Энциклопедия челябинской области. Жизнь семинариста и священническое призвание: интервью

Изнанка церковной жизни. Исповедь бывшего семинариста

Исповедь бывшего семинариста. Изнанка церковной жизни. Бывший студент семинарии рассказал про изнанку церковной жизни.

О некоторых проблемах церкви не принято говорить вслух. Тем более от своего имени. Наш сегодняшний собеседник рассказал газете, почему после 5 лет обучения в духовной семинарии решил отказаться от церковной карьеры.

Икра, осетрина – что Бог послал

В духовную семинарию я попал почти случайно. Всегда читал много сложных философских книг, увлекался восточными трудами и практиками, занимался йогой. А тут во время одной из поездок моя девушка предложила мне заехать в ближайший храм. Церковь была уютной, священник – душевным, одним словом, потянуло. Стал много читать, а потом для получения системного религиозного образования решил поступить в семинарию.

Ничего сложного в этом нет, конкурса в моем регионе практически не было. Единственная загвоздка у меня была в пении. Это для священника считается важным, а у меня данные – не очень.

На первом курсе мы только учились. На втором нас стали подтягивать к реальной церковной жизни. Ну как подтягивать. Например, 3–5 человек отправляли убирать архиерейские палаты. Чаще всего это случалось накануне пирушек митрополита с бизнесменами и чиновниками. Часов с 10 утра мы убирались, потом накрывали на стол, ждали, пока пройдет праздник, потом еще часов до 2 ночи все убирали. Подъедали, что оставалось, – что скрывать, студенческие времена всегда полуголодные.

Некоторые блюда я видел и пробовал впервые. Черная икра, красная икра, осетрина, водки, коньяки… В общем, не каждый олигарх закатывает такие пиры, какие по карману оборотистому архиерею. Все, конечно, окупалось – у нашего, например, было 2 квартиры, автомобиль представительского класса и даже норковая шуба.

После таких поездок лекции о важности смирения и подавления страстей шли как-то особенно туго…

При этом студентам могли устроить выволочку за джинсы, прическу чуть моднее, чем позволительно, смартфон.

Армия Христа

В церкви – как в армии. А в семинарии – как в самом жестком ее подразделении. Нас могли отправить через полгорода разгружать фуры с картошкой. Часа 4–5 работаем до упаду, голодные идем домой пешком, так как нам даже на проезд не дали. Спрашивать, что за фуры, чья картошка и кто получает за разгрузку, нельзя. Непослушание. Которое грозит новыми поручениями. Регулярно разгружали доставленные свечи – а они тяже-е-е-елые! Могли отправить и туалеты мыть.

В наш домовый храм не пускали в тапочках – только в ботинках. Я как-то возразил, что Иисус Христос сам порой ходил в тапочках, а то и вообще без них, – вызвали на педсовет. За чайник в комнате общежития – выволочка.

Не все выдерживали давление. Кто-то тихо заливал переживания алкоголем. Один мой сокурсник почти сошел с ума – бросился с ножом на преподавателя.

Бизнес на вере

Как-то меня отправили на практику в Московскую патриархию. Помню, там был вопрос к слушателям: «Что самое главное вы должны всегда помнить?» Мы давай вспоминать заповеди, учение Христа. А преподаватель нам говорит: «Главное – это какого числа сдавать финансовый отчет в патриархию».

В общем, поставить церковную кассу, церковную лавку и начать отчислять деньги.

Когда говорят про большие деньги в церкви, большинство даже не понимают, какие это средства. Московский монастырь, где я одно время подвизался, платил налог в Московскую патриархию 5–10 млн в месяц. На Урале, где я живу, доходы скромнее, Москве отдают 0,5–1 млн рублей каждый месяц с храма.

Когда дело шло к моему рукоположению и выбору прихода, мне один священник сказал: «Если занесешь 5 млн митрополиту, получишь хороший приход, в котором вернешь деньги уже в первый год». Я растерялся: у меня нет таких средств, квартиру, что ли, продавать? «Продавай, – ответили мне. – Все вернешь, не бойся».

На такое я, конечно, не решился. Хотя со временем понял, что бизнес и в самом деле гарантированный.

Четыре руки святого

Чудеса – одна из основных статей дохода. Пояса и мощи святых дают бесперебойное пополнение церковной казны. Мне доводилось как-то сопровождать мощи, происхождение которых было неточным. Много подделок возникло еще в Средние века. Но об этом предпочитают не распространяться. Так, например, есть 5 голов Иоанна Крестителя, 4 руки апостола Андрея, а какие из них подлинные, не уточняется. В Питере был богослов, который исследовал эту тему, и его за это погнали. Люди идут, деньги приносят – и хорошо. Плюс масло, водичка, свечи.

Мой товарищ стоял в сопровождении Пояса Богородицы, который возили по стране, – за один день получил 15 тысяч рублей. Но это еще владыка Никон сказал: «Деньги – это кровь церкви».

Нетрадиционное лобби

Голубое лобби, о котором говорит Андрей Кураев, – не миф. Еще курсе на 3-м я заметил, что ко мне как-то по-особенному относится учитель пения. Приобнимет, норовит в щеку поцеловать. Но больше я к себе лично «особенного» внимания не ощущал. А вот товарищ мой студенческий натерпелся больше: иподьякон, который с нами жил в одном общежитии, как выпьет, так проявлял к нему свой нездоровый интерес. Один раз даже подарил ему интимный подарок – белье с сексуальными сценами. Как-то греческая делегация к нам приезжала, так один из гостей даже зажал бедного Пашку в углу, тот еле вырвался. Но здесь целиком – твой личный выбор. Пашка сейчас женат, двое детей, служит священником в простом храме.

Есть и те, кто соглашался. Я знаю троих из нашей семинарии, и у них уже пошла неплохая карьера. Думаю, митрополиту даже выгодно продвигать людей с «секретами» – ими проще управлять.

Один священник в нашей епархии умер от СПИДа. Но причина его смерти не разглашалась.

Суд Божий и светский

Во время моей учебы наша епархия прогремела уголовным делом над блогером Соколовским. Да, дурачок, да, богохульник – ну что его за это, сажать, что ли? Епархия зачем-то начала с ним войну. Семинаристы в большинстве своем не понимали, зачем иерархам нужно непременно растоптать этого человека и откуда в них столько вражды к парнишке, который просто страдает ерундой. Но нам тогда прямо объявили: кто пойдет в суд над Соколовским и скажет, что не оскорблен его действиями, тот моральный урод и извращенец.

Я свое видение ситуации, что по-божески надо бы простить неразумного блогера, изложил на своей странице в интернете. Меня назвали иудой. Священник из епархии позвонил и пообещал меня встретить и избить и, как он сказал, «познакомить мое лицо с Евангелием». Потом стали сыпаться угрозы мне, моей девушке, моему брату-школьнику.

В общем, уже к концу учебы я понял, что это все не мое. Да и владыка заартачился – понял, наверное, что со мной потом проблем не оберешься. Обиделся на меня. Видимо, хотел, чтобы я на коленях приполз, умолял, как это и принято. Но я не стал.

Но годы учебы не прошли даром – прочитано много книг, успел подтянуть языки. Сейчас преподаю в школе. Езжу в деревенский храм, где служит простой священник, далекий от интернета, скандалов, он и знать не знает, что я – бунтовщик с точки зрения епархии. У меня с ним хорошие отношения. Он как раз из тех, кто честно служит за зарплату 30–35 тысяч и ездит на «копейке».

Читать еще:  Свадебная речь мамы невесты. Свадебные поздравления от родителей

Семинарию стараюсь помнить с хорошей стороны, курс у нас был дружный. Со многими семинаристами общаемся до сих пор.

Духовная семинария – учебное заведение для подготовки православного духовенства.

В России около 50 семинарий, где обучаются порядка 18 тысяч студентов.

В семинарию принимаются лица мужского пола, православного вероисповедания, в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие полное среднее образование. Будущий семинарист должен быть холост либо женат первым браком.

Обучение очное и заочное. Срок обучения – 4–5 лет.

Жизнь семинариста и священническое призвание: интервью.

Адрес : 454084, Челябинск, улица Кыштымская, 32 (кафедральный собор)

Директор : иерей Евгений Мартенец

Телефон : 8 968 111 4917 (отец Евгений)

Челябинский духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности образован решением Священного Синода 15 июля 2016 года вместо Челябинского духовного училища. Он готовит катехизаторов, преподавателей воскресных школ и других приходских специалистов. Кроме того, действуют пастырские курсы для юношей и мужчин, планирующих в будущем принять священный сан.

Информация для поступающих в духовный центр публикуется на официальном сайте Челябинской епархии.

До революции в Челябинске действовало духовное училище, созданное в 1830 году. Большая часть воспитанников принадлежала к духовному сословию – отцами студентов были священники, дьяконы или причетники. Так, в 1873 году воспитанников было 73, но только 8 из них были не из духовного сословия.

Сведения о Челябинском духовном училище до революции можно найти в работах челябинского историка, доктора исторических наук А.И. Конюченко. В частности, он пишет, что в конце XIX – начале XX века усадьба Челябинского духовного училища занимала полквартала между Южным бульваром (ныне проспект Ленина) и улицей Степной (ныне улица Коммуны). В остальной части квартала (ближе к бульвару) располагался Одигитриевский женский монастырь.

На углу улиц Большой (ныне Цвиллинга) и Степной стояла училищная Покровская церковь. На улицу Большую выходило каменное здание, в котором размещались больница, правление и квартира надзирателя. Ближе к монастырю находился деревянный дом, построенный купцом П.И. Перцевым для причта училищной церкви. В середине усадьбы располагался корпус с классными комнатами и спальнями учеников, столовая и библиотека. На задах главного училищного здания стоял деревянный дом, где жил смотритель и располагались хозяйственные постройки.

Библиотека духовного училища, собранная на деньги местного духовенства, в 1880 году состояла из 1696 томов.

Первоначально выпускники Челябинского духовного училища, желавшие продолжить духовное образование, отправлялись для дальнейшего обучения в Тобольск и Уфу. В 1884 году открылась семинария в Оренбурге, и челябинских выпускников стали направлять туда.

Духовное училище прекратило свое существование в 1918-1919 годах. В начале 1990-х годов в Челябинске вновь появляются пастырские курсы, которые в 1995 году получают статус духовного училища.

Р ешением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года Челябинское духовное училище было преобразовано в духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.

Говорят, что предыдущий церковный начальник Южного Урала – владыка Феофан – был хорошим «церковным менеджером»: часто давал интервью, устраивал множество заметных акций. Новый епископ больше ратует за духовное воспитание конкретного человека, потому часто ездит в самые отдаленные приходы и служит литургию почти каждый день, без выходных.

К первой годовщине работы нового митрополита на южноуральской земле, «Комсомолка» собрала несколько фактов о владыке Никодиме.

Незадолго до службы, решил стать монахом, но сначала отдал долг Родине в Азербайджане . Постился все время нелегкой солдатской жизни, а в увольнительные ходил на службу в храм.

Преподавал историю семинарии

История занимает особое место в жизни Никодима. В свободное от службы время, он любит читать историческую литературу и смотреть фильмы о прошлом России .

Имеет степень кандидата богословия

Защитил диссертацию на тему «Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь». Зачатьевским монастырь назван по имени церкви Зачатия св. Анны. Ставропи́гия (букв. «водружение креста») – самый высокий статус, присваиваемый православным монастырям. Они подчиняются непосредственно патриарху.

Возглавлял Енисейскую и Норильскую епархию

Площадь епархии – два миллиона квадратных километров. Для сравнения: площадь Челябинской области 88,5 тыс. кв. км

Митрополит наложил запрет на проведение православных выставок на три года

К этому его подтолкнул отчет эксперта по сектам. На православных ярмарках собираются шарлатня всех мастей. Продают там разные «чудесные» снадобья и амулеты для притягивания денег. Все это никакого отношения к православию не имеет. Любую церковную утварь и книги сегодня можно купить в лавках при храмах.


Сотрудничество с миграционной службой

Священники и госслужащие вместе выступают против распространения экстремизма и ксенофобии. Кроме того, обе структуры решили наладить помощь мигрантам – адаптироваться в нашем обществе. В планах епархии – обучение приезжих русскому языку. Знакомство гостей с законами и традициями РФ – общая забота. На базе духовно-просветительского центра при Свято-Троицком храме Челябинска хотят организовать курсы для мигрантов. Посещать их смогут представители любых религий.

Большинство из активных представителей православной молодежи всегда ощущают стремление к церковному послушанию. Конечно, каждый из нас служит Богу по-своему. Но Святая Церковь учит о том, что при исполнении наших послушаний нам следует помнить о нравственном призыве нашего Господа: всё, что делаете, делайте от души, как для Господа (Кол.3:23). Наивысшим воплощением этого идеала, который передал нам апостол Павел, является священнослужение. Сегодня нам хотелось бы глубже проникнуть в суть пастырства. Мы решили начать разговор о теме служения с беседы с одним из тобольских семинаристов, который еще только на пути к рукоположению в священный сан. Представляем вам нашего земляка — Алексея Писаренко.

— В 2012 году ты поступил в Челябинское духовное училище. Чем ты руководствовался перед тем, как избрать этот путь?

— Я руководствовался тем, что я давно хожу в храм. Тем, что полюбил богослужение. В то время я регулярно совершал паломничества по святым местам. Все это помогло мне решиться на этот шаг. Конечно же, я прибегал и к советам духовника. Ведь он сам отучился в Челябинском духовном училище, и рассказал мне, как там проходит учебный процесс.

Затем ты поступил в Тобольскую духовную семинарию, которая считается одной из самых строгих, но, в то же время, одной из самых лучших среди православных учебных заведений. Почему ты остановился именно на ней? Какие у тебя еще были варианты?

— В Тобольскую семинарию я поступил по рекомендации Владыки Феофана, который с нами беседовал и порекомендовал ее, как одну из самых лучших семинарий – поскольку она обладает своими традициями и высоким уровнем образования. До этого я хотел поступать в Калужскую семинарию — меня туда звал друг. Но вот так сложились обстоятельства. Тем не менее, я рад, что поступил сюда.

— Все мы как православные христиане понимаем, что образование в духовном училище и семинарии включает в себя христианское воспитание. Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях от столкновения с этой системой.

— Думаю, на первых порах и в семинарии, и в училище трудно свыкнуться со строгой дисциплиной, но потом ты к ней привыкаешь. Впечатлений было много и разных. Конечно, это учебное заведение со своими порядками, традициями, особенностями. Если честно, трудно было привыкать к ним. Бывало, что хотелось вернуться домой. Но в духовной школе все мы учимся самоконтролю: терпению, смирению, навыкам общения с коллективом. В общем, каждый из нас воспитывает сам себя. К слову, в семинарии после училища достаточно легко адаптироваться. Там почти те же порядки, такая же дисциплина; но людей, конечно, больше, чем в училище… Тем не менее, обстановка для меня практически не изменилась. Это в миру мы живем свободно, а в духовных школах всем необходимо подстраиваться под распорядок.

Читать еще:  Означает во сне купить. Сонник колдуньи Медеи

— Легко ли семинаристу познакомиться с девушкой?

— Вообще-то в обучении в семинарии (по сравнению с училищем) есть большой плюс: при семинарии учатся девушки на регентском и иконописном отделении. Те из нас, кто решил пойти в белое духовенство (то есть стать женатыми священниками), могут найти среди них своих будущих матушек. В училищах, как правило, такого нет: есть только одно пастырское отделение. В Тобольской семинарии, напротив, учащимся легко познакомиться с девушками — потому что мы учимся с ними на одной территории. Прямо здесь много пар познакомились и сыграли свадьбы. Теперь большинство из недавних семинаристов разъехались по приходам нашей епархии — вместе со своими матушками. Конечно, выбор всей своей жизни сделать сложно. Православная матушка должна быть выносливой и терпеливой, уметь ждать батюшку со службы, помогать ему во всем словом и делом. Это тоже своего рода служение.
— Ты был и остаешься семинаристом-очником — а их в последнее время меньшинство. Поэтому их мнение (в качестве людей, глубоко проникшихся духом семинарии) о том, каким должен быть будущий пастырь, достаточно интересно нашей аудитории. Несколько слов о твоем видении этого; если можно дай словесный портрет пастыря.

— Пастырь должен соответствовать образу Господа нашего Иисуса Христа: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин.10:11). Отмечу, что священннику дается очень большая ответственность за своих прихожан, Многие думают, что у священника перед мирянами есть какие-то привилегии или он обладает особой благодатью. Печально, но так cчитают, в том числе, и очень многие представители духовенства. На самом деле, у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. Думаю, что на это служение призывает Сам Спаситель. Он же дает нам силы, чтобы достойно служить Богу и людям. Пастырь должен быть образованным — чтобы ответить на любые вопросы прихожан. Не менее важно быть ответственным и заботливым. В общем, во всем быть примером.
— Что нужно православному молодому человеку, чтобы духовно и теоретически подготовиться к училищу или семинарии?

— Мне кажется, что многие православные молодые люди, приходя в духовные школы, не понимают, куда они идут, зачем они идут. Их кто-то направляет, но это не их призвание, оно им не нужно. Поэтому вскоре многие из них уходят. Действительно, нынешней молодежи зачастую не хватает понятий о нравственных ценностях и православной культуре. Для правильной подготовки к получению духовного образования абитуриентам нужно осознавать то, зачем они туда идут, какие цели они себе ставят. Только приняв твердое и взвешенное решение, они смогут пройти этот нелегкий путь. Советую ознакомиться с требованиями для поступления, а также тщательно подготовиться к вступительным экзаменам.


— Как ты относишься к тому, что с 2016 года духовных училищ больше не будет, поскольку они будут преобразованы в курсы священнослужителей или семинарии?

Жаль, что их закрывают, потому что это важная ступень подготовки к обучению в семинарии. В свое время в училище мы могли получить те знания, которые пригодились нам в дальнейшем обучении в семинарии. Также, если обратиться к моему опыту, я могу отметить, что я стал более закаленным и более терпимым к окружающим именно в училище.
— Какие любимые предметы были у тебя в духовных школах?

— В училище мы изучали практическое руководство пастырей, сектоведение, нравственное богословие – все это за один год. Мне очень нравились эти предметы, но их было достаточно сложно освоить за столь короткий промежуток времени. Между прочим, в семинарии эти дисциплины изучаются только на третьем и четвертом курсах.

— С какими трудностями ты сталкивался в период учебы?

— В училище первое время было трудно привыкнуть к людям, к новой обстановке, к распорядку дня, к новым предметам, которые нетипичны для светской системы образования. С каждым днем мне становилось все легче и легче. Хотя время от времени я пытался бороться с системой, не мог принять многие ее проявления. Однажды даже получил за это строгий выговор.


— Алексей, расскажи, были ли в твоей жизни люди, которые укрепляли тебя в осознании правильности твоего выбора? Кто из них был для тебя примером христианского благочестия?

Примером веры для меня были мой крестный — иерей Владимир Леваненко, а также духовник — иерей Александр Азеев. Они многому меня научили. Все это потому, что я видел их благочестивую жизнь вне храма. Именно это укрепило меня в правильности моего выбора. Также меня поддерживала моя бабушка Галина Ивановна Чулкина, которая меня помогала справиться с первоначальными трудностями. Всем этим людям я очень благодарен и благодарю Бога, за то что они у меня есть!


— Как изменились отношения с близкими после поступления в Челябинское духовное училище? После отъезда в Тобольск?

— К сожалению, мои родители не воцерковлены. В первый раз в храм меня привел мой сосед по лестничной клетке. Сначала родители меня не отпускали в храм. Но через некоторое время они смирились и приняли мой выбор. Сейчас они переживают за меня. Каждый день звонят и узнают о моих делах. Они скучают и ждут, когда я приеду на каникулы.

На прощание Алексей сказал о том, что после окончания обучения в 2017 ему хотелось бы вернуться в Челябинскую митрополию: «Служить буду там, куда Владыка отправит». Но все же ему хотелось бы нести священническое послушание дома, в поселке Новогорном, в родном приходе храма Владимирской иконы Божией матери.

Беседовал Кирилл Белоусов

Фото из личного архива Алексея Писаренко

#Челябинск #Тобольск #ТДС #Новогорный #семинария #семинаристы #интервью #Православие #вера #образование #духовность #воцерковление #призвание #священство #священнослужение #пастырство

Жизнь семинариста и священническое призвание: интервью

Большинство из активных представителей православной молодежи всегда ощущают стремление к церковному послушанию. Конечно, каждый из нас служит Богу по-своему. Но Святая Церковь учит о том, что при исполнении наших послушаний нам следует помнить о нравственном призыве нашего Господа: всё, что делаете, делайте от души, как для Господа (Кол.3:23). Наивысшим воплощением этого идеала, который передал нам апостол Павел, является священнослужение. Сегодня нам хотелось бы глубже проникнуть в суть пастырства. Мы решили начать разговор о теме служения с беседы с одним из тобольских семинаристов, который еще только на пути к рукоположению в священный сан. Представляем вам нашего земляка — Алексея Писаренко.

— В 2012 году ты поступил в Челябинское духовное училище. Чем ты руководствовался перед тем, как избрать этот путь?

— Я руководствовался тем, что я давно хожу в храм. Тем, что полюбил богослужение. В то время я регулярно совершал паломничества по святым местам. Все это помогло мне решиться на этот шаг. Конечно же, я прибегал и к советам духовника. Ведь он сам отучился в Челябинском духовном училище, и рассказал мне, как там проходит учебный процесс.

Читать еще:  Марсельское таро значения арканов по ходорковскому. Марсельское Таро: значение и толкование карт

Затем ты поступил в Тобольскую духовную семинарию, которая считается одной из самых строгих, но, в то же время, одной из самых лучших среди православных учебных заведений. Почему ты остановился именно на ней? Какие у тебя еще были варианты?

— В Тобольскую семинарию я поступил по рекомендации Владыки Феофана, который с нами беседовал и порекомендовал ее, как одну из самых лучших семинарий – поскольку она обладает своими традициями и высоким уровнем образования. До этого я хотел поступать в Калужскую семинарию — меня туда звал друг. Но вот так сложились обстоятельства. Тем не менее, я рад, что поступил сюда.

— Все мы как православные христиане понимаем, что образование в духовном училище и семинарии включает в себя христианское воспитание. Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях от столкновения с этой системой.

— Думаю, на первых порах и в семинарии, и в училище трудно свыкнуться со строгой дисциплиной, но потом ты к ней привыкаешь. Впечатлений было много и разных. Конечно, это учебное заведение со своими порядками, традициями, особенностями. Если честно, трудно было привыкать к ним. Бывало, что хотелось вернуться домой. Но в духовной школе все мы учимся самоконтролю: терпению, смирению, навыкам общения с коллективом. В общем, каждый из нас воспитывает сам себя. К слову, в семинарии после училища достаточно легко адаптироваться. Там почти те же порядки, такая же дисциплина; но людей, конечно, больше, чем в училище… Тем не менее, обстановка для меня практически не изменилась. Это в миру мы живем свободно, а в духовных школах всем необходимо подстраиваться под распорядок.

— Легко ли семинаристу познакомиться с девушкой?

— Вообще-то в обучении в семинарии (по сравнению с училищем) есть большой плюс: при семинарии учатся девушки на регентском и иконописном отделении. Те из нас, кто решил пойти в белое духовенство (то есть стать женатыми священниками), могут найти среди них своих будущих матушек. В училищах, как правило, такого нет: есть только одно пастырское отделение. В Тобольской семинарии, напротив, учащимся легко познакомиться с девушками — потому что мы учимся с ними на одной территории. Прямо здесь много пар познакомились и сыграли свадьбы. Теперь большинство из недавних семинаристов разъехались по приходам нашей епархии — вместе со своими матушками. Конечно, выбор всей своей жизни сделать сложно. Православная матушка должна быть выносливой и терпеливой, уметь ждать батюшку со службы, помогать ему во всем словом и делом. Это тоже своего рода служение.
— Ты был и остаешься семинаристом-очником — а их в последнее время меньшинство. Поэтому их мнение (в качестве людей, глубоко проникшихся духом семинарии) о том, каким должен быть будущий пастырь, достаточно интересно нашей аудитории. Несколько слов о твоем видении этого; если можно дай словесный портрет пастыря.

— Пастырь должен соответствовать образу Господа нашего Иисуса Христа: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин.10:11). Отмечу, что священннику дается очень большая ответственность за своих прихожан, Многие думают, что у священника перед мирянами есть какие-то привилегии или он обладает особой благодатью. Печально, но так cчитают, в том числе, и очень многие представители духовенства. На самом деле, у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. Думаю, что на это служение призывает Сам Спаситель. Он же дает нам силы, чтобы достойно служить Богу и людям. Пастырь должен быть образованным — чтобы ответить на любые вопросы прихожан. Не менее важно быть ответственным и заботливым. В общем, во всем быть примером.
— Что нужно православному молодому человеку, чтобы духовно и теоретически подготовиться к училищу или семинарии?

— Мне кажется, что многие православные молодые люди, приходя в духовные школы, не понимают, куда они идут, зачем они идут. Их кто-то направляет, но это не их призвание, оно им не нужно. Поэтому вскоре многие из них уходят. Действительно, нынешней молодежи зачастую не хватает понятий о нравственных ценностях и православной культуре. Для правильной подготовки к получению духовного образования абитуриентам нужно осознавать то, зачем они туда идут, какие цели они себе ставят. Только приняв твердое и взвешенное решение, они смогут пройти этот нелегкий путь. Советую ознакомиться с требованиями для поступления, а также тщательно подготовиться к вступительным экзаменам.


— Как ты относишься к тому, что с 2016 года духовных училищ больше не будет, поскольку они будут преобразованы в курсы священнослужителей или семинарии?

Жаль, что их закрывают, потому что это важная ступень подготовки к обучению в семинарии. В свое время в училище мы могли получить те знания, которые пригодились нам в дальнейшем обучении в семинарии. Также, если обратиться к моему опыту, я могу отметить, что я стал более закаленным и более терпимым к окружающим именно в училище.
— Какие любимые предметы были у тебя в духовных школах?

— В училище мы изучали практическое руководство пастырей, сектоведение, нравственное богословие – все это за один год. Мне очень нравились эти предметы, но их было достаточно сложно освоить за столь короткий промежуток времени. Между прочим, в семинарии эти дисциплины изучаются только на третьем и четвертом курсах.

— С какими трудностями ты сталкивался в период учебы?

— В училище первое время было трудно привыкнуть к людям, к новой обстановке, к распорядку дня, к новым предметам, которые нетипичны для светской системы образования. С каждым днем мне становилось все легче и легче. Хотя время от времени я пытался бороться с системой, не мог принять многие ее проявления. Однажды даже получил за это строгий выговор.


— Алексей, расскажи, были ли в твоей жизни люди, которые укрепляли тебя в осознании правильности твоего выбора? Кто из них был для тебя примером христианского благочестия?

Примером веры для меня были мой крестный — иерей Владимир Леваненко, а также духовник — иерей Александр Азеев. Они многому меня научили. Все это потому, что я видел их благочестивую жизнь вне храма. Именно это укрепило меня в правильности моего выбора. Также меня поддерживала моя бабушка Галина Ивановна Чулкина, которая меня помогала справиться с первоначальными трудностями. Всем этим людям я очень благодарен и благодарю Бога, за то что они у меня есть!


— Как изменились отношения с близкими после поступления в Челябинское духовное училище? После отъезда в Тобольск?

— К сожалению, мои родители не воцерковлены. В первый раз в храм меня привел мой сосед по лестничной клетке. Сначала родители меня не отпускали в храм. Но через некоторое время они смирились и приняли мой выбор. Сейчас они переживают за меня. Каждый день звонят и узнают о моих делах. Они скучают и ждут, когда я приеду на каникулы.

На прощание Алексей сказал о том, что после окончания обучения в 2017 ему хотелось бы вернуться в Челябинскую митрополию: «Служить буду там, куда Владыка отправит». Но все же ему хотелось бы нести священническое послушание дома, в поселке Новогорном, в родном приходе храма Владимирской иконы Божией матери.

Беседовал Кирилл Белоусов

Фото из личного архива Алексея Писаренко

#Челябинск #Тобольск #ТДС #Новогорный #семинария #семинаристы #интервью #Православие #вера #образование #духовность #воцерковление #призвание #священство #священнослужение #пастырство

Источники:

http://svobos.ru/iznanka-cerkovnoj-zhizni-ispoved-byvshego-seminarista/
http://vctn.ru/zhizn-seminarista-i-svyashchennicheskoe-prizvanie-intervyu/
http://pmd74.ru/pub/intervyu/zhizn-seminarista-i-svyashhennicheskoe-prizvanie-intervyu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: