Есть ли пророки в нашем отечестве? Так есть ли сейчас пророки.

Есть ли пророки в нашем отечестве?

12 декабря — день памяти монаха-прозорливца Авеля

Чуть более года назад в Суздале, с благословения правящего архиерея владыки Евлогия, состоялось малоприметное даже в пределах Владимиро-Суздальской епархии событие — установление памятной плиты монаху Авелю. Очевидно, все-таки не зря после долгих колебаний на плите было решено выбить евангельское: «Нет пророка в своем отечестве». Особенно, — так и хочется добавить: в нашем Отечестве. И в наше малоблагодарное время. Ведь достаточно провести опрос среди нынешних российских школьников, чтобы убедиться, что почти все они что-нибудь да слышали про хорошо «раскрученного» французского пророка Мишеля де Нотрдам Нострадамуса, а вот кто такой русский монах-прозорливец Авель знает далеко не каждый ученик даже и православной гимназии. Аналогичный результат даст, скорее всего, и опрос взрослого населения.

Да, безусловно, трудно не согласиться с православным писателем Александром Стрижевым, когда он говорит о приписывании в некоторых современных изданиях «задним числом»[1] тех или иных сомнительных пророчеств монаху Авелю. Например, такого, где Авель в разговоре с Павлом Первым называет Николая Второго «святым царем. искупителем«, который «искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно». Действительно: «можно ли сравнивать царя земного с Царем Небесным? Ведь Искупителем был, согласно Церковному учению, Господь наш Иисус Христос, Единый Безгрешный: Он искупил грехи всего человечества, и наши в том числе, и призвал на путь спасения всех людей. Царь Николай — святой, пострадавший за Россию, его почитаем мы как страстотерпца и как выдающегося государственного деятеля. Но сравнивать его с Сыном Божиим, называть «искупителем» — кощунственно и богохульно».

Все это так. И подобные вольные толкования «надо бы пресекать решительным образом». Хотя бы потому, что от них, и правда, уж сильно явно отдает современным околоцерковным мифотворчеством. Но тут важно, как нам кажется, не впасть в другую крайность. А именно: ссылаясь на недостаточную изученность такой исторической личности как монах-прозорливец Авель (получившего известность как раз за свою прозорливость, то есть дарованного ему от Бога умения видеть далеко вперед и предсказывать), закрыть, до выяснения обстоятельств, саму тему, наложить на нее если не табу, то как бы такую печать умолчания. До поры, так сказать, до времени. Вот наука разберется, вот отделит истину от вымыслов, реальные предсказания от мифических, вот тогда.

Но, во-первых, сомнительно, что это «тогда» когда-нибудь наступит. А во-вторых, свято место пусто не бывает. Пока мы будем молчать и осторожничать, не будут молчать и смущаться мифотворцы иноземных и иноверческих, чуждых нашему духу пророков-провидцев (вот уж, действительно, такого насочинявших и натолковавших (!), и несть им, толкователям, числа — в чем легко убедиться, запросив в Интернет-ресурсах материалы, связанные с именем того же Мишеля Нострадамуса).

Что же касается мифической стороны дела. Мифы они ведь тоже разные бывают. Без мифической составляющей невозможно себе представить, например, цикл былин о святом и абсолютно реальном историческом персонаже Илье Муромце, да и большую часть житийной (агиографической) литературы, особенно раннего периода. «Правильный» миф, таким образом — есть лишь сжатая, сконцентрированная метафора некой духовной реальности. До нас образно доносится то, чего нельзя донести никаким иным способом, вот, собственно, и все. Важно лишь, чтобы мифическое, по отношению к реальному, находилось в предельно допустимых и желательно минимальных пропорциях. Кем допустимых? Ну, например, чувством меры, вкусом, православным чутьем, если мы таковое согласны признать за реальность.

В этом отношении нельзя не согласиться (хотя и с небольшими оговорками), с мнением другой христианской писательницы Елены Чудиновой, которая в одной из своих статей[2] о соотношении патриотизма и церковности пишет:
«. Без мифов не живет ни один народ, и Россия здесь ничуть не различается с другими странами. Мифы — реальность народного менталитета, их совокупность очерчивает облик нации. По прошествии какого-то времени становится неважным, сколь реальны факты, заключенные в мифе, важно только, каким образом миф «работал», что с его помощью произошло».

Факты, конечно, всегда важны, сколько бы ни прошло времени, но вот то, что один сочиненный миф может «работать», и вполне успешно, против России и ее «консолидирующей», титульной нации, а другой вовсе даже может быть и не миф, а почти конкретная реальность, в силу своей не до конца проясненной достоверности, должен оставаться втуне и тем самым уступать «свято место» вредному мифотворчеству — с этим как-то соглашаться не хочется. Не лучше ли нам все-таки почаще обращаться к своей собственной истории, к своим собственным богатырям и героям (в пику всем этим дутым, как мыльные пузыри, терминаторам, джеки чанам и прочим там брюсам ли), к своим собственным родным пророкам, а там уж по ходу дела, «в процессе», так сказать, по мере изучения данных, вносить коррективы. Под лежач камень, как известно, и вода не течет (или: кто не толчет, тот и хлеба не печет). Главное — не молчать. Ибо молчанием, как сказал еще свт. Василий Великий, Бог предается.

Но вернемся к памятной дате.

Мемориальная плита с именем пророка, датой рождения и смерти, и главным его пророчеством: «Святая Русь процветет аки крин небесный» была, как уже сказано выше, год с небольшим назад торжественно установлена и открыта в Суздале, на территории Спасо-Евфимиева монастыря, в так называемом тюремном прогулочном дворике. Почему именно здесь, станет ясно, если вспомнить кое-какие основные вехи жизни монаха-прозорливца. Из того, что нам, разумеется, хорошо известно.

Жил монах Авель во второй половине XVIII века и в первой XIX-ого. О нем во многих исторических материалах сохранились свидетельства как о человеке, предсказавшем крупные государственные события своего времени. Между прочим, за десять лет до нашествия французов он предсказал занятие ими Москвы (а что там, ну-ка, предсказал Нострадамус и предсказал ли он печальный исход французов из Москвы и России. ) За это предсказание и за многие другие монах поплатился тюремным заключением. За всю свою долгую жизнь, — а жил он более 80 лет, — Авель просидел за предсказания в тюрьмах, в общей сложности, 21 год. Только во дни Александра I в Соловецкой тюрьме он отсидел более 10 лет. Его знали: Екатерина II, Павел I, Александр I и Николай I. Они то заключали его в тюрьму за его пророчества, то вновь освобождали, желая от него же узнать свое будущее. За одно из таких очередных пророчеств Авеля, в царствование Николая Павловича (как видно из указа Св. Синода от 27 августа 1826 года), приказали изловить и заточить «для смирения» в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В этом монастыре, в первой трети XIX в. и окончил свою жизнь прозорливец.[3]

Любопытно, что в отличие от непомерно раздутого ныне Нострадамуса (прошу прощения за тавтологию), православного русского монаха Авеля еще при жизни почитали святым: многие барыни ездили к нему справляться о женихах своим дочерям. На что он смиренно, обычно, отвечал им, что он не провидец и что предсказывает только то, что ему повелевается свыше. До нашего времени дошло и «Житие и страдания отца и монаха Авеля». По «Житию» этому, монах Авель родился в 1755 году в Алексинском уезде Тульской губернии. По профессии он был коновал, но «о сем (о коновальстве) мало внимаше». Все же внимание его было устремлено на божественное и на судьбы Божии. Человек Авель «был простой, без всякого научения, и видом угрюмый». Стал он странствовать по России, а потом поселился в Валаамском монастыре, но прожил там только год и затем «взем от игумена благословение и отыде в пустыню», где начал «труды к трудом и подвиги к подвигом прилагати». «Попусти Господь Бог на него искусы великие и превеликие. Множество темных духов нападаше нань». Все это преодолел Авель, и за то «сказа ему безвестная и тайная Господь» о том, что будет всему миру. Взяли тогда Авеля два некии духа и сказали ему: «Буди ты новый Адам и древний отец и напиши яже видел еси, и скажи яже слышал еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а только избранным моим и только святым моим». С того времени и начал Авель пророчествовать. Вернулся в Валаамский монастырь, но, прожив там недолго, стал переходить из монастыря в монастырь, пока не поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, на Волге. Там он написал свою первую книгу, «мудрую и премудрую».

Дата смерти монаха Авели до сих пор в точности не определена. Одни источники называют 1841 год (эта дата и высечена на памятной плите). Другие склоняются к 1831 г. Разночтения в датировках, тем более, когда вопрос касается определения годов рождения — смерти монахов — дело довольно частое. Так, например, мы до сего времени не знаем в точности даты рождения и смерти суздальского святителя епископа Феодора или смерти святой княжны Евфросинии Суздальской. Даже дата рождения великого русского полководца, не проигравшего ни одного сражения, Александра Васильевича Суворова, в одних случаях пишется — 1730 г., в других — 1729. Даты рождения монаха Авеля также разняться. Одни исследователи указывают 1757 г. (так выбито на плите), другие, как в вышеприведенном «Житии» — 1755 г. В любом случае, мы должны обратить внимание на то, что либо уже в этом году, либо еще через три года исполняется 250 лет со дня рождения нашего знаменитого соотечественника, благочестивого монаха-прозорливца, — юбилей вообще-то не шуточный, и если нам все же придерживаться даты, выбитой на плите, у нас еще есть в запасе достаточно времени: и порыться в архивах, и поработать с уже готовыми документами, и отделить истину от вымыслов, реальные предсказания от безусловно мифических, приписанных монаху Авелю «задним числом».

Читать еще:  Красный диван во сне. Диван: к чему снится сон

На плите высечено известное евангельское изречение: «Нет пророка в своем Отечестве». Фразу эту нельзя понимать вне контекста, и означает она только то, что нет пророка до тех пор, пока он не признан. Сдается, что первый скромный шаг в признании и всенародном почитании русского монаха-прозорливца в Суздале сделан. Сама могила Авеля находится также на территории Спасо-Евфимиева монастыря, метрах в ста от тюремного дворика, где установлена плита, за Свято-Никольской церковью, сразу напротив алтаря, на бывшем монастырском кладбище, которое было разрушено администрацией располагавшегося здесь политизолятора под названием СТОН (Суздальская тюрьма особого назначения) в 1923-24 гг.

Есть ли пророки в нашем отечестве? Так есть ли сейчас пророки.

История сохранила для нас немало сведений о пророках, живших на Земле и учивших в древности людей нашей цивилизации, дававших необходимые для человечества и его развития знания.
При том эти знания имели глобальное и вселенское значение. Это своего рода философия мироздания и законы Вселенной, сохраненные религией для современников и потомков.

Гермес Трисмегист, который жил в Египте в IV тысячелетии до новой эры, учил египтян законам, письменности, счету, создал целый ряд наук. Гермес написал 42 книги, самой значительной из которых считают «Книгу Тота», разработал трансовый способ набора энергии, названный «гимнастикой Гермеса», создал науку, названную позднее герметизмом. Другая знаменитая его книга называется «Изумрудная скрижаль». В этой книге Гермес утверждал, что «в человеке присутствует частица разумного бессмертного начала, которую специальной тренировкой можно выделить с помощью сверхглубокого транса, похожего на смерть, а затем с помощью специальных знаний выйти из темноты к свету». Ему принадлежит знаменитое выражение: «Истинно, без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу. И то, что внизу, аналогично тому, что находится вверху». Он дал понятие строительства самого мироздания, создал философию понимания общности всей Вселенной и донес ее до людей. Сейчас ученые серьезно занимаются дальнейшей разработкой сведений, полученных от Гермеса Трисмегиста. Наука упорно идет к пониманию того, что знал и исповедовал Гермес шесть тысяч лет тому назад.

В V веке до н. э. в Индии появился пророк Будда. Возникла существующая до сих пор религия — буддизм. Будда, в светской жизни Сиддхартха Гаутама, сделал многое, чтобы донести до людей законы кармы, т.е. законы причинно-следственной связи, влияющей на судьбы людей, бесконечную череду смертей и рождений с целью доведения душевных качеств каждого человека до определенного, достаточно высокого уровня. Он говорил, что средством, которое может прервать колесо кармы, является вселенская любовь. Он высказал идею, которая была повторена в Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Если кто станет проклинать тебя, сдержи обиду свою и твердо держись слов сих, — да не смутится ум мой и злое слово не сорвется с уст моих. Я пребуду, добр и дружественен, с помыслами любви и без злобы затаенной». Нам наиболее известно произведение буддизма «Книга мертвых», которая много веков передавалась из уст в уста, а около VIII века н. э. была записана.

В 12 веке до н. э. появился пророк Моисей, который на основе идеи единобожия воспитал целую нацию евреев и тем самым подготовил приход Иисуса Христа. От Моисея идет Ветхий завет, который, также, по сути, рассказывает о законах мироздания и учит людей их соблюдению. Моисей, также как и все другие пророки, в трансовом состоянии мог входить в контакт с тонким миром, с Богом и получать от них знания, которые передавались людям.

Две тысячи лет назад на Земле родился сын божий Иисус Христос, о котором мы знаем достаточно много, т. к. в основном исповедуем ту религию, которую он создал — христианство. В шестом веке родился Мухаммед (Магомет) и тоже создал свою религию, которая и сейчас исповедуется большим количеством людей.
В разное время на Земле было много пророков. Все они имели связь с Богом и тонким миром, получали оттуда знания и делились ими с людьми с целью более быстрого развития человеческой цивилизации. Многие из них создавали новые религии с целью доведения до людей законов вселенной. Центральной идеей всех пророков было то, что люди, и все сущее во вселенной создано Богом и все, в связи с этим, должно жить по законам Бога и мироздания. Живущие по законам Бога получают положительную карму и благополучие в своей жизни. Игнорирующие законы Бога и мироздания попадают под череду наказаний и не могут из нее выбраться, пока не изменится их сознание и мировоззрение. Религии, как таковые — это организации собирания, хранения и передачи людям знаний древних цивилизаций, а также живших на Земле пророков, в свою очередь получивших эти знания от Создателя и тонкого мира, который, как уже доказано не только религиями, но и учеными — имеет неизмеримо более высокую цивилизацию, чем наш физический трехмерный мир.

И если в деяниях религий и, прежде всего, нашей православной христианской церкви, есть что-то непонятное, необычное, как бы сверхъестественное — это только потому, что мы по уровню своей усредненной цивилизации еще не доросли до четкого понимания этих знаний. Деятельность же церкви в наше малодуховное время не переоценима, исключительно важна для всех людей, т. к. она учит все одному и тому же — соблюдению законов Создателя, законов мироздания, не соблюдая которые мы, продукт деятельности Бога и мироздания, сами себя обрекаем на несчастья, которые рано или поздно закончатся нашим уничтожением.
Главным пророком прошлых времен был, конечно, Иисус Христос.
Об Иисусе Христе мы многое знаем и, естественно, относимся к нему как сыну божьему и нашему Богу. А живут ли в наше время люди, которые пришли на Землю с миссией, похожей на миссию Иисуса Христа?

Наше время сильно отличается от времени, которое было две тысячи лет назад. Расцвели наука и техника, покорены Космос и энергия атома, расцветают искусство, литература, информатика, производство, сильно изменилось мировоззрение людей, их оценки реальной действительности, сути вещей.
И в это время, а точнее 23 ноября 1923 года, в маленькой деревушке Путтапарти в Индии родился Сатья Саи Баба Баба. С самого рождения он отличался от других детей. Уже в шесть лет он доставал из явно пустой сумки или с дерева любые фрукты и конфеты для своих друзей, явно материализуя их из воздуха. Его отец Педда Раджу долго не верил в сверхспособности сына. Например, в мае 1940 г., подойдя к дому, он увидел, что вокруг его сына толпится народ, а сын прямо из воздуха достает конфеты и фрукты и раздает. Народ твердил, что это бог, сошедший на землю. Отца это как-то тронуло, он в ярости спросил сына: «Ты кто такой?» На что мальчик с достоинством и спокойно ответил: «Я Сатья Саи Баба Баба».

Когда Сатья Саи Баба Бабе было 14 лет, он был провозглашен Аватаром, что означает наместник бога на Земле. К нему пошли паломники со всей Индии, а позднее со всего мира.
Сатья Саи Баба Баба умеет не только материализовать любой предмет из воздуха, но он лечит любую болезнь, воскрешает мертвых, читает мысли всех на расстоянии и многое другое. Сатья Саи Баба Баба утверждает, что из этой жизни он уйдет в 95 лет, т. е. В 2018 году.
В предыдущей жизни Сатья Саи Баба жил в деревне Ширди в Индии, куда он пришел в 1872 году. Первым его «чудом» было превращение воды в масло для светильников храма. И в прошлой жизни он владел всеми способностями, которые нам стали известны по его настоящей жизни. Свою реинкарнацию Сатья Саи Баба легко подтверждает фактами.

Способности Сатья Саи Баба Бабы были изучены и проверены многими серьезными учеными и нашли свое однозначное подтверждение. Например, Альберт Экхарт в 1968 г. писал: «Различие между Саи Бабой и Иисусом Христом заключаются в том, что первый живет сейчас, и его чудеса подтверждают люди, в то время как о чудесах Иисуса Христа рассказано только в Библии. Тем не менее, поведение и деяния обоих схожи, а часто одинаковы».
Сатья Саи Баба рассказывает, что родится в следующий раз между городами Бангалор и Майсур в Индии и будет носить имя Према Саи. Профессор Хислоп из США рассказывает, что однажды Сатья Саи Баба попросил у него золотое кольцо, которое он накануне материализовал из воздуха для профессора. Потом он дунул на это кольцо, и оно преобразовалось в портрет Према Саи. Как утверждает Хислоп, своим обликом Према Саи чем-то напоминает традиционное изображение Иисуса Христа.

Для чего Сатья Саи Баба Баба пришел на Землю? Сам Саи говорит, что главная задача Аватара на Земле — развитие человека на ступень выше. Чтобы спасти утопающего, надо прыгнуть в воду, то есть воплотиться. Из этого нетрудно сделать два вывода: во-первых, человечество надо спасать, во-вторых, все пророки появлялись на Земле с одной и той же задачей — ускорить развитие нашей цивилизации.

Читать еще:  К чему снится пустая клетка. Сонник клетка, к чему снится клетка, во сне клетка

Сатья Саи Баба не читал книг, не медитировал, не учился. Но он говорит на всех языках, цитирует Библию, Коран, Сократа, Джонсона, Спенсера, Канта, Маркса и других, является поэтом, ученым, языковедом, художником, мистиком. Ему стоит пожелать, чтобы что-нибудь случилось, и это случается, появляется или исчезает.
Он имеет миллионы последователей, объединившихся в разных странах в три тысячи центров и фондов, построил шесть университетов, открыл большое количество школ. Практически мы являемся современниками Богочеловека. Но что знают о нем простые люди в России? И не только в России, подавляющее большинство населения планеты не знают о нем.

У нас все повторяется — как и было с Иисусом Христом — он пришел, а мы этого не заметили. Неужели нет пророка и на всей планете? Мы, такие умные уничтожители самих себя, не узнаем своих спасителей?
Но пророки есть и в нашем отечестве, как это ни странно осознавать, так как мы привыкли как раз к поговорке обратного смысла.

Да, ничем не обоснованный скептицизм, недоверие на всякий случай широко распространенные среди людей. Они существуют иногда вместо желания разобраться, почитать литературу, овладеть суммой знаний и сделать более или менее точное личное заключение. Сделать «умное» лицо и все отрицать, конечно, легче.
В нашем отечестве всегда были пророки. Назовем только нескольких из них — Сергий Радонежский, Иоан Кронштатский, Серафим Саровский, монах Авель и многие другие.

Теми же вопросами, но с позиции науки занимались великие ученые, философы Н. Федоров, К. Циолковский, Н. Бердяев, В. Вернадский, А. Чижевский и другие. Нашими соотечественниками являются великие мистики Елена Блаватская, Даниил Андреев. Перечислять русские имена в этом ряду можно еще долго, но остановимся на этом.

В настоящее время в России живут ряд удивительных людей, достойных уважения и поклонения. Коротко расскажу только об одном из них. Академик Григорий Петрович Грабовой, доктор, профессор, действительный член ряда российских и зарубежных академий: Нью-Йоркской академии наук, Итальянской академии наук, Международной академии информатизации, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики.

Он также как и Саи Сатья Баба с детства поражал своих сверстников своими особыми способностями. Он — наш соотечественник — родился в Казахстане в селе Богара 14 ноября 1963 г. Ему в этом году будет только 40 лет. Но мировая общественность уже говорит о нем как о феномене тысячелетий, о Спасителе человечества, о Мессии, продолжившем дело Иисуса Христа.
Всем известная болгарская провидица баба Ванга сравнивала его с Иисусом Христом. Есть в пророчестве Мишеля Нострадамуса строка, где в зашифрованном виде дано предвидение: «14 ноября 1963 года появится на свет Спаситель человеческий по имени Григорий. И родится он вместе с пророческим названием: Бог-а-ра».

И точно 14 ноября 1963 года в селе Богара родился Григорий Петрович Грабовой. Чем он удивляет мир? Во-первых, он однозначно лечит бесконтактно СПИД и рак в последней стадии, воскрешает людей. Все это тщательно документируется за подписью официальных лиц ООН или нотариусов, и умещается уже более чем в три тома. Он точно предсказал и предотвратил множество авиакатастроф, диагностировал космическую станцию «Мир» и американскую «Атлантис», дал сенсационный прогноз и предотвратил катастрофу на Козлодуйской атомной электростанции, взрыв на которой был бы неизмеримо серьезней Чернобыльской АЭС. Григорий Грабовой телепортирует предметы и людей, конструирует события прошлого и будущего и достоверно их комментирует. На встрече с Г. Грабовым ясновидящая Ванга поняла, что он достигнет в будущем спасения всего и всех. Она сказала, что Григорий Петрович обладает феноменальными качествами и должен расширять область применения своих способностей.

Григорий Грабовой утверждает, что отражение сознанием реальности не должно ограничиваться только ощущением и восприятием. Сознание способно созидать, творить реальную, материальную действительность. Именно сознанием, пониманием законов мироздания осуществляется воскрешение умерших людей, лечение неизлечимых консервативной медициной больных. Тема докторской диссертации Г. Грабовского: «Прикладные структуры создающей области информации». Одна из его книг называется: «Восстановление организма человека концентрацией на числах». В 2002 году он издал монографию: «Воскрешение людей и вечная жизнь отныне наша реальность», в которой он подробно описал используемые методики воскрешения людей, а в приложении поместил: «Упражнения на каждый день месяца для развития сознания, для развития событий жизни в благоприятном направлении, для обретения полноценного здоровья и для установления гармонии с пульсом вселенной».
Все это и удивительно и, по большому счету, понятно. Но непонятно другое. Почему все это жизненно важное для всех людей планеты не становится главной темой для всех видов СМИ. Мы с утра до глубокой ночи смотрим по телевидению десятки денежных игр, количество которых резко увеличилось, никому не нужные концерты, но не имеем широкой информации по настоящему важнейшей для человечества проблеме. Он пришел, а мы его опять не заметили. Он уйдет, мы опять устроим стену плача, и будем стенать около нее, сожалея об упущенных возможностях. Но, дорогие друзья, это уже было!

В заключение хотелось бы еще раз сказать, что все пророки всех времен и народов говорят об одном и том же. Человек создан для того, чтобы, развиваясь, он своим сознанием участвовал в создании элементов мироздания. Но для этого сознание каждого человека должно быть достаточно развито и нести в себе светлую основу. Развитие нашего сознания — главная цель и задача нашего пребывания на земле. Однако надо сказать, что людей со светлым созидающим сознанием пока не большинство, поэтому мы пока не очень хорошо живем. Сознание — очень сильный инструмент, которым надо пользоваться осторожно и осознанно. Пока же в сознании большинства людей, думается, полная каша. Там постоянная словомешалка, доброе перемешано со злым, там и жалость, и любовь, и зависть, и мстительность, и негодование, и многое другое, и все это вместе без какого-либо направления, задачи, цели. Это не может не мешать созидательному процессу, ради которого мы рождаемся и живем на Земле. Предыдущие цивилизации, жившие ранее на Земле, потому и достигли неизмеримо большего, чем наша арийская цивилизация, существующая на земле почти миллион лет: у них культ добра и знаний овладел всеми и превратился в мощный поток созидающего сознания! Нет сомнений, что наша цивилизация рано или поздно дойдет до такого уровня развития. Но хотелось бы, чтобы это случилось скорее, за время жизни одного-двух поколений. Будем надеяться на это!

Пророки в своем отечестве

Что это было за время?

27.11.2017 в 18:51, просмотров: 5313

Телекомпания «Культура» приступила к показу цикла программ под названием «ХХ век. Знаки времени». В цикле — программы 60–90‑х годов. Цель программы — рассказ нынешнему поколению зрителей о лучших образцах телевизионного творчества.

Одна из передач — фильм 1990 года «Пророки в своем отечестве». Создатель фильма — Олег Рябоконь. Этот фильм, созданный в один из самых драматических периодов конца ХХ века, исключительно точно, глубоко и исчерпывающе освещает эпоху. Поэтому, когда создатели программы обратились ко мне с просьбой поделиться своими замечаниями, я сделал это с искренним удовольствием. И фильм, и мои комментарии сегодня, 28 ноября, увидят телезрители канала «Культура». Но я хотел бы предложить читателям «МК» письменную версию этих комментариев. Я изложу, разумеется, свое, сугубо личное мнение. Как участник тех событий. И в свете моих последующих в течение уже тридцати лет размышлений.

Что это было за время?

Я убежден, что 1989–1991 годы были настоящей революцией. Четвертой в ХХ веке в России. Ее можно и нужно назвать Великой антисоциалистической революцией. Это была в целом мирная революция. Ее можно назвать «бархатной революций», если иметь в виду отсутствие кровавого террора, гражданской войны и вооруженной интервенции. Она, как и все революции, свергла один социальный строй и стала стартом новой общественной системы. Государственный бюрократический социализм был заменен постиндустриализмом.

Не реформы Ельцина, а именно революция 89–91‑го годов сломала хребет бюрократическому социализму. Ельцин же делал другую работу: утверждал новый строй.

В России замалчивают — даже в российских энциклопедиях и словарях — эту революцию. Это и понятно. Ведь бюрократию бросает в дрожь время, когда судьбу страны решают массы. Решают не в кабинетах, а на улицах. О таком не хотят вспоминать самые прогрессивные бюрократы. И тем более боятся даже напоминать о той эпохе массам. Вот и команда Ельцина сделала все, чтобы люди забыли об этой революции.

Сам я об этой революции не раз писал в книгах и статьях. Назову хотя бы четыре мои книги. О Горбачеве: «Перестройка Михаила Горбачева. Выход из социализма». О Ельцине: «Реформы Бориса Ельцина. Создание российского номенклатурно-олигархического постиндустриализма». «В первой оппозиции». «Первый мэр Москвы». Но эти книги — как и другие серьезные работы компетентных авторов — до массового читателя так и не доходят.

Поэтому так важен фильм о Пророках. Но он важен не только для восстановления правды. Он нужен и для текущих дел выросшего за тридцать лет нового поколения России. Как это всегда бывает, новое поколение устраивает страну по-новому, как ему хочется. И для этого поколения очень нужны те уроки, которые дала революция 1989–1991 годов.

Читать еще:  Фрески андрея рублева где сейчас. Андрей рублев и его школа

Во всех революциях действуют три силы. Власть. Народные массы. И лидеры, организаторы и идейные вожди масс. Пассионарии, как их назвал Лев Гумилев. Пророки. Как показал Гумилев, перемены начинаются с появления пассионариев. Потом они объединяются. И начитают агитацию в массах. Фильм о Пророках — именно об этом — о выходе пассионариев в массы.

Кем были Пророки 89–91‑го годов?

Среди них был изгнанный с Мавзолея Борис Ельцин. Был высокопоставленный работник советской карательной прокуратуры Тельман Гдлян. Был генерал КГБ Калугин. Был замечательный представитель рабочего класса Николай Травкин. Но в своем подавляющем большинстве Пророки — это представители самого интеллектуального слоя общества, мозга нации, творческой интеллигенции.

И первый урок прошлого. Без участия лучших интеллектуальных сил нации, звезд творческой интеллигенции никакие радикальные перемены невозможны.

Исключительную роль в том, что Пророки и народные массы смогли соединиться, сыграло то, что Горбачев ввел в стране Гласность. Свободу печати и слова. Это во-первых.

Во-вторых, он решил, что одну треть делегатов первого Съезда избирают не все избиратели, а только сама интеллигенция, объединенная в свои организации. Ученые в Академии наук. Писатели. Кинематографисты. Изобретатели. Журналисты. И наша интеллигенция, изгнав партийных кураторов, на своих выборах послала «в бой» свои лучшие кадры.

Среди них не было неудачников и лузеров. Это были исключительно успешные в своих областях люди. Врач Святослав Федоров. Композитор Родион Щедрин. Режиссер Марк Захаров. Поэт Евгений Евтушенко. Журналисты Егор Яковлев и Павел Гусев. Академики Сахаров и Гинзбург. Звезды в полном смысле слова.

Бюрократы быстро осознали свою ошибку. И на выборах в республиках и на местах уже оставалось только голосование всей массы избирателей, что очень отрицательно повлияло на весь дальнейший ход в России процесса перемен.

Думаю, что второй урок той эпохи состоит в том, что для обеспечения перемен недостаточно популистского голосования всех избирателей. Необходимо обеспечение особых прав пассионариев.

О чем говорили Пророки?

Они излагали выводы, к которым пришли в ходе многолетних размышлений. Они рассказывали народу о том, что они год за годом безрезультатно предлагали советским руководителям.

Что сделали Пророки? В фильме это показано хорошо.

Они обрушили на отживший советский строй беспощадную, сокрушительную критику. Критику всех основ советского социализма.

Общий итог их критики хорошо выражает название сборника их статей, вышедшего под редакцией Юрия Афанасьева «Иного не дано». Не только народные массы, но и большинство советской бюрократии поняли: «Так дальше жить нельзя».

Была развернута критика коррупции — например, у Тельмана Гдляна. Была жгучая критика привилегий бюрократии у Бориса Ельцина, только что лишенного этих привилегий. Была развернута критика всей советской эпохи — как у Александра Солженицына. А вот Пророки критиковали фундамент, основы, саму советскую систему. Как систему. Как социалистический строй.

И третий урок эпохи Пророков. Удар надо наносить не по следствиям, а по причинам. По краеугольным камням самого фундамента системы. Говоря категориями последнего десятилетия, не по нечестным выборам, а по самой популистской системе выборов как таковой.

Но чтобы слова Пророков были услышаны, нужна была желающая их узнать аудитория.

Такой аудиторией был народ. Измученный очередями. Талонами на мясо и масло. Хроническим отставанием по всем линиям — от качества автомобилей до качества лекарств — от передовых стран Запада. Уставший от десятилетиями невыполняемых обещаний вождей. Были массы, как написал поэт Давид Самойлов, «сумбур полународа, преобразующийся в Народ».

В общем, были элитные Семена. Но была и плодородная, ждущая семян Почва.

Урок четвертый. Выступление интеллигенции эффективно, если сам народ хочет и готов изменить свою жизнь. Если он ждет от своих интеллектуалов ответов на волнующие его вопросы.

Отличительной чертой Пророков было огромное мужество.

Они знали, против кого выступают. Они знали, что имеют дело с системой, без колебаний уничтожившей все правящие слои старой России — дворян, купцов и духовенство. Они знали, что имеют дело с системой, уничтожившей фундамент нации — миллионы крестьян. С системой, устроившей кровавый тридцать седьмой уже для всех, прежде всего «своих».

Они знали, что если сейчас можно действовать, то единственный гарант этому — Горбачев. Которого в любой момент могут сместить и обрушить на Пророков меч диктатуры.

И Пророки были готовы стать жертвами. Этим — готовностью к гибели — Пророки принципиально отличались от всех тех, кто шел на выборы сразу за ними — в 1990 году.

Массы это чувствовали. Они тоже никогда не знали, не кончится ли митинг, на который они идут, кровавой бойней.

Пророков отличало исключительное бескорыстие. Пророки думали о стране, об обществе, о народе. Они хотели не власти, а такого изменения системы, при которой они, работая на своих участках, приносили бы своему народу больше пользы.

И народные массы своим исключительным чутьем оценили эту бескорыстность. Сразу поверили им. У народа исключительно чуткое чувство на таких лидеров.

И пятый урок той эпохи. Без вождей, не интересующихся властью, должностями, постами, широкие народные массы на борьбу за перемены не поднять.

Сегодня, спустя тридцать лет, нельзя не сказать и о том, чего нет в фильме. Об ошибках Пророков.

Ошибка первая. Они не увидели опасности национализма. Они не увидели, что справедливое стремление защитить интересы своего народа оказалось в республиках обременено двумя болезнями. Во-первых, ущемление прав граждан других национальностей. Во-вторых, под флагом заботы о своей нации во власть пробивались бывшие советские аппаратчики.

Ошибка вторая. Они не поняли, что на каком-то этапе революции главной опасностью становятся не закоренелые защитники бюрократического социализма, а реформаторская бюрократия. Она стоит за реформы, но только такие, которые позволят ей остаться в Кремле и Белом доме. Захватить главные куски, а то и все социалистическое наследство.

Но самой главной была третья ошибка. Отсутствие у Пророков модели устройства общества, которое должно заменить бюрократический социализм.

Вариант возврата к дореволюционным порядкам даже не обсуждался. Вариант обновленного социализма Горбачева остался на словах без конкретизации. Варианты обновления социализма ряда интеллектуалов-неформалов массы тоже не интересовали.

Практически перед Ельциным, желавшим любой ценой удержаться в Кремле, лежал один проект — проект Запада. Проект был разработан Западом для стран третьего мира. Запад хотел не только устранить социализм, но и вообще устранить Россию как конкурента, исключив ее из великих держав планеты.

Ради сохранения власти реформаторская бюрократия России капитулировала перед Западом. Недавно президент Путин рассказал о масштабах этой капитуляции — пустили американцев на самые секретные объекты обороны.

Но почему Пророки не выступили против западной модели шоковой терапии и российской модели «распила» наследства социализма?

Да как раз потому, что Пророки не имели своей программы альтернативы бюрократическому социализму.

Да, какие-то попытки предложить альтернативу западному проекту были. А.И.Солженицын написал прекрасную, развернутую статью «Как нам обустроить Россию». Я тоже написал брошюру «Что делать?». Но эти работы появились тогда, когда поезд истории уже ушел, и никакого внимания они не привлекли.

Поэтому первый главный урок эпохи Пророков. Нельзя поднимать народные массы, имея за душой только критику прошлого и бессистемный набор мер, вполне обоснованных, но сводящих проблему реформ к латанию дыр и ремонту, пусть даже капитальному, в целом уже бесперспективной системы. Необходимо иметь варианты новых проектов будущего.

Ельцину понадобилось десять лет, чтобы осознать гибельность для России избранного им прозападного курса с отказом от поиска российского варианта постиндустриализма. И он, как народник, нашел в себе мужество, оставаясь в кругу номенклатуры, заменить западников на патриотов.

Патриоты пошли на разрыв с западничеством. Но — не найдя для себя Пророков — не смогли предложить России реформы по замене постиндустриализма номенклатурно-олигархического на постиндустриализм прогрессивный, демократический и народный. Ведь даже самая прогрессивная бюрократия не может создать модель радикальных перемен. Это наглядно демонстрирует один из лучших российских бюрократов Кудрин, которому поручено создавать проект будущего. Российская бюрократия пытается сидеть на двух стульях. Как удачно выразился Зюганов: на патриотическом и олигархическом.

И второй, главный урок всей российской истории. Модель будущего могут разработать стоящие вне системы пассионарные Пророки.

Фильм назван очень точно — «Пророки в своем отечестве». Но даже не очень сведущим в истории христианства известно, что Пророки так и не создали новую религию. Ее создал Иисус Христос.

И у нас отечественные Пророки не создали новой России. Ее создали реформаторски настроенные номенклатурщики, нарождающаяся олигархия и та часть либералов и демократов, которая хотела «войти во власть». Ее временно допустили. Но вскоре изъяли: и из Думы — как «Яблоко», и из исполнительной власти — как Собчака.

Но такой финал советских Пророков никогда не отменит того, что именно они подняли на штурм ставших угрозой для будущего России твердынь бюрократического социализма измученные им народные массы.

И последний главный урок. Чем больше страна, чем она многонациональнее, тем больше ей необходим, чтобы оставаться великой державой, интеллектуальный мозг. Россия без Пророков, без опоры на творческую интеллигенцию развиваться не может.

Таковы итоговые уроки и Горбачева, и Ельцина, и последних двух десятилетий.

Впервые на Международной ярмарке интеллектуальной литературы, которая пройдет с 29 ноября по 3 декабря в Центральном Доме художника (Крымский Вал, дом 10), будут представлены все книги Гавриила Попова. Книги можно приобрести на стенде Фонда Плеханова (К‑31а) в зале №14.

Телефон для справок +7-495-979-17-71.

Источники:

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/12/est_li_proroki_v_nashem_otechestve
http://novocherkassk-gorod.ru/na_article/42927/
http://www.mk.ru/politics/2017/11/27/proroki-v-svoem-otechestve.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector