Философия, религия, мораль, искусство: диалогкультурныхтрадиций. Философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций

Тема 12. Философия культуры и религии

Семинар 12.1: Философия культуры

осмысление понятия культуры, знакомство с основными парадигмами философии культуры.

План

1. Культура как предмет философского осмысления: основные подходы.

2. Многоуровневость и полифункциональность культуры.

3. Культура и цивилизация. Проблемы межкультурной коммуникации.

4. Культура и религия.

Темы докладов

Место и роль философии культуры в социогуманитарном знании.

Понятие культуры: многообразие определений и подходов.

Массовая и элитарная культуры.

Культура и цивилизация.

Диалог культур. Мультикультурализм и глобализация.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Проанализируйте этимологию слова «культура» и проблему определения этого понятия. Приведите примеры дефиниций культуры и вариантов их типологии с позиций различных подходов: светско-этимологический (культура как «возделывание» и др.), религиозно-этимологический (почитание (культ) Бога, света, святынь; утверждение жизни и отрицание смерти), аксиологический (система ценностей, иерархия человеческих идеалов и смыслов), нормативно-ценностный (совокупность всех социальных норм, принципов, образцов, универсальный регулятор и критерий общественной жизни), предметно-ценностный (совокупность ценностей как продуктов человеческого труда, сокровищница результатов человеческого творчества, накопленных в ходе исторического развития), деятельностный (способ, механизм, технология человеческой деятельности; специфически человеческий способ бытия), функциональный (сфера осуществления значимых для человека и общества функций; процесс развития человека, его сущностных сил, способностей в ходе сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению ценностей), семиотический (совокупность специфических знаков и знаковых систем), стадиальный (уровень развития творческих сил, способностей, способов организации жизни и деятельности людей), гуманистический (мера человека, реализация творчества и свободы, универсальный способ самореализации личностей и межличностного общения, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего), антропологический (искусственная среда обитания человека, мир вещей, носящих отпечаток человеческой деятельности), коммуникативный (сфера и способ человеческого общения), реалистский (особая объективная надындивидуальная реальность, первичная по отношению к человеку), номиналистский (реальность субъективного характера, производная от человека), личностно-атрибутивный (свойство человека в сфере социального поведения – например, воспитанность, образованность и т.п.), фактологический (совокупность событий – фактов и факторов), социологический (особый социальный институт (совокупность институтов и процедур); подсистема или сверхсистема общества; функция общества, социальная память; способ социализации личности), психоаналитический (система требований и ограничений, обуздывающих инстинкты; оформление коллективного бессознательного, архетипов), археологический (комплекс памятников старины, материальных свидетельств жизни того или иного конкретного общества), этнографический (специфическое единство этноса) и др.

По второму вопросу. Дайте сравнительную характеристику основным историческим этапам в развитии представлений о культуре. Проанализируйте важнейшие функции культуры: гуманистическую или человекотворческую (культура служит способом, средством и результатом человеческой самореализации – иногда выделяют особо генеративную функциюкультуры как средства, обеспечивающего технологиями, нормами, ценностями, критериями оценки креативную деятельность человека, производство и воспроизводство культурных объектов), коммуникативно-трансляционную (культура обеспечивает – посредством языковых и знаковых средств, технологий, норм – связь и передачу соответствующего («культурного») опыта; служит «социальной памятью» общества, так называемым «культурным наследием»), семиотическую (культура предполагает создание знаков и знаковых систем и пользование ими), ценностно-регулятивную (культура обеспечивает регуляцию социального взаимодействия путем его организации, нормирования, выделения ценностей, определения критериев, условий и возможностей оценочной деятельности), социально-организующую (культура является главным средством обеспечения существования и воспроизводства социума, его внутренней дифференциации, социокультурной идентификации и самоидентификации членов общества), гносеологическую (культура является средством обеспечения познавательной деятельности, получения и упорядочения информации), компенсаторную (культуру можно рассматривать как средство обеспечения деятельности человека по восстановлению энергетических затрат), игровую (культуры выступает в качестве средства обеспечения игровой деятельности людей как особого опосредованного целедостижения). Охарактеризуйте проблему многоуровневости культуры, определите ее основные понятия (срединная культура; маргинальные культуры; субкультуры; контркультуры; материальная и духовная культуры; мировая и локальная культуры; высокая и народная культуры; элитарная и массовая культуры).

По третьему вопросу. Используя материалы предыдущего семинарского занятия, охарактеризуйте проблему соотношения понятий «культура» и «цивилизация» с позиций различных подходов (культура и цивилизация как синонимы; как антиподы; как различные, но взаимосвязанные феномены). Приведите примеры различных подходов (К. Маркс, Л. Морган, В. Гумбольдт, Ж.-Ж. Руссо, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Конечны, П.А. Сорокин, А.С. Ахиезер). Вновь обратившись к изученным на предыдущем занятии материалам, дайте сравнительную характеристику культурных и цивилизационных особенностей России, Запада и Востока. Затем выделите и охарактеризуйте различные цивилизации внутри общего понятия «Восток», особое внимание уделите сравнительному анализу культурных оснований китайско-конфуцианской, индо-буддийской и арабо-исламской цивилизаций.

Определите понятие межкультурной коммуникации. Какие проблемы современного человечества связаны с взаимодействием различных культур и цивилизаций? Дайте определение межкультурного конфликта и диалога культур (цивилизаций). В чем смысл культурной и цивилизационной экспансии? В чем заключается проблема идентичности культуры и самоидентификации человека в культуре (цивилизации)?

По четвертому вопросу. Раскройте место и роль религии в генезисе и развитии культуры. Охарактеризуйте культуру и религию как нетождественные, но взаимосвязанные феномены. Проанализируйте религию как ценностный фундамент культуры: приведите примеры, как влияет та или иная религия на культурные ценности, идеалы, нормы, принципы, установки, особенности менталитета, «коллективное бессознательное» («архетипы»), «национальный характер», «душу культуры». Проследите соотношение светской и религиозной культуры в современном обществе и на различных этапах истории человечества и отдельных цивилизаций Сравните светские и религиозные подходы к философскому исследованию культуры. Обратите внимание, что существует две крайности в решении проблемы соотношения религии и культуры. С религиозной точки зрения, именно религия и есть безусловная основа культуры (общечеловеческой или любой локальной). Так, Дж. Фрезер выразил эту точку зрения со всей полнотой: «Вся культура – из храма». С позиции же атеистической (например, у «просветителей» Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Ламетри (XVIII в.) или у Фейербаха (XIX в.)) религия и культура – явления, противостоящие друг другу; религию следует исключить из понятия «культура». Определите, какая точка зрения Вам ближе, и почему (приведите аргументы «за» и «против»). Какую роль играют религия и атеизм в современной культуре человека и человечества? Проиллюстрируйте свою точку зрения примерами из истории и современности России и других крупнейших цивилизаций мира.

Читать еще:  Основные грехи в православии на исповеди. Подготовка к исповеди

Семинар 12.2: Философия религии

философское осмысление феномена религии, знакомство с основными философскими подходами к религии.

План

1. Понятие религии: основные подходы.

2. Язычество и монотеизм.

3. Религия и философия. Религиозная философия и философия религии.

3. Основные проблемы и парадигмы философии религии.

Темы докладов

Проблема «доказательства» и «опровержения» бытия Бога.

Проблема соотношения веры и знания.

Бог и Сатана в культуре и философской мысли. Проблема теодицеи.

Религия, миф, искусство, философия и наука: общее и особенное.

Религия и этика. Базовые ценности мировых религий.

Религия в традиционном и современном обществе.

Религиозные конфликты и межконфессиональный диалог.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Проанализируйте этимологию слова «религия». Приведите примеры дефиниций религии и вариантов их типологии с позиций различных подходов к изучению религии и к оценке ее места и роли в духовной и социальной практике. Используя материалы предыдущего семинарского занятия, по аналогии с различными вариантами интерпретации термина «культура», охарактеризуйте понятие и функции религии. Рассмотрите ее как специфическую форму сознания и мировоззрения, основанных на вере; как особую сферу и способ коммуникации людей и трансляции их духовного опыта; как особую систему ценностей, норм, идеалов и смыслов духовного порядка; как универсальный социальный регулятор; как совокупность специфических социальных институтов и процедур; как способ социализации личности, критерий и средство социокультурной идентификации и самоидентификации членов общества; как особую систему знаков и символов; как специфически человеческий способ бытия и технологию человеческой самореализации; как стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего; как систему требований и ограничений, обуздывающих животные инстинкты, конструктивно оформляющих коллективное бессознательное (архетипы) и сублимирующих биологическую энергию в творчество; как способ преодоления бессмысленной суеты материального мира, отвлечения от его относительных ценностей и попытку достижения подлинного бытия и абсолютной истины, установления связи с высшим, «надмирным» началом и т.д. Особое внимание уделите определению религии как особой формы общественного сознания и специфического типа (одного из основных исторических типов) мировоззрения. В таком контексте сопоставьте понятия и феномены религии, мифа, философии, науки, искусства, морали, права.

По второму вопросу. Проанализируйте, какую роль сыграла мифология и религия в культурогенезе. Охарактеризуйте архаические духовные практики (анимизм, фетишизм, тотемизм, магию). Освежите свои знания по истории древних политеистических религий (Востока, Греции, Рима, Руси. ) и основных вех на пути человечества к Единобожию (реформа Аменхотепа IV – Эхнатона, проповедь Заратустры, откровения иудейских пророков). Сравните иудаизм как исторически первую форму монотеизма и христианство и ислам как мировыемонотеистические религии. Дайте общую сравнительную характеристику язычества и монотеизма по различным критериям (отношение к Богу (богам), к природе и истории, к судьбе и свободе, к личности, к ценностям, к времени. ).

По третьему вопросу. Учитывая полисемантичность (многозначность) понятия «религия» и многообразие ее проявлений в социальной жизни, определите те аспекты религии и проявлений религиозности, в которых они могут рассматриваться в качестве предмета именно философского исследования. Дайте сравнительную характеристику религии и философии как форм общественного сознания, способов познания, видов знания, технологий целеполагания и ценностного обоснования, типов мировоззрения. Выделите общее для религии и философии и сформулируйте их принципиальные отличия друг от друга. По такой же схеме проанализируйте понятия «религиозная философия» и «философия религии», приведите конкретные примеры, иллюстрирующие их существенные различия.

По четвертому вопросу. Дайте характеристику основных философских концепций религии (ее возникновения и предназначения). Проанализируйте соотношение понятий: «религия», «вера», «богословие», «церковь», «конфессия», «секта», «ересь», «ортодоксия», «догма», «обряд». Охарактеризуйте проблему «доказательства» и «опровержения» бытия Бога, проблему соотношения веры и знания, проблему Бога и Сатаны в культуре и философской мысли, проблему теодицеи (проблему «оправдания» Бога, допускающего, несмотря на свое всемогущество, существование зла в сотворенном Им же мире). Сравните различные альтернативы понимания Бога (теизм, деизм, пантеизм, панентеизм, атеизм, монотеизм, политеизм, антропоморфизм). Рассмотрите проблему типологии и классификации религий. Приведите примеры племенных, этнических, национальных, государственных, мировых религий. Сопоставьте базовые ценности мировых религий. Проанализируйте место и роль критики и апологии религии. Охарактеризуйте проблему религиозной компетентности сотрудника полиции в контексте поликонфессиональности РФ и значение философии религии в подготовке сотрудников ОВД.

КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ и РЕЛИГИЯ

МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ — мораль представляет собой систему правил, понятий и чувств, регулирующих отношения людей между собой и их отношения к обществу.

Их реализацию в поведении людей именуют нравственностью.

Религия и мораль — близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Сходство религии и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях.

Однако церковь несравненно сильнее воздействовала на нравственность общества, нежели мораль на религиозный культ и внутрицерковную практику.

В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало.

Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами.

Бог воплощает в себе те нравственные требования, которым обязан следовать его приверженец.

Философ и психолог В. Франкл именует Бога «персонализированной совестью». В силу этого моральное начало уже присутствует в самой идее Бога и неотделимо от «минимума» религии.

В политеистических верованиях одни божества выступают как воплощение доброты, другие — злобы.

В монотеистических религиях Бог непременно наделен высшими моральными качествами.

Моральное начало особенно ярко выражено в мировых религиях — причем в буддизме до такой степени, что некоторые специалисты считают его не религией, а моральной системой. Вероучение этой религии исходит из идеи о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущему.

Буддийский «путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной — терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панчашилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя).

Читать еще:  Оценка и значение. Богословское и литературное наследие

Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога — Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа.

Вместе с тем Бог ислама — воплощение добра. Все суры Корана (кроме девятой) начинаются со слов:

«Во имя Аллаха милостивого и милосердного».

Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения.

Это свойственно и шариату — своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений.

Однако именно в христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована.

Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый.

В ипостаси Бога Отца Он выступает в роли заботливого защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога Сына Он приемлет на Себя грехи людей и отдает Себя в жертву за них.

Лаконичная формула «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8, 16) особенно выразительно передает моральную суть этой мировой религии.

Если религия обязательно включает в себя моральное начало, то и в морали многое скрыто в неосознаваемом, в бессознательном и подсознательном.

Здесь вера (доверие) также выступает в качестве важнейшего устоя.

Мир морали подобен своеобразному храму, где благоговейно чтимы нравственные святыни. Многие из них имеют общечеловеческий характер — таковы материнская любовь, супружеская верность, трудолюбие, гостеприимство, уважение к старикам и др.

Как и в религии, эти святыни обычно свободны от рассудочного отношения и расчета. Любовь и дружба, например, требуют, казалось бы, неразумного самоотвержения.

Не только богословы, но и многие исследователи этики полагают, что мораль и нравственность порождены религией и неотделимы от нее. При этом нередко приводят высказывание великого мыслителя И. Канта о божественной природе присущего человеку «категорического императива» — властного внутреннего повеления следовать моральным требованиям.

Еще чаще ссылаются на древнейшие тексты священных книг различных религий, насыщенных моральными поучениями, и на то, что сама идея Бога и загробного воздаяния глубоко воздействует на поведение личности и ее нравственные устои.

Однако следует учитывать, что моральные понятия и чувства — это в значительной степени результат воздействия социального окружения на личность и ее образ жизни.

Психологи констатируют, что ребенок, случайно попавший к животным и ими вскормленный, даже оказавшись потом среди людей, так и не обретает человеческих качеств — прямохождения, сознания, членораздельной речи, разумной регуляции поведения. Ему также неведомы моральные представления и переживания.

Идея Бога выводит верующего из рутины повседневности, заставляет подавить в себе низменные побуждения и ведет к идеалу добра и справедливости, ставит перед лицом Всемогущего, от которого не сокрыто ничто потаенное.

Страх загробного наказания за явные и сокрытые прегрешения — важный психологический фактор восприятия мира религиозным человеком.

Моральные поучения в священных книгах являются ценнейшими свидетельствами древнейшей культуры. Так, возраст сложившихся в иудаизме и уже насыщенных моральными поучениями первых разделов Библии составляет более 3000 лет.

Под духовной жизнью общества понимают область бытия внеиндивидуального духовного, в которой в объективированной форме представлены результаты духовной деятельности личности.

Противоречие между всеобщностью внеиндивидуального духа и конкретностью субъекта-носителя духа (человека) является центральным в философском осмыслении проблемы. В рамках классической традиции анализ феномена общественного сознания осуществлялся через понятия «дух», «разум», «идеальное начало», «абсолютная идея» и др., в которых выделено логическое, интеллектуальное, всеобщее, всечеловеческое в бытии духовного.

В античной философии одну из самых фундаментальных попыток решения проблемы предпринял Платон. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превращается в систематизированную и иерархизированную структуру, которая «держит» мир, составляет его основу. Анализ этого идеального мира: поиск путей определения понятий, способ их разделения и соподчинения, сопоставимости с материальным миром, средств их «умозрения» — непреходящая заслуга Платоновской объективно-идеалистической философии.

В Средневековье «линия» Платона получила развитие: патристика и схоластика разрабатывали логическую структуру мышления. Всеобщность духовного мира общества связывалась с тотальностью бога как духовного начала.

В философии Нового времени авторитет божественного разума заменил авторитет разума человеческого: «Разум правит миром», упорядочивая прежде всего общественный порядок. Вопрос о генезисе всечеловеческого Разума не возникал. Этот вопрос был поставлен в немецкой классической философии: Кант проанализировал возможности человеческого разума как трансцендентального (всеобщего) начала в реальном человеке, Гегель показал его диалектическую противоречивость и историко-культурную эволюцию.

До сер 19 в. вопрос о природе, происхождении человеческого разума и движущих причинах его эволюции решался в рамках философского идеализма, Маркс сделал это с материалистических позиций, основав неклассическую традицию. Маркс выдвигает понятие «общественное сознание» и «общественное бытие». Смысловым стержнем его концепции материалистического понимания истории была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, которая позволила объяснить появление человеческого разума и его изменения. Однако рационалистическая трактовка общечеловеческого духовного начала как основа абсолютизации человеческого разума была скомпрометирована социальной практикой, неуправляемой историей 20 в. В рамках неклассической философии культивируется иррационализм, склонность к психологическим (психоанализ) и натуралистическим (философская антропология, социобиология) трактовкам.

С позиций деятельностной парадигмы истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственной материально-духовной природе самого человека. Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира и средство адаптации к нему и ориентации в реальности. Всеобщая основа человеческого мышления укоренена в предметной деятельности человека, которая имеет общественно-историческую природу. Мышление формируется в результате переноса внешнепредметных действий во внутренний идеальный план (деятельность «распредмечивается»), оно оперирует идеальными заменителями конкретных предметов – знаками, символами, образами. Раз возникнув и доказав практическую значимость, продукты духовной деятельности, в свою очередь, материализуются («опредмечиваются») в тексты, знаки, символы, правила, изображения. Идеальное содержание мышления объективируется, образует «сверхприродную» реальность, обособляется от индивида и выступает по отношению к нему и к поколениям людей как объективное, независимое от сознания начало жизни людей, при этом неотделимое от них. Средства общения людей, языки, правила логического мышления, знания, оценки становятся мыслительными формами, приобщение к которым и составляет суть процесса социализации человека, т.е. усвоения им основных норм культуры.

Выход культурологических идей в практику жизнедеятельности человека

Связь религии с моралью, искусством и философией

Религиозное (или светское) сознание задают содержание культурных ценностей личности, которые, в свою очередь, направляют человека на тот или иной путь практической деятельности. Носители светского сознания не могут отчуждаться в понимании окружающего мира от некоторых базовых оснований религиозного характера (например, при осуществлении коммуникаций с верующими людьми).

Читать еще:  Витя что. Виктор, значение имени, характер и судьба для мальчиков

В мировой истории и в жизни отдельного человека в зависимости от роли религии в обществе наблюдается ее большее или меньшее влияние на светские формы культуры.

В обществе на разных этапах его развития рождается и закрепляется в жизнедеятельности людей определенная мораль, философский взгляд на мир, происходит творческое освоение среды обитания, что находит выражение в искусстве разных видов и жанров.

Почему глубокое понимание соотношения культуры и религии ведет, среди прочего, к упрочению стабильности в обществе и укреплению общественной безопасности?

В современном обществе с его насыщенной и напряженной жизнью, стрессами и перегрузками все большее значение обретают традиционные ценности. А они, безусловно, связаны с нравственностью, идущей от религиозных основ.

«Если Бога нет, то все позволено», — писал Ф.М. Достоевский, прекрасно понимая, что только мировоззрение, опирающееся на твердые религиозные основания, в сочетании с глубокой личной верой может дать человеку силы и решимость проявлять требуемую степень самоограничения.

Понимание Бога или богов-духов может разграничивать людей, но в любом случае уважение этих разных представлений как уважение мнения другого служит основой для взаимопонимания.

В религиозном контексте осознается место человека в мире, что есть смысл жизни, а также такие важнейшие категории, как добро, зло, любовь, ненависть, честь, достоинство, вина, ответственность, совесть и др. В большинстве религиозных традиций существуют те ценности, которые сегодня человечеству необходимо утверждать. Не требуется конструирование чего-то нового: высокая духовность должна выступить против необузданного потребления, насилия, жестокости.

Религия как часть культуры диктует модуль поведения человека (толерантный или нет), а следовательно, человек либо предотвращает конфликт, либо способствует его нагнетанию.

Творчество личности во многом определяется религиозным наследием или подпитывается внутренними переживаниями верующего человека — создающего музыку, литературу, картины.

Объективная данность — это наличие в современном обществе людей разной этнической и религиозной принадлежности, а также организаций, соответствующих их жизненным устремлениям. В конкретике повседневной жизни РФ наблюдается деятельность как национально- культурных автономий, так и религиозных организаций. Рассмотрим их количественные показатели на примере Нижегородской области. Среди зарегистрированных в Нижегородской области религиозных организаций распределение по конфессиям выглядит следующим образом:

  • — Русская православная церковь Московского патриархата — 424 организации (в том числе 15 монастырей, духовная семинария, епархиальное женское училище, духовное училище в городе Выксе);
  • — протестанты различных направлений (христиане веры евангельской— пятидесятники, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, Свидетели Иеговы, лютеране, Новоапостольская церковь, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней — мормоны) — 71;
  • — ислам — 61 организация;
  • — старообрядцы — 27;
  • — иудаизм — 4;
  • — буддизм (Буддийский Центр Алмазного пути Школы Карама Ка- гью) —1;
  • — Международное общество сознания Кришны — 2;
  • — католицизм — I [1] .

Такое обилие разных конфессиональных сообществ (к тому же действующих в регионе, рассматриваемом многими традиционно православным) заставляет задуматься о необходимости знаний обо всех конфессиональных составляющих общества с целью укрепления стабильности в социокультурном пространстве Нижегородской области.

Значимость поставленного вопроса для развития диалога культур

Толерантность, заложенная духовностью в качестве мощного нравственного начала, есть, безусловно, первая ступень к диалогу культур. Именно священные тексты дают глубоко нравственные рекомендации, как вести себя человеку. Человека, прикрывающегося в неблаговидных делах ссылками на священные книги, не считают истинно верующим. Очень важен вопрос интерпретации богословских вероучений и соответствующей этой интерпретации линии поведения, что напрямую зависит от уровня образованности человека.

Идея диалога цивилизаций была ответом на две установки теоретического характера: 1) концепцию Ф. Фукуямы о «конце истории», утверждающую, что с окончанием холодной войны и поражением идеи коммунизма либерализм (т.е. свободный рынок, демократия, права человека) остается единственной возможной линией развития и 2) теорию С. Хантингтона, сконцентрированную вокруг утверждения о почти неминуемом столкновении цивилизаций [2] . Сегодня именно «Диалог цивилизаций» стал фактором, направленным на некий третий вариант развития мирового сообщества. Не конец истории, не столкновение цивилизаций, а движение навстречу друг другу народов, позиционирующих себя разными, но живущими на одной планете, имеющей глобальные проблемы, требующие совместного выживания.

Но это движение пока делает лишь первые шаги и находится на той стадии, когда понимается необходимость согласования интересов людей разной этнической и конфессиональной принадлежности, но неясно, как это делать, не выработаны соответствующие механизмы.

Контрольные вопросы к главе I

  • 1. Каково место религии в системе культуры?
  • 2. Какова судьба религии в современном мире?
  • 3. Можно ли оценивать культуру с позиций религии?
  • 4. Кого общество считает верующим человеком, каковы его проблемы в современном мире?
  • 5. Возможен ли межконфессиональный диалог? Каков потенциал мировых религий для диалога или конфронтации культур?
  • 6. Какие религии и почему считаются мировыми?
  • 7. В чем отличие религиозного и светского знаний?
  • 8. В чем суть основных методологических подходов к пониманию соотношения культуры, религии и толерантности?
  • 9. В чем отличие многобожия от монотеизма?
  • 10. Есть ли сегодня прямое влияние религии на культуру?
  • 11. Почему религия продолжает оказывать влияние на людей и определять мировоззрение многих из них?
  • 12. Можно ли рассматривать религию как великое заблуждение человечества, ложное иллюзорное сознание, «опиум для народа»?
  • 13. Может ли религия быть стимулом, оправданием и даже провокатором цивилизационных и социальных конфликтов?
  • 14. Обладают ли религии внутренним потенциалом для межконфессионального диалога?
  • 15. Почему глубокое понимание соотношения культуры и религии ведет, среди прочего, к упрочению стабильности в обществе и укреплению общественной безопасности?
  • [1] Симонов И.В. Нижегородская область // Этнополитическая ситуацияв России и сопредельных государствах в 2011 году. Ежегодный доклад Сетиэтнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / Под ред.В.А. Тишкова и В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2012. С. 400.
  • [2] Подробнее см:. Петито Ф. Диалог цивилизаций как предмет для глобальных политических дискуссий: некоторые теоретические размышления // Диалогцивилизаций и международные отношения. Бейрут— Москва— Н. Новгород:Изд. дом «Медина», 2009. С. 41-50.

Источники:

http://lektsii.org/8-106504.html
http://nsportal.ru/user/95797/page/kultura-moral-i-religiya
http://studref.com/672603/kulturologiya/vyhod_kulturologicheskih_idey_praktiku_zhiznedeyatelnosti_cheloveka

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector