Философско теологическая система фомы аквинского. Фома Аквинский: биография, творчество, идеи

Теологическая система Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225–1274 гг.) — пик средневековой схоластики. Родился в семье знатного графа Аквинского. С раннего детства воспитывался в бенедиктинском монастыре Монте-Кассино. В 1239–1243 гг. изучал свободные искусства в Неаполитанском университете. В 1244 г. юный Фома, вопреки желанию своей семьи, стал монахом нищенствующего доминиканского ордена. Свое дальнейшее образование он продолжил в Париже, а затем в Кельне, где был лучшим учеником Альберта Больштедта, который благодаря своим энциклопедическим знаниям известен как «всеобъемлющий доктор». С начала 1256 г. Фома Аквинский начал преподавательскую деятельность. Преодолевая немало препятствий (свет-ские преподаватели враждовали с орденскими), он вскоре возглавил кафедру Парижского университета. За свою довольно короткую жизнь, странствуя и преподавая в разных городах средневековья — Риме, Орвьето, Витербо, Кельне, Париже, Болонье, Неаполе, — Аквинский, как и его друг Бонавентура, снискал славу ведущего теолога католического Запада. Фома Аквинский отличался колоссальной работоспособностью. Он написал многочисленные комментарии к библейским темам и философским проблемам, труды по логике, физике, метафизике. Среди его трудов особенно выделяют «Сумму против язычников», написанную с целью научения неверующих понимать истины христианского вероучения, и «Сумму теологии» (осталась незавершенной), призванную дать свод философских и теологических знаний для клириков.

Для средневекового теолога интерпретация Слова Божия (Библии) значила исследование самого Бога. Бог есть истина, и она уже провозглашена, ее осталось лишь благовоспринять и ей надо научить. В этом искусстве главное не оригинальность, а умение понимать и использовать аргументы авторитетов. Поэтому, прежде всего, в «Суммах» Аквинского заключался мощный педагогический импульс. Педагогическим идеям средневековых схоластов Фома придал систематический характер, впервые дал свод «догматической теологии», обращенной не столько к сердцу верующего, сколько к уму студентов, которых она наставляет. Для прочного научения нужны эффективные «орудия» мысли, и в качестве их Фома Аквинский использовал средства философии (логики) и традиционного символизма. Средства философии ему представили в основном труды Аристотеля. Он считал Аристотеля Философом и видел в нем воплощение философской истины. Аквинский предпринял героические усилия для того, чтобы показать принципиальную совместимость аристотелизма с христианским вероучением.

Прежде всего, Фома христиански переосмысливает метафизику Аристотеля. Если у Аристотеля она скорее исследует горизонталь отношений сущего, то Аквинский преобразует ее в выяснение вертикального среза сущего. Метафизика не приходит к Богу, а изучает Бога и мир, бесконечное и конечное, субстанции и акциденции. Мышление Фомы выстраивает метафизику бытия. Божие в ней — ключевое понятие, и оно заключает в себе различие сущности и бытийного акта (сущест­вование). Благодаря этому различию все вещи мира отличаются друг от друга. Бытие как таковое – это акт, действие, благодаря которому любая сущность, иными словами, определенные вещи и даже весь мир есть вообще. Ни одна вещь не существует сама по себе, не необходима самой себе, в своем существовании она всегда неустойчива, изменчива. Весь мир может быть, а может и не быть в своей совокупности, поскольку он не необходим, а лишь возможен и случаен. Все существующее зависит от того, чье бытие тождественно сущности, т. е. от Бога. Бог — само Бытие, а мир лишь обладает Бытием. Именно этот тезис обосновывает дуализм Бога и мира, в нем аристотелевская метафизика преобразуется, трансформируется в христианскую метафизику креационизма, его Аквинский использует в качестве метафизического ядра доказательств бытия Бога. Бог не просто вечный двигатель (Аристотель), он Творец, и как Творец, он двигатель, а вместе и подлинно Единое, Истинное и Благое.

По учению Фомы, каждая вещь занимает незыблемое от века данное и закрепленное место. Каждый низший элемент подчинен высшему и имеет его своей целью. Верховная цель всего есть Бог. К Нему, как обусловливающей все причине, как к совершенству, можно только стремиться.

Но отражает ли наше знание природу Бога? Да, если Бог является источником всякого знания, самой Истиной. Решение этой задачи позволило Фоме отказаться от средневекового противостояния философии и теологии и в развитом виде провозгласить гармонию веры и разума.

Читать еще:  Философия холизма. Холистическое мышление как основа развития

Он рассматривает теологию и философию как два совершенно различных типа принятия истины. Например, теолог, исходя из Священного Писания, начинает с Бога, через указание веры предполагает Его существование, тогда как философ начинает с объектов чувственного восприятия, с вещей мира и приходит к знанию о Боге только в той мере, в какой его приводит к этому умозаключение.

Более того, Аквинский утверждал, что одна и та же вещь не может быть одновременно объектом науки и объектом веры, поскольку акт веры предполагает вмешательство воли, а в научном знании принятие чего-либо достаточно и полно определяется самим объектом научного рассмотрения. Это вынуждало его заниматься философскими проблемами как философу, а теологическими проблемами – как теологу.

У Фомы человеческий разум способен дать прямое и достаточное доказательство всего, что может быть выделено из всех этических, физических и метафизических представлений, включая даже существование Бога, существование человеческой души и ее бессмертие. Разум может прояснить содержание самого Откровения; с помощью аргументации, хотя и негативной, разум может опровергнуть возражения против догматов веры. Однако само Откровение остается вне сферы разума. «Священное учение, — говорит Фома Аквинский, — пользуется человеческим разумом не для того, чтобы доказать веру, а для того, чтобы прояснить все то, что предполагается в этом учении». Это означает, что человеческий разум не в состоянии обеспечить прямое доказательство таких догматов веры, как Трехипостасная структура Троицы, Воплощение, ограниченность во времени Творения и т. д. Только вере доступно содержание тайн Откровения, а на пути к рациональной истине она служит верным путеводителем и безошибочным предупреждением против философских заблуждений, к тому же вера обеспечивает спасение, а в нем нуждаются все. Поэтому вера может быть названа «высшей мудростью», тогда как «человеческая мудрость» берет на себя услужение этой мудрости, признавая ее превосходство. Наше понятие есть лишь попытка уточнить природу Бога, есть лишь стремление к мудрости, в вере же заключается обладание высшим благом. Таким образом, «сверхразумная», а не «противоразумная» вера как бы срастается в органическое единство с разумом, потому что и то и другое происходят из одного и того же источника — Бога.

Человек представлялся Фоме Аквинскому, как и Аристотелю, тесным союзом души и тела. Посредством чувств человек схватывает то, что материально оформлено, т. е. индивидуальные вещи, умом он постигает в первую очередь не индивидуальную сущность, но форму или природу, в ее общем или универсальном аспекте: я вижу Павла, а мыслю его как «человека».

Разумная природа души (кроме нее есть еще волевая) всегда естественно ограничена в своих возможностях. Постигать бесконечное божественное совершенство человек может только по частям и посредством понятий, заимствованных из опытного восприятия вещей этого мира. Это означает, что Аквинский отрицает наличие у человека интуитивного познания, зато он признает его у ангелов. Ангельская иерархия стоит выше человека, поскольку она обладает чисто интеллектуальным познанием. При такой точке зрения человек у Фомы не занимает центральное положение в космической иерархии, у него человеческое начало находится под господством ангельского. Не случайно после смерти Аквинскому был присвоен титул «ангельского доктора».

Назначение человека Фома Аквинский видел в том, чтобы понимать, выявлять, прояснять и действовать с пониманием. Человек свободен в том смысле, что, идя к цели, он разумно ведет себя сам. В нем есть природный порядок и лишь предрасположенность к пониманию благих целей. Но понимать благо не значит действовать во благо. Человек грешен именно потому, что свободен — свободен удаляться и забывать универсальные законы, открываемые разумом и Откровением, потому человек нуждается в помощи Благодати, совершенствующей его природу.

Так же, как над землей возвышаются небесные сферы, над человеком — ангелы, над разумом — вера, так же в обществе, для Аквинского, над светским государством, которому дана власть над телом, стоит духовная организация во главе с папой, подчиняющая души людей. Все это мировое здание, напоминающее готический собор, возглавляется Единым в Трех Лицах Богом.

В 1323 г. Фому признали официальным Учителем доминиканского ордена, а с 1879 г. и всей римско-католической Церкви.

Читать еще:  Когда будет петр и павел в. День Петра и Павла: история праздника, когда отмечают, приметы и главные запреты дня

1. Губман Б.Л. Неотомистская антропология и ее эволюция// Буржуазная антропология ХХ века. – М.: Наука, 1986.

2. Бандуровский К.В. “Сумма теологии”, “Комментарии на “Никомахову Этику”” // Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. (С. 480-482, 221-222.)

3. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997. С. 210-238.

4. Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 1. Средневековая христианская философия Запада. – М., 2001. (Лекции 14-19).

Фома Аквинский основные идеи

Суть взглядов Фомы Аквинского, итальянского теолога и самого влиятельного представителя схоластической мысли Средневековья, основателя в теологии школы фомизма изложены в этой статье.

Фома Аквинский основные идеи

Фома Аквинский систематизатор средневековой схоластики. Свои главные идеи ученый изложил в следующих трудах — «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «Вопросы на различные темы», «Дискуссионные вопросы», «Книга о причинах», а также многочисленные комментарии к трудам других авторов.

Жизнь Фомы Аквинского полна непредсказуемости. Он вступил в тайное общество, родители его похищали и держали дома под замком. Но Фома не отрекся от своих идей и взглядов, несмотря на окружающие протесты. На него особое влияние имели труды Аристотеля, неоплатоников, арабских и греческих комментаторов.

Основные философские идеи Фомы Аквинского:

  • Истина науки и веры не противоречивы касательно друг друга. Между ними есть гармония и мудрость.
  • Душа является субстанцией, которая едина с телом. И в этом тендеме рождаются чувства и мысли.
  • Согласно Фоме Аквинскому конечная цель существования человека – это блаженство, которое обретается в созерцании Бога.
  • Выделил 3 типа познания. Это ум, как область духовных способностей. Это разум, как способность рассуждать. Это интеллект, как умственное познание.
  • Выделил 6 форм правления, которые разделены на 2 вида. Справедливые формы правления – монархия, полисная система, аристократия. Несправедливые – тирания, олигархия и демократия. Фома Аквинский считал, что лучшей является монархия, как движение к благу из одного источника.
  • Человек отличен от животного свободным выбором и способностью к познанию.

Без чего по словам философа Фомы Аквинского невозможно существование человека?

На самом деле, он был сильно верующим человеком. И без веры в Бога, жизнь теряет смысл. Поэтому, Аквинский выдвинул свои неоспоримые доказательства существования Бога через:

  • Движение. Все, что движется в мире, движимо кем-то. Кем-то свыше.
  • Производящую причину. Первая действующая причина в отношении к самому себе это причина Бога.
  • Необходимость. Всегда есть нечто, являющееся причиной необходимости для всего прочего.
  • Целевую причину. Все в мире действует ради некой цели. Поэтому все движение не случайное, а намеренное, хотя и лишенное познавательных способностей.
  • Степени бытия. Бывают вещи благие и истинные, поэтому в мире существует нечто более благороднейшее и истинное свыше.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое философское учение Фомы Аквинского.

Идеи Фомы Аквинского

Идеи Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225/26-1274) – центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики. Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. Начиная с IV века и поныне его учение признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения (в 1323 году Фома Аквинский был причислен к лику святых).

Исходным принципом в учении Фомы Аквинского является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Фома Аквинский разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины откровения». Конечным объектом и источником всякой истины является Бог. Не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина, по словам Фомы Аквинского, не может быть уязвима со стороны философии, любовь к Богу важнее познания Бога.

Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего. Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Материя – только восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Форма выступает в роли целевой причины образования вещи. Причиной индивидуального своеобразия вещей («принцип индивидуации») является «получившая напечатление» материя того или иного индивида. Опираясь на позднего Аристотеля, Фома Аквинский канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.

Читать еще:  Причины, почему горят щеки и лечение, народные приметы. Почему горят щеки: народные приметы и мнение медиков

Идеи о душе и познании. В трактовке Фомы Аквинского индивидуальность человека – это личностное единство души и тела. Душа нематериальна и самосуща: она – субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Только через телесность душа может образовывать то, что есть человек. Душа всегда носит уникально-личностный характер. Телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в своем слиянном единстве. Личность, по мнению Фомы Аквинского, есть «самое благородное» во всей разумной природе. Фома придерживался идеи бессмертия души.

Основополагающим принципом познания Фома Аквинский считал реальное существование всеобщего. Всеобщее существует трояко: «до вещей» (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» – в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Человеку присущи две способности познания – чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида». «Вид» предмета – его познаваемый образ. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. Благодаря образу предмет входит в душу, в духовное царство мыслей. Вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект абстрагирует «умопостигаемые образы». Истина – «соответствие интеллекта и вещи». Понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. Отрицая врожденное знание, Фома Аквинский вместе с тем признавал, что в нас предсуществуют некоторые зародыши знаний – понятия, тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством образов, абстрагированных от чувственного опыта.

Идеи об этике, обществе и о государстве. В основе этики и политики Фомы Аквинского лежит положение о том, что «разум есть могущественнейшая природа человека». Философ считал, что существуют четыре типа законов: 1) вечный; 2) естественный; 3) человеческий; 4) божественный (отличный и главенствующий над всеми другими законами).

В своих этических воззрениях Фома Аквинский опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. Фома Аквинский полагал, что зло являет собой лишь менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшей идеей в этике Фомы Аквинского является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности – в деятельности теоретического разума, в познании истины ради самой истины и, значит, прежде всего, в познании абсолютной истины, то есть Бога. Основу добродетельного поведения людей составляет коренящийся в их сердце естественный закон, требующий осуществления блага, избежания зла. Фома Аквинский считал, что без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.

Трактат Фомы Аквинского «О правлении князей» представляет собой синтез аристотелевских этических идей и анализ христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви. Вслед за Аристотелем он исходит из того, что человек по своей природе – существо общественное. Главная же цель государственной власти – содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Фома Аквинский отдавал предпочтение монархической форме правления (монарх в царстве, как душа в теле). Однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://studopedia.ru/3_52566_teologicheskaya-sistema-fomi-akvinskogo.html
http://kratkoe.com/foma-akvinskiy-osnovnyie-idei/
http://fil.wikireading.ru/9651

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: