Ферапонтов белозерский богородице рождественский женский монастырь. Ферапонтов белозерский богородице-рождественский монастырь

Ферапонтов монастырь

Архитектурно-исторический комплекс Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря расположился на возвышенности между Бородаевским и Паским озерами. Каменный монастырь федерального значения находится по соседству с еще одной святыней Кирилловского района — Кирилло-Белозерским монастырем, расстояние до которого составляет всего 15 километров.

Мимо обители протекает небольшая речушка Паска, соединяющая озера между собой. На противоположном её берегу расположилось село Ферапонтово, со стороны которого открывается наилучший вид на монастырь.

Основал монастырь преподобный Ферапонт Белозерский — он был иноком Симонова монастыря в Москве и происходил из знатного рода бояр Поскочиных. В эти края он прибыл с Кириллом Белозерским, но решил не оставаться с ним у Сиверского озера, а основал в 1397 году свою обитель.

Значение Ферапонтова монастыря в общественной и политической жизни Великого княжества Московского тесно связано с участием в основных событиях периода становления русской государственности. Его расцвет приходится на XV—XVI в. в., когда при игумене Мартиниане обитель приобрела наибольшую известность в качестве центра духовной жизни и богатейшего вотчинника Белозерья.

Ферапонтов монастырь являлся местом поклонения царственных особ и получателем значительных вкладов от феодальной знати. Из его стен вышли видные деятели русской церкви, что не помешало ему стать и местом ссылки крупных духовников – патриарха Никона, митрополита Спиридона-Саввы.

На протяжении 400 лет монастырь являлся мужским, но в 1798 году он был отнесен к приходу Ферапонтовской волости. А с 1904 года он стал женской обителью, сохранив этот статус до 1924 года. В 1935 году вошел составной частью в Кирилловский краеведческий музей. С 1974 года монастырь является Ферапонтовским филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника и музеем фресок Дионисия — выдающегося художника-иконописца московской иконописной школы XV-XVI в. в.

Комплекс сооружений монастыря уверенно возвышается над окружающими окрестностями, несмотря на свои камерные размеры и изящный стиль. Он сохранил уникальную красоту и согласованность архитектурных деталей, декора и интерьеров разных эпох, соединенных воедино.

Это единственный подобный комплекс типичных для русского Севера строений, который хорошо сохранился с начала XVI в. и гармонично вписался в ландшафт. Полученный статус памятника истории и культуры России подкрепляется его мировой значимостью. Монастырь является единственным памятником на Вологодчине, включенным в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурный комплекс обители объединяет следующие сооружения:

  • невысокую ограду, частично сохранившуюся до нашего времени, с 2 угловыми башенками и 3 воротами;
  • въездные Святые ворота с шатровой надвратной Церковью Богоявления Господня и Ферапонта, которая служила духовным пристанищем опального патриарха Никона;
  • первый каменный храм Белозерья — одноглавый (первоначально двуглавый) Собор Рождества Пресвятой Богородицы, соединяющийся галереями с колокольней, в которой сохранился древний часовой механизм;
  • трёхъярусную колокольню с 17 колоколами и казенную палату XVI в., в которой хранились монастырские документы;
  • церковь Благовещения Пресвятой Богородицы со звонницей, трапезной и казенной палатой, в которой когда-то находились книгописная мастерская, хранилище книг и казны;
  • шатровую церковь преподобного Мартиниана, в которой сохранились мощи настоятеля с его полотняной ризой, игуменским местом, установленной над могилой деревянной позолоченной ракой с описанием жития.

Особой художественной ценностью обладают уникальные иконостас и фрески на стенах собора Рождества Богородицы, которые принадлежат кисти прославленного русского иконописца Дионисия и его сыновей. Стенопись из 300 сюжетов площадью 600 квадратных метров была создана за 34 дня и занимала почти все внутренние и частично внешние поверхности храма.

Ферапонтовские фрески прекрасно сохранились до нашего времени. Они считаются вершиной творчества мастера, являясь его единственным документальным подтверждением.

Ферапонтов монастырь расположен в 120 километрах к северо-западу от Вологды и в 20 километрах к северо-востоку от Кириллова. Выше вы видите карту, на которой указано расположение монастыря.

Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь

Ансамбль Ферапо́нтова монастыря — памятник истории и культуры федерального значения на территории Кирилловского района Вологодской области (Россия). Располагающийся в монастыре Музей фресок Дионисия является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента 1997 г. включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия.

Ферапонтов монастырь расположен в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды. Монастырь выстроен на холме меж двух озер — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Читать еще:  Современные русские философы 21 века. Философия XXI века

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV — XVI веков.

После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленных стенных росписей XII — XV вв. в Новгороде (Нередица, Волотово, Ковалево, Сковородка) фрески Дионисия остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси.

Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках.

Основанный в 1398 г. святым Ферапонтом, другом и сподвижником святого Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь был около 400 лет одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, бывшего в 1447 − 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Послушником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные н жалованные грамоты светских н духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Читать еще:  Любовный гороскоп козерог на год. Козерог - Тигр

Ссылки

Европейская часть: Троице-Сергиева лавра | Церковь Вознесения в Коломенском | Античный комплекс в Дербенте | Соловецкий монастырь | Куршская коса | Ферапонтов монастырь | Новодевичий монастырь | Казанский кремль | Исторический центр Санкт-Петербурга | Исторический центр Ярославля | Исторические памятники Великого Новгорода | Кижи | Московский Кремль и Красная площадь | Дуга Струве | Девственные леса Коми | Западный Кавказ | Белые памятники Владимира и Суздаля

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь» в других словарях:

Богородице-Рождественский монастырь — Богородице Рождественский монастырь, другие возможные наименования Рождествено Богородицкий монастырь, Рождество Богородицкий монастырь, Рождествено Богородичный монастырь, Рождество Богородичный монастырь монастырь, названный во имя… … Википедия

ФЕРАПОНТОВ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Новгородская еп., в окрестностях Кириллова. Учрежден в 1903 на месте упраздненного в 1798 мужского монастыря, основанного в 1398 прп. Ферапонтом. Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1492 1503; стены украшены фресками… … Русская история

БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕРАПОНТОВ — монастырь. См.: ФЕРАПОНТОВ БОГОРОДИЦЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ женский монастырь. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь — Монастырь Новодевичий женский монастырь Новодевичий женский монастырь … Википедия

Лужецкий Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь — Монастырь Лужецкий Богородице Рождественский Ферапонтов монастырь Страна Россия Город Можайск, Мо … Википедия

Ферапонтов монастырь (значения) — Ферапонтов монастырь название двух русских православных монастырей, основанных святым Ферапонтом Белозерским: Лужецкий Богородице Рождественский Ферапонтов монастырь в городе Можайске Московской области. Ферапонтов Богородице Рождественский… … Википедия

Ферапонтов Белозерский монастырь — Культурное наследие Российской Федерации, объект № 3510155000 Ферапонтов монастырь на Викискладе Ансамбль Ферапонтова монастыря … Википедия

Ферапонтов Монастырь — Культурное наследие Российской Федерации, объект № 3510155000 Ферапонтов монастырь на Викискладе Ансамбль Ферапонтова монастыря … Википедия

Ферапонтов монастырь — У этого термина существуют и другие значения, см. Ферапонтов монастырь (значения). Монастырь Ферапонтов монастырь … Википедия

Рождествено-Богородицкий монастырь — Богородице Рождественский монастырь, другие возможные наименования Рождествено Богородицкий монастырь, Рождество Богородицкий монастырь, Рождествено Богородичный монастырь, Рождество Богородичный монастырь монастырь, названный во имя Рождества… … Википедия

ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ В БЕЛОЗЕРЬЕ

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белоезерские

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

Расцвет хозяйственной деятельности Ферапонтова монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.

Вид на Ферапонтов монастырь со стороны Бородаевского озера

В XVII в. Ферапонтову монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

Читать еще:  Понятие нирвана в философии буддизма означает. Как достичь нирваны? Бодхисатвы: отображение в культуре

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря

Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Храмовый комплекс Ферапонтова монастыря

Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная Колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П.Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913.

(с) Е.Стрельникова, Ферапонтов монастырь, село Ферапонтово

Источники:

http://parkrusever.ru/ferapontov-monastyr.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1163995
http://ferapontov-monastyr.ru/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector