Факты из жизни верующих иудеев. Непроизносимое имя бога в иудаизме

Как зовут Б-га?

Как зовут Бога в иудаизме. П., Россия

Отвечает рав Реувен Куклин

Этот вопрос, как зовут Б-га в иудаизме, уже задал Моше-рабейну — самому Всевышнему (Шмот 3, 13): «И сказал Моше Б-гу: вот, я приду к сынам Израиля и скажу им: “Б-г отцов ваших послал меня к вам”. А скажут мне они: “Как Ему имя?” Что сказать мне им?». На это Всевышний ему ответил (стих 14): «…Я Сущий, Который пребудет. И сказал: так скажи сынам Израиля: Вечносущий (Йуд-Кей-Вав-Кей) послал меня к вам».

Объясняет мидраш (Шмот Рабба 3): «Сказал рабби Аба бар-Мемель: Сказал Всевышний Моше: “Моё Имя ты хочешь узнать? По деяниям Моим называюсь Я. Иногда называюсь Б-гом Всемогущим (Кель Шакай), [иногда] Господом Воинств (а-Шем Цваот), [иногда] Б-гом (Элоким), [иногда] Йуд-Кей-Вав-Кей (а-Шем, четырёхбуквенное непроизносимое Имя Всевышнего).[1] Когда сужу Свои творения, Я называюсь Б-г, когда иду войной против преступающих, называюсь Господом Воинств, а когда взыскиваю за грехи человека, называюсь Б-гом Всемогущим. А когда милую Мой мир, Я называюсь а-Шем, потому что это Имя означает только качество милосердия, как сказано (Шмот 34, 6): а-Шем, а-Шем, Б-г жалостливый и милосердный”. [Поэтому и ответил Господь Моше: ] “Я Сущий, Который пребудет (т.е., Я буду Таким, Каким буду в то время)” — “по деяниям Моим называюсь Я”».

Из этого мидраша следует, что у Всевышнего нет «самоназвания», все Его Имена описывают не Его, а Его деяния, которые открываются нам.

Почему у Всевышнего нет «Собственного» имени? Потому что имя — это определение, выражение сущности (см. Почему Всевышний не дал Сам имена животным?), а сущность Б-га мы понять не можем, тем более не можем её определить. Сказал пророк Элиягу в молитве (Тикунэй Зоар 17, 1): «Владыка миров… Ты Высший над всеми высшими, Непостижимый из всех непостижимых, мысль неспособна постичь Тебя». Поэтому Всевышний сказал, что Его называют по Его деяниям, т.е. все Его Имена отражают лишь то, как Он открывается нам.

Одно имя Всевышнего все-таки получило в священных книгах название Шем а-Эцем — «Собственное» имя, несмотря на то, что, конечно же, и это имя не говорит о сущности Всевышнего (ведь её невозможно определить, как упомянается выше). Это четырёхбуквенное Имя Йуд-Кей-Вав-Кей.

Виленский Гаон говорит: это Имя указывает на то, что Всевышний существует вечно и не меняется.[2] Оно указывает на основополагающее различие между Ним и всем сотворённым: все творения существуют лишь потому, что такова была Его воля, сам же Он не зависит ни от кого и существует вечно. Возможно, что именно поэтому это имя называется «Собственным» именем.

Из уважения к этому Имени мы не произносим его так, как оно написано — Йуд-Кей-Вав-Кей; мы произносим Адой-ной (Господь). Что так следует поступать, мы учим из продолжения ответа Всевышнего Моше (стих 15): «И сказал ещё Б-г (Йуд-Кей-Вав-Кей) Моше: так скажи сынам Израиля: Господь, Б-г отцов ваших, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова послал меня к вам. Это память обо Мне из рода в род». Стих отделяет Имя Всевышнего от памяти (упоминания) о Нём, т.е. от того, как мы читаем (упоминаем) это Имя. Талмуд (Псахим 50а) толкует этот стих так: «Сказал Всевышний: не так, как пишется Моё Имя, оно читается. Пишется оно Йуд-Кей-Вав-Кей, а читается Адой-ной». Виленский Гаон так объясняет это в своём комментарии к книге Эстер (1, 4): «Потому что имя Йуд-Кей-Вав-Кей указывает на сущность Всевышнего, благословен Он, а имя Адой-ной указывает на Его царство, [на то,] что Он — Царь над всем миром. Поэтому Йуд-Кей-Вав-Кей читают как Адой-ной, имя, говорящее о царстве, — ведь не принято называть царя по имени, а принято — по названию царства».

Читать еще:  Что читается в первый день поста. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

С уважением, Реувен Куклин

[1] Произношение и написание Имён Всевышнего изменяется, если их упоминают не в молитве и не в свящённых текстах, в соответствии с заповедью «Не произноси Имени Господа, Б-га твоего, попусту…» (Шмот 20, 7).

[2] Имя Йуд-Кей-Вав-Кей похоже на слово иhйе — «будет» (йуд-эй-йуд-эй), только вторая буква эй меняется на вав, как это бывает при образовании отглагольных существительных.

Почему евреи не произносят имя Бога

В подавляющем большинстве духовных учений мира имя главного божества подлежит регулярному восхвалению. Тем не менее, в иудаизме и христианстве все обстоит с точностью наоборот. Имя Бога запрещено не только произносить, но даже писать…

Тайная святыня

Большинство еврейских раввинов, действительно, считают, что имя Бога произносить нельзя. Это объясняется несколькими причинами. Известный раввин Барух Подольский в своих работах утверждал, что запрет на публичное произношение имени Иеговы было наложено в глубокой древности. По его мнению, для этого было две вполне объективные причины. Во-первых, запрет на произношение имени Бога был наложен в третьей заповеди. Ее текст гласил «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). Во-вторых, древние иудеи считали, недопустимым, чтобы имя их Бога слышали язычники. В этом случае оно могло быть осквернено. Впоследствии традицию на запрет произношения имени Бога у иудеев переняли сначала христиане, а затем и православные. В частности православный богослов Н.Е. Пестов в начале двухтысячных годов заявлял, что иудейское отношение к имени Бога, безусловно, заслуживает уважения. В то же время иеромонах Афанасий в своих богословских трудах отмечал, что данная традиция уходит своими корнями в глубокую древность. По его словам еще древние иудеи в храмах вместо Иегова, произносили иносказательное Адонай.

Божий страх на страже веры

Тем не менее, любое правило, быстро теряет свою силу, в том случае если отсутствует опасность неотвратимого строгого наказания за ослушание. Большинство историков религии уверены, что кроме официальных запретов на произношение иудеями имени своего Бога, существовали и внутренние барьеры. В частности после Вавилонского плена, у иудеев развился суеверный страх перед произношением имени собственного Бога. Они опасались, что произнося его имя, они ненароком могут оскорбить его и навлечь на себя гнев Всевышнего. Существенное влияние на формирование иудейской системы верований оказала древнеегипетская цивилизация. Согласно мифологии египтян, тот кто знал имя того или иного Бога мог с помощью магии влиять на него. Древние иудеи больше всего на свете опасались, что язычники, узнав имя Иеговы, смогут как-то навредить им. Чтобы этого не произошло, на свет появилось тайное магическое учение, во многом связанное с произношением имен – каббала. Об этом в своих работах в 1905 году писал известный богослов Феофан Быстров.

Читать еще:  Факты помощи святых в 21 веке. Канонизация святых в русской православной церкви

Исток традиции

В то же время, историки, тщательно изучавшие традиции иудаизма отмечали, что запрет на произношение имени Бога появился не сразу. По их мнению, он формировался на протяжении длительного периода времени. В частности Митрополит Илларион считал, что данный запрет окончательно сформировался не ранее третьего века до нашей эры. В свою очередь христианские богословы уверены, что имя Иеговы вышло из общего употребления лишь в первом веке нашей эры. Их данные основываются на том, что уже Иисус и апостолы не употребляли в своих речах имя Иеговы, соблюдая иудейскую традицию. Ранее в IV-III веках до нашей эры при переводе еврейских писаний на греческий язык переводчики также вместо имени Бога – Иеговы, употребляли просторечное слово «кириос» – Господь. При этом первым запрет на произношение имени Иеговы в храме ввел Симон Праведник в четвертом веке до нашей эры. Причем, когда ученые проанализировали упоминание имени Иеговы в небиблейских рукописях иудеев первого века нашей эры, то пришли к выводу, что было запрещено не только произносить, но написать его. Известные философы тех лет Филон, а затем Флавий утверждали, что тот, кто несвоевременно произносит имя Иеговы, достойны наказания смертью. Примечательно, что данные суждения высказывались в то время, когда иудея находилась под властью Рима. Привести в исполнение подобное наказание было бы противозаконным. В то же время, несмотря на то, что иудейские религиозные законы в наши дни намного мягче, чем в древности, сегодня произносить или писать имя Иеговы без крайней необходимости считается предосудительным.

Имя бога в иудаизме. Почему его нельзя произносить?

Во множестве религиозных мировых учений у главного божества есть имя. Это имя воспевают в хвалебных гимнах, по этому имени обращаются к богу в молитвах. Но в иудаизме дело обстоит совсем иначе. В иудаизме у бога нет имени.

Имя — это самоназвание, определение сущности. А сущность бога понять нельзя. И уж тем более ее нельзя определить.

Имя бога в иудаизме

Иудаизм — это религия евреев, название которой происходит от имени сына библейского патриарха Иакова (Израиля) — Иуды. В Торе указано много имен бога, но все они ненастоящие.

Священная книга иудаизма ТаНаХ включает в себя Тору Писания и Пророки. У христиан этот сборник носит название Ветхий Завет. В «Шмот Рабба 3» (Исход, глава 3) сказано о том, что Всевышний иногда называется:

  • Богом: когда судит свои творения;
  • Господом Воинств: когда идет войной против приступающих;
  • Богом Всемогущим: когда взыскивает за грехи человека (Саваоф);
  • а-Шем (непроизносимое имя бога в иудаизме, состоящее из 4 букв): когда милует Мир.

А-Шем буквально переводится как «имя». Это эвфемизм, который используется вместо имени Адонай и Элохим. Обычно используется не во время религиозных служений или молитв.

Таким образом, все имена Всевышнего описывают его деяния, но не его самого. То есть его имена значат лишь то, как, с какой стороны он открывается людям.

Читать еще:  Факты о знаках зодиака. Мифы и правда о знаках зодиака

Шем а-Эцем

Несмотря на то что все раввины сходятся во мнении, что нельзя произносить имя бога всуе, в священных книгах все же есть одно собственное имя бога. Шем а-Эцем. Но и это имя не определяет сущности Всевышнего. Это имя из четырех букв Йуд-Кей-Вав-Кей (Вечносущий).

Это имя лишь указывает на одно из качеств Всевышнего. А именно, что он существует извечно и никогда не меняется. Это имя указывает на яркое различие между Всевышним и его Творением. Любое творение существует потому, что на то была его воля, но сам он не зависит ни от кого и ни от чего, существовал всегда и будет всегда существовать.

Из уважения к этому четырехбуквенному имени его не произносят так, как оно написано. Вместо этого иудеи называют Всевышнего Адой-ной (Господь). В «Шмот Рабба» указано, что еврейский бог не оставит безнаказанным того, кто произносит вслух его имя напрасно. Кроме этого, древние иудеи не могли допустить, чтобы язычники услышали имя их бога, так как оно могло быть осквернено.

Эль, Шаддай и Шалом

Еврейский бог имеет множество названий. Например, древнейшим семитским обозначением бога было «имя» Эль. Оно соответствует арабскому Эль, аккадскому Илу, ханаанейскому Иль (Эль). Этот термин, скорее всего, возник из корня yl или wl, который означать «быть всемогущим». В ханаанском пантеоне Эль — глава всех богов. В Библии Эль часто выступает как имя нарицательное и ему часто предшествует какой-то определенный артикль, например ha-Эль «этот Бог». Иногда к Эль добавляется какой-то эпитет, например: Эль элион — Всевышний или Эль олам — Вечный бог. Эль-Шаддай, или более простая форма Шаддай означает «Бог Всемогущий».

Приветственное слово «Шалом», которое означает «Мир», является одним из существующих эпитетов Бога. В Талмуде указано, что имя Бога есть «Мир».

Страх на страже веры

Кроме официально существующих запретов, есть еще и внутренние запреты. После Вавилонской истории у евреев появился суеверный страх, именно поэтому имя бога в индуизме не произносится. Иудеи опасаются, что, произнося его имя, могут ненароком оскорбить его и навлечь на себя гнев божий.

Древние египтяне также оказали влияние на формирование верований иудеев. В мифологии египтян сказано, что знающий имя того или иного божества может влиять на него при помощи магических практик. Имя бога в иудаизме скрывалось с древних времен. Однако запрет на произношение образовался не сразу. Он формировался на протяжении долгого времени. Иудеи очень боялись, что язычники услышат имя Иеговы и смогут навредить им. Из этого страха родилось магическое учение, связанное с произношением имен. Это Каббала.

Известные философы древности Филон и Флавий утверждали, что тот, кто произносит имя Иеговы зря и не вовремя, достойны смерти. Странно, что в те времена Иудея была под властью Рима и привести в исполнение смертный приговор было бы противозаконно.

Имя бога и Каббала

В Каббале указано 72 имени бога. Это 72 комбинации букв из 14 главы «Шмот Рабба». 72 способа стать подобным богу. Эти комбинации способны воздействовать на реальность.

Абракадабра какая-то? Не совсем. И кстати, это выражение из иврита и точнее звучит как «Абра Кедабра», что означает «Я Творю, как говорю». Но истинное имя бога в иудаизме не указывается даже в каббале.

Источники:

http://toldot.ru/urava/ask/urava_5809.html
http://suharewa.ru/pochemu-evrei-ne-proiznosyat-imya-boga/
http://fb.ru/article/395704/imya-boga-v-iudaizme-pochemu-ego-nelzya-proiznosit

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector