День памяти святых благоверных князей-страстотерпцев бориса и глеба. Именины Бориса

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Православный календарь на 15 мая

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

15 мая (2 мая по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Среда 3-й седмицы по Пасхе (третьей недели после Светлого Христова Воскресения). День постный. Сегодня совершается память 9 христианских святых, а также празднование в честь одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Перенесение мощей благоверных князей-страстотерпцев Российских Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида. Честные останки этих угодников Божиих, первых прославленных русских святых, были обретены и торжественно перенесены в 1072-м и 1115 годах от Рождества Христова соответственно.

Сыновья равноапостольного великого князя Киевского Владимира, эти святые XI века от Рождества Христова должны были стать наследниками молодой христианской державы, однако их путь оказался иным: молодые князья Борис и Глеб завершили земную жизнь трагически. Подав всем русским главный исторический пример того, что люди, облечённые практически безграничной властью, способны добровольно ей жертвовать. И не только властью, но и жизнью.

И в то же время сугубое почитание благоверных князей Бориса и Глеба на Руси никогда не было поводом к проповеди этакого толстовского «непротивления злу». Ведь не перед внешним врагом смирились страстотерпцы. Напротив, Церковь веками прославляет их именно как святых заступников нашей земли и Небесных покровителей всех русских властителей. И сегодня историю благоверных Бориса и Глеба и братоубийцы Святополка Окаянного особенно важно напомнить тем правителям, кто пытается разрушить единство православного Русского мира. Того самого мира Святой Руси, который создал равноапостольный князь Владимир.

Подробнее о благоверных князьях-страстотерпцах, их мученическом подвиге и уроке, а также о московской святыне, посвящённой этим святым страдальцам, вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский. Фото: pravoslavie.ru

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский. Великий церковный учитель и богослов, автор многочисленных духовных сочинений, Предстоятель Александрийской Церкви в 328-373 годах от Рождества Христова. Прославился как борец с язычеством, иудаизмом и ересями.

Мученики Еспер Атталийский (Памфилийский), его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул. Раннехристианские страдальцы, принявшие тяжелейшие истязания и мученические венцы за верность Господу и Его Церкви в период правления императора-язычника Адриана, царствовавшего в Римской империи в 117-138 годах от Рождества Христова.

Святой царь Борис (Михаил) Болгарский. Фото: pravoslavie.ru

Благоверный и равноапостольный царь Болгарский Борис, во святом Крещении Михаил. Великий болгарский святой, подобно русскому великому князю Владимиру, принесший в свои славянские земли Свет Христовой веры. Вот что известно об этом угоднике Божием из его Жития:

Во время одной из войн болгар с греками взят в плен именитый придворный Феодор Куфара, ранее принявший иноческий постриг. Он был первым человеком, посеявшим семена Евангельские в душе болгарского царя. В одном из походов греками была взята в плен малолетняя сестра царя Бориса и воспитана при дворе византийского императора в Православной вере. Когда скончался император Феофил, царь Борис решил воспользоваться благоприятным случаем, чтобы отомстить грекам за предыдущие поражения. Однако вдова императора, Феодора, проявила мужество и послала вестника к болгарскому царю с предупреждением, что она сама готова защищать империю и посрамит противника. Царь Борис предпочёл мирный союз, и в знак примирения состоялся обмен пленных Феодора Куфары и царевны болгарской, которая ещё более расположила брата к христианской вере. Несколько позже в Болгарию был послан святитель Мефодий, совершивший Крещение царя Бориса, его семейства и многих бояр.

Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский. Первосвятитель Константинопольской Церкви в первой половине и середине XVII века, времени крайне тяжёлом для Православия в землях бывшего Ромейского царства (Византийской империи), захваченного турками-османами. Святитель Афанасий прославился строгой аскезой, а также тем, что за помощью обращался не к католикам (которые искушали его богатствами в случае принятия унии с Римским папой), но к братскому православному русскому народу. Отошёл ко Господу в 1654 году от Рождества Христова.

Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский. Фото: pravoslavie.ru

Также сегодня совершается празднование в честь Путивльской иконы Божией Матери, чудотворного образа Пресвятой Богородицы, впервые явленного в 1238 году от Рождества Христова, а в 1635 году вновь явленного в курском Путивле.

Поздравляем православных христиан с днём этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

День памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

6 августа (24 июля по старому стилю) Русская православная церковь празднует память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями благоверного князя Владимира, скончавшегося в 1015 году. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья были воспитаны в христианской вере. Старший из братьев Борис еще при жизни отца получил в удел Ростов.

Читать еще:  Фрукты по фен-шуй: их сила и свойства. В какой зоне фен-шуй разместить комнатное растение гранат

Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи.

Узнав печальную весть о смерти князя Владимира, дружина уговаривала Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но тот, не желая междоусобной распри, распустил свое войско.

6 августа (24 июля по старом стилю) 1015 года по приказу Святополка князь Борис был жестоко убит во время молитвы в своем шатре на берегу реки Альте. Перед смертью он сказал убийцам: «Братья, приступивши — заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!» Его тело тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После убийства Бориса Святополк послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца — великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол.

Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило святого, не ожидавшего злодейства со стороны брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не оказал им сопротивления, лишь кротко просил пощадить его молодую жизнь. По приказу убийц повар Глеба перерезал ему горло. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска.

В 1019 году князь Ярослав, один из братьев Бориса и Глеба, собрал войско и разбил дружину Святополка. Решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, прозванный русским народом Окаянным, бежал в Польшу.

В 1019-1020 годах князь Ярослав разыскал могилу своего брата Глеба, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.

Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.

Мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне. В июле 1026 года был освящен построенный князем Ярославом (Ярославом Мудрым) пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев стал семейным храмом Ярославичей. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 15 (2 по старому стилю) мая.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035). Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.

В честь князей-страстотерпцев возводились многие храмы и монастыри в разных концах России.

И хотя с рациональной точки зрения смерть святых братьев кажется почти бессмысленной — они не были даже мучениками за веру в подлинном смысле этого слова, церковь чтит их как страстотерпцев — христианских мучеников, претерпевших страдания, — хотя этот чин святости не известен византийской традиции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Святые БОРИС и ГЛЕБ, благоверные князья-страстотерпцы

Дни памяти:
15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115)
6 августа– день памяти святых князей Бориса и Глеба (1015)
18 сентября- убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015)

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТЫМ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ БОРИСУ И ГЛЕБУ

Святые страстотерпцы Борис и Глеб почитаются как заступники Русской земли. Им молятся о добрых нравах властей, об укреплении Православной веры и о преодолении неверия, избавлении от бед, голода, болезней, скорбей и внезапной смерти.
Этим святым молятся об укрощении всякой вражды и злобы между людьми. Благоверных князей просят также испросить у Господа для молящихся оставление грехов, единомыслие и здравие, сохранение от нашествия внешних врагов, внутренних междоусобиц и мужество перед лицом смертельной опасности.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЯ СВЯТЫХ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015).

Святой князь Владимир с сыновьями

Читать еще:  Поймать большую рыбу во сне. К чему снится поймать большую рыбу мужчине

У Владимира имелось двенадцать сыновей от разных жен. Старшие дети Владимира часто враждовали между собой, они были рождены еще во времена, когда князь пытался укрепить языческую веру. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской.

Борис и Глеб родились позже, примерно в годы Крещения Руси. Их мать была из Волжской Булгарии. Они были воспитаны в христианском благочестии и любили друг друга. Борис был наречен в святом крещении Романом, Глеб — Давидом. Есть свидетельства о том, что Борис читал какую-нибудь книгу, обычно жития или мучения святых, то Глеб сидел рядом и внимательно слушал, и так пребывал Глеб неотступно возле брата, потому что был еще мал.

Когда сыновья стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями. Борису достался Ростов, а Глебу — Муром. Княжение Глеба в Муроме оказалось нелегким. Рассказывают, что муромские язычники не допустили его в свой город, и князю пришлось жить вне пределов городских стен, в пригороде.

Святой князь Борис

Князь Владимир любил Бориса более других своих сыновей, во многом доверялся ему и намеревался передать ему Киев и великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе и со временем уже прославился как храбрый и искусный воин.

Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Вскоре после отъезда Бориса Владимир умер. Это случилось 15 июля 1015 года в сельце Берестовом, близ Киева.
В это время в столице оказался один Святополк, который воспользовался своим положением и самовольно захватил власть в Киеве, провозгласив себя Великим князем Киевским. Он задался целью скорее избавиться от братьев-соперников, пока те ничего не предприняли. Святополк решил скрыть смерть отца. Ночью по его приказу в княжеском тереме разобрали помост. Тело Владимира завернули в ковер и спустили на веревках на землю, а затем отвезли в Киев, в церковь Пресвятой Богородицы, где и похоронили, не воздав ему должных почестей.

Борис, тем временем, не найдя печенегов, повернул обратно к Киеву. Весть о смерти отца и вокняжении в Киеве Святополка застала его на берегу небольшой речки Альта. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско:

“Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!”

Услыхав это, дружина ушла от него. Так Борис остался на Альтинском поле лишь с немногими своими слугами.
Святополк послал Борису лживое послание с предложением дружбы: «Брат, хочу в любви с тобой жить, а к тому, что отец тебе дал, еще прибавлю!»

Убийство князя Бориса

Сам же, в тайне от всех, направил наёмных убийц, верных ему бояр Путша, Талеца, Еловита (или Еловича) и Ляшко убить Бориса.
Святого Бориса известили о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (старый стиль) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. Словно дикие звери набросились они на святого и пронзили его тело. Любимый слуга Бориса, некий угрин (венгр) по имени Георгий, прикрыл его собою. Его тут же убили вместе с князем и отрубили голову, чтобы снять с шеи золотое украшение -гривну, которую когда-то в знак любви и отличия, князь подарил ему.
Однако святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам:

«Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам».

В это время один из убийц пронзил его копьем. Тело его завернули в шатер, положили на телегу и повезли к Киеву. Есть версия, что в дороге Борис еще дышал и, узнав об этом, Святополк послал двух варягов прикончить его. Тогда один из них извлек меч и пронзил его в сердце. Тело Бориса привезли тайно в Вышгород и похоронили в церкви святого Василия. Ему было около 25 лет.

В живых еще оставался князь Муромский Глеб. Святополк решил хитростью заманить Глеба в Киев: Глебу отправили гонцов с просьбой приехать в Киев, так как отец тяжко болен (для чего Святополк и скрывал смерть отца). Глеб тотчас сел на коня и с малой дружиной помчался на зов. Но его настиг гонец от брата Ярослава:

«Не езжай в Киев: отец твой умер, а брат твой Борис убит Святополком!».

Глубоко скорбя, святой князь предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Он обратился к ним с трогательной мольбой пощадить «колос еще не созревший, соком беззлобия налитый».
Затем, вспомнив слова Господа, «что за имя Мое преданы будете братьями и родичами», вручил Ему свою душу. Малая дружина Глеба, увидев убийц, пала духом. Главарь, по прозвищу Горясер, глумясь, велел повару, бывшему при Глебе, зарезать князя. Тот, «именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка». Ему было около 19 лет. Тело его было брошено на берегу, и так лежало в безвестности, между двумя колодами.
Но ни зверь, ни птица не тронули его. Долго о нем никто не знал, но иногда в этом месте видели зажженные свечи, слышали церковное пение. Лишь через много лет, по повелению князя Ярослава, оно было перенесено в Вышгород и положено в церкви святого Василия рядом с Борисом. Позже Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый Борисоглебский собор, который вскоре стал семейным храмом Ярославичей, святилищем их любви и верности, братского согласия и служения Отечеству.

Читать еще:  Кохановский в философия для аспирантов учебное пособие. Социальное управление

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану:

«Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12:19).

Князь Ярослав, собрав войско из новгородцев и наемников-варягов, двинулся на Киев и изгнал Святополка из Руси.
Решающее сражение между ними состоялось в 1019 году на реке Альте — на том самом месте, где был убит святой князь Борис. По свидетельству летописцев, когда разгромленный Святополк бежал с поля брани, напала на него болезнь, так что ослабел он всем телом и не мог даже на коня сесть, и несли его на носилках. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища и был объят таким страхом, что везде чудилось ему, что преследуют его, и он умер за пределами своего отечества, «в некоем пустынном месте». А от могилы его исходил смрад и зловоние. «С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола».

У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Святополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь. Другой брат — победитель Ярослав — с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.

С рациональной точки зрения смерть святых братьев кажется бессмысленной. Они не были даже мучениками за веру в подлинном смысле этого слова. (Церковь чтит их как страстотерпцев — этот чин святости, кстати, не известен византийцам).
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву главной христианской ценности — любви.

«Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20).

Они приняли смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке. В сознании русских людей своей мученической кончиной они как бы искупали грехи всей Русской земли, еще недавно прозябавшей в язычестве. Через их жития, писал выдающийся русский писатель и историк Г. П. Федотов, «образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня».

Святые братья сделали то, что в те времена на Руси, привыкшей к кровной мести, было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти.
Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признала их святыми. Это был переворот от языческого сознания (властолюбие и нажива) к христианству (достижение духовного и нравственного идеала).

Борис и Глеб были первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Даже их отец, князь Владимир, был причислен к лику святых намного позже. Их чтили в Константинополе, икона Бориса и Глеба была в константинопольской Софии. Их житие было включено даже в армянские Минеи (книги для чтения на каждый месяц). Прославляя святых, посвященное им сказание говорит, что стали они помощниками людей «всех земель».

Святые Борис и Глеб — особые покровители, защитники Русской земли. Их именем освобождались от уз невинные, а иногда и прекращались кровавые междоусобицы.

Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — накануне сражения на Неве в 1240 году (когда св. Борис и Глеб явились в ладье, посреди гребцов, «одетых мглою», положив руки на плечи друг другу… «Брате Глебе, сказал Борис, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру»), или накануне великой Куликовской битвы в 1380 году (когда святые братья явились в облаке, держа в руках свечи и обнаженные мечи, сказав воеводам татарским: «Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное?»

Имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман (+ 1079), Глеб (+ 1078), Давыд (+ 1123), один из сыновей его носил имя Глеб (+ 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого — Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского — Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского — святой благоверный Глеб (+ 1174), у Всеволода Большое Гнездо — Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого (+ 1101) — полный набор «борисоглебских» имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

ВЕЛИЧАНИЕ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ БОРИСУ И ГЛЕБУ, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ РОМАНУ И ДАВИДУ

Велича́ем вас, страстоте́рпцы святи́и Бори́се и Гле́бе, и чтим честна́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.

Источники:

http://tsargrad.tv/articles/blagovernye-knjazja-strastoterpcy-boris-i-gleb-pravoslavnyj-kalendar-na-15-maja_131988
http://ria.ru/20150806/1161700064.html
http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/svyatye-boris-i-gleb-blagovernye-knyazya-strastoterpcy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector