Демонические мечи. Легендарные и вымышленные и европейского эпоса

12 самых знаменитых мечей, о которых слагали легенды

Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» — знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины — артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Представляем вам 12 самых известных смертоносных реликвий в истории.

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов.

В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке.

Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун. Архангел явил упрямцу чудо — лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе.

Подвергнув глыбу и меч радиоуглеродному анализу, сотрудник Университета Павии Луиджи Гарласкелли обнаружил, что какая-то часть этой истории вполне может быть правдой: возраст камня и меча насчитывает около восьми веков, то есть совпадает со временем жизни сеньора Гвидотти.

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду — герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.

Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.

Однако, по мнению учёных, меч в часовне находится вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен — кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.

Кстати, сейчас меча в часовне нет — в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

Читать еще:  Церковный Православный праздник ноября. Молитва святителю Тихону, патриарху Московскому и всея России

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» — «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.

Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».

Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань — не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи

Большинство исследователей, однако, уверены, что оружие изготовлено гораздо позднее описываемых в Библии событий, это подтверждает анализ металла, из которого выплавлен меч и лезвие типа «фальшион» — во времена апостолов таких мечей просто не делали, они появились лишь в XI-м веке.

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве при Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.

По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке — старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

Вероятно, сэр Уильям действительно мог украсить своё оружие кожей казначея: как патриот своей страны, он ненавидел предателей, сотрудничающих с оккупантами. Однако есть и другое мнение — многие считают, что история придумана англичанами, чтобы создать борцу за независимость Шотландии имидж кровожадного монстра. Истины мы, скорее всего, так и не узнаем.

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины — оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет.

Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню — одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней. Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства. По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес.

Меч отлично сохранился исключительно благодаря искусству древних китайских оружейников: лезвие изготовлено с применением изобретённого ими нержавеющего сплава, а ножны этого оружия столь плотно прилегали к клинку, что доступ воздуха к нему был практически перекрыт.

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Сраны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия — на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка — поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. — «Семизубый меч»).

Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.

Описание точно такого же клинка встречается в Нихон сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу.

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли.

Оружие, принадлежавшее легендарному испанскому герою Родриго Диасу де Вивару, более известному как Эль Сид Кампеадор, в наши дни находится в соборе города Бургоса и считается национальным достоянием Испании.

После смерти Сида оружие попало к предкам испанского короля Фердинанда II Арагонского, а унаследовавший его король подарил реликвию маркизу де Фальсесу. Потомки маркиза сотни лет бережно хранили артефакт, а в 1944-м году с их разрешения меч стал частью экспозиции Королевского военного музея в Мадриде. В 2007-м году владелец меча продал его властям региона Кастилия и Леон за $2 млн, а те передали его в собор, где похоронен Эль Сид.

Сотрудников Министерства культуры обидела продажа меча, и они стали распространять информацию о том, что это более поздняя подделка, не имеющая отношения к де Вивару. Однако тщательный анализ подтвердил, что хотя изношенный «родной» эфес оружия в XVI-м веке заменили на другой, его лезвие изготовлено в XI-м веке, то есть меч наверняка принадлежал герою.

В наше время о таких мечах практически забыли, но в Средние века при слове «ульфберт» враги викингов испытывали неподдельный ужас. Честь обладать подобным оружием принадлежала исключительно элите скандинавских вооружённых сил, потому что ульфберты были намного прочнее других мечей того времени. Большая часть средневекового холодного оружия отливалась из хрупкой низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, а викинги для своих мечей закупали в Иране и Афганистане тигельную сталь, которая намного прочнее.

Читать еще:  Тор комиксы читать онлайн. Comics of Thunder: лучшие истории о Торе

Сейчас неизвестно, кем был этот Ульфберт, и он ли первым догадался создавать такие мечи, но именно его клеймо стояло на всех мечах, изготовленных в Европе из иранского и афганского металла. Ульфберты — пожалуй, самое совершенное холодное оружие раннего Средневековья, намного опередившее своё время. Сравнимые по прочности клинки стали массово производить в Европе только во второй половине XVIII-го века с началом глобальной промышленной революции.

the beginning of the middle of the end

всем, кроме Анны Карениной, отойти от края платформы!

September 2019

Имена и Мечи

в связи с недавно зашедщим разговором – решил запостить Имена Известных Мечей (те, что помню и те, что показались интересными)
в общем, см. под кат 🙂

Исторические мечи Европы

Грус — меч Болеслава III Кривоустого (князь Польши с 1102 г.)

Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) — коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г.

Куртана (Curtana, «Меч Милосердия») — тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей.

Ликорн (Licorne) — исторический меч бургундских принцев.

Щербец – коронационный меч королей польских.

Меч святого Петра — хранимый в музее архидиоцеза (Познань) меч, который отождествляется с мечом, которым согласно Евангелиям апостол Пётр отсёк ухо рабу Малху.

Меч св. Бориса — князь Андрей Боголюбский вывез из Киева в 1155 году вместе с иконой Владимирской Богоматери. После смерти Андрея меч хранился в одной из церквей г. Владимира.

Тизона, Тисона (Tizona) — меч Эль Сида, национальное сокровище Испании, знаменитое по «Поэме о моем Сиде». Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе). Меч, считающийся Тизоной, экспонируется в Мадриде. Его второй меч: Колада — менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе).

Шойс — меч Вильгельма Оранского.

Легендарные и вымышленные мечи европейского эпоса

Аскалон (Ascalon) — меч Св. Георгия (по средневековым легендам).

Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)») — оружие Атиллы (по Иордану, средневековым легендам).

Дамоклов меч

Меч-кладенец — меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре).

Финист — ещё один вариант названия меча Святогора

Огненный меч — принадлежит ангелу (херувиму), поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия).

Харалужный меч – из «Слово о полку Игореве».

Мечи в британском мифе

Кроцеа Морс (Crocea Mors, «Желтая смерть») — меч Юлия Цезаря согласно Гальфриду Монмутскому (в Британском мифе).

Меч Грааля (The Grail Sword) — сломанный меч, соединенный сэром Персивалем, в котором все равно осталась трещина.

Меч в камне — дважды встречается в легендах Артуровского цикла.

Меч, который юный Артур извлёк из каменной глыбы, доказав тем самым своё право на трон. Встречается вариант его имени — Кларент (Clarent) . Не путать с Экскалибуром , вторым мечом Артура, полученным им из рук Владычицы Озера.

Меч, вложенный в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок Камелот. Согласно надписи на рукояти, извлечь его мог лишь тот, кто станет славнейшим на свете рыцарем. Из всех рыцарей Круглого Стола вынуть меч смог только юный Галахад. Именно ему было суждено впоследствии найти Святой Грааль и стать его хранителем.

Филиппа — меч Марка Антония (в поздней англ. литературе, в частности «Антоний и Клеопатра» Шекспира).

Экскалибур, Калибурн — меч короля Артура. Его ножны останавливали кровотечение.

Бегаллта (Begallta, «Маленькая Фурия») — меч Диармайда (Diarmuid Ua Duibhne), ирл. Его второй меч:

Нораллтах (Noralltach, «Большая Фурия») – Эти мечи ему вручает владыка моря Мананнан Мак Лир, чтобы он смог противостоять Финну Мак-Кумхайлу.

Дирнуин (Dyrnwyn) — меч короля Стратклайда Ридерха (Riderch I of Alt Clut), горевший огнем, но не оставлявший ожогов.

Каладболг — меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain).

Калад-колг (Calad-colg) — отждествляющийся с предыдущим, а также с Экскалибуром , меч Огмы в битве при Маг Туиред. Также — Кухулина. Выкован феями.

Клив-Солаш, Claiomh Solais (Claidheamh Soluis, «Меч Солнца, Меч Света») (меч Нуаду) — меч легендарного короля Ирландии Нуаду Серебряная Рука, представителя племен Богини Дану, который невозможно было отразить. Одно из 4 сокровищ племен богини Дану. Также отождествлялся с более поздним Экскалибуром .

Круайдин Крепкоголовый (Круадин) — меч Кухулина. Говорящий и поющий. Другой поющий меч принадлежал Конаире Мору (Conaire Mor).

Лейте — другой меч Фергуса, светился радугой, когда его заносили для удара.

Орна — меч Тетры, короля фоморов, который нашёл воитель Огма в битве при Маг Туиред. Разговаривал.

Фрегарах (Fragarach, Frecraid, Freagarthach, «Отвечающий») — меч ирландского владыки моря Мананнана и бога Луга, который мог разрубить любой доспех.

Скандинавские и германские мечи

Атвейг — пел от счастья, когда его вынимали из ножен (вариант: пел перед битвой во имя Христа), но с него стекали капли крови от горя, если бой шёл вдалеке.

Бальмунг — меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах»). В «Эдде» он называется Грам , в вагнеровском цикле — Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung) . Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином. До того, как этот меч стал называться Грамом , он носил имя Барншток (Barnstock, вынутый) , т.к. Зигмунд (отец Зигфрида) его вынул из ствола дерева.

Бертинг (Birting, Bertinng, Bierting, Birting, Bjerting, Grundtvig) — меч, который молодой Орм получил от своего мертвого отца Сигурда, говорившего с ним из могилы. (Датская баллада Childe Orm and the Berm Giant).

Дайнслейф (Dainsleif) — меч из легенд викингов. Выкован карликами. Не может вернуться в ножны, если никого не убил. Принадлежал королю Хогни (Hogni).

Ридилл и Хротти (Ridill и Hrotti) — два магических меча, часть сокровищ Фафнира, найдены Зигфридом. Ридиллом Зигфрид вырезал Фафниру сердце.

Росса — меч Отвита, короля лангобардов. Подарен ему королем карликов Альбрихом. Сиял всеми цветами.

Тюрвинг, Тюрфинг (Tyrfing, Tirfing, Tervingi) — магический меч, вылетая из ножен, ищет жертвы и не идет обратно в ножны, пока не прольется кровь. Первым владельцем был король Свафрлами («Старшая Эдда»). Согласно «Саге о Хледе» (эддическая песнь, не входящая в Codex Regius («Королевский Кодекс») и описывающая битву на Каталаунских полях и её предпосылки) это меч Ангантюра (Агантира), короля готов, которым он сражался в битве Каталауна. В этой саге он упоминается в ст. 9: «. И воинов много Падет на траву, Прежде чем Тюрвинг начну я делить. » и в прозаической вставке между ст. 29 и 30: «. что полки гуннов дрогнули. Увидев это, Ангантюр вышел из ограды щитов, стал в о главе войска и, взяв Тюрвинг в руки, начал рубить людей и коней». Его же меч в «Саге о Фритьофе Смелом». У Рихарда Вагнера — меч Одина.

Хвитинг («Белый») — меч Берси. Поражает врага, но исцеляет друга, если прикоснется плашмя. («Сага о Кормаке»).

Читать еще:  Кирилл всея руси биография. Хронологический список патриархов русской православной церкви

Хофуд (Hofud) — меч Хеймдаля, стража Бильфроста.

Хундингсбана — волшебный меч Фрейра, который сражался сам по себе.

Хрутинг (Нэглинг) — меч Беовульфа (или его помощника Унферта).

Мечи рыцарских романов и песен

Аронди (Arondie, Arondight, Arondight) — меч Ланселота. Получил его в возрасте 18 лет во время посвящения в рыцари королем Артуром. Упоминается также другой его меч — Chastiefol , а против саксов он сражался мечом по имени Seure . В итальянском эпосе он владел мечом Кьяренца (Chiarenza, «Ясность»).

Галатин (Galatine, Galatyn, Galantyne) — меч сэра Гавейна.

Дюрандаль (от «dur» — твердый) — меч Роланда.

Жуаёз (Joyeuse, Fusberta Joysa, «Радостная») — меч Карла Великого. Сделан Галасом.

Морглес (Murgleis, не поддается переводу) — меч графа Ганелона, отчима Роланда

Альтеклер, Отклер (Hauteclaire, «Высокосветлый») — меч Оливье, выкован Геласом. Согласно поэме «Жирар Вианский», до Оливье этот меч принадлежал римскому императору Клозамонту, который потерял его в лесу. После того как меч был найден, его отдали папе римскому, но затем им завладел Пипин Короткий, отец Карла Великого, который подарил его одному своему вассалу; последний продал его еврею Иоахиму, ровеснику Понтия Пилата (вечному жиду). Во время поединка с Роландом у Оливье ломается меч. Роланд разрешает ему дослать в Виану за другим. Тогда Иоахим присылает ему Альтеклер, и поединок заканчивается миром.

его второй меч — Глориоза (Glorieuse, «Славная»);

Альмас (Almace, «Святая секира?») — меч архиепископа Турпина (епископ Реймский, 753-794 гг.).

Курешуз (Courechouse) — меч короля Бана, отца Ланцелота

Гань Цзян (Gan Jiang) и Мо Се (Mo Xie) — легендарные мечи, выкованные из метеоритного железа китайским кузнецом Гань Цзяном, и названные в честь него и его жены, которая бросилась в пламя, чтобы огонь достиг той температуры, при которой только и можно закалить такой меч (туда добавился жар её сердца — любви к мужу).

Змеиный меч — принадлежал индийскому царю Ашоке.

Зу-ль-факар (Зульфакар, Зульфикар, Джуль Факар, «Бороздчатый», досл. «Имеющий позвонки») (Zulfiqar) — меч-зульфикар Али ибн Абу Талиба, прежде — его тестя пророка Мухаммеда. Он же упоминается как скимитар Dhu’ l Fakdr (Dhu al-faqar, «Решительный»). Не сохранился.

Всего у Мухаммада было 9 мечей, прочие:

Al-‘Adb (аль-Адб),
Al Battar (аль-Баттар «Задира, Вояка»),
Al-Ma’thur (аль-Маатур),
Al-Mikhdham (аль-Михзам),
Al-Rasub (аль-Расуб),
Al-Qadib (аль-Кадиб),
Halef (Hatf, Халеф, Хатф, «Смертная»),
Medham, Qal’i (Мезам, Кали)

Шамшир-е Зоморроднегар («Украшенный Изумрудами») — меч Эмира Арсалана (Amir Arsalan), принадлежавший до этого царю Соломону (в персидском фольклоре).

У Дж. Р. Р. Толкина («Властелин Колец» и «Сильмариллион»)

Гламдринг — меч Гэндальфа.
Жало — эльфийский длинный кинжал, принадлежавший Бильбо и подаренный им Фродо.
Нарсил — меч Элендила. Перекован для Арагорна, новое имя — Андрил.
Оркрист — меч, покоящийся на груди Торина.
Англахель — меч Турина Турамбара. Носил также имя Гуртанг.
Ангуирель — меч Эола Тёмного, выкован из того же материала, что и Англахель
Рингиль — «Льдистая Звезда» меч Финголфина
Хэругрим — меч Теодена.
Гутвин — меч Эомера.

У Анджея Сапковского (цикл «Ведьмак»)

Ласточка — меч, который был вручен Цири, когда её принудили сражаться на арене цирка;
Сигилль из Махакама — меч, который был подарен ведьмаку Геральту краснолюдом Золтаном Хивайем.

У Марии Семёновой

Солнечный пламень — меч, принадлежавший Волкодаву (в соответствующем цикле)
Спата — меч, принадлежавший Мстивою Ломанному («Валькирия»)

Легендарные клинки, ставшие артефактами

В итальянской часовне Монте-Сьепи и сегодня хранится каменная глыба из которой торчит старый меч, который некогда (по одной из версий) принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке. По легенде, Гальяно вел распутный образ жизни, и однажды к нему явился сам архангел Михаил и потребовал стать монахом. Рыцарь лишь рассмеялся в ответ, сказав, что ему будет также сложно пойти в монахи, как вогнать меч в камень. Тут-то и произошло чудо.

2. Кусанаги-но цуруги

Легендарный японский меч, который всегда был символом императоров страны. По легенде, этот меч нашел бог ветра Сусаноо после того, как убил восьмиглавого дракона. Любопытно, что во все времена императорская семья не очень-то стремилась показывать меч посторонним, всячески пряча его от любопытных глаз. Даже во время торжественных процедур меч выносили завернутым в полотно.

В городе Рокамадур, во Франции, есть часовня Нот-Дам. Уже не первый век посетители этого места могут увидеть торчащий из стены меч. Согласно преданию, этот клинок принадлежал самому Роланду, известному герою средневекового эпоса. По легенде, меч застрял в стене после того, как герой слишком сильно его швырнул во врага. Удалось ли попасть в тот раз во врага – об этом легенды умалчивают.

4. Клинки Мурамасы

Мурамасы – это очень знаменитый японский оружейный мастер, который жил еще в XVI веке. Клинки мастера были настолько хороши, что среди воинов и народа пошёл слух, что Мурамаса каждый день просит богов наделять оружие, которое он изготавливает, разрушительной силой и неутолимой жаждой крови и насилия. Кузнец был настолько хорошо, что даже боги не могли отказать, а потому вселяли в каждый меч злого духа истребления всего живого.

5. Хондзё Масамунэ

Другой известный японский кузнец Масамунэ также прославился своими отличными клинками. Однако, в отличие от мечей Мурамасы, клинки Масамунэ наделяли воинов спокойствием и мудростью. Во всяком случае, именно такое предание было сложено про вещи, созданные этим оружейником. Само собой, все это просто легенда и с помощью мечей Хондзё убили более, чем достаточно людей.

По легенде, этот меч принадлежал самому Карлу Великому, основателю Священной римской Империи. Некоторые легенды гласят, что Жуайёз мог светиться так ярко, что горел пуще солнца. Сейчас меч хранится в Лувре, и посмотреть на него может любой желающий. Кстати, радиоуглеродный анализ показывает, что Жуайёзом, вопреки легендам, Карл Великий владеть не мог.

7. Меч Святого Петра

В польском городе Познань в музее хранится фрагмент клинка, который, по преданию, является мечом самого Святого Петра. Это (якобы) именно тот самый меч, которым Петр отрубил ухо рабу первосвященника во время задержания Иисуса. В Польшу меч попал в 968-ом году благодаря епископу Иордану. К несчастью для меча и сторонников легенды, наука не на стороне преданий. Анализы показывают, что этот меч был выкован намного позже библейских событий.

Бонус: Меч Уоллеса

Трудно найти в истории Шотландии более эпичную фигуру, чем сэр Уоллес. Это тот самый Уоллес, про которого снят фильм «Храброе сердце». По преданию, после битвы на Стерлингском мосту Уильям Уоллес обтянул рукоятку своего меча кожей человека. Кожу он снял с казначея Хью де Крэссингема, который собирал с шотландцев подати для англичан. Из этого же материала Уоллес, якобы, сделал еще портупею и ножны.

К сожалению, проверить эту легенду нельзя, так как меч несколько раз ремонтировался. Сами шотландцы в эту легенду не верят, утверждая, что байку придумали англичане, дабы очернить репутацию их героя-освободителя, выставив его кровожадным монстром

Источники:

http://picturehistory.livejournal.com/1833362.html
http://bagerlock.livejournal.com/254586.html
http://sivator.com/39139-legendarnye-klinki-stavshie-artefaktami.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: