Что такое томизм и каковы его принципы. Что такое Томизм? Значение и толкование слова tomizm, определение термина

Что такое томизм и каковы его принципы?

Когда он возник, кто его основатель, и в каком виде он существует в наше время?

Как богословское и философское движение с 13 по 20 столетия томизм можно определить, как попытку понять и развить основные принципы и выводы Св. Фомы Аквинского, для того, чтобы связать их с проблемами и нуждами каждого поколения. Как вероучительный синтез характерных черт философии и богословия его определить труднее из-за разнообразия толкований, применений и проблем разных поколений и отдельных томистов.

Томистическая философия. В томистической системе учения после свободных искусств следует, прежде всего, изучать естественную философию, затем нравственную философию и, наконец, метафизику. Здесь не предпринимается попытка указать все основные принципы этих наук, но ниже мы приводим наиболее важные принципы.

  • 1. Все физические тела состоят из чисто пассивного принципа, именуемого первичной материей, и активного принципа природы, именуемого существенной формой, так что первая актуализация чистой потенциальности есть единственная существенная форма и природа.
  • 2. Каждое физическое тело становится численно уникальным только в силу определенной материи (“материя сигната”), а не в силу формы (“хек-цеитас”), или набора случаев.

З. Поскольку первичная материя есть принцип индивидуальности, количества и тленности, не может быть духовной материи в разделенных сущностях и увеличения числа индивидуумов в их видах» В томистическом учении каждая разделенная сущность, или ангел, уникальна в своем роде, необходимо существует в природе, но смежно творению и сохранению.

  • 4. Во всех сотворенных сущностях имеется реальное различение между деятельностью, властью или возможностями и существенной природой; это также верно в отношении возможностей души, чувственной и интеллект.
  • 5. Уникальная существенная форма человека есть его рациональная душа, обладающая тремя духовными властями: мыслящим интеллектом, действующим интеллектом и волей, которая свободно определяет Самое себя. Деятельность этих возможностей или властей души доказывает духовность и бессмертие души.
  • 6. По своей природе человек имеет право сотрудничать с другими людьми в обществе, стремясь к общему счастью и общему благу; это стремление к счастью руководимо совестью, законом естественным и позитивным добродетелями, частными и общественными.
  • 7. Отвергая идеализм и позитивизм, реалистическая метафизика признает универсальные идеи как существующие только в разуме творений Божиих; индивидуумы, обладающие схожими чертами в природе, предоставляют при этом законное основание для всеобщего знания (см. Универсалы). Эта эпистемологическая позиция предполагает психологический принцип, что ничего нет в интеллекте, что не было, прежде всего, обусловлено знанием чувств (см. Эпистемология; знание).
  • 8. Из зримых вещей вселенной человеческий разум может знать о существовании Бога как первостепенного, высшего образца и окончательной высшей причины всего творения.
  • 9. У Бога нет иной природы, кроме существенной полноты чистого фактического действия (“эссе”), без какой-либо потенциальности или ограниченности. С другой стороны, всякое творение характеризуется неудобным различением между его внутренней природой и его актуальностью заимствованного существования (“эссе”).
  • 10. Метафизическая концепция бытия (“энс”) аналогично (но не единстве: но) относится к Богу, к сущностям и случаям, таким, которые признаны радикально (“симплицитер”) и лишь относительно схожими в некотором отношении.

Томизм – это учение крупнейшего схоласта Фомы (Томаса) Аквинского (примерно 1225-1274).

В настоящее время томизм широко распространен в виде неотомизма.

ТОМИЗМ

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое “ТОМИЗМ” в других словарях:

Томизм — – ортағасырлық батысеуропалық философияның көрнекті теологы, доминикиандық монах, схоластиканы жүйеге келтіруші Фома Аквинскийдің (лат. Томас Аквинат) көзқарастарының жүйесі, кейін ол (жүйе) католиктік шіркеудің ресми доктринасына… … Философиялық терминдердің сөздігі

Читать еще:  Скачать приложение сонник на андроид. Сонник Медиума мисс Хассе

ТОМИЗМ — ТОМИЗМ, учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля (смотри также Аристотелизм). В 13 в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив… … Современная энциклопедия

ТОМИЗМ — учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В 13 в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя… … Большой Энциклопедический словарь

ТОМИЗМ — основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась… … Новейший философский словарь

ТОМИЗМ — То же, что Фомизм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

ТОМИЗМ — англ. Thomism; нем. Thomismus. Направление в схоластической философии и католической теологии, порожденное влиянием Фомы Аквин ского. Для Т. характерно соединение философии Аристотеля с католическим мировоззрением, ортодоксальной позиции в… … Энциклопедия социологии

ТОМИЗМ — (Thimism) Учение Фомы Аквинского (Aquinas). Политика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001 … Политология. Словарь.

Томизм — Статья является частью цикла о Схоластике … Википедия

томизм — а; м. Направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с идеями Аристотеля ● Названо по имени основателя богослова Фомы Аквинского. ◁ Томистский (см.). * * * томизм учение Фомы Аквинского и основанное им направление … Энциклопедический словарь

Томизм — учение Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский)(Thomas Aquinas) и основанное им направление католической философии, характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к требованиям христианского вероучения. В 13 в. занял… … Большая советская энциклопедия

Что такое Томизм? Значение слова tomizm, философский словарь

Значение слова «Томизм» в Философском словаре. Что такое томизм? Узнайте, что означает слово tomizm – толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Томизм

1. Томизм – доминирующее течение в католич. философия . Было основа») Фомой Аквинским, от имени к-рого и получило свое название (ро латыни Фома – Thomas). Католицизм использовал идеи Т. в борьбе против науки Нового времени. Реформация и бурж. революции привели к кризису католич. идеологии в целом и к упадку Т. Во вт. пол. 19 в. начинается возрождение Т. в форме неосхоластики я неотомизма .

2. Томизм – основанная в XIII в. традиция , развивавшаяся под знаком имени св. Фомы Аквинского и сохранившая свое значение до сих пор. Ее черты: 1) сосуществование двух порядков бытия – естественного и сверхъестественного (благодатного), познание которых открыто для высших способностей человека – разума и веры; 2) истина одна и она – от Бога, поэтому нет противоречий между ними; 3) в богопознании: разум способен путем аналогии постичь бытие Бога, но не Его сущность ; он предлагает ряд аргументов в пользу бытия Бога (см.: ПЯТЬ ПУТЕЙ К БОГУ ); 4) в теории познания: умеренный реализм и критика номинализма ; 5) в метафизике: центральность естественной теологии; различие сущности и существования и первенство последнего над первой, что выходит за пределы Аристотелевой метафизики материи и формы, в целом принятой Фомой; 6) человек – личностное единство тела и души, душа – субстанциальная форма тела, творится Богом каждый раз заново в утробе матери, не погибает со смертью человека и имеет надежду на телесное Воскресение и восстановление личности в жизни будущего века; 7) разум человека просвещает волю, действующую независимо и долженствующую овладеть страстями; 8) познание телесного мира возможно благодаря естественному свету разума; 9) в этике поступки человека оцениваются с помощью четырех принципов: “вечного закона ” – замысла ( плана ) Бога обо всей твари, “естественного закона” – той части “вечного закона”, которая открыта разуму человека, “человеческого закона” – части “естественного закона”, применимой к общественным делам и отношениям между людьми, и “божественного закона” как Божия откровения в Св. Писании и в Церкви; 10) такому порядку соответствует различение добродетелей на естественные и “богословские”; 11) в социальной доктрине: общее благо – цель деятельности государства, а также социальных организаций, групп и частных инициатив; 13) духовное призвание и спасение не должны приноситься в жертву политическим интересам; отсюда независимость духовной власти и жизни в Церкви от светских политических структур, общественных идеалов и целей. 14) В старом томизме принимался примат духовной власти Папы над всеми светскими властями, ныне же речь идет о социальном учении Церкви как предмете диалога и возможного сотрудничества с внецерковным миром. Сторонники неотомизма настаивают, что томизм во многих случаях не был верен Фоме: Он “перестал быть поиском истины и ее созерцанием и стал лишь набором правил, претендующих на то, что они и есть истина” (С.Свежавски).

Читать еще:  Что значит если снятся дети. Сонник: к чему снятся дети

3. Томизм – направление в теологии и философии католицизма , основанное Фомой (лат.-Тома) Аквинским, который отстаивал принцип гармонии разума и веры, доказывая способность разума обосновать бытие Бога и опровергнуть философские доводы против христианских догматов. С 14 в. стал доминирующим среди католических философских учений. На его основе сложился неотомизм .

4. Томизм – основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана . Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между “Summa Theologiae” и Комментарий в Энциклопедическом словаре’>комментариями к “Сентенциям” Петра Ломбардского). Осмысление наследия “ангельского доктора ” первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики томистского рационализма со стороны ориентированного на катафатическое богословие августинианства. С 1278 Т. становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августинизм раннефранцисканского ордена). Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга “Сентенций” Р. Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета . Сам Фома был канонизирован в 1323. Однако труды теолога не только комментируются, но также исправляются. Наиболее известная редакция принадлежит В. де ля Марсу. Свод ранних тезисов Фомы представлен в различных доминиканских редакциях (“Correctorium corruptorii”). В борьбе со взглядами Иоанна Дунса Скотта на “Сумму” ссылаются даже противники томистского метода , например Генрих Гентский и Готфрид Фонтейский. Особенное развитие Т. получил в трудах Гервея Ноталиса, Томаса Саттена, Бернарда Клермонтского, Иоанна Парижского и др. За счет свободной интерпретации трудов ранних монистов Т. достигает апогея в творчестве И. Тинктора ( автор первого комментария к “Сумме теологии”) и И. Капреола, – в реальном культурном функционировании “Princeps thomistarum” последнего практически заменяют собой произведения Аквината. Но, начиная с Каитана (с его именем связано рождение школы Т. как таковой, он же судья Лютера), происходит возврат к Фоме. Ф. де Виктория использует “Сумму теологии” вместо “Сентенций” в качестве учебного пособия по богословию, для чего пишет свой комментарий. После Тридентского собора (1545-1563), который явился началом второго Период в Словаре Ожегова’>периода развития Т., Д. Бонез систематизирует все произведения, имеющие отношение к творчеству Фомы. Благодаря Бонезу становится возможным введение курса “Суммы теологии” в 1596 в Левенском университете. Этот предмет с 1617 начинает изучаться на протяжении 7 лет. Т. получает широкое распространение благодаря образовательной деятельности миссионерских орденов, особенно иезуитов, использовавших метод Фомы в борьбе с протестантизмом и исламом на спорных между конфессиями территориях. Значительным событием в истории Т. был I Ватиканский собор 1870, где была принята “Догматическая Конституция католической веры”. Третий период Т. (см. Неотомизм ) начался с 1879 и длится по наши дни. В рамках католической цркви Т. рассматривается не как самостоятельное учение, но только метод рациональной интерпретации учения Церкви, в своих корнях восходящий к Августину, Петру Ломбардскому, Альберту Великому. Доктрина Т. выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума . Таким образом, Т. призван преодолевать нигилизм тертуллианства и августинизма по отношению к интеллектуализму . Поскольку бытие иерархично, то и познание имеет степени – разум и веру, дистанция между которыми была окончательно снята в Т. посредством неразличения их объектов (они оба говорят о Боге, мире, человеке ), атрибутирования им разного уровня адекватности, полноты и “спасительности для души”. Т. исходит из того, что благодать просвещает всего человека, следовательно облагодетельствованному изменению подвергается и его разум, а не только нравственное чувство , благодаря чему и возможна христианская философия , представляющая собой синтез метафизических идей античности, переосмысленных в свете веры, которая не элиминирует, но “ведет” разум. Наряду с этой базовой презумпцией, Т. основан на следующих философско-теоретических предпосылках : 1) различение сущего и сущности, что приводит к позиции умеренного реализма , где универсальный характер понятий происходил из абстрактной способности интеллекта (т.е. универсалии , не существующие в реальности, имеют реальное основание ); различение логически сущего и реально сущего; противопоставление сущности и существования (бытийствования), совпадающих только в Боге, благодаря чему возможно различение вещей; поскольку ничто в своей сущности не совпадает со своей бытийственностью, то все в мире только стремится к тому, чтобы быть; мир, существование которого не тождественно сущности в виду того, что ни одна его часть не обладает этим качеством , не существует сам по себе, но зависит от Бога, обладающего бытием “от века”; Сущий – имя Божие, т.е. только Он подлинно существует, а мир только участвует в Его бытийствовании, следовательно в акте бытия мира происходит разворачивание Его сущности, представляющей собой бытийную потенцию мира; 2) “все сущее одно”, едино, что в разных степенях обнаруживается на разных уровнях бытия; все следующее истинно, но не потому, что все сущее может быть познано, а потому, что все суть результат мышления Бога (т.е. в отличие от учения Аристотеля, в Т. истина является предметом метафизики, где истину онтологическую, божественную, следует отличать от логической, человеческой), степень истинности сущего зависит от уровня обладаемого бытия; “все сущее благо ” (ибо создано благим Богом) и стремится к совершенству, Богу, поскольку зависит от Его бытия; 3) трансцендентирование Бога и человека в апофатическом смысле , где все сотворенное сообразно Богу и существует настолько, насколько уподоблено Богу, благодаря чему мир приобретает свое единство ; 4) человек имеет рациональную природу, поэтому понимать – значит быть человеком. Если бы разум знал только Бога, то он не желал бы ничего другого, но, в границах земного опыта человек сталкивается с добром и злом в вещах и действованиях (что ниже Бога), что постулирует право свободного выбора , в котором разум есть причина свободы, предполагающей возможность греха . Т. сыграл решающую роль в истории философско-тео-логической мысли и христианской культуры в целом. Все последующие течения в рамках христианской теологии либо прямо продолжают развитие томистских идей, добавляя к ним новые, либо косвенно зависят от них, полемизируя и оспаривая их (см. также Фома Аквинский, Схоластика , Неотомизм). С.Л. Лепин, А.В. Васин

Читать еще:  Сонник родственник убил человека. К чему снится убить человека во сне

5. Томизм – философия Фомы Аквинского и его последователей, томистов. Томизм делится на старый (частично до, частично после Реформации) и новый – неотомизм , существующий с конца 19 в. и занимающий большое место в современной философии. Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением . Его представители проповедуют подчинение воли разуму , известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

6. Томизм – (лат. Thomas — Фома) — ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским. Наибольшее признание Т. получил в различных школах доминиканского ордена. Против Т. в средние вв. выступали последователи Дунса Скота , группировавшиеся вокруг францисканского ордена. Наиболее известный продолжатель Т. в эпоху Возрождения — итал. доминиканец Фома де Вио (Каэтанус). Ранние буржуазные революции, Реформация , вызванная ими утрата католической церковью былого господства дали толчок к нек-рому обновлению Т. исп. иезуитом Ф. Суаресом. Последнее возрождение Т. начинается с середины 19 в. ( неотомизм ) — А. Штёкль (Германия), М. де Вульф (Франция), Д. Мерсье (Бельгия), У. Ньюмен (Англия), Т. Либераторе (Италия) и др. Осн. тенденция совр. Т.— теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки “синтезировать” систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких зап. философов, как Гуссерль, Хайдеггер и др.

Источники:

http://vuzlit.ru/2299500/takoe_tomizm_kakovy_printsipy
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1229/%D0%A2%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%97%D0%9C
http://znachenieslova.ru/slovar/philosoph/tomizm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: