Духовная сфера в жизни общества: описание основных элементов. Духовная жизнь и потребности человека

Основные элементы духовной жизни общества;

Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

ЛЕКЦИЯ 13. Духовная жизнь общества

13.1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

13.2. Основные элементы духовной жизни общества

13.3. Диалектика духовной жизни общества

Духовная жизнь человека и человечества – феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня – условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность – сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

В других философских традициях оно не столь употребимо и не нашло своего места как в сфере понятий, так и в сфере социокультурного бытия человека. В исследованиях психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей «неоперациональности».

Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры» и т.д. Однако его определение по-прежнему остается дискуссионным.

В культурно-антропологическом контексте понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как «духовного мира личности». Но что входит в этот «мир»? По каким критериям определять его наличие, а тем более развитие?

Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.

Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.

Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.

Таким образом, главное здесь – не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность – свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».

Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде.

Проблема духовности – это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему – природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема

Духовная сфера общества: понятие, элементы, примеры

Духовность защищает свободу личности, свободу и независимость нации. Изучение социальной эволюции и логики социальных процессов создает возможность определить изменения в системе исторических, духовных, культурных и моральных ценностей – динамику развития общества в ситуациях рисков, вызовов и угроз. В исследовании проблемы духовной реальности особое значение имеет духовная составляющая общественной жизни.

Духовный аспект жизни общества

Духовную реальность, являющуюся основой духовной сферы жизни общества, можно представить как отражение в уме и фиксацию в психике индивида потенциального и реального бытия. При этом бытие представлено в двух своих формах – как индивидуальное, так и социальное. Индивидуальное бытие связано с психикой и сознанием конкретного человека. Его составляющими являются ощущения, восприятия, представления, а также концепции, суждения, выводы об окружающей действительности. Социальное бытие духовно фиксируется в общественном сознании и социальной психологии при участии отдельных людей и коллектива в общественной жизни.

Характеристики духовности

Понятие духовной сферы общества непосредственно связано с духовностью. Среди ее основных аспектов следует выделить:

  1. Всесторонний характер. Человеческая духовная жизнь имеет много сторон. В качестве ее составляющих рассматривают рациональную и эмоционально-эффективную стороны, гносеологически-познавательные и ценностно-мотивационные моменты, элементы внешнего и внутреннего мира человека, а также многие другие грани, уровни, условия духовной жизни человека. Это понятие включает в себя все эти аспекты человеческой жизни.
  2. Духовность как идеальность. Содержание любого явления окружающего мира интериоризовано (присвоено) человеком в чистом виде, освобождено от объективных, материальных, субъективных или пространственно-временных характеристик существования. Огромная роль в формировании и развитии идеальности принадлежит языку, категориально-концептуальной системе сознания человека. Человеческая духовность является совершенным миром, в котором живет человек, оперирующий идеальными формами.
  3. Духовность является субъективным миром человека. Ее можно определить как внутреннюю, личную жизнь человека. Она представлена во внутреннем созерцании человека, ее раскрытие происходит в границах собственного идеального пространства и времени человека. Она полностью субъективна, представляет «Я» человека, ее действия обусловлены тем, что она является бытием и особенностью «Я» индивида. Она субъективна и индивидуальна. Таким образом, ее можно определить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.
Читать еще:  Учреждение черты оседлости для евреев. Что такое реституция в гражданском праве? Практика применения ограничений по черте оседлости в разное время

Основы духовности

Качественные черты духовного мира личности, социальных слоев и групп определяют состояние социальных отношений в аспекте их стабильности и нестабильности, динамики развития и воспроизводства. Социально-философский анализ духовной сферы общества фокусируется на рассмотрении универсальных значений, основных черт и характеристик, глубины – актуализированных явлений общественной жизни.

Духовные основы базируются на четырех столпах:

  • приверженности универсальным ценностям;
  • укреплении и развитии духовного наследия;
  • возможности свободной реализации человеческого потенциала;
  • патриотизме.

Система духовных ценностей

Общечеловеческие ценности – это социальная ориентация и основа духовной сферы жизни общества. Без поддержки духовных принципов и без развития человеческих качеств устойчивое развитие общества немыслимо.

Ценности – это основные принципы жизни людей. Они необходимы как ориентир поведения и действий человека в повседневной жизни, формируются на основе интересов, выбора, потребностей, желаний и предпочтений.

Основные человеческие ценности относятся к тем, которые лежат в основе человеческого бытия. Ценности, которые считаются основными неотъемлемыми значениями в человеке, включают правду, честность, лояльность, любовь, мир и так далее, потому что они раскрывают фундаментальную доброту людей и общества в целом. Кроме того, поскольку эти ценности объединяются по своей природе и затрагивают социальные, культурные, религиозные и прочие интересы отдельных людей, они считаются универсальными, вневременными и вечными, применяемыми ко всем людям.

Сущность и значение

Духовная сфера общества является некоей областью бытия, в границах которой объективную реальность можно рассматривать не как предметную действительность, а как реальность, которая присутствует в самом человеке и является частью его личности. Основой является практическая деятельность человека, при этом ее можно рассматривать как особую форму отражения окружающего мира и средство взаимодействия с ним.

К духовной сфере общества относятся многие аспекты человеческой жизни. она представлена знаниями, верой, чувствами, переживаниями, потребностями, способностями, стремлениями и целями людей. Все вместе они являются духовным миром личности.

Она предоставляет условия для объединения различных форм и уровней общественного сознания: нравственного, научного, эстетического, религиозного, политического, правового. Соответственно к элементам духовной жизни общества следует отнести мораль, науку, искусство, религию и право.

Мораль

Мораль можно рассматривать как определенные кодексы поведения, выдвигаемые обществом или группой (например, религиозной) или принимаемые индивидуумом как основы собственного поведения.

Мораль – это убеждение, что какое-то поведение является правильным и приемлемым, а другое поведение таковым считать нельзя. Она является кодексом ценностей, используемых для руководства выборами и действиями человека, которые определяют цель и ход его жизни.

Наука

Наука – это систематический и логичный подход к обнаружению того, как работают вещи во Вселенной, совокупность знаний, накопленных через открытия обо всех вещах во Вселенной.

Наука, являясь частью духовной сферы общества, может быть определена как знание, основанное на очевидных и воспроизводимых данных. Она стремится к измеримым результатам через тестирование и анализ. Наука основывается на фактах, а не на мнениях или предпочтениях. Процесс науки призван оспаривать идеи при помощи исследований.

Искусство

Основное значение этого понятия – выражение или применение человеческого творческого мастерства и воображения, как правило, в визуальной форме, например, живопись, скульптура, воспроизведение работ, которые должны цениться за красоту или эмоциональную силу. Также это создание объектов, изображений, музыки и т. д., которые считаются прекрасными или выражают чувства.

Искусство – это выражение мыслей, эмоций, интуиции и желаний. Оно раскрывает то, как человек ощущает мир, который для многих является продолжением личности. Искусство – это способ охватить мир. Не только физический мир, как это пытается сделать наука; но и весь мир, и в частности, человеческий мир, мир общества и духовный опыт. Как элемент духовной сферы общества искусство отражает окружающую действительность в художественных образах.

Религия

Религия – это набор убеждений, чувств, догм и практик, которые определяют отношения между человеком и святым или божественным. Религия определяется конкретными элементами сообщества верующих: догмами, священными книгами, обрядами, поклонением, таинством, моральным предписанием, запретами, организацией.

Религия может быть определена тремя ее основными характеристиками:

  1. Религиозные практики.
  2. Религиозные чувства, то есть вера.
  3. Единство в сообществе тех, кто разделяет одну и ту же веру, церковь.

Это то, что отличает религию от магии.

Право

Право является особой категорией, при помощи которой устанавливается и поддерживается общественный порядок. Ээто система правил, которые определенная страна или сообщество признает как регулирующие действия своих членов и которые она может применять путем наложения штрафов. Право регулирует общественные отношения: при помощи правил поведения определяются границы свободы, равенство людей в реализации и защите их интересов, регулируется борьба и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. Право – это государственный регулятор общественных отношений.

Духовное производство

Сравнительно недавно в современной литературе относительно духовной сферы общества начала раскрываться концепция духовного производства, под которым понимают производство сознания. Его осуществляют особые группы людей, профессии и квалификация которых так или иначе связаны с умственным трудом. Их деятельность приводит к появлению:

  • идей, теорий, образов, духовных ценностей;
  • духовных социальных связей людей;
  • духовности человека.

Духовная структура производства включает научное, эстетическое и религиозное понимание. Следует обратить внимание на то, что хотя политика, закон, мораль являются формами духовной сферы общества, их нельзя отнести к духовному производству.

Читать еще:  Младенец спит во сне. К чему снится младенец? К чему снится младенец девочка

Мораль не является результатом творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, участвуют в изучении этических и моральных сфер жизни социума и человека. Но они не создали никаких моральных правил или принципов: их творение является результатом веков развития человеческого общества.

Политика и закон также не являются духовным производством, потому что здесь созданы социальные отношения, которые не являются прежде всего духовными. Например, если юрист развивает систему отношений с собственностью, которая является материальным объектом, следовательно, юридические отношения собственности являются не духовными, а материальными.

Политические отношения касаются власти и отношений господства и подчинения, в конечном счете являются материальными отношениями.

Наука, искусство, религия занимаются производством идей, изображений, представлений в чистой форме. В каждой из этих форм реальность общественного сознания представлена ​​в согласованном и конкретном виде.

Отличия духовного и материального производства вполне очевидны. В духовном производстве труд индивидуален, в материальном производство индивидуально и коллективно.

Духовную жизнь, вытекающую из общественной практики, невозможно отделить от других сфер жизни общества, так как она является одной из подсистем социума. Примерами духовной сферы общества могут послужить книгопечатание, церковь, научный институт, карнавал, научное открытие, конституция государства.

Сферы жизни общества

Основные сферы общественной жизни

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.

Рис. 1. Сферы общественной жизни

Социальная сфера

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 2).

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

  • производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
  • производственные отношения – производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • политические нормы — политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • политические коммуникации – отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Читать еще:  Русские святые — идеал в духовно-нравственном воспитании молодежи. Царская Семья – идеал христианской семьи

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  • мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  • искусство — художественное освоение мира;
  • наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  • право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
  • образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

Социальный институт — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Источники:

http://studopedia.su/10_56277_osnovnie-elementi-duhovnoy-zhizni-obshchestva.html
http://www.syl.ru/article/412691/duhovnaya-sfera-obschestva-ponyatie-elementyi-primeryi
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: