Диалектико материалистическое понимание. Единство диалектики и материализма в марксистской философии

Философио.Ру

Философский уголок

Материалистическая диалектика

Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики.
Термин “диалектика, “диалектический”, употребляется в работах классиков марксизма в двух основных значениях: “объективная диалектика” и “субъективная диалектика”.
Объективная диалектика – это сама жизнь, которая представляет собой целостную систему, существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам.
Субъективная диалектика – это воспроизведение объективной диалектики в различных формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения “субъективная диалектика” используется понятие “диалектического метода”.
Разработка материалистической диалектики как теории и метода осуществлялась Марксом и Энгельсом в следующих работах: “Немецкая идеология”, “Святое семейство”, “Капитал”, “Тезисы о Фейербахе”, “Диалектика природы”, “Анти-Дюринг”.

Марксистская диалектика включает в себя:

* Представление о мире как целостной системе.
* Учение о связях и отношениях между частями мира как целого.
* Проблему развития мира в целом и его частей.
* Специальный познавательный аппарат, с помощью которого происходит познание мира. Он состоит из категорий и принципов, образующие в совокупности диалектический метод познания.

Главное в диалектике – понимание мира как органической системы. Это означает, что он состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов. И, – что самое главное, – он содержит причину своего развития в самом себе. Диалектика имеет место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким образом, диалектика выступает в качестве учения о мире как целостной системе, главным законом которой является закон противоречивой, необходимой связи её элементов.
Под “связью” в диалектике понимается такое отношение между вещами или процессами, когда изменение свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение свойств или состояния в других.
Понятие развития – центральное в диалектике. Оно рассматривается как саморазвитие. Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов:

* Закона единства и борьбы противоположностей.
* Закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.
* Закона отрицания отрицания.

Каждый из этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – механизм развития, а закон отрицания отрицания – цель развития.
Большинство критиков марксистской философии полагают, что утверждения об объективном характере диалектики безосновательны. Если диалектика и имеет право на существование – то только в качестве одного из методов познания.
Представление о диалектике как системе методов познания занимает важное место в марксизме. В отличие от своих более поздних критиков, Маркс и Энгельс считали диалектический метод всеобщим методом познания.
Диалектический метод – это система методов и принципов, позволяющих воспроизвести в мысли объективную логику предмета или явления.

Основные методологические принципы марксистской диалектики

* Принцип системности.
* Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
* Принцип единства исторического и логического.

Категории марксистской диалектики

Категориальный аппарат своей философии Маркс и Энгельс почти полностью заимствовали у Гегеля. Категории выстроены в систематическое единство, согласно логике движения мысли от наиболее общего и абстрактного к конкретному. В начале стоит категория единичного, в конце – категория действительности. Переход от одной категории к другой осуществляется по законам диалектики.
Таким образом, диалектика, в качестве метода, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых законов, принципов и категорий, предписывающую строго определенных порядок познания и преобразования действительности.

Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства

Материалистическое понимание истории впервые в систематической форме изложено в работе «Немецкая идеология», совместно написанной Марксом и Энгельсом в 1845-1846 годах. Согласно социальной философии марксизма, «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив. их общественное бытие определяет их сознание». Основой общественной жизни является способ производства (базис), представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. Он обуславливает надстройку – сферы политики, права, морали, философии, религии и искусства, которые, в свою очередь, оказывают активное обратное воздействие на общественное бытие.

Центральной категории марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективной критерии истины. Процесс исторического развития рассматривается Марксом как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе.

Читать еще:  Как работает IV Дом во взрослой жизни? Где начало потопа проблем? Каждый дом гороскопа начинается с Куспида.

Источник общественного прогресса – диалектика производительных сил и производственных отношений. При назревании противоречия между производительными силами и производственными отношениями и обострении его выражения – классовой борьбы – наступает социальная революция, которая является средством перехода от одной ступени развития общества (формации) к другой.

Маркс выделял первобытную, античную (рабовладельческую), феодальную, буржуазную и коммунистическую формации. Последняя подразделяется на две стадии: низшую (социализм), при которой, еще сохраняются черты предшествующей истории («предыстории»): разделение труда, оплата по труду, государство ( диктатура пролетариата) и т.д. и высшую, или коммунизм в узком смысле, зрелый коммунизм(«подлинная история»), при которой происходит полное преобразование человеческого общества.

Согласно Энгельсу, «единство мира состоит в его материальности», Движение – способ существование материи. Он выделял пять форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная), а пространство и время рассматривал как формы существования материи. Материя на определенной (социальной) ступени своего развития порождает сознание. Развивающий мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражается в законах (отрицания отрицания, взаимного перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) диалектического материализма материалистически переосмысленной диалектики Гегеля.

Диалектический подход к пониманию мира рассматривает все явления как взаимосвязанные, находящие в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость. Древнегреческий философ Сократ рассматривал диалектику как искусство вести спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истины путем столкновения противоположных мнений. В философии Платона. Аристотеля и других древнегреческих мыслителей диалектика обычно применяется к осмыслению сферы мышления и связывается с совершенствованием способности последовательно, логично мыслить.

Материя, согласна материалистическому материализму – единственная основа мира, сознание – свойство материи, движение и развитие мира – результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Исторический материализм исходит из признания первичности материальной жизни общества – общественного бытия по отношению к общественному сознанию; из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства; выделяет производственные отношения как экономическую структуру, базис общества, определяющую настройку; рассматривает историю как закономерный естественноисторический процесс развития и смены общественно-исторических формаций.

Диалектический материализм изучает во всех формах движения материи, а исторический – тоже общее, но лишь в одной, социальной, форме. Плеханов Г. В. как то замети, что исторический материализм – это тот же диалектический материализм, только примененный к обществу. Он связан с изучением законов развития общества и человека. Любая категория, закон, принцип диалектического материализма имеет важное значение для разработки проблем исторического материализма.

Органическое единство диалектического и исторического материализма появилось уже в процессе формирования марксистской философии. Это был сложный процесс переработки достижений мировой философской мысли, в основе которого лежали практические задачи освобождения человечества.

Формирование диалектического и исторического материализма – это единый процесс, в котором можно выделить ведущую роль последнего, но не правомерно ставить вопрос о том, что было создано вначале.

Основные этапы становления и развития марксистской философии

Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.

Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.

Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.

Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 – 90-е годы XIX столетия.

Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 – 1924 гг.

Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 – 80-е годы XX столетия.

Западный марксизм в XX веке.

Современное состояние марксистской мысли.

Основные философские идеи марксизма

Идеи и принципы материалистической диалектики;

Диалектико-материалистическое понимание истории;

Наиболее значимые философские труды классиков марксизма

Работы К.Маркса: “К критике гегелевской философии права”. 1843; “Экономическо-философские рукописи 1844 года”; “Тезисы о Фейербахе” (1845), “Нищета философии” (1847); “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта” (1852); “Капитал” (1857-70).

Работы Ф.Энгельса: “Наброски к критике политической экономии”(1844); “Анти-Дюринг”(1878), “Диалектика природы” (1873-76); “Происхождение семьи, частной собственности и государства”(1884); “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”(1886), “Письма об историческом материализме”(1890-94);

Совместные работы К.Маркса и Ф.Энгельса: “Святое семейство”(1845); “Немецкая идеология” (1846); “Манифест Коммунистической партии” (1848).

Читать еще:  Утренняя молитва николаю угоднику. Молитва николай чудотворец на современном языке

Краткое изложение основных положений философии марксизма

Переработка Марксом и Энгельсом идеалистической диалектики Гегеля и основных положений материализма того времени осуществлялась не через механическое их соединение, а сквозь призму принципа человеческой деятельности. Это проблема конкретизации сущности человека: или он просто живет в мире, созерцая его, или же изменяет действительность, делает её пригодной для себя. Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений – это сущностный параметр бытия человека. Синонимом труда, категорией, конкретизирующей понятие труда, у Маркса и Энгельса выступает практика. Под ней они понимали чувственно-предметную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную на освоение и преобразование условий его существования и параллельно с этим – на совершенствование самого человека.

Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер, служит основой общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития.

Практика исторична, её способы и формы изменяются во времени, становятся все более утонченными, способствуют проявлению самых различных сторон человеческой сущности, позволяют открыть в окружающем мире все новые стороны.

О необходимости введения в философию идеи практики, Маркс впервые говорит в работе “Тезисы о Фейербахе”, где критикует материализм Фейербаха за его созерцательный характер.

Практика – это предметная деятельность, имеющая следующую структуру: потребность – цель – мотив – собственно целесообразная деятельность – средства – результат.

Хотя практика и противоположна теории, между ними существует тесная взаимосвязь по следующим пунктам:

Практика является источником теории, выступает в роли “заказчика” тех или иных разработок. Вещи, не имеющие практического значения, разрабатываются крайне редко.

Практика является критерием истинности теории.

Практика – цель любой теории.

Практика как целостный процесс описывается с помощью категорий опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание – это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему этот предмет становится человеческим предметом. Деятельность опредмечивается не только во внешнем мире, но и в качествах самого человека.

Распредмечивание – это процесс, в котором свойства, сущность, логика предмета становятся достоянием человека. Человек присваивает формы и содержание предшествующей культуры.

Диалектика опредмечивания и распредмечивания в философии марксизма наглядно демонстрирует структуру практики, показывает механизмы преемственности в развитии культуры.

Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики.

Термин “диалектика, “диалектический”, употребляется в работах классиков марксизма в двух основных значениях: “объективная диалектика” и “субъективная диалектика”.

Объективная диалектика – это сама жизнь, которая представляет собой целостную систему, существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам.

Субъективная диалектика – это воспроизведение объективной диалектики в различных формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения “субъективная диалектика” используется понятие “диалектического метода”.

Разработка материалистической диалектики как теории и метода осуществлялась Марксом и Энгельсом в следующих работах: “Немецкая идеология”, “Святое семейство”, “Капитал”, “Тезисы о Фейербахе”, “Диалектика природы”, “Анти-Дюринг”.

Главное в диалектике – понимание мира как органической системы. Это означает, что он состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов. И, – что самое главное, – он содержит причину своего развития в самом себе. Диалектика имеет место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким образом, диалектика выступает в качестве учения о мире как целостной системе, главным законом которой является закон противоречивой, необходимой связи её элементов.

Под “связью” в диалектике понимается такое отношение между вещами или процессами, когда изменение свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение свойств или состояния в других.

Понятие развития – центральное в диалектике. Оно рассматривается как саморазвитие. Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов:

Закона единства и борьбы противоположностей.

Закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Каждый из этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – механизм развития, а закон отрицания отрицания – цель развития.

Большинство критиков марксистской философии полагают, что утверждения об объективном характере диалектики безосновательны. Если диалектика и имеет право на существование – то только в качестве одного из методов познания.

Представление о диалектике как системе методов познания занимает важное место в марксизме. В отличие от своих более поздних критиков, Маркс и Энгельс считали диалектический метод всеобщим методом познания.

Читать еще:  Деловые отношения и дружба. Дружба между Тигром и Обезьяной

Диалектический метод – это система методов и принципов, позволяющих воспроизвести в мысли объективную логику предмета или явления.

Основные методологические принципы марксистской диалектики

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Принцип единства исторического и логического.

Категории марксистской диалектики

Категориальный аппарат своей философии Маркс и Энгельс почти полностью заимствовали у Гегеля. Категории выстроены в систематическое единство, согласно логике движения мысли от наиболее общего и абстрактного к конкретному. В начале стоит категория единичного, в конце – категория действительности. Переход от одной категории к другой осуществляется по законам диалектики.

Таким образом, диалектика, в качестве метода, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых законов, принципов и категорий, предписывающую строго определенных порядок познания и преобразования действительности.

Единство материализма и диалектики в философии марксизма

Идейным источником философии марксизма послужила немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах). В философии Гегеля наиболее ценным элементом Маркс и Энгельс считали диалектику. Великую заслугу Гегеля они ви­дели в том, что он впервые представил весь природный, истори­ческий и духовный мир в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и попытался раскрыть внутреннюю связь этого движения. Но будучи идеа­листом, Гегель все «поставил на голову»: для него человеческие Мысли были не отражением действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и процессы изображались лишь воплотившим­ся отражением абсолютной идеи, существовавшей еще до сотворения мира. Таким образом, связь мировых явлений была совер­шенно извращена.

Исходным пунктом понимания диалектики основоположника­ми марксизма было материалистическое решение основного во­проса философии. Маркс подчеркивал, что его диалектический метод является в своей основе прямой противоположностью ме­тоду Гегеля. Если Гегель процесс мышления, абсолютную идею превращает в творца действительности, то для Маркса «идеаль­ное есть не что иное, как материальное, пересаженное в челове­ческую голову и преобразованное в ней».

Энгельс отмечает, что гегелевская система страдала внутрен­ним противоречием: с одной стороны, – воззрение на человеческую историю как на процесс развития, который по самой своей природе не может найти за­вершения и открытия так называемой абсолютной истины. С другой стороны, Гегель претендовал на то, что именно в его системе выражена абсолютная истина в последней инстанции, и, следовательно, никакой умственный и иной прогресс невозможен и не нужен. Гениальное открытие Гегеля — диалектический метод противоречил его же во многом искусственной философ­ской системе.

Большую роль в преодолении Марксом и Энгельсом идеалис­тических представлений сыграла философия Фейербаха. Преодолевая ограниченность антропологического материализма Фейербаха, основоположники марксизма исследу­ют наряду с природными и социальные предпосылки единства человека и природы. Маркс и Энгельс создали диалектический материализм, основой которого является материалистическая диалектика. Диалектический материализм как органическое единство теории и метода существенно отличается от всей предшествую­щей философии, в том числе от своих идейных источников.

Источник развития материалистической диалектики основопо­ложники марксизма видели в обобщении и осмыслении общест­венно-исторического опыта, достижений естествознания и обще­ственных наук. Энгельс полагал, что с каждым великим откры­тием в естествознании материализм меняет форму. Великие от­крытия в естествознании XIX в., прежде всего, открытие клетки, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, нашли осмысление с позиций диалектического матери­ализма и во многом определили его форму. На основе этих от­крытий Энгельс сформулировал тезис о материальном единстве мира, выявил основные формы движения материи и их взаи­мосвязь. Все это позволило ему выработать единую системати­ческую картину природы, соответствующую научным представ­лениям конца XIX в.

Маркс и Энгельс критиковали так называемый натурфило­софский подход, суть которого состоит в том, что разделяющий его философ воображает себя представителем «науки наук», ко­торая может не обращать внимания на данные конкретных наук, и даже вопреки им высказывать собственное непререкаемое мне­ние по любой частной естественнонаучной проблеме.

Разрабатывая материалистическую диалектику, Маркс и Эн­гельс, кроме сознательной, или субъективной диалектики, гово­рили и о диалектике объективной, которая царит во всей при­роде; субъективная диалектика, диалектика мышления есть толь­ко отражение господствующего во всей природе движения про­тивоположностей.

С точки зрения Энгельса, предметом материалистической диа­лектики, или диалектического материализма является изучение наиболее общих законов природы, истории (общества) и познания, и в первую очередь — мыш­ления. В этих же высказываниях дается материалистическая ха­рактеристика основного вопроса философии и выделение глав­ного закона диалектики — закона единства и борьбы противо­положностей.

Специфическим выражением противоречивого характера раз­вития является закон превращения количественных изменений в качественные. Марксисты применяют его при анализе экономических, социальных, политических, а также духовных процессов. Особое место в системе законов диалектики занимает закон отрицания отрицания. Он раскрывает механизм появления но­вого из старого путем «снятия», или диалектического отрицания предшествующего этапа развития, указывает на общее направле­ние развития природных и общественных систем.

Источники:

http://www.filosofio.ru/marksistskaya-filosofiya/materialisticheskaya-dialektika.html
http://m.studwood.ru/1032888/filosofiya/edinstvo_dialektiki_materializma_marksistskoy_filosofii_suschnost_dialektiko_materialisticheskoy_kontseptsii
http://studopedia.ru/20_40684_edinstvo-materializma-i-dialektiki-v-filosofii-marksizma.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: