Епископ пантелеимон шатов вконтакте. Любовь к умершим

Епископ Пантелеимон (Шатов): Семейная жизнь должна быть утешением

В рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений 27 ноября в архиерейском доме Астраханского кремля прошла встреча женатого духовенства Астраханской митрополии с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым).

Епископ Пантелеимон — глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, руководитель и духовник православной службы помощи «Милосердие». Владыка Пантелеимон вдовец, имеет 4 дочерей и 22 внуков, и не понаслышке знает о семейной жизни. Многое, из сказанного владыкой семьям священнослужителей, может быть полезно и семьям мирян.

В начале встречи с семьями священнослужителей Астраханской митрополии епископ Пантелеимон коротко рассказал о своей семейной жизни: о первых годах совместной жизни с супругой, рождении детей, воцерковлении. С большой любовью и теплотой владыка вспоминал свою матушку. Семейная жизнь должна быть утешением — таким был лейтмотив речи владыки Пантелеимона. «Бывали в жизни различные трудности: с деньгами и по службе, – вспоминал архипастырь. – Но придешь домой, а матушка скажет: “Ну что ты расстраиваешься, у нас же все хорошо”. И действительно, думаешь: “Что я расстраиваюсь? Все же хорошо”».

По словам епископа Пантелеимона, задача матушки — всячески оберегать священника, обеспечивать его покой, воспитывать детей в уважении к нему и быть помощницей в его служении. Роль матушки в сохранении мира и покоя в семье неоценима. «Матушка должна поддерживать и укреплять батюшку в его служении. Когда в священнической семье хорошие отношения, тогда батюшке легче молиться, тогда ему легче общаться с людьми, у которых свои трудности и скорби, тогда он может им чем-то помочь», – отметил владыка.

В семейной жизни супруги могут указывать друг другу на недостатки, но с любовью, чтобы помочь исправиться к лучшему. По словам епископа Пантелеимона, такая откровенность действительно нужна, но нужно уметь выбирать для этого правильное время. Например, не стоит говорить о недостатках супруга в раздражении или когда он вернулся домой после трудного дня. «Очень важно также понимать, что когда мы в плохом настроении, то все нам кажется плохим. Но не потому, что на самом деле все плохо, а потому что мы видим все в искаженном виде. А когда хорошо на душе, когда мы покаялись в грехах и причастились, когда Господь покрыл нас Своей милостью, все налаживается. И поэтому не надо верить своим плохим ощущениям, не надо на них утверждаться, а надо всегда по-доброму относиться друг к другу, и конечно, уметь прощать. Мы, христиане, призваны войти в радость Бога уже здесь, на земле, приобрести милостивое, мирное устроение, и тогда вокруг нас будет создаваться особая атмосфера. “Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся”, – говорил преподобный Серафим. А если этот мир будет в семье, то такая семья станет примером для других. В наше время, когда счастливых семей не так много, очень важно, чтобы семья священника была счастливой, поскольку она становится примером для других. Важно не идти на поводу у современного мира и не бояться многодетности. Во всем надо полагаться на Бога и помнить, что наша земная жизнь не может быть без трудностей», – поделился мыслями о супружеской жизни епископ Пантелеимон.

Особенно важно в священнической семье воспитать в детях уважение к отцу. Владыка Пантелеимон рассказывал: «Моя жена меня очень любила, уважала и всегда старалась оградить мой покой. Матушка воспитывала детей в уважении ко мне и всегда им говорила: “Главное, чтобы у папы все было хорошо, тогда и у нас все будет хорошо”. Также она всегда показывала им, что папе должно доставаться все самое лучшее. Сначала папе, потом детям». Владыка также подчеркнул, что и отец должен воспитывать в детях уважение к матери.

Современное общество, в котором господствуют распущенность и вседозволенность, крайне вредно влияет на детей. «В советское время, – рассказывал владыка Пантелеимон, – была идеология, она была ложная, но она была. Люди понимали, что есть какие-то высокие принципы. А сегодня наши дети растут в развращенном обществе. Как их уберечь? В послании апостола Павла есть просьба к отцам не раздражать детей, чтобы они не унывали. Очень важно, чтобы ребенок жил в радости. Нельзя все время делать детям замечания и все запрещать. Очень многие детские недостатки изживаются и проходят сами. Нельзя к детям применять такие высокие требования, как в житиях святых. Это же дети, к ним надо проявлять любовь. И даже наказывая, надо делать это спокойно, с любовью. Нельзя наказывать ребенка в раздражении, иначе он воспримет наказание как несправедливое».

«Недавно наши батюшки ездили на Афон, – рассказывал архипастырь, – и спрашивали у афонских старцев, как воспитывать детей. И все старцы в один голос отвечали, что если в семье будут мир и любовь, то дети обязательно вырастут хорошими. Главное, чтобы родители любили Бога, любили людей, чтобы у них было единство взглядов и добрые отношения».

Отвечая на вопрос аудитории, как ему удалось воспитать трех матушек, и должен ли отец-священник стремиться воспитать будущих батюшек и матушек, епископ Пантелеимон ответил, что он не ставил перед собой такой задачи. «Это получилось само собой, что дочери нашли таких замечательных мужей. Это Господь так устроил, наверное, молитвами моей матушки. Я считаю, что стремиться к этому особенно не нужно, а вот готовить сыновей к священническому служению, на мой взгляд, – это более важная задача, потому что у нас не хватает настоящих священников. Очень важно рассказывать мальчику о высоте священнического служения, которое спасает мир, спасает все человечество. Ведь никто так не может изменить мир в лучшую строну, как священник. Священник может помочь победить диавола, победить зло, священник может привести человека к спасению».

Рассказывая о том, как прививал своим детям любовь к храму, владыка вспоминал: «Когда у меня бывали выходные, я ходил на службу в Елоховский собор, рядом с которым мы жили, и брал с собой детей. Пока шла служба, я подводил их к иконам, кратко рассказывал жития святых, покупал им свечи. Так я приучал детей к храму, к молитве. Для них эти походы не были каким-то послушанием, для них это была радость – пойти с папой в храм. Вера для ребенка ассоциируется с праздниками, с радостью. Надо делать так, чтобы для детей поход в храм был радостью. Также постепенно я приучал их к молитве. Объяснял, что после Причастия надо поблагодарить Бога своими словами».

Читать еще:  К чему снится спасение утонувшего. К чему снится спасти утопающего женщину

О выборе духовного чтения для детей епископ Пантелеимон рассказал следующее: «Я читал детям жития святых. Они детям очень интересны, потому что жития святых сюжетные: в них есть про зло, про чудеса, про дела милосердия. Есть очень интересные жития святых, нужно рассказывать их детям как можно чаще. Это намного лучше сказок, хотя хорошие сказки тоже нужно читать. Дети должны знать о святых, должны представлять их живыми людьми. Хорошо, что из года в год, следуя календарю, рассказы будут повторяться. Кроме того, нужно не просто читать все подряд, но выбирать и уметь пересказывать детям на их уровне».

Рассказывая о праздниках в семье, владыка отметил, что для детей ожидание праздника часто гораздо важнее самого праздника. Детям очень нравится атмосфера ожидания, подготовки. В последнее время многие родители во время поста делают для детей календари ожидания праздника: Рождества Христова и Пасхи. По его словам, это очень хорошая практика, поскольку детей нужно учить в игровой форме.

На вопрос о том, как молиться с детьми, епископ Пантелеимон ответил, что молитва с детьми должна быть краткой, но регулярной. Нужно молиться с детьми в особенно важные моменты жизни, когда кто-то заболел или путешествует, чтобы молитва сопровождала всю жизнь. Владыка также подчеркнул, что дети любят церемонии: зажечь свечу, встать перед иконой. Нужно найти такую форму молитвы, которая будет им понятна. «Детям можно молиться своими словами. И хорошо, когда дети так живо обращаются к Богу, – сказал епископ Пантелеимон. – Очень важно, чтобы у детей было живое общение с Богом, чтобы они знали, что Христос пребывает с нами во все дни до скончания века. Нужно, чтобы они любили Христа, не просто знали какие-то правила, но чтобы у них был Его живой образ».

Епископ пантелеимон шатов вконтакте. Любовь к умершим


интервью для историко-литературного журнала СТРАННИКЪ

Биография епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова)

Воспоминаниями о своем детстве владыка поделился в небольшом интервью, данном им в день приезда на Смоленскую кафедру корреспонденту пресс-службы администрации Смоленской области.

Родился будущий архиерей в Москве 18 сентября 1950 года в семье служащих.

«Моя бабушка, Мария Ефимовна, была из мещан города Смоленска. Отсюда был родом и мой дедушка. Моя мама родилась у них в 1923 году, – рассказал епископ. – Дедушка и бабушка были обвенчаны в Верхне- Георгиевской церкви. Скорее всего, в ней же было совершено Таинство крещения над моей мамой. Сам я летом бывал в Колодне, где жили мои дядя и тётя. Я купался в Днепре, собирал грибы в Смоленских лесах».

С 1968 по 1970 годы будущий епископ служил в Советской Армии. В 1971 году женился. В 1974 году принял крещение. В 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу на второй курс.

26 августа 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен в сан диакона. Перешёл на заочное отделение Московской духовной семинарии и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм села Николо-Архангельское.

15 апреля 1979 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил в сан священника и назначил отца Аркадия настоятелем Троицкой церкви в селе Голочелово Московской области.

В 1984 году его переводят вторым священником в Тихвинский храм города Ступино, а в 1987 – году в Смоленский храм села Гребнево.

В 1988 году закончил Московскую духовную академию заочно.

В 1990 году умирает его жена, и в том же году он получает назначение настоятелем вновь открывающегося храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. Он участвовал в создании вечернего отделения сестёр милосердия при Первом Московском медучилище, которое в 1992 году было преобразовано в Свято-Димитриевское училище сестёр милосердия, стал его духовником.

В 2002 году назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы. С 2005 года является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского.

На 2010 год – настоятель Московских храмов святого благоверного царевича Димитрия при I Градской больнице, святителя Луки Симферопольского при Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева и преподобного Серафима Саровского при Свято-Димитриевском детском доме.

5 марта 2010 года постановлением Священного Синода назначен председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

31 мая того же года постановлением Священного Синода ему определено быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии.

17 июля 2010 года в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры во имя святого праведного Филарета Милостивого Патриархом Московским и всея Руси Кириллом пострижен в малую схиму и наречён в честь великомученика и целителя Пантелеимона, а 18 июля в Успенском соборе Лавры патриархом Кириллом возведён в сан архимандрита.

20 августа 2010 года в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря состоялось его наречение, а 21 августа в том же соборе за Божественной литургией – архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

29 сентября 2010 года для возрождения диаконического служения в Марфо-Мариинской обители владыке было поручено совершать богослужения в этой обители, наблюдать за духовной жизнью сестёр, принимать участие в решении текущих дел обители, он также вошёл в попечительский совет обители.

22 марта 2011 года владыка Пантелеимон назначен епископом Смоленским и Вяземским. (Епископ имеет четырех замужних дочерей, одиннадцать внуков).

– Вы были сельским священником, хотелось бы больше узнать о жизни сельских пастырей. Расскажите о своем личном опыте.

– Время, когда я служил в селе, для меня было, конечно, с одной стороны – временем тяжелым, а с другой – радостным. Я тогда не представлял, какие проблемы есть у священника городского, какие трудности есть у архиерея. Я не ценил того, что было тогда у меня. Это время было началом моего священнического служения. Я очень жалею о тех ошибках, которые сделал, когда был молодым священником. Я излишне строго относился к своим пасомым, много с них спрашивал. Это, конечно, мой грех, что я не был по-настоящему добрым пастырем. В прошлом не ценил время, которого было у меня в избытке, иногда не знал, чем себя занять, слишком мало читал, недостаточно и плохо молился. У меня тогда было мало опыта священнического, не было опыта служения, но время было, конечно, замечательное – мирное, тихое, спокойное.
Я служил в Подмосковье, в селе Голочелово. До этого села нужно было сначала ехать от Москвы на электричке, на автобусе, потом идти пять километров пешком, из которых 2,5 километра, по бездорожью. Дорога занимала около 5 часов. Сейчас я до Смоленска добираюсь за это же время.

Читать еще:  Какое имя дать девочке рожденной в марте. Женские имена рожденных в декабре

– Каково Ваше отношение к сельским священникам?

– К сельским священникам я отношусь с большим уважением. Мне кажется, что сельские священники (я – увы! – был другим человеком) – люди очень добрые. Сельским священникам не нужно никуда спешить, у них мало народа, зато они могут уделить время любому приходящему, поговорить с ним, выслушать его. Я жду, когда смогу посетить сельские приходы, посмотреть, как живут сельские священники на смоленской земле. Это своего рода возвращение в мою молодость, в начало моей священнической жизни.

– Считаете ли Вы, что священник должен стремиться уехать из села в город, что село может быть лишь только вехой на жизненном пути?

– Я думаю, что настоящий священник должен стремиться к небу. Он должен свидетельствовать о Христе, чтобы помочь своим прихожанам, своим духовным чадам войти в Царство небесное. Был такой замечательный пастырь отец Павел Груздев, который часто повторял: «Сиди, лягушка, в луже, чтоб не было хуже». Священник должен служить там, где начал свое служение. Конечно, иногда есть нужда в изменении места службы по решению священноначалия, но самому стараться переехать, если не случилось чего-то экстраординарного, ни в коем случае нельзя.

– Прежде чем задать вам этот вопрос, я должен извиниться, поскольку он касается вашего вдовства. Каково было Вам поднимать на ноги четырех детей, будучи приходским священником? Откуда Вы получали помощь? Были ли люди, которые Вам помогали?

– Поднимать детей мне было не так тяжело, как могло бы быть, потому что у меня было много помощников. Одна женщина посвятила себя моим детям, очень много времени им уделяла, с ними занималась. Другие люди мне тоже помогали. У моих детей есть замечательный духовник – отец Владимир Воробьев, который и меня поддерживал в это трудное время. Я часто мысленно обращался к своей почившей матушке, мы с детьми всегда бывали на могилке у нее в памятные дни и всегда просили её помочь нам. Когда она умирала, люди спрашивали её: «Как же, матушка, не боишься умирать? На кого ты детей оставляешь?». Он отвечала, что оставляет на Матерь Божию. И вот её вера оказалась непосрамленной, потому что четыре мои дочери выросли, трое замужем за священниками, одна замужем за врачом, который мне много помогает. У меня 11 внуков. Все мои дочери в память о маме своим первым дочерям дали её имя – София.

– Каких замечательных духовных людей на своем жизненном пути Вы встречали?

– На моем жизненном пути было немало замечательных людей. Самой главной для меня была не личная встреча, но встреча письмами, с отцом Павлом Троицким. С ним меня познакомил о. Владимир Воробьев. Это замечательный святой XX века, абсолютно прозорливый исповедник веры Христовой, проживший долгий XX век, сидевший в лагерях, тюрьмах, начавший свою жизнь в Даниловом монастыре, окончивший свою жизнь в каком-то тайном месте, скрывший себя от людей, но очень много писавший писем. Письма от него получали: о. Владимир Воробьев, о. Дмитрий Смирнов, о. Александр Салтыков, матушка Иулиания Каляда, игумения Зачатьевского монастыря, о. Глеб Каледа, о. Александр Куликов, о. Валентин Асмус, наверное, и другие замечательные пастыри. Батюшка руководил нашей жизнью, в письмах мы задавали ему вопросы. Благодаря своему дару, он иногда отвечал на письма, которые еще не получил. Отец Павел нередко предупреждал нас о каких-то сложностях, трудностях, его молитвами совершались удивительные чудеса. И вот эта встреча с ним помогла мне на моем священническом пути, дала мне правильные ориентиры, понимание того, что такое духовная жизнь. Если бы не отец Павел, который помогал мне выбрать правильный путь, наставлял, предостерегал от ошибок – не знаю, что было бы со мной.
Мы пытались найти отца Павла, зная название селения в Тверской области по телеграмме, которую от него получил о. Всеволод Шпилер. Однако нам это не удалось. В письмах святой старец писал, что он хотел бы остаться неизвестным, как миллионы людей, которые скончались в XX веке. Видимо, это его желание пересиливает все наши усилия по выяснению места, где он похоронен.
Я, даже будучи священником, иногда колебался в вере, поскольку к ней пришел уже взрослым. Однако на все искушения я отвечал: «Если есть отец Павел – значит, есть Бог». Я сожалею, что так мало сделал из того, что он мне писал, что, зная такого великого святого, я сам остаюсь таким никчемным и грешным.
Кроме отца Павла, я знал таких замечательных людей, как о. Павел Груздев, о. Тихон Пелех. Знаком я, и с современными пастырями. Господь благословил меня дружбой с отцом Дмитрием Смирновым. Мой духовник – отец Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского православного университета, который мне очень много помогает в решении духовных вопросов. Когда стало ясно, что моей жене жить осталось немного, он пригласил нас с детьми к себе на дачу. Вся его семья окружила нас удивительной любовью и разделила с нами все скорби и трудности, связанные с болезнью и смертью матушки Софии.

– Владыка, жизнь преподносила Вам немало неприятных сюрпризов. Что Вы делаете, когда Вам бывает грустно или плохо?

– Когда мне бывает грустно или плохо, я молюсь Богу. Это единственный способ выйти из всех трудных жизненных ситуаций, и, пройдя уже много испытаний и искушений, я могу сказать всем, что Бог никогда не оставляет нашу молитву без ответа. Я могу засвидетельствовать, что Бог всегда помогает, если ты просишь Его, если ты не отступаешь, если ты не перестаешь молиться, если ты борешься с возникающими соблазнами, если ты каешься, просишь Бога о помощи.

– Вы являетесь руководителем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Расскажите о работе, которую Вы проводите

Работа заключается в том, чтобы поддержать все те благие добрые начинания, которые есть в нашей Церкви, все дела милосердия, которые совершаются у нас. Мы стараемся призвать к социальному служению как можно большее количество людей, стараемся исполнить все благословения священноначалия, Святейшего Патриарха.

– Владыка, расскажите о традициях празднования Пасхи и Рождества в вашем отделе?

– У нас за последние двадцать лет сложились традиции празднования Пасхи и Рождества в Свято-Димитриевском больничном храме. В эти дни мы посещали больницы, социальные учреждения, детей-сирот, детей-инвалидов и много времени отдавали именно этому. Я думаю, что эта традиция должна быть и здесь, в Смоленске, потому что Святейший Патриарх навещает нуждающихся и страждущих, даже бездомным были розданы тысячи подарков от его лица, так что эти традиции надо обязательно возрождать.

Читать еще:  Глеб имя значение и характер. Глеб - значение имени, происхождение, характеристики, гороскоп

– Владыка, у каждого священнослужителя есть любимый святой отец, творения которого он любит больше всего читать. Творения какого святого отца Вы больше всего любите читать?

– Чаще всего я читаю Авву Дорофея, он был сам начальником монашеской больницы. Его писания являются азбукой духовной жизни. Если в Лествице нас (людей недуховных) многое может соблазнить и многое может напугать, то у Аввы Дорофея можно читать все, и все, что он пишет, применимо не только к монашеской жизни, но и к жизни в миру. Поэтому это мой самый любимый из святых отцов.

– Владыка, нам хотелось бы узнать о Ваших музыкальных предпочтениях.

– Я очень люблю Баха. Нравятся мне произведения других композиторов, Свиридова, Моцарта, Вивальди. Но все-таки никто, как Бах, так меня не радует.

– Каких светских авторов вы больше всего любите читать? Какие произведения литературы вам более всего нравятся?

– Читать произведения писателей мне не всегда интересно, ведь жизнь богаче самого гениального творческого человеческого замысла. Описать то, что в жизни происходит, невозможно. В последнее время я очень люблю читать мемуары или дневники. Последние чаще, потому что воспоминания не всегда соответствуют действительности. На собственном опыте я убедился: ты пишешь совсем не то, что было на самом деле. Ты это понимаешь по-другому. Дневники же отражают настоящую жизнь.

– Владыка, вы уже больше месяца находитесь на Смоленской кафедре, каковы ваши впечатления о нашем городе и области?

– В Смоленске ритм жизни совсем не такой, как в Москве, люди здесь проще, добрее. Смоляне смиренные люди, более спокойные, общаться с ними гораздо легче, нет такого накала страстей. Конечно, всякое бывает и здесь, на Смоленщине. Везде есть и грешные, есть и святые, добрые люди.
Встречи с людьми светскими меня очень радуют. Среди них есть замечательные люди, верующие, православные, радеющие о спасении душ людей, о возрождении Смоленщины. Например, директор птицефабрики отдала свое помещение под храм. Таких людей, слава Богу, очень много.
Я сегодня в храме встретил женщину, которая подарила мне цветы, хлеб и соль. На мой вопрос: «Вы здесь староста?» – я получил ответ: «Я здесь никто». Я очень рад, что на Смоленской земле я встречаю таких смиренных людей.

– Спасибо, владыка, за интервью. Будем надеяться, что наши встречи станут регулярными. Храни Вас Господь!

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шатов Аркадий Викторович)

Родился 18 сентября 1950 г. в Москве.

В 1977 г. поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу во второй класс.

26 августа 1978 г. архиепископом Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан диакона. Перешел на заочное отделение МДС и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм с. Николо-Архангельское.

15 апреля 1979 г. на праздник Входа Господня в Иерусалим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Троицкой церкви в с. Голочелово Московской области. Переведен в 1984 г. вторым священником в Тихвинский храм г. Ступино, а в 1987 г. в Смоленский храм с. Гребнево.

В ноябре 1990 г. назначен настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При храме было создано Свято-Димитриевское сестричество.

В 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было открыто Свято-Димитриевское училище сестер милосердия (учредители: Правительство Москвы и Свято-Димитриевское сестричество), духовником училища стал о. Аркадий.

В 2002 г. назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. С 2005 г. является заместителем председателя Попечительского совета Больницы святителя Алексия, митрополита Московского.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 41) избран викарием Московской епархии с титулом «Орехово-Зуевский».

17 июля 2010 г. в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном в честь праведного Филарета Милостивого, Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя.

18 июля 2010 г. возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 20 августа 2010 г. в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Хиротонисан 21 августа за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Соловецкой обители. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

С декабря 2010 г. по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 14) назначен на Смоленскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 161) включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства (с марта 2012 г. — Патриаршая комиссия).

Постановлением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 23) назначен Преосвященным Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, с освобождением от управления Смоленской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Восточным викариатством г. Москвы.

2 апреля 2018 г. назначен председателем Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы.

Вдовец, имеет четыре замужних дочери, 20 внуков.

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Пантелеимона (Шатова) при наречении во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

  • 1995 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • 2003 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • 2005 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2010 г. — орден прп. Серафима Саровского III ст.;
  • 2015 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2019 г. — орден свт. Луки Крымского III ст.

Источники:

http://astreparh.ru/novosti-eparhii/3579-episkop-panteleimon-shatov-semeynaya-zhizn-dolzhna-byt-utesheniem.html
http://konstant-zab.livejournal.com/4503.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/1143001.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: