Что взять с собой на исповедь? (беседа с протоиереем Евгением Попиченко). Претерпевший до конца спасен будет
Содержание
- 1 Что взять с собой на исповедь? (беседа с протоиереем Евгением Попиченко). Претерпевший до конца спасен будет
- 1.1 Протоиерей Евгений Попиченко
- 1.2 Биография
- 1.3 Социальная деятельность
- 1.4 Труды и проповеди
- 1.5 Семья священника
- 1.6 Протоиерей Максим Первозванский: Не превратить исповедь в приятельскую беседу со священником
- 1.7 «Делом, словом, помышлением»
- 1.8 Осознать свое недостоинство
- 1.9 Исповедь — индивидуальна
- 1.10 Исповедь в храме и покаяние дома
- 1.11 Протоиерей Евгений Попиченко
- 1.12 Биография
- 1.13 Социальная деятельность
- 1.14 Труды и проповеди
- 1.15 Семья священника
Протоиерей Евгений Попиченко
Как современные люди приходят на путь служения Господу? Большинство священнослужителей говорят, что этот выбор предопределен Господом, и все события в жизни будущего служителя ведут его к этому решению. Таким был путь протоиерея Евгения Попиченко.
Биография
Отец Евгений родился в 1973 г. в Екатеринбурге в семье инженеров. В детстве он не получал церковного воспитания. По настоянию бабушки юноша принял крещение в 16 лет. После окончания средней школы он поступил в Свердловский государственный инженерно-педагогический институт. Продолжая семейную традицию, он выбрал специальность «Робототехника».
Через некоторое время по Божьему провидению юноша познакомился с Игорем Бачининовым. В начале 90-х гг. он читал курс лекций о важности здорового образа жизни. На одной из них Евгений услышал выступление молодой девушки Людмилы, которая недавно познакомилась с христианством и вдохновенно рассказывала о своём духовном опыте.
Она предложила слушателям подготовиться к исповеди и таинству Причастия. В ходе выполнения этого задания молодой человек проникся христианскими идеями. Это привело его в екатеринбургский храм Вознесения Господня. Регулярно посещая службы, юноша укреплялся в решении посвятить себя служению Господу. Постепенно он вошёл в церковную общину и получил свои первые послушания.
Вскоре он познакомился со священником Димитрием Байбаковым. Иерей Димитрий был настоятелем Покровского храма в селе Рудянское Сухоложского района. Общение с ним укрепило решение Евгения. В течение 2 лет он нёс алтарническое служение в сельском храме, который посещало множество молодых людей, стремящихся к единению с Господом.
Через некоторое время отец Димитрий назначил молодого человека руководителем церковного хора.тЕвгений Попиченко принял священство весной 1995 г. Священническую хиротонию проводил руководитель Екатеринбургской епархии Никон, который оставил молодого священника в Иоанновском монастыре.
Но иерей Димитрий, ведущий активное церковное и социальное служение, попросил вернуть своего помощника обратно на служение в Свято-Пантелеймоновский храм Екатеринбурга. Отец Евгений 18 лет состоял в клире Пантелеймоновской церкви. Помимо церковного послушания, духовный отец поручил ему закончить светское образование.
Важно! В 2013 г. его назначили настоятелем Успенского Собора, расположенного в Екатеринбурге. Благодаря усилиям батюшки старинный храм начал восстанавливаться, развивается приходская община.
Социальная деятельность
С середины 90-х гг. отец Евгений несёт активное социальное служение. Первый опыт этого послушания священник получил в больнице для людей с психическими заболеваниями. Этот опыт научил его бороться со страстями и грешными помыслами.
С 2002 г. протоиерей Евгений Попиченко был назначен руководителем всех социальных проектов, проводимых в Екатеринбургской епархии. Он руководит следующими видами социальной работы:
- организация работы Службы Милосердия;
- помощь людям, нуждающимся в помощи;
- проведение конференций, посвящённых социальным, медицинским и религиозным вопросам;
- организация паломнических поездок;
- формирование добровольческих отрядов для помощи в чрезвычайных ситуациях, происходящих в разных российских регионах.
Труды и проповеди
Общественная деятельность отца Евгения не ограничивается руководством и участием в различных социальных проектах. Участвуя в различных социальных проектах, священник часто взаимодействовал со средствами массовой информации.
С 2009 г. он возглавил православный епархиальный журнал «Православный вестник», в котором рассказывается о жизни епархии, священниках и прихожанах екатеринбургских приходов. Также в нём публикуются статьи, освещающие основные христианского вероучения и истории православной церкви.
Интересно! Помимо печатных изданий священник сотрудничает с православными телеканалами. Он является постоянным ведущим программы «Церковный календарь», выходящей на канале Союз. Батюшка Евгений рассказывает о православных праздниках, пытаясь донести до зрителей значимость того или иного святого предстоятеля и праздника.
Протоиерей идёт в ногу со временем, используя для проповеди Слова Христова современные средства коммуникации. Он является создателем интернет-проекта «Благая часть». С его помощью он привлекает в церковь молодое поколение, доступно объясняя основные христианские догматы, освещая вопросы милосердия, смирения и терпения.
Семья священника
Протоиерей Евгений Попиченко — глава большой и крепкой семьи. Со своей женой — матушкой Ольгой — батюшка познакомился в начале 90-х гг. Он уже некоторое время руководил церковным хором и хотел взять несколько уроков пения, чтобы с большим успехом нести порученное послушание.
В это время Покровскую церковь посещала приехавшая на каникулы студентка музыкального отделения Санкт-Петербургской духовной академии. Она согласилась дать молодому клирику несколько уроков, с которых началось общение молодых христиан. После отъезда девушки на учёбу они продолжили общаться в переписке.
В 1994 г. молодые люди отправились в псковскую область за благословением их на брак к старцу Николаю Гурьянову. Праведник благословил пару и наказал назвать детей Серафим и Серафима. В исполнение наказа старца первенца родители назвали Серафим. Затем Бог благословил их ещё одним сыном и тремя дочерями, средняя из которых получила имя Серафима.
Отец Евгений утверждает, что воспитание детей и семейные отношения являются таким же служением для священника как церковные службы и общественная деятельность. Родители закладывают в детей зёрна веры, добра, милосердия, которые при помощи Господа прорастают, формируя личность истинного христианина. Несмотря на занятость, родители всегда должны помнить, что они отвечают за воспитание и развитие своих детей.
Протоиерей Евгений Попиченко — пример современного священника, сделавшего осознанный выбор в пользу церковного служения Господу. Его жизнь доказывает, что смирение и подчинение Воле Господа помогают успешно справляться с духовным и социальным служением, совмещая их с супружескими отношениями и воспитанием детей.
Протоиерей Максим Первозванский: Не превратить исповедь в приятельскую беседу со священником
В практике Русской Православной Церкви сложилась традиция исповеди перед каждым Причастием. Ломать этот сложившийся с течением времени стереотип достаточно проблематично. В какой степени можно это делать, как и нужно ли вообще это делать? Размышляет протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник».
Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Безусловно, существует некое противоречие, когда, с одной стороны, верующие церковные люди стараются причащаться как можно чаще. С другой стороны, — частая исповедь имеет тенденцию превращаться в формальность, когда человек начинает воспринимать исповедь просто как формальный способ получить разрешение приступить к Причастию, прочитав список грехов.
Но на самом деле вполне возможно в ситуации, когда человек причащается, допустим, раз в неделю, все-таки наполнить свою исповедь покаянным чувством.
«Делом, словом, помышлением»
В крайнем случае, я прошу у своих прихожан, которые собираются причащаться, но не хотят вновь перечислять тот же список грехов по бумажке, что и на прошлой неделе, попытаться с покаянным чувством и переживанием сказать: «Господи, прости, что согрешил делом, словом и помышлением».
И у того, кто искренне просит прощения, это превращается не в формальное допущение к Чаше, а в акт примирения с Богом.
Ведь если человек часто исповедуется и не имеет серьезных грехов, ему надо просто просить у Бога искренне, от сердца прощения. Больше ничего, просто сказать: «Господи, прости меня, согрешил словом и помышлением. Прости меня, Господи, такого-то, недостойного пса смердящего».
У меня есть одна замечательная прихожанка, ей уже 90 лет, но она, крепка, и внутренне, и внешне. Когда она исповедуется, каждый раз с искренними слезами читает отрывок в 5–7 строчек из какого-нибудь покаянного псалма, или молитву, или еще что-то. Просто от сердца просит у Бога прощения или словами Священного Писания, или молитвами. Я считаю, что это идеальная образцово-показательная исповедь для частого причащения. Но такое покаяние, со слезами, — подарок от Бога.
Но периодически, скажем, в пост, должна быть такая, как бы генеральная исповедь, когда мы берем книжку архимандрита Иоанна (Крестьянина) о подготовке к исповеди, выписываем себе на бумажку десятки грехов. Такого рода исповедь, правда, в общей форме всегда проходит в нашем храме непосредственно или перед Рождеством или перед Пасхой.
Перед ночной службой я всегда читаю полностью все эти грехи из соответствующей брошюры о таинстве исповеди. «Братья и сестры, все ли вы каялись? Те, кто не каялся, давайте так обстоятельно попросим у Бога прощения». Это не перечисление грехов, это просьба о прощении: «Прости меня, милосердный, Господи».
Это важно, чтобы человек знал, что он не только вчера согрешил, а действительно грехов у него много, и грехи эти вполне конкретные. Но он делает это два раза в год: накануне Рождества и накануне Пасхи. А так человеку, мне кажется, вполне достаточно вот так от сердца у Бога просить прощения, как наша пожилая прихожанка.
Осознать свое недостоинство
Регулярная исповедь — это еще и возможность для священника что-то донести до человека. Когда человек, регулярно исповедующийся, думает, что нет у него грехов, и говорит: «Я исповедовался недавно, и ни в чем таком особо не согрешил», — тут как раз и удобный повод для священника объяснить, что покаяние — это не только и не столько, ситуация, когда мы называем какие-то свои грехи.
Если, вроде бы, никаких явных грехов нет, то это не значит, что мы живем достойно той высокой святости, к которой призывает нас Господь. «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16). Это призыв ко всем христианам. «У меня нет грехов», — могу я услышать от пришедшего на исповедь. «Если грехов нет, можно икону с тебя писать?», — спрашиваю я в таком случае.
При частой исповеди есть возможность обратить внимание на то, что, вообще, мы в целом оказываемся недостойны звания христианина. Мы не молимся так, как призывал нас Господь. Мы не любим людей так, как призывал нас Господь. Мы не относимся к другим людям и к Богу так, как этого ждет от нас Бог. Мы думаем о себе, о своих проблемах. Погрязли в своих заботах и эгоизме.
Можно ли говорить, что я — Христианин? Что я достоин Причастия? Нет, конечно, нельзя. И вот с этим чувством осознанного, проговоренного перед священником недостоинства человек идет ко Христу, испрашивая у Него прощения. Подходит, уже примиренный, к Чаше. Это главный момент.
Исповедь — индивидуальна
Связь между исповедью и Причастием не всегда безусловна.
Мне кажется, подход вполне может быть очень индивидуальным. По отношению к тем прихожанам, которых священник хорошо знает, чью жизнь, чье духовное состояние может наблюдать, может быть исключение из сложившегося правила.
Если речь не идет о новоначальном христианине или новоначальном священнослужителе, то, мне кажется, вполне возможен как раз индивидуальный подход, когда, пожалуйста, подходите каждую неделю к Причастию, а исповедуйтесь раз в месяц, как минимум.
Регулярная исповедь необходима. Человек должен свою жизнь строить как покаяние. Не должна прерываться связь между исповедями, человек должен помнить, в чем он просил прощения у Бога на предыдущей исповеди, что изменилось с того момента.
В общем, для воцерковленных, регулярно причащающихся христиан, такая практика исповеди и причащения была бы допустима, мне кажется. Я не думаю, что надо вводить это директивно, но предлагать индивидуально было бы можно.
Исповедь в храме и покаяние дома
Перед Причастием по слову апостола Павла, человек должен испытывать себя. Он должен действительно ставить себя на суд Божий. Это происходит на таинстве исповеди в присутствии священника. Человек должен обличить в присутствии священнослужителя свои грехи. Это действительно важно. Когда этого не происходит достаточно регулярно, то у человека усиливается общая тенденция судить себя все более снисходительно, оправдывать себя.
Перед священником сложнее себя оправдать. Я имею в виду понимающего человека, вполне осознающего, как нужно каяться. Это не тот случай, когда люди приходят, говорят: «Господи, у нас грехов-то нет. Если убивали кого то, только по делу». В составе ежедневных вечерних молитв есть повседневное исповедание грехов. Мы ежедневно каемся в совершенных грехах. Но почувствовать себя стоящим перед Богом, естественнее и удобнее в храме в присутствии священника.
Соответственно, важно не превращать исповедь в приятельскую беседу со священником, а исповедоваться честно, действительно от сердца. Я знаю, некоторые духовники даже не здороваются с прихожанами перед исповедью, чтобы не превратить исповедь в беседу: «Здравствуйте! Как дела? Как жена? Как дети?». Человек просит прощения у Бога в присутствии священника. А священнику Бог дал власть вязать и решить, то есть прощать или не прощать грехи от имени Бога. Это та власть, от осознания которой должно становиться страшно и человеку, пришедшему на исповедь и самому священнику.
Протоиерей Евгений Попиченко
Как современные люди приходят на путь служения Господу? Большинство священнослужителей говорят, что этот выбор предопределен Господом, и все события в жизни будущего служителя ведут его к этому решению. Таким был путь протоиерея Евгения Попиченко.
Биография
Отец Евгений родился в 1973 г. в Екатеринбурге в семье инженеров. В детстве он не получал церковного воспитания. По настоянию бабушки юноша принял крещение в 16 лет. После окончания средней школы он поступил в Свердловский государственный инженерно-педагогический институт. Продолжая семейную традицию, он выбрал специальность «Робототехника».
Через некоторое время по Божьему провидению юноша познакомился с Игорем Бачининовым. В начале 90-х гг. он читал курс лекций о важности здорового образа жизни. На одной из них Евгений услышал выступление молодой девушки Людмилы, которая недавно познакомилась с христианством и вдохновенно рассказывала о своём духовном опыте.
Она предложила слушателям подготовиться к исповеди и таинству Причастия. В ходе выполнения этого задания молодой человек проникся христианскими идеями. Это привело его в екатеринбургский храм Вознесения Господня. Регулярно посещая службы, юноша укреплялся в решении посвятить себя служению Господу. Постепенно он вошёл в церковную общину и получил свои первые послушания.
Вскоре он познакомился со священником Димитрием Байбаковым. Иерей Димитрий был настоятелем Покровского храма в селе Рудянское Сухоложского района. Общение с ним укрепило решение Евгения. В течение 2 лет он нёс алтарническое служение в сельском храме, который посещало множество молодых людей, стремящихся к единению с Господом.
Через некоторое время отец Димитрий назначил молодого человека руководителем церковного хора.тЕвгений Попиченко принял священство весной 1995 г. Священническую хиротонию проводил руководитель Екатеринбургской епархии Никон, который оставил молодого священника в Иоанновском монастыре.
Но иерей Димитрий, ведущий активное церковное и социальное служение, попросил вернуть своего помощника обратно на служение в Свято-Пантелеймоновский храм Екатеринбурга. Отец Евгений 18 лет состоял в клире Пантелеймоновской церкви. Помимо церковного послушания, духовный отец поручил ему закончить светское образование.
Важно! В 2013 г. его назначили настоятелем Успенского Собора, расположенного в Екатеринбурге. Благодаря усилиям батюшки старинный храм начал восстанавливаться, развивается приходская община.
Социальная деятельность
С середины 90-х гг. отец Евгений несёт активное социальное служение. Первый опыт этого послушания священник получил в больнице для людей с психическими заболеваниями. Этот опыт научил его бороться со страстями и грешными помыслами.
С 2002 г. протоиерей Евгений Попиченко был назначен руководителем всех социальных проектов, проводимых в Екатеринбургской епархии. Он руководит следующими видами социальной работы:
- организация работы Службы Милосердия;
- помощь людям, нуждающимся в помощи;
- проведение конференций, посвящённых социальным, медицинским и религиозным вопросам;
- организация паломнических поездок;
- формирование добровольческих отрядов для помощи в чрезвычайных ситуациях, происходящих в разных российских регионах.
Труды и проповеди
Общественная деятельность отца Евгения не ограничивается руководством и участием в различных социальных проектах. Участвуя в различных социальных проектах, священник часто взаимодействовал со средствами массовой информации.
С 2009 г. он возглавил православный епархиальный журнал «Православный вестник», в котором рассказывается о жизни епархии, священниках и прихожанах екатеринбургских приходов. Также в нём публикуются статьи, освещающие основные христианского вероучения и истории православной церкви.
Интересно! Помимо печатных изданий священник сотрудничает с православными телеканалами. Он является постоянным ведущим программы «Церковный календарь», выходящей на канале Союз. Батюшка Евгений рассказывает о православных праздниках, пытаясь донести до зрителей значимость того или иного святого предстоятеля и праздника.
Протоиерей идёт в ногу со временем, используя для проповеди Слова Христова современные средства коммуникации. Он является создателем интернет-проекта «Благая часть». С его помощью он привлекает в церковь молодое поколение, доступно объясняя основные христианские догматы, освещая вопросы милосердия, смирения и терпения.
Семья священника
Протоиерей Евгений Попиченко — глава большой и крепкой семьи. Со своей женой — матушкой Ольгой — батюшка познакомился в начале 90-х гг. Он уже некоторое время руководил церковным хором и хотел взять несколько уроков пения, чтобы с большим успехом нести порученное послушание.
В это время Покровскую церковь посещала приехавшая на каникулы студентка музыкального отделения Санкт-Петербургской духовной академии. Она согласилась дать молодому клирику несколько уроков, с которых началось общение молодых христиан. После отъезда девушки на учёбу они продолжили общаться в переписке.
В 1994 г. молодые люди отправились в псковскую область за благословением их на брак к старцу Николаю Гурьянову. Праведник благословил пару и наказал назвать детей Серафим и Серафима. В исполнение наказа старца первенца родители назвали Серафим. Затем Бог благословил их ещё одним сыном и тремя дочерями, средняя из которых получила имя Серафима.
Отец Евгений утверждает, что воспитание детей и семейные отношения являются таким же служением для священника как церковные службы и общественная деятельность. Родители закладывают в детей зёрна веры, добра, милосердия, которые при помощи Господа прорастают, формируя личность истинного христианина. Несмотря на занятость, родители всегда должны помнить, что они отвечают за воспитание и развитие своих детей.
Протоиерей Евгений Попиченко — пример современного священника, сделавшего осознанный выбор в пользу церковного служения Господу. Его жизнь доказывает, что смирение и подчинение Воле Господа помогают успешно справляться с духовным и социальным служением, совмещая их с супружескими отношениями и воспитанием детей.
Источники:
http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/protoierej-evgenij-popichenko.html
http://www.pravmir.ru/protoierej-maksim-pervozvanskij-ne-prevratit-ispoved-v-priyatelskuyu-besedu-so-svyashhennikom/
http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/protoierej-evgenij-popichenko.html