Два святых, два Никиты или кто есть кто в русской иконографии? Житие святого мученика никиты.

Святой мученик Никита Нисиросский

Память 21 июня / 4 июля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Повинуясь велению совести, он покинул семью и добрался до монастыря Неа Мони на Хиосе. Никита стал спрашивать у игумена, что ему делать для спасения души, и тот доверил его святителю Макарию Коринфскому (память 17 апреля), жившему тогда в монастыре. Святитель принял исповедь Никиты и совершил миропомазание для возвращения его в лоно Церкви. Никита прожил некоторое время в обители, настолько ревнуя о благочестии, что некоторые сочли его лишившимся рассудка.

Стремясь к еще более строгой жизни, святой Никита удалился в пещеру, где жили святые основатели монастыря (память 20 мая). Он рассказал отшельнику Анфиму о своем желании претерпеть мученичество. По возвращении в обитель Никита стал молить отцов, чтобы они позволили ему осуществить это намерение. Те отслужили молебен Богородице и благословили его.

Тогда Никита пришел в Хору, столицу Хиоса. Здесь его тотчас задержали, чтобы заставить уплатить пошлину, взимавшуюся с христиан за перемещение. Пока собирали других нарушителей, чтобы вести всех вместе в тюрьму, Никиту посадили под присмотром у кофейни, и здесь его увидел проходивший мимо знакомый священник, отец Даниил. Он назвал молодого человека Мехмедом и спросил, почему мусульманина задержали и заставляют платить пошлину, взимаемую с христиан. Охранники, приставленные к юноше, сами слышали, как арестованный действительно назвал себя христианином, и тотчас отвели его к aгe.

Перед ним Никита бесстрашно исповедал обращение. Десять дней юношу подвергали мучениям, и каждый раз, когда его приводили обратно в тюрьму, он отказывался от пищи, говоря остальным заключенным: «Я питаюсь другой пищей, которая вам неизвестна, и радуюсь радостью, которую вы не можете испытывать». Святого Никиту бросили в конюшню, чтобы его затоптали лошади, но благодатью Божией он остался невредим, а когда его закрыли в темной камере, ее освещало неземное сияние.

После мучений святой Никита был отдан на растерзание разъяренной толпе, которая повлекла его к окраине города, за подворье Иверского монастыря. На последние попытки вернуть его в ислам святой отвечал: «Я – христианин, меня зовут Никита, и Никитой я хочу умереть!» Его много раз ставили на колени, как во время казни, в надежде, что он испугается и переменит решение, но мученик восклицал: «Почему вы так медлите? Убейте меня скорее, и я уйду наслаждаться райским блаженством!» Тюремщик Кремлис схватил меч и несколько раз ударил святого Никиту по затылку, чтобы усилить боль. Так славный служитель Христов стяжал победный венец 21 июня 1792 года. Ему было 15 лет.

Слепые, помазавшиеся кровью святого Никиты, тотчас прозрели. Турки вылили на тело мученика грязь, чтобы не оставлять его христианам, но оно оставалось незапятнанным и прекрасным, как цветок. Тогда они бросили тело святого в море.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Храм во имя вмч. Никиты Готфского г. Воронеж

Официальный сайт строящегося храма во имя вмч. Никиты Готфского при Воронежской областной детской клинической больнице №1

Два святых, два Никиты или кто есть кто в русской иконографии?

В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и великомученик Никита Готфский. Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего Иисуса Христа так сильно переплелись, что мы покупая икону или образок, порой не знаем, кто на ней изображен, тот ли Никита, о котором мы думаем и которому молимся.

Никита Бесогон и Никита Готфский! — воскликнет кто-то, — так это одно и тот же лицо! Ему возразят: ну что ты, это два абсолютно разных человека. Но как же так, — скажет первый, — у меня дома икона есть, на ней так и написано «святой мученик Никита». Да нет, — ответит второй, — надо, чтобы было написано «святой великомученик Никита» и желательно с прозванием — Готфский. Но позвольте, — начнет волноваться тот, кто начал этот диалог, — он же изгоняет бесов, и на иконе это запечатлено. И услышит в ответ: Нет брат, он может и изгоняет бесов, но на иконах этого не изображено…

Никита попирает беса. Воин Никита попирает вражеские полки.

Никита Бесогон — сын царя Максимиана, пострадал за веру в Константинополе. Брошенный в темницу отцом-язычником святой подвижник не отступился от Христа. В заточении к нему явился бес, жалеющий соблазнить юношу, но тот с Божьей помощью смог изгнать незваного гостя. Умер сей подвижник в преклонных годах, предварительно подняв народ на восстание против отца-безбожника.

Поиски Максимиана, у которого был столь благочестивый сын, ни к чему не привели. Кроме императора Максимиана Геркулия автор не нашел иных правителей с таким именем и титулом. Но Геркулий не тот персонаж, от которого следует отталкиваться в поисках Никиты. У императора было две дочери и сын Максенций, отличавшийся большим распутством и жестокостью. Следовательно, царь Максимиан, отец Никиты вымышленный персонаж или неизвестный нам царек небольшой римской провинции в Малой Азии.

Подвиг Никиты Бесогона известен нам по апокрифам — произведениям, не вошедших в число книг утверждённых церковными соборами. Святой Никита почитался в старообрядческой церкви вплоть до конца XIX века. Дни почитания до церковной реформы — 15/28 сентября.

Вывод: личность Никиты Бесогона малореальная, скорее выдуманная.

Никита Готфский — полководец живший на берегах Дуная, крещен был в Тавриде (Крым) епископом Феофилом, всю свою жизнь воевал против готского короля Атанариха (церк. написание — Афанарих), бывшего язычником и яростным гонителем христианской веры. Будучи разбит, Атанарих смог оправиться и разгромить христиан. Вернув себе трон, он воздвиг великие гонения на веру Христову. Многие были замучены, в том числе и воин Никита. После жестоких мучений и требований отречься от веры, святой был брошен в огонь, где и почил (372 г.). Душа отошла к Господу, но тело не сгорело. Впоследствии благочестивые люди перенесли тело святого великомученика в Константинополь.

Читать еще:  Обряды и гадания на крещение. Традиционные крещенские гадания на суженого

Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документами. Так, в частности, о Феофиле сообщает Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» и Сократ Схоластик в книге «Церковная история», Урфила является создателем готского алфавита, а Атанарих — король вестготов, правил в 363—381 годах.

Выводы: личность Никиты Готфского вполне реальная и документально подтвержденная. Подвиг вмч. Никиты Готфского запечатлен в книге «Жития святых» и почитается в церкви 15/28 сентября.

И тут начинается самое главное. В умах людей произошло слияние образов, смешение их подвига и дат почитания. Вроде два разных человека, две разных судьбы, но их деяния настолько переплелись, что и по сей день вызывают некую путаницу в восприятии образов, в отношении к самим святым и к их иконографии.

Еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готфского и Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. И в первую очередь этому слиянию поспособствовало изображение обоих святых, не дающее четкого разделения: кто есть кто?

Так в чем же проблема?

Даты почитания: Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха.

Образ: Оба с бородой, оба одних лет, чуть удлинённая форма лица, волосы темные, иногда русые.

Текст на иконе: Когда изображен Никита Бесогон то пишут: Святой мученик Никита или Святой мученик Никита побивающий беса. Если на иконе образ Никиты Готфского то всегда пишут: Святой великомученик Никита, Христов воин Никита или Святой Никита воин.

Надпись: Святый мученик Никита. Надпись: Христов воин Никита.

Надписи на иконе: Контрактура (лат. стягивание) — самое сложное место в иконографии. Главное правильно прочитать сокращение, обычно написанное на старорусском, церковнославянском или на греческом языке. Отсутствие знаний порой не дает нам представление или вообще оставляет нас без понимания — кто перед нами и, что написано на иконе. На иконах Никиты Бесогона используется только древнерусское написание, но встречаются и надписи на церковнославянском — списки со старообрядческих икон XIX века. На иконах Никиты Готфского надписи могут быть на греческом, сербском и на церковнославянском. В отличие от общепринятых сокращений (сты., свт., влмч., вмч.) над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло. Ниже даны примеры контрактур слова «святой» и «мученик».

Святой. Русь XVII в. Святой. Греция XVI в. Святой. Сербия XIV в. Мученик. Русь XVI в.

Место смерти и погребения: Как сын царя — Никита Бесогон жил в Константинополе. За свою веру был брошен в темницу, где подвергся пыткам и искушениям. Выйдя из темницы крестил множество человек и в последствии почил в Константинополе. Никита Готфский был казнён в 372 году через сожжение в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны (где и находятся по настоящее время).

Место действия: В случае с Никитой Бесогоном это всегда темница, арочные своды, крепостные стены, ворота и башни по бокам. Никита Готфский всегда изображается на золотом или голубом фоне, иногда на поле битвы.

Никита Бесогон попирает беса кнутом. Вмч. Никита Готфский с мечом и щитом.

Одежда: В иконографии Никита Готфский — прежде всего воин, который всегда изображается в доспехах, с мечом или копьем. Полководцу положен плащ (сагум) алого цвета — символ военачальника, командира. Одежды же Никиты Бесогона различны: то это короткая туника, то плащ, то кафтан, а иногда и воинские доспехи с красной накидкой через плечо.

Никита Бесогон в кафтане и с палкой. Никита Готфский в латах, с крестом и мечом.

Оружие: В руках у Никиты Готфского всегда боевое оружие: будь то копье, меч, лук или щит. И даже если одна рука держит крест, то вторая всегда покоится на мече. В руках Никиты Бесогона встречаем кнут, палку, кандалы (как символ темницы и заточения), и святой при этом всегда гонит беса. Меч на поясе и в ножнах, как атрибут власти.

Мч. Никита Бесогон с мечом и кнутом. Вмч. Никита Готфский с мечом и копьем.

Совпадения: текст на иконах, типаж, доспехи, меч, алый плащ и место последнего упокоения.

Вот эти вольные или невольные совпадения путают людей, не вникающих в суть иконографии и не знающих, что Никита Бесогон не упоминается в христианской литературе с нач. XVIII века.

До начала церковного раскола (1666 г.), из двух святых — Никита изгоняющий беса был самым известным и почитаемым в народе. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готфского.

При Петре I, после учреждения Святейшего правительствующего синода, ставшего высшим органом церковно-государственного управления Русской православной церковью, все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, и имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского. Два образа, как бы слились в один, и дела одного святого мы непроизвольно приписываем второму святому.

В вопросах почитания надо быть очень внимательным и осторожным. Посещая Никитский монастырь или одноименный храм, лучше спросить во имя какого святого он освящен, скорее всего, во имя Никиты Готфского, но может быть и во имя Никиты Столпника или Никиты Исповедника, но никак не во имя Никиты Бесогона.

Приходя в храм освященный во имя вмч. Никиты Готфского, не ищите икон, на которых святой изгоняет бесов — не тот образ. Ищите святого заступника с оружием в руках: и не важно, что это будет — крест или меч. Святой Никита Готфский всегда придет вам на помощь, только помолитесь ему с верой и надеждой, чтобы не оставил, услышал и помог, особенно тем, кто проходит службу в вооруженных силах, и тем, кто на поле боя.

Читать еще:  Пустая кровать во сне. К чему снится много кроватей

«…Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози» (текст молитвы святому вмч. Никите Готфскому).

Никита Святой в православной религии

Никита Святой – один из самых любимых и почитаемых угодников Божьих в Русской православной церкви. Ещё при жизни он прославился как врачеватель различных недугов, в том числе и духовных. По его святым молитвам мучимые болезнью люди получали внезапное исцеление от Господа. Однако и после смерти своей святой не перестает заступаться за людей, прибегающих к нему с искренними просьбами. По усердным молитвам великомученика Никиты Господь дарует выздоровление от тяжелых болезней, а также помогает разрешить многие житейские неурядицы.

Крещение святого

Великомученик Никита появился на свет на берегах грозного Дуная. Святой родился во времена царствования Константина Великого, когда вера Христова наконец-то стала открыто проповедоваться во всех странах. В стране готов, где рос Никита Святой, христианство тоже быстро стало главенствующей религией. Будущий великомученик принял святое крещение от правящего епископа Феофила, ставшего участником первого Никейского собора.

Великое сражение

Однако недолго дано было сиять свету Христову в готской стране. В скором времени на трон взошел нечестивый князь Фанарих, который, движимый злобой и завистью к ревнителям христианской веры, приказал убить всех провозвестников учения Спасителя. Готы разделились на два противоборствующих лагеря. Первый возглавлял некий Фритигерн, бывший истинным проповедником Христа. Второй лагерь взял под свое командование яростный гонитель христиан по имени Афанарих. В стране, где проживал святой, произошло великое кровопролитное сражение, в результате которого христиане одержали победу. Афанарих бежал с великим позором, а вера Христова получила ещё большее распространение среди готов.

Никита Святой также много отдал сил для того, чтобы Христово учение вошло в каждый дом его соплеменников. Его благочестивая жизнь для многих готов явилась примером истинного христианского благочестия.

После смерти епископа Феофила место на кафедре занял Урфил. Будучи мужем благоразумным, он придумал для жителей своей родной страны письмена и перевел много христианских книг с греческого на готский язык.

Возвращение Афанариха

Но в скором времени страну Никиты должно было постигнуть ещё одно страшное испытание. В её пределы возвратился изгнанный некогда Афанарих. Желая получить возмездие за понесенные унижения, нечестивец снова воздвиг войско против христиан. Многие ревнители Христовой веры были умерщвлены им в жестоких пытках. Но более всего Афанарих жаждал смерти великомученику Никите. Последний же никогда не прятался от жестокой расправы, а всегда открыто проповедовал учение Спасителя. Будучи брошенным в темницу, он и там укреплял словом веры христиан, готовившихся принять мучения за Христа.

Смерть святого

Проповеднику Христа же были уготованы от Афанариха самые страшные истязания. Прислужники царя положили святого на деревянное ложе и зажгли на нем костер. Но угодник Божий, встав со своего места, дунул на пламя, и огонь тотчас же погас. На его месте проросла зеленая трава. Увидев, что придуманные им мучения не приносят должного результата, Афанарих велел подвергнуть истязанию плоть святого. Пытаясь склонить благочестивого мужа к языческой вере, нечестивец приказал морить его голодом. Три года провел великомученик Никита в тяжелых оковах, пока однажды царь вновь не вспомнил о нем и не повелел привести к себе.

Афанарих отдал приказ бросить проповедника Христова в огонь. Святой умер мученической смертью. Но тело его не было тронуто пламенем. Противники христианства, в очередной раз узрев воочию чудо Божье, решили оставить останки святого без погребения. Тело его было с бесчестием брошено на земле вдали от народа.

Подвиг Мариана

В это же время в готской стране проживал один благочестивый муж по имени Мариан. Последний ещё при жизни был близким другом святого. Он всегда восхищался стойкой и бесстрашной верой угодника Божьего. Но особенно Мариан полюбил его, когда увидел, как святой великомученик Никита мужественно претерпевает все уготованные Афанарихом истязания.

Узнав, что тело учителя с бесчестием выброшено на улицу, благочестивый юноша тут же решил предать его погребению. Опасаясь быть увиденным Афанарихом, Мариан решил исполнить свое желание глубокой ночью. Но ему было неведомо, где мучители оставили израненное тело Никиты. Тогда сам Господь послал Мариану путеводителя в виде звезды, которая и привела его к учителю.

Некоторое время он держал святые останки Никиты у себя. Затем, возвратившись на родину, в Киликию, Мариан предал их погребению в стенах своего дома.

В скором времени от честных мощей святого стали совершаться многочисленные исцеления. В дом Мариана каждый день приходили сотни верующих людей, которые получали благодатную помощь по молитвам великомученика Никиты. Слава о мощах святого распространилась далеко за пределы Киликии.

Впоследствии останки великомученика были перенесены в Константинополь. В сербском монастыре Высокие Дечаны также находится частица мощей великого угодника Божьего.

Чудеса по молитвам святого

Икона святого Никиты была особенно почитаемая на Руси. В городе Переславле-Залесском в честь великомученика был воздвигнут в девятом веке монастырь. В Никитском соборе находится образ святого, от которого много раз ниспосылалась верующим чудесная помощь. Проповеднику Христовой веры часто молятся о здравии детей, об исцелении от родимчика. Кроме того, угодник Божий помогает в духовной брани против врага рода человеческого. Великомученику Никите часто молятся военачальники накануне больших сражений. Святой считается покровителем армии.

Также Никита Святой издревле является защитником всех водоплавающих птиц. Поэтому деревенские жители и владельцы птицеферм тоже часто обращаются за помощью к угоднику Божьему.

Память великомученика совершается русской православной церковью 28 сентября. В День святого Никиты празднуют свои именины все, кто был назван при крещении его именем.

4 комментария

“. Никита Святой издревле является защитником всех водоплавающих птиц. “
ВОПРОС: А кто до него защищал эти Божьи творения?

Читать еще:  Как повесить подкову правильно над входной дверью чтобы она служила оберегом. Инструкция: как правильно вешать подкову над входной дверью

проект ПОИСК ПРАВДЫ
приглашает всех принять участие в ЧЕЛЛЕНДЖЕ – чтение Библии
http://find-truth.info/challenge.htm

святой родился. он что, уже родился святым? Чего только попы не придумают, лишь бы бабла с овец вытянуть.

Кстати, этот выдуманный поповством якобы святой не имеет никакого отношения к православию – это чисто иудохристианская выдумка.

КОЕ ЧТО О МОЗГЕ ЧЕЛОВЕКА И ОСОБЕННОСТЯХ ЕГО РАБОТЫ

Мозг человека все еще остается одной из самых таинственных вещей на планете, и он не перестает ставить перед учеными новые и непростые вопросы. Доктор биологических наук и ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Владимировна Черниговская посвятила свою жизнь изучению этой удивительной части человеческого тела и может хотя бы немного приоткрыть завесу тайны, окутывающей этот сложный орган.

Цитаты Татьяны Владимировны из ее лекций и интервью, которые с легкостью заставят вас поверить, насколько потрясающая и многогранная вещь спрятана в каждом из нас.

Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен. Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго».
Некоторые все еще повторяют, что нервные клетки не восстанавливаются, но это неправда. Все зависит от того, заставляете ли вы мозг постоянно работать — вам регулярно должно быть трудно. Если не давать мышцам нагрузку, они атрофируются, и с мозгом то же самое. Он не должен расслабляться, иначе быть беде.
Мозг работает на максимальных оборотах именно потому, что ему нужно делать трудную работу. Трудная работа для мозга — это лекарство.
Великая литература, особенно великая поэзия, ярко демонстрирует возможности языка, которыми люди просто не хотят пользоваться. Язык невероятно богат, но это лишь инструмент. Мощнейший инструмент, на котором нужно учиться играть.

Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.
Мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает. 30 секунд — это огромный период времени для мозговой деятельности. Так кто ж в итоге приминает решение: человек или его мозг?
Действительно пугающая мысль — а кто на самом деле в доме хозяин? Их слишком много: геном, психосоматический тип, масса других вещей, включая рецепторы. Хотелось бы знать, кто это существо, принимающее решения. Про подсознание вообще никто ничего не знает, лучше эту тему сразу закрыть.
То, что мозг оказался у нас в черепной коробке, не дает нам право называть его «мой». Он несопоставимо более мощный, чем вы. «Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.
Мы должны серьезно к мозгу относиться. Ведь он же нас обманывает. Вспомните про галлюцинации. Человека, который их видит, невозможно убедить, что их не существует. Для него они так же реальны, как для меня стакан, который стоит на этом столе. Мозг ему морочит голову, подавая всю сенсорную информацию, что галлюцинация реальна. Так какие у нас с вами основания считать, что то, что сейчас происходит, реально, а не находится внутри нашей галлюцинации?

Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над нею, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.
Сейчас мы точно знаем: гением можно только родиться. Другой вопрос, что, родившись гением, можно им не стать.
Мозг хранит всю информацию, мимо которой он прошел, унюхал, попробовал, выпил и т. д., все там лежит. Если вы этого не помните, это не значит, что этого нет в мозгу. Поэтому я постоянно говорю: нельзя читать глупые книги, общаться с придурками, слушать плохую музыку, есть некачественную еду, смотреть бездарные фильмы.
Если тебе скучно жить — ты совсем дурак.
У творцов действительно другие мозги: данные томографов показывают, что некоторые его части у них работают более активно, чем у остальных людей. Я уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети — и неважно, станет он профессионалом или нет.
Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Книга, которая, может быть, для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где неясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой.

Мозг — это сети, пульсирующие сети. Там нет «мест», где отдельно работает что-то одно. Поэтому даже если бы мы нашли в мозгу зоны жертвенности, любви, совести, это нам никак не облегчило бы жизнь.
Люди делятся на тех, у кого нет вообще никакого темпа, и на тех, у кого темп высокий.
Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки полезно для развития мозга, и это тоже один из способов «отодвинуть Альцгеймера».
Большинство людей ведут себя так, как будто жизнь — это черновик. Жизнь начинается с момента зачатия — прошу получить вас эту необыкновенную новость. Она уже идет, и она одна. Почему надо жить так, как будто будет возможность потом что-то исправить? Ничего никто не исправляет.
Я вечно пугаю всех тем, что недалеко то время, когда искусственный интеллект осознает себя как некую индивидуальность. В этот момент у него появятся свои планы, свои мотивы, свои цели, и, я вас уверяю, мы не будем входить в этот смысл.

Источники:

http://pravoslavie.ru/54608.html
http://hram-ng.cerkov.ru/2016/11/28/dva-svyatyx-dva-nikity-ili-kto-est-kto-v-russkoj-ikonografii/
http://religiya.temaretik.com/1754992479533009477/nikita-svyatoj-v-pravoslavnoj-religii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: