Что такое бытие в философии кратко. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия

Основные формы и диалектика бытия

Историческая эволюция категории бытия и его интерпретации отражает основные этапы развития всей философское мысли, ее движение от исследования природы к изучению человека во всех многообразных способах его существования. Именно она позволила со временем выделить основные формы бытия:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;

2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

3. Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

4. Бытие общества или иначе, социальное бытие.

Природное бытие есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.
Материальное бытие, произведенное человеком, или «вторая природа» – это, не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие, возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам «второй природы» относится и бытие техники.
Во взаимоотношении между первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, как основе создания второй. Вместе с тем вторая природа обладает способностью разрушения «первого» бытия, что делает (при известных обстоятельствах) физическое существование человека невозможным.
В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие. В нем пересекаются: 1) бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи; 2) бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS; 3) бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.
Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют его существование.
Духовный мир человека характеризуется двояким существованием. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида (идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания), его бессознательное (желания, сны, побуждения, патологии) и неосознанное (интуиции, наития, откровения).
Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, центральным моментом которого выступает практика.
В различных философских воззрениях различаются формы бытия и их взаимоотношения. Материализм считает основой природное бытие, субъективный идеализм – субъективное бытие, объективный идеализм за основу берет объективный дух. Разнообразие форм бытия предполагает вопрос о том, что же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира.
Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанция. Эта категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, ни от чего независящую, причину всего и вся, единство сущности и существования.
Философские учения, объясняющие единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи существования двух независимых субстанций. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к материалистам или идеалистам. Оба течения имеют в равной степени фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль, осмысливая по-новому идею субстанции приходит к принципу целостности всего материально-духовного процесса. В нем потенции субстанции актуализируются в процессе развития мира.

Наиболее развернутое изложение диалектики развития бытия представлено в философии Гегеля. Большинство последующих теоретических концепций, базирующихся на диалектике, в той или иной мере опирается на выдвинутые Гегелем идеи и принципы, дополняя и развивая выработанный им понятийный аппарат, но никогда не отвергая его.

Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. В этом смысле гегелевская абсолютная идея — это своеобразный логический принцип рационального объяснения бытия. Сама абсолютная идея изначально погружена у него внутрь логического идеального пространства и должна каким-то образом «вырваться» оттуда. В результате природа оказывается лишь одной из сфер реализации абсолютного духа, инобытием абсолютной идеи, ее внешним воплощением или отчужденной формой. «В природе, — писал Гегель, — мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме овнешнения (EntauBerung), внешнего обнаружения точно так же, как в духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя». Таким образом, природный организм во всех его материальных проявлениях манифестирует идеальную субстанцию, давшую ему бытие, а человеческий разум в актах познания совершает процедуру «идеализации» природы, т. е. выявления ее скрытого идеального номологического и функционального содержания.

Гегелевская диалектика оказала огромное влияние на все последующее развитие философии, привела к становлению особой диалектической культуры мышления, давшей блестящие результаты. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм философского понимания бытия, так как позволяет рассматривать мир как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим универсальным законам.

В русле отечественной философской традиции, сложившейся в XX в., принято выделять три всеобщих закона диалектики: закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и закон единства и борьбы противоположностей. Последний точнее можно было бы именовать законом взаимодействия противоположностей, учитывая, что противоположности бытия могут и не «бороться» друг с другом, а гармонично друг друга дополнять и обогащать.

Законы диалектики не существуют в отрыве друг от друга. Напротив, они реализуются как грани (аспекты) единого процесса развития, давая возможность постигать этот процесс во всем богатстве его содержания. Единство этих законов проявляется в том, что любой предмет или явление есть некоторое качество, представляющее собой единство противоположных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает противоречие, требующее своего разрешения, преодоления. Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением в образовавшемся новом качестве некоторых прежних свойств. И характер качества, и форма разрешения противоречий, и направленность развития целого довольно сильно разнятся, в зависимости от того, имеем ли мы дело с неорганической природой или сферой человеческого духа. Однако эти различия вовсе не исключают принципиального номологического единства между ними. Таким образом, диалектический подход к исследованию развития заключается в поисках источника и движущих сил этого развития (закон взаимодействия противоположностей); в объяснении механизмов развития (закон перехода количественных изменений в качественные) и, наконец, в выявлении направленности развития (закон отрицания отрицания).

Читать еще:  Что означает букам «м» на ладони с точки зрения хиромантии? Какая судьба у обладателя складок в виде буквы «м»? Что означает буква м на ладони.

Основные формы бытия в философии

Философия как разновидность мировоззрения родилась с вопрошания о том, что является сущностью окружающей нас действительности. Едина ли она? Поэтому главным структурным звеном «любви к мудрости» является онтология. Она изучает основные формы бытия. Если посмотреть на перевод этого слова с греческого, то мы увидим, что оно означает «понятие о сущем». Это значит, что онтология занимается тем, что мы называем реальностью. То есть тем, что существует. Но бытие – намного шире, и далеко не всегда, и не в толковании всех мыслителей совпадает с сущим. Без понимания, что же это такое, мы не сможем решить ни одну философскую проблему. Будем ли мы говорить о человеке или природе, материи или пространстве, мы все равно упремся в этот трудные вопрос. Поэтому все остальное философское знание в той или иной степени от него зависит.

Начало всего

Это понятие появилось в античном мире, когда стало недостаточным религиозно-мифологическое объяснение происхождения Вселенной. Можно сказать, что вопрос этот родился вместе с философией, поскольку любая концепция начинается с попытки решить эту проблему. Первые мыслители, изучающие природу, поставили вопрос о том, что стоит в основе бытия. Первым в истории анализу подверг этот феномен Парменид. Однако довольно быстро выяснилось, что это слишком широкий, и в то же время достаточно бедный термин. Он ничего не объясняет. Более того, как утверждал Хайдеггер, за две тысячи лет философствования этот вопрос так и остался открытым. Назовем ли мы так все вещественное в этом мире, то, что можно пощупать? То, что существует «для нас», то есть, субъективно ли оно? А может, это основа всего сущего? Кроме того, мы до сих пор не знаем, что такое небытие, существует ли оно, и совпадает ли с ничто. Сколько копий было сломано по этому поводу за долгие века! Поэтому данный термин можно конкретизировать, связав с тем, что представляют собой основные формы бытия. А это существование всех его проявлений в совокупности. Для удобства люди попытались разделить их на виды и формы. Попробуем в этом разобраться.

Виды бытия

Издавна выделяли две больших группы того, что существует (в мире и в сознании). Это духовное и материальное бытие. По сути дела, обе они вполне исчерпывающе определяют все, что можно увидеть, помыслить и даже придумать в нашем мире. Формы бытия материи обычно связывают с тем, что существует вне человека и его восприятия, само по себе, объективно. Это не только природные вещи, но также разные явления жизни людей и общества. Идеальное бытие – это феномены духовной жизни. Если материальное существование можно описать, как объективную реальность, то мысли, чувства, концепции, идеи – как субъективную. Они зарождаются в сознании индивидуума, но могут стать достоянием всех. Поэтому эти духовные явления часто запечатлеваются в материальной форме текстов, знаков, формул и так далее. В последнее время виды бытия пополнились еще виртуальной сферой. Это понятие родилось в физике и означало потенциальное, возможное или кратковременное существование. Но с распространением компьютеризации и Интернета появилась виртуальная реальность, где человек стал проводить массу времени и пытаться реализовать себя в том, в чем ему не удается этого сделать в реальной жизни.

«Первая» природа

Тривиальностью стало утверждение о том, что мир многообразен. Чтобы в нем разобраться, ученые заключили между собой соглашение, что будут разбивать все его феномены на определенные группы. Все вещи, явления или процессы, объединенные вместе, в один вид, имеют сходство между собой и определенную специфику. Когда мы говорим о том, что такое основные формы бытия, то прежде всего имеем в виду различные процессы, предметы и состояния, которые содержатся в окружающем мире. Это называют «первой природой» — то есть, то, что существует независимо от людей. Оно было до них, и, возможно, их переживет. Это существование природных тел и процессов неразрывно связано с таким понятием, как материальная форма бытия. В древности она отождествлялась с тем, из чего состояли вещи и предметы. Затем к этому добавляется понятие формы (Декарт), протяженности, инертности и веса (Ньютон). Гегель поднимает материю до положения философской категории, существующей независимо от сознания. Она сделалась синонимом всего объективно существующего. Материю ограничивают пространство и время. Формы бытия вещей определяются этими категориями. Хотя философы до сих пор спорят о том, являются ли они реальными, или же представляют собой только феномены нашего сознания.

Пространство и время

Это, как мы уже говорили выше, чрезвычайно дискуссионные категории. За все существование истории философии им давалось множество определений, но все же мыслители не смогли исчерпать их богатство и свойства. К тому же, эти термины очень гипотетичны. Большинство исследователей согласны в том, что пространство – это особая материальная форма бытия. Она характеризуется сосуществованием объектов, их взаимодействием, протяженностью, структурностью, и иными признаками. Пространство часто называют атрибутом материи. Оно придает специфическую характеристику каждой частице мира. В современной философии изучается и время как форма бытия материи. Оно объективно и внутренне связано с пространством и движением. Его характеристики – последовательность, продолжительность, ритмы, темпы. Согласно Хайдеггеру, бытие и время обуславливают друг друга, но очень особенным образом, который недоступен рациональному познанию. Можно только осмотрительно определить какие-то их стороны.

«Вторая природа»

Так называются формы бытия материи, созданные человеком. То есть все, возникшее в результате деятельности людей. Однако эта «вторая природа» зависит от первой. Она представляет собой совокупность различных, созданных человеком вещей. Но они не могли быть сделаны без первичного природного материала. Он был преобразован. Это заводы, машины, здания, города и вспаханные поля, одежда и орудия труда, растения и животные, которые были выведены путем селекции, и так далее. Кроме того, сюда относятся и духовные формы бытия – например, виды знания, творчество отдельных людей, определенные общественные роли и функции. Да и предназначение созданных человеком предметов тоже является частью «второй природы». Можно сказать, что существование этих вещей, процессов, познания представляет собой социальный, природный, духовный и исторический комплекс. С «первой природой» у него очень сложные взаимоотношения. Он может быть с ней в гармонии и противостоять ей, конфликтовать и зависеть от нее. Хотя при всем этом, и «первая», и «вторая» природа представляют собой единое цельное существование.

Читать еще:  Разговор на ты в духовной академии. Разговор на ты: секс и отношения полов

Основные формы бытия человека

Многие философы полагали, что люди – это вещи. Только мыслящие. Ведь человек может быть объектом изучения, в его существовании и поведении есть нечто механистическое. У него есть тело, которое живет по законам природы, подчиняется биологическим ритмам, рождается, болеет и умирает. Поэтому существование людей в качестве предметов, вещей, тоже относится к формам бытия. Но, разумеется, этим они не исчерпываются. Существуют специфические формы человеческого бытия как такового. В этой системе координат люди перестают быть предметами в мире вещей. Они становятся субъектами, которые зависят не только от природы и ее законов. Человек имеет также ту форму бытия, в которое он выступает как существо, обитающее в социуме, наделенное моралью и нравственностью, а также имеющее духовную жизнь.

Три компонента

В то же самое время, люди объединяют в себе, как «первую», так и «вторую» природу. Это взаимодействие является главной особенностью, определяющей специфику формы бытия человека. Ведь каждый индивидуум представляет собой тело (предмет), способный мыслить и чувствовать, существо, находящееся на определенной степени развития или стадии эволюции, а также «политическое животное», которое живет в социуме на данном этапе истории. Для того чтобы человек соответствовал своему определению, необходимо единство всех этих трех компонентов. Он должен иметь способное к жизни тело, заниматься умственной деятельностью, а также быть социализированным и иметь соответствующую мотивацию.

Бытие идеального

Есть еще одна особенность, определяющая специфику существования людей. Это так называемые духовные формы бытия. Это сфера, относящаяся к сознанию человека – как коллективному, так и индивидуальному. Это еще и различные процессы, происходящие внутри личности. Сюда относятся также феномены, имеющие бессознательный характер. Это способности человека воспринимать и объяснять процессы внешнего мира, а также рефлексировать над самим собой. Современная философия полагает, что эта индивидуализированная форма бытия включает в себя различные стороны волевой, мыслительной, интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Одним из высших проявлений ее является самосознание. Однако формы бытия человека не ограничиваются только личностными процессами. Ведь то, что создают люди, приобретает объективированный, надындивидуальный характер. Тогда эти творения – культуры, цивилизации, литературы, искусства, музыки – принадлежат не одному человеку, а становятся достоянием всех. Они, как правило, имеют материальное воплощение в книгах, картинах, зданиях, рукописях, компьютерных файлах и программах, и становятся независимы от своих создателей. Духовные формы бытия в философии также часто отождествляются с видами общественного сознания. Именно их мы имеем в виду, когда говорим о науке, религии, морали, политике и так далее.

Общественное бытие, которое, как полагал Маркс, определяет сознание

Как уже говорилось, человек не может жить в одиночку и быть при этом полноценным. Он является социальным существом. Но основные формы бытия в философии, которые имеют отношение к обществу, для удобства разделяются на два вида. Один из них – это существование индивидов, которых называют социальными субъектами. Это жизнь человека в историческом процессе, его взлетах, падениях, прогрессе и регрессе. Ведь он является основной ячейкой социального, носителем его качеств и отношений. Без индивидуального невозможно коллективное. Анализируя формы социального бытия, выделяют еще и собственно общественную его разновидность. Можно сказать, что речь идет обо всей жизни человечества. О его разных сферах деятельности – производстве и культуре, цивилизации и духовности. Всякий человек ограничен телом, пространством и временем. Но в то же время он является частью целокупности – социума, исторических процессов, культуры, народа. Человек не просто существует как винтик структуры бытия. Оно влияет на него, но и наоборот. Причем эффект от деятельности человека бывает как позитивным, так и негативным. Поэтому всегда стоит помнить о достаточно тривиальной вещи, которую озвучил еще поэт Джон Донн. Что человек не остров, а часть континента, и все, что случается с другими, не проходит для него бесследно.

Бытие и становление

После того, как появилась эта философская категория, мыслители задались вопросом о том, неизменно оно, или же претерпевает трансформации. Так появилось учение о бытии подлинном. Первым поднял эту проблему Платон. Он заявил о том, что истинное бытие неизменно и совершенно. А все преходящие вещи и явления – всего лишь его тени, которые меняются и исчезают. По сути дела, все, что находится в этом мире, с точки зрения философа – это небытие. Ведь все вещи рождаются и умирают, приходя к предназначенному концу. Поэтому они не имеют в себе высшего, бессмертного бытия. Им обладают только нетленные идеи. Своеобразно этот постулат в эпоху Нового времени развил Рене Декарт. С его точки зрения признаком подлинного бытия является способность мыслить. То, что не может этого делать, нельзя признать истинно существующим. Еще более заострил эту проблему в восемнадцатом веке Джордж Беркли, утверждавший, что ни одна вещь не является реальной. Все они существуют только в человеческой мысли.

Рассуждения о подлинном и иллюзорном бытии в современную эпоху

В свою очередь, сторонники материализма, куда относится и марксистская школа, полагали идеализм иллюзорным бытием. Реальным они признавали только существование вещей в этом мире. С их точки зрения бытие материального является вечным, оно только меняет свою форму и разделяется на уровни, включающие в себя и человека, и общество. А вот индивидуальное духовное бытие умирает и исчезает вместе с его носителями. Проблема это осталась нерешенной и в последующие столетия. Классик современной философии Хайдеггер тоже разработал учение о бытии – подлинном и ненастоящем. При этом он тоже использовал популярную у марксистов идею об отчуждении. Речь идет о том, что сознание современного человека подчинено времени, которое изменяется. Тем самым оно отчуждено от бытия. Человек пытается ускользнуть от смерти, рассматривая перспективу будущего. Но он все равно постоянно пребывает под тяжестью забот и угнетенности. Это априорное состояние существования человека в обществе. Он остается вещью среди других предметов мира и понимает собственную конечность. Но в отличие от других объектов, люди связаны с трансцедентным бытием. Они также имеют внутреннюю способность к свободному самовыражению своей экзистенции. Это качество и личностная связь с подлинным бытием могут помочь им достичь правильной жизни. Это возможно, если преодолеть мертвое, спекулятивное мышление, а также спровоцированный этим способом рефлексии раскол мира на объект и субъект, подменивший бытие сущим. Во времена Платона начались поиски предметной основы мира. Тогда формулировались основные формы бытия в философии. Но это привело к отчуждению человека от мира, особенно в Новое время. Эпоха науки и техники привела к «смерти Бога» и ненастоящей жизни. Поэтому Хайдеггер был очень озабочен тем, как привести человека к истинному, «сакральному» бытию. А это способно дать только целостное знание, настоящий язык, подлинное понимание. Таким образом осуществляется контакт с настоящим бытием.

Читать еще:  «Подлинное покаяние совершается только однажды. — А как было с октябрятами-пионерами-комсомольцами

Основные формы и диалектика бытия;

• Бытие и сущее; основные формы бытия

• Бытие вещей, процессов и состояний природы • Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»)

• Бытие человека в мире вещей

• Специфика человеческого бытия

• Бытие индивидуализированного духовного

• Бытие объективированного духовного

Бытие и сущее; основные формы бытия

Целостный мир — это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов, структур, систем, человеческих индивидов. Следуя философской традиции, все их можно назвать сущими, а мир в целом — сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются не иначе как через связи между единичными сущими. Каждое сущее уникально. Неповторимы внешние и внутренние условия, иначе говоря, ситуация существования всего, что есть в мире (или, если выразить это с помощью философской терминологии, неповторимо «наличное бытие» всякого сущего). Определенность сущего характеризует индивидуальность его бытия и его место в целостном бытии. Условия, моменты данного бытия, его «мгновения» никогда не воспроизводятся вновь и не остаются неизменными. Некоторые философы справедливо утверждают, что каждое сущее является носителем неповторимой, только ему присущей сущности.

Признание уникальности (единичности) каждого сущего особенно важно для учения о человеке. Из осознанной уникальности бытия каждого человека прямо вытекает важнейшее правило гуманизма: признавать и уважать в каждом человеке неповторимое существо.

Но как бы ни были уникальны отдельные проявления бытия и как бы ни важна была эта уникальность для людей, все-таки их практика и познание настоятельно требуют, чтобы единичное обобщалось, объединялось в группы, а также в весьма обширные целостности. При объединении единичных сущих в целостности человеческая мысль обязательно учитывает то, как именно единичное существует. Улавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. Таких групп много (мы будем говорить здесь только об основных формах бытия). Различение и объединение того, что существует, под углом зрения принадлежности к специфической форме бытия — отправная точка самой что ни на есть обычной, повседневной жизни людей. Они обязательно учитывают различия форм бытия во всех областях деятельности, хотя не всегда задумываются об этом. Ведь обрабатывать материал природы, к которому не прикасалась рука человека, — в большинстве случаев не то же самое, что преобразовывать вещи и процессы, уже вышедшие из горнила человеческой деятельности; воздействовать на живое человеческое тело и тем более на мысли и чувства людей надо иначе, чем на вещи природы.

И прежде всего надо знать, как те предметы, те данности, с коими имеет дело человек, «присутствуют» в мире, то есть иметь представление о специфике их бытия. Однако при этом человеку — сколь бы конкретные практические задачи он ни решал и как бы ни был он далек от философии — не обойтись без некоторых хотя бы элементарных знаний и навыков, позволяющих «учесть» бытие как таковое. А это, в частности, означает: надо различать сущее и бытие (вопреки тем учениям, где они отождествляются). Однако не только различать, но и связать их. М. Хайдеггер подчеркивал: традиционная философия (даже та, которая именовала себя онтологией, то есть учением о бытии) сосредоточивала внимание главным образом на проблеме сущего. В этом проявилось «забвение бытия», в чем Хайдеггер видел особенность метафизики и мироощущения европейского человечества, обусловившую трагичность его судьбы. Поворот от «только сущего» к «самому бытию» — вот чего требовал Хайдеггер от новой онтологии. И это не праздная и не абстрактная мысль. Действительно, человечество склонно проявлять интерес к сиюминутным проблемам и задачам (к конкретному сущему); в таких, например, «заботах» было создано самое современное оружие массового уничтожения. Людей долгое время мало заботило то, как это скажется на судьбе мира — природы, человечества, цивилизации, культуры. Хайдеггер прав: настало время «озаботиться» самим бытием. Такая задача неразрывно связана с философским осмыслением бытия и его форм.

Проблема форм бытия важна, следовательно, для повседневной практики и познавательной деятельности людей (пусть в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).

Принципиально важна она и для философии. Вспомним: при определении бытия мы сначала остановились на том, что (различные) целостности мира равно существуют и что это придает всем им характер реальности, создает предпосылку единства мира. Теперь сосредоточим внимание на диалектических различиях между основными формами бытия — диалектических в том смысле, что не будут упущены из виду всеобщие связи бытия, взаимосвязи между этими формами.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Первые три формы будут рассмотрены в данной главе, а четвертая форма анализируется в главе, посвященной обществу.

Источники:

http://studopedia.ru/14_62482_osnovnie-formi-i-dialektika-bitiya.html
http://www.syl.ru/article/168306/new_osnovnyie-formyi-byitiya-v-filosofii
http://studopedia.su/11_25751_osnovnie-formi-i-dialektika-bitiya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector