Феодор студит. Песнотворчество преподобного феодора студита в триоди постной

преподобный Феодор Студит

преподобный Феодор Студит (

На пути к иночеству

Преподобный Феодор Студит родился в христианской семье, в Константинополе, в 758 (759) году. Родители Феодора, Фотин и Феоктиста, несмотря на богатство и знатность (Фотин заведовал сбором податей, по другим сведениям – царской казной), вели благочестивую жизнь. Феодор с детства был приобщён к Церкви, воспитывался в рамках христианских законов и православных традиций.

Желая дать сыну достойное образование, родители определили его к лучшим столичным учителям (преподавателям богословия, красноречия, философии и др.). Феодор учился охотно, предпочитая занятия бессмысленным юношеским забавам и пустым развлечениям.

Промыслом Божьим Феодору выпало жить в период церковных потрясений. В те времена Православная Церковь столкнулась с одной из наиболее разрушительных за всю её историю ересей: ересью иконоборцев. Как часто случалось и раньше, эта ересь поддерживалась не только отступившими от веры священнослужителями, но и императорской властью.

В основе иконоборческой ереси лежало ложное отношение к Православным иконам как к идолам, запрет на почитание которых был озвучен Законодателем ещё во времена Ветхого Завета. Запрет на иконы, успевших стать к тому времени неотъемлемым элементом частных и храмовых богослужений, подрывал не только доверие к пастырям Церкви, как якобы способствовавшим идолопоклонству, но и коренные устои христианского богопочитания.

Ввиду того, что на стороне еретиков выступал царь, распространение ереси сопровождалось насилием и репрессиями.

Отец Феодора, Фотин, будучи мужем весьма добродетельным, не пожелал служить при дворе императора-иконоборца, Константина Копронима, и отказался от государственной службы.

Мать Феодора, Феоктиста, одобрила и поддержала решение мужа. По взаимной договоренности супруги, презрев мирское благополучие, оставили всё и последовали за Христом: дали слугам свободу, раздали имущество бедным и постриглись во ангельский образ.

Дети всецело разделяли душевный порыв своих родителей. Феодор, будучи ревностным и образованным христианином, противодействовал ереси, как мог. На иконопочитание он смотрел как на дело Божье, к этому же приучал и всех тех, с кем сводил его Господь. Словно не страшась возможных преследований, он неоднократно участвовал в спорах и диспутах с еретиками. Вскоре о Феодоре заговорили как о зрелом и ревностном проповеднике, защитнике икон.

Монашеское поприще

VII Вселенский Собор отверг уподобление святых икон мерзким идолам, утвердил иконопочитание, осудил еретиков. Среди участников Собора был дядя Феодора, праведный Платон. Долгое время он жил и подвизался на Олимпе. По завершении деятельности Собора Платон взял Феодора под своё наставничество. Вместе с ним взял его братьев, Иосифа и Евфимия, а также малолетнюю сестру. Все вместе удалились в пустыню, чтобы предаться там аскетическим подвигам.

В качестве места подвижничества выбрали труднодоступное, но весьма живописное и хорошо орошаемое место: Саккудион. Пребывая в любви и единомыслии здесь они подвизались в посте, бдении и молитвах.

Достойно пройдя испытания, Феодор был пострижен блаженным Платоном в монашество. Из всех монашеских добродетелей наиболее важными он почитал послушание и смирение. Следуя этому внутреннему убеждению, он не только не гнушался выполнять поручения, связанные с самой грязной и тяжелой работой, но нередко и сам избирал для себя этот труд: рубил и корчевал деревья, вскапывал землю, таскал камни, носил воду из реки, собирал и переносил на плечах навоз (от мулов). Часто, дабы избежать суетных похвал, он трудился по ночам.

Феодор искренне исповедовал перед старцем Платоном грехи, открывая не только поступки, но и самые сокровенные помыслы. Мудрые увещевания и повеления духовника он слушал так, как если бы через него вещал Сам Господь. Под руководством Платона Феодор, шаг за шагом, раскрывал в себе Божьи дарования, умерщвлял страсти, взращивал добродетели.

Когда пришло время, старец Платон поручил Феодору строительство храма, в честь и память Евангелиста Иоанна Богослова. Несмотря на скудность возможностей по строительству и убранству, храм получился отменным.

Вскоре к братиям стали стекаться люди, ищущие мудрого наставничества и благословений, желающие связать свою жизнь с аскетическим деланием. Так образовалась обитель, настоятелем которой, по Промыслу Божию, стал духоносный Платон.

Наряду с исполнением монастырских послушаний, братия занимались изучением Священных Книг, чтением творений отцов и вселенских учителей. Сам Феодор много времени уделял богомыслию, а из святоотеческой литературы особое внимание уделял сочинениям святителя Василия Великого.

Священническое служение

Проведя несколько лет в строгих подвигах, Феодор, с благословения духовника, был возведён в иерейское достоинство. Несмотря на огромное уважение к старцу Платону и на обет послушания, Феодор, по смирению, долго отказывался от принятия столь высокого сана. В конце концов Платон убедил любимого послушника и тот согласился.

Приняв сан священника, сознавая, что отныне он должен быть для братий не только руководителем, но и примером, святой Феодор увеличил строгость и без того суровых аскетических подвигов.

Братия относились к нему с доверием. После того, как игумен Платон отошёл на покой, они единодушно избрали его своим настоятелем. Будучи не в состоянии противостоять желанию братий, он принял руководство монастырём. В управлении Феодор показал себя не только как добрый пастырь, но и как замечательный организатор.

Случилось, что государь Константин, сын царицы Ирины, преступив нормы нравственности, окружил себя бесстыдными людьми и стал развращать своим поведением подданных. Будучи одержим плотской страстью, он изгнал из дворца законную супругу, насильно отправил её в монастырь, принудил к постригу, а в спальню царицы ввел объект своей страсти, прелюбодейку Феодоту.

Читать еще:  Молитва чтоб ребенок успокоился. Молитва от плача у грудного ребенка

Патриарх, движимый ревностью, отказался освещать этот «брачный» союз. Но нашёлся священник, некий Иосиф, раболепствовавший перед императором более, чем подчинялся Христу и Его Церкви. Он благословил и скрепил беззаконное супружество. После случившегося многие сановники, подражая царю, стали изгонять своих жен, заменяя их новыми, более симпатичными или удобными.

Возмущаясь столь грубым попранием Православных канонов и опасаясь, как бы подобная практика ни была одобрена новым законодательным актом, Феодор публично осудил императорский поступок и повелел считать его отлученным от Церкви. Эту мысль он донёс через послания и до братий прочих обителей.

Реакция самодержца была предсказуемой: раздражение, ярость. Между тем поначалу, остерегаясь более масштабного осуждения, император стал действовать лестью, посылал к обличителю богатые дары, и даже пытался уговорить преподобного (отступить от своих слов) в личной беседе. Но беседа не состоялась, а Феодор продолжал стоять на своём.

Убедившись в тщетности попыток склонить преподобного на свою сторону, царь сбросил маску ягнёнка и показал себя волком: повелел бичевать Феодора, а затем, вместе с его сторонниками, сослал его в Солунь, заточил страдальцев в тамошних темницах.

Между тем Феодор продолжал отстаивать правду, поддерживая связь с внешним миром через переписку. Благодаря этому самоотверженному подвигу он сыскал себе широкую славу.

Студийская обитель

В 796 году царица Ирина, возвратив императорский трон, вернула преподобного из ссылки. Он был встречен в столице с почётом. Затем возвратился в свою обитель. Вскоре, по причине нашествия агарян, Феодосий вынужден был оставить Сакудион вместе с братиями. Когда они прибыли в Константинополь, царица Ирина и Патриарх, предложили отцу Феодору возглавить Студийский монастырь.

Жизнь в обители, опустевшей во время правления прежнего самодержца, стала налаживаться. Вскоре в ней собралось около тысячи иноков. В целях лучшего управления монастырём, но главное, из соображений нравственной пользы, святой Феодор составил устав, получивший, впоследствии, наименование «Студийский».

Со временем монастырь покрыл себя неувядающей славой. К преподобному Феодору Студиту стали стекаться толпы людей. Он увещевал приходящих пастырским словом, вразумлял на основе Писаний, утешал в трудностях, вдохновлял и благословлял на добро.

После того как Никифор, завладев царством, занял императорский престол, ко всем своим мирским беззакониям он присоединил самочинство в отношении Церкви. Пользуясь авторитетом императорской власти и вместе с тем прикрываясь словами любви, царь потребовал от Патриарха ввести в общение с Церковью отлученного ранее нечестивца-пресвитера и вернуть ему священнический сан. Патриарх, остерегаясь серьёзных последствий, подчинился, вопреки Православным канонам и голосу совести.

Преподобный Феодор, негодуя, не побоялся мести царя и выступил с обличением. За этот поступок он был подвергнут физическим истязаниям, после чего его изгнали из Константинополя и заточили в тюрьме.

Там, в трудах и молитвах, преподобный пробыл около двух лет. Затем его освободили по распоряжению нового императора, Михаила.

Очередной самодержец, Лев Армянин, пока не окреп на престоле, старался казаться благочестивым. Но затем окружил себя такими же злодеями, как и сам, и показал всему царству свое настоящее лицо.

Он ненавидел святые иконы, нещадно бросал образа на публичное поругание. Сыны Церкви, ревностные пастыри Христовы, стремились объяснить императору его неправоту, но он не хотел им внимать.

Святой Феодор, не желая мириться с таким святотатством, организовал Крестный ход. Шествие происходило вокруг обители, при этом братия шли с высоко поднятыми Православными иконами. В устных проповедях и посланиях преподобный не переставал поддерживать верующих в их борьбе против возобновившейся ереси.

Зная об этом, царь-иконоборец разрывался от досады. Он угрожал преподобному карами, смертью, но тот, храня верность Христу, оставался непреклонным.

В конце концов по приказу царя Феодор Студит был отконвоирован в Аполлонию и заточен в крепость Метопа, а спустя некоторое время — в более отдалённое место, в Бониту (Вониту). Здесь он страдал от зноя и холода, нехватки пищи и воды, но всегда пребывал в твёрдости духа и надежде. Бог же хранил Своего исповедника. Несмотря на царский запрет, Феодор всё это время, по мере возможности, проповедовал, утверждал людей в вере и Истине.

Когда узника перевели в Смирну, Господь, по его молитвам, исцелил тамошнего воеводу, царского родственника, страдавшего от тяжелой болезни. Феодор, разумея, в чём заключается Промысл Божий, повелел воеводе покаяться и отречься от иконоборческой ереси. Тот было послушал святого, но затем вновь взялся за святотатство и умер.

Правивший после Льва Армянина царь Михаил Травлий хотя и не спешил поддержать иконопочитание, тем не менее не преследовал православных, дозволяя каждому верить так, как считает уместным. Он освободил из мест заключения многих христианских исповедников, страдавших за веру. В этот период был освобождён и святой Феодор Студит.

Когда Феодор возвращался, по пути следования его приветствовали толпы народа. Так Бог в очередной раз прославил Своего угодника. Ввиду запрета на размещение священных изображений в столице, Феодор Студит не пожелал там остаться и поселился в Акритовом Херсонесе.

В этот период он страдал от проблем со здоровьем. Несмотря на телесную слабость, Феодор продолжал проповедовать, каждодневно совершал Божественную Литургию.

Заблаговременно зная о приближении смерти, он призвал братий, завещал им хранить Православную веру, соблюдать монастырский устав, чтить святые иконы. Непосредственно перед кончиной Феодор Студит повелел верующим зажечь свечи. Во время пения канона на исход души он мирно преставился. Это случилось в 826 году.

Литературное наследие

Преподобный Феодор Студит запечатлен в памяти Церкви не только как выдающийся подвижник, ревностный борец, но и как один из наиболее значимых христианских писателей. Он оставил нам в научение множество произведений. Среди них выделяют: нравстенно-аскетические, догматико-полемические, литургико-канонические, слова, прочие.

Тропарь преподобному Феодору Студиту, исповеднику, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих богодухновенное удобрение, / Феодоре премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Феодору Студиту, глас 2

Постническое и равноангельное житие твое / страдальческими уяснил еси подвиги / и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре. / С ними Христу Богу моляся // не престай о всех нас.

Читать еще:  Притча о стаде свиней. Имя им – легион

Величание

Ублажаем тя, / преподобне отче Феодоре, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.

Преподобный Феодор Студит: великопостные песнопения

В дни Великого поста со страниц Постной Триоди встает образ составителя этой великой богослужебной книги – св. Феодора Студита.

К тому времени, когда преподобный Феодор принял монашество и изучал творения святых отцов, последование Великого поста – Триодь Постная – еще не представляла законченного произведения. В ней находились трипеснцы св. Андрея Критского на первые дни Страстной седмицы, дву- и трипеснцы св. Космы Маиумского и стихиры св. Иоанна Дамаскина. Весь же строй этой богослужебной книги продуман св. Феодором, для нее им написаны стихиры, каноны и трипеснцы.

Из жизни св. Феодора

Св. Феодор родился в 759 г. в богатой и благочестивой семье. Отец его был приближен ко двору, однако при наступлении иконоборческой ереси родители оставили мир и приняли иночество. Феодор воспитывался в книжном научении и, по слову св. Димитрия Ростовского, «еллинстей премудрости учася, бысть ритор прекрасен и философ изряден и препирашеся с злочестивыми о благочестивой вере». Был женат, но на двадцать втором году жизни он и его супруга посвятили себя иноческой жизни.

Преподобный со своим дядей св. Платоном удалился в Саккудион, уединенное место под Константинополем, где был основан монастырь, в котором он подвизался в строгом подвижничестве, изучая Священное Писание и творения святых отцов. Св. Феодор, «в мягкости и покое воспитанный», ввергал себя в монастыре в великие физические труды, не гнушался низких работ и был всем слугою. Примерно через 14 лет после поступления в обитель преподобный принял управление монастырем. Он проявил себя последовательным и строгим начальником, «уча словом и делом и исправляя во иноцех развращенные уставы».

Вскоре, за обличение царя в беззаконном браке, св. Феодор, претерпевает ссылку в Солунь, но через год возвращается и поставляется императрицей Ириной игуменом Студийского монастыря в Константинополе. Здесь во всем объеме проявились способности св. Феодора как руководителя. Заброшенный монастырь был восстановлен, преподобный навел порядок во всех областях монастырской жизни, собрал в монастырь более тысячи братий, завел около него училище для детей и сам постоянно занимался как литературными трудами, так и всякой тяжелой и черной работой.

Так преподобный подвизался с 798 по 809 г., когда опять был послан в заточение. Вернувшись из ссылки, при злочестивом императоре Льве Армянине – иконоборце, он становится неустрашимым исповедником иконопочитания, за что и претерпевает жестокое изгнание. Болотистые места, гнилые темницы, кровавые пытки и истязания стали уделом св. Феодора. В 820 г. исповедники иконопочитания были освобождены, св. Феодор удалился в уединенное место – Акрит, где и пребывал до своей кончины. Отошел преподобный ко Господу 11 ноября 826 г. на шестьдесят восьмом году жизни со словами псалма на устах: во век не забуду оправданий Твоих (Пс. 118, 93). Божественными оправданиями были для преподобного все горькие муки его исповеднической жизни.

Трипеснцы св. Феодора Студита

Труды св. Феодора – бесценное сокровище, вкладываемое Святою Церковью в сосуд ее великопостного богослужения. В своих песнопениях преподобный открывается и как великий авва монахов, и как любящий духовный отец всех грядущих к покаянию. «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа», – словами стихиры, исполняемой вечером Прощеного воскресения, на вечерне, знаменующей наступление Великого поста, св. Феодор призывает к воздержанию не только от скоромной пищи, но и от страстей. Тот же настрой сохраняется и в сам 1-й день поста. В трипеснце понедельника 1-й седмицы преподобный возглашает: «Светло усрящим (встретим) поста вход, вернии, и да не сетуим: но омыим лица наша безстрастия водою…»

Течение поста и дальше будет всё время под неустанным вниманием св. Феодора. В стихирах, седальнах, тропарях трипеснцев он постоянно по-отечески бдителен, готов вовремя помочь, поддержать, ободрить постящегося. В трипеснцах этих дней неизменно поддерживается внимание к предлежащему постному поприщу. Так, во вторник 2-й седмицы преподобный вновь призывает с любовию к внутреннему деланию: «Истинным постом постимся Господеви… языка, ярости, и лжи, и всякия иныя страсти очуждимся (устранимся)». Позднее напоминания его станут реже, так как верующие психологически уже вошли в постный подвиг, но 3-я седмица – еще вся во внимании преподобного. Присутствует здесь и духовное напоминание о смысле поста: «Ныне в седмицах триех… очистившееся, братие, в гору молитв достигнем». И опять о внутреннем делании: «Постов пресветлую благодать приемше, добродетельми облистаимся (украсимся), тихия лица, тихия и обычаи показующе душевнаго устроения». Эти и подобные увещания необходимы человеку, держащемуся за постное делание, уже немного и устающему; ему необходимо напоминание, ради чего он несет постный подвиг. Преподобный предлагает непрестанно смотреть внутрь себя, следить за дыханием своего внутреннего человека. Но он не только напоминает постящемуся о духовной жизни, но и говорит опытное слово поддержки: «Да никтоже нас унынием и леностию обложится (не впадет), о братие! Время делания, час торжества: кто премудр убо во един день приобрести вся веки».
Нить мыслей преподобного Феодора Студита о последовательности дней и недель Великого поста имеет продолжение и после упомянутой 3-й седмицы. С течением поста св. песнописец всё более направляет внимание постящихся к грядущим Страстям Христовым и Святому Христову Воскресению.

Тро́ичны (тропари, посвященные Святой Троице)

Среди поучительных тропарей преподобного аввы Студийского монастыря большое место занимает славословие Пресвятой Троицы. Окончание песен канонов Троичными является характерной чертой его творчества. Эти Троичны создают особый стиль, сообщают всему постному песнопению торжественный характер, как бы приподнимают и укрепляют душу постящегося. Православному христианину больше других известны Троичны св. Феодора, составленные им для Великого канона св. Андрея Критского. Троичны эти в своем звучании образуют органически единое целое со строками канона и настолько усвоились людям церковным, что без них они не мыслят его слушание. Преподобный часто вкладывает в свое обращение к Святой Троице те молитвенные вздохи и сетования, что присущи тропарям Великого канона, и тогда это – единое покаянное вопияние сердца. Так, в 1-й песни канона св. Феодор восклицает: «Пресущественная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробна, даждь ми слезы умиления». Каждый верующий, вступающий на путь Великого поста, ждет первых покаянных строк Великого канона, ждет и этого благодатного обращения к Святой Троице, которое умиряет, успокаивает ищущее углубленного самосознания сердце. «Возми бремя от мене тяжкое греховное…» Это так необходимо в нашем самоиспытании. Тот же зов о помиловании звучит и в Троичне 2-й песни Великого канона, как бы усугубляясь в связи с особым покаянным значением этой песни. «Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице! – вопиет св. Феодор. – Кающася мя приими, согрешивша спаси: твое есмь создание, не презри, но пощади, и избави мя огненнаго осуждения».

Читать еще:  Сон я в свадебном платье к чему. Во сне надеваю на себя свадебное платье: расшифровка по сонникам

Богоро́дичны (тропари, посвященные Пресвятой Богородице)

В канонах и трипеснцах св. Феодора, написанных им для Постной Триоди, кроме Троичных, останавливают внимание и Богородичные тропари. Они занимают важное место в творениях преподобного. Очень часто Богородичные тропари чрезвычайно торжественны. «Паче огнезрачных Серафимов явилася ecи, Чистая, Честнейшая, – восклицает преподобный песнопевец, – порождши сим неприступнаго Иисуса, Спаса, воплощением обожившаго земнородных смешение (человеческое естество)». В трипеснце понедельника 4-й седмицы Великого поста встречается та же мысль, укрепляющая славословие Божией Матери упоминанием чина ангельского: «Поем Тя Дево Богородице Чистая, херувимскую колесницу, из Неяже Бог родися». В Богородичнах Великого канона видится высокое богословие догмата воплощения. «И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, – восклицает преподобный в 4-й песни Великого канона, – Рождейся обновляет законы естества… Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет». И еще образней изложение того же догмата дается в 8-й песни: «Яко от оброщения (состава) червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася». Но в Богородичнах этого канона наряду с высоким богословием обретаем и молитву св. Феодора о людях, о прощении их грехов. Она звучит уже в 1-й песни. «Богородице, Надежде и Предстателъство Тебе поющих, – взывает преподобный, – возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя». Так же в других песнях и, в частности, в песни 6-й песнописец взывает о помощи к Божией Матери: «Утроба Твоя Бога нам роди, воображенна по нам: егоже, яко Создателя всех, моли Богородице, да молитвами Твоими оправдимся». Те же молитвы к Божией Матери встречаются в полных канонах и трипеснцах преподобного.
В одном из тропарей как бы печатлеется великопостное творчество песнописца: «Имуще Духа Святаго, поста гостителя богатна (Угостителя щедрого), Того дарований насытимся и богатно (обильно) насладимся, Того воспевающе, яко Бога нашего». В этом тропаре – вся душа преподобного: здесь и исповедание достоинства поста, проводить который в духе на всем протяжении Постной Триоди призывает преподобный авва; здесь утверждение, что Дух Святой – Гоститель постящихся, Податель дарований; здесь и воспевание Духа Святого – то, что так многократно, тоже через все седмицы Великого поста – делает преподобный, прославляя Таинство Святой Троицы.

Подготовила Ольга Урядова

Стихира – церковное песнопение, отражающее содержание праздника, христианского догмата или прославляющее святых.

Тропа́рь – краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется, призывается на помощь священное лицо.

Трипеснец – один из видов неполного канона, состоящий из трех песней, преимущественно читаемый в дни Великого поста.

Преподобный Фео ́ дор Студит, игумен

Дни памяти

Житие

Ро­дил­ся в 758 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле и по­лу­чил ши­ро­кое и раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние. Глу­бо­ко изу­чив Св. Пи­са­ние, свя­той Фе­о­дор успеш­но про­ти­во­сто­ял ере­ти­кам-ико­но­бор­цам в дис­пу­тах о пра­во­слав­ной ве­ре. При­няв ино­че­ство, под­ви­зал­ся в устро­ен­ной его дя­дей Пла­то­ном оби­те­ли Са­ку­ди­он (неда­ле­ко от го­ры Олимп в Вифи­нии), в ко­то­рой поз­же стал на­сто­я­те­лем, по­да­вая сво­ей жиз­нью вы­со­кий при­мер доб­ро­де­те­ли. В 796 г. за рев­ность о хра­не­нии цер­ков­ных пра­вил и об­ли­че­ние без­за­ко­ния им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Баг­ря­но­род­но­го по­сле же­сто­ких му­че­ний был со­слан в за­то­че­ние в г. Со­лунь.

В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­три­цы Ири­ны пре­по­доб­ный был воз­вра­щен из ссыл­ки и по­лу­чил в управ­ле­ние за­пу­стев­ший Сту­дий­ский мо­на­стырь. Ско­ро в оби­те­ли со­бра­лось до ты­ся­чи ино­ков. Для управ­ле­ния мо­на­сты­рем пре­по­доб­ный Фе­о­дор со­ста­вил об­ще­жи­тель­ный устав мо­на­ше­ской жиз­ни, по­лу­чив­ший на­зва­ние Сту­дий­ско­го, а бла­жен­ный на­сто­я­тель – на­име­но­ва­ние Сту­ди­та (ок. 1065 г этот устав был при­нят пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем в Пе­чер­ском мо­на­сты­ре и от­сю­да рас­про­стра­нил­ся по всем рус­ским оби­те­лям). Пе­ру пре­по­доб­но­го так­же при­над­ле­жит нема­ло ду­ше­по­лез­ных книг, по­хваль­ные сло­ва на Гос­под­ские и Бо­го­ро­дич­ные празд­ни­ки, мно­гие ка­но­ны и три­песн­цы.

При им­пе­ра­то­рах Ни­ки­фо­ре I (802–811 гг.) и Льве Ар­мя­нине (813–820 гг.) св. Фе­о­дор мно­го по­стра­дал за ико­но­по­чи­та­ние и пре­тер­пел за­то­че­ние сна­ча­ла в Ил­ли­рии, в кре­по­сти Ме­то­па, а за­тем в Ана­то­лии, в Бо­ни­те. По­сле смер­ти Льва Ар­мя­ни­на пре­по­доб­ный Фе­о­дор, осво­бож­ден­ный из за­то­че­ния, по­се­лил­ся в г. Хер­со­не­се (Вифи­ния).

Несмот­ря на тя­же­лый недуг, он еже­днев­но со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию и по­учал бра­тию. Здесь он мир­но скон­чал­ся в 826 г. В тот же час пре­по­доб­но­му Ила­ри­о­ну Дал­мат­ско­му (па­мять 6/19 июня) бы­ла от­кры­та Гос­по­дом бла­жен­ная кон­чи­на угод­ни­ка Бо­жия. Он уви­дел, как вос­си­ял свет небес­ный, по­слы­ша­лось Ан­гель­ское пе­ние и го­лос: «Это ду­ша пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра, по­стра­дав­ше­го да­же до кро­ви за свя­тые ико­ны, от­хо­дит ко Гос­по­ду».

В 845 г. мо­щи пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра бы­ли пе­ре­не­се­ны в Сту­дий­ский мо­на­стырь. Его брат, пре­по­доб­ный Иосиф, епи­скоп Со­лун­ский то­же по­стра­дал от ико­но­бор­цев и скон­чал­ся в 830 г. в Сту­дий­ском мо­на­сты­ре, где по­чи­ва­ют и мо­щи его.

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор как при жиз­ни, так и по кон­чине со­вер­шил мно­го чу­дес. При­зы­ва­ю­щие имя его из­бав­ля­лись от по­жа­ров, от на­па­де­ния ди­ких зве­рей, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние неду­гов.

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/
http://trsobor.ru/prepodobnyj-feodor-studit-velikopos/
http://azbyka.ru/days/sv-feodor-studit

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: