День рождения апостол павел из тарса. Святой апостол Павел

Апостол Павел

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.

Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.

После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.

В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодар-ностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» — к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.

Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.

Читать еще:  Что такое социально гуманитарное знание. Философские проблемы социально-гуманитарного познания

После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.

При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего об-ращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все — дело Его милости.

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Апостол Павел

Биография

Апостол Павел не общался с Иисусом Христом при его земной жизни, не входил ни в ближайший круг учеников Спасителя, ни в число семидесяти проповедников. В биографии святого встречаются темные пятна и непонятные события. Павел – изначально ярый противник любого учения, гонитель последователей веры, однако написанные им тексты легли в основу фундамента новозаветной богословской мысли, а сам апостол превратился в одного из самых почитаемых христианских святых.

Детство и юность

Далеко не у каждого святого известна дата рождения. Павел в этом плане является исключением, вопрос только в точности. Исследователи не пришли к единому мнению: возможно, апостол родился между 6 и 10 годом первого века, либо в 5-м году. Называется и совсем точная дата – 25 мая 7 года.

Апостол Павел

Родители Павла – фарисеи из Тарса, главного города области Киликия. С рождения святой принадлежал к элите общества, поскольку не только родился в состоятельной семье, но и обладал статусом гражданина Рима. Такой чести удостаивался далеко не каждый житель древней могущественной империи. У римского гражданина были некоторые привилегии: он не подлежал телесному наказанию и позорной смертной казни, без решения суда на него нельзя надевать оковы, а если гражданин не согласен с решением местного судьи, имел право обратиться в суд кесарев.

Поначалу мальчика назвали Савлом, в честь царя Саула из колена Вениаминова, от которого вел родословную его отец. Предполагается, что семье принадлежало предприятие по производству тканей или кожевенных изделий, а Савла обучили ремеслу изготовления палаток, чтобы таким образом зарабатывать на жизнь.

Савл

Первоначальное образование Савл получил дома. Отец привил сыну почитание Торы и фарисейской философии. Будущий апостол расширил кругозор в школе основателя талмудического иудаизма Гамалиила, преуспел в иудействе более остальных ровесников, не остался в стороне от начинавшегося христианского движения. Но, как и все фарисеи, предполагал, что ожидавшийся Мессия возвысит еврейское царство, и счел неправильным, когда Спасителем оказался никому не известный учитель из Назарета, да к тому же распятый на кресте.

Савл, обладая живым умом и блестящим образованием, спорил с христианами, однако наталкивался на стойкое убеждение в вопросах веры, из-за чего ожесточился и считал истребление христиан богоугодным.

«Каменование Святого Стефана», Рембрандт

По словам исследователей жизнеописания апостола, Павел входил в синедрион – высшее религиозное учреждение, выполнявшее функции суда. Согласно Новому Завету, аналогичное заведение вынесло смертный приговор Иисусу Христу. Считается, что как раз заседая в синедрионе, Павел впервые столкнулся с ревнителями христианской веры, начал преследовать сторонников Христа.

В «Деяниях Апостолов» говорится, что Савл обладал правом сажать в тюрьму, выносить смертные приговоры: «По всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса». Впервые имя Савла – будущего апостола – упомянуто в Библии в эпизоде, связанном с казнью святого Стефана, первого христианского мученика. Из тех же «Деяний» известно, что к ногам Савла палачи Стефана положили свои одежды и будущий апостол «одобрил убийство».

Христианское служение

Поворотным моментом в жизни Савла стали дамасские события, произошедшие после казни Стефана. Члена синедриона наделили правом преследовать христиан в Дамаске. По пути в город Савлу было божественное явление – огненный столб и голос, призвавший к апостольскому служению. Спутники будущего апостола слышали голос, но не видели света. Савла, пораженного слепотой, доставили в Дамаск, где он три дня провел в молитвах, каялся и просил прощения. На третий день местный христианин Ананий крестил Савла, и в момент таинства тот прозрел.

Обращение Савла по дороге в Дамаск

Не отрицается и тот факт, что Господь неспроста осенил Савла Святым Духом, а сделал это в назидание сомневающимся: если уж такой страшный человек кардинально изменился, познав волю Божью, то что говорить об остальных.

По мнению части богословов, события под Дамаском – наглядное свидетельство того, что Павел приобщился к учению Христа отнюдь не через его учеников, поскольку для ярого гонителя последователей Иисуса такое в принципе невозможно. В ситуации с Павлом его обращение – действительно Божий промысел, высшее откровение. В Послании к Галатам утверждается, что

«Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых».

Обращение Павла в христианство вызвало ярость у иудеев. Бывший преследователь за веру скрывался в Иерусалиме, где познакомился с другими апостолами. Вместе с апостолом Варнавой отправился в первое путешествие, неся в народ учение Христа. Христиане поначалу не воспринимали обращения Павла, так как помнили о его прошлом. Считается, что как раз Варнава, а также апостол Петр помогли новообращенному стать своим среди тех, против кого он недавно так яростно выступал.

Иконы апостола Павла

Вера в Христа наложила отпечаток на всю последующую жизнь Павла. Он переродился в нового человека – примерного христианина, сверявшего свои поступки, где бы ни находился, с Иисусом Христом. Апостол 14 лет провел в миссионерских поездках, от центра Азии до Рима, и даже, по легенде, до берегов Атлантического океана в Испании и Британии. В 51 году святой Павел участвовал в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где выступил против необходимости для язычников, принявших христианство, соблюдать обряды закона Моисея.

Читать еще:  Покойник в воде. Труп в воде по соннику

За время путешествия Павлом и Варнавой основаны христианские общины в городах Икония и Антиохия Писидийская, Афины и Коринф, Солунь и Верия и прочих поселениях. В городе Листра апостолы исцелили хромого. Жители, увидев чудо, провозгласили Павла и Варнаву богами и вознамерились принести им жертвы, но апостолам удалось избежать соблазна сравняться с Господом.

Храм апостола Павла

Наоборот, святые убедили народ, что они такие же простые смертные. Тогда же Павел получил верного ученика Тимофея, в Троаде к ним присоединился евангелист Лука. Святой обошел с проповедями Балканский полуостров и Кипр, где обратил в веру проконсула Сергия.

Легенда повествует, что проконсул служил богине Венере, но, будучи умным человеком, заинтересовался учением, которое исповедовал его гость. Однако местный иудей Вариисус, приближенный Сергия и считавшийся волшебником, всячески препятствовал этому. Павел остановил волхва, явив чудо – Вариисус ослеп. Пораженный проконсул принял крещение. Лука с этого момента в записях о путешествиях называл апостола Павлом.

«Святой Апостол Павел», Андрей Рублёв

Предполагается, что новообращенный христианин предложил апостолу защиту, что подразумевало взятие имени патрона. Однако Иоанн Златоуст придерживался мнения, что Савл стал зваться Павлом после принятия им крещения от Святого Анания. Свидетельством тому служит традиция иудеев отмечать сменой имени знаковые события в жизни.

Как следует из Святого Писания, апостол Павел сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Иными словами, Петр, выходец из Галилеи, которому с трудом давались иностранные языки, проповедовал среди евреев. Перед Павлом же стояла задача нести Слово Божие в иные народы, проживавшие в районе Средиземноморья и за его пределами.

Апостол Павел пишет “Послание к коринфянам”

Во Втором Послании к коринфянам апостол Павел охарактеризовал свое служение как деяние против нападок иудеев. В отличие от других апостолов, прежний опыт Святого Павла позволял свободно ориентироваться в толковании Торы, а потому его проповеди звучали убедительнее и ярче, поскольку он заранее предвидел, какие возражения выдвинут фарисеи. С долей вероятности утверждается, что Павлу присуще высокое самомнение как о человеке, лучше прочих разбирающемся в вопросах христианства, знающем «как надо».

Проповедуя среди простых людей, апостол зачастую использовал сравнения, полагая, что так проще донести мысли. Так, в Коринфе проводились спортивные соревнования, победитель которых получал лавровый венок.

Апостол Павел проповедует ефесянам

В Послании к коринфянам Павел сравнил получение Божьей награды со спортивным ристалищем, на котором нетленный венок – венец вечной жизни. Но получит награду только тот, кто усмирит свои желания и гордыню, кто прилагает усилия и живет в самодисциплине, как победитель в спорте.

«Тесны врата, ведущие в жизнь, и немногие находят их…много званых, но мало избранных».

Святой Павел учил, что в человеке совмещены три составляющие – тело, дух и душа. Тело любого человека – это храм, в котором живет частичка Святого Духа. Дух человеческий – его нематериальная часть, соприкасающаяся с Высшим началом, символическое отражение Духа Божьего. Душа – главное жизненное начало, охватывающее человеческий ум, способности и сердце. При этом ум – это не привычное понимание интеллекта или разума, но и манера, склонность думать, чувство, мнение.

Апостол Павел

Павел пользовался понятиями «сердце» и «совесть». Первое в понимании апостола представляется центром внутренней жизни человека, где хранятся душевные переживания. Совесть же выступает внутренним судьей и законом, нравственным мерилом человеческих поступков.

Обращаясь к слушателям проповедей, святой призывал единоверцев оставить старый багаж знаний и жить по новым законам: не ставить во главу угла личные заботы, искренне любить, не мстить преследователям веры, «отвращаться от зла».

Смерть

По легенде, во время очередной поездки Павла в Иерусалим иудейское сообщество вознамерилось убить апостола. От расправы святого спасла власть Рима, но Павел попал в заточение, в котором провел два года. Местный прокуратор бездействовал, и Павел подал прошение об освобождении Кесарю.

Апостолу Павлу отрубают голову

Согласно требованиям судебной системы римского гражданина препроводили в Вечный город, где он жил некоторое время в относительной свободе, но под наблюдением. За это время апостол посетил Мальту, Эфес, Македонию, написал Послания к Филиппийцам, палестинским Евреям, к Тимофею и Титу, которых рукоположил в епископы.

Затем Павел вернулся в Рим и проповедовал при дворе императора Нерона, за что и был вновь заточен в тюрьму. Через 9 месяцев заключения апостолу отрубили голову. Считается, что монастырь Abbazia delle Tre Fontane стоит на месте казни святого. А на месте захоронения ученики Святого Павла оставили знак, и двести лет спустя император Константин возвел на этом месте папский собор San Paolo fuori le Mura.

Христианской церковью установлен день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В православии праздник отмечается 12 июля, у католиков – 29 июня. В этот день не следует заниматься хозяйственными делами – с церковной службы надлежит вернуться в уже убранный дом. В молитвах святые Павел и Петр обычно упоминаются вместе, перед иконой Святого Павла принято просить о душевном и физическом исцелении, о даровании силы в богоугодном деле и обращении к Христу маловерующих.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ ИЗ КИЛИКИЙСКОГО ТАРСА

Ликуй ныне, в день памяти святых апостолов, церковь Божия.

Из канона Петру и Павлу Нерсеса Шнорали “Возвожу”

Недавно я вновь побывала в церкви святых апостолов Петра и Павла в селе Зовуни. Храм, построенный в V в ., вот уже 27 лет разрушается Апаранским водохранилищем, но решить эту проблему так и не удается.

Церковь Петра и Павла была возведена на месте древней трехнефной базилики и стала первым в армянской архитектуре примером перестройки базилики в купольный зал. Сохранившиеся детали орнамента свидетельствуют об изысканном художественном вкусе и высоком мастерстве исполнения. В свое время Григорий Просветитель, объезжая Армению, отмечал, где должны находиться пустыни и стоять храмы во славу Божию. Он сам ездил в Рим, чтобы привезти в Армению частицы мощей святых апостолов Петра и Павла.

ИМЯ, ДЕЛА И СЛУЖЕНИЕ ИСТИНЕ АПОСТОЛА ПАВЛА В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА ЗАНИМАЮТ ОСОБОЕ МЕСТО. Апостол Павел родился в киликийском городе Тарсе и получил имя Савл. Когда в детстве его спросили, что бы он хотел сделать в жизни, он ответил: “Пока не знаю, но хотел бы что-то сделать для Бога.”

Посвятить жизнь служению Богу и Истине – значит посвятить ее людям – ближним своим, тем, кто нуждается в помощи и поддержке. Пройдя через испытания заблуждением, апостол Павел врачевал души людей разъяснением Истины.

Первоначально Павел был фарисеем, ярым приверженцем иудейского закона. Однажды по дороге в Дамаск, куда он направлялся для продолжения гонений на христиан, он услышал глас Божий: “Савл, Савл, почто гонишь Меня”. Уверовав во Христа, он принял крещение. Апостол Ананий крестил Савла (Павла) в одном из источников Дамаска, после чего Павел стал ревностным проповедником христианства, за что многократно подвергался смертельной опасности.

Читать еще:  Храме преподобных сергия и германа валаамских. Управление монастырём

Апостол Павел проповедовал Святое Евангелие, ибо: “всякий, кто призовет имя Господне, спасется”. “Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего?” Проповедуя в Македонии, апостол Павел встретил женщину из Фиатиры по имени Лидия. Проповедь Павла открыла ей Истину, и она обратила в христианство домашних своих.

Примерно в 37 году апостол Павел проповедовал в Эфесе и предостерегал эфесских старейшин от “лютых волков”, или отступников, вызывающих раздоры. Там апостол Павел рукоположил в епископы своего ближайшего сподвижника и ученика апостола Тимофея.

Около 96 года, во время языческого праздника богини Дианы, епископ Тимофей, пытаясь остановить ликование беснующихся нечестивцев, вразумить их проповедью Евангелия, был забит камнями. В Эфесе проповедовал и другой ученик апостола Павла – Петроний, ставший наставником дочери апостола Филиппа-дьякона – Ермионии и ее сестры Евтихии. Ермиония, владея искусством врачевания, открыла лечебницу, где лечила телесные недуги и приобщала души ко Христу, за что подверглась страшным мучениям при императоре Траяне и была убита по приказу императора Адриана.

В ЭФЕСЕ НАХОДИЛАСЬ ОДНА ИЗ ЦЕРКВЕЙ-СВЕТИЛЬНИКОВ. Одно из посланий апостола Павла адресовано ей. Это было время, когда христиане подвергались гонениям со стороны последователей других религий. К сожалению, в наше время гонения на христиан возобновились, сегодня это самая притесняемая религия. А церковь – светильник Божий, оказавшаяся на территории современной Турции, лежит в руинах.

Апостол Павел обращался с посланиями, умоляя: “Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная “Его перу принадлежат тринадцать писем-посланий: “Я весьма желаю преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему”.

Апостол Павел отправлял послания в церкви Лаодикии – центра Фригии – процветающего города Древнего мира. Среди семи прочих и Лаодикийскую назвал Иисус Христос Церковью-Светильником и обращался с посланием: “…я обличаю и вразумляю всех, кто мне дорог. Поэтому будь ревностным и раскайся… Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос мой и откроет дверь, я войду к нему в дом и буду вечерять с ним, и он со мной… Побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его”.

Завершив свою проповедническую деятельность в Македонии и Ахаии, апостол Павел отправляется в Грецию, затем в Сирию и Киликию. После этого он вознамерился отправиться для проповеди в Испанию, и так до дня своей мученической смерти.

Каждое из посланий апостола Павла содержит сокровища духовной мысли, и неизменно апостол просит: “Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях”.

Павел подготовил к праведной жизни и проповеднической деятельности множество последователей в разных странах и городах, отправляя их дальше нести Слово Божие. Его письма-послания легли в основу проповеднической деятельности всех несущих Истину. Армянские историки начиная с Мовсеса Хоренаци постоянно цитировали апостола Павла. Григор Нарекаци в своей бессмертной “Книге Скорбных песнопений” обращается к посланиям Павла около 200 раз.

Апостол Павел был гражданином Рима, но проповедь Святого Евангелия сделала его гражданином мира. В Риме его постигла мученическая смерть. На этом месте находится аббатство трех фонтанов, стоит большая древняя церковь. Сюда была перевезена одна мраморная колонна из церкви Воскресения Христа. На одной ее стороне изображено обезглавление Павла и ужасного вида палач с обоюдоострым мечом в руках. Отсеченная голова, подскочив, коснулась трех мест, на каждом из которых забила вода. Увидев это, палач ужаснулся, выронил меч и принялся рвать себе бороду. На другой стороне изображен апостол Петр, распятый вниз головой.

В 386 г. В РИМЕ НЕДАЛЕКО ОТ МЕСТА КАЗНИ ПО ПОВЕЛЕНИЮ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА была построена церковь Святого Павла – базилика Сан Паоло Фуори де Муро, где поместили мощи апостола Павла. Над входом изваяние Петра и Павла, изображающее их последнюю встречу. Когда Павла вели на казнь, он встретил Петра. Увидев друг друга, они заплакали и, обнявшись на прощание, поцеловались. В 1823 г. базилика сгорела во время пожара, но была полностью восстановлена.

К святым местам, среди которых могилы Петра и Павла в Риме, совершал паломничество выдающийся армянский историк Мовсес Хоренаци. В Рим, на поклонение мощам святых апостолов Петра и Павла, ездил и Ваграм, старший сын Григора Магистроса, католикос Григорис II Вкаясер, которому народ франкский воздал великие почести. Именно с именем Григора II Вкаясера связано подчинение престола александрийского престолу святого Григора Лусаворича, ибо султан египетский,” возлюбив его праведность и таланты”, предложил патриарху: “Садись в городе Александрии на престол Марка, и все подвластные мне христиане будут подчинены тебе”. Григорис II Вкаясер снискал славу, занимаясь также науками и переводами с греческого и сирийского языков, и проявил многие дарования.

В великий Рим “посетить во славу Христа гробницы святых апостолов Петра и Павла” отправились и персы по национальности, мусульмане по вере – отец с двумя сыновьями из персидского города Зангиана. Посетив святыни, они решили принять крещение от армян и были окрещены Иованнесом Гарнеци ” в святой реке Иордан во имя Отца и Сына и Святого Духа”.

В паломничество к святым местам отправлялся и армянский историк Симеон Лехаци. На страницах “Путевых заметок” он описал необыкновенные ощущения от разного вкуса воды в источниках аббатства трех фонтанов: “…мы выпили из них, и оказался у них разный вкус: один вкуса обычной воды, в другом вода была с привкусом крови, а в третьем – с привкусом молока, и пораженные этим мы воздали хвалу Богу, творящему чудеса для своих святых.”

Церкви во имя святых апостолов Петра и Павла строились в Армении с древнейших времен. Это и церковь святых апостолов Петра и Павла в Татеве (895-906 гг.), и часовня святых Петра и Павла монастыря св. Стефаноса (Х III в.) и др. Изображения апостола Павла украшают росписи церкви Сурб Хач на острове Ахтамар, где он изображен с апостолами Андреем и Филиппом (Х в.); страницы знаменитого Эчмиадзинского Евангелия 989 г., где Христос изображен между апостолами Петром и Павлом, и т.д. Апостолы Павел и Петр изображены на тимпане двухъярусной церкви-усыпальницы в Нораванке и др.

Возвращаясь после посещения церкви святых апостолов Петра и Павла в Зовуни, куда с незапамятных времен и поныне совершают паломничество армянский народ и другие христиане, и, сокрушаясь о столь затянувшейся помощи этому святому месту, вспомнила я и бесчисленные наставления апостола Павла, и рассказ об участии тех, кто, как и он, посвятили себя Господу, неся Истину по лику всей земли: “Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли… Потому что Бог о нас предусмотрел нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.”

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6778.htm
http://24smi.org/celebrity/41615-apostol-pavel.html
http://mostga.am/vzglyad/apostol-pavel-iz-kilikijskogo-tarsa.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: