Философская система времени основные черты. Философия эпохи Просвещения

Основные черты и особенности философии Эпохи Просвещения.

Основные черты античной философии.

1) Синкретичность – нерасчлененность, нерезделенность важнейших философских проблем.

2) Космоцентричность – в центре мироздания весь космос и мир человека.

3) Пантеистичность – космос это чувственное и умопостижимое абсолютное божество.

Античная философия охватывает период с VI в до н.э. др. греки, затем др. римляне и заканчивается VI в н.э.

Содержание и достижения: Постановка вечных проблем человека: о начале всех вещей, о свободе и необходимости, о жизни и смерти, о месте и роли человека на земле и в космосе, о прекрасном и возвышенном, о дружбе, о любви, о счастье. У др. мыслителей основным «оружием» было наблюдение, анализ, тонкая умозрительность.

53. Философия общества. Общество – система взаимоотношений, условий жизни и деятельности людей. Общество объединяет людей в систему определенных взаимоотношений. Основные устойчивые общие объединения людей: 1.народ (это все население, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества); 2.нация (общность людей, объединенная единым языком, совместной территорией, общей системой духовных ценностей); 3.государство (политическая система, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни). Общество как единая система включает в себя следующие основные элементы: политическая, социальная, экономическая, производственная, духовная, культурная, природная, правовая. Главный смысловой элемент любого общества: человек. В результате чего общество в отличие от природных систем взаимодействия обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития. Общество представляет собой общественные представления людей, объективную реальность, социальную материю, эволюцию биосферы, оно существует благодаря деятельности людей. Элементы общества: 1.человек – главный элемент общества, представляет собой целый и целостный микрокосмос. Этот микрокосмос является элементом сознательной деятельности и неделимым образованием, в основе кот 3 составляющие (тело, душа и дух). 2.объект социальной деятельности делится на 2 класс: 1)вещи – орудия, с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий мир. 2)символы и знаки – данные предметы (произведение искусства) служат непосредственному изменению реальности. Они воздействуют на человеческое сознании, стремления и цели и через них воздействую на реальность.

Основные черты и особенности философии Средневековья.

Начало V – XV вв. Феодализм, главная идеология – это христианство. Проблемы философии определяются следующими принципами: откровение, единобожие, монотеизм, теоцентризм.

Основные проблемы философии средневековья:

1) Мир сотворен Богом и существует вечно.

2) Постижимы ли для человека божья воля и сотворенный им (всевышним) мир.

3) Место человека в окружающем мире через призму спасения человеческой души.

4) Роль человека в истории через призму спасения человеческой души.

5) Каким образом в человеке сочетаются свобода и божественная необходимость.

6) Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.

7) Соотношение откровений библии и истин человеческого разума.

8) Если Бог – это истина, добро и красота, от куда в обществе берется зло, и почему Бог это зло терпит.

Особенности философии средневековья:

1) Библейский традиционализм – Библия книга самая древняя, самая истинная, это слово божье.

2) Экзегетика – это искусство объяснения, толкование ветхого завета.

3) Дидактизм – это назидательство, учительство. Общая установка на воспитание, на образование и на продвижение по жизни человека к спасению, к Богу, к всевышнему.

Этапы философии средневековья:

1) Патристика (I-VI в) – разработка и осмысление христианской догматики. Составной частью патристики являются элементы платонизма. Вершина Августин Блаженный (354-430), главные работы: «О граде божьем», «Исповедь», «О троице». Благодаря его философии определяются 2 новых направления: креационизм (мир создан Богом из нечего) и провиденциализм (всемирная история – это божественный план спасения человнчества).

2) Схоластика (XI-XV в) – окончательное рациональное оформление догм христианства. Схоластика включает определенные моменты государственного устройства (по Аристотелю). Главный идеолог схоластики Фома Аквинский (1223 – 1274), главные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычества».

3) Аквинский обосновал 5 доказательств бытия всевышнего.

4) Бог – это первопричина мироздания и конечная реальность мироздания.

5) Естественное бытие человека, его разум относительно самостоятельны.

6) Природа завершается для человека в благодати, в добре для человека. Высшее предназначение человеческого разума – это вера. Философские познания и теология, их предназначение в сверхъестественном откровении.

Читать еще:  21 ноября знак зодиака скорпион. Здоровье и Болезни

Основные черты и особенности философии Эпохи Возрождения.

В Эпоху Возрождения рассматривается следующий круг вопросов, связанных с общественной жизнью:

1) Развитие общественного бытия.

2) Развитие народной культуры.

3) Развитие искусства.

4) Развитие философской мысли.

Эпоха Ренессанса охватывает период с XIV в до начала XVII в. Данный период называют осенью средневековья. Представили эпохи Возрождения характеризовали весь период средневековья как период темноты и невежества. В эпоху Возрождения в первую очередь меняется система ценностей. Главной ценностью объявляется человек, соответственно в этот период развивается индивидуализм в сфере мировоззрения. Во всех сферах общественной жизни начинает проявляться индивидуальность. В период эпохи Возрождения окончательно закрепляется философское направление гуманизм. Гуманизм – это образ мышления человека, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития. Гуманизм с периода Эпохи Возрождения отстаивает ценность человека как личности.

Причины становления философской мысли в период эпохи Возрождения:

1) Античное культурное наследие.

2) Главное направление антисхоластическое, против религиозного присутствия в культуре, философии и в общественной жизни.

3) Создается новая картина мира, связанная с богом и с природой (человек – главная составляющая часть природы).

4) Если философия средневековья в целом теоцентризм, то философия эпохи Возрождения в целом – антропоцентризм (в центре человек). Человек является важнейшим объектом философского рассмотрения, центральным звеном космического бытия.

Эпоха Возрождения зародилась в Италии и в последствии становиться общеевропейским явлением. Мыслители: Франческа Петрарка, Леон Батист Альберта, Лоренса Вала, Джаванди Пико Мирандола.

Основные черты и особенности философии Эпохи Просвещения.

Главная черта Эпохи Просвещения – это рационализм. В данный период завершаются идеи Эпохи Возрождения. Эпоху Просвещения называют эпоху веры в человеческий прогресс. Особенности философии Эпохи Просвещения:

1) Как идейно-мировоззренческое движение достигает своего высшего рассвета во Франции. В последствии данные идеи распространяются по всем странам Европы.

2) Развивается научное знание. Этому способствуют буржуазные отношения, мануфактурные производства, новая экономическая формация развития человеческих отношений.

Во Франции Просвещение развивается в двух направлениях: материализм и атеизм. Именно материализм и атеизм подготовили почву для формирования социализма и его идей. Задачи идеологов эпохи Просвещения:

1) Просвещение народа.

2) Решение социо-культурных проблем.

3) Критическое отношение к религиозным вопросам и к вере.

4) Разработка новых научных теорий и философских проблем.

Французские мыслители: Вольтер, Монтескье, Жан Жак Руссо, Дибро, Гольбах, Ламерти, Гельвеций. Английские мыслители: Тойланд, Смит, Рид, Мандевиль. Немецкие мыслители: Вольф, Лессинг.

1) Главнейшая роль мыслителей уделяется роли знаний в обществе, науке и технике.

2) Уделяют большое внимание защите естественных прав человека и гражданина.

3) Критикуют религию и суеверие.

Роль человеческого разума в работах мыслителей:

1) человеческий разум не дает вечных и общеобязательных истин

2) человеческий разум – основа человеческой деятельности, он помогает устанавливать связи между различными событиями и фактами

3) основными свойствами человеческого разума являются: готовность искать истину и способность искать истину

4) ставили человеческий разум в зависимость от человеческого опыта. Человеческий опыт контролирует человеческий разум (по Гольбаху)

5) основой мироздания мыслители видели природу. Природа есть причина всего.

6) Материя – причина самой себя, которая состоит из частиц.

7) Согласно их мнения: Все что человек делает, думает, чувствует, во что он верит может и должно быть осмыслено разумом. Человек существо разумное и в нем не должно быть ничего неосмысленного.

8) Социальный прогресс мыслители видели в распространении знаний, науки и образования.

9) Особое внимание уделяли просвещению правителей.

Философская система времени основные черты. Философия эпохи Просвещения

Культурные изменения эпохи Возрождения привели к тому, что тематика средневековой религиозной философии смещается на периферию сознания. На передний план выдвигается требование научиться читать и понимать «книгу Природы». Научная революция XVII в. ведет к тому, что философское мышление начинает испытывать все большее влияние со стороны возникающего математизированного естествознания. Применение математики и метода наблюдения приводят к прорыву в естествознании. Самым показательным мыслителем этого времени является английский математик, механик, астроном и физик Исаак Ньютон (1643-1727). В его «Математических началах натуральной философии» (1687) предлагается количественное объяснение природы, построенное на минимальном количестве допущений и принципе строгой причинности.

В XVII в. произошел окончательный разрыв философии со схоластической картиной мира, подготовленный первыми успехами естественных наук и применением математического метода, который стал осознаваться как образец всякого философского мышления. Философия предприняла попытку выработать теорию всеобщей механистической взаимосвязи природы. Отношения природы и духа образуют эпистемологические (познавательные) основания новой философии. Обоснование новой философии разрабатывается в следующих формах:

Читать еще:  Решения стоглавого собора 1551 года. Стоглав

• рационализм, который распространяется прежде всего во Франции и Германии;

• эмпиризм, сферой распространения которого стала Великобритания, а затем и Франция.

Представители рационализма утверждали, что познание действительности возможно исходя из чистых принципов мышления. Поскольку мир устроен Богом рациональным образом, существует возможность дедуктивного постижения логического порядка мира согласно методу математики, а именно – возможность выведения умозаключений из немногих надежных аксиом. При этом действительность состоит из двух субстанций (действительность дуалистична), как полагал Рене Декарт (1596-1650), подлинный основатель философии Нового времени, создатель так называемого картезианства.

В отличие от Декарта нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), основатель спинозизма, считал, что существует только одна субстанция (действительность монистична). Его идеи были изложены в работе «Этика», написанной «геометрическим способом». Его учение оказало влияние на становление концепций многих последующих философов.

Иное решение проблемы существования субстанции предложил немецкий философ, математик, физик, языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), по мнению которого существует множество субстанций (действительность плюралистична). Им разработано такое учение, как монадология, и высказана идея существования предустановленной гармонии.

В противоположность рационализму эмпиризм видел основание познания в чувственном опыте. Действительными являются только отдельные предметы и феномены. Правильное употребление разума может их упорядочивать и извлекать из них индуктивные выводы. Влиятельность этого подхода обусловлена развитием естествознания, а также особым вниманием к индивиду в философии права и государства.

Первую философскую систему в духе эмпиризма, основанную на принципах механицизма и материализма, выстроил английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Гоббс основывался на механистической философии природы Декарта. Им было разработано учение о теле, о субъективности вторичных качеств и о механической ассоциации идей. В философии государства он исходил из представления о государстве как искусственном, рационально сконструированном теле, которое возникает из такого первоначального состояния, где среди людей господствует война всех против всех, но затем, благодаря общественному договору, осуществляется переход к государству.

Размышления Гоббса оказали существенное влияние на идеи, которые высказывал другой английский философ Джон Локк (1632-1704). Полемизируя с рационализмом, Локк отрицал существование врожденных идей и полагал, что все представления происходят из внешнего или внутреннего опыта. Субстанция является только неизвестным носителем воспринимаемых качеств, ибо немыслимо, что Бог придал материи способность мыслить. Локк оказал существенное влияние на развитие последующей философии, он рассматривается как основатель английского Просвещения.

Философия эпохи Просвещения

XVIII век традиционно называют веком Просвещения. В это время выдвигается претензия на полное господство разума над всей действительностью и обосновывается возможность рационального регулирования жизни.

Просвещение определяется применением разума и самостоятельными достижениями думающего индивида. Характерным для Просвещения является критическое восприятие традиции и духовных авторитетов, высокая оценка индивидуальной свободы и способности к разумному решению любых вопросов. Скептическое отношение к традиции привело к критике религии. Религия подвергается проверке разумом с целью выделения из нее «суеверий» и замены более рациональной набожностью. Особой заботой просветителей является достижение взаимной терпимости (толерантности) религиозных общин. Распространяется деизм, убеждение, согласно которому Бог создал совершенный мир и не вмешивается более в его функционирование.

XVIII век – время открытий в естественных науках. Быстрый прирост знаний о природе порождает просветительскую веру в прогресс. Это время характеризуется также ускоренным экономическим развитием, что обусловливает, с социальной точки зрения, подъем социальной группы (класса) буржуазии. Процесс сопровождался развитием движения либерализма, требовавшего свободы предпринимательства и торговли, обосновываете го приоритет прав индивида по отношению к государству. Важным достижением философии являются новые формулировки естественного права и прав человека.

Существенным оказался вклад просветителей в теорию современного государства. Ими формулируются такие важные принципы, как теория договора, согласно которой господство нужно рассматривать как договор между народом и правительством; принцип народного суверенитета, по которому вся полнота государственной власти принадлежит народу; принцип разделения властей, который гласит, что власть должна быть поделена между различными взаимоконтролирующими органами с целью исключения злоупотреблений.

Традиции английского Просвещения и эмпиризма в духе спиритуализма развивает Джордж Беркли (1685-1753), по мнению которого, нашим ощущениям не соответствуют материальные предметы, ощущения -это просто представления, определенным образом заданные свыше. Завершение Просвещения в Англии связывается с именем Давида Юма (1711-1776). Для его учения характерны эмпиризм и скептицизм. Юм отказался от понятия субстанции и каузальности (причинности), поскольку, по его мнению, представления связываются индивидом произвольно. Все действия определены предрасположением, а нравственность основана на врожденной доброжелательности. Нравственно доброе является полезным. Юм, подчеркивая значение морали, полагал, что религия возникла из потребностей души, а первой ее формой был политеизм (многобожие).

Английское Просвещение оказало влияние на становление и развитие французского, типичным представителем которого был Вольтер (Ф. М. Аруэ) (1694-1779). Такому мыслителю, как Шарль Монтескье (1698-1755), принадлежит заслуга в перенесении английских политических учений на французскую почву. Однако французскому Просвещению были присущи определенные черты пессимизма и скептицизма.

Читать еще:  Пароход во сне. Плавать на пароходе

Ярким представителем немецкого Просвещения был Христиан Вольф (1679-1754). Его деятельность имела особое значение для развития немецкой философской терминологии. Он оказал большое влияние на своих современников и классиков немецкого идеализма.

Философия Эпохи Просвещения

Содержание

  1. Идеология Просвещения
  2. Распространение Просвещения
  3. Таблица “Основные идеи и представители философии Просвещения”
  4. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Идеология Просвещения

Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума и здравый смысл. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:

  • познание природы человека;
  • разумное воспитание и образование;
  • рациональное переустройство общества.

Просветители считали, что только наука способна решить все экономические, политические и социальные проблемы.

Распространение Просвещения

Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др.

Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.

Рис. 1. Вольтер. Портрет. 1786 г.

Кратко самое главное о философии эпохи Просвещения содержится в таблице:

Таблица “Основные идеи и представители философии Просвещения”

Философская категория

Теория

Представители

Отношение к природе

В основе биологической жизни и мышления лежат физические процессы.

Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ламетри

В развитии живых организмов существуют определенные этапы видоизменений и совершенствования форм.

Ж. Ламетри, Ж. Б. Ламарк

Целостная механико-материалистическая концепция природы

Материя вечна, она лежит в основе природы и порождает все вещи, явления и процессы.

Соотношение случайности и необходимости

Все процессы в мире предопределяются их физическими (механистическими) причинами.

Д. Гартли, Ж. Ламетри

“Человек-машина” (книга Ж. Ламетри)

Человек – всего лишь сложный самозаводящийся механизм.

Сенсуализм в теории познания

Ощущения и восприятие – главная форма достоверного познания.

Ж. Локк, Э. Кондильяк

Гедонизм в этике

Наслаждение – высшее благо и критерий человеческого поведения.

Общество и история

Естественные права человека

Право на жизнь, свободу и собственность.

Теория общественного договора

Добровольное подчинение людей политической власти.

Д. Локк, Ж. Ж. Руссо

Теория разумного эгоизма

Сознательное ограничение своих естественных желаний.

Рис. 2. Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее.

Ж. Ж. Руссо стал всемирно известен после выхода трактата “Эмиль” (1762 г.), посвященного воспитанию детей. При этом, пять детей философа находились в воспитательных домах.

Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:

  • гражданские права человека;
  • общественный договор;
  • разделение властей;
  • разумный эгоизм;
  • естественное развитие истории и общества.

Рис. 3. Памятник Вольтеру в Фернее. 1890.

Что мы узнали?

Эпоха Просвещения стала огромных шагом в развитии человеческой мысли. Философы-просветители провозгласили торжество разума над догматами и авторитетными мнениями. Теории Просвещения лежат в основе современного общества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 470.

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

  • Аболиционизм
  • Якобинцы
  • Просвещенный абсолютизм
  • Философия Эпохи Просвещения
  • Образование США
  • Век Просвещения

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Инга Парастаева 337
  2. 2. Алина Сайбель 316
  3. 3. В Ц 104
  4. 4. Таня Брыксина 95
  5. 5. Никита Алкин 77
  6. 6. Алексей Неизвестно 76
  7. 7. Руслан Минатков 70
  8. 8. Николай Липко 66
  9. 9. Игорь Проскуренко 61
  10. 10. Диван Мягкий 32
  1. 1. Алина Сайбель 14,901
  2. 2. Мария Николаевна 14,570
  3. 3. Кристина Волосочева 14,380
  4. 4. Ekaterina 14,291
  5. 5. Юлия Бронникова 14,185
  6. 6. Лариса Самодурова 14,110
  7. 7. Liza 13,645
  8. 8. Darth Vader 13,301
  9. 9. TorkMen 13,016
  10. 10. Влад Лубенков 12,350

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источники:

http://megalektsii.ru/s32720t1.html
http://an-site.ru/dk/of14.htm
http://obrazovaka.ru/istoriya/filosofiya-epohi-prosvescheniya-kratko-osobennosti.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: