День пресвятой богородицы. Богослужение Рождества Богородицы
Содержание
- 1 День пресвятой богородицы. Богослужение Рождества Богородицы
- 1.1 День пресвятой богородицы. Богослужение Рождества Богородицы
- 1.2 Рождество Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме
- 1.3 Текст службы Рождества Пресвятой Богородицы
- 1.4 НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ
- 1.5 НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ
- 1.5.1 На Господи, воззвах: стихиры на 4. Глас 1. Подобен: Небесных чинов:
- 1.5.2 На «Господи воззвах:» стихиры на 4, глас 1 Подобен: «Небесных полков:»
- 1.5.3 Слава, и ныне, глас 4:
- 1.5.4 Слава, и ныне, глас 4
- 1.5.5 Hа стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов:
- 1.5.6 Стихиры на стиховне, глас 2, Подобен: «Дом Евфрафов:»
- 1.5.7 Слава, и ныне, глас и подобен тойже:
- 1.5.8 Слава, и ныне, глас и подобен тот же
- 1.5.9 Тропарь, глас 4:
- 1.5.10 Тропарь, глас 4
- 1.6 НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ
- 1.7 НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
- 1.7.1 Стефана Святоградца:
- 1.7.2 Стефана Святоградца
- 1.7.3 Бытия чтение (глава 28):
- 1.7.4 1. Бытия чтение
- 1.7.5 Прoрочества Иезекиилева чтение (главы 43 и 44)
- 1.7.6 2. Пророчества Иезекииля чтение
- 1.7.7 Притчей чтение (глава 9)
- 1.7.8 3. Притчей чтение
- 1.7.9 На литии стихиры, глас 1, самогласны. Стефана Святоградца:
- 1.7.10 Стихиры на литии Стефана Святоградца, глас 1
- 1.7.11 Анатолия Патриарха:
- 1.7.12 Патриарха Анатолия
- 1.8 День пресвятой богородицы. Богослужение Рождества Богородицы
День пресвятой богородицы. Богослужение Рождества Богородицы
Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо, отныне ублажат Мя вси роди.
Прокимен, глас 3, песнь Богородицы
Величает душа моя Господа / и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Лк 1:46 – 48
Апостол к Филипписием, зачало 240:
Братие, сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу. Но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек. Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене. Да о имени Иисусове всяко колено поклонится Небесных, и земных, и преисподних. И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца.
Послание к Филиппийцам, зачало 240
Братья, те же мысли да будут в вас, что и во Христе Иисусе: Он, будучи во образе Божием, не считал для Себя хищением быть равным Богу, но Самого Себя умалил, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек. Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. Потому и Бог превознес Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь – Иисус Христос, во славу Бога Отца. Флп 2:5–11
Аллилуия, глас 8:
Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.
Аллилуиа, глас 8
Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11А, 13Б
Евангелие Луки, зачало 54:
Во время оно, вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус, рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе. Едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея.
Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие, и хранящии е.
Евангелие от Луки, зачало 54
В то время вошел Иисус в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой. И у нее была сестра, звавшаяся Марией, которая, сев у ног Господа, слушала слово Его. Марфа же хлопотала о большом угощении и, подойдя, сказала: “Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне”. В ответ же сказал ей Господь: “Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у нее”.
Было же, когда говорил Он это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала Ему: “Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, что Тебя вскормили!” Он же сказал: “Поистине блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!” Лк 10:38–42; 11:27–28
Вместо Достойно:
Величай, душе моя, / преславное рождество Божия Матере.
Рождество Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме
Текст службы Рождества Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника.
Текст службы Рождества Пресвятой Богородицы
НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ
НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ
На Господи, воззвах: стихиры на 4. Глас 1.
Подобен: Небесных чинов:
На «Господи воззвах:» стихиры на 4, глас 1
Подобен: «Небесных полков:»
Слава, и ныне, глас 4:
Всечестное Твое рождество, / Пресвятая Дево Чистая, / Ангелов множество на Небеси / и человеческий род на земли, ублажаем, / яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога. / Того молящи о нас не престай, молимся, / иже на Тя по Бозе упование положших, / Богородице Всепетая и Неискусобрачная.
Слава, и ныне, глас 4
Всесвященное Твое рождество, / Пресвятая Дева чистая, / Ангелов множество на небесах / и мы, род человеческий, на земле прославляем, / ибо Ты стала Матерью Царя всех, Христа Бога. / Его молить о нас не прекращай, молимся, / на Тебя после Бога надежду возложивших, / Богородица всеми воспеваемая и брака не познавшая!
Hа стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:
Стихиры на стиховне, глас 2,
Подобен: «Дом Евфрафов:»
Слава, и ныне, глас и подобен тойже:
Слава, и ныне, глас и подобен тот же
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, / и, разрушив клятву, даде благословение, / и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Тропарь, глас 4
Рождество Твоё, Богородица Дева, / радость возвестило всей вселенной, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; / и, отменив проклятие, Он дал благословение, / и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.
НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ
На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 6, самогласны. Сергиа Патриарха:
НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 6. Сергия Святоградца.
Стефана Святоградца:
Днесь неплодная врата отверзаются, / и дверь девическая Божественная предгрядет, / днесь плод раждати благодать начинает, / являющи миру Божию Матерь, / Eюже земная с Небесными совокупляются, / во спасение душ наших. (2)
Стефана Святоградца
В сей день бесплодные врата отверзаются, / и выходит девственная Божественная Дверь; / в сей день приносить первые плоды начинает благодать, / являя миру Божию Матерь, / чрез Которую земное с небесным соединяется / для спасения душ наших. (2)
Бытия чтение (глава 28):
Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов, отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое, яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки; и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем. И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши. И возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие; несть сие, но дом Божий и сия врата Небесная.
1. Бытия чтение
Отправился Иаков от Колодца Клятвы и пошел в Харран, и пришел на одно место, и лег там спать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил под голову себе, и уснул на том месте. И увидел во сне: и вот, лестница утверждена на земле, а ее верх доходит до неба; и Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Господь же стоял на ней, и сказал Он: «Я – Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты спишь, тебе Я дам ее и семени твоему; и будет семя твоё, как песок земной; и распространится к морю, и к югу, и к северу, и к востоку; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот, Я с тобою, сохраняя тебя на всяком пути, куда бы ты ни пошел; и возвращу тебя в землю сию, ибо не оставлю тебя, доколе не совершу Я того, что сказал тебе». И пробудился Иаков от сна своего и сказал: «Господь присутствует на месте этом; а я не знал!» И убоялся и сказал: «Как страшно место сие! Это не что иное, как дом Божий, и это – врата небесные!» Быт 28:10–17
Прoрочества Иезекиилева чтение (главы 43 и 44)
Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех, и се исполнь славы храм Господень.
2. Пророчества Иезекииля чтение
[Так говорит Господь:] со дня восьмого и далее будут приносить священники на жертвеннике всесожжения ваши и жертвы о спасении вашем; и Я благосклонно приму вас, говорит Господь. И возвратил он меня на путь ко внешним вратам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: «Врата эти будут затворены, и не отворятся, и никто не пройдет через них, ибо Господь, Бог Израилев, пройдет через них, и они будут затворены. Потому правитель – он сядет в них, чтобы вкусить хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет». И ввел меня по пути к воротам святилища, тем, что к северу напротив храма, и я увидел: и вот, полон славы дом Господень. Иез 43:27; 44:1–4
Притчей чтение (глава 9)
Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет. Сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень и совет святых разум: разумети бо закон помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.
3. Притчей чтение
Премудрость построила себе дом, утвердила семь столбов, заколола свои жертвы и растворила в чаше своей вино и приготовила свою трапезу; послала своих рабов, созывая с возвышенною проповедью к чаше: «Кто неразумен, пусть повернет ко мне!» И скудоумным она сказала: «Придите, вкусите хлебы мои и испейте вина, которое я растворила вам; оставьте неразумие, и живы будете, и взыщите разума, чтобы пожить и достичь рассудительности в познании». Поучающий злых наживет себе бесславие, а обличающий нечестивого – опозорит себя. Не обличай злых, чтобы они не возненавидели тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; давай повод мудрому, и он будет еще мудрее; сообщай праведному, и он приложит внимание. Начало премудрости – страх Господень, и совет святых – разум; познать же Закон – свойство ума доброго: ведь таким образом проживешь ты долгое время и прибавится тебе лет жизни. Притч 9:1–11
На литии стихиры, глас 1,
самогласны. Стефана Святоградца:
Стихиры на литии
Стефана Святоградца, глас 1
Анатолия Патриарха:
Что шум празднующих бывает? / Иоаким и Анна торжествуют тайно: / радуйтеся с нами, глаголюще, Адаме и Eво, днесь, / яко имже древле преступлением затвориша рай, / плод благославен нам дадеся, / Богоoтроковица Мария, / отверзающи eго всем вход.
Патриарха Анатолия
Что за шум праздничный раздается? / Иоаким и Анна таинственно торжествуют, возглашая: / «Радуйтесь с нами в сей день, Адам и Ева, / ибо для вас, затворивших в древности преступлением рай, / нам дарован славнейший плод – / Отроковица Божия Мария, / всем открывающая вход в него!»
День пресвятой богородицы. Богослужение Рождества Богородицы
21 сентября 2019 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершит Божественную литургию в храме во имя Святой Троицы города Арамиля.
Накануне этого дня, в пятницу 20 сентября, праздничное архиерейское всенощное бдение будет совершено в Вознесенском архиерейском подворье города Екатеринбурга, один из приделов которого посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Богослужение также возглавит владыка Кирилл.
Начало всенощного бдения в Вознесенском храме 20 сентября в 17:00. Адрес храма: Екатеринбург, Вознесенская пл., 1 (ул. Клары Цеткин, 11).
Начало архиерейской Божественной литургии в Свято-Троицком храме 21 сентября в 09:00. Адрес храма: Арамиль, ул. Карла Маркса, 2.
Рождество Пресвятой Богородицы – начало всех христианских праздников. И не только потому, что он первый в церковном новолетии и с него начинается новый церковный год, но этот праздник – начало исполнения обещанного Богом спасения человеческого рода, ведь в этот день родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.
В скобочках напомним, что церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), и потому заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября). Поэтому первый большой праздник церковного года – Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний – Ее Успение (15/28 августа) – переход из временной жизни в вечную. Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости,
Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Источники:
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/rb04.shtml
http://www.pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-bogorodicy-chto-poetsya-v-etot-den-v-xrame-1/
http://ekaterinburg-eparhia.ru/news/2019/09/20/21774/