Евреи ашкенази и другие. Ашкеназы

Евреи ашкенази и другие. Ашкеназы

О том, что еврейский народ состоит из двух основных ветвей, известно едва ли не каждому образованному человеку. Но вот дальше, как они образовались, в каких местах проживали, на каком языке общались между собой, для большинства людей является загадкой. А ведь эта страница еврейской истории очень интересна, и ее изучение позволяет сделать массу открытий. В данном случае разговор пойдет об ашкеназах – субэтнической группе, сформировавшейся на территории Центральной Европы.

Общая информация

Сейчас ашкеназы составляют 4/5 от еврейского населения планеты. Если брать по отдельным ее регионам, то величина эта может варьироваться в значительных пределах: в Израиле их около 50%, а в США их число значительно превышает 80-процентный уровень. На протяжении столетий языком общения ашкеназов являлся идиш – язык, сформировавшийся в Германии в период раннего Средневековья и принадлежащий к индоевропейской языковой семье. Впервые это название начало встречаться в документальных источниках, относящихся к XIV веку.

Происхождение термина

С относительно происхождения термина «ашкеназ» существует несколько версий. По одной из них – это семитское обозначение земель, на которых в древности расселялись германские племена. А это граничащие между собой северные территории Франции и юго-запад современной Германии. Появившиеся здесь в раннем Средневековье евреи стали именоваться ашкеназим.

Но существуют и более оригинальные версии. К примеру, арабским названием Скандинавии, а в обобщенном плане всех стран Северной Европы, является выражение «Ас-Скандз». Его искаженную версию некоторые аналитики и принимают за топоним «ашкеназ». Есть еще и отсылка к библейским источникам. Так один из правнуков легендарного Ноя, внук его сына Яфета, носил имя Ашкеназ (Аскеназ). Ему и его потомкам были переданы для расселения некие северные земли, к которым аналитики и относят отдельные регионы нынешней Германии.

Есть и еще одна интересная версия происхождения данного термина. По ней понятие «ашкеназ» соответствует ассирийскому названию скифов, читаемых согласно клинописным табличкам как «ашкуза». Данная версия дала повод некоторым исследователям поселить первых ашкеназов на земли нынешней Центральной Украины, на которых некогда располагался Хазарский каганат. Они считают, что хазары – ни кто иной, как иудеи, из которых и вышли европейские ашкеназы.

Рейнская теория

Главенствующей версией все же является вариант, получивший название Рейнская теория. Согласно ей после разгрома римлянами в I веке Иудеи и высылке оттуда евреев на территорию метрополии, они немедленно начали расселяться по регионам империи. Очень скоро первые еврейские общины появились в Галлии, образовав группу романиотов. По мере расширения Римской империи на север, туда продвигались и евреи. Известно, что в 321 году еврейская община уже существовала в Кельне. Но пока еще их нельзя было назвать ашкеназами в полном смысле этого слова, ведь к тому моменту везде главенствовала латынь как основной язык Римской империи.

Толчком к переходу на новый язык стало изгнание в VII веке евреев из французской Галлии королем Дагобертом I. Им ничего не оставалось делать, как форсировать Рейн, чтобы осесть на германских землях. С этого момента появление ашкеназов стало только вопросом времени. Их праотцом стал некий Ицхак, живший при короле франков Карле Великом в городе Ахен. По поручению Карла Великого он организовал посольство к халифу Гаруну аль-Рашиду, и судя по всему, успешно.

Получив после данного мероприятия определенные преференции, евреи стали беспрепятственно расселяться вдоль берегов Рейна. Уже в 960 году в Майнце существовала крупная еврейская община, в которой впоследствии служил раввином Гершом бен Иегуда, прозванный Меора-Гола за то, что занимался выработкой новых общинных установлений. Ему, кстати, приписывают запрещение многоженства среди евреев. Помимо Майнца заметные еврейские общины располагались в германских городах Вормсе, Трире, Шпеере, Страсбурге.

Примерно к этому моменту язык германцев полностью вытеснил из общения латынь. Взяв за основу средненемецкие диалекты, добавив в разговорный язык части речи итальянских евреев, мигрировавших на север с Апеннинского полуострова, местные евреи создали идиш. В дальнейшем, по мере продвижения евреев на Восток, он пополнялся славянизмами. Этот факт, кстати, полностью разбивает теорию хазарской гипотезы, но в идише слова тюркоязычного происхождения, которыми пользовались хазары, практически отсутствуют.

Великое переселение евреев на Восток

Начиная с XI века, в Западной Европе стал отмечаться рост напряженности в отношениях между местным населением и евреями. Этому способствовали Крестовые походы на Святую землю и целая череда эпидемий смертельных болезней, буквально выкашивавших жителей европейских стран. Для еврейской части населения, в силу ряда причин меньше страдавших от заболеваний, власти начали создавать невыносимые условия жизни. Они требовать наносить на одежду отличительные знаки, селиться в строго отведенных местах и даже вообще изгоняли иудеев из своих стран.

В XIII ст. давление на еврейскую диаспору в странах Западной Европы достигло максимума. Людям ничего не оставалось делать, как искать для себя нового покровителя, каковой, к счастью, быстро отыскался в лице польского короля Болеслава. В 1264 году он подписал грамоту, защищавшую права евреев на подвластных ему землях. Последующие правители Польши расширили для лиц еврейской национальности список привилегий, поэтому иудеи массово потянулись в королевство.

На некоторый период времени для евреев в Польше сложились буквально тепличные условия, благодаря которым их численность непрерывно росла, спустя 300 лет достигнув уровня 10% населения от всего королевства. В XVI веке в Польше собралось до 80% от всего мирового еврейства, в то время как в остальных странах Западной Европы их из-за различных репрессивных мер практически не осталось. Чувствуя себя в Польше абсолютно свободно, по мере расширения страны на восток, иудеи начали проникать в русские земли, населенные православным населением.

Везде они организовывали собственные общины, которые на востоке страны превратились в своеобразную прослойку между православным населением и польским дворянством. Евреями контролировалась практически вся торговля на восточных землях, а часто даже работа церковных служб. Подобная ситуация абсолютно не устраивала православную часть польских граждан, считавших себя русскими. Начался рост напряжения, в XVII веке вылившийся в череду кровопролитных конфликтов.

Лидеры местного казачества начали бороться за расширение своих привилегий. В большинстве случаев это выражалось в убийстве католического и иудейского населения в городках и селах восточных регионов. Данная ситуация достигла пика в середине XVII века в период восстания под управлением казачьего атамана Богдана Хмельницкого. Это привело к тому, что евреи-ашкеназы потянулись на юг в Османскую империю и на запад в более спокойные страны Европы, образовав там свои диаспоры. Положительным фактором для евреев послужило то, что после череды войн в европейских странах сильно уменьшилось количество собственного населения, и прибывавшие туда с востока евреи стали вполне желанными переселенцами.

Читать еще:  Огненный гороскоп. Знаки Зодиака по стихиям — Гороскоп

С тех пор вплоть до середины ХХ столетия для евреев наступило относительно спокойное время. Катастрофа для ашкеназов произошла в 1930-1940-х годах, когда пришедшие в Германии к власти нацисты начали целенаправленно уничтожать еврейское население. Подобная ситуация стала решающим толчком к появлению на карте мира еврейского государства Израиль, ставшее залогом сохранения нации и ее дальнейшего процветания.

Еврейский вопрос. Разберемся, кто такие ашкеназы и сефарды

Как ашкеназы, так и сефарды являются двумя европейскими еврейскими группами. Они составляют подавляющее большинство евреев в Европе и Америке, да и собственно в Израиле их большинство. Другие еврейские группы значительно меньше в целом по численности.

История

Евреи прибыли в Европу во времена Римской Империи, поселившись в сначала в Греции и Италии. В Средние века большинство из них расселилось по Европе.

Евреи-ашкеназы – это те, кто поселился в Германии, Франции и Англии, откуда они были изгнаны в Восточную Европу. Позже западноевропейские страны разрешили им вернуться, но основная часть их населения осталась в Польше, Литве, Украине и Румынии.

Евреи-сефарды – это те, кто поселился в христианских и мусульманских странах на Иберийском полуострове. Гонения вынудили сефардов переселиться на другие берега Средиземноморского бассейна, наиболее заметные колонии образовались в Турции, Греции, Марокко и Алжире. Небольшая группа переехала в Нидерланды, Италию и Англию, а некоторые из них были первыми евреями, прибывшими в американские колонии Англии.

Нищета и гонения, Холокост и нетерпимость мусульманских стран после раздела Палестины заставили большинство обеих еврейских групп массово мигрировать из большинства упомянутых стран.

Религия

Обе группы имеют незначительные различия. Тем не менее ашкеназы свой иудаизм, в результате его более длительных отношений с окружающими европейскими народами, исповедают не так консервативно, в отличии от ортодоксального хасидского варианта. Сефардский иудаизм более ортодоксальный.

Хотя иврит был религиозным языком для обеих общин, но они в быту использовали разные языки. Ашкеназы говорили на идиш, в то время как сефарды говорили на ладино. Они являются средневековыми диалектами немецкого и испанского соответственно, с заимствованными словами из иврита и языков окружающих народов.

Генетика

В результате эндогамии и изоляции от окружающих народов обе группы генетически очень тесно связаны. Они в основном происходят от людей, которые жили в Леванте в древние времена со значительной примесью южноевропейцев.

Культура

Восточноевропейские ашкеназы часто жили в небольших местечках, где они были изолированы от своих христианских соседей и развивали еврейскую литературу, свою музыку и многие другие уникальные культурные черты.

В Северной Африке и османской империи сефарды, хотя и были вынуждены жить в еврейских кварталах (называемых” меллах “на арабском языке и” джудерия ” на испанском языке), но имели более свободный контакт со своими христианскими и мусульманскими соседями. Сефарды не создали уникального музыкального стиля, но есть народные песни на ладино, которые своей лирикой восходят к средневековой Испании.

Европейские евреи, как ашкеназы, так и сефарды, жили в большей интеграции со своими “титульными” соседями и считали себя во многом, например- немцами, венграми, но только другой веры.

Несефардские средиземноморские и ближневосточные евреи

Многие называют сефардом каждого еврея из Средиземноморья, Ближнего Востока или не ашкеназа, что не правильно.

Все страны, принявшие сефардов с Иберийского полуострова, имели уже в то время еврейские общины, так как они существовали в Южной Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке с древних времен.

Евреи родом из Италии и Греции, которые жили там до прихода сефардов и ашкеназов, называются соответственно итальяним и романиоты. Евреи из мусульманского мира, которые не были потомками тех, кто прибыл из Испании и Португалии, называются мизрахим, но это обобщенный термин, и внутри этой группы нет культурного и исторического единства, там много самых разных субгрупп.

Отношения

В прошлом, как это происходит и сегодня, еврейские группы разного происхождения пересекались. Сефарды и мизрахим встретились в Северной Африке и Леванте. Сефарды и ашкеназы пересеклись в городах Западной Европы и восточного побережья США.

Каждый раз, когда это происходило, каждая группа проявляла снобизм и дискриминационное отношение к другой группе, поэтому, хотя у них был контакты, но каждая из них придерживалась своей собственной общины. Это происходило даже внутри каждой еврейской группы, так в случае с ашкеназами были различия между екками (немецкими, австрийскими и венгерскими евреями), литваками (из Литвы и Северной Польши) и галицийцами (Южная Польша и Украина).

Сегодня большинство евреев живут в США и Израиле, со значительными общинами в Канаде, Западной Европе, Латинской Америке и еще нескольких странах. Ашкеназы составляют около 80% евреев во всем мире и преобладают во всех странах, кроме Франции и Израиля, где сефарды и мизрахи составляют половину еврейского населения.

Евреи из разных групп все чаще вступают в браки друг с другом. Хотя по-прежнему существуют отдельные общины, их ашкеназская/сефардская/мизрахская идентичность уступает место новой общееврейской.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, тут интересно!

Евреи ашкенази и другие. Ашкеназы

Последние 1000 лет еврейский народ в основном был разделен на две категории: ашкеназы и сефарды. В классическом понимании современные ашкеназы – это идишеговорящие евреи и их потомки. А сефарды произошли от евреев, живших на Иберийском (Пиренейском) полуострове и в арабских землях.

Хотя между этими двумя группами существуют значительные различия в культуре, языке, генетике и нюансах религиозных обрядов, общего между ними намного больше, чем того, что разнит. Таким образом, сефард из Марокко и ашкеназ из Москвы обязательно найдут общий язык, во-первых, в буквальном смысле – и это, конечно же, иврит, а кроме того, в соблюдении заповедей и в том, что касается молитв, идентичных на 95%.

Откуда появились сефарды
Сфарад – ивритское название Испании. Так еврейский народ, живший в Испании и на Иберийском полуострове, стал известен как сефарды. Самые ранние свидетельства о еврейских поселениях в Испании относятся к III веку, но возможно, евреи жили там еще со времен Первого Храма. Например, известно, что сборщик налогов царя Шломо жил там до конца своей жизни.

Читать еще:  Еретиками католическая церковь называла. Борьба католической церкви с еретиками

В период правления мусульман евреи были, возможно, самой выдающейся еврейской общиной в мире. Из сефардов вышли великие знатоки Торы, ученые, финансисты и мыслители, чьи работы по сей день продолжают изучать. Это Ицхак Абарбанель, Рамбан, Рамбам и многие другие. Когда-то сефарды даже создали собственные языки, среди которых в наше время наиболее известен ладино – язык испанских евреев.

В 1492 году король и королева Испании Фердинанд и Изабелла, ревностные католики, изгнали всех евреев со своих земель. Надо сказать, это был не первый случай, когда евреев высылали из Испании. Разрешено было остаться только тем, кто согласится обратиться в католичество. Тогда многие испанские евреи переместились в Португалию, но и оттуда вскоре были изгнаны. Дальше путь лежал в Северную Африку и куда-то еще, где можно было обрести безопасное пристанище.

Во многих местах, от Амстердама до Алеппо, именно они стали доминирующей еврейской культурой в принявших их общинах. Это объясняет, почему евреи даже из очень далеких от Испании земель известны как «сфарадим». В более широком смысле сефардами называют не только беженцев из Испании и их потомков. Наиболее точный термин для определения евреев восточного происхождения, популярный в последние годы – эйдот а-Мизрах (общины Востока).

Происхождение ашкеназов
На эту тему есть множество легенд, но все же не совсем ясно, когда именно евреи начали заполнять долину Рейна и откуда они пришли. Детали богослужений и другие моменты указывают, что возможное место происхождения ашкеназов это все же Святая Земля. Начиная с X века, общины, наполнившие Францию и южную Германию, приобрели известность как жизненно важные центры еврейской жизни, отличающиеся глубиной знаний.

Ашкеназ – имя внука Йефета, сына Ноаха, далекого предка римлян, оно упомянуто в Торе. Возможно, из-за того, что район был частью Римской империи, с этим именем были связаны и сам регион, и его язык, и не еврейские жители тоже. Со временем евреи, проживавшие здесь, тоже стали известны как «ашкеназим».

Поскольку евреи страдали от кровавых крестовых походов, следовавших один за другим, публичного сожжения святых книг, резни и жестоких репрессий, они стали присматриваться к более гостеприимным землям на востоке Европы. И там жизнь ашкеназов уже стала налаживаться и процветать, а идиш – смесь иврита, арамейского, немецкого и других языков, стал доминирующим языком евреев Восточной Европы, пока глобальное зло – нацизм и коммунизм – не привело к гибели миллионов евреев и не подавило еврейскую идентичность миллионов выживших.

Ключевые различия между ашкеназами и сефардами
Хотя суть иудаизма одинакова для всех евреев, все же есть некоторые различия в традициях и соблюдении у ашкеназов и сефардов. Вот некоторые из наиболее выраженных и известных (в произвольном порядке):

В стандартном письменном ивритском алфавите 22 буквы и 12 огласовок, каждая со своим звуком. Но их произношение со временем претерпело изменения, и сефарды потеряли определенные нюансы между некоторыми из них, и ашкеназы тоже потеряли, но другие. Кроме того, на каждую группу влияли языки тех народов, среди которых евреи жили в разные времена. Таким образом, например, сефардский еврей будет называть субботний день Шабатом, а ашкеназ скорее всего скажет Шабес. хотя на иврите это одно и то же слово – שבת. Но что еще намного более важно, и ашкеназы, и сефарды соблюдают Шабат одинаковым образом.
Некоторые из блюд, которые обычно считаются «еврейскими» – фаршированная рыба, кишке, картофельный и макаронный кугель, кнейдлах, клецки и рубленая печень – все это ашкеназская кухня. У сефардов совсем другой набор предпочитаемых блюд. И, например, ашкеназы в субботу днем на вторую трапезу едят чолнт, а сефарды называют это блюдо хамин, добавляют в него много пряностей, специй и обязательно яйца. В чолнт яйца тоже кладут, но редко.
Большинство евреев сегодня говорит на английском или на современном иврите, ведь самая насыщенная еврейская жизнь именно в Америке и Израиле. Тем не менее, всего несколько поколений назад большинство ашкеназов – до Холокоста – говорили на идише, а сефарды – в основном на ладино, португальском или арабском. Это все еще можно проследить благодаря именам, которые дают детям. Сефарды могут назвать своих детей Фортуна или Сальваторе, что по сути испанские эквиваленты еврейских имен Мазаль и Йеошуа. А у ашкеназских детей довольно часто встречаются такие имена, как Голда или Велвел – идишские варианты слов «золото» и «волк».
Ашкеназы в синагогах хранят свои свитки Торы в бархатных чехлах с красивой вышивкой, которые снимают перед чтением недельной главы и необходимого отрывка в праздник. Большинство сефарадов хранит свитки в жестких металлических цилиндрах, которые можно просто открыть (а не снимать) для чтения.
За 40 дней до Йом Кипура, начиная с 1-го Элула, сефарды встают «в час утренней стражи» – время перед восходом солнца, чтобы прочитать покаянные молитвы слихот. Ашкеназы делают то же самое, но начинают позже – только с воскресенья той недели, на которую приходится Рош а-Шана.
В Песах, когда еда, содержащая хамец (закваску), строго запрещена, ашкеназы также не едят бобовые, рис, кукурузу и других продукты, так называемые китнийот. Большинство сефарадов не брали на себя эти устрожения и с удовольствием готовят рис, заранее тщательно проверенный на наличие зерен пшеницы, по особым праздничным рецептам.
Для каждого ашкеназа наивысший момент еврейского года – это чтение в синагоге Коль Нидрей вечером Йом Кипура вместе с кантором, и любой из них будет удивлен, узнав, что во многих сидурах сефарадов эта молитва вообще отсутствует. И, наоборот, у сефардов есть некоторые заветные молитвы – Хатану Лефанеха, Кэль Нора Алила и другие, которые не произносят ашкеназы.
У ашкеназов и у сефардов в центре молельного зала находится бима – стол для чтения Торы. Тем не менее, типичное устройство ашкеназской синагоги предполагает ряды скамеек или стульев, обращенных к передней части синагоги, где находится Арон а-Кодеш. А во многих сефардских синагогах все сидения расположены по периметру зала, чтобы все молящиеся были обращены к биме. Однако при чтении молитвы Амида сефарды все же поворачиваются в сторону Иерусалима.

Великие личности среди ашкеназов и сефардов
На протяжении многовековой истории среди ашкеназов и сефардов были тысячи великих раввинов, мудрецов и учителей Торы. Здесь мы перечислим некоторых из наиболее известных, кто непосредственно повлиял на развитие Алахической традиции в своих общинах.

Читать еще:  Чтение судьбы по руке. Правильная хиромантия: как научиться гадать по руке

Рабейну Гершом бен Йеуда (ашкеназ, 960-1040) – известен как «меор а-гола» – «светоч изгнания»; первый известный раввин из ашкеназов, он прославился своими постановлениями, в том числе запретами на чтение чужих писем и многоженство.

Риф (сефард, 1013-1103) – рабби Ицхак Альфаси уроженец Феса, Марокко, резюмировал весь Талмуд, выделив основные моменты и объяснив прежде неразрешимые вопросы.

Раши (ашкеназ, 1040-1105) – рабби Шломо Ицхаки стал главным комментатором Торы и Талмуда и лидером еврейской общины в Эльзасе-Лотарингии.

Рабейну Там (ашкеназ, 1100-1171) – рабби Яаков Там, внук Раши, был самым выдающимся из знатоков Торы, писавших Тосафот («Дополнения») – комментарии к Талмуду. Ему удалось избежать смерти от рук крестоносцев, тогда как многим из его современников, к сожалению, не посчастливилось выжить.

Рамбам (сефард, 1135-1204) – рабби Моше бен Маймон, или Маймонид, родился в Испании; возможно, это самый влиятельный учитель Торы за последние тысячелетия; будучи в Египте, много писал о еврейском праве, медицине, философии и еврейских убеждениях, в основном на арабском языке.

Рош (ашкеназ, 1250-1327) – рабби Ашер бен Йехиэль родился в Германии, прославился в Испании. В его известном алахическом комментарии к Талмуду есть много как из ашкеназов, так и из сефардов.

Тур (1275-1349) – рабби Яаков бен Ашер, сын Роша, опирался на учения своего отца, а также Рамбама и Рифа. В своем огромном труде «Арбаа турим» («Четыре башни») он сформулировал много постановлений и установил шаблон, на котором основывается Кодекс еврейского права. Именно по названию этой работы он стал известен как Тур.

Маариль (ашкеназ, 1360-1427) – рабби Яаков бар Моше а-Леви Мёллин написал множество респонсов, которые устанавливают обычаи ашкеназского еврейства, особенно в тех вопросах, которые касаются молитв и синагоги; долгое время был раввином в своем родном городе Майнц, в Германии, и основал там ешиву.

Бейт Йосеф (сефард, 1488-1575) – рабби Йосеф Каро автор Кодекса алахических предписаний Шулхан Арух; родился в Толедо незадолго до высылки евреев из Испании, жил в Сафеде в Израиле. Каббалист высокого уровня, он был признан сефардским еврейством высшим авторитетом в вопросах Алахи.

Рама (ашкеназ, 1525-1573) – рабби Моше Исерлес был раввином Кракова; написал алахические глоссы и толкования к Шулхан Аруху, добавив к этому постановления великих ашкеназских учителей, что позволило унифицировать этот текст для использования всей еврейской общиной. Основной его труд – Мапа.

Не все евреи ашкеназы или сефарды
Разумеется, люди редко вписываются в четкие рамки, которым пытаются соответствовать, поэтому многие культуры, которые ошибочно или ради удобства обобщения были отнесены к категории «сефарды», на самом деле таковыми не являются.

Взять хотя бы йеменских евреев, чья уникальная традиция еще древней и к Испании отношения не имеет. Персидские евреи говорят на иудео-фарси и прослеживают свою родословную от вавилонских изгнанников.

У евреев Италии и Греции тоже когда-то были процветающие культуры со своими особыми обычаями и языками, по-своему уникальными. Сегодня, кроме немногих и совсем небольших общин, их традиции почти полностью исчезли – большинство членов этих общин подвергались преследованиям и были уничтожены нацистами. Фактически их вытеснили ашкеназские и сефарадские евреи, которые сейчас живут в этих средиземноморских странах, составляя большинство. Кстати, существует еще иудео-французский язык, который называется корф.

Когда-то было множество «мустарабов» (букв. «ставшие братьями») – евреев, рожденных на арабских землях, в Сирии и Палестине, и перенявших от арабов их внешние признаки, одежду и язык. Со временем их число сократилось, и их причислили к сефардскому большинству.

Когда началось разделение на разные категории?
С самого начала весь наш народ был разделен на 12 колен. После смерти царя Шломо прежде целостное государство разделилось на два царства: Иудею на юге и Израиль на севере. Северное царство, а это 10 колен Израиля, в конечном итоге было сослано в Вавилон и след их теряется в истории.

Во времена Второго Храма все раввины и все алахот (законы) были разделены на два основных направления: Школу Гилеля и Школу Шамая. Там, где ученики Гилеля были максимально снисходительны, ученики Шамая, наоборот, строги. Алаха почти всегда принималась в соответствии с учением Школы Гилеля.

После разрушения Священного Храма стали развиваться две разные академии изучения Торы: одна в Стране Израиля, другая в Вавилоне. Традиции каждой из них отражены в двух Талмудах, Иерусалимском и Вавилонском, в которых немало различий.

В те дни народ разделился на общины, одни из которых продолжали следовать постановлениям мудрецов из Святой Земле, а другие оказались под влиянием мудрецов Вавилона.

В отличие от сефардов и ашкеназов, у этих групп действительно были очень заметные различия в обрядах и обычаях, однако основы иудаизма все же были одни и те же.

Поскольку евреи на Святой Земле страдали от христианского правления и их общинная структура рушилась, а вавилонские академии продолжали процветать, почти все еврейские общины, лишившись своих мудрецов, постепенно адаптировали для себя вавилонские традиции, которые стали общеприняты.

Однако гаонское лидерство в Вавилоне, который долгое время оставался центром еврейского учения, в конце концов пришло в упадок. В начале второго тысячелетия основное течение еврейской жизни переместилось из Азии в Европу, и это определило дальнейшее развитие двух главных центров ашкеназов и сефардов.

Нусах сефардов
А вот интересный и несколько запутанный аспект взаимовлияния ашкеназов и сефардов. Традиционный порядок молитв ашкеназского еврейства известен как нусах ашкеназ (ашкеназский обряд). С возникновением хасидского движения многие начали включать в свои молитвы также различные элементы сефардских молитв, поскольку сефардская традиция была одобрена каббалистами и более соответствовала каббалистическим взглядам на молитвы. Этот новый хасидский гибрид стал известен как нусах сфарад, или нусах Аризаль, поскольку соответствовал идеям Аризаля.

Таким образом, синагога нусах сфарад скорее всего будет заполнена ашкеназами-хасидами, а у сефардов есть свой нусах – эйдот а-мизрах, или сфаради (с добавлением «и»), и они предпочитают молиться по нему, что важно помнить, например, выбирая место для молитвы или покупая сидур.

Итог
Подводя итог, надо сказать, что ашкеназы и сефарды – это не два отдельных течения, а скорее два столпа, на которых прочно стоит еврейский народ.

Источники:

http://isralove.org/load/2-1-0-2771
http://zen.yandex.ru/media/id/5c70c99d513e0c00b37fdf07/5d56e1b0a1b4f100ae2a5006
http://grimnir74.livejournal.com/10902559.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: