Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. Просвещение: вера в разум и прогресс

Презентация “Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время” 10 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

в Новое и Новейшее время

Обществознание 10 класс профильный уровень 7-9 уроки

Составила: Масленникова Г.В.

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское

План урока:

  • Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
  • Политика и государства: новый взгляд.
  • Просвещение: вера в разум и прогресс.
  • Становление общественных наук.
  • Справедливое общество и пути к нему.
  • Марксистское учение об обществе.
  • Социально-философская мысль XX в.

Два периода философии

(IV-VIII в.) – от лат. Pater – отец.

«Схоластика» (VI- XVв.)

Система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства

Постепенно соединила теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся нам доводы разума обоснование веры.

Средневековая философия Патристика

  • Философское осмысление христианской догматики
    • Проблема триединства Бога
    • Проблема Боговоплощения
    • Проблема иконопочитания
  • Проблема теодицеи
    • Зло как недостаток блага
    • Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения
    • Зло как злоупотребление свободой воли
  • Философия истории
    • Смена цикличной парадигмы линейной
    • История как мистическая драма
  • Августин. Против академиков.
  • Августин. О порядке.
  • Августин. Исповедь.
  • Августин. О граде Божием.
  • Боэций. Комментарии к Порфирию.
  • Боэций. Утешение философией.

  • Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
    • Об именах Божиих
    • Таинственное богословие
    • О небесной иерархии
    • О церковной иерархии
  • Иоанн Дамаскин. Источник знания:
    • Диалектика
    • Точное изложение православной веры
    • Ансельм. Монологион.
    • Ансельм. Прослогион.
    • Абеляр. Да и Нет.
    • Абеляр. Логика «для начинающих».
    • Абеляр. Теология «Высшего блага».
    • Пётр Ломбардский. Сентенции.
    • Фома Аквинский. Сумма против язычников.
    • Фома Аквинский. Сумма теологии.
    • Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
    • Оккам. Сумма логики.
    • Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
    • Оккам. Quadlibeta.

    Особенности Средневековой философии

    Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглавлялся Бог. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была признана обслуживать ее интересы (становясь «служанкой» теологии).

    Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат . Creatio – создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.

    В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. Providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.

    Основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение. Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274)

    Разработал теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться к вере посредством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и другой путь к религии – через мышление, философствование (так называемый рациональный). Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но не в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».

    Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры разума внес Фома Аквинский. Его учения составляет основу официальной доктрины католической церкви. Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил 5 доказательств существования Бога:

    первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;

    второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;

    третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закон мог быть только Бог;

    четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;

    пятое доказательство: мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

    Вопросы и задания к тексту

    • Дайте характеристику средневековой философии.
    • Какие два периода можно выделить в философии Средневековья?
    • Какие особенности отличают средневековую философию? Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Аврелия Августина.
    • Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Фомы Аквинского.
    • Что объединяет два средневековых периода?
    • Как в целом изменились взгляды на человека в период Средневековья?
    • Кто и как нанес удары по средневековому образу мышления? Какую роль в развитии философии сыграл М. Лютер?
    • Какие изменения привнесла эпоха Возрождения? Какие последствия это имело?

    Средневековые представления о человеке и общество и их кризис

    Культ красоты человека

    Два периода в философии Средневековья

    Августин (354-430) «Без веры нет знания, нет истины»

    Фома Аквинский (1226-1274) . Бог. Мир неподвижен. Вера-разум.

    Кризис средневековой философии Удары по ней нанесли:

    Р.Бэкон (1214-1292) Разум не есть вера

    У. Оккам (1285-1349) Реальность Бога нельзя доказать

    (1483-1546) Критика церкви

    Успехи в развитии наук, поиски светских обоснований

    Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышлении; о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.

    Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.

    Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом».

    Н. Макиавелли

    • Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства – с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, no H. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.

    Английские философы

    Теория общественного договора

    война всех против всех

    Часть прав государству,

    чтобы остальные сох-

    ранить за собой

    Общественный договор отрицал.

    Идея разделения властей на зако-

    нодательную и исполнительную

    Шарль Луи де Монтескьё Вопросы и задания к тексту – Какие изменения произошли в рассуждениях эпохи Возрождения и Нового времени? – Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Н. Макиавелли.

    • Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Т. Гоббса.
    • Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Дж. Локка и Ш. Монтескье.

    Политика и государство: новый взгляд Исходные рассуждения

    Возрастание роли государства

    Учение о механике, теория «общественного договора, разделение властей»

    Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

    Французский философ Франсуа Мари Аруэ Вольтер утверждал, что «Из всех живых существ человек наиболее совершенен». Он критикует peлигиозные воззрения и требует религиозной свободы. Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и обман. Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должны стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.

    Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

    Он мечтает о просвещенном правителе.

    Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуазии – равенство людей. Но он понимает это равенство лишь как политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества

    Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев. Он критикует («временную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это не значит, что он отвергает науку и культуру как таковые. «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».

    Читать еще:  Толкование евангелие от матфея глава 19. Библия онлайн

    Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости – утверждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.

    и, следовательно общест-

    Человек находится в

    гармонии с природой

    Рост населения и климат

    приводят к соперничест-

    ву. Появляется неравен-

    Для установления гражданского мира заключается

    Вопросы и задания к тексту – Характеристика и анализ взглядов Вольтера. – Характеристика и анализ взглядов Руссо. – Какой вывод о движении общества они сделали? Век Просвещения – философы – просветители Исходные рассуждения

    Человек наиболее совершенен!

    Достойной жизни – да!

    Загробной жизни нет!

    Человек добр по природе

    Достижения благополучия и богатства в реальной жизни с помощью:

    Представители философов-просветителей Вывод: От идеи круговорота к постулату о линейном движении общества

    Идеал- просвещенный государь

    Человек добр, зло несет цивилизация

    Назад к природе

    Сравнительная характеристика экономических учений

    Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время – СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»; ознакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

    Тип урока: урок-исследование.

    I. Организационный момент

    Шли годы. С лица земли исчезали старые цивилизации, на их место приходили новые времена, возникали новые учения. Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, назвали Новое время. Оно принесла глубокие изменения во все сферы жизни. Изменились взгляды на общество и человека. Давайте проследим, как это происходило.

    Тема урока «Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время». Мы рассмотрим следующие вопросы:

    1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

    2. Политика и государство: новый взгляд.

    3. Просвещение: вера в разум и прогресс.

    4. Становление общественных наук.

    5. Справедливое общество и пути к нему.

    6. Марксистское учение об обществе.

    7. Социально-философская мысль XX в.

    II. Новый материал

    Что нового привнесла в развитие общества эпоха Возрождения? Каким видели будущее человечества социалисты-утописты? Что собой представляло марксистское учение об обществе? Что привнесла в развитие современного общества социально-философская мысль XX в.?

    Об этом и пойдет речь на наших уроках.

    Для эффективности работы предлагаю разбиться на творческие группы, каждая из которых будет работать над определенным периодом философской мысли.

    Группа 1 анализирует средневековые представления о человеке и обществе, используя рабочий материал и п. 1 § 3.

    Средневековые представления о человеке и обществе

    Следующим за античным этапом в развитии философской мысли Европы был средневековый. Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от Древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V в. н. э., а завершение относится к XV в. Античность и ее философское наследие были востребованы лишь отчасти.

    Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным монотеистическим мировоззрением. Основным и самым значимым источником для философских размышлений становилось Священное Писание.

    В философии Средневековья обычно выделяют два периода, называемых «патристика» (IV—VIII вв.) и «схоластика» (VI-XV вв.). Патристика (от лат. pater – отец) – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.

    Схоластика («школьная философия») постепенно соединила теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. Отцом схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период расцвета схоластики, в XIII веке, работали Альберт Великий, Френсис Бэкон, Фома Аквинский, Сигер Брабантский.

    Средневековую философию отличают следующие особенности:

    1. Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглашался Бог. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы (становилась «служанкой» теологии).

    2. Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. creatio – создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.

    3. В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.

    4. Основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение. Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274).

    Одной из основных проблем их учений была проблема соотношения разума и веры в процессе познания. Аврелий Августин разработал теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться к вере посредством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и другой путь к религии – через мышление, философствование (так называемый рациональный). Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».

    Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры разума внёс Фома Аквинский. Его учение составляет основу официальной доктрины католической церкви. Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил пять доказательств существования Бога:

    – первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;

    – второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;

    – третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закон мог быть только Бог;

    – четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;

    – пятое доказательство: мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

    По мнению Фомы Аквинского, вера и разум разными путями идут к общей цели – познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера – на теологию. Бог открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным – через откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, однако несомненный приоритет Фома Аквинский отдавал вере.

    И представители патристики, и представители схоластики утверждали исключительную роль человека среди творений Бога. Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми живыми существами, а отдельно, в специальный день. Человек, согласно убеждениям философов Средневековья, венец творения. Он является конечной целью творения и господствует на земле. Более того, «человек – образ и подобие Бога». Божественные качества человека – это разум и воля. Именно разум и свободная воля, данные человеку Богом, делают человека нравственным существом, способным различать добро и зло. Человек может выбирать между добром и злом. Но первые люди – Адам и Ева – сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и совершили грехопадение. Их потомки отныне несут на себе следы грехопадения и имеют двойственную природу. Человек, однако, может с божественной помощью преодолевать свои греховные наклонности. Промысел Божий в том, чтобы праведники трудились во спасение мира и человека.

    Вопросы и задания к тексту

    Читать еще:  Гадания ангелов мечты сбываются. Гадание Ангел-Хранитель: как получить совет от высших сил

    – Дайте характеристику средневековой философии.

    – Какие два периода можно выделить в философии Средневековья?

    – Какие особенности отличают средневековую философию?

    – Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Аврелия Августина.

    – Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Фомы Аквинского.

    – Что объединяет два средневековых периода?

    – Как в целом изменились взгляды на человека в период Средневековья?

    – Кто и как нанес удары по средневековому образу мышления?

    – Какую роль в развитии философии сыграл М. Лютер?

    – Какие изменения привнесла эпоха Возрождения? Какие последствия это имело?

    Средневековые представления о человеке и обществе и их кризис

    Два периода в философии Средневековья

    Кризис Средневековой философии

    Группа 2 анализирует новый взгляд на политику и государство, используя рабочий материал и п. 2 § 3.

    Политика и государство: новый взгляд

    Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени выступает не общество как целое, а отдельный человек, индивид. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

    Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.

    Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.

    Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом». Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства – с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.

    Английские философы Т. Гоббс в «Левиафане» и Дж. Локк в «Двух трактатах об управлении государством», рассуждая о причинах происхождения государства, исходили из признания определенного периода догосударственного развития общества, когда последнее пребывало в естественном (природном, первобытном) состоянии.

    Люди были тогда свободны, их не стесняли никакие рамки общественно-политических ограничений. Однако при всей внешней привлекательности такой жизни во взаимоотношениях между людьми постоянно возникали разногласия, перерастающие в конфликты (по выражению Гоббса – «война всех против всех»).

    Выходом из этой ситуации стало создание на договорной основе государства. Ему и передали люди часть своих прав в обмен на обеспечение и защиту основных прав, в первую очередь — личной безопасности.

    Но если Т. Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Дж. Локк считал, что верховная власть должна быть ограничена, и одним из первых разработал принцип разделения властей. Ограничения полномочий состоят прежде всего в том, что государство не может лишить человека какой-либо части его собственности.

    Позднее французский философ Ш. Монтескье сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти – судебной. Так оформилась идея разделения властей.

    Вопросы и задания к тексту

    – Какие изменения произошли в рассуждениях эпохи Возрождения и Нового времени?

    – Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Н. Макиавелли.

    – Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Т. Гоббса.

    – Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Дж. Локка и Ш. Монтескье.

    Политика и государство: новый взгляд

    Группа 3 анализирует документ «Просвещение: вера в разум и прогресс», и п. 3 § 3.

    Просвещение: вера в разум и прогресс

    Французский философ Франсуа Мари Аруэ Вольтер утверждал, что «из всех живых существ человек наиболее совершенен». Он критикует религиозные воззрения и требует религиозной свободы. Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и обман. Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должны стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.

    Он мечтает о просвещенном правителе.

    Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуазии – равенство людей. Но он понимает это равенство лишь как политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества.

    Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев. Он критикует современную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это не значит, что он отвергает науку и культуру как таковые. «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».

    Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости – утверждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.

    Вопросы и задания к тексту

    – Характеристика и анализ взглядов Вольтера.

    – Характеристика и анализ взглядов Руссо.

    – Какой вывод о движении общества они сделали?

    Век Просвещения – философы-просветители

    Вывод: от идеи круговорота к постулату о линейном движении общества

    Группа 4 анализирует документ «Становление общественных наук» и п. 4 § 3.

    Становление общественных наук

    При переходе к индустриальной цивилизации на первый план стали выходить экономические проблемы. Главный вопрос звучал так: в чем истоки богатства народов, или, говоря словами А.С. Пушкина: «Чем государство богатеет»? Не отдельный человек, а именно государство, поскольку новое время – это период становления общенациональных рынков и экономик.

    Ответы на данный вопрос представителями разных экономических школ давались различные, они представлены в таблице.

    Сравнительная характеристика экономических учений

    Философия и общественные науки в Новое, и Новейшее время.

    Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

    Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    Урок: Обществознание – 10 класс

    Тема: Философия и общественные науки в Новое, и Новейшее время.

    Образовательные: Расширить и углубить знания о философии и общественных науках в Новое и Новейшее время. Показать, как зарождались философские знания.

    Развивающие: Развивать умения анализировать материал, работать с тестом, обобщать, работать в группе, умение преподносить материал.

    Воспитательные: Воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Учебник: Обществознание: профильный уровень для 10 кл. общеобразовательных учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебни кова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 20 07. 416 с.

    1. Организационный момент.

    2. Изучение нового материала.

    1. Мотивация к изучению нового материала.

    2. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

    3. Политика и государство: новый взгляд.

    4. Просвещение: вера в разум и прогресс.

    5. Становление общественных наук.

    6. Марксистское учение об обществе.

    3. Работа по плану урока.

    Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, не случайно назвали Новой.

    а) Она принесла с собой глубокие перемены во все сферы жизни общества;

    б) стало формироваться и новое понимание общества и человека в нем;

    в) сначала философские течения, позднее появились собственно общественные науки, изучающие отдельные стороны жизни общества: социология, политология, экономическая теория и др.

    В этот период было выдвинуто много новых идей, оригинальных подходов, призванных помочь глубже осмыслить общественную реальность. Не все они выдержали испытание временем. И сегодня исследователи продолжают изучать общество как в его целостности, так и в отдельных конкретных проявлениях. При этом сохраняется

    2. КРИЗИС СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

    1. Мировоззрение европейцев в Средние века полностью определялось христианством.

    2. Философия подтверждала религиозные истины, не случайно ее называли «служанкой богословия».

    3. Христианство привнесло новые идеи в пришедшую из античных времен философскую мысль:

    а) изменился взгляд на человека:

    человек — главное творение Бога

    Читать еще:  Снится что друг дает стакан с водой. К чему снится стакан воды? Стакан чистой воды

    добродетель была важна сама по себе

    добродетельная жизнь как путь к этому спасению (идеи первородного греха человека и его будущего спасения)

    взгляд на историю как циклический круговорот

    осознание линейного (направленного к Судному дню) характера истории.

    Создал учение о «Божьем Граде и Граде Земном»:

    1. В земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка;

    2. Церковь как организация необходима для спасения души.

    Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.)

    1. Универсум (человек) создан Богом, следовательно, разум и вера существуют в неразрывной гармонии.

    2. Рассматривал человека как разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе — необходимое условие самореализации.

    Первые удары по средневековому образу мышления

    1. Бэкон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры.

    (приобретение нового знания связано скорее с опытом, чем с опорой на авторитет Священного Писания).

    2. У. Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами.

    3. Единственный путь к Богу — это вера.

    1. Вера не только единственная, но прямая и непосредственная связь с Богом.

    3. ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВО: НОВЫЙ ВЗГЛЯД

    Суть: Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени об устройстве общественной жизни выступает уже не столько общество как целое, сколько отдельный человек, индивид, который в основе своей эгоистичен. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

    1. Создал своего рода учение о механике правления.

    2. Целью политики он считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства.

    3. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы.

    4. Таким образом, он стоит выше морали и права.

    1. общество и государство должны быть поняты рационально, с научных позиций.

    2. Природа человека неизменна, внеисторична.

    3. Только сильное государство, где верховный правитель может в общественных интересах распорядиться даже жизнью отдельного человека, способно положить конец этой войне.

    4. Как же образуется государство? Начало ему кладет общественный договор, который основывается на том, что каждый отказывается от своей свободы в пользу государства. Основанное на договоре и поддерживаемое силой государство — основа жизни общества.

    Ш. Монтескье (1689—1755 гг.)

    1. Сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти — судебной.

    Вывод: Так оформилась и постепенно утвердилась в общественном сознании важнейшая политико-правовая мысль новой эпохи — идея разделения властей. В дальнейшем она нашла практическое воплощение в конституциях многих стран Запада и стала основой политического устройства современных государств.

    4. ПРОСВЕЩЕНИЕ: ВЕРА В РАЗУМ И ПРОГРЕСС

    Суть: эпоха Просвещения

    1. «Из всех живых существ человек наиболее совершенен».

    2. Люди по своей природе добры и стремятся не столько к блаженству в загробном мире, сколько к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе.

    3. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.

    4. Просвещение поможет преодолеть существующие в обществе суеверия, невежество, нетерпимость.

    5. Просвещенные, образованные люди неизбежно становятся и более нравственными.

    1. Считал человека добрым по природе.

    2. Считал, что проникающее в сознание и поступки людей зло связано не с их невежеством, а с самой цивилизацией: городская жизнь и науки извращают то естественное, что есть в человеке.

    3. Призыв возвращения назад к природе.

    4. Придавал исключительное значение влиянию общества на человека: вне совместной жизни с другими человек не может выработать такие способности, как язык, разум, добродетель.

    5. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

    Суть: конец XVIII—XIX в. шло становление научного обществознания.

    1. Он исследовал влияние разделения труда на эффективность производства.

    2. развил идею о труде как главном источнике общественного богатства.

    3. Обосновал теорию стоимости, которую в дальнейшем использовал К. Маркс.

    4. Разработал общую теорию рынка.

    5. Центральная идея – мысль о том, что каждый, преследуя свою личную цель, помогает тем не менее выполнению общественно значимых целей.

    6. Основные условия экономического процветания:

    – господство частной собственности,

    – невмешательство государства в экономику,

    – отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

    1. Идея об усложнении общественной организации с развитием человечества.

    2. Использовал идею естественного отбора к обществу.

    3. Он считал, что преимущества в этой «борьбе за выживание» имеют те, кто наиболее развит в интеллектуальном отношении.

    Вывод: Мы видим, что социология в начале своего развития во многом копировала естественные науки, прежде всего биологию. Оттуда пришли многие понятия, в частности «эволюция», «организм»; социологи ставили задачу выявить в развитии общества столь же фундаментальные законы, как, к примеру, закон всемирного тяготения; да и сама социология некоторое время называлась «социальной физикой».

    6. МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ

    Суть: индустриальная (капиталистическая) стадия развития.

    1. Отказались от господствовавшего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей.

    2. считали первоосновой общественной жизни и развития трудовую, производственную деятельность, направленную на удовлетворение материальных потребностей (прежде чем заниматься наукой, философией, политикой, религией, человеку необходимо есть, пить, иметь жилище и т. д.)

    3. Для удовлетворения этих потребностей люди взаимодействуют с природой (создавая производительные силы), вступают в определенные (производственные) отношения между собой, организуют свое общественное бытие, которому присущи объективные (не зависящие от сознания) законы развития.

    4. Общественное бытие определяет общественное сознание.

    5. Главной производительной силой любого общества являются люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками. Важную роль играют и созданные обществом средства производства (предметы и орудия труда). Система общественных отношений определяется отношениями собственности на средства производства.

    6. От того, располагает ли человек такой собственностью и каковы ее размеры, зависит его место в системе производства, распределения продукта труда и присвоения доходов от продажи произведенного.

    7. Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация — коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ (сначала «по труду», а затем «по потребностям»).

    8. «Каждый — по способностям, каждому — по потребностям!»

    4. Работа со словарем:сущность капиталистической эксплуатации – собственники средств производства (капиталисты) оплачивают в форме заработной платы лишь часть труда, затраченного на производство товара, — стоимость рабочей силы (стоимость товаров и услуг, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности рабочего и его семьи). Другую же часть труда, в ходе которого создается прибавочная стоимость, безвозмездно присваивают.

    производительной силой любого общества являются люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками
    производственные отношения определяются отношениями собственности на средства производства.

    способ производства это производительные силы и производственные отношения.
    – Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация — коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ (сначала «по труду», а затем «по потребностям»). «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством к жизни, а сам станет первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени:

    «Каждый — по способностям, каждому — по потребностям!»

    5. Домашняя работа. Выучить параграф 3 учебника. Письменно выполнить задания по вариантам: 1. Сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве Платона и Маркса. Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия?
    2. Философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников марксизма и представителей других направлений, отказались искать разумный (нацеленный на прогресс) смысл истории. Какие события XX в. поставили под сомнение исторический оптимизм мыслителей прошлого?

    Источники:

    http://uchitelya.com/obschestvoznanie/39032-prezentaciya-filosofiya-i-obschestvennye-nauki-v-novoe-i-noveyshee-vremya-10-klass.html
    http://compendium.su/social/10klass/4.html
    http://infourok.ru/filosofiya-i-obschestvennie-nauki-v-novoe-i-noveyshee-vremya-1449560.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: