Что представляет собой знание. Знание (понятие)

Знания — это. Понятие, категории и структура знаний

Когда мы говорим о знаниях, все — от мала до велика — понимают, о чем идет речь. Но если попросить кого-либо дать четкую формулировку, охарактеризовать сущность понятия «знания», справится далеко не каждый. В чем же она состоит? О понятии и структуре знаний мы и поговорим сегодня.

Слово в словаре

Определения понятия «знание» в словаре выглядят следующим образом:

  1. Обладание определенными сведениями, осведомленность в одной или нескольких областях. (Чтобы быть хорошим педагогом нужно обладать знанием жизни).
  2. Результат познавательной деятельности, который проверен практикой, ее адекватное отражение в людском сознании. (Знание основ предмета – вот конек этого студента).
  3. Набор сведений в области какой-либо науки или ее отрасли. (Знания, полученные на уроках английского, очень помогают Егору в путешествиях за границу).

Рассмотрим эти толкования более подробно.

Истинное знание

Как указано выше, в одном из значений слово «знание» — это итог такого вида человеческой деятельности, как познание мира. Как правило, под знанием подразумевается лишь такой результат познания, которому присуща неизменная истинность. Этот результат должен быть обоснован либо фактически, либо логически и подразумевает проверку чувствами или практикой.

Таким образом, при рассуждении о знаниях чаще всего имеются в виду знания, являющиеся истинными. Истинным знанием считается правильное отражение окружающей действительности в мышлении конкретного человека или в общественном мышлении. То есть оно является идеей, описанием или же сообщением о том, что существует на самом деле.

Получение истинных знаний, представлений о глубинной структуре явлений и предметов, об их значимых взаимосвязях является целью науки, для осуществления которой она применяет научные методы.

Узкий и широкий смысл

Знание отдельного человека или группы людей – это владение информацией, которая проверена тем или иным способом и дает возможность решать какие-либо практические задачи. Знанию противопоставляется незнание (то есть дефицит проверенных сведений о чем-либо), а также и вера.

Такое понятие о знании является более упрощенным, более узким толкованием знания. Если говорить о более широкой, философской интерпретации, то, согласно ей, знание является образом реальности субъекта, существующим в виде понятий и представлений. Широкий подход к пониманию знания делает его ближе, приравнивает к понятию информации. А это приводит к постановке сложного вопроса о видах знания, таких как:

  • Истинное и ложное (дезинформация).
  • Обыденное.
  • Знание, понимаемое как мнение.
  • Знание в виде оценки.
  • В виде подражания.

Как правило, знание фиксируют, придают ему объективность, выражают с помощью языковой или другой знаковой системы или формы. Но исходя из того, что понимать под знанием, возможен и вариант утверждения, что оно также может фиксироваться в чувственных образах, получаться через непосредственное восприятие.

Многообразие форм

Процесс познания не ограничивается только научной сферой. Знание в различных его формах присутствует и за рамками науки. При этом всем формам общественного сознания присущи специфические, характерные только для них формы знания. Здесь имеются в виду, например, такие виды сознания, как наука, философия, политика, религия, мифология.

Кроме этого, различаются еще и формы знаний, которые имеют такие основы, как понятийная, символическая, художественно-образцовая.

К первым в истории формам знания относится игровое познание. Оно построено на правилах и целях, которые условно принимаются участниками действия. Эта форма дает возможность возвыситься над повседневной жизнью, не задумываться о получении выгоды, вести себя свободно, насколько это позволяют нормы, установленные в игре. При этом допускается обман партнеров и утаивание истины.

Данный вид познания окружающего мира носит характер обучающе-развивающего. В процессе его осуществления выявляются возможности и способности человека, раздвигаются психологические границы при общении.

Какие виды знаний бывают?

Существуют самые разные виды знаний. К ним относятся, например, такие, как:

  • Научные знания.
  • Вненаучные.
  • Обыденно-практические (здравый смысл).
  • Интуитивные.
  • Религиозные.

Далее рассмотрим подробнее некоторые из них.

Обыденно-практическое

Это знание, которое появилось в самые ранние исторические периоды. Сведения, которые оно содержало, были элементарными данными о природе и обо всем окружающем мире. Они, в частности, включали в себя:

  • Простой здравый смысл.
  • Различные приметы.
  • Назидания старших младшим.
  • Рецепты приготовления пищи и снадобий.
  • Личный опыт отдельных людей и их групп.
  • Сложившиеся традиции.
Читать еще:  К чему снится рыба с зубами женщине. К чему снится рыба с зубами

Обыденно-практическому знанию присущ характер устности, несистемности, бездоказательности. Оно служит основой, на которой зиждется ориентация людей в окружающей среде, основывается их каждодневное поведение и предвидение событий. Как правило, в нем присутствует множество ошибок и противоречий. Оно относится к вненучным.

Научное и вненаучное знание

Научное — это знание, которое в отличие от обыденно-практического, основывается на рационализме, объективности и универсальности. Оно претендует на всеобщую значимость. Научное познание является действием, в процессе которого добывается истинное, объективное знание. В его задачу входят описание, объяснение, а также предсказание процессов и явлений, присущих действительности.

В ходе развития такого вида познания случаются научные революции, в процессе которых происходит смена теорий и принципов. Их сменяют периоды нормального научного развития, когда идет углубление знаний и их детализация.

Характерными чертами научного знания являются его:

  • Основанность на логическом мышлении.
  • Наличие доказательств.
  • Повторяемость результатов.
  • Стремление к избавлению от ошибок и к снятию противоречий.

Форма научного знания является самой младшей среди прочих форм, относящихся к вненаучному знанию. Существует мнение, что последнее не является чьей-либо выдумкой, оно генерируется определенными интеллектуальными сообществами по другим нормам и эталонам, отличающимся от рационалистических. У них есть свои собственные источники и инструменты познания. В истории культуры эти формы знания, относимые к области вненаучного, объединяются в таком понятии, как эзотеризм.

Какими бывают научные знания?

Научные знания по способу их получения подразделяются на два вида. Они могут быть:

  • Эмпирические, получаемые на основе чувственного опыта или методом наблюдения.
  • Теоретические, добываемые с помощью анализа абстрактных моделей.

Нужно отметить, что научные знания в любой ситуации должны опираться на доказательства, будь они эмпирическими или теоретическими. Теоретические знания основываются на абстракциях и аналогиях, схемах, отражающих природу и структуру объектов. А также процессы их изменения, которые протекают в предметной области. Эти знания помогают в объяснении различных явлений и могут быть использованы для прогнозов, касающихся поведения объектов.

Виды вненаучных знаний

Кроме уже рассмотренных обыденно-практических, существуют и другие виды вненаучных знаний, это:

  • Паранаучные – несовместимы с имеющимся познавательным стандартом, включают мысли или учения о различных феноменах, не объясняя их с точки зрения критериев, присущих науке.
  • Лженаучные – это знания, с помощью донесения которых сознательно эксплуатируются предрассудки и домыслы. Их характеризует нетерпимость к доводам их опровергающим, претенциозность, малограмотный пафос. Не обладают универсальностью, систематичностью, обнаруживают себя через квазинаучность.
  • Квазинаучные – ищут приверженцев через опору на принуждение и насилие. Обнаруживают свой расцвет в условиях, когда наука имеет строго иерархическую структуру, когда пресекается критика, жестко проявляется идеология. Например, шельмование кибернетики, «лысенковщина».
  • Антинаучные – сознательно искажающие научные представления об окружающем мире. Связываются с вечной потребностью человека найти простое лекарство от всех недугов. Возникают во времена нестабильности в обществе.
  • Псевдонаучные – проявляются в интеллектуальной активности, которая спекулирует на популярных теориях (о снежном человеке, лох-несском чудовище).

Знание

Найдено 8 определений термина Знание

Знание

результат познания, совокупность научных сведений из соответствующей области; это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Знание

проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Знание

результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).

Знание

отражение в голове ребенка свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, понятия, термины, определения, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания).

Знание

в широком смысле слова) — проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения.

ЗНАНИЕ

в широком смысле слова) — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Знание

др.-рус. – делать известным) языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существуют в форме понятий, суждений, законов и т.д. Оно имеет структуру (конкретное и абстрактное знание), функции (оперативное и перспективное знание) и содержание (тему, объект, предмет языкового отражения). Оно существует в письменной и устной форме. Знание – это интеллектуальная собственность и общественное достояние. Это одно из начал человеческой жизни как личности, как общественного существа. Некоторые, наиболее глубокие знания носят сакральный характер и открываются, т.е. становятся доступными далеко не всем. Лишь талантливые ученые, поэты, художники «видят» в действительности значительно больше, чем большинство людей. В системе образования дидактическим эквивалентом знаний является содержание образования (обучения). В этом смысле здесь знание – это результат учебной деятельности учащихся, учебная информация, ими усваиваемая. Усвоенные знания есть основа умений и навыков. Знание беспредельно, исторично, динамично.

Читать еще:  Роза поздравляем с днем рождения. Поздравления с днем рождения розе

ЗНАНИЕ

продукт познания (представления, понятия) людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества. Знания не являются неизменными. Они все время развиваются, уточняются, углубляются. Иногда существенно изменяются, перестраиваются. Не бывает обезличенных знаний. Знание всегда чье-то, его нельзя купить, украсть. Информация безубъектна. Есть жажда знаний и информационный голод. Знания впитываются, информация жуется и глотается. Идеал – школа персонального, личностного, живого знания, в котором слиты значение и смысл. Необходимое требование к знаниям, усваиваемым в процессе обучения, – их систематичность. Знание должно охватывать все основное в изучаемой области действительности, равно как и все существенное для каждого усваиваемого понятия. Вместе с тем знания должны быть взаимосвязаны, иметь определенную логическую структуру и усваиваться в определенной последовательности. Неотъемлемые качества подлинных знаний – их осознанность, осмысленность. Знания характеризуются глубиной проникновения в сущность изучаемых предметов или явлений и широтой, степенью полноты охвата предметов и явлений данной области действительности. Знания играют роль в умственной жизни людей. Наличие знаний и правильно избранный путь их усвоения — первостепенная предпосылка умственного развития. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без знаний оно вообще невозможно. Знания являются составной частью мировоззрения человека, служат одним из источников склонностей, интересов человека, необходимым условием развития способностей и дарований. Поведение людей может расходиться с имеющимися у них знаниями.

Найдено схем по теме Знание — 0

Найдено научныех статей по теме Знание — 0

Найдено книг по теме Знание — 0

Найдено презентаций по теме Знание — 0

Найдено рефератов по теме Знание — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

ЗНАНИЕ

ЗНАНИЕ – форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания [ПОЗНАНИЕ].

Со времен элеатов, атомистов и Платона знание характеризуется через противоположность мнению [МНЕНИЕ]. Глубокое, полное и совпадающее с объектом знание противопоставляется иному – поверхностному, фрагментарному и отклоняющемуся от подлинной реальности знанию, фактически лишаемому позитивного статуса и объявляемого заблуждением [ЗАБЛУЖДЕНИЕ]. Это – онтологическое представление о знании как образе скрытой реальности, которое постольку состоятельно, поскольку совпадает с последней (теория корреспонденции). Использование вещных аналогий («копия», «слепок», «отпечаток», «отражение») обнаруживает истоки данного представления в сакральных верованиях симпатической магии, согласно которой подобное таинственно порождается подобным. Современные реалистические эпистемологии стремятся десакрализировать процесс «пересадки в голову» предметного содержания с помощью достижений нейрофизиологии и теории информации. Античный скептицизм и сократическая диалектика, напротив, связали знание в большей степени с методом его получения, чем с предметом-прототипом. Всякое мнение или убеждение нуждается в процедуре обоснования, чтобы обрести позитивный познавательный статус. Знание тем самым рассматривается не как связь ментального состояния с его прототипом во внешней реальности, а как согласованность элементов опыта между собой, выступающая в форме оправданного убеждения, связи высказывания, дискурсивной системы (теория когеренции). Такой подход, представленный в новое время картезианством и берклианством и означавший переход от онтологического к собственно теоретико-познавательному образу знания, дает возможность современным философам-аналитикам фактически редуцировать теоретико-познавательные проблемы к лингвистическим.

От Аристотеля ведет начало целый ряд представлений о знании, в том числе о знании как умении. Знать нечто (ремесло, язык, обряд) означает уметь практиковать, пользоваться, воспроизводить его. Знание рассматривается как схема деятельности и общения, как функция всякой человеческой активности (функционализм). Этот подход, представленный сегодня социологическими и прагматистскими эпистемологиями, сочетает в себе элементы теорий корреспонденции и когеренции.

В настоящее время назрела необходимость расширить традиционное, идущее от И.Канта и К.Поппера представление о форме знания как утвердительном высказывании с субъектно-предикатной структурой, с которым всегда может быть сопоставлена истинностная оценка. Уже Аристотель фактически признавал многообразие типов знания (эпистеме, докса, пистис, техне, эмпейриа и т.п.). Не только обыденное суждение, эмпирическое протокольное предложение или научная теория, но и философская проблема, математическая аксиома, нравственная норма, художественный образ, религиозный символ имеют познавательное содержание. Все они характеризуют исторически конкретные формы человеческой деятельности, общения и сознания, связанные с адаптацией, ориентацией и самореализацией во внешнем и внутреннем мире. Поэтому полная дефиниция термина знания может строиться лишь по принципу «семейного сходства» (Л.Витгенштейн), как исчерпывающая типология знания, совмещающая разные принципы выделения типов.

Средневековые дискуссии об универсалиях и сферах компетенции науки и теологии поставили проблему опытного и вне-опытного знания. Она выступала в форме соотношения приобретенных и врожденных идей (Декарт), впечатлений и идей (Локк, Беркли), истин факта и истин разума (Лейбниц), области эмпирического (апостериорного) и трансцендентального (априорного) (Кант). Чувственная образность, зависимость от условий, частный, приблизительный характер опытного знания отличает его от умозрительности, абстрактности, точности, безусловной всеобщности внеопытного знания. Однако в настоящее время не представляется возможным обосновать существование абсолютно внеопытного знания – во всяком знании выявляются опытные элементы. При этом сам опыт перестает пониматься как нечто монолитное и однообразное (индивидуальный и коллективный, творческий и рутинный, практический и мысленный и т.п.), поэтому противоположность опытного и внеопытного знания рассматривается как относительная, связанная с взаимодействием разных контекстов опыта. Так, сложные логические структуры, выступающие для индивида в конкретной ситуации как априорные, являются для него же результатом постепенного развития его опыта логического мышления, а в конечном счете – плодом совокупного коллективного человеческого опыта. И напротив, простейший чувственный опыт (ощущения цвета, вкуса, запаха) обнаруживает по отношению к индивиду и группе элементы внеопытности, коль скоро в нем определяющую роль играют устойчивые, общепринятые вкусы, предубеждения, традиции.

Читать еще:  Милосердие по отношению к себе. Что значит - быть милосердным? Не бойтесь делиться: пример милосердия заразителен

Оппозиция практического и теоретического знания не совпадает с делением по критерию опытного содержания или происхождения. И теоретическому, и практическому знанию соответствует собственная сфера опыта, и их различие кроется, скорее, в формах функционирования знания. Так, практическое знание вплетено в деятельность и общение, слито с ними, направлено на их ситуационное обслуживание и обладает слабой рефлективностью. Оно не вырабатывает смыслы, которыми обладают предметы и способы деятельности, но транслирует их в данную практику из других контекстов опыта. В практической политике, к примеру, доминируют, помимо элементов научности, заимствованная из религии оппозиция сакрального и профанного, мифотворчество и магическая методика подмены терминов и ситуаций, психологическая и биологическая (организмическая) терминология. В производственной практике воспроизводятся как научно-технические знания, так и натурфилософские образы слитности человека и объекта, человека и орудия, отождествления природы с Богом, организмом, машиной.

Теоретическое знание (философия, теология, идеология, наука), напротив, ориентировано на выработку новых смыслов и внесение их в реальность. Оно в той или иной степени дистанцировано от объекта и содержит, скорее, схемы специфической деятельности (дискурса, исследования) и общения (диспута, диалога), обретающие форму понятий, законов, теорий в ходе их рефлексивной разработки. Практическое знание имеет, как правило, неявный, невербальный, ритуализированный характер (М.Полани), в то время как теоретическое знание предполагает явную текстуально-словесную форму. Оба эти типа знания содержат дескриптивные и нормативные компоненты, но только теоретическое знание предписывает законы самой природе (естествознание). Теоретическое и практическое знания могут содержать научные и вненаучные элементы, причем само понятие научного знания не исчерпывается какой-либо дефиницией в образе родовидового отличия, но формулируется исходя из его социологической принадлежности науке как социальной системе. Всякий тип знания может быть содержательно охарактеризован только как элемент целостного культурно-исторического комплекса (науки, техники, религии, мифа, магии). Поэтому исчерпывающая типология знания фактически совпадает с историей культуры. В самом общем виде знание можно определить как творческое, динамическое измерение сознания, коль скоро всякое сознание существует в форме знания. Знание выступает как объективная идеальная форма всякой деятельности и общения, как их возможная форма в том смысле, что оно представляет собой предпосылку расширения горизонта человеческого бытия. Знание есть не только преобразование опыта в сознание путем структуризации, обозначения его элементов, не только фиксация опыта в социальной памяти. Оно является способом трансформации знаковых систем, сознания, деятельности и общения, придания им новой формы, т.е. нового смысла и значения. Знание возникает как осмысление человеком контекстов своего опыта. В таком случае всякий тип знания выступает как смысл, вносимый в специфическую реальность (производственную практику, социальную регуляцию, ритуальный культ, языковый текст). Тем самым знание есть различение этих реальностей и контекстов опыта как возможных сфер реализации человеческих способностей. Способность знания служить расширению культурно-исторического контекста человеческого бытия есть основа для его оценки в терминах таких оппозиций, как точность-приблизительность, достоверность-вероятность, сущность-видимость, творчество-репродукция, истина-заблуждение. В отличие от задачи когнитивных наук, философский анализ знания связан прежде всего с пониманием его не как информации о внешней и независимой реальности, но, напротив, как элемента мира человека, говорящем о способности его вносить идеальный порядок и смысл в реальность, создавая тем самым предпосылки ее практической трансформации. См. также Знак [ЗНАК], Значение, Сознание, Смысл.

Литература:

1. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990, гл. 3–4;

2. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980;

3. Полани М. Неявное знание. М., 1985;

4. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1957;

5. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания. – В кн.: Теория социальных эстафет. Новосибирск, 1997;

6. Теория познания (под ред. В.А.Лекторского и Т.И.Ойзермана), т. 1. М., 1993;

7. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978;

8. Ayer A. The Problem of Knowledge. L., 1956;

9. Bloor D. Knowledge and Social Imagery. L., 1976;

10. Chisholm R. Theory of Knowledge, Englewood Cliffs, 1977;

Источники:

http://www.syl.ru/article/382037/znaniya—eto-ponyatie-kategorii-i-struktura-znaniy
http://didacts.ru/termin/znanie.html
http://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%97%D0%9D%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector