Диоген. Киники философская школа древности

Диоген. Киники философская школа древности

Диоген Синопский (Διογένης Σινωπεύς) (ок. 404-323 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик основателя школы киников Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. Образ Диогена Синопского дошел до нас в извращенном виде, главным образом под влиянием Диогена Лаэртского.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 100.

Диоген Синопский (Diogenes) (ок. 400—325 гг. до н.э.). Философ, основной представитель кинической философской школы. Перебрался в Афины после того как был (возможно, вместе со своим отцом Гикесием, ответственным за чеканку монеты в Синопе) обвинен в фальшивомонетничестве. За свой образ жизни получил прозвище Собака (kyon), от которого, как считается, происходит название «киники» (в переводе — «живущие как собаки»). Не разработал стройной философской системы, а известность снискал своим образом жизни и меткими замечаниями.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447.

Диоген (ок. 412—323 до н. э.). Греческий философ из Синопа на Черном море. Жил в Афинах, в крайней бедности и аскетизме и учил, что человек должен жить, удовлетворяя свои естественные потребности наиболее простым путем, избегая удобств. В связи с этим он был прозван Кионом (по-гречески — «собака», что-то вроде — «бесстыдник»), а его последователи — киниками. Являлся героем многочисленных анекдотов; жил в «бочке», которую катал вниз и вверх по улицам, когда все горожане готовились к войне с Филиппом Македонским, для того, как он говорил, чтобы тоже быть занятым; он носил фонарь при ярком свете, приговаривал, что ищет человека. По преданию, когда посетивший его Александр Великий спросил, что он может сделать для Диогена, тот попросил Александра не загораживать свет. На это император воскликнул: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном». Учение Диогена было, главным образом, негативно, однако его неприятие обмана и хвастовства вошло в философию Сократа и стоиков.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с.95.

Диоген-Киник (ок. 400 — ок. 325 до н. э.) из Синопа — греческий философ, ученик Антисфена — основателя кинической школы (Киники); довел воззрения своего учителя до самых крайних выводов. Как и Антисфен, он признавал только единичное, критикуя учение Платона об идеях как об общих сущностях. Он отвергал все достижения цивилизации и призывал ограничиться удовлетворением лишь необходимых потребностей. Он отвергал также и многобожие вместе со всеми религиозными культами, считая их излишними, чисто человеческими установлениями. Диоген-Киник критиковал сословные различия, проповедовал аскетизм. Традиция приписывала ему смелость и независимость перед властелинами и презрение к нормам общественного поведения; Диоген-Киник по рассказам, жил в бочке. Едва ли, однако, этот чересчур колоритный образ откровенного циника вполне соответствовал действительности, т. к. сведения о нем противоречивы. В общественно-историческом смысле Диоген-Киник был ярким символом распада древнегреческого мира периода классики и свидетельством пренебрежения к его главным устоям.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 123.

Диоген Синопский (410—323 до н.э.) — Не только провозглашал, но и воплощал в своей жизни принцип наименьших бытовых удобств, предпочитая духовные ценности. По преданию, жил в старой большой глиняной амфоре для хранения зерна и жидкостей; выходил на улицу днем с огнем, поясняя: «Ищу человека». Говорят, когда к его бочке подошел Александр Македонский и спросил Диогена, что ему хотелось бы, то услышал в ответ: «Прошу тебя, отойди в сторонку, ты загородил мне солнце». За предельно упрощенный быт Диоген получил прозвище Кион (собака). Его последователи именовались киниками (циниками). Основные сочинения «О любви», «Государство», «Эдип». На вопрос, почему подают милостыню нищим и убогим и не помогают философам, Диоген ответил: «Богатые знают, что бедными и больными они могут стать, но мудрецами — никогда».

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2012.

Греческие пифосы. В одном из таких жил Диоген.
Херсонес. Крым. Фото Вячеслава Румянцева.

Диоген Синопский (Διογένης Σινωπεΰς) (ум. ок. 330—320 до н. э.), древнегреческий моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками Диоген Синопский был прозван собакой, а его последователи — киниками (от греч. κύων — собака). До нас не дошли сочинения Диогена Синопского (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще своё учение в письменной форме.

Диоген Синопский отвергал всякое знание, лишённое этической направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, Пёстрые рассказы X, 11). Он жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Диогена Синопского, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Xpиcocтом VIII 27—35;VI l, 7,31,35). Диоген Синопский жестоко высмеивал всех тех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24—29, 32, 38, 63; Лукиан, Распродажа жизней 8; Арриан, Беседы с Эпиктетом III 22, 24, 27, 60). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей. Разум и воспитание должны, по мнению Диогена Синопского, помочь человеку вернуться к природе.

Читать еще:  Что такое мировоззрение. Понятие мировоззрения

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Finley Μ. I., Aspects ol antiquity. Discoveries and controversies, L., 1968, p. 89—101;

Диоген Синопский (Διογένης Σινωπεύς) (ум. ок. 330—320 до н. э.) — древнегреческий моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками был прозван собакой, а его последователи — киниками (от греч. … — «собака»). До нас не дошли сочинения Диогена (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще свое учение в письменной форме.

Диоген отвергал всякое знание, лишенное этической направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, «Пестрые рассказы», X, 11). Он стремился к самодостаточности «царственного мудреца», жил в бочке (пифосе), сводя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Диогена, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Хрисостом VIII 27—35; VI1, 7, 31, 35). Диоген считал, что у друзей-мудрецов все должно быть общим. Он жестоко высмеивал всех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, отвергал законы полисов, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24—29, 32, 38, 63; Лукиан, «Распродажажизней» 8; Арриан, «Беседы с Эпиктетом» III, 22, 24, 27, 66). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей; разум и воспитание должны, по его мнению, помочь человеку вернуться к природе.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А – Д, с. 668-669.

Диоген Синопский (ок. 404 – ок. 323 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально-этических отношений, трактуемые Диогеном Синопским в духе кинизма, причем предельно ригористического толка. Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий, фигура Диогена Синопского предстает сегодня в избыточно трансформированном виде. Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему периоду; так же сохранилась информация о существовании по крайней мере пяти Диогенов, относящаяся к одному историческому периоду. Все это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Диогене Синопском. Из-за распространенного негативного отношения к киникам имя Диогена Синопского зачастую переносилось из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре трикстера-мудреца и интегрировало обширный вымысел – в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий, Ф. Сейер). На почве анекдотов и притч возникла даже целая литературная традиция античности, воплощенная в жанрах апофтегм и хрий (Метрокл, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о Диогене Синопском, который днем с фонарем искал честного человека. (Эта же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.) Основной источник сведений о Диогене Синопском – это “Жизнеописания и мнения” Диогена Лаэртия. Утверждая бессистемность взглядов и в целом отсутствие учения Диогена Синопского, Диоген Лаэртий все же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена Синопского, среди которых как философские работы (“О добродетели”, “О добре” и т.д.), так и несколько трагедий. Обратившись же к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании вполне отстроенной системы взглядов Диогена Синопского. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь платьем бродяги, используя винную бочку под жилище, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена “Собака” и “сумасшедший Сократ”. Не вызывает сомнений, что Диоген Синопский и в своих беседах и в повседневной жизни нередко вел себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения ее, а сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т. д. Утверждал примат добродетели перед законами общества, отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами, считал цивилизацию лживым изобретением демагогов. Пропагандировал относительность общепринятых норм морали, относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном (Диоген Лаэртий). Вполне правомерно утверждение об умышленной гиперболизации его негативных действий по отношению к обществу в последующей традиции. Поэтому вся история жизни и творчества этого мыслителя предстает как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Так, например, по свидетельствам Деметрия Фалерского, день смерти Диогена Синопского совпадает с днем смерти Александра Македонского. Благодаря своей оригинальности Диоген Синопский является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьезное влияние на самые различные философские концепции. (См. также Сократические школы, Трансгрессия.)

Читать еще:  Сухарики серафима саровского применение. Дивеевские чудеса

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Далее читайте:

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Сочинения:

Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 114-144.

Диоген. Киники философская школа древности

Диоген является одним из величайших философов Древней Греции, о его жизни известно не много. Диоген считался представителем цинической философии.

Он использовал каламбуры и шутки как средство для его учения. Диоген считал, что счастье человека в физической жизни и что только с самодостаточностью, строгостью, самопознанием и упражнениями можно обеспечить достойную жизнь.

Родился Диоген в ионическом городе Синопе в 412 г. до н.э. (по другим источникам в 399 году до н.э.). Его отец был осуждён за подделку денег, поэтому сын решил уехать из этого города. В сопровождении своего раба Мани, Диоген приехал в Афины, но тот покинул его вскоре после их прибытия в город. Диоген был слегка омрачен уходом своего раба. По этому поводу он сказал: «если Мани может жить без Диогена, почему Диоген не проживёт без Мани?» Такой комментарий был сказан, чтобы проповедовать наибольшее человеческое значение самодостаточности и высмеивал «хозяев», которые не могли обойтись без своих рабов.

В Афинах, Диоген узнал про Антисфена, ученика Сократа, который был известен своей подвижнической жизнью и нестандартными, циничными взглядами. Диоген принимал и поддерживал взгляды философа, потому что он был реальным преемником Сократа, а не Платона, которого он часто высмеивал. Когда Платон дал определение человеку как «животное с двумя ногами и без перьев», Диоген принёс общипанного петуха, со словами: «Смотри! Я принес вам человека».

Диоген отвергал роскошь – ходил в лохмотьях и жил в пифосе (большой глиняной бочке). Таким образом, он хотел показать, что радость жизни та, которую предлагает природа, и что все другое для человека является неприемлемым.

Ему говорили, что он живёт как собака, он соглашался, потому что сам называл себя собакой. Последователи циничной философии (κῠνικοί киники), проповедовали кинизм – собачью жизнь (κύων – собака на древнегреческом языке), т. е. простоту жизни, верность, презирали условности. Они заявили, что «мы отличаемся от других собак, потому что мы не убиваем врагов, а хотим исправлять их».

Известен случай, когда Александр Македонский, решил немного позабавиться, узнав, что Диоген называет себя собакой, он отправил ему подарок – обглоданные косточки. На что Диоген ответил: «Для собаки, еда была достойной, но для царского подарка — недостойной». Была ещё одна встреча Диогена с Александром, тогда великий полководец спросил Диогена, что он может для него сделать, намекая на то, что хочет улучшить его условия проживания, на что ответ философа был таким: «Отойди, не загораживай мне солнце!».

Часто в городе Диоген ходил с фонарем и даже днём, всё хотел отыскать честного человека, но находил только «негодяев» и «мерзавцев».

Когда его спросили, какую учесть он желал бы после смерти для своего тела, он ответил, что предпочёл бы, чтобы его съесть дикие звери.

Умер Диоген в 323 году до нашей эры, в Коринфе, прожив 90 лет. По словам Д. Лаэртского, в тот же день, когда Александр Великий умер в Вавилоне.

Киники

Киники одна из самых значимых философских школ древности, которая была основана в Афинах, Антисфеном (445-360 или 444-368 гг. до нашей эры). Кроме афинских граждан, в школу принимали людей и без афинского гражданства.

«Циники» были духовными потомками Сократа, принадлежащими к школам под названием «малые сократические школы», которые взяли немало основ от софистов относительно их метода обучения и ссылавшиеся на их обучение.

Для Антисфена и его учеников философия – это чисто светская мудрость, в то время как Добродетель все еще остается целью жизни. Киники проповедовали «практическую» этику, в которой парадоксально «Добродетель» не зависит от Знания, но является результатом упражнений, зависимости и самоконтроля, посредством освобождения от так называемых потребностей путем естественного образа жизни с простотой, твердостью и самоопределением.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ И ШКОЛА КИНИКОВ

Диоген Синопский родился в 400г. до н. э. в городе Синопе. Школа киников, к которой относился и Диоген, представляла собой течение в греческой философии исповедывающее отрицание всего материально-ценного в жизни, т. е. : богатства, удовольствий, моральных канонов и т. д. Диоген был самым ярым сторонником такого стиля жизни из всех участников данного течения. Даже его учитель Антисфен, основоположник течения был более мягок в крайностях. Благодаря своему уму и поступкам киника, Диоген прославился и оставил свой след в истории, но они же часто приводили Диогена в противоборство с моралью общества, в котором Диоген часто проигрывал.

Когда Диоген был изгнан из своей родины, он пришел в Афины. Там он застал немало слушателей Сократа – Платона, Аристиппа, Эсхина, Антисфена и Эвклида Мегарянина. Диоген вскоре проникся презрением ко всем им, кроме Антисфена, основателя школы киников (Кинизм – название, связанное с наименованием гимназии Киносарг (“Белая собака”), или cynicos (киники) от суоn “собака”, а не от Cynosarges) с ним он общался охотно, но хвалил, впрочем, не столько его самого, сколько его учение, полагая, что только оно раскрывает истину и может принести пользу людям.

Читать еще:  Убивать во сне животных сонник. Дикие животные по соннику

Сравнивая же самого Антисфена с его учением, он нередко упрекал его в недостаточной твердости и, порицая, называл его боевой трубой – шума от нее много, но сама она себя не слушает; Антисфен терпеливо выслушивал его упреки, так как он восхищался характером Диогена.

Вот лишь несколько примеров его высказываний и кинического отношения к окружающей действительности.

Узнав, что, по Платону, человек определяется как двуногое животное, лишенное перьев, Диоген ощипал петуха и, принеся его в Академию, объявил: “Вот человек Платона”. После этого к определению было добавлено: “И с широкими ногтями”. Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, петлю на шею – и конец.

Однажды Диоген закричал: “Эй, люди! ” Сбежался народ, он замахнулся палкой: “Я звал людей, а не дерьмо”. Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю. Однажды он рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он принялся верещать по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся. Он удивлялся, что грамматики изучают бедствия Одиссея, но не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире, а не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами.

Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы свою чашку, промолвив: “Мальчик превзошел меня простотой жизни”.

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он ответил: “Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь”. Он просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, Диоген сказал: “Чтобы приучить себя к отказам”. Однажды некий “прыгун” сказал Диогену:

Как жаль, Диоген, что ты, с такой закалкой, никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка ты был бы первым!

Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские игры. В каких же это? – не понял “прыгун”.

И, укоризненно качнув головой, Диоген ответил: “Вы же знаете: я состязаюсь в борьбе с пороками”.

На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: “Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами – никогда”.

О влюбленных говорил он, что они мыкают горе себе на радость. Когда Филипп, царь Македонии, отец Александра Македонского, объявил, что идет войной на Коринф, и все бросились готовиться против него, Диоген принялся катать туда и сюда свою собственную бочку. Его спросили: “Зачем это, Диоген? ” Он ответил: “У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать; а бочку я катаю, потому что ничего другого у меня нет”.

Александр Македонский, беседуя с 70-летним Диогеном в Коринфе, в пригородной кипарисовой роще Кранеоне, сказал, что он, Александр, великий царь. Диоген довольно беззастенчиво, если не прямо нахально, ответил ему: “А я – собака Диоген”.

Во время одного из морских путешествий в Афины, корабль, на котором находился и Диоген, подвергся нападению морских пиратов. Все пассажиры были захвачены в плен и были брошены не невольничий рынок. Но даже так Диоген проявил свой характер – в результате торгов он был куплен в качестве хозяина собственного покупателя, после чего отправился с ним в Коринф.

В Коринфе он не нанял себе жилья и не поселился ни у кого, а стал жить под открытым небом. Изрядно потрескавшаяся от времени бочка (а точнее, большая глиняная амфора для хранения жидкостей и зерна – по-гречески“пифос”) служила ему убежищем и пристанищем. Он был совершенно лыс, хотя и носил длинную бороду, дабы, по якобы его словам, не изменять вида, данного ему природой, был сутул до сгорбленности, из-за этого его взгляд всегда был исподлобья, ходил, опираясь на палку, в верхней части которой был сук, куда Диоген вешал свою котомку странника. Диоген ко всем он относился с язвительным презрением, ему совершенно не было свойственно чувство стыда. Кроме своих выходок, Диоген вошёл в историю философии как автор сочинений“О любви”, “Государство” (“Политая”), “Эдип”, “Фиест” (трагедия). Вот лишь несколько высказываний великих людей о Диогене Синопском:

Александр Македонский о Диогене: “Если бы я не был царем, я хотел бы быть Диогеном”.

Антон Павлович Чехов о Диогене: “Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира – вот, блага, которых никогда не знал человек. И вы можете обладать ими, хотя бы вы жили за тремя решетками. Диоген жил в бочке, однако же был счастливее всех царей земных”.

Диоген умер 13. 06. 323 г. до н. э. , съев сырого осьминога и заболев холерой; но есть и такая версия, что смерть наступила“от задержки дыхания”. Соотечественники воздвигли Диогену много медных памятников и на одном из них, на родине философа в г. Синопе, вырезали эпитафию:

Время точит и камень, и бронзу,

Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!

Ведь ты учил нас благу довольствоваться малым.

И наметил пути продвижения к счастливой жизни![2]

Источники:

http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/diogenkinik.php
http://www.thisgreece.ru/istoriya/631-diogen
http://studwood.ru/540605/filosofiya/diogen_sinopskiy_shkola_kinikov

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: