Эфиопия христианская. Православие в эфиопии

Эфиопия

Эфио́пия (амх. и тигринья ኢትዮጵያ [ʾiːtjoːṗṗjaː], оромо Itoophiyaa ), официальное название — Федерати́вная Демократи́ческая Респу́блика Эфио́пия (амх. የኢትዮጵያ ፌዴራላዊ ዲሞክራሲያዊ ሪፐብሊክ [je.iːtjoːṗṗjaː feːdeːralaːwiː diːmoːkraːsiːjaːwiː riːpebliːk], оромо Federaalawaa Dimokraatawaa Repabliikii Itoophiyaa ), ранее также известна как Абиссиния — государство в Восточной Африке, не имеющее выхода к морю (после отделения Эритреи 24 мая 1993 г.). Крупнейший город — Аддис-Абеба.

Христианство в Эфиопии

Паломникам следует обратить внимание на то, что христианство в Эфиопии в настоящее время представлено Эфиопской Церковью — это монофизитская (неправославная) церковь, и Александрийской Православная Церковью (Аксумская митрополия).

История

Христианство было принесено в Эфиопию апостолом от 70 Филиппом который крестил Аетия, евнуха Эфиопской царицы Кандакии, сделавшегося просветителем этой земли. Окончательно вера утвердилась здесь в IV веке святым Фрументием, первым епископом Абиссинской Церкви. Фрументий был римским гражданином из Тира, потерпевшим кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который и объявил в 330 году христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы (около 347 г.) св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил проповедь.

Эфиопская Церковь

Возникновение Эфиопской Церкви

Во время арианских смут и споров оставшись верными православию, абиссинцы в начале VI в. отпали от союза со Вселенскою Церковью, вслед за коптами приняв монофизитскую ересь. Впрочем, по замечанию С.В. Булгакова, тринитарные и христологические споры, волновавшие христианскую церковь древности, не утихали здесь вплоть до современной эпохи.

Около 480 года в Эфиопию прибыли “Девять Святых” и начали здесь свою миссионерскую деятельность. Согласно преданию, они были из Рима, Константинополя и Сирии, которые им из-за оппозиции христологии Халкидона пришлось покинуть. Какое-то время они находились в монастыре Св. Пахомия в Египте. Их влияние (наряду с традиционной связью с коптами в Египте), объясняет почему Эфиопская Церковь отвергла Халкидон. “Девять Святых”, как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, привили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие религиозной литературы: они перевели Библию и другие религиозные сочинения на классический эфиопский язык. По всей стране распространились монастыри, которые быстро стали важными духовными и интеллектуальными центрами.

Эфиопская Церковь достигла расцвета в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.

Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI веке привел к многовековой изоляции, из которой Эфиопская Церковь только недавно начала выходить.

Эфиопская церковь, в которой важную роль играло монашество, сохраняла тесные связи с Коптской Церковью: на протяжении более пятнадцати веков во главе ее стоял “абуна” (или “папас” – отец наш), – коптский епископ, присылаемый из Александрии. Только в XX в. она выделилась в самостоятельный патриархат и получила официальное название Эфиопской церкви.

Эфиопская Церковь в Новейшее время

В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (правил с 1930 года по 1974 год) было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 году он умер, собрание клириков и мирян избрало митрополитом (абуной) эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Церкви.

После абуны второе место в абиссинской иерархии занимает эчегге, глава черного духовенства (архимандрит-благочинный всех монастырей, число которых у абиссинцев весьма значительно), хотя не имеющий епископского сана, но тем не менее пользующийся большим влиянием, так как в его руках сосредоточено управление всеми церковными делами. После них следуют представители белого духовенства, причем церковное управление возлагается не на служащее духовенство, а на различного рода должностных лиц духовного звания, но не имеющих священного сана. Составы причтов довольно многочисленны, так что иногда при одной церкви состоит по нескольку десятков священников и дьяконов.

В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 году правительство его закрыло. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж Св. Павла для обучения богословию будущих священников. Желание стать священником среди эфиопов – дело обычное; в 1988 году в стране насчитывалось 250 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование недавно в разных районах Эфиопии было открыто шесть “Центров обучения священников”. Почти в каждом приходе имеется воскресая школа.

До социалистической революции 1974 года, свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менгинсту Хайле Мариама, Эфиопская Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь была отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.

После падения в мае 1991 года коммунистического правительства патриарх Меркурий (избран в 1988 году) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 года Святейший Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Церкви Абуна Павла. При марксистском режиме он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 году, убит в тюрьме в 1979 году) рукоположил его в 1975 году в епископы без разрешения государства. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Меркурий, эмигрировавший в Кению, отказался признать избрание Павла.

Читать еще:  13 декабря день рождения знаменитостей. Декабря – Знак Зодиака

Архиепископ Иезехак, эфиопский архиепископ США, также не признал это избрание и в 1992 году прервал литургическое общение с патриархатом. В качестве ответной меры Эфиопский Священный Синод лишил его полномочий и назначил архиепископом США и Канады Абуна Маттиаса. Поскольку архиепископ Иезехак пользуется поддержкой многих эфиопов в Америке, в эфиопской общине этой страны произошел раскол.

В октябре 1994 г. в присутствии патриарха Павла был заново открыт Богословский Колледж Св. Троицы в Аддис-Абебе. 50 студентов, обучающихся в этом колледже, получат богословскую степень, а 100 – дипломы.

Эфиопская Церковь, особенно в последние годы, деятельно помогает нуждающимся. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.

Особенности Эфиопской Церкви

Священное Писание и богословие

В Библии абиссинцы насчитывают 81 книгу, включая сюда, наряду с каноническими, почитаемые ими неканонические книги и апокрифы (Книгу Еноха и Книгу Юбилеев). При этом у них редкая рукопись псалтири, Евангелия, а также и служебника не профанируется вздорными и иногда прямо кощунственными приписками, в которых подбор бессмысленных сочетаний звуков объявляется именами Божьими, имеющими магическую силу, в уста святых и Божией Матери влагаются странные тексты, и про них рассказывают невероятные истории.

В Эфиопии существовали необычные христологические теории, включая учение о том, что соединение Божественной и человеческой природы во Христе произошло только после Его помазания при Крещении. Эти учения никогда официально не признавались и в большинстве своем исчезли [2].

Храмы

По множеству церквей Абиссиния может быть сравниваема только с Россией: церковный крест увидишь на каждой горе, на каждом холме, на каждом возвышении. Все абиссинские храмы строятся вдали – на большом расстоянии от города или села, к которому принадлежат; место для них выбирается непременно возвышенное, видное. Кроме четырехугольных с плоской крышей и выдолбленных в скалах пещерных храмов, у абиссинцев в настоящее время большей частью строятся круглые, крытые конусообразной тростниковой крышей храмы, в которых алтарь устраивается посредине в виде квадратной комнаты с вратами на все четыре страна света, причем восточные всегда бывают заперты.

Иконопись

Иконы неблагообразной, наивной и яркой живописи и отличаются крайним убожеством; но в общем церковная утварь подобна утвари православных храмов.

Богослужение

Абиссинская церковь признает семь таинств, чины которых близки к православным. Крещение ребенка совершается (большей частью через обливание) в соединении с миропомазанием в церкви священником: над мужским полом в 40-й, над женским в 80-й день. Совершается у абиссинцев и обряд обрезания, но, по объяснению защитников абиссинской церкви от обвинения ее в иудействовании, это обрезание принято у абиссинцев не для исполнения Моисеева закона, как у иудеев, а ради народного обычая. Помимо обрезания в Эфиопской церкви есть и другие религиозные обычаи, характерные для иудаизма, например, употребление пищи и соблюдение субботы в субботний (как и в воскресный) день. Вероятно, это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию прямо из Палестины через Южную Аравию. Существует мнение, что иудаизм был известен в Эфиопии еще до прихода христианства.

Причащение преподается под двумя видами раздельно. Таинство брака удержалось почти только для духовенства и царей, миряне же в большинстве случаев живут в гражданских браках, переходящих иногда в полигамию. Церковь борется против этого отлучением от причастия, вследствие чего к таинству причащения приступают почти только старики и дети.

Рядовые службы те же, что и у православных.

Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный амхарский язык.

Необходимым условием совершения литургии служит присутствие на престоле ковчега, или табота (деревянной доски с изображением по углам евангелистов и крестом посредине), который также принято носить обернутым в шелковые платы и во время крестных ходов. Литургию всегда служат не менее трех священников и двух дьяконов. Евангелие читается священником, а не дьяконом; последний читает только Апостол. После возгласа дьякона: “Молитесь о мире и лобзайте друг друга” (соответствующего нашему: “Возлюбим друг друга. “), в большинстве абиссинских храмов бывает взаимное целование. Все ответы на возгласы священнослужителей произносит весь народ, стоящий в храме. В некоторых литургийных молитвах и в Трисвятой песни имеются монофизитские добавления.

Богослужебное пение сопровождается звоном систров (древнеегипетских музыкальных инструментов), барабанным боем, хлопаньем в ладоши, ударами посохов о пол; воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют и священники.

В ночь на Богоявление бывает крестный ход на воду, сопровождаемый пляскою, и совершается великое водоосвящение, на котором при погружении креста производится стрельба. В этот праздник пред закатом солнца все сходят в воду и купаются при молитвах священников.

Накануне праздника Воздвижения креста Господня ставится на площади или на горе за городом громадный сноп из жердей, перевязанных яркими материями; ночью к нему направляется крестный ход с факелами, который при трубном звуке и выстрелах трижды обходит сноп, после чего последний зажигается факелами при пении крестных стихир.

Вообще, при своей близости к православному абиссинское богослужение наряду с монофизитскими вставками затемняется также и разного рода обрядами, заимствованными из других религий.

Посты

Посты по времени продолжительности и строгости близки к православным, причем одним из отличий служит не положенный у нас во время нашей недели мытаря и фарисея пост, общий всем монофизитам и несторианам.

За исключением всех тех свойственных абиссинцам особенностей, которые чужды истинной Церкви Христовой, в остальном вероучение и богослужение абиссинской, или эфиопской, церкви остается близким к православию, и, по свидетельству некоторых, современные абиссинцы считают себя вполне единоверными с греками, русскими и другими православными народами, несмотря на то, что, как монофизиты, находятся в общении с единоверными им коптской и армянской церквами.

Читать еще:  Определить сглаз с помощью спичек. Как определить сглаз или порчу самостоятельно спичками

Аксумская митрополия Александрийской Православной Церкви

Аксу́мская митропо́лия (греч. Ιερά Μητρόπολη Αξώμης ) — епархия Александрийской Православной Церкви на территории Эфиопии, Эритреи, Джибути и Сомали.

Во времена проповеди апостола Матфея на территории Африканского Рога существовало Аксумское царство, правители которого с середины IV века начали исповедовать Христианство. При святителе Афанасии Александрийском (328—373) был поставлен первым епископом Аксумским святитель Фрументий, отправившийся туда вместе со своим братом, пресвитером Эдесием.

С VII века Аксумская епархия, как и вся Эфиопская Церковь, перешла в юрисдикцию монофизитской Коптской Церкви. Православная Аксумская митрополия был воссоздана в 1908 году, при патриархе Александрийском Фотии. Однако этот акт не получил признания со стороны эфиопских гражданских властей. Лишь 16 ноября 1931 года Патриарх Мелетий II настоловал митрополита Аксумского Николая (Абдаллу), сирийца по происхождению.

К 1914 году был построен кафедральный собор святого Фрументия в Аддис-Абебе.

В 1981 году при митрополии было основано благотворительное братство святого Фрументия.

В 1994 году был открыт Богословский колледж святой Троицы в Аддис-Абебе.

В 1986 году была основан Высшая церковная школа в монастыре святого Павла близ Аддис-Абебы.

Паствой Аксумской митрополии является православные греки, эфиопы, русские, сербы, болгары и другие православные европейские народов, а также африканцы, пребывающие на территории Эфиопии, Эритреи, Джибути и Сомали.

Православные святые Эфиопии

  • св. ап. и ев. Матфей
  • св. свт. Фрументий Аксумский

Святыни

АКСУМ. Собор Святой Марии Сионской монофизитской Эфиопской Православной Церкви Тэуахэдо:

ЭЛЛА-АЦБЭХА ИЛИ КАЛЕБ (VI в.) (2 км. от Аксума):

  • Гробница Св. царя Елезвоя.

Православные храмы Эфиопии

Подкатегории

В этой категории отображается 2 подкатегории из имеющихся 2.

В Эфиопии обнаружили одну из самых древних христианских церквей аксумитов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Территория, на которой археологи обнаружили руины древней христианской церкви, некогда была частью могущественной Аксумской империи. В период своего расцвета эта империя охватывала территории современных Эфиопии, Эритреи, Джибути, Сомали и часть Аравийского полуострова, отмечают исследователи.

Историкам удалось откопать остатки очень важного места Аксумской империи: крупного торгового и религиозного центра. Расположен этот древний город был к северу от Сахары. Между столицей империи – Аксумом, с одной стороны, и Красным морем, который тогдашние жители этой земли называли Йеха,с другой стороны. Обнаруженные при раскопках остатки поселения могут помочь раскрыть некоторые загадки, связанные со взлётом и падением этой старейшей африканской империи.

Археолог Майкл Харроуэр из Университета Джона Хопкинса говорит, что Аксумсквая империя — это очень влиятельная и могущественная цивилизация древнего мира. Также, он добавляет, что очень жаль, что западному миру это совершенно не известно. А ведь, кроме Египта и Судана, о которых все знают, аксумиты являются самой ранней цивилизацией со сложным устройством, на Африканском континенте.

На территории города Бета Самати исследователи обнаружили целую группу торговых зданий, множество жилых домов. Самым главным открытием стало обнаружение одной из самых древних христианских храмов на территории Африки. Это сооружение археологи отнесли к 4 веку нашей эры. Считается, что она была построена спустя некоторое время после того, как в Аксуме было принято христианство. На территории храма археологи нашли хорошо сохранившуюся подвеску, монеты, статуэтки и сосуды для перевозки вина.

Cамой интересной находкой стал чёрный каменный кулон с надписью в форме креста. Надписи на кулоне сделаны буквами эфиопского алфавита. Этот алфавит используется в регионе и сейчас. Харроуэр также сказал, что кулон такого размера, который можно повесить на шею и, вполне вероятно, этот кулон носил местный священник.Команда археологов также нашла кольцо. Кольцо выплавлено из меди. Сверху его покрыли сусальным золотом. Ювелир, изготовивший кольцо, украсил его сердоликом — драгоценным камнем красного цвета. На камне гравировка в виде головы быка, над головой которого изображён венок или виноградная лоза.

Время построения обнаруженного христианского храма исследователи определили как тот же период времени, когда христианство было впервые узаконено римским императором Константином. Рим находился на расстоянии около 3000 миль от Аксума.

Аксумская империя соединяла Рим и Византию. Это была чрезвычайно крупная сеть торговых путей. Несмотря на всё это, об аксумитах мало что известно.

Существует версия, что король Эзена преобразовал империю в христианскую в середине четвёртого века, и вскоре после этого эта церковь была построена. Здание довольно большое, по стилю очень похоже на древнеримские базилики.

Внутри сооружения исследователи обнаружили большое количество артефактов как светского, так и религиозного характера, в том числе кресты, фигурки животных, печати и жетоны, которые, наиболее вероятно, использовались для торговли. В целом, предметы, которые они обнаружили, предполагали сочетание христианских и дохристианских верований, как и следовало ожидать в начале распространения веры.

Империя Аксум являлась очень мощной и влиятельной вплоть до 8-9 веков, когда начался её упадок. В регион пришёл ислам. Мусульмане перехватили контроль над торговлей в Красном море. И некогда могущественная империя со временем просто исчезла.

Очень интересно, что несмотря на распространение ислама христианская вера оставалась сильной и преобладающей в этом регионе. Даже когда в 16 веке область захватили мусульмане из Сомали и Османской империи. Невзирая на это жители региона сохранили христианскую веру. Даже сейчас почти половина страны считают себя членами эфиопской православной церкви.

В Эфиопии есть много других древних христианских церквей. Многие из них были построены во времена средневековья — не столь почтенного возраста, как та, что обнаружили археологи сейчас. Построение их весьма любопытно. Они построены под землёй! Глубина квадратных ям, где построены эти храмы достигает 50 метров. Это высота двух девятиэтажек!

У этих зданий крыша и окна в форме креста. Построено всё из камня. Эти церкви значительно моложе той, что была найдена в Бета Самети. Есть несколько теорий о том, кто мог построить эти церкви. Одни говорят, что храмы построили по приказу короля Лалибелы. Он посетил Иерусалим, был весьма расстроен тем, что храм в святой земле разрушен и король решил построить свой «новый Иерусалим». Другие историки утверждают, что храмы построили тамплиеры. И есть фантастическая версия о том, что церкви за одну ночь возвели ангелы.
Существует не так много конкретных доказательств в поддержку какой-либо из теорий, но совершенно ясно одно: утверждение Эфиопии о том, что она является самой старой «официальной» христианской страной в мире, имеет под собой совершенно конкретную почву.

Читать еще:  Самосознание как вид явлений сознания структура самосознания. Классификация неосознаваемых процессов

В продолжение темы интересные факты о распространении христианства в Римской империи, которые заставят взглянуть на неё по-другому.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Откуда в Эфиопии православие? Или как эфиопы обрели “НАШУ” религию на 9 веков раньше нас.

Всё больше по всему миру я встречаю русских людей, которые, по какой-то неведомой мне причине, искренне веруют, что православие, как явление, зародилось именно на Руси. Это статья не о том, насколько неверны эти утверждения, а о другом народе, который принял православие куда раньше, чем наши славянские предки. Эфиопия – единственная православная страна Африки, принявшая православие в 1 веке нашей эры и сделавшая его государственной религией в 4 веке нашей эры. Тогда этот регион назывался Абиссиния, о нем грезили древние римляне, а апостол Филипп стал родоначальником христианства в Эфиопии. Он окрестил евнуха, который охранял богатства в свите посланцев царицы Кандакии. Это событие записано в «Деяния святых апостолов» (8:26—30).

Позже, уже в 4 веке, Фрументий, тирянин и гражданин Рима, после крушения своего корабля выбрался на берег Эфиопии и выжил, а через несколько лет стал доверенным лицом правителя и крестил его сына. Впоследствии сын в 330 году унаследовал трон, и сразу же провозгласил христианство государственной религией своей страны. Так огромная страна получила религию благодаря крушению корабля.

За прошедшие 16 веков вера в Эфиопии почти не менялась. В отличие от прочих ветвей, включая европейскую и русскую, “политических” изменений с древности в ней практически не было. Многие люди называют эфиопов коптами, что, если углубиться в историю, не делает их отличными от любых православных людей, ведь понятие коптов появилось только из-за отказа одной церкви подчиняться другой.

Сегодня христианство исповедуют свыше 60% граждан страны. Эфиопская церковь считается независимой, причисляет себя к православной христианской, с российским православием ее роднит календарь, дни поста, некоторые обряды и религиозные праздники, например, в прошедшее воскресение эфиопы вместе с нами праздновали пасху. Абиссинская православная церковь взяла много от иудаизма. Соблюдение Ветхозаветных традиций уходит своими корнями к истокам зарождения Христианства, по сей день Ветхий Завет эфиопы чтят не менее, чем Новый, отсюда следует ряд отличий эфиопской православной церкви от российской:

  • Непринятие понятия Троицы. Считается, что Иисус Христос и является Богом.
  • Исполнение некоторых Ветхозаветных заповедей, которые не исполняются всеми остальными христианскими течениями:
  • обрезание мальчиков на 8-й день после рождения;
  • соблюдение законов о пище (эфиопы не едят свинину).
  • Крестятся крестом, сложенным из согнутого среднего и указательного пальцев правой руки. А не двумя или тремя палицами, как в других ответвлениях православного христианства.
  • Главным центром (сердцем) считается ветхозаветный «Ковчег скрижалей».
  • Библейские имена в пишутся как во времена Иисуса Христа, как указано в древнееврейских первоисточниках. Например, не Мария, а Мириам.
  • Как и иудеи, православные Эфиопии считают свинину нечистым продуктом.
  • Иерархическая структура духовенства Эфиопской Православной Церкви Тэуахэдо не имеет аналогов среди других ветвей христианства.

Православные церкви рассредоточены по всей стране, от самой маленькой деревни до столицы. В деревнях церкви в форме шатра, в более древних городах — креста, а в Аддис-Абебе сказывается итальянское влияние (Рим пытался завоевать Эфиопию с конца XIX века, что закончилось кровавой войной при Муссолини). В архитектуре, как и в политике, Эфиопия независимость отстояла. Кресты на православных храмах украшены шарами, изображающими страусиные яйца, что символизирует прочность веры. Убранство церквей можно назвать аскетичным — несколько икон, пластиковые цветы, бусины, почти нет свечей. Полы укрыты коврами, в церкви входят без обуви, а во время богослужений сидят на полу.

Самый известный храмовый комплекс Эфиопии находится в городе Лалибелла.

В XII веке в этом городе начали строить один из самых впечатляющих памятников веры — 11 монолитных церквей, вырезанных из цельного камня ниже уровня земли. Между собой храмы соединены подземными тоннелями, которые символизируют ад, а выход к каждой из церквей символизирует приход к Богу.

Богослужения проводят два раза в день, короткое утром и основное в середине дня, по праздникам бывает ночная служба. Во время службы города пустеют – большинство местных отправляются на многочасовую молитву.

Одна из особенностей эфиопской православной традиции — все верующие любого пола ходят в храм в белом платке, закрывающем почти все тело. Священники носят красные или голубые одеяния.

Православие — душа Эфиопии, оно объединило всех людей в стране, несмотря на многочисленность языков и сложность логистики, а так же помогло выстоять перед вторжениями иноверцев и колонизаторов. Это видно невооруженным глазом, как и то, что глубокая религиозность тормозит развитие. Многие проводят в молитвах часы и дни, мало заботясь о повседневной жизни, а уровень нищеты в стране только возрастает. Закономерность современной Эфиопии состоит в том, что самые религиозные люди являются самыми бедными. Хочется надеяться, что новые поколения не только сохранят древнюю веру, но при этом возьмут жизнь в свои руки — как поступили когда-то их предки, отстоявшие свои церкви и веру перед напором многочисленных завоевателей, веривших в других богов.

Источники:

http://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%AD%D1%84%D0%B8%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F
http://kulturologia.ru/blogs/090120/45141/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c5017eb3cf90800af05ac29/5cc8314f4c5e42046d15124f

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: