Философский пароход год. “Философский пароход” (1922 год): эмиграция интеллигенции

“Философский пароход” (1922 год): эмиграция интеллигенции

Тема данной статьи – “Философский пароход”. “Что это такое?” – может возникнуть вопрос у читателя. Данное явление может рассматриваться в нескольких смыслах. В узком “философский пароход” – это собирательное название двух рейсов пассажирских немецких судов. На них были доставлены в Штеттин (Германия) из Петрограда философы, а также другие видные представители русской интеллигенции. Однако в действительности явление это было более широким, не ограничивающимся двумя пароходами. Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Какую роль сыграло для страны изгнание интеллигенции?

Это событие сыграло в судьбе нашей страны отрицательную роль. Ведь изгнанию подлежали представители творческой интеллигенции: ученые, философы, педагоги, врачи, поэты, писатели, деятели искусства. И все лишь потому, что они отстаивали в своей деятельности и творчестве принцип духовной свободы. “Философский пароход” превратился в символ эмиграции интеллигенции.

Беспрецедентным актом во всей мировой истории стала высылка передовых мыслителей. Власть таким образом целенаправленно и добровольно снижала духовный и умственный потенциал своего народа, изгоняя из государства самых образованных, талантливых и творческих людей. Все они оказались помехой в цели подчинения влиянию партии всего народа.

Положительная роль изгнания

Корабли увозили в изгнание, в неизвестность, без права возвращения множество интеллигентов. Глядя с позиции современности, в свете жестоких репрессий, которым был подвергнут народ в годы советской власти, можно иначе оценить это событие. Высылаемые свое изгнание воспринимали как трагедию. Однако оно оказалось на самом деле их спасением. А таланты и знания этих людей стали достоянием мирового искусства, культуры, науки. Не говоря о том, что уцелели семьи тех, кто сел на “философский пароход”. Да и сам Ленин и его соратники эту акцию рассматривали как акт “милосердия”.

Три волны эмиграции

Уникальным явлением в мировой истории является “философский пароход”. 1922 год, однако, – это лишь начало. Множество наших соотечественников покинули Родину в последующие годы. В три волны проходила эмиграция. Заметим, что Россия – единственное государство в Европе, из которого была осуществлена в 20 веке массовая эмиграция граждан, принудительная (“философский пароход”) и добровольная. После Гражданской войны, в период между 1920 и 1929 годами, страну покинуло от 1,5 до 3 млн жителей, разочарованных введенными властью большевиков порядками: репрессиями, борьбой с инакомыслием и партийной диктатурой. Интеллигенция отправлялась в государства Западной Европы, Китай, Америку, Турцию, Маньчжурию. Однако это была лишь первая волна эмиграции. За ней последовала вторая – во время, а также после Второй мировой войны. Тогда за рубежом оказались порядка 1,5 млн советских граждан. С возникновением легальной возможности отправиться за границу, которая была предоставлена в начале 1970 годов, последовала и третья волна, продолжающаяся и по сей день.

Причины эмиграции

Почему же люди согласились сесть на “философский пароход”? 1922 год – очень сложное время в истории нашей страны. Эмиграция была во всех случаях добровольной, хотя всегда имела веские причины. Она охватывала широкие слои общества. Значительное количество эмигрантов принадлежало к интеллигенции. Ведь она была лишена свободы, которой она пользовалась до революции. Г. Федотов (на фото ниже), историк и богослов, уехавший из страны в 1925 году, объясняя причины, по котором интеллигенция покинула Россию, отмечал, что большевизм с самого начала своей целью поставил перековать сознание народа, создать в стране принципиально новую культуру – пролетарскую. Был предпринят опыт воспитания нового типа человека, лишенного национального сознания, личной морали и религии.

В 1918 году большевики закрыли все газеты, кроме своих, в том числе и “Новую жизнь”. А ведь именно здесь печатались из номера в номер “Несвоевременные мысли” Максима Горького, обличавшие власть. Вся литература, все искусство, СМИ были подвергнуты жесткой цензуре. Невозможно было просочиться через нее ни слову правды. Заменила ее выгодная власти ложь. Конечно, интеллигенция не могла равнодушно отнестись к проводимой политике. И тогда она начала рассматриваться новой властью как серьезный враг. Окончилась неудачей предпринятая большевиками попытка сделать послушной интеллигенцию, “приручить” ее. Тогда решено было избавиться от самых значительных представителей с помощью насильственной высылки, организовав “философский пароход”. Такая суровая мера применена была в 1922-23 годах к российской интеллигенции.

Пароходы и поезда, на которых отправлялись люди. “Первое предостережение”

В 1922 году, 29 сентября, пароход “Обербургомистр Хакен” (на фото ниже) отошел от Петроградского причала.

16 ноября в направлении к Германии отправилась “Пруссия” – еще один “философский пароход”. Эмиграция интеллигенции продолжилась 19 сентября, когда из Одессы в Константинополь проследовало очередное судно. Из Севастополя был отправлен пароход “Жанна” 18 декабря. Кроме того, поездами высылались за рубеж: из Москвы – в Германию и Латвию, а также через Финляндию, Польшу и афганскую границу поезда отправлялись в другие страны. Уникальный груз вез “философский пароход” 1922 года – славу нашей страны: философов и профессоров с мировым именем, труды которых считались в Европе и в мире вершиной научной и философской мысли; врачей, учителей, а также других представителей интеллигенции.

Читать еще:  Что будет 5 го августа. Почаевской иконы Божией Матери

По распоряжению Ленина высылались они без суда и следствия, так как судить было не за что: предметом суда не могло стать отстаивание свободы мысли, а также отказ от единомыслия, навязываемого сверху. Л. Троцкий (на фото ниже) писал, что интеллигенция была выслана потому, что не было повода ее расстрелять, но невозможно было терпеть.

Основной целью этой высылки было заставить интеллигенцию молчать, запугать ее. Это являлось предостережением: не следует выступать против советской власти. Посвященная высылке статья в “Правде” не случайно была названа “Первое предостережение”.

Чем мешала большевикам интеллигенция?

Большевики не рассматривали интеллигенцию как политическую силу, опасную для себя. Троцкий в “Известиях” писал, что “политически ничтожны” элементы, которые высылаются. Однако они являются потенциальными орудиями в руках возможных врагов. Большевики, захватив после Октябрьского переворота единоличную власть, не чувствовали себя вполне уверенно, осознавая, что власть их является незаконной. Поэтому они боялись ее потерять. “Диктатура пролетариата”, установленная ими, являлась в действительности произволом партийной номенклатуры. Партия старалась всяческим образом искоренить инакомыслие. Для этого следовало очистить страну от граждан, способных анализировать и мыслить самостоятельно, пресечь кардинально критику власти и свободомыслие. Организовав отправление “философского парохода”, партия надеялась выполнить эту задачу.

Крушение надежд

Интеллигенция, долгие годы готовившая революцию, полагая, что она даст русскому народу справедливость и свободу, не могла смириться с тем, что надежды были разрушены. В автобиографии “Самопознание” Н. А. Бердяев (фото его представлено ниже) писал, что он коммунизму противопоставлял лишь абсолютный, изначальный принцип духовной свободы, который нельзя променять ни на что. Он также отстаивал высшую ценность личности, независимость ее от внешней среды, от государства и общества. Бердяев отмечал, что он – сторонник социализма, однако социализм его не авторитарный, а “персоналистический”.

Имена самых значительных изгнанников

В числе изгнанных были Н. А. Бердяев – один из лучших философов России 20 века, такие известные философы, как С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, В. А. Боголепов, С. Н. Булгаков, Ф. А. Степун, Н. А. Ильин, И. И. Лапшин, Н. С. Трубецкой, а также А. В. Фроловский (историк), Б. П. Бабкин (физиолог), М. Осоргин (писатель). Среди изгнанных находились и прогрессивные передовые профессора, и руководители школ и высших учебных заведений, включая ректоров Петроградского и Московского университетов.

Репрессии до 1922 года

В 1921 году арестовали членов Помгола, после чего были высланы его создатели и активные члены: Е. Кускова и С. Прокопович. Эта организация занималась тем, что помогала людям, которые голодали. Но она, к несчастью, завоевала значительный авторитет у населения и потому показалась власти опасной. Членам ее предъявлены были обвинения в шпионаже – тактика, позднее подхваченная и развитая И. Сталиным. Большевистская власть, таким образом, освобождалась очень активно от интеллигенции, мыслящей независимо, хотя она и не была ее политическим противником и не намеревалась бороться за власть. К этому времени уже разгромили политическую оппозицию, которую составляли меньшевики и эсеры – бывшие союзники большевиков, участвовавшие в подготовке и проведении революции. Часть из них была безжалостно расстреляна, другая – выдворена из страны или помещена в лагеря.

Общение интеллигенции с европейскими государствами до революции

В результате осуществленного в 1931 году анкетирования выяснилось, что 472 русских ученых работали за рубежом. 5 академиков, а также около 140 профессоров высших школ и университетов было среди них. До того как произошла революция, тесное общение представителей интеллигенции с европейскими государствами было явлением естественным и никаких препятствий со стороны правительства не встречало. Художники отправлялись совершенствовать мастерство во Францию и в Италию, ученые тесно контактировали с зарубежными коллегами, молодежь считала престижным для себя окончить Сорбонну или другие университеты, расположенные в Австрии, Германии или Праге. Талантливые русские женщины, такие как Лина Штерн и Софья Ковалевская (на фото ниже), вынуждены были обучаться за рубежом, так как в России высшее образование для них было недоступно.

Имевшие средства россияне ездили за границу лечиться. Легальная эмиграция до середины 20-х годов также не встречала существенных препятствий: для этого достаточно было лишь получить разрешение руководителей страны. За рубежом, таким образом, всегда проживало постоянно или временно большое количество выходцев из России. Вместе с эмигрантами, изгнанными или добровольно покинувшими страну после Гражданской войны и революции, количество россиян, находящихся за рубежом, составляло около 10 млн.

Дальнейшая судьба изгнанников

Большинство изгнанников сначала очутилось в Германии. Однако со временем основная их часть перебралась в Париж, оказавшийся настоящим центром русской эмиграции. Высокий профессиональный и интеллектуальный уровень изгнанников способствовал тому, что все они смогли устроиться по специальности. Кроме того, они создали научные и культурные ценности, ставшие достоянием Америки и Европы.

Теперь вы знаете, что это за понятие – “философский пароход”. Люди, которые покинули тогда Родину, не были предателями. Они пошли на этот вынужденный шаг для того, чтобы иметь возможность продолжать свою деятельность, послужить своей стране и всему миру хотя бы за границей.

Читать еще:  Факты из жизни верующих иудеев. Непроизносимое имя бога в иудаизме

Философский пароход

«Филосо́фский парохо́д» — кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года.

Содержание

История

В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.

Тогда же Ленин в своём письме Ф. Э. Дзержинскому высказал мысль, что журнал «Экономист» — «явный центр белогвардейцев, … Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу» [1] .

Л. Д. Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» [2] .

«Философский пароход» в узком смысле — собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberbürgermeister Haken (29—30 сентября) и Preussen (16—17 ноября) [3] , доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию.

Среди высланных летом — осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.

Краткая хронология [4]

  • 1921, август. Разгром Помгола и арест членов Помгола.
  • 1921—1922. «Профессорская забастовка».
  • 21 февраля 1922. Письмо Ленина Л. Б. Каменеву и И. В. Сталину с предложением «…уволить 20—40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно». Речь шла о профессорах МВТУ.
  • 12 марта 1922. Программная статья Ленина «О значении воинствующего материализма» («Под знаменем марксизма», № 3).
  • Март—октябрь. Всероссийские съезды учёных, на которых открыто критиковалась социально-экономическая политика властей: Всероссийский агрономический съезд (март), Всероссийский съезд врачей (май), I Всероссийский геологический съезд (май), Всероссийский съезд сельскохозяйственной кооперации (октябрь).
  • 19 мая 1922. Записка В. И. Ленина Ф. Дзержинскому о подготовке высылки «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции».
  • Июнь 1922. Первыми за границу отправлены известные общественные деятели, бывшие руководители Помгола — С. Н. Прокопович и Е. Д. Кускова.
  • 27—28 июня 1922. Аресты врачей, участников 2-го Всероссийского съезда врачебных секций и секции врачей Всемедикосантруда, в дальнейшем сосланы.
  • 16 июля 1922. В. И. Ленин пишет письмо в ЦК с предложением арестовать и выслать без объяснения причин «несколько сот» представителей интеллигенции.
  • 10 августа 1922. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке», согласно которому допускается в административном порядке (то есть без суда) «высылка за границу или в определенные местности РСФСР» «лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям». Срок высылки согласно декрету не может превышать трёх лет.
  • Лето 1922. Органами ГПУ составлены три списка: московский — 67 человек (на 23 августа), петроградский — 51 человек, украинский — 77 человек (на 3 августа 1922 года); итого 195 человек. За многих учёных ходатайствовали различные ведомства и люди. В конечном счёте изгнанию подлежало примерно 160 человек.
  • 16—17 августа. Аресты и обыски по спискам в Москве, Петрограде и Казани. 17—18 августа аресты на Украине. Арестовать удаётся не всех. Арестованные дают подписку о невозвращении в РСФСР под угрозой смертной казни.
  • 31 августа 1922. В «Правде» публикуется сообщение о высылке, в котором указывалось, что «наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов, высылаются частью в Северные губернии России, частью за границу Среди высылаемых почти нет крупных научных имен Высылка активных контрреволюционных элементов и буржуазной интеллигенции является первым предупреждением Советской власти по отношению к этим слоям. Советская власть по-прежнему будет высоко ценить и всячески поддерживать тех представителей старой интеллигенции, которые будут лояльно работать с Советской властью, как работает сейчас лучшая часть специалистов. Но она по-прежнему в корне будет пресекать всякую попытку использовать советские возможности для открытой или тайной борьбы с рабоче-крестьянской властью за реставрацию буржуазно-помещичьего режима».
  • 31 августа. На заседании комиссии по высылке под председательством Ф. Э. Дзержинского в результате ходатайств было решено отменить высылку в отношении 9 питерцев и 19 москвичей.
  • 31 августа—1 сентября 1922. Аресты и обыски среди «антисоветского студенчества». Из 33 намеченных к аресту арестовано 15 человек, оставлены 2 засады.
  • 19 сентября 1922. На пароходе из Одессы в Константинополь прибыли представители украинской интеллигенции — историк А. В. Флоровский и физиолог Б. П. Бабкин. Дальнейшая судьба учёных, включённых в «Украинский список», как пишет А. Н. Артизов, небольшая часть которой была выслана в сентябре—октябре 1922 года и встретила в Праге радушный приём, оказалась более трагичной. После письма Политбюро КП(б)У в Политбюро РКП(б) о нежелательности «укрепить за счет эмигрантов украинское националистическое движение» они были сосланы в отдалённые губернии РСФСР.
  • 23 сентября 1922. Поездом Москва—Рига отправилась следующая крупная партия «инакомыслящих», в числе которых были А. В. Пешехонов, П. А. Сорокин, И. П. Матвеев, А. И. Сигирский и другие. Следом за ними поездом Москва-Берлин отправились Ф. А. Степун, Н. И. Любимов и др.
  • 29 сентября 1922. Из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого были философы Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, С. Е. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев, А. А. Кизеветтер, М. А. Ильин (Осоргин), М. М. Новиков, А. И. Угримов, В. В. Зворыкин, Н. А. Цветков, И. Ю. Баккал, профессор МВТУ В. И. Ясинский и другие. 30 сентября пароход прибыл в Штеттин. На борту находилось примерно 30—33 человека из Москвы и Казани, а также из других городов (с семьями примерно 70 человек).
  • 16 ноября 1922. Из Петрограда отплыл пароход «Пруссия», на котором в изгнание отправились Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, И. И. Лапшин и другие. Всего — 17 высланных из Петрограда (с семьями — 44 человека). 18 ноября они прибыли в Штеттин. Помимо них на пароходе в качестве пассажиров выехали за границу академик Н. А. Котляревский, профессора Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, М. В. Кирпичёв, математик Д. Ф. Селиванов и другие.
  • 3 декабря 1922. В Берлин прибыли депортированные из Грузии (60 человек).
  • 1923. По данным на 20 января 4-ым Отделением СО ГПУ выслано за границу из Москвы, Петрограда и Украины 57 человек, в том числе 20 профессоров. Однако один из них (Н.Рожков) указан в списке ошибочно: решением Политбюро он был выслан в Псков[5] .
Читать еще:  К чему снятся нательные крестики много. К чему снится нательный крестик? К чему снится сон про крест

Список высланных

Среди высланных русские философы и мыслители:

“Философский пароход”: что это было?

Интеллигенция, в особенности научная, с первых дней Октябрьской революции тревожила Советское правительство, потому что многие ее представители стали идейными противниками большевиков, разрушавших привычные для них правила, традиции и вообще жизнь. Однако до поры до времени ученых и мыслителей не трогали.

Непосредственной причиной накала ситуации стала забастовка профессоров МВТУ ( нынешнего МФТИ им. Баумана ), которые выступали против нововведений в системе образования и за университетскую автономию. Кроме того, ряд философов выпустили труды, которые были резко восприняты В. Лениным. Он написал по поводу сложившейся ситуации письмо соратникам, в котором сказал:

“Необходимо . уволить 20-40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно” .

Противостояние между интеллигенцией и властью тем временем нарастало. Ученые провели ряд съездов, на которых критиковали решения правительства большевиков. Уже в мае 1922 года Ленин предложил наркому юстиции ввести в Уголовный кодекс статью, которая бы заменяла расстрел высылкой за границу. Такой “гуманизм” был вызван рациональным желанием улучшить имидж Советской России в глазах мира, потому что расстрелы ведущих русских ученых могли бы усугубить международное положение Советского правительства.

За несколько дней до своего первого тяжелого приступа Владимир Ильич писал Дзержинскому:

К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим.
Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих “военных шпионов” изловить, и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу” .

Летом начались массовые аресты ученых, писателей, философов, студентов и их семей. Органы устраивали облавы и засады, составили списки из трех категорий ( московская, петроградская и украинская ) и по ним проводили аресты, заставляя подписывать перепуганных интеллигентов подписку о невозвращении в РСФСР под страхом расстрела.

Осенью 1922 года начались массовые высылки арестованных за границу. Им разрешили взять с собой только две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека. Хотя деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискации, многие смогли через дипломатические органы переправить на новую Родину свои финансы. Первый пароход с 84 пассажирами ( интеллигенты и их семьи ) отправился из Петрограда до немецкого Штеттина 29 сентября, второй с 44 высылаемыми – 16 ноября. Кроме того, из Москвы до Риги и Берлина были отправлены 2 поезда с вынужденными эмигрантами. А зимой в немецкую столицу из Грузии прибыли 60 выселенных граждан Советской России.

Были высланы следующие выдающиеся ученые и философы: Питирим Сорокин , Николай Бердяев , Семен Франк , Иван Ильин , Сергей Трубецкой , Николай Лосский , Сергей Булгаков и др.

Далеко не у всех высланных жизнь на чужбине сложилась хорошо. Но многие получили возможность развивать свои научные мысли и достижения. Например, философ Николай Бердяев издал более 20 трудов и был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Сергей Булгаков глубже окунулся в религиозную философию и стал православным священником. Но, пожалуй, самым знаменитым высланным стал Питирим Сорокин – один из основоположников социологии, а также теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Он переехал в США, где стал профессором Гарварда и основал там факультет социологии.

Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно”. – Сказал о “философском пароходе” Л. Троцкий . Конечно, можно долго рассуждать о том, что потеряла (или не потеряла) Советская Россия от высылки ряда выдающихся ученых. Возможно, ничего, потому что немало деятелей науки осталось и позже появилось уже в СССР, сделав советскую науку великой. Не потеряли, кстати, и высланные, которые могли повторить судьбу своих оставшихся в СССР коллег. Однако этим актом большевики еще раз показали всему миру, что они строили государство, в котором все подчинены коммунистической идее и все с ней согласны. А несогласные оказывались недостойными жить в первой в мире коммунистической стране.

Источники:

http://www.syl.ru/article/199544/new_filosofskiy-parohod-god-emigratsiya-intelligentsii
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/282446
http://zen.yandex.ru/media/id/59df8b618651650902446341/5ba5f8acf0510600abda853f

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: