Что такое православные братства? Отрывок, характеризующий Православные братства. Б

Что такое православные братства?

Очень часто мы слышим или читаем новости, в которых упоминаются некие православные братства. Каждый из нас представляет себе при этом что-то свое: одни – суровых монахов в надвинутых на брови клобуках, другие – мирян в одинаковых одеждах, похожих на монашеские, с лицами, скрытыми капюшонами. Подобные ассоциации, как правило, связаны с образами из художественной литературы, в которой слово «братство» зачастую упоминается в связи с какой-либо тайной церковной деятельностью. На деле же все обстоит совсем не так.

История православных братств началась далеко не в наше время: первые подобные организации зафиксированы в XII веке, только назывались они тогда братчинами. Цель братчин была довольно-таки прозаической и совсем не тайной: разносторонняя поддержка храма, вокруг которого они организовывались. Именно поэтому самым главным днем в году у представителей православных братств того времени считался престольный праздник, который они отмечали с особенной пышностью. Братства отличало то, что они складывались из прихожан одного сословия (как правило, купцов или ремесленников), и имели предводителя – старосту, ежегодно выбираемого на собрании.

Православные братства и просвещение

Со временем деятельность православных братьев вышла за пределы одного прихода. Они начали объединяться и создавать некое подобие образовательных учреждений, впоследствии переросших в так называемые братские школы. Деятельность православных братств была особенно распространена на территории Украины и Беларуси: во Львове, Киеве, Луцке, Гомеле, Минске, Бресте, Могилеве. В связи с расширением деятельности, у православных братьев появилась необходимость иметь общую казну, содержание которой пускалось уже не только на финансовое поддержание церквей и монастырей, но и на организацию книгопечатен, выпуск церковной и богослужебной литературы, миссионерскую деятельность.

Отдельно стоит отметить вклад православных братьев в борьбу с католической экспансией в XVI веке, закончившуюся подписанием Брестской церковной унии. В те неспокойные для православия времена братства делали все возможное и невозможное, чтобы не допустить слияния католической и православной церквей. В России православные братства начали появляться лишь в начале XIX столетия, и первыми городами, где они начали свою деятельность, были Ярославль, Санкт-Петербург, Саратов и Москва.

Чем занимаются сегодняшние православные братья?

Сегодня традиция собираться в православные братства касается чаще всего молодежи. Нынешние братства носят такие названия уже скорее по традиции, так как в их состав сегодня входят и девушки.

Современные православные братья занимаются самыми разными направлениями деятельности: волонтерской (опекают больницы, хосписы, дома престарелых и детские дома), воспитательно-патриотической (на их базе часто создаются спортивные кружки православной молодежи, где подростков обучают старинным видам русского боевого искусства, а также летние лагеря для детей), просветительно-богословской (создание дискуссионных клубов).

Организовать православное братство можно при любом более-менее крупном приходе: для этого требуется взять благословение у правящего архиерея, выбрать старосту и разработать Устав, регламентирующий деятельность братства. Кроме того, у каждого братства должен быть духовник, опекающий его участников, проводящий молебны на различные благие дела. Не следует забывать и о таком моменте, как ежемесячный денежный взнос, который идет на поддержание деятельности православного братства. Его размер устанавливают на общем собрании, и, в зависимости от благосостояния членов, он колеблется от 5 до 10% от их заработка.

Православная община
электронная версия журнала BETA

«Были бы братья, будет и братство». Эти слова известного церковного историка первой половины XX в. Антона Владимировича Карташева сейчас, на фоне глубокого кризиса братств в нашей церкви, звучат как укор. Напомним, что Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 1994 г., а затем и в 1997 г. постановил: практически все братства должны отказаться от прав юридического лица (т. е. от самостоятельности) и полностью подчиниться настоятелю того или иного прихода. Это было вызвано крайней политизацией некоторых братств, а главное — руководителей Союза православных братств, не хотевших слышать ни о чем, кроме возрождения монархии и разоблачения «жидо-масонов». Такую позицию осудил даже прославившийся впоследствии крайне «правыми» книгами митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев, † 1996). Из-за постоянного «шума», производимого Союзом в прессе, на собраниях и т. д., пострадало все братское движение, с таким подъемом начавшееся в 1990 г.

Читать еще:  Самолет врезался дом во сне. К чему снится падающий самолет? Что значит если снится пассажирский самолет

И все же такие формы православной жизни как братства, в отличие от светских и некоторых церковных учреждений, не могут быть ни упразднены, ни созданы только «сверху». Их основа — всегда существующие живые люди, верующие в Бога и Церковь и желающие вместе исполнять то или иное церковное служение. Но это желание не должно быть только эмоциональным. Нужно точное определение целей и форм своего служения, а они всегда выражаются в Уставе братства. Поэтому, возобновляя разговор о православных братствах, начатый нами еще в 1992 г. статьей С. Бычкова1., мы хотели бы познакомить читателей с двумя братскими Уставами, приложенными к его статье, но тогда в нашем журнале не опубликованными.

Предваряются Уставы краткими сведениями о принципах жизни и служения православных братств в юго-западной Руси XVII в. — Львовского, Виленского, Киевского и других, поскольку эти братства впервые стали реальной духовной силой в церкви и принесли «плод многий»2.

Предлагаем вашему вниманию несколько пояснений к публикуемым Уставам и приглашаем продолжить обсуждение этой темы на страницах нашего журнала всех, кто в этом заинтересован.

Православные церковные братства в юго-западной Руси были общества, составлявшиеся из православных южно-русской церкви для защиты от угнетения со стороны латинян и лютеран в польских владениях.

За образец и основание приняты были примеры христианской жизни первых времен и многочисленные заповеди Спасителя и апостолов о любви, какую должны иметь христиане друг ко другу (с. 2).

Братства были терпимы правительством по взаимной сообразности их с существующими гражданскими учреждениями.

Около 1458 г. ремесленники православного исповедания, принадлежа к известному цеху, стали образовывать из себя особые общества, или братства, сперва в видах благотворения, а потом, с усилением в Литве латинства, с ближайшею и преимущественною целью — поддерживать и защищать веру православную (с. 17–18).

Братства обыкновенно учреждались при церквах или монастырях и от них получали свое название (с. 24). Тогда же члены братства вписывали имена свои в так называемый братский каталог, или список. Каталоги эти обыкновенно начинались так: «на сие (т. е. на учреждение братства) мы все, нижепоименованные лица, люди обоих сословий, духовного и светского, согласившись одним сердцем и одними устами и целовав честной крест, каждый за всех и все за каждого, держась православия и соединившись духом пламенной любви, для соблюдения нижеписанных христианских братских повинностей и порядков, в сей братский список вписываемся» (с. 24–25) Вообще, при вступлении в братство присягали в хранении тайны, в верности и послушании (с. 28).

Обязанности членов братств:

  1. Все братчики должны были в известное время вносить в братскую кружку известное количество денег.
  2. Оказывать вспоможение обедневшим, разорившимся и вообще потерпевшим несчастье — вписным членам братства.
  3. Присутствовать, в назначенное время, при совершении службы Божией, во храме братском.
  4. Присутствовать при погребении умершего брата, провожать прах почившего до самой могилы и потом поминать его в установленные для этого дни.
  5. Заботиться о благолепии Церкви и монастырей, о содержании причта, хорошего проповедника и певчих.
  6. Заботиться о школах, типографиях, богадельнях и вообще о всех благотворительных братских учреждениях; и наконец
  7. неопустительно приходить на братские сходки или собрания — это составляло главнейшую обязанность каждого братчика (с. 31).
Читать еще:  К чему снится когда ищешь. Искать толкование сонника

Общим наказанием за нарушение братских обязанностей назначался штраф или деньгами, или известным количеством воска; а в братстве Львовском виновные наказывались, кроме того, еще сидением, или заключением на колокольне (с. 32).

Старшие братчики за вину свою наказывались вдвое и втрое в сравнении с младшими (с. 33).

Запрещено было оскорблять друг друга даже малейшим словом. На обыкновенную сходку братья сходились каждую неделю, тотчас после утрени, а на главную — раз в месяц (с. 35).

Дела, подлежащие рассмотрению братских собраний: 1) по охранению благочиния и порядка в братстве; 2) по благоустройству братства; 3) касавшиеся всех православных жителей юго-западной России (с. 38).

Патриарх Антиохийский Иоаким дал Львовскому братству право «обличать и наказывать непокоряющихся истине, а пребывающих в нераскаянии — отлучать от церкви» (с. 40).

При сравнении Уставов братств XVII в. с публикуемыми ниже Уставами 20-х годов нашего века видно сходство в главном — стремлении к полному единству братьев и сестер в Церкви. «Обычная» жизнь, даже христианская, православная, церковная, видится братчиками явно недостаточной для исполнения заповедей Христа. Однако интересны и различия, часто принципиальные. Если братства XVII в., противостоящие латинству, активно строят и украшают храмы, организуют школы и т. д., то братства, созданные на заре советской атеистической власти, стараются войти в духовные глубины молитвы и таинств. При этом нельзя не увидеть, что к последнему братства подходят очень по-разному: Дмитровское — частым творением крестного знамения, чтением евангелия, соблюдением постов, причащением не реже трех раз (!) в год и т. д.

В этом традиционном благочестии дмитровские братчики оказываются гораздо ближе к своим предшественникам, жившим 300 лет назад, чем к современникам из Иоанно-Богословского братства, девиз которого — «Христос и свобода» — говорит сам за себя.

Впрочем, мы никак не хотели бы противопоставлять эти подходы — разве разделился Христос? (1 Кор.1:13) . Или, вспоминая другие слова апостола, — скажет ли глаз руке: ты мне ненадобна? (ср.1 Кор.12:21) . Свидетельством их единства служит и то, что все три типа братств в своих Уставах не стали уделять внимания «образу врага», хотя условия, в которых они жили, провоцировали это значительно больше, чем постсоветские…

Что такое православные братства? Отрывок, характеризующий Православные братства. Б

Оригинал взят у stefanovskoe в Зачем нужны общины и братства или что такое братство

Опыт братской и общинной жизни многообразен: от первохристианских и ранних монашеских общин до древнерусских «покаяльных семей», возрожденных в XX веке в России; от больших братств XVII века до малых братств, в центре жизни которых были просвещение, милосердие, миссия. Именно опыт общения во Христе, совместного служения Богу и Церкви лежит в основе церковной жизни.
В православной церкви имеется опыт жизни общин и братств как традиционный опыт жизни в Церкви.
Ещё патриарх Тихон в начале 20 века благословил жизнь общин и братств, для того чтобы сохранить Церковь в условиях гонений на неё со стороны государства.

Многие размышляли о христианском пути через братство. Вот один из примеров.
В 1926 году Клепинин Н.А. написал статью в журнал «Путь»№3 — «Братство и пути православного студенческого движения», которая также созвучна и нашему понимаю того, что же такое братство.

«На осеннем съезде русского Православного студенческого движения в монастыре Хопово (Югославия) самые живые и горячие разговоры вызвал вопрос о братстве, причем этот вопрос обсуждался не отвлеченно, а практически. Вынесенная резолюция гласила, что братство является наиболее подходящим путем для движения, т.е. братство является именно путем.
Братство есть форма церковной общественности.

Читать еще:  Что такое философия по мнению платона. Философия Платона: основные положения

Стремление от кружка (общины, прим. ред.) к братству есть стремление формой церковной общественности восполнить недостающее в общественной религиозности, как-то по церковному решить проблему общественности.

Всякое религиозное движение, имея целью служение Богу, внутреннее или внешнее, не может быть простым и случайным объединением людей. Оно должно быть союзом любви, соединением многих воедино для совместного внутреннего роста и укрепления в истине. Всякое религиозное дело, как бы высоко оно не было, без любви лишь «медь звенящая или кимвал звучащий».

Любовь, также как и теплота молитвы есть дар. Она вложена естественно в человека и ее приращение есть тоже дар, даваемый за усилия, за труд, но это приращение не может быть вызвано искусственно. Когда она приходит в сердце и живет в нем, человек живет своей подлинной жизнью, постоянно взыскуя еще большего увеличения любви. Но если она уходит или уменьшается, он должен смиренно трудиться и молиться об ее возвращении.

Братство ставит своей прямой целью служение Церкви и достижение необходимой взаимной любви.
Братство отметает надрыв, ломку самого себя, искусственное вызывание любви и горькое констатирование своей холодности, а дает путь трудный, но ясный и прямой, как всякий путь в Православии. Вступление в братство, принесение обета, ежедневная молитва о братстве и братчиках — является событием и в индивидуальной внутренней жизни. Братство из внешнего дела становится и делом внутренним, постоянно творимым и вновь переживаемым в духовной жизни. И то обстоятельство, что это происходит с каждым и со всеми вступающими и состоящими в братстве, создает ту внутреннюю духовную связь, которая так необходима для религиозного дела, потому что всякое дело для того, чтобы быть подлинно религиозным никогда не может быть только внешним, но непременно должно быть некоторым подвигом в личной духовной жизни, отдачей себя, внутренним деланием. У братчика постоянно должно быть сознание, что он в братстве и братство в нем.

Долг перед братством является и долгом перед церковью, нарушение обета братского нарушением и обета церковного.
Само братство должно быть одним из проявлений Церкви в жизнь. И это делает внутренний путь в братстве целостным и прямым.
Считая важным религиозный перелом, который сейчас несомненно совершается среди русской молодежи, нельзя не думать и не заботиться о том, чтобы этот перелом был во спасение, т. е. чтобы он совершался правильно и шел по правильным путям.
В прежнее время в России в широких кругах было очень распространено глубоко неправильное и гибельное воззрение, что вся церковная работа лежит исключительно на клире и поэтому миряне совершенно избавлены от какой-либо заботы о Церкви и участия в церковных делах. Церковное дело является делом общим, забота о нем и охрана его принадлежит всем.
В братстве сплетены два момента: внутренней связи, требующей близкого знакомства и интимности и внешней работы, требующей расширения и увеличения. Поэтому и братство русской молодежи мыслится как союз отдельных братств».

Так что когда церковь возродится, когда церковь будет действительно жить как братство во Христе, как община, как единая духовная семья, — тогда не нужно будет отдельных братств и общин, тогда всё будет едино.


Полную версию статьи Клепинина Н.А. «Братство и пути православного студенческого движения» читайте http://www.odinblago.ru/path/3/10/
Полную версию интервью свящ. – проф. Георгия Кочеткова читайте на сайте
http://www.ogkochetkov.ru/publikacii/detail/my-prosto-delaem-to-chto-dolzhny-delat-chast-3/#.VCmLjvl_vQo

Источники:

http://www.sudba.info/chto-takoe-pravoslavnye-bratstva/
http://pravoslavnaya-obshina.ru/1997/no37/article/aleksandr-kopirovskii-eshche-ob-istorii-pravoslavnykh-br/
http://sanosin.livejournal.com/84288.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector