Десять дней среди людей, которые молчат. Жизнь после випассаны

Випассана. Жизнь после. Как вернуться в «большой мир» после ретрита (Часть II)

Отправляясь на Випассану и подобные курсы, люди в большинстве своём уверены, что основной челлендж их ждёт в медитационном центре. Ах, если бы они только знали, что самое интересное начнётся после их возвращения домой.

Прежде чем размышлять, что стоит делать после ретрита, а что – нет, давайте представим, в каком состоянии человек этот центр покидает. Итак, вы провели 11 дней без телефонов, социальных сетей, новостей, в полном молчании, избегая даже визуального и тактильного контакта, на территории, ограниченной забором по периметру. Эту территорию во время дневных прогулок вы пересекали за десять минут (при условии, что двигались о-очень медленным шагом) — вот, пожалуй, и всё, что можно сказать о вашей физической активности. Все эти дни вы провели без привычной йоги, пробежек, фитнеса. Ну, может, только потягушки украдкой, когда никто не видит. Вы не решали никаких бизнес-задач, не выполняли рабочих поручений, не водили машину и не варили суп. Вместо этого вы сидели по десять часов в день, стараясь ни о чем не думать, а наблюдать. Сидели всё время в полумраке с закрытыми глазами. А когда открывали их, видели один и тот же затылок перед вами. И пейзаж за окном был неизменный, и тишина неизменная. Вы просыпались по гонгу в четыре утра, ели по гонгу — завтракали в 6.30, обедали около полудня, пили чай в 16.30. И всё. Никакого кофе. Никаких вкусняшек. Ну как никаких … День на шестой кусок батона с клубничным вареньем на завтрак казался сверхизысканным лакомством. Вы шли спать в 9 вечера тоже по гонгу, душ принимали или стирали по расписанию. И самое интересное, вы к этому привыкли. Те, кто не могут привыкнуть, покидают курс до его окончания.
А теперь представьте, что человек с такими странными привычками вдруг должен жить в вашем повседневном ритме. Будет ли ему комфортно, или этот расклад станет шоком?
Вот как бы действовали лично вы, чтобы помочь ему перестроиться с «монастырского» образа жизни?

Поделюсь своими идеями.

1. Взять выходной

Меня всегда удивляли люди, которые из медитационного центра сразу отправлялись на работу. Да, встречались и такие. Например, мой муж. А ещё помню одного парня. Последние две ночи на курсе он не спал – медитировал. В день отъезда он остался перемыть полы во всем центре и что-то там чинить, а потом вскочил на электричку и поехал проводить детский праздник. Он рассказывал, что это был лучший детский праздник в его жизни, достойный «Золотой маски», но после он лежал в кровати, глядя в потолок три дня.
Для меня лично дорога домой с московскими электричками и пробками, индийскими автобусами, поездами и рикшами – уже сама по себе челлендж. Добавьте палитру запахов выхлопных газов, McDonalds, духов Диора или
благовоний, непрекращающийся саундтрэк звонков мобильных, шума машин и рекламы. Впечатлений хватает на весь день. Так что дополнительные в виде квартальных отчетов, лица начальника, двухсот непрочитанных писем в ящике мне не требуются. Всем, особенно отправляющимся на курс впервые, я рекомендую взять дополнительный выходной на этот день и провести его уютно, не перегружая нервную систему.

2. Чистота

Очень советую перед отъездом сделать тщательную уборку. Даже если до курса вы не были фанатом чистоты, то по возвращении вам будет бросаться в глаза каждый скомканный носок и выглядывающий из-под дивана пакет чипсов. Каждая чашка не на месте – хаос. Пятна на ковре – нарушение мировой гармонии. Будьте готовы к тому, что ваши стандарты чистоты за это время изменятся. Так что, возможно, стоит обратиться к профессионалам и заказать cleaning.

3. Еда

Как я уже писала, за время курса вы привыкните к новому режиму дня, в том числе, и к режиму питания. Я бы сказала, что к нему – особенно. Потому что приёмы пищи будут на курсе главным развлечением наравне с послеобеденной
прогулкой, и ждать вы их будете с особым нетерпением. Может быть, сейчас вам кажется абсурдной идея завтрака в 6.30 утра, а последнего приёма пищи в полдень, тем не менее, организм перестроится. В день, когда вы покинете центр, вашему желудку будет по-прежнему важно получить свой ланч не позже полудня. Просчитайте заранее, где вы будете в это время. Если всё еще в дороге – возьмите с собой на курс снэки. Только лучше сдать их в первый день вместе с телефоном и паспортом, чтобы не вводить себя в искушение во время ретрита. Если вы рассчитываете к этому времени быть дома, то позаботьтесь, чтобы вернуться не в пустую кухню. Отправиться прямиком из монастыря в Ашан или на фудкорт – вряд ли лучший способ выйти из ретрита.

4. Легко и полезно

В продолжение темы питания. На курсе вас ждёт более аскетичное меню, чем то, к которому вы привыкли. Это в индийских центрах на завтрак случаются папайя и арбузы, а в некоторых из них готовят повара, достойные мишленовских звезд, но более унылого меню, чем в подмосковном Авсюнино, я не встречала за всю свою Випассана-жизнь. Я так и не сумела понять, по какому принципу оно составлено. Знаю только, что, один из организаторов, на дух не выносит болгарский перец, поэтому перец изгнан из меню раз и навсегда во всех своих проявлениях: из супов, салатов и рагу. Подозреваю, что остальные блюда получали approve по схожему принципу. Многие первокурсники вспоминают, как во время вечерних медитаций все их мысли крутились лишь вокруг стэйков/бургеров/суши/. Это нормально. Что не нормально – так это идти за стэйком после десяти дней строгой вегетарианской диеты. Особенно на ужин – часов так в девять. Поберегите свою пищеварительную систему. Старайтесь постепенно перестраивать рацион и время приемов пищи. Начинайте с легкоусвояемых и питательных продуктов.

5. Общение

В первый день вряд ли стоит планировать важные встречи, лезть в соцсети, отправляться на массовые мероприятия. Но! общение нужно. Я вспоминаю свой первый курс – как странно мне было слышать звук собственного голоса спустя десять дней молчания, как я заново училась строить предложения и облекать мысли в слова. Чем глубже вы ушли в себя, тем больше времени потребуется вам, чтобы вернуть социальные навыки. Первый вечер идеально провести в компании друга/близкого человека, с которым вы бы могли поделиться тем, что пережили или просто помолчать, расшерить пиццу, хохотать, рыдать и обниматься.

6. Да, про тактильный контакт

Во время курса вы отвыкли не только от вербального, но и от тактильного контакта. Поэтому в первые дни такой experience, как массаж или секс, могут показаться чем-то чересчур, слишком intense. Может и не показаться. Но не удивляйтесь, если идея секса вдруг не будет вдохновлять, даже если вы грезили о нем все десять дней. Иногда на курсе удается так прочно войти в состояние наблюдателя, что вам вообще ничего не хочется, особенно никаких активных действий. Вам достаточно залипать на бабушкин ковер на стене. Кстати, про секс после медитации, как и в целом про изменения восприятия очень доходчиво написал Пелевин в своих «Индийских тетрадях». И всем, кто собирается
на ретрит, рекомендую к прочтению его последнюю книгу.

7. Про книги и фильмы

Лично мне читать после курса очень трудно. Максимум могу осилить пару страниц. Лучше всего идут хокку. Почему? По той же причине, что Дине трудно рисовать (см. первую часть). А вот фильм может стать отличной идеей на первый вечер. Только стоит тщательно подойти к выбору. Даже если до курса вы были фанатом экшнов и боевиков, то советую закачать что-нибудь более peaceful. Беспроигрышные варианты – что-нибудь поэтичное и эстетское, типа «Пепел и Снег», «Барака», «Жизнь Пи», «Патерсон» – в зависимости от ваших предпочтений. «Необратимость» , например, я бы смотреть не стала, даже несмотря на то, что там божественная Моника Белуччи. А ещё всё токсичное кино, как и людей, лучше держать от себя подальше… хотя бы первое время.

Читать еще:  Почему снится человек? Почему часто снится один и тот же человек и сон повторяется? Видео: причины частых сновидений с одним и тем же человеком.

8. Ритуалы

Возможно, у вас есть особые ритуалы, которые помогают вам перезагрузиться. Это необязательно горячая ванная и ароматерапия со свечами. Кто-то садится вышивать тамбурным швом или перемывает весь хрусталь в доме. Я, например, перебираю вещи и избавляюсь от ненужных.

9. Написать или нарисовать

Необязательно писать подробный рассказ «Что я делал на Випассане», хотя кому-то помогает. Можно просто взять ручку, лист бумаги и начать писать всё, что приходит в голову – свои эмоции, впечатления, ощущения. Можно взять кисть и их нарисовать. И совершенно неважно, что последний раз вы держали кисть в пятом классе на уроке рисования. И совершенно неважно, что вы никогда не писали стихов. Это лучшее время, чтобы попробовать. Некоторые на ретритах ловят нереальный поток вдохновения, собственно, потом за ним и возвращаются. Помню, одного небезызвестного рэпера, которого накрыло на курсе день эдак на пятый. Он нашёл ручку на кухне и изливал своё творчество на рулонах туалетной бумаги. В моём шортлисте трогательности эта картина делит место с эпизодом, как мама, наблюдает за своим двадцатилетним сыном, который на седьмой день видит утреннюю росу, снимает носки и ботинки и на скорости slow mo ходит по траве в лучах рассветного солнца. Маме нельзя смотреть на мужскую территорию. Но она отгорожена всего лишь верёвочкой, а искушение слишком сильно. И она стоит, смотрит. И слёзы в ее глазах.

10. Полное обнуление

А возможно, у вас не будет сил ни на то, чтобы мыть хрусталь,ни рисовать, ни даже заказывать пиццу: только на то, чтобы лежать и смотреть в потолок. Или в окно. Ну и что? Вы столько дней усердно работали. Можно и отдохнуть – восстановиться.

11. И последний совет

Воздержаться от принятия поворотных решений в первые дни. У каждого из нас во время курса вскрываются самкары. Порой одна и та же мысль или воспоминание может преследовать нас весь ретрит. Итоги бывают разным. Кто-то первым делом после курса едет просить прощения или признаться в том, на что раньше не хватало смелости. А кто-то рвётся сразу написать заявление об уходе, подать на развод, порвать загран и остаться в Индии навеки. Но прежде чем класть заявление шефу на стол, всё же проведите пару дней в офисе: посмотрите свежим взглядом на свою работу, обстановку, коллектив. Возможно, то, что раздражало или угнетало раньше, теперь не вызовет подобных реакций. А если проблема была в отношениях, так сейчас в ваших руках их изменить – вы вернулись другим человеком. Гаутама Будда учил нас следовать «срединному пути», то есть избегать крайностей. «Искусство маленьких шагов» гораздо эффективнее в долгосрочной перспективе. Никто о нём не писал столь пронзительно, как Экзюпери. Прочтите, если будет возможность.

Ваша в йоге, Маша

Випассана. Жизнь после (Часть I)

Автор статьи: Гамалеева Мария
Сооснователь проекта Acro&Yoga. Преподаватель Акройоги, Аштанга Виньяса Йоги, практик медитации.

Десять дней среди людей, которые молчат. Жизнь после випассаны

Випассана — древняя форма медитации, авторство которой приписывают Будде, тому, который Гаутама. По утверждениям носителей этой традиции, именно с помощью практики випассаны Будда достиг полного и окончательного просветления.

В результате исторических перипетий випассана была утеряна и не практиковалась на территории Индии. Практика сохранилась в неизменном виде благодаря самоотверженному труду монахов из Бирмы.

Согласно легенде, спустя две с половиной тысячи лет забвения должно было произойти возрождение и распространение практики по всему миру. Совпадение или случайность, но благодаря бирманскому бизнесмену Гоенке, который пришел учиться медитации в надежде избавиться от мигрени и задержался в традиции на долгие годы, практика випассаны стала известной повсеместно.

Первые четыре дня не випассана, но подготовка к ней. Перед основной практикой нужно развить умение собирать внимание в направленный луч, тонкий, острый, горячий, и удерживать его. Тело привыкает к неудобным позам, уши привыкают к мелодичному индийскому акценту.

Я наблюдаю за своим дыханием. Дыхание, учит Гоенка, это объект концентрации, доступный для любого человека в любой момент времени. Этот объект универсален и свободен от идеологической нагрузки. В то время как концентрация на визуальных образах и мантрах имеет ряд недостатков: они привязаны к религиозным системам и не имеют связи с реальностью настоящего момента.

Воздух входит через ноздри, касаясь их внутренней поверхности. Воздух выходит. На выдохе воздух чуть более теплый, нежели на вдохе. Чем меньше область концентрации, тем более острым становится ум.

Вначале мои успехи плачевны. Два вдоха, два выдоха, и я теряюсь, и осознаю себя лишь через какое-то время, понимая, что забыл о дыхании, отдавшись потоку мыслей, воспоминаний, образов. К концу четвертого дня я удерживаю внимание буквально на кончике носа в течение часа. Я не думаю даже о том, что мне нужно удерживать мысли на дыхании. В голове звенящая тишина, вниманием можно разрезать металл.

Я сижу с закрытыми глазами. Мое бессознательное выдает очередную порцию копошащихся червей. Черви сменяются искаженными лицами. У каждого лица есть главная черта. И эта черта начинает выпячиваться и раздуваться, эта черта начинает кричать.

Я вижу мандалы, простые и сложные, неподвижные и постоянно изменяющиеся. Фрактальные гроздья, пчелиные соты, кристаллические решетки.

Я как в кинотеатре — потребитель входящей информации. Можно просто запастись попкорном, пока идет показ. Кристальная тишина ума и отличный визуальный ряд без перерывов на рекламу.

Ночью видения становятся ярче. Они плавно перетекают в сновидения, где я перестаю быть наблюдателем, но становлюсь вовлеченным участником разворачивающихся картин.

Отгоняю муть движением головы. Повторяю про себя: есть только мое дыхание. Оно единственная реальность. Все остальное — не более чем кричащие платья цыган, пытающихся вытянуть из зазевавшегося меня все кровные. Так, когда там уже обед?

Видения становятся настолько реальными, что я начинаю видеть их с открытыми глазами. Тонкая синеватая изменяющаяся пленка, ложащаяся на однородные поверхности, похожая на бензорадугу на асфальте.

Я осознал, что механика моего ума работает таким образом, что мне только кажется, что я обращаю внимание на свое тело. На самом деле я обращаю внимание на голографическую проекцию тела.

Я направляю горящий луч в разные места, и тело сообразно откликается. В теле свет и раскаты боли.

Слово Випассана с языка пали означает «видеть вещи такими, какие они есть».

Передача практики происходит на четвертый день. После небольшой вводной Гоенка просит переместить внимание на затылок. Фокусируюсь. Через секунду мощный поток жидкого огня стекает по моему позвоночнику.

Каким образом достигается это избавление? Что предлагает випассана практикующему? Прежде, чем я передам общую логику практики, необходим небольшой теоретический ликбез.

Теория, лежащая за практикой, проста и эллегантна. Согласно легенде, все закономерности работы вселенной и человеческого разума Будда постиг во время своей финальной медитации, приведшей к его просветлению. Я хочу, чтобы меня штырило, как Будду.

Процесс познания реальности, согласно откровениям Гаутамы, делится на четыре составляющие:

Виньяна. Наиболее близкий по значению термин — сознание или когниции. Представляет собой необработанную информацию от органов чувств.

Санья, или распознавание. На этом этапе сырые данные, лишенные оценки, подвергаются процессу категоризации. Данные могут интерпретироваться как сулящие что-то скорее хорошее для меня как для человеческого существа, либо как что-то плохое.

Веданья, или телесные ощущения. После того, как была проведена первичная категоризация, эта информация отражается в теле в виде телесных ощущений. Несмотря на то, что в обычном сознаний мы можем обращать внимание лишь на довольно мощные ощущения, локализованные в той или иной конкретной части организма, при перемещении внимания через все области тела спустя некоторое время можно заметить.что в каждую единицу времени те или иные ощущения присутствуют абсолютно во всех областях человеческого тела.

Читать еще:  Какое физическое явление объясняет появление радуги. Что такое радуга, и всё, что с ней связано

Каждый из этих процессов важен в плане познания реальности, но ни один из не является причиной страдания. Причина страдания — четвертый процесс, санкара. В приблизительном переводе санкара — это реакция на ощущения. Однако под санкарой понимают еще обусловленность реакций, корни которой уходят в бессознательное.

Реакции на ощущения могут быть трех видов:

влечение, когда я хочу приобрести, стремлюсь удержать или боюсь потерять некое приятное ощущение;

отвращение, когда я стремлюсь избавиться от неприятного ощущения;

неведение, в случае, если я предпочитаю игнорировать сигналы, например, с помощью приобретения химической зависимости.

Випассана: ожидания, реальность, результат

Стоит ли хотя бы один раз в жизни пройти випассану? В этой статье – все ответы на ваши вопросы.

Есть четыре точки для наблюдения. Сидя в молчании, просто начни наблюдать дыхание, чувствовать дыхание. В первой точке дыхание входит. Затем, на мгновение, когда дыхание вошло, оно останавливается на долю секунды; это вторая точка наблюдения. Затем дыхание разворачивается и выходит наружу – это третья точка наблюдения. Тогда снова, когда дыхание вышло, на долю секунды оно останавливается. Это четвертая точка наблюдения. (с) Ошо.

Ожидания. Теория вопроса

«Випассана» в переводе с санскрита означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле». Это — одна из древнейших медитативных техник, которую Готама Будда более 2 500 лет назад передал своим ученикам как универсальное средство от всех напастей, как искусство жить. В основе випассаны лежит самонаблюдение. Концентрируя внимание на внутренних процессах, прежде всего на дыхании, человек способен осознать глубинные истоки, объединяющие разум и тело, прочувствовать, как из мыслей рождаются физические ощущения и наоборот. Практика випассаны дает прогрессирующее понимание этой взаимосвязи и позволяет вывести контроль над собственным телом, мыслями и эмоциями на новый уровень. Напряжение порождается страхами и сомнениями, а самосозерцание позволяет понять его природу и заменить его ощущениями спокойствия, равновесия и расслабления.

В России самой популярной формой випассаны стал вариант, который предложил индиец Сатья Нараян Гоенка в 1969 году: 10-дневный курс, в течение которого участники соблюдают «благородное молчание» – не произносят ни слова, не смотрят друг на друга, не взаимодействуют жестами. Обязательным на время прохождения випассаны является воздержание от убийства любых живых существ, воровства, секса, лжи и опьяняющих веществ. Участники курса не должны отвлекаться от самосозерцания на книжки, музыку, интернет и т. д. В течение всего курса питание вегетарианское, строго по графику. Предполагается общий зал, куда учитель всех собирает ударами в гонг. День проходит в медитациях под его руководством, утром и вечером отведено время ответам на вопросы, которые ученики передают в виде записок.

В настоящий момент по всему миру функционирует более 150 центров, в которых можно пройти випассану по методу С. Н. Гоенка, несколько из них находится в России. Участие — бесплатное, но в любой момент после прохождения курса ученик может оставить пожертвование, если почувствует, что этот опыт был для него полезным и захочет дать другому человеку возможность пройти випассану. Чтобы попасть в такой центр, нужно предварительно зарегистрироваться и успеть попасть в лист ожидания: желающих много.

Решившись поехать на випассану, я понимала, что будет сложно: сложно высиживать многочасовые медитации на полу с прямой спиной, сложно жить и есть в строгом графике, невыносимо быть оффлайн и молчать. Я ожидала обилия физических практик, йоги, цигуна, или чего-то похожего. Я не знала, взгляну ли на мир совсем уж по-новому, поскольку ранее развивала восприятие обучением в университете йоги С-Вияса, но надеялась, что знакомство с новыми формами практики поспособствует личностному и профессиональному росту.

Реальность. Немного зверя есть в каждом из нас?

Не дожидаясь открытия листа ожидания центра С. Н. Гоенка, я нашла платный вариант в клубе в ближнем Подмосковье. На сайте предлагали по 12 часов статических, динамических и дыхательных практик в день и, внезапно, методы современной интегративной психотерапии. Там же была указана цена за проживание и за ретрит (одинаковая). На бегу я не уловила, что это две разные суммы, которые потом складываются. А уловила, когда уже перевела аванс. В ответ на просьбу вернуть деньги, финансовый директор клуба приятно удивил меня скидкой в 50%, аргументированной свойством Вселенной возвращать добро. Я впервые повстречала незнакомого человека, с ходу воплотившего этот принцип в материальном мире, несмотря на ощутимую цену вопроса. В сопроводительном письме участников попросили три недели до ретрита воздерживаться от мяса и захватить с собой теплые носки.

Первыми, кого я встретила на випассане, стали напуганная девушка, спросившая, «не секта ли тут у них?!», и очаровательный длинный пес на коротких ногах с разноцветными глазами. Девушка в итоге оказалась моей соседкой в чистой и уютной комнате с двухэтажными кроватями на 6 человек. Курс начался с ужина и бани, а затем нас посадили в круг, где каждый представился, рассказал, что его привело на курс и какого результата он хотел бы добиться. После увлекательной, но недолгой процедуры знакомства нас попросили сдать мобильные телефоны, и коробка с ними отбыла в неизвестном направлении до завершения курса. В этот момент я начала осознавать, что всё действительно уже происходит, и мне вот-вот придется замолчать на целую неделю. Ощущение было бодрящее и очень похожее на панику. Учитель сообщил, что в дальнейшем нашим ориентиром будет гонг: практики, завтрак, обед и ужин анонсируются в общем зале, а часов на обозримой территории клуба нет.

Утром учитель прочел нам вводную лекцию о принципах випассаны и предупредил, что в процессе курса нас ждет много провокаций, в том числе подстроенных, и задача — не раздражаться, не отвлекаться, наблюдать за дыханием и созерцать мысли и ощущения, не вовлекаясь в них. После этого мы приступили к ежедневному утреннему комплексу упражнений: разминка суставов и позвоночника, дыхание капалабхати, перекаты, самомассаж (длительность зарядки – 3 часа). Мимо моего коврика вскоре поплыли аппетитнейшие запахи из кухни, где нам наваривали каши и другие веганские блюда. Забегая вперед, скажу, что именно эти обонятельные ощущения, несколько противоречащие идее вступать на путь просветления с пустым животом, стали для меня самым сложным элементом практики.

Вскоре после завтрака практика возобновилась, и мы приступили к медитациям. В течение дня мастер чередовал динамические и статические техники. Статические в основном предполагали наблюдение за дыханием и ощущениями в теле в положении сидя на полу с прямой спиной. В динамических было разнообразие, звуки, произвольные или заданные движения. В процессе большинства практик нужно было дышать ртом, поскольку носом мы напитываем разум, а ртом — эмоции. Мне больше всего понравился формат кундалини-медитации, танцы до упаду под энергичную завораживающую музыку, после которых по мере приближения обеда я опять начинала сходить с ума по запахам из кухни. Последние минут 10 обычно была дзен-ходьба. Это когда ты бесцельно бродишь по хаотической траектории, стараясь ничего не замечать и углубиться в созерцание дыхания и ощущений.

За обедом следовало свободное время, по ощущениям час-полтора. В этот промежуток предполагалась самостоятельная медитация в общем зале, в комнате или на природе. По гонгу мы снова собирались вместе, и учитель зачитывал нам записки-вопросы от участников курса и давал развернутые философские ответы. Иногда в этих мини-лекциях было столько юмора и житейской мудрости, что я хохотала в голос. Благо, проявлять эмоции звуками разрешалось и даже поощрялось. Затем мы возобновляли медитативную практику, в основном сидя в статике. После ужина была вторая волна записок, медитация или сказка на ночь и отбой.

Второй день прошел по аналогичному расписанию, но дополнительно учитель попросил нас в течение дня вдумчиво выписать на листок обиды и другие яркие ситуации, отражающие весь спектр чувств к маме и папе.

На третий день в наш скромный быт пришло нововведение в виде повязки на глаза. С ней мы жили, ели, медитировали и чего только не делали (повязку нужно было оставлять на глазах с утреннего гонга до отбоя). День начался с разбитой кем-то за завтраком тарелки. Это событие привело к затруднению: будучи без обуви, я после недолгого колебания решила подглядеть и проверить, нет ли на полу осколков. А осколочек был! И все, погружение во внутреннюю тьму для меня на этом закончилось: глаза сами начали открываться. И, хотя маску я честно носила, подглядывала вниз через отверстия вокруг носа постоянно. Параллельно произошло еще одно знаменательное событие: медитативные техники обогатились катарсисом, во время которого нужно выпускать из себя животное начало, орать, кричать, рычать, звереть. Я колотила подушку, орала, топала и стучала руками по полу. Но знаете, что? У меня от этих процедур быстро устали горло и руки, а зверь так и не пришел. Я слышала и даже немного видела, как другие участники группы отрываются от всей души, но ничего не могла с собой поделать. Видимо, мой суслик находится в глубокой спячке.

Читать еще:  Крас ный. Красный цвет: его символика и свойства

На четвертый день у меня с учителем случилась, как бы это сказать, немая дискуссия. На катарсисе он попросил, чтобы я перестала халтурить. Я написала записку, что стараюсь изо всех сил, но зверя, видимо, нет дома, и извинилась. В ответ на это он прервал медитацию и обратился ко всем с просьбой прекратить лгать себе и дать волю мощным затаенным чувствам. Сказал, что даже когда кажется, что детские проблемы уже отработаны, не нужно заблуждаться: внутри каждого живет боль, которая притягивает очередную боль. А давая выход негативным эмоциям, мы освобождаем место для чего-то прекрасного и вдохновляющего.

На пятый день все медитации были посвящены маме. Не обошлось, ясное дело, и без катарсиса. Я решила прекратить переть против своего естества и рвать голосовые связки, посидела спокойно, подышала. Днем на прогулке мой внутренний диалог отключился надолго, я прицельно слушала тишину и наслаждалась. Вечером был шэринг, во время которого участники по очереди вслух делились впечатлениями от пережитого. Я снова призналась, что не могу вытянуть из себя ожидаемую форму яростного поведения. Учитель ответил, что во мне царит тотальный контроль разума, и что этому есть подтверждения: постоянное подглядывание и быстрый темп речи. Сказал, не живешь ты, Оля, чувствами. Ну тут уже взбрыкнуло все мое нутро: я с детства рисую, пишу прозой, хореем и пятистопным ямбом, открыто выражаю любые возникающие эмоции, не вру и часто слышу о своей прямоте, бросила успешную карьеру, чтобы помогать людям и делать что-то осмысленное. Полночи я провела в накручивании аргументов, что вот это же надо ему сказать, и вот то объяснить, а еще вот. А потом вспомнила буддистскую поговорку: «моешь чашку — думай о чашке», и расслабилась. Поняла, что, по сути, в жизни учителя факт наличия у меня чувств ничего не меняет, равно как и в факте моей чувствительности ничего не меняет учительская о ней неосведомленность. Что нужно прислушаться к интуиции, раз уж имеет место этот эксперимент, а не молотить безрадостно подушку.

Результат. Обыкновенное чудо

День шестой, отцовский. Я уже знала, чем заняться на катарсисе: под вой, удары и всхлипывания я постепенно отпустила свои мысли в сторону папы. И получилось! Вместо предполагаемой агрессии в ответ на детские обидки в моем воображении выстроился карточный домик из членов семьи, соединенных причинно-следственными связями. Я поняла, что обижаясь на близких, неправильно спрашивать, чем мы это заслужили. Стоит задаться вопросом, почему они поступали тем или иным образом? Я поняла, что, как ток по проводам, негатив, перетекая из формы в форму, может течь сквозь время и людей. И прекратить это можно, отправив навстречу противоположный заряд, любовь. Припоминая, какие неполадки были между бабушками, дедушками и родителями еще в их детстве, я окончательно прояснила все ситуации со своего листочка и приняла их, а заодно и концепцию родовой кармы. Вечером мы с девочками в благородном молчании посетили баню.

День седьмой, последний. Упоминала ли я, что перед этим мы двое суток провели в повязках на глаза? Теперь с ними можно было распрощаться. После завтрака закончилось и молчание. Интересно, что нарушать тишину при этом особо не хотелось. Учитель правду сказал: мы молчим, чтобы понять, зачем мы говорим. На кухне впервые появились хлеб и сыр от повара на продажу. Минут за 20 мы все же разговорились и стало очевидно, что неделя в тишине и глубоких переживаниях раскрывает и сближает людей гораздо больше, чем бессодержательные разговоры, начинающиеся просто чтобы не молчать. Образы «однокурсников» были уже настолько яркими и сформированными, что слова ничего особенно не поменяли. После обеда мы собрались в круг, чтобы поделиться впечатлениями. Две девушки из группы были неподдельно счастливы. У обеих эта випассана была не первой, но, по их словам, именно в этот раз рухнула гора с плеч. У оставшихся участников отзывы были положительные, но более сдержанные. Выслушав всех, учитель проанонсировал предстоящие мероприятия клуба: випассаны, паломнические поездки по России и зарубеж, расстановки. Мы все обнялись, поблагодарили друг друга и распрощались.

Постскриптум. Границы не в природе, они — в сознании

Подводя черту под вышеописанным, вот что я скажу о випассане:

  1. Посетить ее однозначно стоит — если вы действительно готовы выйти за рамки привычного существования, получить ни на что не похожий жизненный опыт и не боитесь ради этого расколбаситься по полной программе в условиях, далеких от привычных. Помните: любой шаг прочь из зоны комфорта раздвигает ее границы. И чем шире шаг, тем толще партизан могучее воин в вас сформируется к концу этого мероприятия. Кроме шуток.
  2. Доверяй, но проверяй. Насчет центров Гоенка у меня никаких сомнений нет, там даже работники все — волонтеры, но что касается платных ретритов — будьте осторожны. Разбор родительских полетов погружает человека в состояние ребенка, он полностью доверяется учителю и становится легкой добычей для манипуляторов. В моем случае этого замечено не было, но несколько насторожило, что в клубе регулярно проходит бесплатная баня для друзей, где учитель предлагает какие-то схемы с биткоинами, легкий способ заработать типа.
  3. Еще одна тема, которую я бы рекомендовала фильтровать — это истории про мировой заговор маркетологов и корпораций: мастер говорил нам, что смерть придумали люди, что, живи мы в натуральных условиях, шей себе одежду из нитей, сотканных вручную из семечки, посаженной самостоятельно и питаясь ею же, не засоряя себя плохими мыслями и действиями, процесс жизнедеятельности был бы значительно правильнее и длился бы гораздо дольше. Ок. Но дальше речь шла о том, что это все корпорации, которым выгоден не человек, а потребитель, намеренно засоряют нам мозги и вводят в заблуждение с целью поиметь прибыль. Я семь лет рекламировала международные бренды и круглосуточно имела дело с «ненасытными корпорациями» и «коварными маркетологами». Поверьте, там у них тоже офисы с неудобными креслами, опоздания, дедлайны и факапы. Они состоят из нормальных людей, которые едят, спят, смеются, плачут, болеют и умирают. Насколько мне известно, ни одну из этих компаний не возглавляет трехсотлетний злой йог, который сам просветлел, а остальным корыстно голову морочит. Сохраняйте, пожалуйста, здравомыслие и не впадайте в крайности.
  4. Обратите внимание на то, как с маркетингом обстоят дела у самих организаторов вашей випассаны. Если он хорош, информация о курсе выскакивает в числе первых в поисковике, сайт красивый и с наворотами, вас обязательно пригласят возвращаться как можно скорее. Так вот, это все — признаки, что лучше поискать другой клуб. Духовные учителя далеки от материального мира и не будут пытаться заработать лишнее на вашем желании развиваться.
  5. После випассаны я научилась совершенно отчетливо отслеживать, как, к примеру, мое беспокойство об опоздании приводит к напряжению мышцы под коленкой. Или мысль, не забыла ли я пропуск, слегка щемит под лопаткой. Как бы странно это ни звучало, прелесть момента в том, что осознавая эти ощущения, все напрягающиеся места можно тут же расслабить, и мысли успокаиваются сами собой. Не знаю, какие открытия ожидают вас, но не сомневайтесь: они будут удивительными!

Источники:

http://yogaworld.ru/2019/05/life_after_vipassana/
http://atanor.media/vipassana
http://yogajournal.ru/blogs/olga-pakhomova/vipassana-ozhidaniya-realnost-rezultat

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: