Дзен какая религия. Что такое дзен

Что такое дзен: секреты непостижимого в буддизме

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

В последнее время в лентах социалок, различных ток-шоу, да и просто в обыденном общении, все чаще мелькает трендовое слово, смысл которого для многих из нас остается несколько размытым: «поймать дзен», «найти свой дзен», «это поспособствует моему дзену», «не портите мне дзен» и т.д.

Термин – красивый и однозначно интригующий, но чтобы использовать его в правильном контексте, недостаточно просто предполагать, что дзен – это что-то, связанное с буддизмом (это как?).

Понятно, что в той или иной конфессии всегда имеются дополнительные учения и ответвления. Это касается не только христианства, изобилующего множеством направлений, но и ислама, иудаизма, буддизма.

Особенно богато на разнообразие и вариативность верований древнейшее буддийское учение, истоки которого берут начало за 4-5 столетий до рождества Христова.

Примечательно, что именно эта религия стала своеобразной колыбелью для одного из наиболее популярных сегодня учений под название дзен, неуклонно набирающих сторонников, несмотря на заметно выраженный мистицизм и наличие множества условностей и допущений.

Предлагаю вместе разобраться, какова суть этого учения, чем интересна история его происхождения и почему оно так близко даже рационально мыслящим современникам?

Дзен — что это за философия

Будучи одной из самых многочисленных и главных школ в буддизме, эта философская система сформировалась на Востоке приблизительно в IV-V вв. до н.э. благодаря первому буддийскому патриарху Будде Шакьямуни.

Затем состоялась так называемая духовная передача откровения Махакашьяпе, одному из достойнейших учеников Будды, которого позже стали называть первым патриархом дзен.

Он поселился в знаменитом центрально-китайском монастыре Шаолинь и оттуда, через множество своих последователей, стал разносить миру свое учение.

Основой становления этой философской системы стали идеи и духовные практики буддизма и даосизма.

Со временем дзен распространился по всей Индии, затем перекочевал в Поднебесную, а оттуда, уже в V-VI вв. н. э., – на Дальний Восток, в Японию, Корею, Вьетнам.

Сейчас это учение представлено несколькими школами, и самая многочисленная и знаменитая из них – японская, которая сформировалась в XII веке.

К текущему моменту дзен становится все популярнее, обретая множество приверженцев на Западе, особенно в Северной Америке и Центральной Европе.

Само определение «дзен» может иметь около трех десятков значений в соответствии со своей природой и трактуется не как религия, а как набор духовных практик, направленных на совершенствование внутренней алхимии человека.

Самые непосредственные значения дзен связаны в основном с двумя аспектами:

духовное состояние, под которым чаще всего подразумевают обычную медитацию и погружение в собственную душу ради сближения с божественным. Это состояние сродни просветлению, когда человек ощущает понимание своей природы и основ мирового порядка.

философская система – стоит понимать, что дзен – это не религия, а учение, особая форма мышления, объединенная с жизненной философией.

В целом и общем дзен абсолютно лишен какой бы то ни было обрядности, характерной для всех религий. Здесь нет никаких строгих, неподвижных рамок, устанавливаемых религиозными догмами и канонами, а значит, нет и культовых действий, слепого поклонения божествам или Всесоздателю. Только человек и его разум, готовый постичь непостижимое.

Полезно знать: в русском языке слово «дзен» может употребляться как в склоняемой форме, так и в несклоняемой!

Краткие тезисы и суть учения

По своей сути дзен является своеобразной квинтэссенцией (это как?) нескольких восточно-азиатских векторов буддийской мысли, четко выраженной в Махаяне, одного из основных сводов учений в теории и практике буддизма.

Конечная цель тех, кто следует по пути Махаяны, – просветление, то есть обретение мудрости, получаемой в результате созерцания, самопогружения, сосредоточенности и глубокомыслия.

Именно так и переводится «дхъяна (дзен)» с исконного санскритского, однако сама философия, неизменная в своих основах, в разных регионах Юго-Восточной Азии называется по-своему:

  1. дзен – в Японии;
  2. сон – в Корее;
  3. чань – в Китае;
  4. тхиен – во Вьетнаме.

Иногда дзен называют «Сердцем Будды» или «Школой сознания Будды», но это лишь смысловые оттенки слова, которым обозначают путь, лежащий перед тем, кто решается на непростые поиски самого себя. Вернее – того самого внутреннего пророка, что непременно присутствует в душе каждого из нас.

Когда мы отрешаемся от простого (рационального) разума, когда мы успокаиваем свой ум и освобождаем его от будничной суеты, то становимся способными проникнуть в свою природу.

А затем, полностью окунувшись в себя и созерцая рельефы своего внутреннего мира, мы обретаем возможность найти истину, испить из кладезя мудрости и почерпнуть ее ровно столько, сколько нам нужно здесь и сейчас.

И только тогда, познав глубины своего подлинного «я» и приняв их «как есть», мы можем достичь главного – сделать размеренность, спокойствие и наполненность духовностью своим образом жизни.

Читать еще:  Какой праздник 21 ноября по церковному календарю. Помощь бесплотных защитников

Это и есть дзен, когда посредством духовных практик, переносящих нас за грани рационального, мы становимся лучшими версиями себя.

Многоопытные мастера школы говорят, что дзену невозможно научиться, переняв чей-то личностный опыт. Человек, желающий постичь дзен, не должен испрашивать ответов у мудрецов или пытаться отыскать их в книгах. Из этих источников он может взять только советы и ознакомиться со взглядами со стороны.

Отыскать же свой путь возможно лишь благодаря собственным усилиям и личной практике. Считается, что человек достигает вершины учения, если сумеет познать самого себя, понять и принять свою природу.

Просветление в этом контексте – это способность рассмотреть малейшие «водяные знаки» на картине своей души.

Основы практики дзен

Дорога дзен нелегка, но ясна и понятна: раскрыв свою внутреннюю сущность и познав ее природу, ты достигаешь просветления (это особое состояние в дзен-буддизме называется сатори). Остается выяснить, как именно это сделать.

Мастера дзен рекомендуют прежде всего усвоить несколько элементарных истин:

  1. человеческая натура несовершенна – каждый из нас подвержен вожделению и страстям;
  2. страдания – не кара и не наказание, а всего лишь закономерные последствия поступков;
  3. все страсти, страхи и желания – дело поправимое, любые негативные переживания можно преодолеть;
  4. свободный и счастливый человек – это тот, кто сумел отказаться от всего, что мешает добру и совершенствованию.

Так, можно сказать, выглядят основные вехи на пути к дзену. Если вы ясно видите эти метки, то легко заметите и другие указатели на этой дороге, которые подскажут вам, как лучше «вырулить» к своему пункту назначения:

  1. осознавать главный принцип мироустройства – причинно-следственный. Не реагируйте слишком резко на жизненные неурядицы, не наказывайте, не обижайтесь и не злитесь на тех, кого считаете причиной своих бед;
  2. научитесь приспосабливаться – умеривайте свою радость при успехах и свою досаду при неудачах, спокойно воспринимайте происходящее;
  3. гасите страсти – ничего не желайте слишком страстно и ни к чему не стремитесь слишком рьяно, ваши желания и устремления должны быть бескорыстными;
  4. понимайте Дхарму (свод учений, совокупность правил и методик) и добивайтесь гармонии (это как?) с ней.

Основная методика на пути к достижению дзена – это медитации. Состояние «чистого разума», отрешенного от рационального мышления, позволяет человеку полностью окунуться в себя для созерцания и самопознания.

Наряду с медитативными практиками система дзен предполагает использование множества вспомогательных средств.

Например, есть один интересный прием, направленный на создание определенного психологического импульса, основанного на интуитивном понимании. Это может быть какая-то притча, краткий диалог или вопрос, не имеющий какой-либо логической подоплеки.

Целью такого упражнения, которое называется коан, является поиск необычного решения для простой задачи, причем любая попытка задействовать логические механизмы неизбежно приводит к противоречиям.

Человек должен без целенаправленных усилий или специальных действий понять духовное значение той или иной ситуации, события, конкретного случая. Один из самых известных коанов – поиск «беззвучного звука» или «сухой воды».

Вместо заключения

По большому счету учение дзен – это не более чем тренировка ума и выработка навыков самопознания.

А кому из нас не хочется стать спокойнее, мудрее, счастливее? Неудивительно, что последователей дзен становится все больше. Возможно, это связано со своеобразной свободой, которая дается вместе с пониманием этой непостижимой и зачастую парадоксальной философии.

Впрочем, судите сами, посмотрев это интересное видео:

Что такое дзен?

Содержание статьи

  • Что такое дзен?
  • Что такое мобильный магазин приложений
  • Для чего нужны теги

Он поселился в шаолиньском монастыре и принял сан первого патриарха дзена. О жизни миссионера в Китае ходит множество сказаний. Бодхидхарма является родоначальником кунг-фу, а также со времён его жизни в монастыре монахи стали употреблять чай.

Научное название Дзена – «Сердце Будды». Дзен является особенной буддийском сектой. Некоторые утверждают, что дзен не является буддизмом. Но, используя аналогию, и растение в своем онтогенезе проходит множество стадий, маленький кустик совсем не похож на то дерево, в которое ему предстоит превратиться.

Сама суть Дзена

Дзен не предполагает поклонение богу или его наместникам, в нем нет размышлений. Это не религия и не философская система. Дзен не предполагает уход от повседневности, он исключительно практичен. Труд у монахов – обязательная составляющая распорядка дня. Монахи не практикуют аскезу, хотя и довольствуются исключительно малым, но уничижение плоти, по их представлениям, не является необходимым для достижения цели.

Цель их – осознать истинную природу ума, стать хозяевами своего разума, сделать так, чтобы «хвост не вилял собакой». В дзене отсутствие мысли сочетается с крайней эффективностью и практичностью. Говоря языком психологов, бессознательное руководит нашим поведением. Без размышлений мы выполняем то, что захотим, ничто не сдерживает нас.

Чем ближе мы подходим к пониманию дзена, тем дальше он отдаляется. В дзене нет отрицания, но в то же время, нет и утверждения. Дзен оперирует несовместимыми тезисами. Когда же между ними удаётся соорудить мост понимания, то человек достигает просветления. Вся литература дзена– это записи разговоров учителя и неофита– называется мондо.

Мондо используется для того, чтобы зафиксировать ум на чем-то одном, перевести внимание от наших переживаний, эмоций, страхов и прочих шероховатостей ума. Именно всё это пеленой окутывает нас, не даёт увидеть подлинную сущность вещей.

Пытаясь понять писания, ученик доходит до крайней точки напряжения ума. Окончательно запутавшись, растратив все силы на постижение мондо, монах достигает точки, где разум перестаёт создавать защитные барьеры и раскрывается во всей своей полноте.

Читать еще:  К чему снится волк, волки? Современный сонник Если снится Волк. К чему снится волк по соннику Цветкова

Чтобы понять настроение Дальнего Востока, нам необходимо прикоснуться к дзену. Дзен возымел огромное влияние на творчество и культуру Китая и Японии. В Японии дзен появился спустя пятнадцать веков после Китая. Жители страны «восходящего солнца» быстрее приняли дзен, нежели китайцы. Это объясняется тем, что «сердце будды» соответствует духу японцев.

В первую очередь, влияние дзена отразилось на искусстве. Зародилось новое направление живописи, искусство фехтования, чайная церемония приобрела свои отличительные черты. Особенностью такой живописи является то, что краска накладывается на тонкий лист. Кисть, задержавшаяся на мгновение дольше необходимого, рвет бумагу.

Все движения мастеров плавные, точные, уверенные. Необходимо отпустить свой разум, кисть должна стать продолжением руки. Тело без вмешательства рассудка двигает кистью. Подобные рисунки характерны своим минимализмом.

Линия может обозначать гору, облако или, вообще, что угодно. Если весь мир постоянно изменяется и пребывает в движении, то какой смысл от попыток передать окружающее? Достаточно намекнуть. Такие произведения являются символами простоты и утонченности, в них нет определённых правил и предписаний, только чистый поток творчества и свобода самовыражения.

Рисунки преисполнены скромности, это и вводит в заблуждение неподготовленных наблюдателей. Надо понимать, что настоящее мастерство всегда похоже на неумение. Картины наполнены неожиданными элементами. Порой отсутствие точки на привычном месте вызывает особое чувство. Такая живопись наполнена идей вечного одиночества.

Искусство фехтования – это искусство не только технических приёмов обращения с мечом, но, в большей степени, работа над духом. Останавливаясь на одном, мы упускаем другое. Как сороконожка не размышляет о своих шагах, так и фехтовальщик не должен раздумывать над своим движением в бою. Все происходит само собой, ничто не удивляет бойца. Он ничего не ждет, поэтому он готов ко всему.

Противник нападает, вы видите сначала человека, потом меч в его руках, и пытаетесь защититься от удара. Такой способ ставит вас в позицию обороняющегося. Когда вы перестали контролировать ситуацию, вы перестали быть хозяином себе, соперник направляет ваши действия по своему усмотрению. В лучшем случае вы избежите смерти.

Более эффективный способ, просто воспринимать атаку соперника, не заострять внимание на деталях. Необходимо научиться видеть всю ситуацию в целом, перестать раздумывать об атаках оппонента, и своих ответных выпадах. Просто воспринимать движения соперника, не позволяя своему уму останавливаться на чем-либо.

В таком случае его орудие обратится против него самого. Тогда меч, несший вам смерть, окажется вашим собственным и обрушится на самого противника. Важно не думать о сопернике, но еще важнее – не думать и о себе. Фехтовальщик, достигший совершенства, не обращает внимания на личность противника, как и на свою собственную, ибо он является просто свидетелем драмы жизни и смерти, в которой принимает участие.

А что в итоге?

Таким образом, дзен – это не религия, не философия, это просто способ познать себя самого. О дзене не нужно много говорить, слова лишь указывают направление. Дзен – в первую очередь, это практика, практика молчания ума. Только непосредственный опыт важен для достижения знания. Никакие слова не смогут приблизить человека к пониманию себя.

Что значит дзен?

Здравствуйте, дорогие друзья.

Каждый из вас наверняка слышал слово «Дзен», даже если он далек от буддизма. Термин этот многозначен, имеет прямое отношение к восточной культуре и религии, хотя сам по себе не предполагает ни веры в существование бога, ни его отрицания.

Буддийская философия может показаться европейскому человеку странной и даже парадоксальной. Понятие «Дзен» в этом отношении столь же необычно. Но при ближайшем рассмотрении вполне соответствует общей религиозной традиции. Ниже мы попробуем разобраться, что значит дзен?

Состояние и религия

Существует два основных значения термина Дзен – это духовное состояние (а также упражнения, выполняемые для его достижения) и религиозное течение. Последнее во многом опирается на практику и относится к буддизму, хотя было сформировано на территории нынешнего Китая на рубеже V-VI веках под влиянием популярного тогда даосизма – мистико-философского учения.

Как состояние

О происхождении понятия «Дзен» споры идут до сих пор. Этого слова нет в традиционных буддийских текстах, так как оно имеет японское происхождение и переводится как «созерцание», «медитация». Впрочем, у индусов существовал некий аналог, звучащий на санскрите как «дхьяна» (погружение) – учение о просветлении. Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии.

Следует сразу определиться, что в смысле философского состояния или общебуддиского понятия слова «Дзен», «Дхьяна», «Чань» (в Китае), «Тхиен» (во Вьетнаме), «Сон» (в Корее) – тождественны. Также все они имеют сходство со понятием «Дао».

В наиболее узком понимании термина все это – состояние просветления, понимание основы миропорядка. Согласно буддийской практике и философии сделать это способен каждый, тем самым став бодхисаттвой или гуру.

Чтобы найти ключ к миропониманию, не надо даже стремиться к этому. Достаточно на практике освоить состояние «Просто Так». Ведь чем сильнее человек стремится постичь Дао, тем быстрее удаляется от него.

Как философия

В более общем философском понимании Дзен – это учение, которое не имеет отношения к религии:

  • смысл жизни оно не ищет;
  • вопросами мироустройства не занимается;
  • существование бога не доказывает, но и не опровергает.
Читать еще:  «золотая книга "откровения" руси.

Суть философии проста и формулируется несколькими теоретическими принципами:

  • Каждый человек подвержен страданиям и вожделениям.
  • Они являются следствием определенных событий и поступков.
  • Страдания и стремления можно преодолеть.
  • Отрешение от крайностей делает человека свободным и счастливым.

Таким образом «Дзен» — это практический путь отрешения от сущего мира и погружения в самого себя. Ведь частица пробужденного Будды присутствует внутри каждого живого существа. А значит, любой человек при должном терпении и старании может достичь просветления и понять истинную природу ума, а вместе с ней и суть этого мира.

Сущность философского понятия термина хорошо раскрывает психоаналитик Э. Фромм:

«Дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым».

Практика

В практическом понимании Дзен – это медитация, погружение в особое состояние созерцания. Для этого могут использоваться самые разные инструменты – все определяется практикой каждого конкретного человека, поэтому часто применяются довольно нестандартные пути достижения просветления. Это могут быть резкие выкрики учителя, его смех или удары палкой, занятия восточными единоборствами и физический труд.

Согласно Дзен-учению, лучшей практикой является монотонная работа, которую следует выполнять не ради достижения какого-то конечного результата, а ради самой работы.

Наглядный пример такого подхода приводится в одной из легенд об известном дзен-мастере, который определял мытье посуды в обычной жизни как стремление сделать ее чистой, а то же действие в философском понимании – как самодостаточное, предлагая ученикам мыть посуду только ради самого действия.

Еще одна важная философская практика – это коан. Так называется логическое упражнение по решению парадоксальной или абсурдной задачи. Ее нельзя осмыслить «обычным» (непробудившимся) рассудком, но потратив достаточное время на ее созерцание, можно однажды поймать ощущение понимания, то есть достичь искомого состояния мгновенно, в один момент, чаще всего неожиданно – без какой либо к этому подоплеки.

Например, одним из классических коанов является поиск «хлопка одной ладонью», то есть «беззвучного звука».

Как религиозное течение

Как направление буддизма Дзен-учение оформилось в Китае и широко распространилось на близлежащие страны. Но именно термин в отношении религиозного течения употребляется только в Японии и (как это ни странно) в Европе. Эта философия не является теистичной или атеистичной, а потому хорошо адаптируется к любым другим религиям.

В Китае она смешалось с даосизмом, в Японии – «легла» на синтаизм, в Корее и Вьетнаме впитала местные шаманские верования, а на Западе активно переплетается с христианскими традициями.

Особенность любого религиозного Дзен-направления в непризнании возможности передачи знания письменным способом. Научить понимать мир способен только гуру, просветленный или пробужденный. Причем сделать он способен самыми разными способами – вплоть до ударов палкой. Также в религиозном понимании отсутствует четкое определение самого понятия.

Дзен – это все, что вокруг. Это любое действие, которое предпринимает знающий человек в отношении незнающего, чтобы научить последнего, подтолкнуть его к пониманию, простимулировать его тело и разум.

Отличие от других направлений буддизма

Важная часть Дзен-философии – невозможность выражения истины в виде текста, поэтому в течении отсутствуют священные книги, а передача учения осуществляется непосредственно от учителя к ученику – от сердца к сердцу.

Более того, с точки зрения этого религиозного направления книги вообще не играют сколь-нибудь значимой роли в жизни человека. Учителя часто сжигали священные писания с целью показать ученикам всю тщетность такого способа познания и подтолкнуть их к просветлению.

Из всего этого вытекает четыре основных принципа Дзен-буддизма:

  • Знания и мудрость можно передать только непосредственно при общении – от знающего человека к незнающему, но стремящемуся познать суть разума и вещей.
  • Дзен – великое знание, которое является причиной существования неба, земли вселенной и мира в целом.
  • Существует множество способов найти Дао, но целью является не само просветление, а путь к нему.
  • Пробудившийся Будда скрыт в каждом человеке, а потому любой может познать Дзен, упорно и много практикуясь.

Это направление имеет существенные расхождения с традиционным буддизмом и в практических моментах, например, медитации. Дзен-школа рассматривает ее не как способ прекращения мыслительной деятельности и очищения сознания, а как метод контакта с существующей реальностью.

Вообще это направление считается наиболее «практичным» и приземленным из всех буддийских школ. Оно не признает логику, как инструмент познания, противопоставляя ему опыт и внезапное просветление, расценивает действие как первичный способ получения духовного опыта.

Кроме того, здесь отрицается необходимость медитативного отрешения от мира. Наоборот, к миру (то есть «созерцанию») надо прийти здесь и сейчас, став Буддой в своем теле, а не после череды перерождений.

Заключение

Дорогие читатели, надеемся, из статьи вы смогли хотя бы в общих чертах понять, что это такое – Дзен. Главная особенность этого направления в том, что объяснить и передать его словами невозможно, а потому все вышенаписанное – лишь жалкие попытки приблизиться к пониманию. Но если долго и упорно идти по пути Дао, то однажды можно достичь просветления.

Друзья, если эта статья вам понравилась, поделитесь ею в социальных сетях!

Источники:

http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/dzen-chto-ehto-takoe.html
http://www.kakprosto.ru/kak-953704-chto-takoe-dzen
http://o-buddizme.ru/osnovy-buddizma/chto-znachit-dzen

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: