Философ создавший учение о метафизическом мире идей. Мыслители и школы, упоминаемые в сочинении

Основы философии

– полития – правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза.

– тирания (власть одного ради своих интересов);

– олигархия (власть немногих ради себя);

– демократия (большинство неимущих правят только ради своих интересов).

Вводит понятие «средней формы» государства:

– в нравах – умеренность;

– в имуществе – средний достаток;

– во власти – средний класс.

уравнивающая: источник – закон;

распределяющая – от вклада каждого.

Человек – общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитать в себе умеренность самоотречения и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

2.6. Эпикур и стоики

Эпикур (342–270 гг. до н.э.). Сохранились три письма и названия его сочинений: «О природе», «О богах», «Об атомах и пустоте». Последователь Эпикура римский философ Лукреций Кар – автор поэмы «О природе вещей».

Цель философии – счастье человека. Космос и все многообразие мира – продукт механического движения атомов в пустом пространстве. Атомы бесчисленны, пустота бесконечна. Атомы и мир различны. Атомы имеют различную величину и вес и отклоняются в своем движении. Отклонение атомов происходит без внешней причины. Эпикур – противник фатализма (Демокрит).

Случайность – не отрицание причины, а перенесение ее вовне.

Признание случайности в отклонении атома от прямой линии при падении выходит за пределы физики, направлено против фатализма, предопределения и стремится к освобождению людей от рока, постановке проблемы необходимости и свободы.

Вещи – не просто совокупность атомов, а их целостность, которая обладает гармоничным движением. Все мировые тела возникли из атомных вихрей. Небесные светила суть сгущение огня.

Основу познания составляют восприятие и ощущение, которые дают образ вещей.

Заблуждения – результат неосновательности наших суждений.

Отделяющиеся от предметов образы проникают в органы чувств и вызывают ощущение движения частицы души. Возникающий в душе образ сохраняется в мыслях.

Этика Эпикура . Человек – чувствительное существо, и чувства являются критерием морали. «Всякое благо и зло в ощущении». «Достаточно иметь чувства и быть живым существом, – говорил Эпикур, – чтобы знать, что удовольствие является добром». Всякое благо оценивается удовольствием как мерилом.

Наслаждение есть естественная цель всех существ. Каждое существо ищет удовольствие и избегает страдания. Наша цель – не страдать телом и не смущаться душой. Естественное и необходимое желание, например голод, следует удовлетворять, от суетных желаний нужно избавляться, они могут вызвать смятение, «беспокойство».

Целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Подлинное удовольствие не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Неверно представление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего остального. Высшим удовольствием Эпикур считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму. Много внимания эпикурейцы уделяли борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. «Смерти не надо бояться, ибо пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет, поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших».

Полный отказ от социальной активности. Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикурейской этики. Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид первичен, все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний.

Стоики. Основные представители – греческие философы Зенон и Диоген. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися философами были Сенека (около 5 г. до н.э. – 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет и император Марк Аврелий (121–180 гг.н. э.).

Философия стоиков – прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона.

Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца. Сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти. Именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Однако, в отличие от Сократа, ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие – вот их этический идеал. Настроение стоиков – пессимистическое; такое настроение хорошо передано А.С. Пушкиным в одном из его стихов: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека.

Природа для стоика – это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.

Философия Эпикура и стоиков подготовила христианское мировоззрение.

2.7. Античные врачи-философы

Эмпедокл (V в. до н.э.). Поэмы «О природе» и «Очищение». Природа сводится к четырем элементам: земля, вода, воздух, огонь.

Теория эволюционного развития органического мира.

Первый период развития: появление отдельных частей животных, голов, глаз и других.

Второй период – эти части, случайно сочетаясь друг с другом, порождают чудовища.

Третий период – появляются цельные природные существа.

Гиппократ – современник Демокрита и Эмпедокла. Их философия оказала на Гиппократа сильное влияние. Философские суждения пронизывают общемедицинскую теорию Гиппократа. Тело человека состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой. (Эмпедокл: мир состоит из четырех стихий: вода, земля, огонь, воздух.) Если эти жидкости уравновешены – человек здоров. Если их гармония нарушается – человек заболевает. Сама природа пытается восстановить равновесие и устранить болезнь. В этом суть гуморальной доктрины Гиппократа. Врач обязан помочь телу человека стать здоровым. Способ лечения должен восстановить гармонию жидкостей. «Философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от страданий» – эти и подобные мысли определили творчество врача-философа. Натурфилософия, умозрительное истолкование природы помогает Гиппократу рассматривать человеческий организм как единое целое, части которого находятся в совокупности и взаимном согласии, и это согласие содействует деятельности каждой из них. Поэтому важнее наблюдать за ним в целом, а не только за мелкими изменениями.

Читать еще:  Можно ли мыть посуду чужом доме. Не трогай чужую посуду! К чему может привести желание помочь? Разъяснения старшего поколения

И. П. Павлов назвал Гиппократа гениальным наблюдателем: «Греческий гений в лице индивидуального или сборного Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты. Через две тысячи лет наука продолжает пользоваться этими открытиями». Гиппократ придавал профессии медика высокую нравственную ценность, от врача требовал абсолютной порядочности. Разработанные правила поведения врача (клятва Гиппократа) положили начало медицинской этике. Гиппократ: «Философия должна быть внедрена в медицину, ибо все свойства философии сохраняют свое значение в медицине».

Единомышленником Гиппократа был греческий врач-философ Левкипп, создатель солидарной медицинской доктрины. Эта материалистическая медицинская теория Античности объясняет человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма. Способы лечения направлены на то, чтобы восстановить циркуляцию. В этой доктрине очевидно влияние атомистической теории.

Клавдий Гален (около 129 – 199 гг.н. э.) – римский врач и естествоиспытатель, деятельность которого приходится на расцвет Римской империи. Гален рассматривал болезнь как особое состояние, при котором происходит нарушение правильного смешения основных элементов и жидкостей организма. Это нарушение ведет к нарушению функций различных органов. При лечении болезней Гален широко использовал диету и лекарственные средства. Он первым сказал, что в артериях течет кровь, а не пневма, как считалось до него. Им тщательно описаны работа мышц, пищеварительная и дыхательная системы. Им были описаны все кости. Изучение центральной нервной системы и ее связи с периферической является главным в научных исследованиях Галена.

Гален внес вклад в психологию. Тщательно изучая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Гиппократом, вместе с тем разрушил миф Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца.

Своеобразные мысли высказывал Гален по поводу деятельности нервной системы. Он считал, что в организме кроме животной пневмы, которая лежит в основе физиологических отправлений, существует психическая пневма, которая выполняет роль носителя сигналов раздражения, или полученного органами чувств ощущения, к мозгу и от него несет к органам движения двигательные импульсы. Гален рекомендовал изучение своих трудов начинать с философии. Он стоял на позиции, что все вещи состоят из четырех элементов: теплого, холодного, влажного и сухого начал. Что касается живых организмов, то, следуя Гиппократу, он признавал четыре сока: кровь, слизь, желчь и черную желчь. От Гиппократа Гален воспринял учение о пневме, однако в него он внес много нового, создав по существу свою теорию. Гален считал, что пневма – это какой-то материальный первоисточник жизни. Человек рождается с физической первичной пневмой. Вдыхаемый воздух соприкасается с нею. Сердце, снабжая легкие кровью, взамен получает воздух с первичной пневмой. В сердце, которое представлялось Галену как горнило жизни, воздух перерабатывался и утончался. В результате этого получалась животная пневма, которая управляла жизненными процессами организма. Она, попадая в мозг, превращалась в психическую пневму, которая отвечает за произвольные движения и психические процессы. В этой теории много фантастического, но вместе с тем появляются догадки о кровеносной и нервной системах человека. Гален высказал мысль, что «лучший врач – в то же время философ».

Герофил (родился около 330 г. до н.э., дата смерти неизвестна) – древнегреческий врач и философ, один из основателей александрийской медицинской школы. Он первый начал вскрывать трупы, что помогло ему сделать многие открытия в понимании человеческого организма и его связи с внешним миром. Им описана анатомия многих органов.

Герофил на основе изучения вскрываемых трупов пытался доказать правоту учения Платона о «трех душах», регулирующих все функции организма. Изучая анатомию, он пытался доказать, что души действительно существуют. Если Платон произвольно поместил их в головной мозг, сердце и печень, то Герофил со всей серьезностью искал их именно там.

По его мнению, нет такой болезни, от которой нельзя найти лекарство. Герофилом написан труд по анатомии, в котором особое внимание уделено нервной системе и внутренним органам человека. В этой науке он сделал шаг вперед, установив различия между нервами и связками, проследив связь головного мозга с нервами, находящимися на периферии тела. Герофил не только изучил строение головного мозга, но и его оболочки. Он установил различия между артериями и венами, установил три стадии работы сердца, открыл двенадцатиперстную кишку. Им написаны такие труды, как «О глазах», «О пульсе». Герофил высоко ценил здоровье, считая, что оно является основой благополучия человека.

Тесты по теме 2
Античная философия
Выбрать правильный ответ

1. Утверждал, что борьба – отец всего и всего царь: «Все течет и все меняется!»:

2 . Сын повивальной бабки говорил, что истине нужно помочь родиться через муки борьбы мнений. Это:

25 величайших философов в мире (26 фото)

Многие наводящие на размышления цитаты произошли от известных философов. К сожалению, многие люди могут знать только цитату, но не знают, кто же высказал первым эту мудрость.

Итак, от неизвестных до известных философов, приготовьтесь к путешествию во времени, потому что сегодня — 25 величайших философов, которые когда-либо жили!

Аристотель

Изучая Платона в Древней Греции, Аристотель внес вклад в многочисленные области, включая метафизику, логику, поэзию, лингвистику и управление государством. Он один из самых известных философов в истории и к тому же он был учителем Александра Македонского.

Иммануил Кант

Родившийся в Германии, Кант известен своими представлениями о восприятии. Он утверждал, что мы не можем знать, каков мир на самом деле (ноуменальный мир). Мы можем только знать, каким мы воспринимаем мир (феноменальный мир). В принципе, мы не можем знать, является ли все одной большой матрицей. О том, что Иммануил Кант был подданным Российской империи.

Платон

Как вы уже видели, Платон был учителем Аристотеля и прославился тем, что основал Академию в Афинах. Это было первое высшее учебное заведение в Европе.

Конфуций

Китайский философ, живший около 500 г. до н. э. Он сосредоточился на отношениях и на том, насколько семья была важна и необходима обществу. Его взгляды сформировали позже китайскую мысль и привели к тому, что теперь называют конфуцианством.

Дэвид Хьюм

Шотландский философ, Юм был сильным скептиком и эмпириком. Он утверждал, что наши убеждения исходят не из нашего разума, а скорее из наших чувств и представлений о том, каким должен быть мир. На самом деле, Кант взял многие из своих идей от Юма.

Читать еще:  Чье имя марк русское или нет. Значение имени Марк: история, происхождение, характер и судьба мужчины

Рене Декарт

Декарт, считающийся “отцом современной философии”, знаменит своим утверждением: “Я думаю, следовательно, я существую”.

Сократ

Вы уже встречали самого известного ученика Сократа — Платона, но сам Сократ был очень известным философом. Он известен Сократическим методом, в котором задается ряд вопросов, чтобы привести слушателя к выводу.

Никколо Макиавелли

Живя в эпоху итальянского Возрождения, Макиавелли известен своим вкладом в политическую философию. Его книга «принц» объясняет правителям, как они могут остаться у власти любой ценой.

Эта книга потрясла людей, потому что до того времени все думали, что правители были (или должны быть) добродетельными. Он утверждал, что «сила бывает правильной и лучше бояться, чем любить.»

Джон Локк

Английский врач, Локк известен тем, что считает, что все знания приходят от наших чувств. Его идеи повлияли на более поздних философов, таких как Юм и Кант. Он также известен тем, что использовал очень простые слова в своих письмах. Когда его спросили, как мы можем знать, что внешние объекты действительно существуют, Локк сказал, чтобы достаточно просто засунуть руку в огонь.

Диоген Синопы

Древнегреческий философ Диоген известен тем, что утверждал, будто Аристотель извратил учение Платона. Диоген верил, что Афины испортились тщеславием, и хотел вернуть добродетельную жизнь.

Он даже ходил по улицам Афин, держа в руках лампу и говоря, что “ищет честного человека».

Фома Аквинский

Объединив греческую мысль с христианским богословием, итальянский философ и теолог Аквинат известен как самый известный философ Средневековой Европы.

Лаоцзы

Китайский философ 6-го века до нашей эры, Лаоцзы основал даосизм. Эта система убеждений фокусируется на” Дао “(что означает”путь»). В основном, это включает «действие через бездействие». В некотором смысле это было противоположностью очень активной философии Конфуция. Однако идеи Лао-цзы оказали влияние на конфуцианство, буддизм и другие области китайского общества.

Готфрид Вильгкльм Лейбниц.

Вместе с Декартом, Лейбниц — известный идеалистический мыслитель. Его обучение на инженера привело его к убеждению, что разум не может быть машиной (даже очень сложной). Вместо этого он верил, что весь мир (включая разум) состоит из нематериальных сил, которые он называл монадами.

Барух Спиноза

Спиноза был еврейским философом, родившимся в Амстердаме в 1600-х годах. Он известен интеллектуализацией многих частей иудео-христианской системы верований. Например, он утверждал, что чудеса не были сверхъестественными. Многие из этих убеждений навлекли на него неприятности с властями.

Вольтер

Французский философ эпохи Просвещения, Вольтер обращал внимание на человеческие страдания, критиковал организованную религию и выступал за использование разума.

Томас Гоббс

Английский философ, Гоббс жил во время Гражданской войны в Великобритании. Это заставило его утверждать, что люди должны подчиняться власти любой ценой, пока она обеспечивает мир (потому что нет ничего хуже войны).

Августин Гиппопотама

Африканский философ, родившийся в современном Алжире, Святой Августин известен своей работой «Исповеди», где он объясняет, как стал христианином. Его наиболее заметные позиции включают справедливую войну и преодоление разрыва между свободной волей и предопределением.

Аль-Газали

Исламский философ, родившийся в Персии, Аль-Газали известен тем, что отвергает многие позиции Аристотеля (например, мир является вечным, а не созданным). Он также известен популяризацией суфизма, или исламского мистицизма.

Сиддхартха Гаутама Будда

Возможно, самый известный индийский философ. Будда пришел к выводу, что все человеческие страдания вызваны стремлением к постоянству в мире, где нет ничего постоянного. Провозглашен богом и основал одну из основных мировых религий.

Монтескье

Французский философ, вклад Монтескье в политическую философию оказал большое влияние на Конституции Соединенных Штатов и многих других стран.

Жан Жак Руссо.

Родившийся в Швейцарии, Руссо известен своим аргументом, что люди были более свободны в своем естественном состоянии, чем в обществе. Руссо стал известен тем, что выиграл соревнование. Он ответил на вопрос: «наука и искусство сделали людей более или менее нравственными? Его ответ, что это сделало людей менее нравственными, удивил людей. Он утверждал, что достижения в науке только создали больше неравенства и дали правительству больше власти.

Джордж Беркли

Беркли был ирландским философом, который хорошо известен тем, что утверждал, что материальный мир может не существовать. Он предположил, что это может быть просто куча идей в уме Бога.

Айн Рэнд

Родилась в России, но переехав в США, Айн Рэнд была убежденным сторонником разума и невмешательства в капитализм. Это означало, что она верил в форму капитализма, в которую правительство не вмешивается. Ее идеи сильно сформировали современный либертарианство и консерватизм.

Симона Бовуар

Хотя она никогда не считала себя философом, Бовуар была французским автором, которая сильно влияла на феминизм и экзистенциализм.

Сунь Цзы

Родившийся в Китае где-то около 500 г. до н. э., Сунь Цзы был военным генералом и философом, который славится написанием трактата «Искусство войны». Его идеи продолжают влиять на современный бизнес, политику и войны.

Философская мысль древнегреческой элейской школы

Зарождение философской науки началось настолько давно, что современному человеку трудно представить себе, каким был тогда мир, чего ждали от природы люди, на что возлагали сокровенные надежды. Дошедшие до нашего времени артефакты свидетельствуют о беспрерывном поиске человеческим интеллектом загадочных основ мироздания, знание которых послужит залогом счастья, благополучной жизни, обретения человечеством собственного места.

Элеаты одними из первых обратились к разуму, как мощной силе, способной приоткрыть тайну бытия, поэтому элейская школа философии вместе с Пифагорейской считалась основоположницей рационализма, физического взгляда на происходящую действительность. Если учесть ограниченность античности в исследовательском познании, древнегреческим философам для решения поставленных задач было недостаточно имеющегося материала. Выход мыслители находили в объединении взглядов с другими близкими по идеологии древними философскими школами.

Основные идеи элейской философской школы

Древнегреческая школа элеатов относится к раннему античному периоду (VI-V века до нашей эры). Илионский город Элея дал название философскому течению, которое превозносили в массы элеаты. Главенствующей мыслью концепции мудрецов стало понятие бытия, при чем, в самом широком контексте. Благодаря этому они заложили основы древнегреческой онтологии.

Школа имела нескольких видных представителей, которые были закономерны в своих логических выводах, но отличались красочностью темперамента.

Ксенафон считался скандальным (сомнительным) представителем школы. Обладая красноречивым, пламенным характером, мыслитель покорял приемников даром убеждения. Некоторые исторические источники рассказывают о Ксенофане, как об основателе направления, но это не совсем так, поскольку философ был «проповедником» элейского эллинизма, а не «отцом». Мудрец не находил общего языка с властями и закончил свою продолжительную жизнь в нищете.

Парменид являлся выдающимся и уважаемым политиком. Точка зрения мыслителя имела вес. Парменид отличался категоричностью взглядов, повествовал о бытие от имени некой богини, олицетворявшей правду.

Эти две центральные фигуры элейской школы представили первостепенную идею учения, основанную на пифагорейском математическом тезисе – про-материалистическое изучение природного первоначала. Ее можно понять по следующим принципам:

  • Вечность, целостность бытия – сущее неизменно и непрерывно;
  • Рациональный подход к бытию – рационализм повествует, что сущее заключается в единственном первоисточнике;
  • Тождественность целого и суммы частностей – первоначало состоит из множества частей, которые по отдельности менее качественны, чем исходник;
  • Отсутствие пустоты – пустота равносильна не существованию (ничто), изучению подлежит только то, что реально существует;
  • Ограниченность чувственности – впечатление, создаваемое ощущениями, не соответствует истине.
Читать еще:  Как называется учение будды. Основные идеи, суть, философия и принципы буддизма

Учение элеатов

Онтологическое учение элеатов основывается на главном научном принципе – любое ощущаемое представление о природе не соответствует истинной сущности, так как не подвержено разумному объяснению.

Важной частью элейского эллинизма является идеалистическая диалектика. Но объективный принцип Гераклита здесь уступает место диалектическому идеализму, который одновременно помогает представителям элейской школы сконцентрироваться на исследовательском процессе, но сковывает разнообразность суждений.

Впоследствии именно идеализм станет решающим качеством учения Платона.

Метафизическая направленность элейского течения соединяла в себе оттенки натурфилософского мировоззрения, смешивая разность мнений. Для примера можно выбрать сложность осознания бесконечности пространства, отношения последнего к времени находила выход в изобретательности естественного философствования. Логически-прогнозируемым следствием такого процесса оказывалось слияние элейского направления с эристическим, софистским течением.

Само элеатское учение о бытие стоит на «трех китах»: монизме, рационализме, познании.

Идея движения и множества Парменида доказывает логику онтологического познания.

Появившиеся в рамках направления понятия «бытия», «небытия» служили теоритической базой для рассуждений философов античности и будущих поколений. Бытие, как существующее в континууме, едино и неподвижно, осмысляемо, бессмертно. Небытие, как несуществующее в континууме, не осмысляемо, не имеет места быть.

Элейская школа предоставляет реальную природу противоречивостью физических ипостасей. Предоставляемые условные значения обозначают безусловность познания.

Но своевременное понимание истинной сущности бытия оказало положительное влияние на философские мысли последующих знаменитых мыслителей: Демокрите, Платоне, Анаксагоре, Аристотеле, Эмпедокле, Сократе.

Экзегетика философии элейской школы

Оформленная концепция познания бытия элейского направления философии, так же как многие другие подверглась критике и анализу современников, последующих поколений мыслителей. Здесь берет начало экзегетика учения элеатов, то есть стиль осмысления обсуждаемых идей. Истолкование основывается на индивидуальной манере мыслить, эпохальной принадлежности критика, историческом развитии общества. Главный философский принцип «отрицать, переосмысливать» и на самом деле он утрирован, так как философские понятия подвержены постоянному временному изменению. Конкретное учение под воздействием многих парадигм теряет первоначальный смысл.

Школа элеатов прекрасный пример разнообразной интерпретации значения концепции, которую мыслители последующих исторических эпох расценивали по-своему. Чтобы сохранить важность идеи необходимо соблюдать соотношение цели изучения феномена с парадигмой.

Яркие представители элеатской школы

Адепты любого направления представляют единство экстраполируемого принципа – религиозного, государственного или общественного.

В данном случае представители элейской школы сконцентрированы на единстве бытия. К сподвижникам школы относятся Парменид, Мелисс, Зенон и Ксенафон (некоторые историки не считают античного философа членом элейского направления).

По сути, философы древнегреческой элейской онтологической школы являются основоположниками концептуального знания о единой метафизической сущности вещей. Рассмотрим поподробнее.

Парменид. Философ был первенцем древнегреческого течения. Будучи знатным, нравственным человеком, Парменид пользовался уважением горожан. Авторитет мыслителя позволил ему стать законодателем направления.В исследовательской работе «О природе» элеат разработал теорию «о единстве», которая опровергала пифагорейский материализм. Парменид постулирует иллюзорность природной сущности, а также множественность последней. Рационализм являлся научной базой мировосприятия античного ученого. Именно Парменид зафиксировал неправдивость эмоционального мироощущения и ограниченность человека к познанию.

Зенон. Следующий представитель школы Зенон элейский продолжил деятельность основателя. Вклад мыслителя не вызывает сомнений у критиков, потому что философ составил некий «свод правил», состоящий из 40 апорий. Многие апории, будучи догмой о противоречивости природы, доказывают утверждение Парменида о невозможности познать дискретность, движение, изменение бытия. Но девять спорных апорий Зенона по сей день считаются исследовательскими темами, поскольку не получили ни доказательства, ни опровержения. Общепризнанный мудрец Аристотель считал Зенона сподвижником идеалистической диалектики (учение о единстве противоположностей), много работал над тем, чтобы найти логическое объяснение теориям автора.

Мелисс. Философ был учеником законодателя учения, жил в одно время с Зеноном. Заслуга мыслителя состоит в том, что он расширил рамки бытия до вселенских границ, затронул тему космической пространственно-временной бескрайности. Мелисс откорректировал и систематизировал элеатскую программу, определил догматические рубежи своего направления, обозначил потенциально-новые важные для будущего темы.

Ксенафон, самая спорная фигура элейской школы. Кто сейчас способен сказать точно: «принадлежал философ или нет к числу элеатов?» Но тот факт, что мыслитель жил, творил в одном городе с приверженцами учения, сходился мнением с элейскими мудрецами по множеству вопросов, не отрицаем. Единый философский пантеизм Ксенафона и элеатов сводится к непостижимости человеком природы, если говорить более точно, только возможностью путем тщательных исследований приблизиться к ее загадкам. Именно народную, правительственную мудрость мыслитель почитал за величайшее государственное достояние. Не стремление к победе Ксенафон видел благим намерением, а нравственное воспитание общества. Самодержцы не оценили самоотверженности доброго человека и не позволили причислить к числу уважаемой элиты.

Тезисное отображение учения элеатов

Сущность попыток досократовских философов полиса Элеи определить понятие существующего бытия сводится к нескольким тезисам.

  1. Единственность бытия. Если бы бытие повторялось хотя бы дважды (и более раз), то бесконечные его пределы обязательно мешали другому бытию. Отсюда следует правило единства.
  2. Множественность иллюзорна, не единична. Восприятие многообразия предметов могло бы быть истинным, если бы хотя бы один из них был постоянно стабильным, неизменным. Исходя из того, что все подвластно преобразованиям, нельзя быть твердо уверенным в сделанных выводах, поддаваться иллюзии.
  3. Каким бы ни был человеческий опыт, нет никакой гарантии его истинности, поскольку осознать каждую малейшую частицу бытия невозможно, а без нее не получится составить идеально точную картину мироздания. Разум максимально приближает человека к правильному ответу, но не несет ожидаемой чистоты познания. Чувственный опыт полностью лишен научной ценности.

Кратко говоря, центральное понятие Бытия элеатов сводится к противоречивости его множественности, неизменности, ошибочности опытного исследования, истинности познания интеллектом.

Отсюда исходит логический вывод: наработанные досократовскими философами сложные теории стали объектами изучения последующих мировых умов, что определяет значимость деятельности мыслителей элейской школы.

Последователи элейского направления

Как уже было сказано выше, значение рационального подхода к познанию представителей элейской школы неоценимо. Значимость учения элеатов характеризуется появлением великих последователей, таких, как Сократ, Аристотель, Платон.

Философствование Сократа во многом зависело от мнения Парменида о бытие. Школа софистов также базировалась на трактатах философа.

Учению об идеях мыслителя Платона послужили источником элейские теории о бытие и небытие (нечто и ничто).

Легендарные апории мудреца Зенона стали предметом изучения самого Аристотеля, который работал над созданием теории о непротиворечивости рассуждений. Его глобальный научный труд «Логика» был тоже основан на аксиомах Зенона.

Такое продолжение передовых идей элеатов представителями других направлений рассматривается некоторыми научными критиками, как слияние с подобно мыслящими философскими течениями. Англоязычные историографы даже сводят важность течения к тождественности ионийскому учению.

Важно отметить, что стараниями последователей элейского направления задокументирован исторический вклад школы в развитие мировой философской мысли.

Источники:

http://bookz.ru/authors/valerii-dmitriev/osnovi-f_132/page-4-osnovi-f_132.html
http://fishki.net/3063153-25-velichajshih-filosofov-v-mire.html
http://mystroimmir.ru/filosofiya/elejskaya-shkola.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: