Философия в соловьева учение о софии. Учение о софии и богочеловечестве

София в философии Владимира Соловьёва

София в философии В. С. Соловьёва — философская идея о Софии (греч. «Мудрость») в трудах русского философа XIX века Владимира Сергеевича Соловьёва. Занимает существенное место в его творчестве, прямо или косвенно фигурируя во всех его произведениях. В идею о Софии, которую он также называет как Премудрость или Божественная Премудрость, Соловьёв вкладывает множество смыслов — от собственно философского до поэтического. При этом для Соловьёва, который, как считается, был визионером, София была не просто некоторой метафизической сущностью, но и неким наглядным образом и личностью в виде прекрасной женщины, которая трижды являлась ему в видениях. [1]

Содержание

[править] Философские аспекты Софии В. С. Соловьёва

По словам самого В. Соловьёва приведённым в одном из его сочинений, «София — Великое, царственное и женственное Существо». Понятие Софии в произведениях и философии Соловьёва весьма многогранно и местами расплывчато. Некоторые исследователи (например С. В. Перевезенцев) выделяют следующие основные аспекты: [2]

  • София — «небесное Существо, отделенное от тьмы земной материи»
  • София является истинной причиной творения мира
  • София является целью, к которой направляется существование мира
  • София — это «объединяющая сила разделенного и раздробленного мирового бытия»

Известный советский исследователь А. Ф. Лосев в своей работе «Владимир Соловьёв и его время» проводит более подробный анализ идеи о Софии, выделяя несколько большее количество аспектов [3] , и основываясь на других критериях их выделения. При этом Лосев предварительно замечает, что идея о Софии является не продуманной до конца и расплывчатой:

А. Ф. Лосев, Владимир Соловьёв и его время [3]

Далее А. Ф. Лосев перечисляет и разбирает отдельные аспекты Софии, часть из которых являются не собственно философскими, а скорее поэтическими и чувственно-романтическими: [3]

  1. «Нетварная» (несотворённая) или абсолютная София
  2. «Тварная» (сотворённая) «богочеловеческая» София
  3. София в «тварном космическом» аспекте
  4. София в «тварном общечеловеческом» аспекте — идея о «софийности всего человечества»
  5. София как «Вечная женственность»
  6. Интимно-романтический аспект (личностное отношение В. С. Соловьёва к Софии как к «возлюбленной»)
  7. Эстетически-творческий аспект
  8. Эсхатологический аспект
  9. Магический аспект
  10. Русский национальный момент как десятый аспект

[править] Некоторые цитаты о Софии

В. С. Соловьёв, Россия и вселенская церковь [4]

[править] София как причина и цель творения

С точки зрения Соловьева, в начале и основе мира лежит идеальный мир — некое Абсолютное, которое можно рассматривать как философского Бога. Это Абсолютное (Бог) порождает внутри себя одновременно Единое (порядок) и множественное (хаос). В совокупности Абсолютное (Бог), Единое и множественное составляют идеальное «Всеединое», в котором содержатся идеальные сущности всех вещей реального мира. При этом София, по мнению Соловьёва, и является истинной причиной, которая побуждает Всеединое (Бога) к рождению реального мира. [2]

София, по мнению Соловьёва, представляет собой некоторую Мудрость Бога, которая является не только причиной, но и целью творения. София, побудив Бога к творению реального мира, продолжает оставаться в этом мире и реализует себя как цель создания реального мира. [2]

[править] София как любовь и объединяющая сила

София В. С. Соловьёва является также символом и наглядным образом любви. Поскольку любовь, по мнению Соловьёва — это то, что объединяет, сама София является, таким образом, объединяющим началом. Мир, состоящий из множества разнообразных и разнокачественных предметов и явлений, тем не менее не рассыпается на отдельные части — все его части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Тем, что объединяет отдельные части мира и не даёт ему распасться и раздробиться, является, по мнению Соловьёва, София — начало любви. Помимо основополагающей роли в объединении мира в одно целое, София является также тем, что объединяет в единое целое людей и человечество, причём не только на настоящее или какое-либо другое время, но и на всём временном протяжении — все поколения человечества, как прошлые так и будущие. [5]

[править] Чувственно-эмоциональный и поэтический характер Софии В. С. Соловьёва

Отмечено, что идея Софии Вл. Соловьёва является не столько философским, сколько поэтическим понятием, которое гораздо ближе стоит к области поэтического творчества, чем к науке. София придаёт всей философии Соловьёва чувственно-эмоциональный и религиозно-поэтический характер. [6] Например, в поэме В. С. Соловьёва «Три свидания» София описывается Соловьёвым как возлюбленная, как вечная подруга, как нечто существующее в бесконечности и одновременно с этим — некая личность и предмет любовного стремления философа-поэта, несмотря на всю бесконечность Софии. [3]

Причиной введения Соловьёвым в свою философию «ненаучного» и поэтического образа Софии, как считается некоторыми исследователями, было его сознательное стремление избежать придания односторонне-рационалистического характера своей философии. Соловьёв стремился избегать всякой односторонности. Это было программным положением его философии, прямо вытекающим из принципа всеединства, который он утверждал. Одной из таких односторонностей он считал рационализм, который стремится изгнать из жизни момент неопределённости, иррациональности и сверхрациональности. И чтобы избегнуть односторонностей, навязываемых рационализмом, Соловьёв, как предполагается, и внёс в своё философское учение идею о Софии. [6]

[править] Встречи В. С. Соловьёва с Софией

Считается, что Соловьёв трижды встречался с Софией в своих видениях, о чём он рассказал в своём стихотворении «Три свидания». Первое свидание произошло в детстве, когда ему было 9 лет, а он находился на богослужении в церкви. Второй раз он увидел её в читальном зале Британского музея в Лондоне, во время этой встречи София повелела ему отправиться в Египет, что стало причиной его неожиданного для окружающих путешествия из Лондона в Египет. И третий раз его «свидание» с Софией произошло уже в Египте, недалеко от Каира, в пустыне, куда философ специально отправился пешком, явно ожидая новую встречу. [1]

Читать еще:  Сонник признаваться в любви магикум. Незнакомец признается в любви

А. П. Козырев, выполнивший перевод написанной на французском языке рукописи В. С. Соловьёва «София», утверждает, что на страницах рукописи обнаружены места, написанные медиумическим (также называемом автоматическим) письмом — это письмо, когда «мы имеем дело не просто с записями, написанными в особом душевном состоянии, но с текстами, сообщенными другим субъектом, а не исходящими из сознания записывающего». Всего в рукописи «Софии» встречается около десяти случаев такого письма, многие из которых выглядят как любовные признания являвшегося Соловьёву существа, которое он принимал за Софию. [7]

В софийных записях содержание довольно однообразно: бесконечные признания Софии в любви к своему адепту, выражение желания соединиться с ним, просьба никогда не расставаться с ней. Тема избранничества Соловьева прослеживается в них постоянно. Нередко встречаются и указания, советы: вернуться в Петербург, ехать в Индию (!), рассуждать о началах и т. д. В медиумической записи на листе с планом трактата мы обнаруживаем обещание Софии «сообщать посредством письма все, что ты должен делать относительно твоего дальнейшего просвещения светом духовным». Однако, в основном записи касаются именно взаимоотношений Софии и ее возлюбленного. Записей, сообщающих нечто, касающееся собственно философских и теософских занятий Соловьева сравнительно немного.

А.П.Козырев, Парадоксы незавершенного трактата [7]

Учение о Софии

Учение о Софии ярко выражает своеобразие философии Вл. Соло­вьева. София — не только понятие, но и образ, придающий философ-

1 ЛосевА.Ф. Указ. соч. С. 125.

2 Зенъковский В.В. История русской философии. Л., 1990. Т. 2. Ч. 1. С. 20.

1 Соловьев Вл. Собр. соч. СПб., 1912. Т. 3. С. 102.

ским взглядам русского мыслителя романтическую приподнятость и поэтическую возвышенность. В образе Софии наглядно обнаруживает­ся особое, утонченно-трепетное, отношение Вл. Соловьева к миру, характерное также для его философии.

Учение о Софии — типичное метафизическое учение, т.е. представляет собой умозрительную гипотезу, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута методами естественных наук. В условиях все большего рас­пространения научного («положительного») мировоззрения, отвергаю­щего метафизические сущности, Вл. Соловьев смело идет по стопам Платона — основателя метафизики. Русский философ Вл. Эрн (1882— 1917) так оценивал учение о Софии: «Первый после Платона Соловьев делает новое громадное открытие в метафизике. В море умопостигаемого света, который безобразно открылся Платону, Соловьев с величайшею силою прозрения открывает определенные ослепительные черты вечной женственности» 1 . София и есть вечная женственность — образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то же время — двойственности, переменчивости и безразличия. Это обобщенный образ земного (эмпи­рического) мира — мира противоречивого и обманчивого и одновре­менно одушевленного и прекрасного. В образе Софии нашли свое отра­жение различные идеи и представления, известные в истории мысли. Вл. Соловьев синтезировал идею дуальности (двойственности) Платона, понятие Души мира неоплатоников, христианское учение о Премудро­сти Божией, представления о познании средневековых мистиков, образ беспорочной красоты Девы Марии (Матери Божией).

Мысля Софию как философское понятие, Вл. Соловьев одновре­менно представлял ее совершенно наглядно —в виде прекрасной женщины. Она трижды в течение жизни являлась ему в видениях, о чем он рассказал в стихотворении «Три свидания». Первый раз это произошло в детстве, когда будущему философу шел десятый год, в церкви, во время богослужения. Второй раз — в читальном зале Бри­танского музея в Лондоне. Здесь София повелела ему быть в Египте, что и стало причиной неожиданного путешествия Вл. Соловьева из Лондона в Египет. Наконец, третье «свидание» состоялось в египетс­кой пустыне, недалеко от Каира, куда философ направился пешком, явно ожидая новой встречи. Можно сказать, что образ Софии был для него своеобразной музой, вдохновлявшей его. Одновременно София — важнейшее понятие философской системы.

Понятие Софии прямо или косвенно фигурирует во всех произве­дениях Вл. Соловьева. Это означает, что без него философ не мог обой­тись при решении самых разнообразных вопросов. Специально софи-ологии посвящена рукопись «София» (на французском языке), над которой он работал в 1876 г., во время своей первой заграничной

1 Эрн В.Ф. Гносеология B.C. Соловьева//О Владимире Соловьеве. М, 1911. С. 134.

поездки. Эта рукопись не предназначалась для публикации. Исследо­ватели творчества Вл. Соловьева рассматривают ее как первый, самый общий и черновой набросок будущей системы.

В понятии Софии заключено множество смыслов. Оно выпол­няет в философской системе Вл. Соловьева также и разнообразные функции,

Вотпервых, очевидно, что при помощи столь ненаучного понятия, которое гораздо ближе стоит к области поэтического творчества, чем к науке, Вл. Соловьев сознательно стремился избегнуть односторонне-ра­ционалистического характера своей философии. Мыслитель всегда стре­мится избегать всякой односторонности. Это было его программным положением, прямо вытекающим из принципа всеединства. Одной из таких односторонностей он считал рационализм. Рационализм, возве­денный в принцип философии, неизбежно стремится изгнать из жизни момент неопределенности, иррациональности и сверхрациональности. Тем самым рационализм недопустимо упрощает и обедняет жизнь, пре­вращает ее в голую схему. Чтобы избегнуть отрицательных сторон раци­онализма не только на словах (т.е. путем его осуждения), но и на деле, следовало избегнуть его в создаваемой системе. Этому и служит понятие Софии, придающее философии Вл. Соловьева чувственно-эмоциональ­ный и религиозно-поэтический характер.

Во-вторых, София играет роль «соединительного моста» между рацио­нальным содержанием философии и ее поэтически-возвышенной стороной. Дело в том, что София это первообраз мира, иначе говоря, идеальный план мира. С помощью понятия Софии Вл. Соловьев утверждает, что мир не сводится к хаотической стороне: в нем существен момент упорядо­ченности. В мире действуют законы — физики, химии, геометрии, социоло­гии и т.д. Под внешним хаосом и неупорядоченностью всегда можно найти упорядоченность и закономерность. Такое понятие Софии родствен­но понятию Души мира неоплатоников, под которой они как раз и понимали идеальный план мира, помещенный в сам этот мир, т.е. план, реализованный в материи. Реализованный план неизбежно связан с его искажениями. Именно поэтому человеку потребны специальные усилия для того, чтобы познать закономерности мира, т.е. «извлечь» идеальный план из материи, сформулировать законы и теории. Мир прячет свою истинную сущность, свою душу. В этом состоит его «мудрость» божественно­го происхождения — София. В-третьих, закономерности мира, однако, не могут быть сведены к законам механической причинности, известным естествознанию. Эти законы (а не только их проявления) бесконечно многообразны и изменчивы. Это значит, что мир одушевлен, подобно тому как одушевлен отдельный человек, отдельное живое существо. Вл. Соловьев бы полностью подписался под стихами Тютчева:

Читать еще:  Когда можно крестить ребенка в. Подготовка к крещению ребенка — выбор крестных, правила и обязанности крестных

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

В-четвертых, понятие Софии индивидуализирует понятие Души мира. Всякая душа индивидуальна. Но когда речь идет о душе лишь как об абстрактном понятии, то познать ее во всей полноте невозможно. Для этого ее надо представить конкретно — в виде определенного лица, личности. Абстрактную душу невозможно и любить — любить можно лишь конкретное лицо, которое можно ощутить или предста­вить наглядно. Именно поэтому Душа мира получает у Соловьева кон­кретно-наглядное выражение.

В-пятых, София — символ и наглядный образ любви. Любовь же — то, что объединяет. София и есть объединяющее начало. Мир не рас­сыпается на отдельные части, хотя и состоит из множества разнооб­разных и разнокачественных предметов. При внимательном рассмот­рении мы видим, что все части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, существует то, что его объединяет. Это София — на­чало любви. В одном из самых знаменитых своих стихотворений Вл. Соловьев писал:

Смерть и время царят на земле, — Ты владыками их не зови, Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

В-шестых, наибольшую роль София играет не по отношению к природе как таковой (т.е. взятой вне человека), а по отношению к человеческому обществу и истории. София есть то, что объединяет человечество, всех людей, причем не только живущих в настоящее время, но все поколения, прошлые и нынешние. В развитии общества София впервые являет себя непосредственно. Это происходит с мо­мента возникновения христианства, которое Вл. Соловьев считает ре­лигией любви. В истории общества действует божественная мудрость. Об этом свидетельствует прогресс в развитии общества, рост науки, образования. Прогресс можно усмотреть и в развитии философии. Вместе с тем, прогресс противоречив, он связан со многими нрав­ственными потерями. Главная причина этих потерь в отходе от хрис­тианства больших масс людей, с одной стороны, а с другой — него­товность церкви ответить на требования времени.

В-седьмых, София — это «тело Христово», или христианская цер­ковь. Церковь является обязательным посредником между Богом и че­ловеком. Вне церкви никакая вера в Христа невозможна. Церковь есть соборное объединение людей. Это добровольное объединение, возника­ющее на основе общей веры, общих идеалов и ценностей. Церковь — это единение в любви. Поэтому церковно-соборное объединение явля­ется положительным образцом для всякого творческого объединения, предполагающего не ущемление прав и достоинства личности, а, наоборот, утверждающего свободу индивида.

В.С. Соловьев. Учение о Софии. Философия «всеединства».

Философия Владимир Соловьева имеет название философии всеединства — это единство истины, добра и красоты. Соловьев хотел написать 3 части очень большой работы. Написал 1-ю — «Оправдание добра», 2-я должна была называться «Оправдание красоты», а третья — «Оправдание истины». От второй — 3 фрагмента, от 3-й- 3 незаконченные статьи. Почему оправдание? Соловьев — религиозный философ, смотрит на все с позиции того, зачем это создавалось. Он хотел объяснить что откуда и почему. Общая идея его философии сложна. Соответствует 3 началам: единая мировая душа. У неоплатоников . Логос это мировой, понимаемый как безличный ум, мировой разум, в смысле бога и т.д. София — центральная идея философии Соловьева. Отсюда термин софиологии. В языческой Греции мудрость отождествлялась с богиней Афиной, то место Афины в Греции христианской займет София. Отсюда христианские храмы, которые перейдут на Русь: Киевская, Новгородская София. Это христианские соборы, посвященные мудрости, в христианском смысле, Софии. София принимается как мудрость уже не божественная в чистом визе, а общечеловеческая, т.е. не индивидуально-человеческая как помним у Гераклита: души присущ самовозрастающий логос. Это человек сам по себе становится умнее. А София – это общественное сознание. Если людей не стало 6ы, остались библиотеки, хранилища, музеи, но без людей. Вот то, что в этих библиотеках, хранилищах и музеях — общечеловеческое, оно отелено от носителя, но оно есть само по себе. Накопленное человеческое знание и есть София. В этом смысле в русской философии легко проследить движение темы Софии от Соловьева к Флоренскому, к 10 главе его работы «Столп и утверждение истины». София у Флоренского отождествлялась со словом культура. Человеческая культура и есть София. Идея, которая содержится у Соловьева и у Флоренского потом, правда выражена она очень трудно, но ее можно с выразить так, чтобы было понятно. В природе, как в материи, действуют принципы, которые можно свести к следующему: в природе, как в материи, действуют принципы, которые можно свести к следующему: процесс идет от порядка к хаосу. В термодинамике — это обесценивание энергии, энергия переходит в тепловую, а в обратную сторону с потерями. В природе процессы становятся все менее упорядочены, все более хаотичны. Представьте, летят параллельно много шариков и они стукаются о неровную поверхность, они разлетятся не в одну сторону, а в разные. Такой процесс в природе имеет гораздо большую вероятность, чем обратный. Представьте себе процесс, снятый на пленку и прокрученный в обратном направлении. Это гораздо менее вероятно. Природа движется от порядка к хаосу. А культура, олицетворяющая Софию, движется в обратном направлении. Культура создает порядок из хаоса. Она противостоит законам энтропии и уравновешивает. Если бы не культура, мир бы разрушался. Соловьев выразил эти идеи. Философию всеединства называют сверхнатуралистической теорией эволюции. Т.к. Бог — это всеединства, которое есть. В Боге истина, добро и красота сливаются. Так же они совпадут и в идеальном обществе, которое Соловьев называет богочеловеческим. Когда общество превратиться в богочеловечество, там истина, добро и красота тоже совпадут. А реальный мир — это всеединство в процессе становления. В реальном мире истина, добро и красота не состыковались. Этот процесс еще идет и будет идти достаточно долго. Его философия — синтез науки, философии и религии. И можно добавить еще и мысль. Это эскиз его философии в самом общем виде.

Читать еще:  Кто просит тому дано будет. Просите, и дано будет вам

«Оправдание добра»: любопытно, что работа христианского философа, но в ней он выводит нравственность из-под всякого религиозного начала. Т.е. работа начинается с констатации того, что несостоятельно подчинять нравственность отвлеченным принципам. Каким угодно отвлеченным. Добро не подчинено, в том числе и богу. Для нормальной христианской традиции ясно, что добро есть, поскольку есть Бог. Бог возник и создал добро и зло. Человек не согласен. Добро есть само по себе. Бог из добра, а не наоборот: для американского прагматизма добро и зло — это просто группировки отдельных поступков. Можно сгруппировав поступки и сказать, это добрые, а это злые поступки. Соловьев объясняет, что это не так, потому что добро есть добро, даже если не добр. Вот нет ни одного доброго поступка. Что нет добра как идеи, как принципа? Оно не зависит даже от социальной реальности в мире. Отсюда понятно, что нет социальной духовности. Мораль общечеловечна, т.е. есть какие-то принципы, которые разделяет определенный круг. Может быть нравственность, как мы привыкли говорить, феодальная, рабовладельческая, какая хотите. Ведёт ли к добру светоч знаний, спрашивает Соловьев? Он считал, что это, конечно, хотелось бы, чтобы вёл. Но он вынужден отвечать на вопрос отрицательно. Знание — обоюдоострое оружие, его можно использовать как туда, таки сюда. Само по себе оно никуда не ведёт. Тема: нравственность и право. Соловьев объясняет тот парадокс, вокруг которого крутились славянофилы, Данилевский. Когда юридические отношения — органические отношения. Право есть низший предел нравственности. Право закрепляет определенный минимум нравственности, ниже которого — безнравственность. Выше права — нравственность, которая и не регулируется. Те самые отношения любви, дружбы. Они высоконравственны, но не регулируются правовыми отношениями, потому что они выше. Но ниже — не убий, не укради. Это не мораль, это сфера права. Не убивать и не красть — это тот минимум, ниже которого ни одно общество не проживет. Дальше речь идет об экономике и политике. Соловьев говорит так: «И социализм, и позитивизм хотят занять пустое место, оставленное религией в жизни и знании современного цивилизованного человека. Я не буду опровергать социализм, обыкновенно он опровергается теми, которые его правды. Мы можем свободно говорить о правде социализма. Социализм есть попытка осуществить три принципа: свобода, равенство, братство. Революция (на Западе) установила гражданскую свободу. Но при существовании общественного неравенства освобождение от буржуазии. Одна свобода ничего не дает народному большинству, если нет равенства. Революция провозгласила и это последнее. В чем равенство? У нас в 1905 г. и то, и другое. Свобода и равенство после революции 1905 года, когда отменили сословные различия, необходимость называть дворянина благородием, купца первой гильдии — степенством и т.д. «Но в нашем мире, основанном на борьбе, на неограниченном соревновании личности равенство прав ничего не значит без равенства сил». Это про сегодняшний мир. Равенство прав — пожалуйста, а равенств сил? Когда интеллигенция из нормального слоя превратилась в пролетариев умственного труда. «Историческая сила переходит из рук в руки. КА власть имущий класс буржуазия воспринималась принципом равенства для своей выгоды, потому что в данную историческую минуту за этим классом быласила. Так точно класс неимущий — пролетариат — естественно стремится воспользоваться тем же принципом равенства в свою пользу. Как только в его руки перейдет сила. Если же говорить о справедливости, то разве не справедливо, чтобы богатство принадлежало тому, кто его производит, т.е. рабочему. Таким образом, стремление социализма вырвать материальное благосостояние из рук меньшинства является совершенно естественным и законным. 3а ним будущее». Т.е. Соловьев жестко, чеканно и однозначно обозначает свою позицию, потому его у нас запретят печатать. Притом, что дальше он напишет то, что было не особенно приятно для социализма. Он пишет, что социализм основан на идее экономической нравственности, т.е. определенного справедливого распределения благ. Однако экономическая нравственность — не вся нравственность. Это как юридическая — низший предел, выше — экономический. Но все остальное-то выше, поэтому социализм очень скучен во всех дальнейших. Потому что всего остального он не может в реальности затрагивать и касаться. Все что выше — не для него и про него.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источники:

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%91%D0%B2%D0%B0
http://studopedia.ru/8_6954_uchenie-o-sofii.html
http://cyberpedia.su/13×19160.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector