Движение еретиков ариане суть. Современные ариане

Конец арианской (арийской) эпохи

Древние королевства ариев

В прошлый раз в этой серии я говорил о готах-ариях, арианах, королевства которых определяли политический ландшафт Европы в пятом веке нашей эры. Я также выдвинул тезис о том, что широкое употребление слова «ариан» или «ариец» восходит к этому раннему периоду расцвета готской культуры и государственности, и ассоциировало не только с религиозной традицией, но и с этносом готских королевств, в особенности королевства вандалов, алеманов, остготов и вестготов.

Эти готские королевства быстро достигли расцвета. Во многом этому способствовал тот сравнительно мирный переход наследия рухнувшей Римской империи в руки готов. Готы сделались наследниками великолепных городов, стадионов, ферм, индустрий. И, надо отдать им должное, они смогли сохранить и даже преумножить это наследие. Они жили в мире промеж собой и ничто не предвещало беды. Уровень жизни был таков, что и современный человек мог бы позавидовать этим “варварам”. В их городах, в домах были и водопровод и канализация, ванные комнаты и туалеты. Рабства не было. Социальная система заботилась о малоимущих.

Кратко напомню теперь и историю исчезновения этих королевств, а вместе с ними и забвения этого периода расцвета национальных немецких государств вплоть до середины 19-го века. Как мы уже говорили, в начале пятого века н.э. на территории разваливающейся Римской империи уже существовал ряд новых, преимущественно готских королевств – арианских. Т.е. они не признавали некоторые из формулировок догматов Римо-Католической и Византийской церквей относительно Божественной и человеческой природе Христа. Византия никаких военных действий против них не предпринимала. В Византии было тоже множество ариан, даже их чиста греков, и ни о каких войнах против еретиков речи идти не могло. Максимум, были стычки между рьяными поклонниками этих двух христианских традиций.

Начало конца

Раскол начался изнутри. В 496-ом году король франков (тоже готское племя) принимает крещение в католической церкви. Он и прежде был христианином, по крайней мере формально – но в арианской традиции. Как считается, он это делает с целью заручиться поддержкой галло-римской аристократии и в первую очередь католического духовенства, обладающей немалой властью на Западе, он принял римское католичество. Его жена Клотильда обычно считается человеком, приведшим его в лоно католицизма.

Но, похоже, у Хлодвига была еще одна цель в принятии католичества: теперь у него был повод нападать на земли своих более слабых соседей – ариан. Он так и напутствовал свою новокрещённую дружину перед началом своего первого похода, на алеманн: «Пойдем, разобьем этих еретиков, и возьмем себе их землю». Так он и сделал, не откладывая в долгий ящик, в том же памятном 496-ом году. Он разгромил алема́ннов-готов, и захватил значительную часть их земель. Некоторые алеманны тогда уцелели и под именем швабов, до сих пор живут в своей Швабии.

Не будем перечислять всех войн, в результате которых арианские (они же, по странному совпадению – арийские королевства) были сметены. Об этом достаточно написано. Посмотрите про другие походы того же Хлодвига – поход 496-го года был только началом. Потом будут походы на «еретиков» в Галлии, на королевство остготов (ариан). Потом будут походы и на вестготов – тоже ариан.

Случилось страшное: скифы пошли на скифов, готы на готов. Скифы могли отразить нападки любого врага. Но только не такого – не врага-брата. И блеск ранних готских государств потускнел, обратился в пепел. Наступала новая эпоха – Средневековья. Эпоха, когда люди в Европе надолго забудут, что такое купаться, как строить мосты, как жить в достатке. Начнутся голод, эпидемии болезней, отсталость и нищета. Кои всегда являются плодами братоубийственных войн.

Новая страница в жизни готов

Византийский император Юстиниан последует примеру Хлодвига и тоже начнет ряд войн против ариан. Он окончательно уничтожит независимость остготов и вестготов, и положит конец целому ряду готских европейских государств.

Будучи сам не в состоянии контролировать обширные территории Запада, Юстиниан отдает их на попечение Папе Римскому. Тот, в свою очередь, делает все возможное, чтобы окончательно привести еретиков в правую веру, а заодно и прибрать к рукам целые государства. Об этом написаны многие тома, поэтому не буду вас утруждать повторами.

Кончилось все тем, что в первой половине 530-х годов франками были разбиты бургунды-арианцы (тоже готы). Со смертью Теодориха в 526 году в Королевстве остготов начался кризис, закончившийся падением королевства. Пало к середине VI-го века и Королевство вандалов в Северной Африке.

К концу VI-го века с готскими королевствами ариев (арийцев) было покончено. Римская церковь, чтобы ускорить процесс окатоличивания вчерашних арийцев, решением Собора 580-го года в Толедо разрешило ариям считаться католиками без крещения.

Таким образом сразу целые государства стали считаться католическими, а армия священников поспешила на смену армии завоевателей. И хотя с арианством среди германских племен не было покончено, ариане потерпели сокрушительное военное и политическое положение и как грозная сила, как «арии» – остались лишь в смутных воспоминаниях и легендах. Но эти легенды переживут и темное Средневековье.

Эти легенды, действительно до самой своей первой глубины – готские, немецкие – и вспомнились немцам, когда где-то в середине XIX-го века они задались вдруг вопросом: а кто мы? Да, они не могли не наткнуться на описание великих деяний ариев (арийцев) в истории Европы. Их и правда невозможно переоценить. Вспомнились (где-то нашлись, где-то написались) и легенды более древние.

Читать еще:  Михаил потокин священник семья. Михаил потокин и константин титов

Действительно, к концу шестого столетия слава готов-ариан (а вместе с тем и слава собственно их германских наследников) померкла. На первое место выходят франки, римляне, и греки. Новые поколения готов воспитывались в римо-католических традициях и культуре. Своя культура постепенно забывалась, и сохранялась только в народной памяти, в легендах о великом былом.

В своей латинизированной форме слова эти практически идентичны. Но возможно, что название это как раз и прижилось так легко, что оно просто совпало с их этническим именем. И со временем религиозное значение этого слова полностью вытеснило этническое значение. Я не настаиваю ни на одном конкретном выводе. Но, думаю, все-таки одно, новое название легло поверх другого, более старого. Только предположение. Которое ничего не меняет, но что-то проясняет.

Понравилась статья? Не пожалейте сил нажать “палец вверх”, поделиться статьёй с друзьями или прокомментировать! А чтобы не пропускать новые статьи, подпишитесь на мои каналы на Дзен Открытая семинария и “ Прекрасное далёко “. Приглашаю вас на мой сайт “ Духовный миллионщик “. Там много интересного. Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале « Открытая семинария ». А на YouTube канале « Солёное радио » мы проводим прямы эфиры на разные темы. Вступайте в группу “Открытая семинария” в ВК.

Движение еретиков ариане суть. Современные ариане

Основателем ереси стал Арий, пресвитер из Александрии Египетской.

Доктрина была впервые сформулирована им во время споров с Александрийским же епископом Александром в 318 г. Так как Арий вел весьма благочестивую жизнь и пользовался несомненным авторитетом, он имел множество учеников и сторонников. Свое учение он провозгласил, будучи уже в преклонном возрасте.

Учение Ария состояло в следующем:

1. Божественный Логос имел начало своего бытия. (По мнению Ария, иначе Он не был бы Сыном т. к. Сын не может быть равен Отцу).

2. Он создан из ничего по воле Отца.

3. Он имеет довременное и до-мирное бытие, но отнюдь не вечное, и, следовательно, не есть истинный Бог, а отличен по существу от Бога-Отца. Он есть творение (ktisma), что якобы подтверждается и Писанием (ариане ссылались на Деян.2, 36; Евр. 3, 2).

4. Будучи сотворенным, Сын все же имеет преимущество над всеми прочими творениями и после Бога он обладает высшим достоинством. Через Него Бог создал все, как и само время. Бог, прежде всего, сотворил Сына, как “начало путей”. Между Богом и Логосом существует бесконечное различие, а между Логосом и творениями только относительное.

5. Христос называется Сыном по усыновлению, по благодати и благоволению Отца. По мнению ариан, Он называется Богом неправильно, ибо так называть Его можно только в очень широком смысле.

6. Его воля первоначально также была изменяема – одинаково расположена как к добру, так и к злу. Только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим. Его прославление есть заслуга Его святой жизни, наперед предвиденной Богом.

Арий не изобрел ничего принципиального нового. Его учение в значительной степени определялось общими предпосылками Антиохийской школы из философии Аристотеля. В основе богословия стояло положение о трансцендентности Бога и, как вывод, невозможность эманации ни в виде излияния, ни в виде рождения, и, следовательно, невозможность равенства Сына Отцу. Арий считал себя учеником пресвитера Лукиана Самосатского – главы антиохийской школы в 275 – 303 гг., который, вероятно, отрицал совечность Сына Отцу. Арий называл своих сторонников, также вышедших из Антиохийской школы “солукианистами”.

Арианство считается наступлением скрытого язычества на христианство, т. к. если язычество могло признать Христа богом равным богам Олимпа, то уж никак не могло признать Его равным Сущему, понятие о Котором, как о трансцендентной первооснове бытия существовало в античной философии.

По поручению епископа Александра Арий проходил служение в Александрии при Бавкалийской церкви. Он имел особое поручение изъяснять Св. Писание. Вскоре проявились его догматические разногласия с позицией Церкви и об этом стало известно епископу. Александр созывает Собор, на котором все стороны открыто высказывают свое мнение. При всей популярности Ария, его позиция не могла уже спокойно существовать в лоне официальной Церкви. Он был осужден и отлучен от Церкви. Однако на сторону Ария встали 7 пресвитеров 12 дьяконов, а несколько позже 2 епископа и 700 дев. Таким образом, Арий увлек за собой третью часть всего египетского клира. Сразу же после изгнания ариане начали активную пропаганду своих взглядов. Арию начал покровительствовать и такой влиятельный человек как епископ Евсевий Никомидийский. Арий переезжает в Никомидию и приводит свои взгляды в систему, изложив их в сборнике “Талия”. Он также пишет корабельные, мельничные и путевые песни в стиле своего учения, которые приобретают огромную популярность среди простого народа. В 320 г. сторонники Ария созывают Собор в Вифинии под предводительством Евсевия Никомидийского. Собор был созван в ответ на окружное послание епископа Александра, направленное на разоблачение богословской системы Ария. Этот Собор, как и следовало ожидать, оправдал Ария и принял его в церковное общение. Этого же добивались и от епископа Александра, но он не уступил и созвал Собор в Александрии в 321 году, который снова осудил Ария. В Соборе участвовало 100 епископов из Ливии и Египта. От лица Собора было составлено второе окружное послание, разосланное ортодоксальным епископам. Однако ариане пользовались поддержкой императорского двора, что усиливало их влияние. Послания епископа Александра свидетельствуют о притеснениях ортодоксальных христиан на территориях арианских епархий.

Читать еще:  Сонник: кровь из носа. К чему чешется нос

В 324 году в спор непосредственно вмешивается император Константин, разбивший своего противника Лициния и взявший под свой контроль восточную часть империи – территорию, где разворачивались основные события конфликта. Первоначально император делает попытку примирить стороны при посредничестве епископа Осия Кордовского, но после неудачи, он решает созвать Собор, чтобы окончательно выяснить вопрос и прекратить споры.

Это и был 1-й Вселенский Собор, созванный в Некее в 325 году. В соборе участвовало около 300 епископов (обычно называется число 318, хотя его считают символическим) со всех концов Римской империи, а также из Персии и Скифии. На соборе 20 епископов поддержало Ария. Из них наиболее влиятельные: Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский, Митрофан Ефесский, Феогнис Никейский, Марий Халкидонскиий и Павлин Тирский. Первоначально свой символ веры предложили ариане (он был составлен Евсевием Никомидийским). Там о Христе говорилось как о “произведении и твари”. Символ был яростно отвергнут и разорван. Тогда Евсевий Кесарийский (умеренный арианин) предложил другой символ, в котором обходился стороной спорный вопрос и содержались формулировки, приемлемые для обеих сторон. Но император настоял на внесении в символ веры ортодоксальных формулировок о единосущности Сына и Отца. Символ был принят всеми, кроме самого Ария, Секунда Птолемаидского и Феоны Мармарикского. Все они вместе с преданными пресвитерами были преданы анафеме и сосланы в Иллирию. После символа веры было составлено анафематствование всем ересям и, в том числе, арианству, учившему о тварности Сына. Под этим отказались подписаться Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский и Марий Халкидонский. Они также были отправлены в изгнание.

Однако вскоре после воцарившегося видимого согласия, сам император Константин начал склоняться к арианству. На это повлияли некоторые события как в политике, так и в его личной жизни, которые были восприняты им как знаки свыше, указывающие на то, что поддержка учения Никейского Собора была ошибкой. В частности, помилованный Лициний поднял мятеж, а сын Константина Крисп был обвинен в заговоре и кровосмесительной связи со своей мачехой Фавстой (оба были казнены). Кроме того, были открыты мощи Лукиана Самосатского, которого ариане считали своим покровителем, а императрица Елена (мать Константина) выбрала своей резиденцией город Дрепанод (переименованный в Еленополь), в котором находилась гробница Лукиана. Освящение города в 327 г. стало настоящей манифестацией арианства. Давление на императора оказывала и вдова казненного Лициния – родная сестра Константина, бывшая сторонницей арианства.

Константин стал настаивать на принятии Ария в церковное общение. В Константинополе его должен был торжественно принять (против своей воли) столичный епископ Александр. Однако Арий накануне церемонии скончался, предположительно от инсульта.

После смерти Ария борьба продолжалась более 50 лет. При этом арианство временами занимало господствующую позицию в Восточной Церкви. Против арианства боролись такие выдающиеся Отцы Церкви как Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Решительный удар по арианству был нанесен Константинопольским собором, созванным императором Феодосием Великим в 381 году. Но и после этого арианство имело сильные позиции в Константинополе, а среди варварских народов арианство еще долго было господствующим исповеданием. Так, остго ты оставались арианами до 553 года. Вестготы Испании – до Собора в Толедо в 589 году. Вандалы – до 533 года. Бургунды – до присоединения их к королевству Франков в 534 году, лангобарды – до середины VII века. Арианство вновь возродилось в эпоху реформации и продолжает существовать до сего дня в учениях различных западных сект (“свидетели Иеговы” и др.).

Арианство было одной из наиболее значительных ересей, когда-либо сотрясавших Церковь.

Современные Ариане

Считается, что в христианстве тринитарная традиция, понимающая Бога как единство трех ипостасей – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, победила еще в IV веке с осуждением пресвитера Ария, не считавшего Христа Богом в ортодоксальном понимании, победила полностью и окончательно.

Это не совсем так.

Вновь идея строгого монотеизма в христианстве вернулась на историческую авансцену в середине XVI века, причем на восточной окраине западно-христианской ойкумены, на землях нынешних Польши, Литвы и Белоруссии. Здесь в рамках местной кальвинистской Церкви возникло радикальное и строго монотеистическое течение, представители которого именовали себя «братьями» или «христианами», а их противники из числа тринитарных кальвинистов, бывших большинством, называли этих диссидентов «арианами».

«Ариане» (это определение берем в кавычки, потому что их взгляды все же не совсем совпадают с теми, что проповедовал за 12 веков до них Арий Александрийский) верили лишь в единого Бога Отца, Творца всего сущего. Иисус же, согласно их взглядам, был праведным человеком, волей Отца вознесенным до божественного уровня. Польские монотеисты отрицали христианский догмат о Троице, а также о бессмертии души, полагая, что душа вместе с телом воскреснут после Страшного суда. В общественных вопросах последователи этого течения придерживались идей социального и имущественного равенства, а наиболее радикальные «ариане» были также и последовательными пацифистами, отрицающими всякую войну и насилие.

«Польские братья» не были очень многочисленным течением, их число оценивается приблизительно в 300 тыс. последователей. Однако это была достаточно элитарная группа представителей шляхты, чиновничества и интеллигенции. Распространено «арианство» было преимущественно на восточных и юго-восточных землях королевства. Население города Ракува на какое-то время стало в большинстве своем «арианским», в 1600 году здесь были созданы академия и типография, выпущено систематическое изложение вероучения «польских братьев».

Читать еще:  Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам. Человек

Разумеется, в Польше, остававшейся по большей части католической, отношение к «братьям» было враждебным, особенно со стороны инквизиции, возглавляемой иезуитами. Часть «ариан» ушла в подполье, но большинство эмигрировало – в Германию, Трансильванию и Нидерланды.

В Центральной и Западной Европе «ариане» продолжали активно проповедовать свое учение, активно издавать литературу, что и способствовало сохранению этого направления христианства до наших дней.

Правда, отныне строгое христианское единобожие переходит с польского на английский язык. Переведенные в Великобритании послания «польских братьев» получают отклик в среде здешних интеллектуалов, ведь на дворе век Просвещения. Именно тогда это течение в христианстве начинает именоваться «унитарианами», что подчеркивает строгий монотеизм в их учении. В 1774 году в Лондоне возникла первая в мире унитарианская Церковь и совершено богослужение. Тогда же унитарианство пустило корни и на Североамериканском континенте. В Америке в 80–90-е годы XVII столетия активно создавались унитарианские общины, был выпущен молитвенник и чин церковной службы. Близкими к унитарианству были такие видные личности англосаксонской ойкумены, как физик Исаак Ньютон, один из «отцов-основателей» США Томас Джефферсон, а второй президент этой страны, Джон Адамс, официально принадлежал к унитарианской Церкви. В середине XIX века в США сформировались общенациональные унитарианские Церкви и ассоциации.

Приблизительно в середине прошлого столетия среди американских унитариан появляется течение, получившее название «универсализм». Его базовый принцип заключается в том, что Бог спасает всех людей во всех религиях и все религии имеют одинаковую духовную ценность.

С точки зрения практики это привело к созданию молитвенных общин, объединивших под одной крышей христиан, представителей авраамических и иных религий и даже… агностиков и атеистов.

Универсалисты провозгласили принцип свободного и ничем не ограниченного духовного поиска, а по вопросам земным придерживаются крайне либеральных взглядов. Многие унитарианско-универсалистские Церкви регистрируют однополые браки.

В США существуют такие парацерковные, но при этом молитвенные общины, как унитарии-иудеи, унитарии-даосы и даже унитарии-язычники.

У классических христианских унитариан отношение к универсалистам двойственное. В 1961 году произошло объединение значительной части унитарианских и универсалистских общин в Американскую ассоциацию унитариан и универсалистов.

Но все же многие консервативные «библейские» христиане-унитариане «своими» универсалистов не считают, а рассматривают последних не как Церковь или религиозную общину, а скорее как нечто вроде группы психотерапевтической поддержки.

На сегодняшний день число унитариан и унитариан-универсалистов во всем мире не дотягивает и до миллиона, их приблизительно 700 тыс. человек.

Больше всего унитариан в США (около 200 тыс. человек), они сосредоточены в основном на востоке страны (Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон), в штате Массачусетс, а также в Калифорнии. Относительно многочисленные унитарианские общины имеются в Германии (более 60 тыс. членов), Великобритании (50 тыс.), Нидерландах (25 тыс.), а также в Бельгии, Швейцарии, Индии и многих других странах. Правда, костяк их составляют проживающие в этих странах экспаты, преимущественно из США и других «англосаксонских» стран.

«Традиционное», уходящее еще в Средние века унитарианство сохранилось, пожалуй, лишь среди венгров-секийев, живущих в румынской Трансильвании. Здесь последователей унитарианства приблизительно 65–70 тыс. Несколько лет назад в Польше была предпринята попытка возродить «арианство» XVI века, было зарегистрировано движение «Путь «польских братьев», провозгласившее весьма амбициозные цели. Однако до сих пор современным «польским братьям» так и не удалось выйти из виртуального формата, и доныне их общины представляют собой группы посетителей нескольких интернет-ресурсов.

Дошли ли унитарианские идеи до России на волне внешней открытости нашей страны в последние четверть века?

Собственно, одно унитарианское течение у нас существует уже давно, ранее в подполье, а ныне – легально. Это «Свидетели Иеговы». Однако у них довольно жесткое и специфическое учение, предполагающее негативное отношение к окружающему миру, в то время как для унитариан характерны широта взглядов и толерантность.

Есть общины унитарианского или «арианского» характера, так же как и в Польше, формирующиеся вокруг интернет-ресурсов соответствующей тематики. Из «невиртуальных» общин можно назвать «Арианскую церковь города Орла» (интересно, что у них имя Ария связано с такими понятиями, как «арийство» и арийцы, что свидетельствует об определенной путанице в головах «отцов» этой «Церкви»).

В Москве, Оренбурге и Моршанске существуют общины «Экуменической вселенской церкви Христа», существующей во многих странах и основанной бывшим римо-католическим епископом из США Карлом Родигом.

Церковь подчеркивает строго монотеистический характер своего учения, в обрядовости имеются элементы иудаизма, но в целом богослужение строится по новому римскому обряду. В 90-е годы XX века в подмосковном Жуковском и Санкт-Петербурге действовали две небольшие общины унитарианско-универсалистской направленности, однако в нулевые их деятельность сошла на нет, и несколько лет назад Международный союз унитариан и универсалистов заявил об отсутствии унитариано-универсалистских общин в России по причине отсутствия связи с ними.

Итак, в общемировом религиозном контексте унитариане составляют абсолютное меньшинство. Но важно то, что они существуют, это во-первых. Во-вторых, в наше время, когда информационные потоки фактически уничтожили все границы, в том числе и между духовными традициями, позволив их носителям вполне свободно и объективно, из первоисточников познавать другие традиции, для многих людей «традиционная» религия все более становится этническим идентификатором, в то время как реально мировоззрение строится на простой, но универсальной идее – «Бог один». Прибавим сюда агностиков, часто не отрицающих существование высшей реальности, но полагающих, что в рамках существующей религиозности она познана быть не может, и получаем довольно интересные перспективы для развития идей, подобных унитарианским.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5c72a7d513cc4400b3abdddb/5d018a02fa18d900ac200062
http://apologia.ru/mddb/224
http://www.protestant.ru/news/analitics/review/article/1327551

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: