Епископ Панкратий: В монастыре должна быть братская любовь, а не демократия. Епископ Троицкий Панкратий рассказывает

Епископ Панкратий: В монастыре должна быть братская любовь, а не демократия. Епископ Троицкий Панкратий рассказывает

Человек вверил тебе свою жизнь, как ты перед Богом будешь, как перед людьми, даже перед совестью своей отвечать? Вот ты на других людей как будешь смотреть? Мне кажется, это вне обсуждений, это просто необходимо делать, лечить братию. Бывают, конечно, случаи, когда человек по убеждениям отказывается от паспорта, медицинского полиса, ИНН и прочего, а теперь — «я заболел, мне дайте 300 тысяч на лечение в частной клинике». Я говорю: «Знаешь что, милый, решай. Если ты хочешь за ИНН пострадать, за медицинский полис, то это твое дело, а лучше бери полис и лечись, как все братья лечатся. — Так насколько монах равен любому другому человеку во всех ситуациях с паспортом, телефоном, учебой, лечением? — Во всем равен, мы все граждане России. У нас есть один такой, своеобразный старый монах уже, с проблемой, которая возникла по вине его прошлого духовника. Не обменял он советский паспорт. Теперь хочет и пенсию, чтоб была, и паспорт, чтоб был. Я говорю: «Ну иди, делай, получай». А там волокита — ему тяжело стало. И тут приезжает вдруг президент, и он ему вручает бумагу, по виду жалобу! — Интересно… и чем дело кончилось? — Естественно, мне охранник передал потом эту бумагу. Я так подумал, что он насчет паспорта жалобу написал. Я ему растолковываю — сколько раз тебе говорил, что я не препятствую, езжай, занимайся! Ему сложно, он из другой уже страны. А он, по простоте душевной, написал не про себя, а про то, что у него на родине в деревне храм никак не могут построить, денег не хватает, помогите построить. — Вот! Вам бумага обратно вернулась, до президента не дошла! — Я говорю, что же делать, президент сейчас будет заниматься этим храмом в другой республике? Это даже уже сейчас не в России. — А вы говорите, жаловаться. Секретарь епархии вам отправит, охранник вам отдаст. Не доходит до начальства это. — И слава Богу! Будет президент заниматься деревенскими храмами в другой стране. У него есть более серьезные обязанности, каждый должен заниматься своим делом. Есть там архиереи местные епархиальные, есть благочинные, свои власти, свой президент. Вот и всё, пускай занимаются своими делами в своем государстве. Но я этому старчику потом объяснил, что надо все-таки со мной сначала советоваться, я постараюсь помочь, если могу. — Ну, вы же понимаете, о чем я? Если сестра с такой бумагой идет к Патриарху, который в монастырь приехал, не дойдет же до него эта жалоба, охрана передаст обратно настоятельнице. Сиди, спасайся, смиряйся. — Хорошие слова, да. Но если ты видишь, что ты вредишь своей душе, то нужно делать выводы. Еще раз говорю, что надо делать выводы до пострига, время до этого есть. Те, кто постригает сразу, буквально через год-два, совершают вещи недопустимые. Такое надо писать в положении, что только, допустим, спустя, как минимум, пять лет. За пять лет узнаем? — Не знаю. Ну, хорошо. Что бы сказали человеку, который хочет пойти в монахи, у вас есть готовые фразы, которые вы обычно говорите, и меняются ли они со временем? — Не спеши!

Епископ Панкратий (в миру – Жердев Владислав Петрович) родился 21 июля 1955 г. в г. Перми. С 1970 г. по 1980 г. обучался сначала на архитектурном отделении Пермского строительного техникума затем на архитектурном факультете Таджикского политехнического института в г. Душанбе, куда переехала семья. После окончания института работал художником в издательстве, затем стал жить и работать при Никольском соборе г. Душанбе.

В 1986 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, осенью этого же года после страшного пожара в Московским. Духовных школах поступил в братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Пострижен в монашество 3 июля 1987 г. с именем Панкратий, в честь преподобного Панкратия, затворника Киево-Печерского, 18 июля 1987 г хиротонисан во иеродиакона, а 8 июня 1988 г. – во иеромонаха. Нес послушания, связанные с проведением в Троице-Сергиевой Лавре Юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летию Крещения Руси, затем нес послушания помощника эконома, а потом – эконома Троице-Сергиевой лавры, руководил возобновлением издательской деятельности Лавры. 17 июля 1988 г. возведен в сан игумена, 4 мая 1990 г. – в сан архимандрита.

18 января 1993 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен наместником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Со времени вступления архимандрита Панкратия в должность значительно увеличилось число братии монастыря. Были открыты шесть монастырских подворий: в Москве; второе (историческое) на Синопской набережной в Санкт-Петербурге; в г. Сортавала; в Коломенском районе в селе Бортниково; в пос. Озерки Ленинградской области; в Адлерском районе г. Сочи. Возобновлена монашеская жизнь в восьми скитах: Никольском, Предтеченском, скиту во имя преп. Александра Свирского на Святом острове, Гефсиманском, Сергиевском на острове Путсаари, Коневском и Ильинском, где полностью восстановлены утраченные храмы и келейные корпуса. Теги: Интервью, Исповедь бывшей послушницы, монашество, современное монашество Подписывайтесь на канал Правмир в

Читать еще:  Знак зодиака маньяков и серийных убийц. Зодиак убийца

, чтобы не пропускать интересные новости и статьи Поддержать Правмир Поскольку вы здесь… … у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал ” Православие и мир ” , но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir. ru, Neinvalid. ru, Matrony. ru, Pravmir. com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

Епископ Троицкий Панкратий: «Я никогда не видел его гневающимся»

В 25-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Алексия II на Московский Патриарший престол в Валаамском монастыре почтили его память

В 25-ю годовщину интронизации приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II на Московский Патриарший престол в Валаамском монастыре почтили его память, сообщает пресс-служба Валаамского монастыря.

Оплотом в первые годы жизни будущего священнослужителя, и в годы его юности, словно предчувствуя будущее своего сына, родители Алёши бережно взращивали в нём любовь к Церкви. Ещё совсем маленьким мальчиком Алексей Ридигер неизменно сопровождал отца и мать в паломнических поездках. Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, и, наконец, на Валаам. Его суровая природа и строгая архитектура храмов и скитов, девятилетнего Алёшу просто потрясли… веры стал монашеский остров Валаам для будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Тёплые воспоминания Святейшего сохранили множество имён и деталей. По ним, словно по фотографиям тех лет, можно восстановить картины валаамской жизни, где простота повседневного общения тончайшим узором вплетается в высокую сферу молитвенного служения. Девятилетнему Алёше Ридигеру посчастливилось вести переписку с валаамским монахом Иувианом (Красноперовым, +1957).

Пресс-служба обители цитирует письмо монаха Иувиана: «Дорогой о Господе, милый Алёшенька! Сердечно благодарю тебя, дорогой мой, за приветствие с праздником Рождества Христова и с Новым Годом, а также за твои добрые пожелания. Да спасет тебя Господь Бог за все эти дары духовные. Если бы Господь сподобил всех вас приехать к нам на Пасху, это увеличило бы нашу пасхальную радость. Будем надеяться на то, что Господь по Своей великой милости сотворит это. Мы тоже с любовию вспоминаем всех вас: вы для нас — точно свои, родные по духу. Прости, дорогой Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь! В своей чистой детской молитве вспомни и о мне, недостойном. Искренно любящий тебя о Господе монах Иувиан».

Молитвенная жизнь Спаса-Преображенского Валаамского монастыря замерла на долгие годы. Запустение, упадок, разруха – вечные спутники безверия, – прошлись злым холодным ветром по монастырским храмам и кельям, опустошили знаменитые Валаамские сады. Вместо золочёных куполов – развороченные, разорённые останки церквей, искорёженные бомбёжками, пожарами и дикарями здания.

Рассказывая о своих встречах с приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II, нынешний игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий говорит о необычайной, поучительной кротости Патриарха. Он не раздражался никогда. Считал своим долгом изжить гордыню, недостойную священнослужителя. Для человека, которому приходилось помногу и подолгу работать, проводить до нескольких встреч в день, решать невероятное количество вопросов, и при этом служить, – такая сдержанность кажется настоящим подвигом. В ней – и истинное христианское смирение, и особая мудрость опытного молитвенника, – сохранять свои чувства для одного лишь Бога, оберегая покой близких.

«Гнев, как он считал, – одно из самых вредных качеств человеческих, которое невозможно на Патриаршем престоле, – вспоминает епископ Троицкий Панкратий. – Если Патриарх гневается, то его ошибка может нанести ущерб всей Церкви. И поэтому Святейший Патриарх Алексий II приложил все усилия и победил эту страсть. Я никогда не видел его гневающимся, хотя ситуации были очень сложными, неожиданными, очень порой неприятными. Но он всегда себя держал в руках, и никогда не позволял себе даже грубого резкого слова. В аскетическом плане – большое назидание для нас как иноков, как пастырей, чтобы так работать над собой, как Святейший Патриарх над собой работал, для того, чтобы так вот достойно послужить в Церкви, послужить людям».

Читать еще:  Сколько лет по дате рождения таблица. Узнать дату смерти по дате рождения - реальность или выдумка

Это стремление не тревожить тех, кто рядом, особо проявлялось в размышлениях Святейшего о Валааме… Всем сердцем он был вместе со своей духовной родиной и все-таки долгие годы избегал поездок на обездоленный остров, – а приглашали его не раз.

В ноябре 1961 года молодой епископ Алексий был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. По долгу службы ему приходилось бывать во многих обителях, но. «…я не хотел испортить того впечатления (о Валааме), которое осталось у меня в памяти. И только через 50 лет, в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, я посетил Валаам, когда была реальная возможность уже возродить монашескую жизнь, и тогда не так остро воспринимались все раны и увечья, которые были нанесены Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю злой человеческой волей, временем, войной и непогодой».

Так вспоминал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II о своём многолетнем желании видеть дорогие святыни и мучительной боли от невозможности ничего сделать для возрождения великой обители. Но именно на долю владыки Алексия ещё в бытность его митрополитом выпало участие в принятии судьбоносных решений, определивших путь возрождения русского православия. Одной из ключевых вех стало и решение о возвращении к жизни Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Вернуть к жизни монастырь – значит, очистить его от скверны, – восстановить его и открыть для насельников. И когда 12 декабря 1989 года первые в новейшей истории монахи вступили на берег Валаама, они знали, какое чудо свершилось – чудо возрождения не только обители, но и надежда на возрождение православной страны.

Всего через полгода после возрождения монашеской жизни на Валааме, тогдашний митрополит Алексий стал Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (10 июня 1990 г.). И одна из его первых поездок в чине Предстоятеля Русской Православной Церкви была именно на Валаам. А затем и Валаамский монастырь получил статус ставропигиальной обители, и вступил в ведение Святейшего Патриарха. Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий с теплотой вспоминает приезды приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II.

«Когда представилась возможность построить новый, Свято-Владимирский скит, Святейший был очень счастлив этой возможности, потому что монастырь, когда он уже возрожден, должен развиваться. Нам нужно было здесь разместить иконописную и реставрационную мастерские, музей и храм в честь равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси. Святейший смотрел вместе со мной рабочие документы. Закладка была произведена в 2002 году. В 2005 году Святейший уже останавливался в своей резиденции, а в 2008 уже был построен этот прекрасный храмовый комплекс. Освящение произошло в дни празднования 1020-летия Крещения Руси. За 20 лет прошла целая эпоха, произошло действительно возрождение нашей Церкви, произошли очень глубокие большие перемены, и роль приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, его значимость в этой двадцатилетней эпохе неоценима».

Невзирая на загруженность делами, Святейший Патриарх никогда не оставлял без внимания Валаамскую обитель. В свои приезды на северный остров, он без устали обходил возрожденные скиты, не давая себе отдыха, ни на день, ни даже на пару часов. Предстоятель беспрестанно работал и при этом находил и время, и слова для монастырской братии. Владыка Панкратий помнит те слова Святейшего, как сейчас:

«Он говорил о необходимости преемства, о том, как ему запомнилась та особая атмосфера любви, которой окружали старцы всех, кто приезжал в обитель, и всех встречали словами “Христос Воскресе, радость моя!” И сам Святейший Патриарх любил эти слова, любил также высказывание преподобного Серафима Саровского “Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся”, и конечно он привлекал и спасал тысячи, на нем исполнились слова преподобного. Он был нашим духовным отцом, наставником. Не только по должности, по высокому своему положению, но и по сути»…

Обитель благодарно хранит память о приснопамятном Святейшем Патриархе Алексии II. На острове действует музей имени Святейшего Патриарха. Как хранил когда-то письма своего духовного наставника юный Алёша Ридигер, так и сегодня в Валаамском монастыре бережно собирают свидетельства о его пребывании в обители и трудах на благо Русской Православной Церкви.

«Святейший был таким человеком очень милостивым, очень выдержанным и очень редко можно было понять, что он переживает, – вспоминает епископ Троицкий Панкратий. – Это может быть, было очевидно, когда он освящал храм на Смоленском скиту. Но это было действительно особое освящение, осенью 2007 года. Народа было совсем немного, он привез личную фотографию, на которой был запечатлен еще мальчиком вместе с иеросхимонахом Ефремом, бессменным начальником Смоленского скита, на ступенях у входа в храм Смоленской иконы Божией Матери. И тогда слезы у него на глазах были видны, для него это было очень большое переживание. Конечно, радостное, да, с одной стороны, но с другой – целая жизнь прошла. Ведь он уже на возрожденном Смоленском скиту, в этот новый период, первый и последний раз, – он освятил его и больше никогда не был у нас на Смоленском скиту».

Читать еще:  К чему снится свадьба в черном платье. Невеста в чёрном платье

11 июля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл музей имени приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и освятил памятник Патриарху близ Спасо-Преображенского собора: «Мы открыли музей на том месте, где раньше было запустение. Этот музей – замечательное свидетельство нашего трудного пути. Знаменательно, что музей носит имя Святейшего Патриарха Алексия II, который стоял у истоков возрождения монастыря», – отметил в тот день Предстоятель Русской Православной Церкви.

Епископ Панкратий (Жердев) – Мироточение: знамение или обман?

Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных […]

Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев.

Епископ Панкратий (Жердев). Председатель Синодальный комиссии по канонизации святых

Соревновались в “остроумии” не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блоггеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: “кликуши”. Некоторые выпады граничат с кощунством.

Если говорить о случаях истечения слез,мира,крови от икон Божией Матери на Святой Руси, которые сохранились в Предании нашей Церкви то их вполне достаточно, чтобы уверенно сказать: явление это происходило издревле, иногда сопровождалось многочисленными исцелениями, а иногда и само по себе воспринималось как чудо, как знамение Божие- именно так и стали именовать известную Новгородскую икону Божией Матери-“Знамение”. Другая известная икона “Толгская” 16 сентября 1392 источала миро во время утрени. Источала миро и Мирожская икона Божией матери.

Есть иконы менее известные : Владимирская-Оранская икона Божий Матери – мироточение в 17 веке, Ильинская Черниговская икона Божией Матери (истечение слез) и другие.

Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми суевериями? Их относительная немногочисленность вероятно указывает на то, что эти явления тщательно проверяли,прежде чем принять. Во всяком случае некоторые описания содержат упоминания о проверках чудес специально присланной правящим архиереем комиссией.

Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. Эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви в конце 90-х годов. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.

На Валааме эта икона тоже побывала. Должен сказать, что не отношу себя к людям легковерным и всегда стараюсь обьяснить явление необычное сначала причинами естественными. Но вот на наших глазах произошло нечто, естественными причинами необъяснимое. Когда мы перевозили эту икону на конном экипаже, она находилась в руках иеромонаха сидящего рядом со мной.

Бумажная икона небольшого размера наглухо закрытая в застекленном деревянном киоте легко просматривалась со всех сторон. Благоуханное миро обычно выступало внутри стекла, иногда на стекле снаружи. Но когда мы подъезжали с иконой к Собору, то сидевший напротив меня отец Вениамин вскричал: “Миро!” и указал на икону. На наших глазах на верхнем торце лакированной деревянной поверхности киота набухала капля густой ароматной жидкости. Потом её выступило так много, что она стала стекать сначала по верхнему торцу киота, а потом уже полилась вниз по поверхности киота. Когда мы внесли икону в Собор, положили её на аналой и стали петь молебен, народ, стоявший напротив большой старинной иконы Спасителя у правого столпа, вдруг заволновался и зашумел. Оказывается прямо на их глазах из благословляющей десницы Христа на древнем образе из перстосложения также выступило благоуханное миро и несколькими струйками потекло вниз. Потом такое же явление повторилось на Смоленском скиту, который исторически был связан с семьей Романовых(в скитском храме до 1940г. хранились некоторые драгоценности Императрицы Александры, переданные жившему там схиигумену Ефрему Анной Вырубовой). Именно там Анна Вырубова приняла от рук о. Ефрема монашеский постриг.

Никто из братий или паломников не усомнился,что произошло чудесное знамение, подтверждающее святость Царственного страстотерпца.

Кто-то может быть сочтёт рассказанное прелестью, массовым психозом, или скажет, что это не имеет отношения к христианской вере, но на мой взгляд, массовое почитание церковным народом убиенной Царской семьи, проявившееся в том числе в поклонении и признании чудотворной, мироточивой иконы Государя, не могло не повлиять на Полноту Церкви.

Всенародное почитание, наряду с проделанной Синодальной Комиссии по канонизации святых огромной исследовательской работой, в итоге привело к принятию Собором 2000 года исторического решения о прославлении Собора Новомучеников и Исповедников Российских в числе которых были и Царственные Страстотерпцы. Без этого решения невозможным стало бы и не менее историческое преодоление раскола с Зарубежной Церковью.

Вспоминая это, думаю,что в случаях мироточения или иных подобных необычных явлениях,связанных с Церковью – презрительное глумление или, напротив, восторженная экзальтация совершенно неуместны. Безусловно требуется тщательная проверка этих явлений. Но до официального подтверждения или опровержения надо следовать мудрому совету святых отцов: не принимай и не отвергай… Господь Сам явит нам истину,если Ему это будет угодно.

Источники:

http://xn--b1algoccq.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/44898ecab9d3e0b53e668c8a9467757a/5
http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/10/v_25yu_godovwinu_intronizacii_patriarha_aleksiya_ii_na_moskovskij_patriarshij_prestol_v_valaamskom_monastyre_pochtili_ego_pamyat
http://pravoslavie.fm/opinion/episkop-pankratiy-zherdev-mirotochenie/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: