Что такое экуменизм с точки зрения православия. Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Содержание

Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Одним из интересных и необычных христианских феноменов является экуменизм. Что это такое, грех и ересь или новое церковной движение, способное покрыть все разногласия и создать одну религию?

Что такое экуменизм

Данное понятие пришло из греческого языка и буквальный его перевод означает обитаемый мир или вселенная. Этимология слова подразумевает такое значение слова — единая вселенная, где правит Иисус Христос.

В современном мире термин трактуют тремя разными путями:

  1. Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.
  2. Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.
  3. Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.

Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью (далее ПЦ), то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается ПЦ полностью еретическим. Таким образом, в рамках ПЦ возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий.

Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.

История экуменизма

Череда серьезных массовых расколов во Вселенской Церкви (между Западом и Востоком, католиками и лютеранами, и протестантами) привело к росту незарегистрированных самовольных общин и длительному конфликту между ними.

Читайте о других конфессиях:

Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году.

В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы. Это привело к единому движению протестантов, а позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими религиями).

Кульминацией экуменического движения стало создание ВСЦ — Всемирного Совета Церквей (1948 год) в Женеве. РПЦ является частью данного совета с 1959 года и поддерживает экуменическое движение в целом, в отличие от католической церкви.

Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:

  • межцерковные службы;
  • общие молитвы и дискуссии;
  • общие собрания и фестивали;
  • богословские консультации;
  • общие диалоги и помощь в социальных вопросах.

Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.

Преследования других религий и христианства

Мировая история и история христианства содержит множество историй нетерпимости (и многие из них нелицеприятные), когда были преследуемы христиане различных ветвей. Одной из наиболее страшных страниц в христианстве стала Варфоломеева ночь, когда католики вырезали множество гугенотов и воды Сены в Париже стали красными от их крови.

Нетерпимость в христианском мире понятие распространенное и чаще всего обусловленное богословскими и историческими отличиями.

Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.

Позже, с признанием христианства как официальной религии в Римской империи началось преследование и уничтожение проявлений иных религий — уничтожались храмы и идолы, сжигались библиотеки. Это наблюдалось на протяжении всей истории христианства. Даже крещение Руси князем Владимиром — это насилие над людьми и проявление нетерпимости.

Сегодня нет такой явной агрессии к представителям другой веры, по крайней мере, открытых столкновений и актов вандализма. Однако пренебрежительное и агрессивное отношение все же присутствует, как и много веков тому назад. Это происходит из множества различных конфессий, каждая из которых убеждена — ее вера в Христа наиболее верная и она является носителем Христовой благодати, а также спасения.

Важно! Переход в иную церковь считается отпадением от истинного учения, поэтому как такового реального экуменизма в мире сегодня нет.

Что такое экуменизм с точки зрения православия

Православная Церковь сегодня — это наиболее консервативное ответвление христианства, поскольку все новые тенденции в ПЦ воспринимаются подозрительно и отвергаются большинством христиан (наиболее яркий пример — отказ перехода на иной календарь). Тем не менее ПЦ готова на межконфессиональный диалог, несмотря на утверждение в «Основных принципов отношения РПЦ к инославию», что только Православие имеет полную Божественную благодать. Это утверждение приводит к мысли, что католикам и протестантам следует покаяться и вернуться в лоно истинной церкви.

Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее. Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием. Объединить же может только Господь.

Читайте о Православной Церкви:

Отношение церковных деятелей

Мнения православных деятелей касательно данного вопроса разнятся, например, диакон Андрей Кураев утверждает, что экуменизм не есть ересь. И хотя с ним не соглашается большинство православных деятелей, он утверждает, что данное движение является всего лишь межконфессиональным диалогом и обменом богословским опытом. Поэтому Кураев рассматривает его как положительное явление и необходимое.

Патриарх Кирилл также близок к признанию его положительным явлением, поскольку часто говорил о необходимости диалога с другими конфессиями и лично участвовал в подобных встречах (встреча с Папой Римским, к примеру). Хотя он понимает, что в православном мире существует твердая оппозиция и неприятие этого движения. Из-за этого, а также крайней изоляции православия, патриарх Кирилл часто выдерживает жесткую критику в свой адрес, особенно после его слов в защиту экуменизма.

Экуменизм и другие религии

Несмотря на то что католики не состоят в ВСЦ, они сделали шаг навстречу сближению после Второго Ватиканского собора и провозгласили свое уважение к иным религиям в ряде документов. В целом они проявляют большую открытость к экуменизму, нежели православные. Например, Польша, являясь католической по большей части, вполне открыта к другим религиям и там не наблюдается враждебного отношения к ним.

Протестанты же твердо убеждены в пользе движения и его необходимости. Подтверждая это, они открыто призывают участвовать с ними в причастии всех, кто признает Святую Троицу. Часто можно услышать их открытые молитвы за глав Католической и Православной Церквей.

Важно! Идеал экуменизма — это реальное равенство и взаимоотношения всех религий.

Однако этот идеал недостижим. Причиной тому является наличие серьезных и многочисленных противоречий. Но для успешной евангелизации всего мира (что является единой целью всех религий) просто необходим межконфессиональный диалог. Он необходимо не только для уменьшения противоречий, но и для совместного влияния христианского мира на развращенное мировое сообщество.

Экуменизм на марше: священноначалие РПЦ все больше поддается соблазну

Рядовое духовенство и православная общественность негодуют, но не могут остановить братания первоиерархов с еретиками.

В субботу в Домжуре эксперты, богословы и представители духовенства собрались вместе на конференции под названием «Православная Церковь и экуменическое движение», дабы обсудить последние вызовы, которые несет с собой постоянно прогрессирующий экуменизм. «Колокол России» также пристально следит за этим явлением, покушающимся на основы православного христианства и, в конечном счете, на христианство вообще. После проведенного по инициативе Константинопольского патриарха Варфоломея Критского собора многие положения экуменизма (учения о единстве и истинности всех христианских конфессий и деноминаций, а затем – вообще всех религий) в православии были юридически закреплены, а значит его апологеты стали еще сильнее.

Русская православная Церковь, как известно, отказалась от поездки на Крит, но сделала это со слабой, невразумительной с точки зрения догматики формулировкой. Мол, болгары и грузины отказались присылать свои делегации, собор получается неполным, его уже нельзя назвать всеправославным (что, конечно, тоже верно – прим. авт.) – ну и мы тогда тоже не поедем. Одновременно наш Священный Синод предложил Патриарху Варфоломею и его команде собрать очередное предсоборное совещание и разрешить все разногласия в Поместных Церквях. Иными словами, кнутом или пряником уговорить непокорных – и дело будет в шляпе, собор можно проводить. Правда, были еще ссылки на несогласие наших православных братьев с содержанием значительной части документов, которые предлагалось принять на Крите. Но основной акцент, повторимся, делался на соборную неполноту.

С защитой чистоты веры у нашего священноначалия, как выясняется большие проблемы. И проблемы эти продолжают усугубляться. В феврале этого года на Архиерейском соборе епископы во главе с патриархом единогласно (по официальным данным с сайта МП) приняли все критские документы. То есть мы шли рука об руку с Ватиканом, Варфоломеем и проталкиваемой ими экуменической доктриной ровно до тех пор, пока возмущение рядовых православных и самоотвержественность предстоятелей Церквей в Грузии, Болгарии, многих епископов в Сербии и Греции уже невозможно было скрывать.

Непосредственно перед Критским собором Синод РПЦ принял к сведению поправки мирян и священников к Критским документам и направил их в Константинопольский Патриархат. Однако карманный секретариат собора ожидаемо отклонил все замечания – их даже не стали рассматривать. Итог закономерен – торжество экуменизма на Крите, разброд и шатания в нашей Церкви. Ведь решение Архиерейского собора по статусу выше любых синодальных заседаний, а значит, де-юре РПЦ по-прежнему также поддерживает начинание Варфоломея и папы римского о «единении всех во Христе».

К сожалению, последние события только лишний раз подтверждают экуменическую ориентацию руководства, о чем будет сказано ниже. А пока приведем выдержки из самых ярких выступлений на прошедшей конференции.

Известный богослов, священник Георгий Максимов, размышляя об истоках экуменизма, привел пример 1000-летней давности, который как никогда актуален и сегодня.

«В начале развития экуменической деятельности ее злотворные плоды еще не были очевидны, тогда наше общество во многом находилось в эйфории от возможного объединения англикан-протестантов и Русской православной Церкви. Хотя уже сто лет назад сторонники экуменизма искажали действительность и представляли англиканскую конфессию как почти православную по своей вере и практике. В те времена и святейший патриарх Тихон и даже святой праведный Иоанн Кронштадтский встречались с англиканскими епископами, но объединения не случилось.

Еще в 1912 году епископ Рафаил Бруклинский, возглавлявший союз протестантов и православных в США, тщательно проанализировал все последствия экуменизма и отверг его как пагубное, недушеспасительное явление, отвращающее человека от православия. Тем не менее, сейчас мы снова наступаем на те же грабли, и нам самое время вернуться к опыту о. Рафаила», – заметил о. Георгий.

Очень важный экскурс в контексте того, что сейчас большая делегация РПЦ во главе с патриархом находится в Британии. Среди прочих мероприятий запланирована беседа патриарха Кирилла и архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби в роскошном Ламбетском дворце на берегу Темзы. Комментируя отношения между англиканами и Московским Патриархатом, глава ОВЦС митрополит Иларион с гордостью заявил следующее:

«Русскую Православную Церковью связывают тесные отношения с Церковью Англии, берущие начало еще в XVI столетии и развивавшиеся в последующие века. Особенно активны наши контакты были во второй половине XX столетия. /…/

Мы с тревогой следим за происходящими в Англиканском сообществе процессами, связанными с либерализацией нравственного учения некоторыми членами этого сообщества, введением сначала «женского священства», а теперь уже и «женского епископата». Сегодня англиканский мир фактически расколот, и мы поддерживаем тех его представителей, которые отстаивают евангельские нравственные нормы».

Уже даже не хочется комментировать тот факт, что «ревнитель» Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви называет сборище открытых геев и лесбиянок «Церковью» с большой буквы – именно так написано на официальном сайте ОВЦС. Впрочем, этот апологет православия активно делает попытки изменить данный пункт уже в нашем, православном Символе Веры, так что удивляться не приходится.

И о «расколе англиканского мира» Иларион говорит исключительно для отвода глаз, чтобы хоть как-то оправдать экуменические контакты священноначалия в глазах православных верующих. На самом деле на официальном уровне никакого раскола у этих инославных нет. Как известно, 26 января 2015 года в кафедральном соборе Йорка официально состоялось рукоположение Либби Лейн – первой женщины-епископа Англии. А в священники женщин там принимают аж с 1994 года, они составляют треть от всего англиканского духовенства. Англичанин Николас Чемберлен, ставший епископом в прошлом году, в сентябре этого года публично заявил, что является геем и что это было известно клиру задолго до его рукоположения.

Таким образом, патриарх Кирилл скоро будет беседовать о чем-то с вполне респектабельным настоятелем «церкви Содома и Гоморры». Можно даже предположить о чем – о скорейшем единении «братьев-протестантов», католиков и православных во Христе. А еще они наверняка будут обсуждать встречу Джастина Уэлби с папой Франциском, которая состоялась совсем недавно – 5 октября. Как и подобает уважаемым экуменистам, беседой дело не ограничилось – в римской базилике Святых Андрея и Григория состоялось совместное богослужение с участием папы и примаса англикан.

Пресс-служба Ватикана по этому поводу с радостью сообщила, что данное сомоление стало первым после разрыва отношений между католиками и англиканами, произошедшего в 1534 году. Что ж, самое время объединять усилия, видимо поэтому 30 сентября в английском Кентербери на межконфессиональную встречу по случаю 50-летия открытия Англиканского центра в Риме съехалось 36 англиканских и католических епископов из 19 стран мира.

Если наш патриарх и его правая рука митрополит Иларион пока стесняются откровенных высказываний, а точнее, побаиваются праведного гнева паствы, то Уэлби уже может позволить себе заявить: «Экуменический дух, в котором наши епископы будут возвещать Евангелие, становится знаком преображения наших общин».

Франциск в данном случае неплохо выступил в роли подпевалы, ответив Уэлби своим мудрым наставлением:

«Будьте инструментами единства в любое время и в любом месте, преодолевая соблазны замкнутости и изоляции: это – великий вызов, способствующий укреплению единства христианской и человеческой семьи, продвигайте смелый и реальный экуменизм в постоянном поиске новых путей».

Как видим, Франциск идет еще дальше и откровенно озвучивает свои планы – объединить уже не только христианскую, а всю человеческую семью. Объединить, естественно, под покровительством наднациональных мировых элит и своим чутким крылом. Фактическое отступление от канонов христианства, присутствие среди епископов нераскаянных грешников – это все мелочи перед столь масштабными целями. Ну а как папа римский молится за мир во всем мире и соблюдает Гаванское соглашение с патриархом Кириллом, «Колокол России» уже рассказывал , приводя в пример видео, в котором Франциск благословляет карателей ВСУ-участников АТО на главной площади Ватикана…

Так что же, плановая встреча патриарха Кирилла с примасом англикан на подготовленной папой-иезуитом экуменической почве – простое совпадение? Не думаем.

Все, что говорили Франциск и Уэлби, полностью укладывается в определение ереси синтетического экуменизма, о которой участникам конференции в Домжуре по скайпу из Греции поведал протопресвитер, доктор догматического богословия Питер Хирс:

«Экуменическая ересь отрицает ту часть Символа Веры, в котором мы говорим о вере в Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь. Как только мы где-то слышим, что данный догмат отрицается или умаляется – надо понимать, что речь идет о синкретическом экуменизме. Это проявляется в следующих примерах (которых нынче пруд пруди – прим.авт.): совместные моления с представителями других конфессий, признание таинств у инославных.

Но совместная молитва предполагает и общую веру с еретиками, именно поэтому она строго запрещена православным. Когда какой-либо священник участвует в этом действе, он таким образом подрывает границы Церкви и делает затруднительной ее спасительную миссию.

А таинства Церкви представляют собой проявления единого таинства Христа, они неотделимы от Тела Христова. Экуменисты признают не только наличие таинств у инославных, но и наличие спасительной благодати в иных конфессиях – опять же отрицается часть Символа Веры о Единой Церкви. Это уже не святоотеческое, а какое-то иное учение. Нельзя предполагать, что Церковь ныне необходимо разделена по каким-то причинам. Апостол Павел по этому поводу задает риторический вопрос: «Разве Христос разделился?» Любое отрицание единства Церкви – это ересь.

Суть ереси экуменизма в том, что нечистый дух мира сего ищет возможности устранения любых границ. Стирание границ между всеми религиями – это, несомненно, попытка забрать у человека и мира вообще шанс на спасение. Практический пример: всем инославным говорят, что они уже находятся в Церкви Христовой – соответственно, их покаяние и возвращение в лоно православия становится ненужным, бессмысленным.

Это активно проявляется в соглашениях на высшем уровне, когда православные и инославные иерархи соглашаются с полным запретом прозелитизма – то есть запрещается проповедь истинной веры (точно такой обоюдный запрет прозелитизма указан в Гаванской декларации, подписанной патриархом Кириллом и папой римским по итогам встречи на Кубе в феврале этого года – прим. авт.). Еще один пример – смешанные межконфессиональные браки, которые на Западе давно стали нормой, также они были одобрены на Критском соборе Поместных православных Церквей в июне этого года», – рассказал священник из Греции.

Кстати, если кто-то подумал, что председатель нашего Отдела внешних церковных связей после фактически сорванного православной общественностью «всеправославного» собора на Крите хоть немного призадумался или взялся за ум, то вы глубоко ошибаетесь. Месяц назад Иларион в очередной раз был принят папой римским со всеми почестями в Апостольском дворце Ватикана и с любовью вручил брату Франциску… частицу мощей преподобного Серафима Саровского.

Зачем католику мощи светоча русского православия, который на Западе не считается святым? Зачем вообще дарить мощи инославным, которые уже давно не почитают мощи собственных святых, выставляя их на электронные аукционы? И наконец, как бы к этому отнесся сам Серафим Саровский? Такими логичными вопросами задается священник Георгий Максимов, не находя на них разумного ответа. Что ж, на ум приходит только одно – экуменисты совершенно потеряли берега от вседозволенности, что в своем желании порадовать «братьев во Христе» готовы на любое святотатство. Мнение мирян, естественно, волнует их в последнюю очередь.

Не рассчитываем, что митрополита Волоколамского вразумят слова самого преп. Серафима, тем не менее, приведем их, так как они полностью соответствуют случаю:

«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет…»

В общем, клир и миряне возопиют, а экуменизм продолжает набирать обороты. И происходит это во многом благодаря первым лицам Поместных Церквей. РПЦ здесь, увы, вовсе не исключение. За этими процессами стоят очень могущественные глобалистские силы, а православие пока остается серьезным препятствием к реализации их планов.

Так как же нам бороться с экуменизмом, где находится его ахиллесова пята? Об этом очень доходчиво рассказал упомянутый нами выше протопресвитер Питер Хирс. Будем считать его завет позитивной нотой, на которой заканчиваем это повествование о борьбе за чистоту православия.

«Прежде всего, надо понимать, что экуменизм – это духовный, а не социальный феномен. Это яркое проявление вероотступничества, апостасии, а также секуляризма – отхода от церковного образа жизни. Многие греческие старцы считают, что в экуменизме заключен дух антихриста, потому что он делает Церковь частью «мира сего».

Ответ на него должен быть, прежде всего, духовный – мы должны восстановить те духовные границы, в которых обретается спасение, восстановить православный образ мыслей и жизни среди людей. Проблема лежит не где-то вовне, а внутри нашей Церкви – внутри ее иерархов, священников и мирян. Мы практически утратили исихастский путь просвещения, очищения и обожения. Поэтому нам необходимо вернуть православное богословие на аскетическую, исихастскую основу. Тогда экуменизм и устранение границ между верами не будут нам угрожать».

Патриарх Кирилл об экуменизме и отношениях с инославием

Патриарх (тогда ещё Митрополит) Кирилл об экуменизме и отношениях с инославием

ЭКУМЕНИЗМ

– Люди слышат, что в Церкви есть экуменизм, что к нам приезжают англикане, кардиналы. И в то же время чаще и больше они слышат, что в Почаеве антикатолическая конференция, в Сергиеве торгуют антикатолическим катехизисом. И у людей начинается непонимание: как же, собственно, относится Православная Церковь к инославным? Откуда такой разнобой? Это неопределенной позиции Церкви или результат какого-то живого в ней развития? Или, пока все было в Церкви придавлено, наверх шло только самое благообразное, а теперь. Как людям, особенно стоящим вне Церкви, объяснить принцип для различения истинно церковной позиции?

– Позвольте начать вот с чего. Почему сейчас существуют такое устойчивое неприятие самого слова “экуменизм”, не говоря уже об экуменической деятельности?

Дело в том, что во времена “застоя” экуменическая деятельность относилась к числу деятельности, разрешенной правительством. Для правительства это было выгодно. Церковь появлялась за границей, следовательно – свидетельствовала о факте своего существования, следовательно – косвенно подтверждала, что в социалистическом обществе может существовать Церковь, и это было каким-то пропагандистским наваром. А у нас в Церкви среди большой, значительной части людей это вызывало аллергию: мол, вот – экуменическая работа Церкви становится частью пропагандистского аппарата государства.

Одному из моих предшественников на посту председателя Отдела внешних церковных сношений, когда он выступал в Московской духовной академии, какой-то незадачливый студент направил вопрос: “Скажите, владыка, чем экуменизм отличается от коммунизма?”. Вот это и отражало такие умонастроения – в сознании людей экуменизм был частью мировой революции. И это очень скомпрометировало экуменизм. А ведь пресса, включая церковную, была подцензурна. И все то, что печаталось об экуменическом движении, было в тех допустимых границах, которые очерчивались цензурой. Это было совершенно неудобочитаемо. Это была карикатура на участие в экуменическом движении. Ведь выделялись те моменты, которые были допустимы с точки зрения цензуры и пропагандистских интересов правительства. Это искажало картину.

У нас люди по-настоящему ничего не знают об экуменизме. Отсюда и еще одно заблуждение: будто мы в экуменическом движении предаем православие. Так вот, для того, чтобы оценить деятельность русских богословов, участвующих в экуменическом движении, чтобы понять, что такое экуменическое движение, нужна о нем полная гласность. Нужны широкие общественные дебаты, и не на уровне лозунгом: “Долой предателей православия!”, “Долой молитву с еретиками!”, а на серьезном интеллигентном богословском уровне.

Сейчас в экуменическом движении кризис. И источником кризиса являются те православные богословы, которых наша внутренняя консервативная православная же оппозиция обвиняет в предательстве православия. Мы являемся источником кризиса, потому что в Канберре, на генеральном ассамблее Всемирного Совета Церквей, и после нее мы – представители не только русской, но всех поместных православных Церквей – заявили о том, что настало время коренных, принципиальных перемен в жизни Всемирного Совета Церквей и всего экуменического движения. Ведь проходят десятилетия, а реального сдвига в плане богословского диалога и сближения позиций, к сожалению, не существует.

Но существует реальный сдвиг в плане совместного свидетельства о Христе, в плане межцерковной помощи и, кроме того – что сейчас очень важно – в выработке общехристианских оценок того, что происходит с нашей человеческой цивилизацией. Позиция по экологии, по экономическим, политическим и социальным проблемам, которые волнуют всех, которые являются знаками кризиса нашей цивилизации – здесь есть определенный сдвиг. Так что прежний образ экуменизма, связанного с пропагандой, отсутствие гласности и знания об экуменизме и – действительно кошмарная ситуация в межконфессиональных отношениях, которая сейчас складывается на территории бывшего Союза. Униатское наступление на Западной Украине перечеркнуло все результаты почти тридцатилетних наших отношений с Римо-Католической Церковью. Началась межконфессиональная война. И тем людям, которые иногда буквально проливают свою кровь на Западной Украине, сейчас говорить о диалоге – все равно, что махать красной тряпкой. И реакция немедленная: кто говорит в таких условиях о необходимости продолжать диалог, является в глазах православных пособником католиков. Но на самом деле, хотим мы или не хотим – другого пути нет. Есть только путь диалога: с католической Церковью, с протестантскими церквами. И несмотря даже на разростающийся межконфессиональный конфликт (который часто смыкается с межнациональным конфликтом) нет другого пути, и мы должны продолжать диалог, потому что иначе – только война.

– А являются ли сейчас Католическая Церковь или протестантские номинации еретическими?

– Строго говоря, ересью называется то учение, которое осуждено собором и которое сознательно опровергает один из догматов. После разделения церквей в 1054 году на православную и католическую, тем более после возникновения в XVI веке реформатских церквей никаких Вселенских соборов не собиралось. Значит, формально ни один вселенский собор не осудил существующие конфессии как еретические. Но в современных конфессиях представлен ведь широчайший спектр богословских взглядов. И несомненно, есть конфессии, о которых мы можем сказать, что в их учении присутствует ересь – то есть, то, что противоречит учению древней неразделенной Церкви.

– А принятие католиками догмата о Непорочном зачатии – делает ли их еретиками?

– Мы не можем так сказать. Мы можем сказать, что этот догмат не присутствовал в предании Церкви первых семи Вселенских соборов. Этот догмат ставит вопрос для богословкого диалога между православными и католиками. И если нам удастся выяснить, что в учении древней Церкви элементы этого догмата присутствовали, то его формулирование не может быть признано еретическим. Если нам удастся доказать, что элементы этого учении в предании неразделенной Церкви не присутствовали, что они созданы заново и не имеют основания в Откровении и Предании Церкви, то тогда мы скажем, что это ересь.

– А Армянская Церковь, о которой в учебниках церковной истории всегда писали, что она еретическая?

– С Армянской Церковь все очень просто. Сейчас закончился богословский диалог между православными и так называемыми “ориентальными” церквами. Эти церкви нельзя назвать еретическими, монофизитскими, потому что они никогда не исповедывали единой природы Христа (Православие исповедует во Христе две природы – прим. tapirr). Вся трагедия взаимоотношений “восточных” православных церквей, к которым относимся и мы, и “ориентальных” православных церквей (это условные обозначения, ведь “ориентальные” в переводе и значит “восточные”) в том, что между нами различия – в терминологии, а не в сути вероучения. И вот сейчас закончился официальный диалог, и обе стороны через этот диалог заявили о полном православии другой стороны. С догматами у членов Армянской Церкви все в полном порядке. И когда в VI веке эта Церковь отделилась от Византийской – это было результатом того, что богословие стало прикрытием, идеологическим обеспечением национальной борьбы за независимость от Византийской империи.

– И сейчас православный священник может с чистой совестью причащать христианина Армянской Церкви? Я знаю случай, когда умирающему армянину, беженцу, было отказано в этом как еретику.

– Здесь нужно различать две вещи: результаты богословского диалога и общецерковный акт о восстановлении общения. Диалог закончился, и все православные Церкви, и восточные, и “ориентальные” заявили о том, что не существует вероучительных различий. Но дальше результат этого диалога должен быть принят Церквами и должен быть произведен соборный акт, признающий результаты этого диалога, причем всеправославный соборный акт. Кстати, по всей вероятности на следующий год будет собрано Всеправославное совещание в Шамбези именно по этому вопросу. И в настоящий момент я бы сказал так: в случае крайней нужды, смертельной нужды можно причастить армянина, он не является еретиком. Но иметь нормальное евхаристическое общение до общецерковного примерения, – рано.

– А евхаристическое общение с Католической Церковью?

– В 1970-х годах Синод принимает решение о допуске к причастию католиков и старообрядцев в случае крайней нужды. Почему такое решение приняли? По пастырским соображениям. В целом ряде районов было много католиков, которые не имели своих храмов и регулярно посещали православные, принимали участие во всех службах, вели себя как “добропорядочные православные”, активные члены православных приходов, и не могли причащаться. А католических церквей вообще не существовало – на многие тысячи верст вокруг. Особенно это касалось Украины. И тогда Синод, учитывая эту ситуацию, разрешил их причащать в крайних случаях. К тому же, Второй Ватиканский Собор разрешил католикам причащаться в православных храмах. И в 1970-х годах у нас был интенсивный диалог с Католической Церковью, и в этом диалоге мы также обсуждали униатскую проблему. Формально все говорили о том, что униатской церкви на Западной Украине не существует. Но было хорошо известно, что всегда были люди, которые разделяли убеждения греко-католиков. И обращаясь к ним, папа Павел VI сказал, что они, оставаясь католиками, находятся под пастырским окормлением Русской Православной Церкви в связи со сложившимися историческими обстоятельствами. И вот для того, чтобы дать возможность этим людям иметь таинства, Синод принял это решение. И мне кажется, что это был правильный путь решения униатской проблемы. В 1980-х годах отменяется решение Синода, причем речь шла только о католиках. Сыграли свою роль два фактора. Во-первых, было довольно сильное давление на Русскую Церковь со стороны Греческой, и особенно афонских монахов, которые утверждали, что это решение Синода является неправомерным. Но, правда, в этому времени начинает меняться и ситуация внутри нашей страны. Тогда еще не было массового открытия католических храмов, но уже было какое-то предчувствие начала этого процесса. И Синод отменил это решение.

– А православные могут причащаться в католических храмах, если они находятся в эмиграции, где нет православных церквей, или в туристической поездке за границу?

– С точки зрения официальной позиции Церкви – не имеют права причащаться в католической Церкви. А что касается реальной жизни, то знаю, что бывало по-разному. Иногда в госпитале на смертном одре принимали русские люди причастие у католиков, хотя это бывало довольно редко.

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/ekumenizm-i-pravoslavnaya-tserkov.html
http://kolokolrussia.ru/duhovne-skrep/ekumenizm-na-marshe-svyaschennonachalie-rpc-vse-bolshe-poddaetsya-soblaznu
http://tapirr.livejournal.com/5232681.html

Читать еще:  Черная свинья во сне к чему снится. К чему снится черная свинья? Приснилась свинья в загоне, дома, на улице
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: