Демокрит и атомистическая теория.

Атомизм Демокрита.

В натурфилософский период развития античной философии создаются первые атомистические учения Демокрита и Левкиппа. Атомисты считали, что все в мире состоит из мельчайших, далее неделимых частиц – атомов.

Демокритбыл учеником великого врача и философа Древней Греции -Гиппократа. Он создал первое наиболее известное атомистическое учение, в котором предложил свое понимание строения природы.

Демокрит считал, что есть атомы и пустота. Демокрит считал, что все вещи состоят из мельчайших неизменных, вечно существующих частиц (атомов), которые безграничны числом. Атомы имеют определенный вес, форму, объем. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Атомы однородны, неделимы и неизменны. Существуют атомы вещества, атомы пространства (амеры), атомы времени (хрононы). Каждое тело состоит из определенного числа атомов, каждый из которых имеет конечный объем, поэтому и тело имеет конечный объем. Человек тоже есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов.

Демокрит отождествляет причинную обусловленность явлений и необходимость, т.е. причиной является необходимость. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все появляется на каком-нибудь основании в силу необходимости. Случайность – это лишь “неизвестная человеческому разуму причина, и древние, в наведении истинных причин явлений, приписывали их либо судьбе, либо богам, когда эти явления представлялись им особенно грозными и величественными. По Демокриту, в основе всего лежит естественное начало. Бесконечная цепь причин и следствий создает неотвратимую необходимость. Все происходит согласно этой неотвратимой необходимости, случайность отсутствует.

Атомистическая теория Демокрита распространяется и на истолкование познания. По Демокриту, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий – мельчайших и тончайших образов этих вещей. Проникая в тело человека, образы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира. Демокрит не видит связи чувственного уровня познания с рациональным рассуждением, резко отделяет и противопоставляет их друг другу. Истинное познание, по мнению Демокрита, достигается только разумом.

Древний атомизм явился результатом размышлений над определенными философскими вопросами. Он вобрал в себя более ранние философские идеи. Новые идеи, возникшие в рамках атомистической теории, содержали в себе достоинства старых, причем таким образом, что прежние неудачи отпадают. Другое философское достижение атомистов состоит в открытии атомарного, элементарного. С чем бы мы не имели дело – с физическим явлением или теорией – всегда есть элементарное: атом (в химии), ген (в биологии), материальная точка (в механике) и т.д. Элементарное выступает как неизменное, не нуждающееся в объяснении.

Читать еще:  Как составить свою астрологическую натальную карту рождения. Индивидуальный гороскоп онлайн (бесплатно)

Таким образом, в древнегреческой философии раннего, натурфилософского периода на первом месте находится чувственно-материальный космос, который исследуется в виде своих материальных элементов. Душа и сфера духовного почти не рассматриваются, находятся на втором плане философских размышлений.

Атомистическая теория Демокрита;

Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока.

Согласно Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних. Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей. Правда у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества — это не только простое соединение и разъединение. Но на современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — в изменении количества междуатомной пустоты. Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое.

Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина мира, при всех ее недостатках, — это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в условиях древности максимально противоположно мифологическому миропониманию.

32.Проблемы человека в античной философии.

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Читать еще:  Гороскоп любви на июнь водолей. Характеристика мужчины водолея и его совместимость в отношениях

Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако, чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии

Выделяют следующие периоды:

1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

3. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

4. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

5. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

6. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

Демокрит и его атомистическая теория

Если многочисленные легенды говорили о Гераклите как о плачущем философе, то о Демокрите, наоборот, как о смеющемся философе.

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до Н.Э., умер в 360/370 г. до Н.Э. Прожил почти 100 лет. Родом из Абдер, происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Совершил путешествие в Египет к жрецам, к халдеям в Персию, был в Эфиопии. Написал 50(60) трактатов. Свои произведения писал и днем, и ночью, запираясь от всех в одном из склепов за городскими воротами.

Лучшим его произведением считается “Большой Мирострой”, за которое он получил награду в 500 талантов. (Много это или мало? Вспомним, что все имущество Сократа стоило 5 талантов)”. Лосев А.Ф. Античная философия истории М.Б., 1995. С. 331.

На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы.

Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому истолкованию, первыми стали учить о пустоте как таковой. Элеаты отрицали существование небытия. “Итак, бытие – антипод пустоты, они дуалисты, раз принимали два начала в мироздании: небытие и бытие”. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 180.

У Демокрита были связи с современными учеными. Древние сообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа. Он общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.

Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.

Читать еще:  Можно ли научиться летать на метле. Сонник: летать во сне над землей

В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу является строго причинным, детерминистическим.

Он проповедовал последовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания. “Душа, по Демокриту состоит из шарообразных атомов, т.е. подобна огню”. Дугин А.С. Философия политики. МГУ,2004. С. 152.

Атомы души имеют способность к ощущению. Чувственные качества субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал вывод о ненадежности чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладок здоровому).

Но в то же время, он считал, что без “темного” знания, получаемого из ощущений не может быть никакого знания. “Сформулировав важную догадку о взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не смог еще дать описания механизма перехода от одного к другому. Ему неизвестны видимо, логические формы и операции: суждение, понятие, умозаключение, обобщение, абстрагирование”. Там же. С. 154. Утеря “Канона”, его логического произведения, не позволяет выявить его роль в этом. О формах мышления более подробно расскажет Аристотель.

Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно полагал, что первые из людей вели неупорядоченную жизнь. Когда они научились добывать огонь, у них понемногу стали развиваться различные искусства. Он высказал версию, что искусство зародилось путем подражания (Мы научились от паука – ткачеству, от ласточки – строить дома и т.д.), что законы создаются людьми. Писал о дурных и хороших людях. “Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в безвыходное положение. Когда же от него избавились, все равно клятв не соблюдают”. Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. – М.,1993. С. 340.

Демокрит отвергал божественное провидение, загробную жизнь, посмертное воздаяние за земные поступки. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. “Гедонизм Демокрита не только в удовольствиях, т.к. высшее благо блаженное состояние духа и мера в удовольствиях”. Дугин А.Г. Философия. МГУ, 2004. С. 159.

Его нравственные афоризмы дошли до нас в виде отдельных изречений. Например, “богат тот, кто беден желаниями”, “добро не в том чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого” и т.д. Гаранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 339-340.

Идеалом государственного устройства считал демократическое государство, когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет – все гибнут.

Левкипп и Демокрит гениально положили начало учению о бесконечности миров. Они продолжали развивать догадку Анаксагора о чисто физическом происхождении и чисто физической, а не божественной природе светил и всех явлений, наблюдаемых на небесном своде.

В целом следует отметить, что философия Демокрита – энциклопедическая наука, основанная на атомистической гипотезе.

Источники:

http://studopedia.ru/14_45790_atomizm-demokrita.html
http://studopedia.su/15_60510_atomisticheskaya-teoriya-demokrita.html
http://m.studwood.ru/974422/filosofiya/demokrit_atomisticheskaya_teoriya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: