Духовные наставления саровский с читать онлайн. Стяжание Духа Святого

Стяжание

Стяжа́ние – приобретение, накопление.

Бог открыл нам через преподобного Серафима Саровского, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого. Подобно тому как люди мира сего стремятся к стяжанию земных богатств, истинный христианин стремится стяжать Благодать Святого Духа. Каждый христианин индивидуально под руководством своего «духовника» идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати. Но один путь, общий для всех христиан, – это молитва, покаяние, причащение Святых Христовых Тайн, дела милосердия.

Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (прп. Иоанн Лествичник).

«Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа, и у кого одно стяжание – крест, который и несет он высоко» (свт. Григорий Богослов).

Что значит: стяжать Святого Духа?

Под стяжанием Святого Духа подразумевается стяжание благодати Божьей. В этом состоит одна из целей христианского делания, христианской жизни.

По своему ближайшему смысловому значению, термин «стяжание» подразумевает: «приобретение», «накопление».

Несмотря на сказанное, содержание выражения «стяжание благодати» нельзя интерпретировать в том смысле, будто Божественную благодать можно аккумулировать, складировать и хранить в своём сердце так, как поступает стяжатель, наполняя кубышку золотом и серебром.

Кроме того, благодать Божья, почивающая на человеке, не становится его собственностью в том же отношении, в каком становятся собственностью накапливаемые стяжателем материальные ценности. Материальными ценностями человек может пользоваться, как ему заблагорассудится. Благодать же содействует человеку только тогда, когда его усилия направлены на Добро.

Под стяжанием Святого Духа понимается благодатное единение человека и Бога. Как же оно осуществляется в действительности?

По мере возрастания человека в добродетели и святости возрастает степень его единения с Вседержителем. Именование этого процесса стяжанием связано с тем, что, во-первых, возрастание человека в религиозно-нравственном аспекте, как и накопление стяжателем материальных богатств, осуществляется постепенно. Во-вторых, преподаваемые человеку благодатные дары Святого Духа, нередко уподобляются (аллегорически) материальным сокровищам (золоту, жемчугу ( Мф.13:45-46 )).

По мере духовного восхождения человека по лестнице добродетелей, в нём возрастает способность к восприятию благодати; увеличивается степень его благодатного единения с Богом. И, с другой стороны, чем ближе человек к Богу, тем эффективнее реализуются его усилия, направленные на дальнейшее стяжание Святого Духа.

Читать онлайн “Стяжи дух мирен. Наставления прп. Серафима Саровского” автора Кабанов Илья – RuLit – Страница 4

Дух Святый вселяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывания с духом нашим Его Тройческого единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божеству всетворческому, по непреложному слову Божию: Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6: 16).

О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием!

Как стяжать Святого Духа

У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого.

Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу, и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: Покупайте, пока я возвращусь, искупающе время, потому что дни лукавы (ср. Лк. 19: 13; Еф. 5: 16), то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа.

Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег… Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный.

Читать еще:  Ксения борисовна. Ксения годунова

Воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.

Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12: 30).

Добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого и притом, как сказано: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин. 3: 34—35).

Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божия.

Сказано: Бдите и молитесь, да не внидете в напасть (Мф. 26: 41), то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа.

Если рассудите правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.

Стяжавайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных, и не по четыре или по шести на сто, но по сто на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божия пост – поститесь; более дает милостыня – милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.

Признаки пришествия Духа

Благодать Духа Святого есть Свет, просвещающий человека. Об этом говорит все Священное Писание.

Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого на тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него – так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его. Он даже принужден был являться народу не иначе как под покрывалом. Вспомните Преображение Господне на горе Фавор. Великий свет объял Его, и одежды Его сделались блистающими, как снег, и ученики пали на лица свои от страха . Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то, чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеплявшей глаза учеников, облако, сказано, осенило их (см. Мк. 9: 2; Мф. 17: 1-9). И таким-то образом благодать Всесвятого Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее.

Стяжи дух мирен. Наставления прп. Серафима Саровского

Издание содержит слова и поучения прп. Серафима Саровского о Боге, Церкви, цели христианской жизни и ее достижении. Слова святого Серафима содержат великую мудрость Православия, вбирают в себя опыт духовной жизни святых Отцов древности и самого батюшки. Прп. Серафим свидетельствует о пути Богопознания, на котором подвигу сопутствует радость и тягота молитвенной брани претворяется в райскую светлость.

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства “Никея”.

Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную.

Читать еще:  Покойник воде. Сонник - Покойный

Как это сделать – узнайте на нашем сайте

Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на info@nikeabooks.ru

I часть Бог

О Боге

Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.

Господь ищет сердца, преисполненные любовью к Богу и ближнему, – вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы.

Сын мой! отдай сердце твое мне! – говорит Господь (Притч. 23: 26). А все прочее Я Сам приложу тебе (см. Мф. 6: 23), ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие.

Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы с зерно горчичное (Лк. 17: 6), и оба двинут горы.

Все, о чем бы вы ни попросили у Господа Бога, все восприимете, лишь бы только было во славу Божию или на пользу ближнего, потому что и пользу ближнего Он же к славе Своей относит, почему и говорит: Та к как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).

Сказано: Упразднитеся и разумейте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле (Пс. 45: 11), то есть явлюся и буду являться всякому верующему в Меня и призывающему Меня и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с Адамом в раю, с Авраамом и Иаковом и со другими рабами Моими, с Моисеем, Иовом и им подобными.

Господь говорит: Все возможно верующему (Мк. 9: 23), а батюшка святой апостол Павел велегласно восклицает: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13). Не дивнее ли еще этого Господь наш Иисус Христос говорит о верующих в Него: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14: 12).

Отцы написали, когда их спрашивали: “Ищи Господа, но не испытуй, где живет”.

Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.

Бог являет нам Свое человеколюбие не только в тех случаях, когда мы добро делаем, но и тогда, когда оскорбляем грехами и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает, как благоутробно наказывает!

Он и с Небес сошел к нам как не для того, чтобы, восприяв на Себя нашу нищету, обогатить нас богатством благости Своей и Своих неизреченных щедрот. Ведь пришел Он не для того, чтобы послужили Ему, но да послужит Сам другим и да даст душу Свою за избавление многих.

Надобно любить всех, и больше всех – Бога.

Сколько человек совершенствуется здесь пред Богом, столько вслед Его ходит; в истинном же веке Бог явит ему лице Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, видят образ Его, как в зерцале, а там удостоятся зреть явление истины.

Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.

Господь говорит: Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7: 21), то есть делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48: 10). А дело Божие есть: да веруйте в Бога и [в] посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 14: 1; 17: 3).

Читать еще:  Когда будет год кролика после.

Если по плоти поживешь, то душу и плоть погубишь; а если по Божьему, то обоих спасешь.

Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: Се, стою у двери и стучу (Откр. 3: 20), разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью.

Хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних скорбях и напастях, почему и заповедует нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнять закон Христов.

Бойся Бога, – говорит Премудрый, – и заповеди его соблюдай (Еккл. 12: 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо.

Причины пришествия Иисуса Христа

Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия, суть:

1. Любовь Божия к роду человеческому: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3: 16).

2. Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия, как о том воспевает Святая Церковь: “Истлевшего преступлением созданного по образу Божию (т. е. Адама. – Ред. ), ставшего тлением, отпадшего от лучшей Божественной жизни, обновляет мудрый Содетель” (Канон на Рождество Христово. Песнь 1).

3. Спасение душ человеческих: Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3: 17).

Итак, мы, следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь свою препровождать согласно Его Божественному учению, дабы чрез сие получить спасение душам нашим.

Церковь

Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно.

Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах, исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит.

Свет Христов

Дабы приять и узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами, при искренней вере в Распятого, закрыв телесные очи, погрузить ум внутрь сердца и вопиять, непрестанно призывая имя Господа нашего Иисуса Христа. Тогда, по мере усердия и горячести духа к Возлюбленному, человек в призываемом имени находит услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения.

Когда через такое упражнение укоснит ум в сердце, тогда воссияет свет Христов, освещая храмину души своим Божественным осиянием, как говорит от Лица Бога святой пророк Малахия: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды (Мал. 4: 2). Сей свет есть купно и жизнь, по евангельскому слову: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1: 4).

Когда человек созерцает внутренне свет вечный, тогда ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но весь, будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя; но желает скрыться в сердце земли, только бы не лишиться сего истинного блага – Бога.

Прежде всего должно веровать в Бога, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11: 6).

Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, то есть Крестом, [с] помощию вервия, то есть благодати Духа Святого.

Вера без дел мертва (Иак. 2: 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, упокоение от всех дел (от томительных забот. – Ред. ), как и Бог почил от Своих дел, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Источники:

http://azbyka.ru/styazhanie
http://www.rulit.me/books/styazhi-duh-miren-nastavleniya-prp-serafima-sarovskogo-read-331684-4.html
http://dom-knig.com/read_262904-1

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: