Философ и социолог Юрген Хабермас: биография, творчество, цитаты и интересные факты. Юрген Хабермас: Онаученная политика и общественное мнение

Содержание

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Философия — рефераты, презантации, шпаргалки, лекции, семинары

Юрген Хабермас — философия, цитаты

Юрген Хабермас

(Нар. 1929)

Немецкий философ, создатель теории коммуникативного действия, выдающийся представитель так называемого второго поколения теоретиков Франкфуртской школы, последователь Адорно и Хоркхаймера, Юрген Хабермас изучал философию, психологию, историю, экономические науки и немецкую литературу в Геттипгени, Цюрихе, Бонне; работал ассистентом у Т. Адорно во Франкфурте, на должности профессора Гейдельбергского, затем Франкфуртской университетов, а еще позже — ректором Института исследования жизненных условий близ Мюнхена. В последнее время Ю. Хабермас занимает должность профессора университета Франкфурт-на-Майне, или керосин лекции в CШA, разных университетах Европы и в Москве.

В 60-е pp. он становится известным как один из идеологов «новых левых», от которых отмежевался в связи с распространением среди членов движения культурно-нигилистических и левоэкстремистских тенденций. По мнению Хабермаса, в современных условиях экономические закономерности капитализма модифицированные влиянием государства, получившая функции планирования и регулирования производства

и распределения (социализм). Политически это позволяет государству достигать классового компромисса в рамках существующих формально-демократических структур. Следовательно, источник общественных кризисов перешло из экономической в административно-управленческую сферу. Поэтому социальные кризисы теперь имеют социокультурный характер: управление, базирующееся на принципах рациональности, вступает в конфликт с реально господствующими в обществе иррациональными мотивами поведения.

Основными работами Ю. Хабермаса является: «Теория и практика», «К реконструкции исторического материализма», «К вопросу о логике социальных наук», «Революция, опоздала», «Тексты и контексты», «Включение Второго. Основы политической теории »и др..

Современный мир Ю. Хабермас трактует как крайне противоречивый, что проявляется в «системном кризисе», которая ведет к нарушению социальной интеграции и личной идентичности членов общества. Это в равной степени касается как «капитализма», так и «социализма». Выход из ситуации, по мнению философа, находится в переходе от «инструментальной деятельности» в «коммуникативного действия» — к такому взаимодействию индивидов, упорядочивается взаимно принятыми (согласованными) нормами. Коммуникативное взаимодействие, за Хабермасом, разворачивается следующим основным направлениям: стратегическим, норморегулятивним, экспрессивным (драматургически) и коммуникативным.

Важную роль в анализе теории коммуникативного взаимодействия Ю. Хабермас придает понятию «жизненный мир», через который формируется коммуникативный контекст и который одновременно является своеобразным резервуаром («ресурс интерпретаций»), из которого можно было бы почерпнуть те или иные нормы (образцы) для достижения консенсуса.

Ведущей темой социальной философии Хабермаса стала проблема активной, «политически функционирующей» общественности. Философ обращается к проблематике межчеловеческого взаимодействия — «интеракций» (коммуникаций), сосредотачиваясь на проблеме отличия истинной коммуникации от ложной. Противопоставление социокультурного «жизненного мира» институциональным структурам общества, а также интерсубьективного понимание «практических вопросов» инструментальной манипуляции, «техническим вопросом» создает противоречия, порождающие кризис легитимации современного общества, которое само по себе не может через институциональные структуры реализовать творческий потенциал человека. Согласно двух типов интеграции в современном обществе Хабермас определяет два типа поведения относительно решения жизненного вопроса о взаимосвязи людей, коммуникацию: коммуникативную и стратегическую.

С самого начала концепция материалистического понимания истории вызвала у Хабермаса, как собственно и во многих других философов, неоднозначное отношение. Одни ученые восхищались ее логике и изящной однозначностью, другие категорически не принимали как такую, которая схематизирует исторический процесс и ориентирует пролетариат на разрушение выкристаллизовавшихся обществом исконных основ. Именно это обусловило историческую судьбу марксистской концепции общественного развития: с момента возникновения и до наших дней с ней связывали надежды на построение социально справедливого коммунистического будущего, ее обвиняли в извращении от общецивилизационных основ общественного развития человечества.

Своеобразное отношение к материалистическому пониманию истории формируется в наше время. Полный восторг одних и заперечувальний пафос других теоретиков уступают место трезвому, научному анализу марксистской концепции. Это дает возможность выявить как ее достояние, так и существенные недостатки, определить ее место в системе эволюции научных взглядов на историю, эвристические возможности ее объяснения.

Теория социальной эволюции известного немецкого философа Ю. Хабермаса является наиболее обоснованной из попыток теоретического переосмысления марксистской концепции истории. По выражению одного из представителей Франкфуртской школы А. Вельмара, «теория Хабермаса, критически воспринимая Маркса, пытается с помощью Маркса выйти за пределы Маркса. Она исходит из новых исторических обстоятельств и направлена на ревизию Маркса »(Цит.: Гайда А. В.« Материалистическое понимание истории и теория социальной эволюции »Ю. Хабермаса / / Филос. Науки. — 1983. — № 1. — С. 85 ). Какие же новые возражения против марксизма находит Ю.Хабермас и в связи с этим он предлагает?

Читать еще:  Крестный ход. В с

Прежде ученый обвиняет существующие варианты марксизма несостоятельности раскрыть специфику современного капиталистического общества. По его мнению, марксистская теория принципиально не может объяснить ряд его социальных явлений. К ним, в частности, Ю. Хабермас относит: факт существования новых — неклассовым отношений между базисом и надстройкой, невозможностью отчуждения товаропроизводителя от продукта его труда; исчезновения пролетариата как носителя будущей социальной революции, из-за чего «любая революционная теория теряет за этими обстоятельствами своего адресата »; своеобразие социалистических реалий как таковых, принципиально не укладываются в концепцию материалистического понимания истории.

Вместо традиционно-марксистской интерпретации социальных процессов и явлений Ю. Хабермас предлагает теорию социальной эволюции как наиболее адекватной концепции истории, существенно видоизменяет исторический материализм, преодолевает его односторонность.

Главный недостаток марксистской концепции истории ученый видит прежде всего в понимании К. Марксом феномена труда. К специфически человеческих форм жизнедеятельности эволюция пришла не только под влиянием труда и, главным образом, через труд, считает. Ю. Хабермас, а благодаря общению и языку. Именно язык является тем сверхъестественным феноменом, который обеспечивает уровень социокультурного развития, формирования человека как носителя общих коммуникативных ролей. Лингвистический анализ языка становится для Ю. Хабермаса фундаментом создания общей теории эволюции социального, потому что именно речевая коммуникация и языковое понимание создают предпосылки для практического осуществления предполагаемых форм жизни, соответствующих форм социальной действительности.

Лингвистический и социальный процессы, за Ю. Хабермасом, идут параллельно друг другу. Деформирована коммуникация порождает деформированное социум. Ложное понимание жизни негативно отражается на обществе. Совершенная коммуникация гарантирует морально-духовное совершенствование личности, скажется положительными изменениями на всех жизненных проявлениях.

Марксистский анализ истории развития общества, как истории становления соответствующих форм труда, Ю. Хабермас пытается заменить историей коммуникативных процессов. Категории «производительные силы» и «производственные отношения» должны уступить место более общим понятием «труд» и «интеракция». Под трудом философ понимает инструментальную действие, или рациональный выбор, понятие же «интеракция» охватывает все коммуникативные действия — институциональные границы, в пределах которых осуществляется социально-культурную жизнь.

Инструментальные и коммуникативные действия, за Ю. Хабермасом, отражают три основные сферы человеческой деятельности: труд, язык и власть, их соотношением определяется вид и качество социального. Поскольку указанное соотношение исторически постоянно менялось, всю социальную эволюцию можно представить как историю общественных принципов организации, сменяли друг друга. Этот процесс на основе проникновения человека в сущность социального, есть понимание, которое достигается обучением, образованием. Таким образом, исторический процесс ученый рассматривает как социокультурный процесс обучения, а фундаментальную основу социальности — в том, что каждый должен учиться. Соответственно уровню обучения формируются общественные принципы организации, изменение их стоит социальной эволюцией человечества от элементарных до развитых универсальных форм социальности.

Исходя из этого, Ю. Хабермас пришел к выводу о существовании четырех общественных формаций человеческой истории: передвисоко-культурной, традиционной, капиталистической, посткапиталистическое (государственно-социалистической). Переход от одной к другой происходит путем сознательной замены принципов общественной организации, а не через борьбу и революцию, как считают марксисты. Именно политическая дискуссия, что приводит к установлению оптимальных форм коммуникации, и является тем «волшебным ключом», открывающим оптимальные решения относительно лечения безнадежно больного общества.

Итак, эволюционистская концепция Ю. Хабермаса направлена против основы основ марксизма — учение о классовой борьбе как главного источника общественного развития. Ученый пытается доказать, что не революция, а эволюция отражает неуклонный прогресс человечества лестнице прогресса. Он делает попытку убедить общественность, особенно политических деятелей, стабилизацию социальной системы, решения различных проблем можно осуществить путем свободной политической дискуссии, а не классового противостояния и конфронтации.

Известно, что корни теории социальной эволюции Ю. Хабермаса содержатся в учении о языковые игры Л. Витгенштейна, прагматике М. Хомского, теории интерсубъективности Э. Гуссерля, психоанализе 3. Фрейда и особенно — в историцизм и герменевтике В. Дильтея. Ю. Хабермас увлекался В. Дильтея, ценил его историческую концепцию, хотя, конечно, развил ее в соответствии с социально-научного опыта XX в.

В последнее десятилетие Ю. Хабермас интересуется такими проблемами, как «модерн» и «постмодерн», либерализм и коммунитаризм, проблема демократии и правового государства, административной власти и конституции, теорией языка и речевых коммуникаций. По каждому из этих вопросов Ю. Хабермас выражает собственную точку зрения, взвешенную и обоснованную в контексте всей полноты современной философской культуры.

Юрген Хабермас: биография, творчество, цитаты

Юрген Хабермас – немецкий философ и социолог. С 1964 года он является профессором во Франкфурте-на-Майне. Он стал крупнейшим философом нашего времени благодаря открытости своих взглядов и живому интересу к проблеме решения конфликтов без насилия. Известность пришла к Юргену Хабермасу после ряда его открытых выступлений против известных философов своего времени.

Детство

Родившись в эпоху политического напряжения (18 июня 1929 года) в небольшом городке Дюссельдорфе, Юрген Хабермас стал одним из тех немецких детей, которые подвергались серьезной пропаганде на вступление в Гитлерюгент. Многие источники заявляют, что Хабермас был членом этой нацистской организации. В 2006 году вокруг этой темы разгорелся большой скандал с участием популярных немецких изданий.

Известный историк Франц Ульрих Велер опровергал эту информацию, ссылаясь на то, что у Юргена с рождения был порок развития – заячья губа. Сам Юрген Хабермас, фото которого прекрасно это демонстрирует, всячески старался избегать подобных разговоров. В связи с этим он не мог вступить в организацию, которая отбирала в свои ряды только «совершенных арийцев». Однако существует мнение, что будущий философ в возрасте 14 лет вел занятия среди членов Гитлерюгента по оказанию неотложной медицинской помощи.

Читать еще:  Есть глубокий смысл. О глубочайшем смысле жизни

Известный философ Юрген Хабермас, биография которого достаточно интересно повлияла на его научное мировоззрение, начал интересоваться политикой и человеческими отношениями еще в школьные годы.

Становление научных интересов

Школьные годы Юргена прошли в гимназии Гуммерсбаха. Здесь молодежь встречала каждое сообщение о продвижении немецких войск на восток восторженными рукоплесканиями. Ранее провинциальный городок на время войны стал индустриальным центром. Сюда привозили рабочих — пленников из стран завоеванной Европы. В такой атмосфере и формировалась личность Юргена.

После окончания гимназии он усиленно стал изучать философию, психологию, социологию и историю. Занимался Юрген в университетах Цюриха, Геттингена и Бонна. После завершения учебы ему захотелось попробовать себя в роли журналиста. Работал Хабермас в качестве нештатного сотрудника Frankfurter Allgemeine Zeitung и Handelsblatt. Известность пришла к нему в возрасте 24 лет, после обрушения критики на титана немецкой философии тех лет Мартина Хайдеггера. Юрген открыто обвинил Мартина в пропаганде нацизма.

В процессе длительного переосмысления современной действительности Хабермас стал формировать идею о коммуникативном аспекте конфликта. Он считает, что принять рациональное решение в процессе коммуникации можно благодаря дискурсу – так называется процесс понимания людей, имеющих общие жизненные принципы.

Творчество Юргена Хабермаса

Исходными моментами социологической теории Хабермаса являются 2 понятия:

  1. Жизненный мир – в нем существуют все социальные отношения (семья, друзья, работа). Ему соответствует коммуникативная рациональность.
  2. Системный мир – представляет собой анонимные и деловые отношения. Ему соответствует инструментальная рациональность.

Одним из главных трудов Хабермаса является «Теория коммуникативного действия», в котором разрабатывается оригинальная концепция общества.

Особый интерес представляет идея немецкого философа о взаимодействии в современном обществе. Юрген Хабермас разграничивает все действия на коммуникативные (которые призваны обеспечивать взаимопонимание) и формальные (нацеленные на результат).

Философский дискурс о модерне – это книга, включающая 12 лекций Юргена Хабермаса, которые он читал в ряде европейских университетов. Впервые ее опубликовали в 1985 году. Тогда она имела большой успех и вызвала сильный резонанс в интеллектуальных кругах. По сей день книга не утратила своей актуальности. В труде Хабермас обсуждает проблемы современности, связывая воедино мнения сторонников и противников культуры постмодерна.

Чем интересен современным политологам и социологам Юрген Хабермас? Биография, кратко описывающая его общественную деятельность, позволяет проследить процесс формирования идей неомарксизма.

Преподавание и исследования

С 1964 по 1994 год Юрген Хабермас возглавляет кафедру философии и социологии университета Франкфурта-на-Майне. Его появление стало фурором для студенческой молодежи. Они сразу полюбили идеологию критика-правдолюба. В этот период Хамбермас становится одним из главных представителей второго поколения теоретиков неомарксизма. Однако интерес студенческой молодежи к известному философу пропал после того, как последний жестко раскритиковал действия одного из лидеров теоретиков «левых» Руди Дучке.

Происходит это следующим образом. В 1967 году в Берлин прибывает шах Ирана Мохаммед Роза Пехлевин. Западноевропейские студенты выступают с акцией протеста против нравов этой страны. Впоследствии митинг выливается в массовые беспорядки и стычки с полицией, в результате которых погибает студент Бенно Онезорг. Хабермас открыто заявляет, что Дучке является левым фашистом и провоцирует насилие полицейских.

В 70-х годах Юрген осуществляет программу исследований согласно направлению социал-демократической партии Германии. В 1994 году философ ушел на пенсию.

Юрген Хабермас: цитаты

Идеология Юргена Хабермаса основывается на повышении рациональности человеческой коммуникации. В отношении государственного устройства философ говорит, что социальное государство является результатом мирного сосуществования капитализма и демократии.

Человеческие отношения Юрген стремится сделать более продуктивными. Он считает, что разум дан человеку, чтобы доносить до него неразумное. Интересно мнение философа по поводу чувства вины. «Она является индикатором измены долгу и сопровождает раскол воли».

Критика Юргена Хабермаса

Противники теории коммуникативного действия Хабермаса критиковали его в том, что его идеальная ситуация консенсуса, ненасильственного договора слишком далека от современности. В условиях жестокости и иррациональности человека такие методы коммуникации являются бесполезными.

К примеру, Й. Меехан в предисловии сборника «Феминистки читают Хабермаса» пишет следующее: при всей созидательной силе этой философии, пропитанной либерализмом и стремлением к защите прав человека, она все-таки остается глубоко мужской. Это, по мнению Меехан, означает отсутствие попыток осмысления гендерных проблем в философии Хабермаса.

Личная жизнь

Еще во время учебы в университете Юрген встречает свою будущую жену. С ней он разделял глубокое политическое разочарование режимом, царившим в те времена в Германии. В настоящее время Хабермас занимается научной деятельностью.

Политические воззрения Юргена Хабермаса направлены на создание концепции социальной эволюции. Ее философ видит в развитии когнитивных и производственных способностей человека. Труды великого ученого стали одними из самых цитируемых источников для студентов специальностей философии и социологии.

В современной конфликтологии идеи Хабермаса стали основополагающими для создания продуктивных моделей решения политических и социальных споров.

Юрген Хабермас: биография, творчество, цитаты

Юрген Хабермас – немецкий философ и социолог. С 1964 года он является профессором во Франкфурте-на-Майне. Он стал крупнейшим философом нашего времени благодаря открытости своих взглядов и живому интересу к проблеме решения конфликтов без насилия. Известность пришла к Юргену Хабермасу после ряда его открытых выступлений против известных философов своего времени.

Детство

Родившись в эпоху политического напряжения (18 июня 1929 года) в небольшом городке Дюссельдорфе, Юрген Хабермас стал одним из тех немецких детей, которые подвергались серьезной пропаганде на вступление в Гитлерюгент. Многие источники заявляют, что Хабермас был членом этой нацистской организации. В 2006 году вокруг этой темы разгорелся большой скандал с участием популярных немецких изданий.

Читать еще:  Сажать чеснок во сне к чему. К чему снится чеснок

Известный историк Франц Ульрих Велер опровергал эту информацию, ссылаясь на то, что у Юргена с рождения был порок развития – заячья губа. Сам Юрген Хабермас, фото которого прекрасно это демонстрирует, всячески старался избегать подобных разговоров. В связи с этим он не мог вступить в организацию, которая отбирала в свои ряды только «совершенных арийцев». Однако существует мнение, что будущий философ в возрасте 14 лет вел занятия среди членов Гитлерюгента по оказанию неотложной медицинской помощи.

Известный философ Юрген Хабермас, биография которого достаточно интересно повлияла на его научное мировоззрение, начал интересоваться политикой и человеческими отношениями еще в школьные годы.

Становление научных интересов

Школьные годы Юргена прошли в гимназии Гуммерсбаха. Здесь молодежь встречала каждое сообщение о продвижении немецких войск на восток восторженными рукоплесканиями. Ранее провинциальный городок на время войны стал индустриальным центром. Сюда привозили рабочих — пленников из стран завоеванной Европы. В такой атмосфере и формировалась личность Юргена.

После окончания гимназии он усиленно стал изучать философию, психологию, социологию и историю. Занимался Юрген в университетах Цюриха, Геттингена и Бонна. После завершения учебы ему захотелось попробовать себя в роли журналиста. Работал Хабермас в качестве нештатного сотрудника Frankfurter Allgemeine Zeitung и Handelsblatt. Известность пришла к нему в возрасте 24 лет, после обрушения критики на титана немецкой философии тех лет Мартина Хайдеггера. Юрген открыто обвинил Мартина в пропаганде нацизма.

В процессе длительного переосмысления современной действительности Хабермас стал формировать идею о коммуникативном аспекте конфликта. Он считает, что принять рациональное решение в процессе коммуникации можно благодаря дискурсу – так называется процесс понимания людей, имеющих общие жизненные принципы.

Творчество Юргена Хабермаса

Исходными моментами социологической теории Хабермаса являются 2 понятия:

  1. Жизненный мир – в нем существуют все социальные отношения (семья, друзья, работа). Ему соответствует коммуникативная рациональность.
  2. Системный мир – представляет собой анонимные и деловые отношения. Ему соответствует инструментальная рациональность.

Одним из главных трудов Хабермаса является «Теория коммуникативного действия», в котором разрабатывается оригинальная концепция общества.

Особый интерес представляет идея немецкого философа о взаимодействии в современном обществе. Юрген Хабермас разграничивает все действия на коммуникативные (которые призваны обеспечивать взаимопонимание) и формальные (нацеленные на результат).

Философский дискурс о модерне – это книга, включающая 12 лекций Юргена Хабермаса, которые он читал в ряде европейских университетов. Впервые ее опубликовали в 1985 году. Тогда она имела большой успех и вызвала сильный резонанс в интеллектуальных кругах. По сей день книга не утратила своей актуальности. В труде Хабермас обсуждает проблемы современности, связывая воедино мнения сторонников и противников культуры постмодерна.

Чем интересен современным политологам и социологам Юрген Хабермас? Биография, кратко описывающая его общественную деятельность, позволяет проследить процесс формирования идей неомарксизма.

Преподавание и исследования

С 1964 по 1994 год Юрген Хабермас возглавляет кафедру философии и социологии университета Франкфурта-на-Майне. Его появление стало фурором для студенческой молодежи. Они сразу полюбили идеологию критика-правдолюба. В этот период Хамбермас становится одним из главных представителей второго поколения теоретиков неомарксизма. Однако интерес студенческой молодежи к известному философу пропал после того, как последний жестко раскритиковал действия одного из лидеров теоретиков «левых» Руди Дучке.

Происходит это следующим образом. В 1967 году в Берлин прибывает шах Ирана Мохаммед Роза Пехлевин. Западноевропейские студенты выступают с акцией протеста против нравов этой страны. Впоследствии митинг выливается в массовые беспорядки и стычки с полицией, в результате которых погибает студент Бенно Онезорг. Хабермас открыто заявляет, что Дучке является левым фашистом и провоцирует насилие полицейских.

В 70-х годах Юрген осуществляет программу исследований согласно направлению социал-демократической партии Германии. В 1994 году философ ушел на пенсию.

Юрген Хабермас: цитаты

Идеология Юргена Хабермаса основывается на повышении рациональности человеческой коммуникации. В отношении государственного устройства философ говорит, что социальное государство является результатом мирного сосуществования капитализма и демократии.

Человеческие отношения Юрген стремится сделать более продуктивными. Он считает, что разум дан человеку, чтобы доносить до него неразумное. Интересно мнение философа по поводу чувства вины. «Она является индикатором измены долгу и сопровождает раскол воли».

Критика Юргена Хабермаса

Противники теории коммуникативного действия Хабермаса критиковали его в том, что его идеальная ситуация консенсуса, ненасильственного договора слишком далека от современности. В условиях жестокости и иррациональности человека такие методы коммуникации являются бесполезными.

К примеру, Й. Меехан в предисловии сборника «Феминистки читают Хабермаса» пишет следующее: при всей созидательной силе этой философии, пропитанной либерализмом и стремлением к защите прав человека, она все-таки остается глубоко мужской. Это, по мнению Меехан, означает отсутствие попыток осмысления гендерных проблем в философии Хабермаса.

Личная жизнь

Еще во время учебы в университете Юрген встречает свою будущую жену. С ней он разделял глубокое политическое разочарование режимом, царившим в те времена в Германии. В настоящее время Хабермас занимается научной деятельностью.

Политические воззрения Юргена Хабермаса направлены на создание концепции социальной эволюции. Ее философ видит в развитии когнитивных и производственных способностей человека. Труды великого ученого стали одними из самых цитируемых источников для студентов специальностей философии и социологии.

В современной конфликтологии идеи Хабермаса стали основополагающими для создания продуктивных моделей решения политических и социальных споров.

Источники:

http://worldofscience.ru/filosofija/3127-yurgen-khabermas-filosofiya-tsitaty.html
http://monateka.com/article/167536/
http://fb.ru/article/222157/yurgen-habermas-biografiya-tvorchestvo-tsitatyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector