Что такое искупительная жертва христа. Об искупительной жертве христа

Искупительная жертва – единственная основа спасения

«Искупил еси ны от клятвы законныя
честною Твоею Кровию»

Догмат об искуплении особенно раздражает либеральных теологов, которые, подобно древним иудеям, не хотят допустить, что Христос искупил и освободил их от плена греха и власти диавола. Они считают, что родились свободными и получат рай, как свое родовое наследство, а на Евангелие смотрят как на руководство к самосовершенствованию. Им чужд догмат об искуплении – это непоколебимое основание, на котором зиждется Новозаветная Церковь.

В других религиях и почти во всех конфессиях догмат об искуплении отсутствует или в корне искажен. В иудаизме этого догмата не существует. По учению Талмуда, Адамов грех не распространяется на его потомков. Иудей спасается исполнением предписаний Торы и Талмуда. Ожидаемый мессия избавляет не людей от греха, а Израиль от его врагов. Самые грешные из иудеев временно мучаются в аду, но затем получат прощение по молитвам Авраама и других праведников. Таким образом, в иудаизме содержится своеобразный национальный «апокатастасис».

В магометанстве учение об искуплении отсутствует. Исполнение Корана и сунны (предания) служит гарантией спасения для мусульманина. Магомет не искупитель, а посланник, через которого Аллах открыл людям свою волю. Коран категорически отрицает не только христианское учение о Жертве Христа, но сам факт распятия. По учению Корана, Христос взят на небо подобно пророку Илии, а вместо Него был распят Симон Киринейский (такая мысль встречается уже во втором веке у гностика Василида). Мусульмане верят, что все, исповедующие ислам, какие бы они грехи не совершили, в конце концов будут прощены и спасены по молитвам Магомета и его преемников. Таким образом, в исламе мы видим конфессиональный «апокатастасис».

В буддизме также отсутствует идея какого-либо искупления. Буддизм отвергает существование божества, как абсолютного духа. Мысль о вечной жизни, как продолжения бытия, вызывает у буддиста ужас и отвращение; он ищет спасения в смерти, в погружении себя в некий психический вакуум, где отсутствуют чувства, мысли и желания. Это психическое самоумерщвление воспринимается им как высшее метафизическое состояние. Нирвана – прорыв в воображаемую пустоту и переживание своего бытия как антибытия, где нет страданий – заветная цель буддизма.

Язычество, в самых высоких взлетах античной и индуистской философии и мифологиях, ничего не знало о той всемирной искупительной жертве, которую принесет Бог за человечество. В индуизме спасение – это растворение индивидуального в космическом, космического – в меоническом, меонического – в абсолютном; личность, как таковая, исчезает; спасителем является Шива – индийский сатана, который разрушает миры.

Только христианство принесло миру радостную весть о том, что человечество искуплено Кровью Христа. На эту весть языческий и иудейский мир ответил жестокими гонениями. Крест Христа казался языческим философам безумием, а иудейским учителям – унижением Божества. Однако уже во времена апостолов среди христиан появились еретики-докеты, которые учили, что Христос пришел на землю призрачно, в некоем эфирном теле. Эта ересь отвергала догмат об искуплении. Если Христос не принял человеческую плоть, то Его страдания призрачны, значит, искупление также призрачно и сама Голгофа превращается в сцену, где роль иллюзиониста исполняет Сын Божий. Это еретическое учение о «божественном обмане» было настолько пагубным и кощунственным, что апостол Иоанн запретил христианам пускать проповедников докетизма в свои дома и даже приветствовать их при встрече.

Другие гностики также отрицали искупительную Жертву Христа Спасителя. Гностик первого столетия Симон-волхв возил с собой женщину по имени Елену – блудницу из Тира, и учил, что его сожительница – образ человеческой души, а он – воплощение бога или высшего эона, который взял в свое общение падшую женщину. Это снисхождение божества к блуднице заменяет искупление у Симона-волхва.

Несколько отступая от темы, отметим следующее. Запутанное и темное учение Симона-волхва выглядит примерно так. Божество рождает мысль – эннию; энния творит ангелов; те восстают против своей родоначальницы и заключают ее в узы вещества. Энния переходит в тело Елены Прекрасной, из-за которой пала Троя, и в Елену-блудницу из Тира, которую Симон-волхв делает своей спутницей. Порочная жизнь женщин, в которых воплощается энния, не оскверняют саму эннию, и она в теле блудниц остается чистой искрой божества. В этом заключается тайное учение гностиков о том, что душа не зависит от телесных дел, как царственный узник не теряет своего достоинства от того, что находится не во дворце, а в мрачной темнице. Это значит, что можно отдаваться порокам и при этом оставаться чистым.

Другой гностик Карпократ развил учение Симона-волхва. Он считал тело постоянным врагом души и учил, что надо предаваться распутству для того, чтобы изнеможить и умертвить тело, и дать возможность душе скорее освободиться от его гнета. Унижение тела через пороки и разврат Карпократ считал спасением души и аналогом искупления. Это гнусное учение сирийских гностиков впоследствии преподнес своим читателям писатель-сатанист Анатоль Франс в повести «Таис», где проституцию представил как вид искупления.

Гностик второго столетия Василид создает теогоническую систему из 360-ти эонов по числу дней года. Эон София выпадает из плеромы – полноты бытия и погрязает в болоте вещества. Здесь к ней снисходит один из высших эонов – Христос и блистанием своего света открывает ей ту славу, которую она имела, находясь в плероме. Вслед за Христом София возвращается в свою небесную обитель. Никакого искупления здесь нет. Известный церковный историк Робертсон пишет: «Учение об искуплении было несовместимо с началами Василида. Он не допускал другого оправдания, кроме оправдания через усовершенствование в освящении, и заявлял, что каждый ответит за свои собственные грехи» («История христианской Церкви», Робертсон, 1 том, 45.стр.). Василид отрицал первородный грех и искупительную жертву Христа, а все сводил к научению.

Самым крупным гностиком второго века был Валентин, который описал перипетии и странствования Софии в духе детективно-мистического романа. В противоположность Василиду он допускал искупление, но в таком искаженном и изуродованном виде, что оно не имело ничего общего с апостольским учением о Жертве Христа.

Валентин делил людей на три группы: телесных, душевных и духовных. Для спасения духовных людей (пневматиков) было достаточно знания гностического учения; они спасались независимо от собственных дел и нравственных предписаний. Для душевных, к числу которых Валентин относил церковных христиан, Иисус распялся; перед распятием его покинул божественный эон-Христос и его собственный высший дух. Через распятие на кресте Иисус показал душевным христианам (психикам) как совершенствовать себя посредством страданий. Здесь был пример, а не искупительная жертва, и воздействие, подобное катарсису античных трагедий. Душевные, в отличие от духовных, могли спастись или погибнуть соответственно своим делам.

Читать еще:  Во сне сажать цветы в землю. К чему снится сажать цветы

Всякая ересь связана с отвержением или искажением догмата об искуплении. Если нет искупления, то христологические догматы теряют свое значение; они становятся безразличными для сотериологии. Человечество мог искупить только Богочеловек, имеющий полноту Божественного бытия и совершенство человеческой природы. А дать заповеди и показать нравственный пример мог Христос, в интерпретации гностиков, монофизитов и несториан.

Если Христос не Искупитель, а учитель, то христология перестает быть необходимой для спасения, так как пример и учение – это внешние действия Божества по отношению к человеку, а искупление – замена человека Сыном Божиим на кресте, то есть мистическая онтология.

Почему православные богословы-апологеты так непримиримо боролись с арианством, считая эту ересь потерей вечной жизни? – Потому что Сын Божий, не равный Богу Отцу и иной Ему по природе, не мог принести совершенную, бесконечную, по своему достоинству, жертву искупления за все человечество, и стать Посредником между Святой Троицей и потомками Адама.

Почему Православная Церковь в течение многих столетий боролась и борется с монофизитством? Потому что монофизитство искажает догмат искупления. Если у Христа единая природа, то непонятно, Кто страдал на кресте, Кто умирал и воскрес: ведь Божество бесстрастно и неизменяемо. Если у Христа одна Божественная природа, то как же произошла замена человечества Христом на Голгофе?

Несторианство, с его учением о греховной природе Иисуса и о двух лицах, соединенных в Нем нравственно, извращает догмат об искуплении. Если человеческая природа греховна, то страдания и смерть становятся следствиями греха, а не добровольной жертвой.

Католики и значительная часть протестантов верят в искупление человека Христом, но экклесиологические ошибки их конфессий не дают им возможности воспользоваться плодами искупления.

В настоящее время активно действуют силы, которые хотят реформировать христианство в духе гуманизма и либерализма, осмеять учение о первородном грехе, унаследованного от Адама его потомками, изъять из сотериологии искупительную Жертву Христа и создать иное христианство в гностическом духе, где Христос выступает в роли учителя, и только в этом смысле является спасителем. Но подать пример и проповедовать новое учение может и несовершенное божество, как представляют Христа ариане.

Почему же тогда православные апологеты в течение нескольких столетий боролись с арианством? Почему христиане, не принявшие арианского символа веры и пострадавшие за это, являются мучениками и исповедниками, как те, кто во времена языческих гонений не отрекся от Христа? Христианские апологеты утверждали, что если Христос не равен Отцу, то наше искупление через Голгофскую Жертву не состоялось; оно потеряло свое аксиологическое совершенство, и мир остался неискупленным. Один из видных современных реформаторов заявил: «Христос спас меня тем, что научил, как побеждать грех». Но разве человечество не знало, что такое грех до Христа? Разве в ветхозаветной Церкви не существовало покаяния? В различных философских и религиозных учениях древности можно найти аналоги заповедям Священного Писания, но там не было Христа-Искупителя и Духа Святого – Освятителя, поэтому спастись не было возможно. Почему богоявления в Ветхом Завете не спасли людей, а необходимо было воплощение Сына Божия? Моисею явился Господь на Синае, беседовал с ним как бы «лицом к лицу», дал заповеди и подробные указания о богослужении. Но феофания (богоявление) без воплощения и искупления не могла освободить человечество от рабства сатаны и власти греха.

Голгофская Жертва усвояется человеком в таинстве крещения; оно означает, что человечество искуплено Кровью Христовой. В крещении человек получает не инициацию, как в языческих теургиях, а облачается во Христа. Если человек спасается только примером Христа – как надо жить, то что же он получает в таинствах Церкви? Почему до Голгофской Жертвы Дух Святой не мог сойти к людям и образовать Церковь благодати? Почему Христос не пришел на землю сразу же после грехопадения Адама, а понадобился срок в пять тысяч лет для приготовления человечества? Если дело в примерах, то ими полна вся история Ветхого Завета. Но почему же до пришествия Христа люди блуждали во тьме и праведники после смерти сходили в ад? Если дело только в научении и примере, то для чего нужны все христологические догматы, ведь Христос мог прийти в призрачном или ангельском теле и показать пример, как и что надо делать.

Но только Богочеловек – с совершенной божественной и человеческой природой в одном Лице – мог искупить нас. Если Христос не заменил человека Собой, а только показал ему как на картине, что надо делать, то тогда становятся бессмысленными все споры и догматические прения о Лице Иисуса Христа. Если нет искупления, то тогда открывается широкая дорога для экуменизма и теософии; более того, учение о соединении конфессий и затем религий, представляется как единственный христианский принцип, а догматические различия и Соборные Оросы – несущественными мнениями, которые не меняют сути христианства, а, напротив, являются преградами к единству веры и любви. Если Христос не принес за меня искупительную жертву, не заменил меня Собой, а только научил, как бороться с грехом, то какое мне дело, как в Его лице соединяются две природы, или сколько воль – одна или две – у Христа?

Меня должно только интересовать: как я своими усилиями воспроизведу в своей жизни пример Христа. Все конфессии согласны, что Христос учил добру, что Он страдал (призрачно или реально), а остальное, если нет искупления, не относится к моему спасению. Если жертвы за меня нет, а Евангелие – это педагогическое пособие с наглядными примерами, то какое мне дело, Христос – Богочеловек или простой человек, который нравственно совершенствовал себя всю жизнь и на кресте победил свой грех? Если Христос только учитель, а не Искупитель, то в этом смысле все основатели мировых религий могут называться «спасителями», так как учили, каким должен быть человек. Здесь Христос ставится в один ряд с Буддой, Магометом, Конфуцием, Пифагором и другими. Если нет искупления, то какая разница между феофанией и воплощением?

Читать еще:  Сказание о втором пришествии иисуса христа. Пророчества о втором пришествии христа и их расшифровка

Ведь Господь говорил через Моисея и пророков. Если дело в научении, то какая принципиальная разница для меня между Нагорной проповедью Христа и голосом, исходящим от Огненной купины? Если нет искупления, а дело в назидании и примере, тогда открывается самая широкая возможность соединения Православия с чем угодно и как угодно, тогда интеркоммунион займет место общей сакральной трапезы, а теософия, как принцип единства во множественности, станет не только оправданной, но даже необходимой.

Ложь искупительной жертвы Христа

* * *
(глава из книги «Тайны Библии. Целостность Человека»)

«Ищите Истину и не поклоняйтесь тем, кто её открыл»
(Будда)

Осознание Главного Заблуждения (см. книгу), отрицающего наличие первородного греха и самого факта наказания со стороны Создателя, делает абсурдной позицию церкви, рассматривающей распятие, как искупительную жертву Христа, берущего на себя грех мира.

Главной целью Христа было не принести себя в жертву, а донести знание об Истине и Духовной силе, скрывающейся в Сердце человека, о чём и свидетельствовал Иисус, пытаясь показать всю силу Любви к нам Истинного Бога (Отца).

«…Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Евангелие от Иоанна гл. 18:37)

«Логос, который превыше всех, был послан только для того, чтобы возгласить о том, что не было известно» (О происхождении мира. Библиотека Наг-Хаммади)

Поэтому когда церковь говорит о жертве Христовой, то необходимо понимать, что её представление о жертвенности искажено рабской психологией перед «могуществом» ложного бога – диавола, пожирающего рабов своих. Попав в полную зависимость и духовное рабство к своему господину (Архонту, духу-мироправителю этого мира), священнослужители стали и проводником его воли, добившись казни Христа через распятие. И сделали они это с одной целью, с целью сохранения собственной власти, власти «князя мира сего», думая, что служат истинному Богу. Но произошло удивительное – Воскрешение, которое показало Величие и Силу Духа Самого Создателя, а также явилось доказательством преступления священнослужителей перед Ним.

Но разве способны слабые духом признать свою неправоту, а тем более подобное преступление? Страх перед наказанием всегда ищет оправдания, что и было сделано их духовными наследниками, которые изменили лишь символ служения, но сохранили ту же духовную суть, питаемую «ядом» страха и осуждения. Их слепое служение, объясняющее распятие Христа, как Его «искупительную жертву», носит оттенок оправдания своих предшественников. Но подобное преступление, заключающееся в убийстве без вины Совершенного Человека, не может иметь срока давности. И ложь, столько времени скрывающаяся за символом распятия, больше не способна прятать свою нелицеприятность и звериный оскал Архонта – бога ревнителя, изливающего свой гнев и осуждение на неугодных.

Необходимо помнить, что Библия – это книга, сформированная из источников, прошедших тщательную церковную цензуру, цензуру духовных рабов «князя мира сего» – «сына погибели», которая отсеивала всё, что дискредитирует саму церковь и её священнослужителей. Но, несмотря на это, в Библии сокрыто большое количество важной информации, способной ответить и на этот волнующий вопрос.

Сейчас же, говоря об «искупительной жертве Христа», гораздо важнее внутреннее решение Самого Христа предстать перед властью правителей. Ведь, судя по Библии, Иисус мог в любой момент покинуть Гефсиманский сад, не дожидаясь своего ареста.

«Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная всё, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?» (Евангелие от Иоанна гл. 18:3,4)

Это ли не повод, трактовать священниками нежелание избежать собственного ареста, как внутреннее решение пожертвовать Собой, ради «искупления греха человеческого»?
Но подобные выводы – это выводы слабых духом, не способных понять человека, познавшего Истину, которая освобождает от иллюзий самого носителя Истины и наделяет его Духовной силой. Познавший Истину не прячет Её, избегая противостояния с Ложью и проводниками этой лжи. Прятаться и избегать противостояния с оппонентами могут только слабые духом и неуверенные в собственной позиции люди.

«Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего; Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» (Евангелие от Иоанна гл. 18:19-21)

Христос прекрасно понимал, что Истина может быть донесена человечеству только Словом и силой Духа, но не мечом и тайными заговорами. Но Он также понимал, что Его явные проповеди не радуют «сильных мира сего», поэтому и подобная свобода действий продолжаться долго не может, о чём и предупреждал своих учеников.

«Уже немного Мне говорить с вами, ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Евангелие от Иоанна гл. 14:30)

Суд над Христом, рано или поздно, должен был состояться, как неизбежное «судилище сильных мира», устраиваемое не для выяснения истины, а для расправы над неугодным, инакомыслящим Человеком. Пытаться бежать от неизбежного – это удел слабых духом, но не Христа! Внутренняя Духовная сила Христа, обнажающая лицемерную суть священнослужителей, была способна лишить их духовного влияния над ведОмым народом, чего, естественно, они не могли допустить.
Христос пытался пробудить внутреннюю духовную силу в людях, чтобы они стали опорой и фундаментом нового Духовного Учения, но этого так и не произошло.

«Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?
Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда» (Евангелие от Иоанна гл. 18:33-36)

Читать еще:  К чему снится испачкаться овсяной кашей. Сонник

«Искупительная жертва Христа» — это ложь, прикрывающая преступное судилище и уводящая в «омут» духовного рабства.
Христос пострадал за Истину, но Истина Его и освободила, наградив бессмертием. Воскрешение Иисуса – это Духовное освобождение, доказывающее истинность Духовного Учения Христа и показывающее человеку путь к этому освобождению. Воскреснув, Христос вернул себе всё, что было даровано Ему Богом, – Разум, Дух и Совершенную Душу, не оставив ничего диаволу. Где же здесь жертва?

Это победа Человека, вырвавшегося из «тисков» духовного рабства «князя мира сего», победа, которую священники всё это время пытались скрыть за «ширмой искупительной жертвы», выставляя Христа, как смиренного агнца, пришедшего на заклание.
Воскрешение Христа – это песня Духовной Свободы, показывающая внутреннюю Духовную Силу, скрывающуюся в самом Человеке!

Крестная Жертва Христа

Человек ушел от своего Небесного Отца еще в Эдемском саду, избрав свой собственный путь, независимый от Творца. С тех пор грех стал преградой между Создателем и человеком. Но любящий Бог не оставил людей в их падении и гибели. Для примирения с человечеством, для того чтобы вернуть Свое любимое творение в состояние вечной жизни, Господь совершил великое чудо, послав в мир Своего Сына. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него… Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 9-10).

Бог создал мир с непреложными духовными и физическими законами. И одним из духовных законов является то, что грех, преступление должны иметь последствия, наказание. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Грехи людей умножились настолько, что человечество своими силами уже никак не могло восстать из бездны греха. Поэтому нужно было, чтобы грех был искуплен, чтобы некто невиновный и безгрешный умер за виновных и грешных, взяв на себя наказание за их преступления.

Жертва Христа Спасителя на кресте за нас – это акт высочайшей Божественной любви. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Бог восходит на крест, чтобы принести Себя в жертву за грехи людей, и тем самым избавить их от греха и вечной смерти. То наказание, которое должны были получить люди, берет на Себя Сам Господь. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Говоря об искупительной Жертве Христа, можно привести следующий образ, который, несомненно, является довольно условным, упрощенным. Допустим, некий юноша, почти еще отрок, совершил преступление. Он должен понести за него очень суровое наказание, например, много лет провести в лагере строгого режима, а может быть, даже умереть. При совершении преступления присутствовал его отец. И вот отец, зная, что сын не сможет понести наказание, что вся его жизнь будет исковеркана, испорчена тюрьмой, а может быть, он и вовсе никогда не выйдет из лагеря и сгинет там навечно, решается на подвиг. Он, будучи сам невиновным, берет на себя преступление сына и несет за него наказание. Тем самым он спасает сына от страданий и смерти и дает пример высочайшей любви и самопожертвования.

Иисус Христос, воплотившийся Бог Сын, стал, по выражению апостола Павла, «новым Адамом» (см.: Рим. 5: 12-21; 1 Кор. 15: 45-49). Он пришел, чтобы исправить ошибки первого Адама, исцелить его раны, восстановить то, что в человеческой природе было повреждено и искажено грехом. Для достижения этой цели Христос прошел весь тот путь, которым проходит каждый человек – путь страданий и скорбей. Чтобы уврачевать человека от болезни, греха и страдания, Спаситель «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17).

Святые отцы проводили такие аналогии: Христос, новый Адам, верит Отцу, тогда как мы поверили змею, избирает волю Отца, тогда как мы выбрали свою. Он смиренно повинуется там, где мы высокомерно превозносились, и совершенным послушанием до смерти изглаживает наш мятеж. В том, что Господь был обнажен на Кресте, Он вылечил обнажение Адама и Евы, которые после грехопадения увидели, что они наги. Христос воспринял Древо Креста вместо древа, от которого вкусили наши прародители, терновый венец – за наше плохое владычество над природой, уксус с желчью – за вкушение запретного плода, смерть – за духовную смерть человека. Руки Иисуса были пронзены, чтобы исцелить протянутую к дереву познания руку Евы. И ноги Его были пронзены, чтобы исцелить ноги, которые убегали от Бога (Ева с Адамом, согрешив, прятались в кустах от Бога). Ударом в ребро было исцелено преступление Евы, взятой из ребра. Таким образом, история земной жизни Христа рассматривается как история Адама, только как бы в обратной перспективе. Все, что было Адамом нарушено, Христом исправлено; все, что в Адаме пострадало, Христом уврачевано.

Таким образом, благодаря Жертве Христа, грех не является больше непреодолимой стеной между Богом и человеком. Господь готов простить даже самого закоренелого грешника, ибо мы все одинаково дороги Ему. Его любви хватит на всех! Но Искупительная Жертва не действует насильно. Поэтому апостол Павел призывает: примиритесь с Богом (2 Кор. 5:20). То есть со стороны человека необходимы встречные шаги к примирению.

Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). Он всегда направлен к человеку, всегда открыт и готов принять нас. Его Божественная любовь никогда не спит, никого не забывает, никогда не устает и не отдыхает. Но при этом Господь не действует по отношению к нам насильно, потому что Он даровал нам свободу выбирать доброе или злое, послушание Ему или непослушание. Именно по Своей любви к нам Бог не нарушает нашей свободы. Господь ждет от нас добровольного движения навстречу. В чем же оно должно проявляться? Во-первых, в правильной вере в Него, и, во-вторых, в нашей жизни в соответствии с верой.

  1. Епископ Иларион (Алфеев). Во что верят православные христиане? Клин, 2008.
  2. Священник Павел Гумеров. Крещение и воцерковление. Подготовка к крещению и первые шаги в Церкви.
  3. Священник Даниил Сысоев. Пять огласительных бесед. М., 2011.

Источники:

http://pravoslavie.ru/37403.html
http://www.stihi.ru/2013/04/20/2885
http://andrey-one.prihod.ru/2016/08/13/krestnaya-zhertva-xrista/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector