Этапы развития античности. Античная философия: основные этапы эволюции

Основные этапы развития античной философии.

Античная философия. Досократическая философия.

1. Основные этапы развития античной философии.

2. Милетская школа.

3. Философия Гераклита Эфесского.

4. Элейская школа

5. Школа атомистов

Основные этапы развития античной философии.

Античной философией называется совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и в Древнем Риме.

Главные особенности античной философии:

1) установка на человеческий разум как на средство познания;

2) стремление к разумной аргументации и логической мотивации.

Историческое значение античной философии состоит в том, что она:

1) определила направление развития западноевропейской цивилизации;

2) явилась предпосылкой и базой для становления запаноевропейской культуры и науки.

В истории развития античной философии выделяют 3 основные стадии:

1) период становления (конец VII – V вв. до н.э.)

2) период расцвета или классический период (IV в. до н.э.)

3) период упадка или эллинистический период (III в. до н.э. – II вв. до н.э.)

Особенностью первого этапа развития античной философии является стремление понять сущность природы (натурфилософия) и мира (Космоса) в целом (космоцентризм). Философы первого периода интересуются проблемой устройства Космоса, поисками первоначала бытия. Проблемы человеческой жизни и этики были вторичными.

Философские школы первого этапа:

· школа Гераклита Эфесского;

Особенность второго этапа развития античной философии. Это период зрелости и расцвета античной философии. Философы от изучения внешнего мира переходят к изучению человеческой жизни (субъективно-антропологическая тенденция в философии). Переход к гуманитарной проблематике произошел благодаря Сократу и софистам. Во втором этапе сложились:

· школа Платона (Академия);

· школа Аристотеля (Лик(ц)ей);

· школа киников и киренаиков.

Особенность третьего этапа развития античной философии. Третий этап связан с упадком рабовладельческого общества, распадом Греции и завоеванием ее другими государствами. Это привело с одной стороны к расширению культурных и социальных связей, с другой стороны породило ощущение катастрофы личного существования. Философия фокусируются на проблеме приспособления человека к сложной, противоречивой социальной жизни. Возникают философские школы:

2. Милетская школа существовала в Древнй Греции в VI в. до н. э. Название происходит от названия города Милет (находился в Малой Азии), где школа и была основана. Главные представители Милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес Милетский (640 – 560 гг. до н. э.) считается родоначальником европейской науки и философии. Он вошел в историю как «первый философ». (Он был очень образованным человеком. Был геометром, астрономом, инженером, торговцем, путешественником. Многие свои знания по математике и астрономии он почерпнул, путешествуя по странам Востока. В науке Ф. установил, что в году 365 дней, а также в геометрии до сих пор есть теорема Фалеса – он доказал, что угол, вписанный в полуокружность, всегда является прямым. Он первым стал доказывать естественное происхождение Космоса без вмешательства богов.)

Главной проблемой его философии был вопрос о первоначале Космоса (бытия). Наблюдая за тем, как всё живое вырастает из влажных семян, питается влажной пищей, не может жить без воды, Фалес приходит к выводу, что вода является первоначалом мира.

Анаксимандр (610 – 546 гг. до н. э.). Ученик Фалеса, автор первой философской книги («О природе»). (Он изобрел солнечные часы, составил первую географическую карту, систематизировал геометрические теоремы. Анаксимандр первым выдвинул идею о происхождении человека от других животных в результате эволюции – предвосхитил учение Чарлза Дарвина.) Анаксимандр считал первоначалом мира «апейрон» – это вечная, неопределенная, бесконечная субстанция, из которой всё возникло, и в которую всё превратится.

Анаксимен (ум. ок. 528 гг. до н.э.). Считают, что он был учеником Анаксимандра. Анаксимен первопричиной всего считал воздух, а все остальные вещества на Земле появились в результате или сгущения (ветер, туман, вода, ил, земля, камни) или разрежения (огонь, эфир).

Читать еще:  Поделка на тему яблоко своими руками. Поделки из яблок своими руками. Простые и оригинальные самоделки из яблок

3. Философия Гераклита Эфесского.

Гераклит (530 – 467 гг. до н. э.) родился в г. Эфес, в Малой Азии. (Он происходил из царско-жреческого рода, жил в одиночестве. За свой сложный язык Гераклит был назван «темным». Его также называли «плачущим», потому что каждый раз, когда Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих людей, он плакал, жалея всех.) Гераклит считается первым в истории философом-диалектиком, так как считал, что:

1. весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну реку нельзя войти дважды», «солнце новое каждый день»);

2. единство и противоречие вещей и явлений составляют основу жизни.

Все вещи постоянно переходят из одного состояния в другое: от дня к ночи, от молодости к старости, от жизни к смерти. Нет ничего постоянного. Но все изменения в мире происходят не хаотично, а подчиняются Логосу – Мировому Разуму.

Первоначалом бытия Гераклит считал огонь. Огонь порождает воздух, воду, землю и вновь огонь, образуя круг. Поэтому у бытия нет ни начала, ни конца.

4. Элейская школа зародилась в г. Элея на территории современной Италии. Основные представители элейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон. Они отрицали философию Гераклита об изменчивости бытия и разрабатывали идею о единой, вечной и неизменной основе Космоса.

Ксенофан (ок. 570 г. до н. э.) стоял у истоков элейской школы. (Он вел скитальческую жизнь, обладал острым критическим умом, писал свои произведения в поэтической форме). Ксенофан первым высказал предположение, что все боги – плод людской фантазии, что люди изобрели богов, приписав им свои физические черты и нравственные недостатки. Сам Ксенофан предположил, что бог должен быть один, и поэтому он должен быть неизменным и всемогущим. Под влиянием этого представления Парменид создал новую теорию устройства мира.

Парменид искал ответ на вопрос: что есть подлинное бытие? И пришел к выводу, что подлинное бытие не может быть чем-то изменчивым, противоречивым и неустойчивым (как считал Гераклит). Парменид утверждает, что бытие:

1) не имеет ни начала, ни конца;

3) неизменно и неподвижно;

4) едино и цельно.

Мир подобен шару – совершенной из фигур.

Парменид первым в истории философии разделил познание на чувственное (посредством органов чувств) и рациональное (познание на основе разума).

Зенон Элейский (490 – 430 гг. до н. э.) изобрел оригинальную систему доказательства философии Парменида. Для подтверждения невозможности движения (неподвижности бытия) и невозможности множественности вещей (тезис о единстве бытия) Зенон выдвинул ряд парадоксов, которые вошли в историю под названием апории Зенона: «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.

В апории «Дихотомия» (деление пополам) говорится о том, что любое тело, прежде чем пройти какое-то расстояние, должно пройти половину этого расстояния. Однако прежде чем оно пройдет половину, оно должно пройти половину этой половины. Далее половину этой половины и так до бесконечности. Но тогда движение невозможно, поскольку не может начаться – бытие неподвижно

Смысл апории «Стрела» состоит в том, что раз летящая стрела занимает определенное положение (точку) в пространстве и не способна в один и тот же момент занимать в пространстве другие положения, то в каждый момент она покоится, и, следовательно, не движется. Таким образом движение невозможно, а бытие неподвижно и неизменно.

5. Школа атомистов. Атомизм – это учение о прерывистом (дискретном) строении бытия. Основные идеи атомизма были сформулированы Левкиппом и Демокритом.

Демокрит (460 – 360 гг. до н. э.) родился на северо-востоке Эллады. Много учился и путешествовал. Был и Италии (слушал элеатов), Египте, Вавилонии, Иране, Индии, Эфиопии. Знал Сократа, дружил с Гиппократом. Демокрит известен как «смеющийся философ». Он без смеха не появлялся на людях – настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез. Смех Демокрита был горьким: он смеялся, считая достойным смеха все человеческие дела.

Читать еще:  К чему снится отвращение. Сонник: к чему снится Отвращение

Демокрит считал, что бытие состоит из бесконечного множества атомов, находящихся и движущихся в пустоте. Атомы вечны, неизменны, неделимы, не возникают и не уничтожаются. Перемещаясь, они соединяются и комбинируются, и так образуются все вещи окружающего мира. Различие вещей объясняется комбинацией различных типов атомов. Атомы бывают различные по величине, форме, расположению («молоко легко пить, т.к. его атомы круглые, гладкие, а горчицу нельзя пить как молоко, потому что её атомы крючковатые»). Существует круговорот атомов в природе: вещи, живые организмы существуют, затем распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые организмы и предметы. Человек – то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа состоит из мягких, подвижных, горячих («огненных») атомов. Смерть наступает, когда иссякают атомы души. Демокрит являлся сторонником рационализма – он полагал, что атомы можно познать разумом, а не чувственным путем.

Благодаря атомистам перед человеком предстала мощная онтологическая картина мира, в которой «возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей». Атомисты примирили Гераклита и Парменида: мир вещей текуч, мир элементов, из которых состоят вещи, неизменен. Значение атомизма было огромным. На этой философской основе базировалась физика Ньютона, и атомистические представления о мире, хотя и сильно измененном виде, дошли вплоть до наших дней.

Основные этапы развития античной философии;

Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V-IV вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский . Потребность в новом типе знания вызвана прежде всего существенным изменением общественных отношений. Появляется новый тип мыслителей (софисты), которые обращают внимание на проблематику политической жизни гражданина.

Второй этап – приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV-II в. до н. э ). В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.

Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в. до н. э-V-VI вв. н. э ) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем. Следует прежде всего сказать, что в этот период (1-II вв. н э ) формируются начала христианской философии, которая хотя и имеет внешне много схожего с другими философскими направлениями тогдашнего Рима, однако уже выходит за рамки тогдашней философской атмосферы.

. 11. Поиск первоосновы мира в античной философии. Становление философии в Древней Греции.

На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Отсюда определяющей чертой древнегреческой философии является космоцентризм. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот – все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.

Античные мыслители считали, что человек — это микрокосм, состоит из тех же элементов, что и макрокосм. Космос — вечное движение и превращение, вихревой поток, центром и источником которого является Логос — мировой разум.

Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) – земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Читать еще:  Когда проходит причастие в православной церкви. Что такое причастие и для чего нужно причащаться

Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это – вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевлённые существа. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Пифагорейцы считали началом всего сущего число.

Основные этапы развития античной философии

Античная философия

Под античной философией имеются в виду направления, школы и учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах. Древнегреческие философы, в зависимости оттого, что они проповедовали, образовали множества течений, а совокупность этих философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческих обществах, составила античную философию. Античная философия — единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

Античная (древняя) философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VII в. до н. э. в Греции и продлилась до VI в. н. э. В это тысячелетие сформировались два основных направления в европейской философии – материализм и идеализм , возникла диалектика, были поставлены в зародыше, (а то и в довольно развитом виде) все основные вопросы философии, творили десятки мыслителей, имена которых на слуху даже у тех, кто специально философию не изучал, – Пифагор, Гераклит, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар, Марк Аврелий, Цицерон, Сенека, Филон.

Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, можно разделить на ряд периодов.

Первый период античной философии – период ее зарождения из мифологического мировоззрения – относится к VII в. до н. э. К этому периоду относятся первые философские антимифологические учения, которые еще полны мифологических образов и имен. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенофан, Пифагор, Гераклит и его современник и философский антипод Парменид – главный представитель школы элеатов.

Второй период в истории античной философии – период ее зрелости – является главным и наиболее сложным. Сюда относятся Учения великих натурфилософов – Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа и Демокрита , а также пифагорейца Филолайя, движение софистов, впервые обратившихся к этико-социальной тематике, и Сократа, во взглядах которого зарождается проблема философской методологии. В IV в. до н. э. Платон вводит в философию понятие «идея» именно как «идеальное».

Сюда относится начало деятельности так называемых сократических школ (киников, киренаиков и др.). Учение Аристотеля завершает этот период.

Третий период в истории античной философии есть эпоха распространения греческой культуры как на Восток, так и на Запад – на Рим. Этот период охватывает III-I вв. до н. э. В эти столетия продолжают функционировать как старые философские школы Платона и Аристотеля, так и новые. Это школы Эпикура, Зенона. Их учения проникают в Римскую республику, порождая римский эпикуреизм (Лукреций Кар), скептицизм и стоицизм (Сенека, Марк Аврелий).

Последний период в истории античной философии — философия Римской империи – проходит под влиянием сначала стоицизма, а затем неоплатонизма и возникших христианских идей, философской опорой, которой был тот же неоплатонизм. Разгон императором Юстинианом в 529 г. философских школ в Афинах, и прежде всего Академии Платона, знаменует конец античной философии.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://lektsii.org/17-4239.html
http://studopedia.su/15_95936_osnovnie-etapi-razvitiya-antichnoy-filosofii.html
http://studopedia.ru/3_88979_osnovnie-etapi-razvitiya-antichnoy-filosofii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: