше и больше… То есть я могу до 45 отдыхать, от 17 до 50 у меня выбор. А ты — нет. Не понимаешь — ты дура. Дура, причем стоеросовая. Это значит непроходимая. Это такое редкое дерево.

Я могу от 17 до 45, до 50, до 55 выбирать, если захочу. А ты можешь от 16 до 30, а дальше потом на смену тебе пришли, которым 16, и тебе нужно мазаться, краситься, выдумывать что-то. Не понимаешь? Не работает соображалка? До свидания. » Им нужно рожать на самом деле, если на то пошло… и бояться!»

Отзывы на столь неоднозначную речь священника не заставили себя ждать. Завсегдатаи православного форума возмущались: «Интересно, а какие дети вырастут в семье, где папа маме «рога обламывает»?» «Куда катится мир, если пастырь учит мужей быть насильниками. » «И это говорит человек, который призван исцелять людские души?» «Призывая женщин к смирению, апостол Павел говорит о том, что муж должен любить жену, как Христос Церковь. Взаимное уважение, а не унижение, не подавление — основа крепкой семьи».

Правда, нашлись и те, кто писал: «Я вот женщина в браке, а не могу со словами отца Андрея не согласиться. Всё время на первые роли в доме рвусь, но в последнее время всё меньше, так как заметно от этого в доме неустроения начались».

«Покинул Украину после событий на Майдане»

В 2007 году отец Андрей взял в свое подчинение строящийся храм Святителя Луки Крымского. Фото: panaramio/ Sveta BSveta

Что же известно о самом пастыре? Протоиерею Андрею Ткачеву 46 лет, он женат, у него четверо детей. Отец Андрей — фигура публичная: служит, пишет книги, активно проповедует. Родился он во Львове, окончил суворовское училище в Москве. В Военном Краснознаменном институте Министерства обороны учился на отделении, которое готовило специалистов по спецпропаганде со знанием персидского языка. На втором курсе, решив оставить институт, пошел служить в армию, после чего поступил в Киевскую духовную семинарию.

Неся службу в единственном во Львове православном храме Георгия Победоносца, своими проповедями снискал известность за пределами города. Переехав в Киев, стал настоятелем храма Агапита Печерского, потом взял в свое подчинение еще один строящийся рядом храм святителя Луки Крымского. На киевских телевизионных каналах вел программы «На сон грядущим» и «Сад божественных песен». Был награжден митрой.

До 2014 года возглавлял миссионерский отдел Киевской епархии. Украину вынужден был покинуть после нашумевшей проповеди, в которой в резкой форме выступил против событий на Майдане. В частности, сказав: «Революция — это беснование…»

Скрываясь от гонений, переехал в Москву. Сейчас служит в столичном храме Воскресения Словущего и преподает закон Божий в православной гимназии.

«У меня была команда, я был тренером»

Проследив столь солидный послужной список, впору было усомниться, действительно ли на скандальной диктофонной записи голос отца Андрея? Многие из православных, например, посчитали запись монтажом.

Читать еще:  Высказывание поступай так чтобы максима твоей. Категории «императив» и «максима

Сомнения развеял сам протоиерей Андрей Ткачев, с которым нам удалось связаться:

— Этой записи 6 лет. У меня в Киеве были доверительные отношения с прихожанами, где я мог себе позволить сказать то, что не позволяю себе сказать в публичном пространстве. Это была беседа с моими друзьями, всегдашними моими посетителями храма. Я беседовал с людьми, имея в виду, что мы говорим в закрытом помещении, о конкретных вещах, не требующих лишних ушей. Мы там залечили одну житейскую проблему.

Это была частная речь, в которой была и ирония, и чувство юмора, и взгляд «глаза в глаза», и знание людей, которые там были. Это был разговор не на камеру, а беседа с аудиторией, они знали меня, я знал их.

Характер общения в семье и с чужими людьми отличается. У меня в Киеве была семья прихожан, с которыми я мог разговаривать как угодно, они понимали меня, уважали, любили и, если даже я ошибался, пропускали мои слова мимо ушей. Эта речь для чужих ушей не предназначалась. В этом-то и вся соль.

Вы когда-нибудь были на тренировке спортсменов, слышали, как тренер разговаривает со своими подопечными? Он же не говорит: «Будьте любезны, подайте мяч вот под таким углом». Он говорит: «Так, взял, кинул…» Все слушают, и никто не обижается. Это разговор тренера с командой. У меня была команда, я был тренером.

Запись сделали анонимно, не предупредив меня. Знаете, есть такое выражение «услужливый дурак опаснее врага». Один из них, решив сделать мне пиар, и выложил запись в интернет, не спросив благословения.

Священник, когда он хоть немного чувствителен к проблеме паствы, встречается с людьми, общается с ними, он, по сути, ассенизатор. Жизнь человеческая с изнанки — это выгребная яма. И мы всё это вычищаем. Иногда нужны радикальные меры. Есть люди, которые понимают мягкие слова, а есть те, кто не понимает. И им нужно сказать что-то по-русски крепкое. И они прозревают, и всё становится на свои места. Но это не публичная речь, не программная статья. Это просто разговор с конкретным человеком.

Я думаю, что эту диктофонную запись не случайно достали из нафталина, подняли по щелчку информационный бум. Есть некий заказ, чувствуется спрограммированная работа. И это делают отнюдь не борцы за женскую честь. По части женской чести придите и схлестнемся. Потому что мы, священники, только тем и занимаемся, что защищаем женскую честь, мужскую честь, девичью честь, честь ребенка, честь семьи. Это наша ежедневная работа. Не думайте, что они нашли врага семьи. Боже сохрани, это был частный разговор.

Что важно, эти слова не являются руководством к действию для всех домашних насильников, Боже сохрани. Ни одна живая душа, совершающая домашнее насилие или какие-то домашние грехи, не имеет права оправдывать мною свое поведение. Если вы собираетесь бить своих жен или жены собираются бить своих мужей — а такое тоже есть, — забудьте про меня, я с вами не разговаривал. Мне есть что сказать домашним насильникам, но я не с ними тогда общался. Это вытащенная из контекста речь.

Я — человек нервный, страшный, грешный, могу быть эмоциональным. Я — не Чемберлен и не лорд Дизраэли. У меня нет задачи дипломатично, мягко обходить острые углы. Если я говорю с теми, кого хорошо знаю, то говорю прямым текстом. Люди это знали, и там не было провокаций, просто нашелся услужливый дурак, который опаснее врага.

— Вы вынуждены были уехать из Украины, считаете, что кто-то сводит с вами личные счеты?

— Конечно, хвостики — в России, а рожки и копытца, безусловно, в Украине. Человек, не ошибающийся в слове, не существует во Вселенной, кроме одного человека, имя которому Иисус Христос, Сын Божий, ставший человеком. Все остальные люди ошибаются.

Поэтому, пожалуйста, плюйте, стреляйте, бейте, но имейте в виду: «в нюже меру мерите — возмерится вам». То есть, если вы готовы так относиться к человеку, которого считаете виноватым, будьте готовы, что и к вам так же отнесутся.

Мы ошибаемся в словах тысячу раз на дню, будьте готовы, что и вас прихватят за язычок, вытащат на свет Божий и накажут. Это нужно знать всем любителям замечать чужие ошибки или создавать на пустом месте информационный повод.

«Батюшка использует метод литературной гиперболизации»

Мы нашли священника, который обратил внимание на диктофонную запись протоиерея Андрея Ткачева.

Александр Пикалев преподает во Владикавказском православном духовном училище и является помощником проректора по воспитательной работе. В свое время он закончил медицинский колледж, работал на городской Станции скорой помощи. После окончания Ставропольской духовной семинарии служил в кафедральном соборе Святого Мученика Георгия Победоносца во Владикавказе, в храме Пророка Божия Илии. В его семье подрастает трое детей.

Фото: Геннадий Черкасов

— О существовании записи я знал давно, — говорит Александр Пикалев. — Вполне возможно, что она была записана частным образом, в узком кругу слушателей. Я отреагировал на нее, когда другой священник, Святослав Шевченко, начал оправдывать Ткачева и писать о какой-то глобальной феминизации.

Я не выдержал и написал ответ. То утверждение, что это частное высказывание отца Андрея, а в основном он такого не говорит, не выдерживает критики. У протоиерея Андрея Ткачева достаточно похожих заявлений. Есть видеозаписи, где он перед большой аудиторией говорит приблизительно то же самое — что «любовь дает право применять насилие» и так далее. Это его манера выражаться. Давать морально-нравственную оценку, я думаю, специально не стоит, потому что и так всё понятно.

Меня возмутило то, что появился священник Святослав Шевченко, который начал за него заступаться и оправдывать. В частности, он пишет: «Просто уверен, что отец протоиерей намеренно сгущает краски для того, чтобы донести важную мысль до сердец слушателей. Проблема в том, что в наш век повальной либерализации и феминизации всего и вся очень сложно это сделать.

Мы живем в паутине красивых фраз. И для того чтобы заглянуть в душу собеседника, иной раз нужно разорвать эту паутину. А как это сделать? Назвать вещи своими именами. Как бы грубо это ни звучало». «На это мне возразят милые женщины: дескать, но ведь отец Андрей призывает к насилию. Ничего подобного. Если немного проанализировать текст, то становится совершенно очевидным, что батюшка использует метод литературной гиперболизации. Ну, начнем с того, что у женщин не бывает рогов (ни реально, ни фигурально). И в стиральную машинку женщина тоже не поместится, если это, конечно, не промышленная прачечная».

— Говорить, что батюшка в принципе прав, что он нормально всё сказал, может быть, чуть-чуть перегнул палку, — отвратительно. И, конечно, я не выдержал, — говорит Александр Пикалев. — Подобная позиция, как и любая речь, публично призывающая к насилию и отрицающая человеческое достоинство в человеке по национальному, расовому, социальному или, как мы видим здесь, половому признаку, — недопустима.

Прокомментировать речь протоиерея Андрея Ткачева по «обламыванию рогов» мы попросили писательницу, драматурга, телеведущую, публициста Марию Арбатову.

— Эта запись сделана в узком кругу, не на проповеди, хотя это не умаляет сказанного. По сути дела, это призывы к расправе над женщинами. И с этой точки зрения наш Уголовный кодекс отвечает на все вопросы.

Кроме того, если человек является духовным лицом, он, безусловно, глубоко дискредитирует Православную Церковь. И если у нее есть другая позиция, она должна от него отмежеваться и кто-то из представителей аппарата РПЦ должен сделать некое заявление. В противном случае это очередное пятно на ее рясе.

— Отца Андрея взялся поддержать и оправдать известный блогер священник Святослав Шевченко…

— Количество людей, поддержавших преступные заявления, не умаляет их преступности. Немало маниакальных мужчин по стране считает, что насилие — это язык, которым разговаривают в обществе, в семье и так далее. От этого насилие не перестает быть преступлением, которое наказывается по закону точно так же, как и призывы к насилию.

— А что же официальная позиция Церкви?

— Можно по-разному относиться к тому, что звучит в этой записи, особых сторонников такого подхода в нашей Церкви я не знаю, — говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию церкви с обществом и СМИ Вахтанг Владимирович Кипшидзе. — В любом случае это было сказано для какого-то узкого круга лиц. Мало ли что кто на кухне сказал.

Я думаю, что не совсем корректно выносить это на общий суд и всеобщее обсуждение. Это частная беседа, частная запись, которая по каким-то причинам стала публичной. У нас нет комментариев по этому поводу, поскольку это частная запись. Мы же не будем комментировать то, что происходит в каких-то частных отношениях. Есть основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В частности, глава десятая, касающаяся вопросов личной, семейной и общественной нравственности.

Читайте — это и есть официальная позиция Церкви.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/59a185e03c50f7d16aaaf97d/5c6118c9d704ab00af3b10b3
http://ktotakoj.ru/andrej-tkachev/
http://www.pravmir.ru/nuzhno-zhenshhinu-lomat-ob-koleno-protoierey-andrey-tkachev-obyasnil-svoyu-skandalnuyu-rech/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: