Если священнослужитель хотел жениться второй раз. Можно ли жениться разведенному православному священнику повторно

Если священнослужитель хотел жениться второй раз. Можно ли жениться разведенному православному священнику повторно

Если у католических священников существует целибат, то есть они дают обет безбрачия, то в православии священнослужителям разрешается жениться. Это правило было закреплено еще в 325 году на Первом Никейском Вселенском соборе. Но, разумеется, брак православного священника имеет свои особенности.

На ком может жениться священник?

Определиться с женитьбой будущему священнику предлагается до 30 лет – к этому возрасту он уже должен принять сан. Если к 30 годам не женился, то должен постричься в монахи.

Чаще всего женятся еще семинаристами. Невеста, по существующим канонам, должна быть православной и обязательно девицей. Если она разведена или у нее есть дети, такая женщина не может стать женой священника.

Что касается профессии будущей матушки, то здесь меньше ограничений. Главное – чтобы ее профессиональная деятельность не нарушала Божьи заповеди. Например, она не может работать стриптизершей, торговать спиртным или табачными изделиями. Ранее священникам запрещалось жениться на актрисах, так как это ремесло приравнивалось к проституции. Сейчас существует иной взгляд на эти вещи.

Впрочем, семьи священнослужителей обычно бывают многодетными, так как в православии принято рожать, «сколько Бог даст». Поэтому далеко не всегда матушка может позволить себе работать, нередко она вынуждена вести хозяйство и заниматься воспитанием детей.

Может ли священник развестись?

Расторгнуть брак уже не получится. Если матушка ведет себя недостойно, например, изменяет, священник может не жить с ней как с женой, но разводиться все равно не имеет права. Даже если она умирает, он не может повторно жениться и должен остаток жизни провести один. Если он хочет создать новую семью, ему придется сложить с себя сан. В Древней Руси священник, оставшийся без жены, должен был уйти в монастырь.

Как должна вести себя жена священника?

Для матушек тоже существуют свои правила. Жена священника должна подавать пример духовной жизни. Ведь прихожане часто воспринимают ее как посредницу между ними и батюшкой, могут о чем-то спрашивать, просить, советоваться… Разумеется, она должна соблюдать православные каноны, вести себя скромно и сдержанно, как и подобает верующей христианке.

Что касается внешнего вида, короткие юбки и яркий макияж строго не воспрещаются, но они могут создать определенное впечатление о женщине. В церкви они явно не к месту.

Как должны священник и его жена вести себя в семье?

Бытовая жизнь в семье священника регламентируется так же, как для всех верующих. Однако священник и его жена не должны забывать, что они как служители Бога несут куда большую ответственность за каждое сказанное слово и каждый поступок. Между ними в идеале не должно быть ссор, скандалов, конфликтные ситуации должны разрешаться миром. Как правило, в семьях священников для всех членов тщательно соблюдаются божественные заповеди и религиозные каноны, например, посты и запреты работать в праздники.

Разумеется, священник и его семья не обязаны тратить свободное время на одни лишь молитвы и душеспасительные разговоры. Они могут проводить досуг, отправившись на загородную прогулку, в театр, кино, на концерт классической музыки. Допускаются и походы в приличные рестораны. А вот посещение ночных клубов, дискотек и прочих увеселительных заведений для них совершенно исключено.

Читать еще:  Какая сейчас луна 3 октября. Влияние разных периодов цикла

Если священнослужитель хотел жениться второй раз. Можно ли жениться разведенному православному священнику повторно

Является ли грехом вступление в повторный брак?

Ясно, что отношение Церкви ко второму браку определяется словами Господа: Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). Добавим, что поскольку муж и жена становятся одною плотью (Мф. 19, 5), то эти слова имеют и обратную силу —девушка или женщина, выходящая замуж за разведенного, подлежит тому же определению Господа, что и мужчина, который на ней женится [1] . Свт. Григорий Нисский пишет об этом: «Человеку дана от Бога одна помощница, и над женою поставлена одна глава. Итак, если кто стяжал себе, по выражению божественного Павла, свой собственный сосуд (1 Фес. 4:4), тому закон естественный предоставляет его праведное употребление. Но если кто обратится не к собственному, такой, без сомнения, похитит чужое. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное… Итак, все незаконное есть уже противозаконное, и берущий несобственное очевидно берет чужое»[2].

Иначе обстоит дело в случаях, если человек овдовел. Вступление в повторный брак после смерти жены или мужа нигде в Евангелии не названо прелюбодеянием. Так апостол Павел пишет в послании к Римлянам: Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа (Рим. 7, 2–3). Впрочем, церковная традиция ставит «честное вдовство» выше счастья вдовцов в повторном браке, и потому запрещает жениться вновь овдовевшим священнослужителям под страхом извержения из сана.

Но вернемся к браку после развода. С самых давних времен Церковь по снисхождению к человеческой немощи допускала повторные браки. В то же время правила обязывали священника отклонить приглашение на повторную свадьбу: «Пресвитеру [священнику] на браке двоеженца не пиршествовать. Ибо двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был бы пресвитер, который через участие в пиршестве одобрял бы подобные браки?» [3] Второбрачные подлежали отлучению от Причастия на год и более. В наше время эта мера не практикуется, зато сохранился и используется чин венчания для второбрачных, включающий в себя ряд покаянных молитв.

При вступлении в третий брак срок епитимии увеличивался. «О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности [греха], — пишет свт. Василий Великий. — Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года (нужно помнить, что сроки отлучения от Причастия в современной церковной практике сократились во много раз! Авт.), и называют такой союз уже не браком, но многоженством, или, скорее, наказанным блудом. Посему и Господь самарянке, переменившей пять мужей, говорит: тот, которого ныне имеешь, тебе не муж (Ин 4. 18), показывая этим, что переступившие предел второбрачия уже недостойны называться именем мужа или жены. Мы же не от правила, но от последования предшественникам, приняли обычай, троебрачных отлучать на пять лет. Впрочем, не должно совсем заграждать для них вход в Церковь, но удостаивать их слушания Писаний два или три года, а после этого допускать до стояния [в храме], но удерживать от приобщения святыни, и только после этого, показывающих некий плод покаяния, восстанавливать на место общения [допускать до Причастия]» [4] .

Читать еще:  Во сне снится обручальное кольцо. Обручальное кольцо на мужчине во сне

В другом месте свт. Василий отзывается о третьем браке еще более строго: «На троебрачие нет закона: поэтому третий брак не составляется по закону. На подобные дела смотрим, как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению их не подвергаем, как лучшие, чем распутное любодеяние» [5] . Четвертый и последующие браки свт. Василий называет многобрачием, говоря, что о нем «Отцы умолчали, как о деле скотском и совершенно чуждом роду человеческому», и что ему «этот грех представляется тягчайшим блуда» [6] .

Итак, Церковь по снисхождению к нашей немощи допускает повторный брак и даже венчает его. Многие нашли семейное счастье именно во втором браке. Впрочем, по статистике вторые браки распадаются чаще, чем первые, и спасение души явно важнее, чем счастье. Но если вы по тем или иным причинам остались в одиночестве и рядом появляется человек, с которым вы хотите связать свою жизнь в новом браке, то вы можете это сделать… Ясно осознавая, что Господь в Евангелии этот путь не называет лучшим и благословляет его через повторное венчание затем, чтобы сохранить нас от худшего, то есть от внебрачного сожительства. Четвертый же брак, согласно Правилам и Святым Отцам, не лучше блуда и потому совсем не благословляется Церковью.

Мы не принимаем развода для священника, потому что священник призван быть примером, образом для своих пасомых, но мы с милосердием, с любовью и с глубокой болью допускаем развод среди мирян. Но это не норма, это не одна из возможностей, стоящая перед людьми, когда они решают венчаться, – это катастрофа. Поэтому Церковь в древности после развода в течение долгого времени, порой до семи лет, не допускала до брака разведшихся, считая их незрелыми для того, чтобы вступить в новый брак. Они должны были пройти целую школу духовного воспитания — не образования, а именно воспитания, взращивания, чтобы можно было войти в брак совершенно по-иному, зрелыми людьми.

Елицы

19 января – праздник Крещения Господня (Богоявление). Заказав записки за ваших родных и близких на Крещенскую Литургия на Святой земле в Храме Рождества Христова в Вифлееме, вы бесплатно получите на почту Именные Сертификаты, которыми сможете поздравить их с праздником Крещения Господня.

Допустимо ли священникам вступать во второй брак?

Священникам Константинопольского Патриархата разрешили вступать во второй брак. У нас, в Русской Церкви, тема эта обсуждалась до революции, но Поместный Собор 1917-1918 гг. такую возможность безусловно отвергал.

А как Вы считаете, может ли священник жениться второй раз и при этом оставаться в служении?
В данный момент каноны Церкви запрещают священнику второй брак. В случае ухода от него матушки, или её смерти, он не имеет право жениться вторично, и тогда продолжить служение. Священник может, либо оставаться безбрачным, либо принять монашество. Если он женится второй раз, то должен будет оставить священство.
С одной стороны, есть строгое каноническое правило. С другой, возможно, тут нужно пользоваться принципом икономии – вдруг человек в молодости ошибся в выборе матушки (например), и она не выдержала тягот священнической жизни и ушла. А он хочет служить и при этом жениться. Можно ли допускать подобное? Как Вы считаете?

Читать еще:  К чему потерять сережку на правом. К чему теряют сережку

#священство #брак #Таинство #икономия #Православие

  • 2013
  • |
  • 4
  • |
  • 17
  • |
  • 3

Думаю, священники имеют право жениться вторично. Знаю случай, когда у замечательного священника матушка была вздорной и жадной, страдала гордыней. Требовала с него много денег и хотела переехать в город. Она даже бросала его, надолго уезжая куда-то. Возможно, блудила. Священник был натурой интелл.

Думаю, священники имеют право жениться вторично. Знаю случай, когда у замечательного священника матушка была вздорной и жадной, страдала гордыней. Требовала с него много денег и хотела переехать в город. Она даже бросала его, надолго уезжая куда-то. Возможно, блудила. Священник был натурой интеллигентной и чувствительной, он начал с горя пить. В селе его не осуждали и жалели, потому что знали как доброго тихого человека. В итоге его убили собутыльники – местные мужики. А ведь мог бы бросить свою дурную матушку и найти новую жену.

” Думаю, священники имеют право жениться вторично. Знаю случай, когда у замечательного священника матушка была вздорной и жадной, страдала гордыней. Требовала с него много денег и хотела переехать в город. Она даже бросала его, надолго уезжая куда-то. Возможно, блудила. Священник был натурой инте.

“Думаю, священники имеют право жениться вторично. Знаю случай, когда у замечательного священника матушка была вздорной и жадной, страдала гордыней. Требовала с него много денег и хотела переехать в город. Она даже бросала его, надолго уезжая куда-то. Возможно, блудила. Священник был натурой интеллигентной и чувствительной, он начал с горя пить. В селе его не осуждали и жалели, потому что знали как доброго тихого человека. В итоге его убили собутыльники – местные мужики. А ведь мог бы бросить свою дурную матушку и найти новую жену.”

Marina, какая грустная история.

Marina, какая грустная история.

“Что касается решения Константинополя по в второбрачию священников, тот тут с вдовыми доводы относительно понятны – Писание прямо разрешает вдовым вступать в брак, тут обиды и несправедливости нет никому. А вот если жена сбежала – тут мутно выходит. Может, она сбежала с олигархом в Куршавель, а б.

“Что касается решения Константинополя по в второбрачию священников, тот тут с вдовыми доводы относительно понятны – Писание прямо разрешает вдовым вступать в брак, тут обиды и несправедливости нет никому. А вот если жена сбежала – тут мутно выходит. Может, она сбежала с олигархом в Куршавель, а бедный священник виноват в том только, что он не олигарх. Ну и в неосторожном пригревании змеи. А может это он ее довел и вынудил убежать. Тут дозволение второбрачия ставит под удар женщину – типа надоела жена, так просто вынуди ее бежать и женись на влюбленной прихожанке без проблем.
То есть запретительный подход тут ставит под удар добросовестного мужа, от которого змея убежала в Куршавель, а позволительный – невинную жену.
При этом при запретельном подходе можно разобраться и сИкономить – мол, да, змея, полностью ее вина, ты свободен – а при позволительном что-то сделать гораздо проблематичнее.
Плюс тот фактор, что матушка не вращается обычно в среде романтически настроенных олигархов, а у батюшки напротив, постоянное общение с прихожанками, которые могут путать братскую любовь с романтической, и опасность для семьи тут несомненно выше. Поэтому возведение второбрачия в правило ударит по матушкам прежде всего. ” (с) умные люди в фейсбуке

Источники:

http://russian7.ru/post/pochemu-pravoslavnomu-svyashhenniku-nel/
http://azbyka.ru/znakomstva/blogs/0/66348
http://elitsy.ru/communities/29846/1735367/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: