День стояния на горе арафат. Значение стояния на Арафате

Календарь событий

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к своему сподвижнику: “О, Абу Зарр! Не откладывай дела свои на завтра – у тебя только сегодняшний день и нет у тебя ничего после него. Если у тебя будет завтра, будь таким каким был сегодня. Если у тебя не будет завтра, ты не будешь сожалеть о том, что упустил сегодня”.

О, Аллах! Благослови Мухаммада и семейство Мухаммада!

Проповедь имама

Ислам против террора

«Хикмәт» – областная духовная культурно-просветительская газета

Гора Арафат

Гора Арафат находится в 20 км восточнее Мекки. Она представляет из себя возвышенность, достигающую 70 м в высоту, которая находится в одноименной долине. Также она известна как Джабаль ар-Рахма (гора милости).

Она имеет большое значение для паломников, пребывающих в Мекку, так как именно на Арафате совершается один из обязательных ритуалов хаджа (стояние на горе Арафат).

По поводу названия горы есть разные мнения. Согласно сказанию, Адам и его супруга Хавва после изгнания из рая были ниспущены на землю, где долгое время пребывали в разлуке. В результате многолетних поисков они нашли друг друга на горе Арафат. У этой горы они снова встретились, снова познали друг друга. Глагол «познавать» на арабском языке звучит как «тааррафа», поэтому так называют эту гору на которой произошло историческая встреча наших прародителей, и которая положила начало всему человечеству. Бытует мнение, что название горы и эта история передается от поколения к поколению со времен Адама (мир ему). Согласно другому мнению, гора называется так, потому что паломники, во время стояния у горы признают величие Аллаха и свою немощность перед Ним (признание-итираф). Некоторые же утверждают, что гора называется так, потому что паломники, выполняя главный ритуал хаджа на Арафате, обволакиваются духовным благоуханием (арф-благоухание).

Всевышний Аллах так упоминает об этой горе в Коране:

«На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа. А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте (Муздалифа). Поминайте Его, поскольку Он наставил вас на прямой путь, хотя прежде вы были одними из заблудших» (2/198).

В восьмой день месяца Зуль Хиджа, после совершения утренней молитвы, паломники из Мекки отправляются в долину Мина. На следующий день после утреннего намаза все паломники направляются к горе Арафат. Обязательный ритуал стояния на горе Арафат начинается с полудня. Данный ритуал продолжается до утреннего намаза следующего дня, но обычно паломники уже с вечера начинают покидать окрестности горы, направляясь в долину Муздалифа.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что вся долина Арафат является местом ритуального стояния паломников, обозначив тем самым, что не следует стремиться к стоянию именно на возвышенности. На Арафате желательно обращаться с мольбами к Аллаху.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) так объяснил важность и достоинство стояния на Арафате: «Количество (рабов), которых Аллах освобождает от ада в день Арафа несравнимо больше чем количество освобожденных (рабов) в другие дни».

«Аллах в день Арафа приближается к паломникам и похваляется перед ангелами говоря: «Чего хотят Мои рабы?».

Абу Катада передает, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я прошу у Аллаха, чтобы пост, который мы держим в день Арафа, будет искуплением этого, прошлого и будущего годов» (ибн Маджа, Сыям, 40; Дарими, Саум, 54; Ахмад бин Ханбаль, V, 296-297). Ученые так растолковывают этот хадис: «Если были совершены, или будут совершены мелкие прегрешения, то они будут прощены, если человек не совершил прегрешений, тогда Аллах облегчит бремя его больших грехов, если нет больших грехов, тогда Аллах возвысит степень своего раба» (ат-Тадж, аль-Джамиу лиль-Усуль, II, 95).

Также Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я здесь совершил жертвоприношение, вся Мина для жертвоприношения. Совершите жертвоприношение на месте своей ночевки (в Мине). Я здесь совершил ритуальное стояние. Весь Арафат для стояния…» (Муслим, Хадж).

День Арафа – самый ценный день в году

Скоро наступит девятый день месяца Зуль-хиджа – День Арафа, самый дорогой из дней. За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает его истинную величину. Равно, как и величина воздаяния за грехи в этот день увеличивается в несколько раз. Этот день нельзя упускать без пользы и в пустой трате времени. Самый умный – тот, кто этот день проведёт в богослужении и в мольбах ко Всевышнему Аллаху.

Некоторые хадисы о достоинстве пребывания на Арафате

1. «Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллах освобождает рабов и рабынь, как в день Арафата. Поистине, Он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими. Он спрашивает, чего же они хотят» (Муслим, Насаи).

2. «Всевышний к вечеру дня Арафата гордится теми, кто здесь, и говорит ангелам: “Вы посмотрите на Моих рабов, которые нерасчёсанные и запылённые в дороге пришли ко Мне”» (Ахмад, Табарани).

3. «Тому, кто в день Арафата убережёт от греховного свой язык, уши и глаза, смоются даже те грехи, которые он совершит до наступления следующего Арафата» (Байхаки).

4. Тот, кто будет бдеть в ночи таврията, Арафата, Курбана (8, 9, 10 ночи Зуль-хиджа) и в ночи разговенья, заслужит Рай» (Ибн Асакар).

5. Самое лучшее дуа – это дуа в день Арафат (Тирмизи).

6. Поистине Всевышний в день Арафата смотрит на рабов взором милости и не оставит, не смыв грехи, того, у кого в сердце есть хоть капля веры» (Дайлами).

7. «Всевышний ниспосылает на рабов, находящихся на Арафате, блага, гордится ими и говорит ангелам: “Вы посмотрите на рабов, как они, нерасчёсанные и запылённые, издалека пришли ко Мне. Вы Мои свидетели в том, что Я принимаю их молитвы, исполняю их надежды, что Я их плохое меняю на хорошее, и что хорошим дано всё, что попросят, кроме тех долгов, которые они имеют между собой”. Затем, когда соберутся на Арафате и в долине Муздалифа, Всевышний говорит: “О, Мои ангелы, Мои рабы в ночь вернулись, чтобы просить Меня. Вы Мои свидетели в принятии Мной их дуа (мольбы) об исполнении их желаний и надежд, что их плохое заменяю по Своей милости на хорошее, что их хорошему Я даю всё, что просят, и то, что Я их долги беру на Себя”» (Хатиб).

8. К вечеру дня Арафата блага Всевышнего нисходят на нижние небеса. Затем Он смотрит на них взором милости и, гордясь ими, скажет: «Вы посмотрите, Мои рабы, запылённые и нерасчёсанные, пришли. Я Посланника отправил к ним, и они приняли Моего Посланника. Я к ним отправил Книгу, и они поверили в Мою Книгу. Я вас беру в свидетели того, что Я простил им их грехи» (это же Всевышний говорит, когда паломники перейдут на Муздалифу) (Абу Шайх).

9. К вечеру дня Арафата блага Всевышнего ниспускаются на нижние небеса и, гордясь, Он говорит ангелам: «Это мои рабы, не расчесав волосы и надеясь на мою милость, пришли ко мне». Затем Он обращается к тем, кто на Арафате: «О Мои рабы, если у вас столько грехов, сколько песчинок или как капли дождя, Я их смою. Вы возвращайтесь, очистившись от грехов своих и за тех, за которых просите» (Хаким).

10. «Если бы люди, собравшиеся на Арафате, знали, с кем они там находятся, они бы обрадовались благам Всевышнего, ниспосылаемым после смывания их грехов» (Табарани).

Один из салафунов сказал: «Если день Арафат и пятничный день совпадут, то смоются грехи всех, кто находятся на Арафате. Этот день тоже является самым достойным днём в мире. В этот день Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил прощальный хадж. В этот день был ниспослан аят: “Ваша религия усовершенствовалась, Я доволен тем, что Ислам – ваша религия. Я вам благо тоже завершил”».

Ахл уль китабы (люди Писания) (те, к которым ниспосланы книги, т. е. христиане, иудеи) говорят, что если бы этот аят был ниспослан им, то они этот день сделали бы постоянным праздником. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я свидетельствую, что этот аят ниспослан в двойной праздничный день – в пятницу и в день Арафат».

Смыслы всех хадисов взяты из книги «Канз уль умаль», т. 5, с. 25–29.

Пост в День Арафа

День Арафа – это девятый день месяца Зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, говорится, что, когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы». Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с тысячью других дней?» (Байхаки, Табарани).

Имам Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, чтобы иметь силу для богослужений на горе Арафат.

Этикет дня Арафата

В день выхода из Мины в Арафат желательно совершать полное омовение (купание) на Арафате. Это лучше делать в местности Намрат. Но так как ныне это трудно, можно искупаться ещё будучи в Мине. Можно также искупаться по прибытии в Арафат. Если с утра до обеда искупаться, то суннат считается выполненным. («Хашиятуль жамаль», т. 4, с. 70)

По возможности желательно с Мина в Арафат идти пешком. Если это затрудняет, то нет никакой проблемы отправиться на транспорте. Это касается не только Арафата, но и Мины и Муздалифа. Т. е. всюду желательно отправиться пешком.

1. По пути на Арафат читают «Лаббайка», зикру-тасбих, дуа. Кто не умеет читать на арабском, может прочитать на своём языке.

2. В день отправления на Арафат как можно больше нужно защититься от греховного и сомнительного. Нужно есть халяль и одевать халяль. Ибо, если человек съел запретное, прочитанное дуа трудно будет приниматься. Если нет другой еды, кроме харама и сомнительного, то есть нужно очень мало, плача и жалея, и прося пощады у Всевышнего. В день Арафат паломнику не предписано поститься – это для сохранения сил в поклонении. Этим становится понятно, что на Арафате огромное значение имеют мольбы и славословия, ибо желательный для других пост в день Арафата нежелателен для паломников.

3. В этот день нужно мало есть (и халяльное тоже), есть также лёгкую пищу, дабы не затруднить себя в ибадате.

4. Не надо откладывать на послеобеденное время всякие дела в этот день. (еда, питьё – всё готовится до обеда). После обеда полностью занимаемся ибадатом.

5. При ибадате на Арафате садятся лицом к Каабе. Нужно избегать бесполезных и лишних разговоров, особенно споров.

6. Много нужно читать «Лаббайка», много поминать Аллаха, читать дуа, салават, Коран.

7. При чтении дуа не ограничиваются только собой. Нужно упомянуть родителей, родных, близких, друзей и всех мусульман.

8. Не надо пытаться подняться на Джабалу Рахмат. В этом нет никакого отличия. Поднятие на него является новшеством. Более того, порицательно подниматься на него. Поднимаясь на него, человек зря теряет время, устаёт тело, солнечная жара ослабляет, и даром тратится самое драгоценное время для поминания Аллаха.

9. Желательно сидеть, повернувшись лицом к Кибле.

10. Во время пребывания на Арафате нужно поклоняться Аллаху, прося Его, не привязывая сердце к мирскому, плача (если не удаётся, то делая вид, что плачешь).

11. Нельзя в этот день никого видеть униженным, нельзя кричать на просящих. Как можно больше надо раздавать милостыню. Во всех нужно видеть валиев.

12. Говоря вкратце, в этот день начиная с обеда нужно оберегать тело от всего противоречащего Шариату, очистив сердце от мирских забот, привязав тело и сердце к Аллаху; читать тасбих («Субханаллагь»), тахмид («Альхамдулиллягь»), зикру, такбир («Аллаху акбар»), «Лаббайка», Коран, салават Пророку (мир ему и благословение Аллаха), прося о смывании грехов; всего себя отдавать этим деяниям. Арафат – очень восхвалённое место. Возможность пребывания там тоже является большим благом, за что нужно воздать хвалу (хоть это невозможно), ведь не всегда и не всем это достаётся. Каждый миг, который здесь упускается зря, для разумного ценнее всего мира и всего, что в нём есть. Упущение зря одного мига равноценно лишению всего мира.

13. На Арафате нужно надеяться на жалость, прощение и милости Аллаха, на то, что грехи смываются Им. Фузайл ибн Ияз посмотрел на плачущих в день Арафа и сказал:

– Скажите, если эти люди отправились бы к щедрому благоразумному царю и просили бы монету, то отправил бы он их без ничего обратно?

– Нет, не отправил бы, – ответили ему.

Тогда он сказал:

– Клянусь Аллахом, Всевышнему дать всем просящим на Арафате всё, что они просят, легче, чем тому царю – дать им монеты.

14. Очень желательно в день Арафа давать милостыню, хотя бы немного.

В книге «Умдатуль абрар» сказано, что желательно стоять на том месте, где стоял Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Это у подножья горы Джабалу Рахмат, где большие камни; по отношению к Кибле так, чтобы между ним и Киблой оказался Джабалу Рахмат.

15. Не стойте на проходе. Много читайте дуа для родителей, своим устазам и другим мусульманам. Воздеть руки к небу (направив ладони к небу или к груди), если просят добро или отвести грядущие беды. Но если просят об освобождении от уже наступившей беды, то руки держат ладонями вниз. Тысячу раз читайте суру “аль-Ихляс” и один раз суру «аль-Хиджр», также увеличивайте чтение Корана и других дуа. От всей души просите прощения грехов, сто или тысячу раз читайте «вахдаху», много плачьте, усердно просите, надеясь на то, что примут мольбы, просите стоя под солнцем, а если это затруднит, то просите в тени.

17. По менее весомому мнению имама Шафии, желательно объединить этот день и ночь на Арафате. Есть алимы, которые говорят, что это фарз. После захода солнца до полного исчезновения зарева лучше оставаться на Арафате.

18. При возвращении с Арафата вечером нужно быть очень вежливыми, в ожидании транспорта тоже не надо отвлекаться на мирские разговоры, а нужно читать «Лаббайка», салават, Коран или дуа.

Местность Арафа

Что касается местности Арафат, то это место, которым Аллах почтил паломников, а День Арафа – это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились. Поэтому тот, кто хочет утешить себя по причине, что ему не удалось совершить хадж, посетить дом Аллаха и побывать на Арафате, должен воспользоваться этим днём.

Стояние на Арафате

Предписанным элементом хаджа является стояние на Арафате в определённое время, даже если этот обряд будет совершаться недолго. Период, который отводится для стояния, начинается сразу после полудня девятого дня Зуль-хиджа и завершается с появлением утренней зари десятого дня этого месяца, который является первым из дней жертвоприношения. Если человек не примет участия в обряде стояния хотя бы в течение непродолжительного времени, это будет означать, что он не совершил хадж.

Стоянием на Арафате считается нахождение хоть на миг на нём (девятого дня Зуль-хиджа), т. е. дня Арафата, в промежутке между полуднем и до рассвета следующего дня. Сон здесь тоже считается стоянием (вукуф) на Арафате. Также считается стояние не находящихся в омовении (малом и полном), женщин в критические дни. Т. е. омовение и купание не являются условием для стояния на Арафате.

Если с обеда до рассвета следующего дня не удаётся попасть на Арафат и остановиться там хоть на миг, то его хадж пропадёт. Остальные действия хаджа он не обязан совершать. Он должен совершить умра и выйти из хаджа. Не откладывая, в следующем же году нужно возместить этот хадж и, возмещая, выплатить штраф – овцу.

Достоинства стояния на Арафате

Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире.

3десь собираются самые разнообразные приближённые любимцы Аллаха: будалаи, кутбу, автады, сиддикины, мукаррибуны, алимы, имамы, мударрисы, захиды, поминающие Аллаха, щедрые, любящие Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) мусульмане.

Здесь ниспосылаются блага и милости Аллаха, которые нигде в другом месте и никогда не ниспосылаются.

В хадисе говорится: «Таким опозорившимся, исхудавшим, униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как в день Арафата и только в день битвы при Бадре. И это из-за того, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего Аллаха и смываются их грехи» (Малик).

Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте и никогда не смоются. Есть хадис: «Самый большой грешник – тот, который, находясь на Арафате, думает, что его грехи не смыты» (Хатиб, Датами).

В этот день поминают Аллаха, как никогда и нигде не поминают, больше ему поклоняются, больше молят Его мусульмане, проливают много слёз, читают много Коран, много поминают Аллаха, восхваляют Его.

В этот день хорошее дуа имевших грехи получают хорошие люди, баракат и хорошее дуа праведников получают имевшие грехи мусульмане. В хадисе говорится, что Всевышний сказал: «Этот ваш маджлис обложен барактом, и плохой человек подарен хорошему (т. е. ради хорошего принят и плохой), и вашему хорошему дано, что он просил, теперь вы возвращайтесь» (Жну Мажах).

Гора Арафат. История горы Арафат

Какие ассоциации возникают у большинства людей, когда они слышат слово «Арафат»? Правильно! Перед глазами сразу же возникает образ одного из самых известнейших и радикальных политиков второй половины прошлого столетия – лидера Палестины Ясира Арафата. Но мало кто знает, что в первую очередь так называется священная гора, на которой раз в год собираются мусульманские паломники со всего мира для того, чтобы совершить хадж. Из этой статьи вы узнаете историю святыни, а также как пророк Мухаммед и гора Арафат связаны между собой.

Древняя легенда

В Коране написано, что когда Ева (Хавва) и Адам, поддавшись искушению сатаны, были выдворены за пределы рая, они долго скитались по земле, испытывая всевозможные горести и печали. Они утратили не только Божьи милости, но и друг друга. Их полное одиночество и смятение продолжались до тех пор, пока они не осознали всю суть содеянного ими греха и искренне не раскаялись. Адам и Ева, получив прощение, встретились на равнине, посреди которой находилась небольшая возвышенность Джабаль ар-Рахма, или гора Арафат. Где находится это столь почитаемое всеми мусульманами место, читайте далее.

Местоположение

В двадцати километрах северо-восточнее Мекки (Саудовская Аравия) расположена долина Арафат. Ее длина составляет около 11, а ширина – 6,5 км. Посреди долины возвышается 70-метровая гора Арафат. Высота, пусть и небольшая, но в этих местах она считается довольно серьезной, так как отсюда хорошо просматривается вся близлежащая местность. Именно поэтому эту возвышенность и назвали арабским словом «арафе», что означает «познакомиться», «узнать» (имеется в виду с местностью).

С северной стороны долина Арафат граничит с горным массивом. Поэтому, чтобы попасть сюда, паломникам нужно пройти через ущелье под названием Мазамайн.

День Арафат

Он является самым памятным из всех дней Аллаха. Верующие, которые в эти часы совершат благие поступки, будут вознаграждены многократно. В то же время и вес содеянных грехов также увеличится в несколько раз. Чтобы их искупить, верующие стоят на горе от рассвета и до заката солнца, замаливая свои прегрешения. В Саудовской Аравии уверены, что столь массовые обряды, а также сама гора Арафат (фото ее предлагаются вашему вниманию) должны быть видны даже из космоса.

Мусульмане верят, что, стремясь к Аллаху всем сердцем и совершая благочестивые деяния, они в Судный день обязательно будут вознаграждены за них. Одним из самых значимых поступков, максимально приближающих верующих к Аллаху, считается строгий пост именно в день Арафат. По легенде, когда пророка спросили об этом, он ответил, что такой отказ от еды является очищением грехов как за предыдущий, так и за последующий год.

Последняя проповедь

Как известно, гора Арафат, история которой своими корнями уходит в глубокую древность, чрезвычайно почитаема мусульманами. Именно здесь пророк Мухаммед произнес слова своей последней проповеди. В ней он обращался не только к своим последователям, но и к человечеству в целом. Пророк призывал всех людей принять ислам как единственно правильное учение. Кроме того, Мухаммед подвел итоги своей жизни на земле.

Последняя проповедь была построена на догмах святости человеческой жизни и собственности. В связи с этим запрещалась эксплуатация людей и ростовщичество, а также были определены как права, так и обязанности мусульманок. Согласно им муж обязан покровительствовать жене и управлять ее поведением. Как видим, ни о каком равенстве мужчины и женщины в этой религии и речи быть не может.

Пять столпов ислама

Их перечислил сам Мухаммед. В их число входит 5 ежедневных молитв (намаз), преклонение только перед Аллахом (шахада), раздача подаяний (закят), обязательное соблюдение поста в месяце Рамадан и, наконец, паломничество в Мекку (хадж). После этого Мухаммед провозгласил равенство, которое должно быть между всеми мусульманами, независимо от их цвета кожи и национальной принадлежности, поскольку прародителями всего человеческого рода являются Адам и Ева.

Гора Арафат была также свидетелем того, как Мухаммед объявил, что он является последним из пророков Аллаха и других никогда больше не будет. От него мусульмане унаследовали Коран и Сунну. В последней были записаны примеры из жизни самого пророка. По его словам, путь праведности заключался только в строгом следовании догмам Корана и Сунны.

Свою последнюю проповедь Мухаммед произнес в 632 году 9-го дня 12-го месяца лунного календаря, называвшегося Зуль-Хиджа. В этот день и совершают хадж – паломничество в Мекку. Ритуальное стояние на горе Арафат является концом странствования верующих.

Заключительный обряд

Последний день хаджа начинается с того, что вся долина заполняется паломниками, ожидающими проповеди. Действо происходит в полдень. Сама гора Арафат украшена минаретом. К нему ведут 60 ступеней, вырубленных прямо в скале. На последней из них сделана ровная площадка, с которой и произносят проповедь.

Как было сказано выше, стояние на священной горе Арафат считается завершением хаджа. По окончании проповеди, на закате солнца, все паломники спешат возвратиться в Мекку. По пути их следования, в долине Мина, проводят еще один ритуал, во время которого каждый верующий должен бросить 7 камней. Эти действия символизируют побивание Сатаны. Первым, кто его совершил, был сам пророк. Это случилось как раз в день прощальной проповеди Мухаммеда.

Гора Арафат – это священное место для верующих. Поэтому неудивительно, что сюда стремятся попасть миллионы паломников. В связи с этим стоит отметить, что данное место считается самым опасным из всех, где проходят события хаджа. К сожалению, за прошедшие несколько лет из-за плохой организации празднеств здесь неоднократно возникали сильные давки, которые неизменно приводили к многочисленным жертвам.

Источники:

http://alhakk.ru/articles/651/
http://islam.ru/content/veroeshenie/43771
http://fb.ru/article/205267/gora-arafat-istoriya-goryi-arafat

Читать еще:  Православный праздник 10 сентября. Преподобный Иов Почаевский

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: