Что такое реституция в гражданском праве? «Евреи смеются, чтобы не плакать». Защита от внешних влияний

Черта оседлости

Словосочетание «черта оседлости» знакомо многим. Мы связываем это понятие с притеснениями евреев в Российской империи, с ограничениями мест проживания и с другими законодательно установленными ограничениями в правах. Временной отрезок, отделяющий нас от этого периода, позволяет рассмотреть явление в исторической перспективе, не только глазами жителя местечка. Мы открываем целый пласт особого уклада жизни в небольших городках-местечках, известных в еврейской среде под названием «штетл». Сегодня мы можем осмыслить события в их взаимосвязанности с политическими процессами, с выживаемостью народа в диаспоре, с его исторической памятью о родине предков, с преданностью их заветам и, наоборот, отказом от них.

Предыстория

В 1569 году образовалось объединённое государство Польши и Литвы, получившее название Речи Посполитой. Оно управлялось королём, который избирался шляхетским (дворянским) сеймом, заседать в котором имело право дворянское сословие. Для управления большими дворянскими поместьями требовались грамотные финансисты, умельцы-мастеровые, ремесленники, торговцы. Поэтому на должности управляющих охотно брали славившихся грамотностью и ремёслами евреев. В молодое многообещающее государство хлынули потоки еврейских беженцев, страдавших от преследований в Западной Европе.

Еврейской общине была дана широкая автономия в обустройстве общинной жизни. Евреи выбирали раввинов и активистов, собирали налоги для своих нужд и отчисления в государственную казну. Таким образом, общины разрастались, каждая формально подчинялась какому-то землевладельцу, земли которого они брали в аренду, и фактически становились управляющими с большими полномочиями. Можно было арендовать некоторые отрасли сельского хозяйства, гостиницы и много более мелких заведений. Арендаторам такая предприимчивость евреев была выгодна – никаких забот, а денежки исправно поступали. В таких условиях формировались еврейские «штетлы».

Предоставленной евреям властью и привилегиями были недовольны остававшиеся «не у дел» городское сословие, духовенство и казачество. Нараставшее недовольство привело к восстанию Богдана Хмельницкого и большому погрому, унесшему более 13 тысяч еврейских жизней.

«И восстал новый царь…»

Тора, глава Шмот

В середине 17 века, раздираемая внутренними политическими и экономическими проблемами, Речь Посполитая стала ослабевать и к середине 18 века стала неуправляемой. Этой слабостью не замедлили воспользоваться соседние государства: Россия, Пруссия и Австрия. Как голодные хищники они набросились на обессиленную жертву, и кусок за куском стали разрывать её на части. Раздел бывшего могущественного государства произошёл в 3 приёма в 1772, 1791 и 1793 годах. В результате России отошла огромная территория с многочисленным еврейским населением.

Указ, изданный Екатериной второй в 1791 году, был обращён к сведению всего проживавшего населения на включённой в состав России территории и ограничивал поселение за чертой, отделявшей новые территории от существовавшей до раздела Польши. Впоследствии, в 1804г. этот запрет был установлен только для евреев «Положением об устройстве евреев», в котором были перечислены 15 губерний Российской империи, где евреям разрешалось жить.

«Евреи смеются, чтобы не плакать»

Своеобразный юмор, острота ума свойственны еврею из местечка, потому что представляют смесь талмудической мудрости носителей духовного гена предков с драматизмом изоляции. Еврейский анекдот лучше всяких научных исследований повествует обо всех событиях жизни и быта «штетла», о брачных взаимоотношениях, о взаимоотношениях с раввинами, о взаимоотношениях с властями, о предпринимаемых способах обойти ограничения, о тоске по обетованной земле и ещё о многом.

Юмор этот специфичен, по меткому выражению одного собирателя еврейских анекдотов: «Еврейский анекдот с еврейским акцентом – это то, что не еврей не поймет, а еврей уже слышал». Еврей уже слышал, потому что быт, его общение с другими евреями являются этим анекдотом. Когда один еврей встречает другого и спрашивает: «Как дела?» ему отвечают: «крутимся» (на идиш – мен дрейт зих ).

Читать еще:  К чему снится есть вяленую рыбу женщине. Сушеная рыба по соннику

В этом ответе вся особенность еврейской выживаемости. Для еврея это выражение, не имеющее точного перевода, значит некую адаптацию к условиям преследования, ограничения и ущемления в правах, и естественное желание выбраться из бедности. Для не еврея – это символизирует изворотливость, хитрость, жадность.

В любом случае, еврей остаётся непонятым. Сначала его «загоняют в угол», не дают возможности работать на земле, ограничивают сферу деятельности, оставляя ему, фактически, торговлю и некоторые ремёсла, а затем упрекают в торгашестве и в нежелании трудиться физически.

«ЗЕМЛЯ, ТЕКУЩАЯ МЛЕКОМ И МЕДОМ», — ГОВОРИТСЯ У НАС В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ. БЕДА ТОЛЬКО, ЧТО ПАЛЕСТИНА — В ПАЛЕСТИНЕ, А Я, КАК ВИДИТЕ, ВСЕ ЕЩЕ ЗДЕСЬ…»

Внутри еврейского местечка, говорящего на языке «идиш», была создана особая замкнутая «идишская» культура. Андрей Кончаловский, честный и тонко чувствующий, кинорежиссёр и сценарист, в своей книге « Возвышающий обман» так описал это явление: «В этих местечках и гетто родились Шолом-Алейхем, Шагал, Михоэлс. И в Италии, и в Америке, и во Франции есть прекрасные писатели-евреи, но нет еврейской культуры».

Он, как и многие, понял, что эта культура родилась, «благодаря остракизму, которому подвергались российские евреи, их вынужденной изоляции».

«Во всём есть хорошее и дурное» — резюмирует А. Кончаловский, и это — аксиома, потому что определяет основной принцип эволюции, который в книге «Зоар» выражен фразой: «преимущество света познаётся из тьмы».

«КОГДА МЫ РАЗРУШИЛИСЬ, ТО И МИР РАЗРУШИЛСЯ С НАМИ ИЗ-ЗА БЕСПРИЧИННОЙ НЕНАВИСТИ, А КОГДА ВЕРНЕМСЯ К СТРОИТЕЛЬСТВУ, И ВЕСЬ МИР БУДЕТ ПОСТРОЕН С НАМИ БЛАГОДАРЯ БЕСПРИЧИННОЙ ЛЮБВИ»

(Из книги «Света святости» рава Кука)

От мудрецов мы узнаём, что должны приступить к исправлению мира (со времени Ари – с 16 века, мы уже находимся в эпохе исправления), но начать мы должны с себя, потому что только мы, обладающие знанием о «возвращении», можем передать его всем.

В наше время «последнего поколения» мы обязаны понять причину страданий. После очередного удара, мы, как бы, отряхиваемся и продолжаем искать место, где мы сможем лучше устроиться. Мы не ищем корень бед, а ждём, что человечество поймёт, какие мы хорошие, талантливые и перестанет нас преследовать. Мы видим результат такой наивной пассивности, когда не отдельная страна с несколькими сателлитами, а весь мир преисполнен жажды уничтожения Израиля и евреев.

«Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве»

У евреев есть миссия, обязанность. Ради неё мы должны объединиться на «земле обетованной» и выстроить систему государственных и общественных отношений на основе высших законов, чтобы показать пример единства всему миру. Этого ждут народы мира, которые неосознанно предполагают наличие «секретного оружия» у народа Израиля.

Читать еще:  Кожные болезни в библии. Исцеление наамана от проказы

Что такое реституция в гражданском праве? «Евреи смеются, чтобы не плакать». Защита от внешних влияний

Обороты еврейской речи рассказчики анекдотов часто шаржируют, растягивая слова, искусственно картавя и делая несвойственные евреям акценты. В наши дни, когда русификация евреев достигла апогея, этот карикатурный образ чаще всего используется антисемитами. А ведь достаточно свойственную евреям иронию перенести в быт или в социум, и не нужно никаких искажений. Еврейская речь узнается сразу.

Вывеска мастерской на Фонтанке: «Изготовление отечественных и импортных зонтиков».

Табличка в одесском трамвае: «Чтоб ты так доехал, как ты заплатил».

Здесь срабатывает и слово «одесский»: в этом городе лексикон, как
известно, с «еврейским акцентом». Вообще, надо сказать, что проклятие в
адрес безбилетников – характерное по форме для еврейских «проклятий».
Можно еще привести примеры таких «проклятий»: «Чтоб у тебя все было
самым роскошным – квартира, мебель, бытовая техника, импортный телефон –
и чтоб ты по этому телефону постоянно звонил: 01, 02, 03. ».

Но чаще всего еврейские проклятия – это форма канализации накопившегося в быту раздражения.

– Моня, чтоб ты сдох, пей кефир, а то у тебя опять будет понос!

Нет-нет, евреи – нормальные люди и, как все нормальные, они бывают и
достаточно бестактными, но даже при этом стараются выражаться, используя
образность речи.

– Исаак Моисеевич! Или наденьте трусы, или снимите крестик.

– Алло! Вам нужен Абрам Львович? Да, он еще дома, но венки уже вынесли.

Кстати, уж чего действительно полно в еврейских анекдотах, так это
демонстрации еврейской заботливости по отношению к близким. В свое время
бытовала большая серия анекдотов про Моню и его маму. Иногда это бывал
диалог.

– Моня, к нам сегодня придет тетя Броня, так что иди и вымой шею!

– Да? А если тетя Броня не придет, так я так и буду, как дурак, с чистой шеей ходить?

И все же чаще всего все начинается и заканчивается командами.

– Моня, не пей горячий чай: лопнет мочевой пузырь – ошпаришь ножки!

– Моня, не бей эту девочку: вспотеешь и получишь воспаление легких!

– Моня, перестань крутить папе нос, и вообще отойди от гроба.

Пролетели годы, Моня вырос, и теперь героем анекдотов про еврейского
ребенка и его маму стал его внук. Место легендарного Мони занял не менее
легендарный Вовочка. Характер же мамы не изменился.

– А что, я уже проголодался?

Евреи в своих анекдотах часто подчеркивают некоторые особенности своей
жизни и здоровья. Не случайно говорят, что когда у русского жажда, он
много пьет, а, когда у еврея жажда, он бежит сдавать анализы на сахар.

Многовековая история преследований серьезно отразилась на характере
евреев. Но их психология в силу их особого исторического положения так
устроена, что не позволяет им постоянно находиться в напряжении, ожидая
очередной удар. Еврей всегда находит повод для юмора, даже описывая
такие драматические события, как погром.

В Одессе погром. Погромщики вламываются в один из домов. Навстречу им в ноги бросается отец семейства:

Читать еще:  Постоянно снится первая любовь. Что означает сон про любовь? Сонник психолога Г

– Берите, что хотите, только не трогайте дочь!

Из соседней комнаты выходит дородная, засидевшаяся в девках дочь.

– Папа, погром есть погром!

Как и у любого народа, у евреев особой популярностью пользуются
анекдоты, касающиеся интимной сферы нашей жизни. Но и здесь всегда
обнаруживается национальный колорит. Долгие десятилетия супружеские пары
сводили между собой особые люди – шадхены (сваты). Дело, естественно,
благородное, но бывали нюансы.

Шадхен выходит от Рабиновича, где он полдня уговаривал его дочь выйти
замуж за сына Ротшильда. Насилу уговорил. Вытирая пот со лба, бормочет
про себя:

– Ну, слава Богу. Пол-дела сделано. Остается только уговорить сына Ротшильда.

В прошлом жених и невеста до хупы не имели права встречаться, а в результате случались всякие казусы.

После первой брачной ночи:

– Я слышала, что существует обрезание, но не до такой же степени.

Конечно, обрезание для неопытной в интимной жизни невесты, естественно,
будет ассоциироваться лишь с искусственным уменьшением размеров
детородного органа мужчины. Но бывают и варианты, когда невеста,
напротив, – достаточно опытна в интимных делах, и тогда после первой
брачной ночи можно услышать:

– И зарплата у тебя тоже маленькая…

Но бывает и наоборот.

Паталогоанатом на вскрытии замечает необычно большой детородный орган
ушедшего из жизни мужчины. Он решает сохранить этот уникальный случай
для анатомического музея. Заспиртовав экспонат, он решает, что в музей
он пойдет завтра, а пока, придя домой, показывает его жене.

– Боже! – кричит жена. – Рабинович умер!

Но обрезание не только отличает мужчин еврейского происхождения от,
допустим, славян. В определенных ситуациях оно еще может стать и
предметом национальной гордости.

– Скажите, вы случайно не из Жмеринки? Из Жмеринки? Я так и думал. Как я
догадался? Посмотрел на вас и узнал ювелирную работу нашего моэля!

Ювелирную работу моэля чаще всего оценивают еврейские женщины.

– Тетя Циля! Тетя Циля! А зачем еврейским мальчикам делают обрезание?

– Знаете, девочки… – У тети Цили появляется задумчивое выражение лица.
Потом его сменяет лукавая улыбка, и она говорит: – Ну, во-первых, это
красиво…

Сегодня обрезание по многим причинам, чаще всего – медицинским, стало
популярно в некоторых странах мира – например, в США. А если это войдет и
в быт России? На этот счет имеет свое мнение еврейский анекдот:

«Обрезанный» русский – это оригинальный случай двойного гражданства.

Но современность властно врывается в жизнь, и многие еврейские традиции,
установленные еще тогда, когда люди не знали, что земля круглая,
постепенно уходят в прошлое.

Молодой ортодокс возвращается домой после поездки к дальним родственникам в Америку. Его встречает мать.

– Хаим, где твоя борода, где твои пейсы?

– Мама! В Америке уже мало кто из евреев носит пейсы и отращивает бороду: зачем выделяться из толпы?!

– Но ты хоть соблюдал шабат?

– Мама! В Америке главное – бизнес, и евреи, если надо, работают и в шабат.

– Но ты хотя бы соблюдал кошер?

– Не всегда, потому что для этого надо было ездить в специальные рестораны.

Сбитая с толку мать шепотом спрашивает у сына:

– Послушай, Хаим, но я надеюсь, что обрезание тебе удалось сохранить?

Источники:

http://jewish-secret.com/cherta-osedlosti/
http://my.mail.ru/community/shmaisroel/312D1318225C20A6.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: