Еврейские поселения, и с чем их едят. Жизнь за чертой

Черта оседлости

В Тему

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Черта оседлости — так назывались территории Российской империи, за границами которых евреям было запрещено постоянное проживание (полное название — «Черта постоянной еврейской оседлости» или «черта постоянного жительства евреев»). Сегодня большая часть этих земель находится в пределах современных Украины, Беларуси, Литвы, Польши. Запрет евреям проживать за чертой оседлости был введен в конце XVIII в. Екатериной II и официально действовал вплоть до Февральской революции 1917 г. Исключение в разное время делалось для нескольких категорий граждан, как то: купцы I-ой гильдии (с 1859 г.); приписанные к ремесленным цехам; горские и бухарские евреи; некоторые другие категории.

Именно в границах черты оседлости окончательно оформилась та уникальная еврейская культура быта, непременные символы которой — язык идиш, клезмерская музыка и еврейское местечко, и которую воспели в своих произведениях выходцы из черты оседлости Ю.Пэн, М. Шагал, Шолом-Алейхем и другие. Но самое главное — именно здесь находились духовные центры еврейского народа — центры Торы, как, например, знаменитые ешивы Воложина и Мира; именно в черте оседлости родились и возмужали многие духовные лидеры еврейского народа, такие, как Хафец Хаим, Альтер ребе, раби Й.-Д. Соловейчик из Бриска, раби Нахман из Браслава и многие другие.

Оглавление

История черты оседлости [↑]

Уже несколько веков евреи проживали в Речи Посполитой. Во второй половине XVIII в. Польско-Литовское государство в три этапа было разделено между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Обширные земли, на которых проживали сотни тысяч евреев, отошли к Российской империи. В 1791 году Екатерина II выпустила указ, который определял те области и города, в которых евреям было дозволено проживать и торговать.

В черту оседлости входили мелкие города и поселки городского типа — т.н. «местечки», а проживание в сельской местности и владение землей, даже в границах оседлости, запрещалось. Некоторые крупные города в разное время также исключались из черты оседлости. В большинстве районов Киева, например, селиться было запрещено.

Неприкрытая юдофобская политика как центральных, так и местных властей, частые погромы, всяческие ограничения в правах, увеличенные чуть ли не вдвое по сравнению с обычными гражданами налоги и подати — вот примерная картина тех ущемлений, которые претерпевали евреи в черте оседлости. Через некоторое время к этому добавилась рекрутская повинность — юных еврейских мальчиков забирали в кантонисты, отрывая из от семьи, от общины и от иудаизма. Повсеместная нищета среди евреев стала привычным делом.

В эпоху Александра II, стали приниматься законы, постепенно облегчающие жизнь еврейских городов и местечек. Не сразу, шаг за шагом, было дозволено селиться за чертой крупным купцам, евреям с высшим образованием, врачам. Однако после убийства императора его сын, Александр III, прекратил либерализацию. Во-первых, в числе революционных движений уже тогда было немало евреев, а во-вторых, сам император и его окружение придерживались антиеврейских взглядов.

Революция 1905-1907 гг. коренным образом ситуацию не изменила. С одной стороны, с переменным успехом стали приниматься чуть более либеральные законы, с другой стороны — набирали силу «черносотенцы» и подобные им партии, в обществе обострился антисемитизм, участились погромы, которые иногда — при попустительстве властей — принимали просто ужасающий масштаб. В 1911 году началось знаменитое дело Бейлиса. С началом Первой мировой войны не редки стали бездоказательные обвинения евреев в шпионаже и измене, что опять-таки приводило к погромам и казням.

Лишь в 1917 году, после Февральской революции в России, Временное правительство отменило все ограничения.

Местечко и духовная жизнь народа [↑]

Несмотря на нищету и погромы, этот период дал огромный импульс развитию еврейской общины и духовной жизни. Феномен местечка способствовал сплоченности людей и взаимопомощи среди евреев.

В Торе есть повеление — «кдошим тихйу», что можно перевести как «Святы будьте». Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара — правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.

Евреи испокон веков стремились ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.

Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара, существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.

Читать еще:  Операция: к чему снится сон. К чему снится, что мой парень делает мне предложение: девичий сонник

К сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации, так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.

Еврейское местечко несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации.

И хотя с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы — сейчас наблюдается расцвет, но с точки зрения качества — ситуация оставляет желать лучшего.

В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в ешиве, не могут похвастаться такими успехами.

Раньше простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина, и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет.

Как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.

Так называемая «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» — свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

Раскрывая понятие советской еврейской кухни

При коммунизме советские евреи ели плов, свиные сосиски и селедку под шубой. Но правильно ли называть эти блюда «еврейской пищей»?

Несколько лет назад, во время визита в Эдмонтон, где я росла, я устроила «советский ужин» для группы евреев, эмигрировавших из СССР в 1970-х годах. После того, как приглашения были разосланы, в меня полетели шутки про «сосиски» и «картошку». У моих гостей прямо-таки слюнки текли при одной мысли об этих простых блюдах из детства, хотя на тот момент они вот уже почти три десятилетия были гражданами Канады.

Но разве такой должна быть еврейская ностальгия по еде? Для большинства евреев употребление в пищу свинины является грехом, а советские евреи ели свиные сосиски каждый день. Подобные воспоминания точно отражают разницу между советскими евреями и другими еврейскими общинами: когда в 1990-х годах началась массовая иммиграция в Северную Америку, поедающий свинину советский еврей стал одной из причин, вызвавших разочарование и сложности в интеграции между двумя общинами (или ее отсутствия).

Если вы — североамериканский еврей определенного образца, родственники которого приехали из России около ста лет назад, такие русские блюда, как борщ, сельдь, голубцы и черный хлеб являются для вас «еврейской пищей». Будучи советской русскоязычной еврейкой более позднего образца, я выросла на той же еде, но называть ее еврейской считаю неправильным; это часть моего советско-росссийского наследия. Когда я хочу приготовить знаковые блюда вроде борща или малосольных огурцов, то обращаюсь к российским и советским поваренным книгам; мне и в голову не придет открывать еврейские, хотя их у меня предостаточно. Лично я вышеозначенные русские блюда еврейскими не считаю.

В то же время, приехавшие в Северную Америку в последние десятилетия советские евреи питались такими продуктами советской кухни, о которых предыдущие поколения иммигрантов ничего не знали, хотя наши прабабушки и прадедушки родом из тех же самых мест.

Как такое могло случиться? После 70 лет коммунизма советская еда стала отдельной ветвью русской (и украинской) кухни, появившейся после того, как более ранние поколения переселенцев уже покинули страну. То, что красовалось на столах советских евреев, было уникальным историческим продуктом советской продовольственной политики, широко применявшейся ко всем гражданам, а также антиеврейской политики, которая лишила сообщество всех религиозных знаний. (Были исключения, но среднестатистический советский еврей существовал отдельно от понимания еврейских кулинарных правил.)

В первые десятилетия еврейская культура, поощряемая властями, процветала. В своей книге «Советское и кошерное» профессор еврейской культуры и литературы Анна Штерншис описывает первое постреволюционное поколение как переходное, в рамках которого такие культурные элементы, как театр и песни открыто использовались для продвижения советских идеалов и отвержения устаревших религиозных элементов иудаизма. Многие евреи оптимистично восприняли новое мировоззрение, радостно отвергая религиозность собственных предков. Война ослабила эти связи еще сильнее: евреи были либо эвакуированы и призваны на службу, либо убиты нацистами, особенно в украинских частях страны. Затем к этому добавился растущий антисемитизм Сталина, и в течение нескольких лет исчезла как еврейская культура, так и жизнь еврейских поселений, оставив лишь ассимилированных городских евреев, чье чувство идентичности определялось антисемитизмом. Эти евреи ели ту же еду, что и их соседи — зачастую готовя на общих кухнях коммунальных квартир, — и стояли в тех же утомительных продуктовых очередях. Позже они же иммигрировали в Северную Америку. Мы уникальны среди еврейских общин и не отделялись от соседей-неевреев по пищевому признаку.

На продовольственном фронте Советы стремились укрепить национальную идентичность и стереть с лица земли следы буржуазного упадка, поэтому неудивительно, что содержимое желудка рабочего человека подлежало пристальному контролю. Трудно определить как степень регулирования правительством всех аспектов советского питания и сельского хозяйства, так и влияние хронического дефицита на процесс изменения и развития блюд. Основные моменты включают издание «Книг о вкусной и здоровой пище» (которые Аня фон Бремзен окрестила «тоталитарными радостями кулинарии»), вездесущие подвластные государству столовые с рыбными четвергами и ГОСТ, а также строгие технические стандарты, которым подчинялись как столовые, так и пищевые заводы. В советское время некоторые традиционные русские блюда были переименованы с целью сокрытия своих характерных для эпохи самодержавия корней (так, «фрикадельки по-казачьи» стали» фрикадельками с рисом«), а другие — адаптированы, поскольку необходимых ингредиентов попросту не существовало (одним из самых известных примеров стала замена оранжевых украшений из раков морковью в салате Оливье).

Читать еще:  Что ожидает козу в году. Дружба: Стабильность и общение

Кроме того, советское видение мирового господства означало, что даже несмотря на то, что еда стала весьма стандартизированной, она была также на удивление многонациональной, поскольку определение характерной советской еды распространилось даже в наиболее дальние уголки империи. Поэтому в советских столовых кисло-сладкие вкусы и ароматы, характерные для Грузии, прекрасно уживались с тяжелыми политыми сметаной сибирскими пельменями. Да и сегодня во многих русских ресторанах подают блюда классической русской, украинской, еврейской, кавказской и среднеазиатской кухонь. Называйте это оригинальной фьюжн-кухней.

С учетом всего вышеизложенного, представляется, что еврейские женщины, сталкивавшиеся с бесконечными хлопотами, чтобы накормить всю семью, не имели бы возможности считаться с правилами кашрута, даже если бы их еще помнили. Если, когда вы, наконец, отстаивали очередь, вам вручали докторскую колбасу, которая вкуснее всего класть на намазанный маслом черный хлеб, так тому и быть. На ум приходит еще один образ — образ уличных автоматов с напитками, где на всех был всего один стакан (не волнуйтесь, между использованиями его ополаскивали). Превосходный символ коллективного идеализма, который стирает все границы пищевых предпочтений.

Контекст

Во всем опять виноваты евреи?

Почему у советских евреев есть «рождественские» елки

Советская кухня в гастропабе Бруклина

Вчера — евреи, сегодня — геи, кто дальше?

Я хочу вернуться в СССР

Евреи-нацисты на Украине

Так что же можно найти на советско-еврейском столе? В список входят бесчисленные закуски, салаты, супы, первые блюда и десерты. Наши столы ломятся от знакомой всем селедки, копченой рыбы, соленых огурцов, гречки и холодца. Вот некоторые, хотя и не все, из моих любимых блюд, встречающихся на советско-еврейских кухнях по всей Северной Америке.

Селедка под шубой

Представьте себе слоеное блюдо из сельди, лука, картофеля, сваренных вкрутую яиц, измельченной моркови и свеклы — все полито майонезом. Уникальное советское изобретение. Подавать лучше всего с водкой.

Салат Оливье

Русский картофельный салат, который можно есть как из повседневной посуды, так и из праздничных хрустальных салатниц. Он появился в 1860-х годах и имел другие ингредиенты, но столкнувшись с продовольственным дефицитом, превратился в полюбившуюся всем заправленную майонезом бурду из вареного мяса, горошка, картофеля, яиц и соленых огурцов.

Винегрет

Будучи еще одним примером наследия царской эпохи, выжившим под катком советского режима, винегрет представляет собой яркий фиолетовый салат из вареных овощей (свеклы, картофеля, моркови), соленых огурцов и квашеной капусты. Его название является транслитерацией французского названия заправки для салатов и напоминанием о влиянии Франции на русский двор.

Харчо

Традиционный грузинский говяжий суп с помидорами, грецкими орехами, хмели-сунели (смесь грузинских специй), тамариндами и рисом. В советских столовых это самостоятельное блюдо в лучших российских суповых традициях подавалось всегда.

Солянка

Чрезвычайно популярный кислый суп (мой личный фаворит), который готовят из рыбы или мяса, а также капусты, помидоров, соленых огурцов, каперсов и оливок.

Котлеты

Как минимум раз в неделю на столе должны появляться эти овальные пирожки из фарша, которые следует пожарить и подать, например, с гречкой. Любимое детское блюдо.

Плов

Национальная гордость Узбекистана и Таджикистана — рисовый плов с бараниной, морковью, луком, зирой и паприкой, который до сих пор приводит в восторг многих советско-еврейских эмигрантов. Стоит отметить, что у бухарских евреев есть своя, слегка отличающаяся от оригинала версия данного блюда.

Но действительно ли эти блюда можно считать поистине еврейскими только потому, что их едят советские еврейские эмигранты? Мы едим суп с фрикадельками из мацы и фаршированную рыбу, но это традиции, принятые в Северной Америке наряду с зажиганием свечей в шаббат или приготовлением драников. Другие семьи подают селедку под шубой, придавая шаббату праздничную атмосферу, или готовят вегетарианский Оливье на Песах. Многие блюда можно легко приспособить к новым традициям кашрута. (К счастью, любимый всеми советскими людьми майонез относится к парве — продуктам, разрешенным к употреблению в пищу как с мясными, так и с молочными продуктами.)

Можно не беспокоиться о соблюдении несуществующих традиций шаббата времен наших бабушек. Так что да, в моем доме на шаббат часто едят пиццу. Но это также оставляет открытым вопрос о том, куда же вписывается мое кулинарное наследие: где заканчивается советское и начинается еврейское.

Если история более ранних миграционных волн является хоть сколько-нибудь показательной, то ответ на вопрос «что есть советско-еврейская еда?» еще предстоит найти. Мы считаем еврейскими многие блюда, которые евреи просто едят или адаптируют к своим ритуальным законам, а в будущем они возовут ностальгию в сердцах наших детей и внуков.

«Советский» стол еще не означает «еврейский». Это плод определенной эпохи и места, откуда мы бежали, но вкус которого невозможно забыть. Вполне естественно обращаться к знакомым советским рецептам при подготовке к торжествам и праздникам. Особенно это касается первого поколения, которое ныне воспитывает своих североамериканских детей. Вкусы детства всегда приятны и безопасны, чего не скажешь о нашей истории и семейных преданиях. Дети начинают лопать пирожки задолго до того, как узнаЮт о репрессиях и гулагах. Блюда также раскрывают важную часть нашей истории — о выживании и усилиях наших матерей и бабушек с целью сохранения семей в целости и сытости, будь то «охота» за тушенкой или многочасовое ожидание в пекарне ради обожаемого Киевского торта. Как бы там ни было, советская еда является нашим еврейским наследием.

Читать еще:  Винкс антагонисты. Феи винкс из школы волшебниц

Леа Зельцерман — писательница из Торонто, специализирующаяся на вопросах советско-еврейской иммиграции. Издает «Советский самовар», ежемесячный сборник русско-еврейских новостей, культурных и иных событий.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Палестина. Часть I. Жизнь за колючей проволокой


Город и гетто. Я хочу, чтобы вы увидели разницу. И поняли, что наивно надеяться победить Британию с помощью терроризма. Вы должны знать своего врага: это не люди, а сама Британия, и именно против нее вы должны вести войну!

Палестина это такое полувиртуальное государство, которое хочет много, но не имеет ничего. Вся территория Палестины делится на три части, две из них оккупированы Израилем (полностью либо частично) и только одна находится как бы под контролем властей Палестины. Эта часть состоит из нескольких крупных городов, в то время как дороги большей частью контролируются Израилем. Более того, в государстве Палестина де-факто два правительства, одно в Рамалле, а второе — в Секторе Газа. До такой жизни палестинцы дошли после череды былинных провалов в войнах против евреев, так что теперь евреи могут нагло строить свои поселения посреди арабских городов и слать мнение палестинцев лесом. Суровый и жестокий мир в который раз показывает, что разговоры о «правах человека» и «самоопределении» — удел романтиков и идейных революционеров. Евреи же при этом могут ехидно замечать, что даже под проклятущей оккупацией палестинцы живут получше, чем иные арабы в свободных арабских государствах.

Что препятствует миру на Ближнем Востоке? Главная проблема — переселение. С одной стороны, арабы, изгнанные с территории Израиля, захотят получить свои дома назад. С другой стороны, тысячи евреев живут в так называемых еврейских поселениях в Палестине, и уезжать они тоже не горят желанием. Я посмотрел на еврейские поселения и в упор не понимаю, что заставляет их там жить. Какое удовольствие жить в маленьком городке за десятью стенами с колючей проволокой, ездить везде с вооруженной охраной и провоцировать ненависть миллионов арабов, живущих вокруг? Но это все с точки зрения адекватного человека. Этих же ребят адекватными назвать сложно.

Самое большое зло и источник значительной части проблем в мире — религия. Религиозные фанатики невменяемы, они не понимают никаких аргументов и готовы ради своей священной коровы на любые сумасшедшие жертвы. Посмотрите на большое здание слева. Это так называемая «Могила Патриархов», место где похоронены Адам и Ева. Нормальный человек, узнав это, посмеется над забавной мистификацией, но религиозный фанатик отреагирует не так: «ААААААААААА ЭТО ВЕЛИКОЕ ЧУДО БОЖИЕ ВСЕМ СРОЧНО МОЛИТЬСЯ! ДА КАК ЭТИ ГРЯЗНЫЕ ЧУРКИ СМЕЮТ ЖИТЬ ВОКРУГ НАШЕЙ СВЯТЫНИ! ВЫКИНУТЬ ИХ ОТТУДА. «

Ну и что, что тут полно народу?

Мы их отгородим заборчиком.

Часть просто выкинем подальше, чтобы не мешались, создадим себе зону отчуждения.

Грязные макаки пусть теперь ходят по верху.

А по дороге мы будем ездить в нашу «святыню», как короли.

Кто выйдет на дорогу — солдаты в них будут стрелять, чтобы защитить наш покой.

Ничего, что нас тысяча, а их миллион. Поставим побольше снайперов, и до нас не дотянутся.

Ведь это так приятно, когда ты сидишь и молишься своей «святыне», а умирать за тебя пойдут солдаты.

Когда шла Вторая Интифада в начале 2000-х, в новостях постоянно рассказывали про столкновения в Хевроне. Тогда новости про Израиль всех задолбали, и я за ними внимательно не следил. Война на самом деле была где-то вот здесь.

Сейчас за стеной большой лагерь палестинских беженцев.

Условия жизни, конечно, так себе, но я представлял себе «лагерь беженцев» как нечто гораздо более мрачное.

На данный момент в Палестине сохраняется статус-кво. Был в Израиле один очень сильный политик, Ариэль Шарон, он волевым решением снес все поселения в Секторе Газа, оставив тамошних любителей джихада вариться в собственном соку. И то негодование фанатиков было огромным, а преодолеть радикально-сионистское лобби, чтобы снести поселения на Западном Берегу, умеренные израильские политики не в состоянии. По сути проблему консервируют. Евреи для удобства обороны построили вокруг Палестины стену, арабы по мере сил обстреливают ближайшие города самодельными ракетами «Кассам». Теракты происходят значительно реже, чем году в 2003, так что Израиль сошел с передовиц новостей.

Но может ли это продолжаться бесконечно?

Сейчас я скажу горькую для всех борцов за свободу и кухонных антисемитов правду.

Дело в том, что палестинцы явно склонные винить во всех своих бедах масонов, пиндосов, рептилоидов и конечно клятых жидов, в общем, кого угодно, кроме себя.

И даже если вдруг по мановению волшебной палочки оккупанты исчезнут и в Палестину придет свобода, это всего лишь оставит без работы еще больше народу.

Нынешнему правительству Палестины независимость не нужна, ведь так приятно пилить сразу и гранты от США/ООН, и материальную помощь от Израиля.

Да и обычных людей перспектива начать ворочать мешки вряд ли привлекает.

Зачем работать, когда можно сделать грустное лицо и попросить денег?

Зачем стараться, ведь это нехорошие евреи тебе нассали под дверь?

Зачем убирать мусор, пусть это сделают жидорептилоидные оккупанты!

Мне кажется, палестинцы и русские — родственные души.

Источники:

http://toldot.ru/chertaOsedlosti.html
http://inosmi.ru/social/20180422/242004829.html
http://juan.livejournal.com/326753.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector