Что означает символ меч в православии. Меч – значение в символике

Что означает символ меч в православии. Меч – значение в символике

Наш телефон:
8 495 973-11-63

Меч символизирует силу, власть, достоинство, лидерство, высшую справедливость, свет, мужество, бдительность. На метафизическом уровне он олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность.

Обоюдоострый меч — важный образ божественной мудрости и правды. В Откровении Иоанна меч исходит из уст Христа как символ непобедимой небесной истины. В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество. Вишну часто изображали с огненным мечом познания в руках.

Во многих мифологиях меч имеет амбивалентное значение, в котором, в основном, противопоставляется жизнь и смерть. Меч разделяет и отделяет — душу от тела, небо от земли. В некоторых традициях меч служит мостом в другой мир (например, мост Чинват в Древнем Иране).

И в то же время состоящий из лезвия и рукояти, меч является символом соединения, союза, особенно если принимает форму креста. Пожалованием меча сопровождалось принятие в рыцарское братство; положив руку на меч, произносили клятвы, обусловливавшие жизнь или, в случае их нарушения, смерть. Культ меча особенно заметен в японской традиции и у рыцарей Средневековья .

Меч известен как символ жизненной силы и атрибут бога войны. Меч может отождествляться с молнией богов-громовержцев (священный меч Сусаноо, сверкающий меч Яхве, меч-молния Индры, пламенеющий меч Вишну).

Меч облечен магической властью отражать силы тьмы. Часто огромный, изготовленный из небесного огня, он служит оружием богов Солнца и культурных героев, которые с его помощью сражаются с чудовищами (Мардук, разрубающий Тиамат; архангел Михаил, мечом повергающий Люцифера). Меч часто защищает девственницу от хтонического чудовища (Персей и Андромеда, святой Георгий).

При изготовлении этого грозного оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Отсюда и многочисленные легенды о волшебных мечах, таких, как Экскалибур — меч короля Артура.

Меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря своей форме служит мужским, солнечным символом. Восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало.

В индуизме Калки — предсказанное будущее воплощение Вишну — изображается на белом коне, держащими обычные эмблемы Вишну и оружие, подобное мечу. Калки будет рожден в конце Калиюги, нынешней темной эпохи, и возвестит начало новой юги. В ведической традиции меч символизирует молнию.

В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, символ просветления. «Подобно тому, как меч рассекает узлы, так и разум достигает самых укромных уголков буддийской мысли». Манджушри, один из трех главных бодхисаттв в буддийской мифологии, изображается держащим в поднятой правой руке пылающий меч и в левой руке книгу.

У даосов меч символизирует проникающее в суть явления озарение, победу над невежеством.

У японцев меч — это мужество, сила. Наряду с жемчужиной и зеркалом, священный меч, подаренный Сусаноо богине Аматэрасу, принадлежит к Трем Великим Сокровищам Императора. Бог бури Сусаноо добыл его в сражении с восьмиголовым драконом.

В скандинавской мифологии упоминается меч Фрейра, который сражался сам по себе, и меч Хеймдалля, стража у моста-радуги Биврест.

По древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему его счастливейшим из смертных, на один день свой престол. Дамокл внезапно во время пира увидел над своей головой меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия, постоянно присутствующую опасность при кажущемся процветании. «Дамоклов меч» — образное выражение, означающее постоянно угрожающую опасность при видимом благополучии.

В христианстве меч олицетворяет страсти Господни, мученичество. Он является оружием архангела Михаила, а также используется в качестве атрибута многих святых. С помощью меча отсекается все недостойное и бесплодное, «всякое дерево, не приносящее доброго плода». Библейские херувимы с огненными мечами охраняют врата рая. Меч при этом символизирует начало высшей справедливости.

У мусульман меч символизирует священную войну против неверных, а также войну человека против его собственного зла.

У алхимиков волнистые, напоминающие язык пламени, обоюдоострые мечи символизируют очищающий огонь, который, подобно духу, убивает и воскрешает к жизни.

***
Подобен сверканью моей души блеск моего клинка:
Разящий, он в битве незаменим, он- радость для смельчака.
Как струи воды в полыханье огня, отливы его ярки,
И как талисманов старинных резьба, прожилки его тонки.

Читать еще:  Во сне идти с ясновидящей. К чему снится ясновидящая женщина

А если захочешь ты распознать его настоящий цвет,
Волна переливов обманет глаза, как будто смеясь в ответ.

Он тонок и длинен, изящен и строг, он — радость моих очей,
Он светится радугой, он блестит, струящийся как ручей.

В воде закалились его края и стали алмазно тверды,
Но стойкой была середина меча — воздерживалась от воды.

Ремень, что его с той поры носил,- истерся — пора чинить,
Но древний клинок сумел и боях молодость сохранить.

Так быстро он рубит, что не запятнать его закаленную гладь,
Как не запятнать и чести того, кто станет его обнажать.

О ты, вкруг меня разгоняющий тьму, опора моя вбою,
Услада моя, мой весенний сад, — тебе я хвалу пою.

Меч
Отрывок

1
Меч создал справедливость.

2
Насильем скованный,
Отточенный для мщенья, —
Он вместе с кровью напитался духом
Святых и праведников,
Им усекновенных.
И стала рукоять его ковчегом
Для их мощей.
(Эфес поднять до губ —
Доныне жест военного салюта.)
И в этом меч сподобился кресту –
Позорному столбу, который стал
Священнейшим из символов любви.

3
На справедливой стали проступили
Слова молитв и заповеди долга;
«Марии — Деве милосердной — Слава».
«Не обнажай меня без нужды,
Не вкладывай в ножны без чести».
«In te, o Domine, speravi!» –
Восклицают средневековые клинки.
Меч сосвященствовал во время Литургии,
Меч нарекался в таинстве крещенья.
Их имена «Огклер» и «Дюрандаль»
Сверкают, как удар.
И в описях оружья
К иным прибавлено рукой писца:
«Он — фея».

4
Так из грабителя больших дорог
Меч создал рыцаря
И оковал железом
Его лицо и плоть его; а дух
Провел сквозь пламя посвященья,
Запечатляя в зрящем сердце меч,
Пылающий в деснице Серафима:
Символ земной любви,
Карающей и мстящей,
Мир рассекающий на «да» и «нет»,
На зло и на добро.
«Si! Si!- No! No! —
Как утверждает Сидов меч «Тисона».

Удел клинка

Оружье предка, позабыла сталь
Бои с их голубым Монтевидео
В надежном окружении Орибе,
Великими Полками, долгожданной
И легкою победой при Касерос,
Запутанным, как время, Парагваем,
Свинцом двух пуль, вошедших прямо в грудь,
Водой, порозовевшею от крови,
Отрядами повстанцев Энтре-Риос,
Комендатурой между трех границ,
Конем и пиками дремучих дебрей,
Сан-Карлосом, Хунином и концом.
Бог дал той стали блеск. Она незряча.
Бог дал ей героизм. Она мертва.
Спокойна, как трава, она не помнит
Мужской ладони, ратного огня,
Источенной годами рукояти
И меченного родиной клинка.
Простая вещь среди других вещей,
Задвинутых в музейную витрину,
Всего лишь символ, тень и силуэт –
Кривой, нещадный и забытый всеми
Не хуже, думаю, чем ты и я.

Копилка знаний

Свежее:

Выгонка дегтя

Обработка дегтярной воды

Пек. Отвердевшая смола

Навигация по записям

Меч как символ

Меч – это больше чем просто оружие, меч – это символ. Мощный символический характер меча проявляется до настоящего времени. Меч постоянно используется в качестве символа, и в военном церемониале различных армий земного шара меч продолжает играть большую роль. С одной стороны, меч представлял собой, по крайней мере в средние века, мировоззренческий символ. Не случайно, что рыцарский меч в профиль похож на христианский крест. Загнутые вниз дужки крестовины стали встречаться только с XV века. До этого мы встречаем исключительно прямые дужки крестовины, для чего нет никаких функциональных причин.

Более четырех столетий у меча была почти всегда форма креста – фактически в средние века крестовину меча называли просто крестом (в отличие от нее исламская сабля соответствует изгибу полумесяца). Таким образом, оружие было сознательно приравнено к христианскому идеалу рыцарства. Так, кандидату в рыцари при посвящении часто вручали освященный священником меч. Другая мировоззренческая символика разъясняется стихотворением XIII века «Орден кавалеров»: не только профиль, но и оба лезвия имеют особое значение. Одно лезвие должно было защищать слабых от сильных, а второе – бедных от богатых.

Возможно, многим христианам XXI века от приравнивания меча к кресту станет не по себе, но двум местам из Библии (Исаия 2 ,4 и Михей 4,3), которые так охотно цитирует современная церковь, проти вопоставлены два других места: «Приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши – на копья; слабы й пусть говорит: “я силен”. (Иоиль 3, 9-10). И такая склонность к насилию и войне имеется не только в Ветхом, но и в Новом Завете. Так, от имени считающегося в целом абсолютно мирным Иисуса, например, говорится : «Не думайте, что Я пришел принести м ир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Матфей 10, 34)

Читать еще:  Маме снится парень в белом. Милая дама, как символ благополучия

Наверное, важнейшим аспектом средневекового меча была его функция государственного символа. Уже в ранее Средневековье предводитель отличался от простого воина тем, что он обладал мечом. В среднем и позднем Средневековье мечи появились и у простых воинов, а меч стал просто символом рыцарства. Рыцарь учился обращению с оружием с детства. В семилетнем возрасте он покидал родительский дом и переезжал ко двору дружественного рыцаря, чтобы там в качестве пажа проходить обучение. Наряду с многочисленными другими навыками, паж учился обращаться с деревянным мечом. В 13 лет паж становился оруженосцем и уже мог участвовать в боях. Через шесть- семь лет обучение заканчивалось. Теперь оруженосец мог сам стать рыцарем или как «Благородный оруженосец» продолжать службу дальше. Различие между оруженосцем и рыцарем было не слишком большим: «В бою он носил то же вооружение, что и рыцарь, лишь свой меч он не мог носить на поясе, он крепил его к луке седла». (Schlunk 1 Giersch. S . 21). Чтобы оруже носцу стать рыцарем, он должен был пройти посвящение в рыцари .

«Новый » профиль клинка: меч позднего Средневековья сильным кол ющим ударом загонялся в стык лат.

Для высшей знати проводилась еще церемония ведения меча. И только после этого нового рыцаря торжественно опоясывали мечом. Таким образом, обладание мечом отличало свободного человека благородного происхождения, меч, который носили на поясе, выделял самого рыцаря . В соответствии с этим простолюдинам, крепостным было обычно запрещено иметь мечи и соответственно носить их. Эта ситуация изменилась в позднем Средневековье, когда граждане свободных городов получ или привилегии. Теперь меч стал и отличительным признаком свободного гражданина. Такая ситуация привела, как мы увидим позже, и к расцвету искусства фехтования на мечах. Таким образом, с самого начала меч был символом статуса – принадлежности к высшему классу. Это выражалось и самим мечом.

Многочисленные исторические документы подтверждают, что даже средний меч стоил столько же, сколько четыре коровы. В аграрном обществе это было целое состояние. Действительно великолепные мечи свободно могли стоить во много раз больше. По сравнению с другим оружием, например топором, боевым молотом, алебардой, меч был ужасно дорогим предметом. Наряду с кузнечным искусством, которое было необходимо, чтобы изготовить хорошие мечи, их часто очень богато украшали. Так, в Vita Karoli Magпi мы слышим, что Карл Великий «всегда носил меч н.а боку, рукоятка меча и перевязь были из золота и серебра. Иногда он носил меч, украшенный драгоценными камнями, н.о такое бывало обычно только по особенно т оржест венным случаям или когда перед ним представали посольства других народов».

Чем выше ранг, тем соответственно роскошнее был меч. Тем не менее средневековые мечи не идут в сравнение с оружием Ренессанса, абсолютно перегруженным украшениями. Обращает на себя внимание, что и королевские мечи, несмотря на позолоченные рукоятки и гравировки, часто представляли собой относительно скромное и практичное, хорошо балансированное оружие высшего качества (можно сравнить при этом представленные позже мечи Св. Маврикия и Эдуарда III). Не только короли, но и рыцари, в зависимости от их состояния, часто владели несколькими мечами. Как можно увидеть на примере Карла Великого, было принято отличать особые мечи для представительских целей и для «повседневных». В позднем Средневековье воины часто имели один одноручный меч и один двуручный длинный соответственно боевой меч. Рукописи IX века сообщают, что у маркграфа Эберхарда фон Фриоля было девять мечей, а один англо- саксонский князь XI века указывал в своей собственности даже двенадцать мечей, которые после его смерти были разделены между его сыновьями. Кроме функции статусиого символа меч был знаком административной власти. Это начиналось уже «на самом верху».

Известно изображение из сборника феодального права XIII века «Саксонское зерцало», на котором Иисус вручает королю меч мирской власти, а папе – меч духовной власти. Так же как и при посвящении в рыцари, при коронации императора или короля меч всегда играет роль, и с начала установления феодализма мечи, наряду с короной и скипетром, относятся к символам государственной власти. Так, мечом святого Маврикия – имперским мечом Священной Римской империи германской нации – «короли средних веков во время коронации опоясывались папой. То есть властитель получал его словно бы из рук апостолов (Петра и Павла) с задачей направлять это оружие (для борьбы со злом и во благо справедливости) (Петр 2, 14). При выходе из церкви его вперед выносил меченосец, указывая острием вверх, в знак светской власти и могущества. Меч должен. был напоминать властителю о том, что он защитник империи и церкви». (Schulze-Dorrlamm. S. 9).

Читать еще:  Дева по восточному гороскопу кто. Дева в восточном гороскопе

городской меч Дублина

В соответствии с этим должность королевского меченосца в течение всех средних веков считалась одной из самых почетных. В XIV в еке было также принято представпять мечом гражданскую административную власть. Например, бургомистрам и судьям вручались специальные церемониальные мечи, которые в знак их власти выносились перед ними . В качестве таких мечей обычно использовались более или менее роскошные мечи – бастарды или двуручные мечи . Прекрасный пример такого «должностного меча» – городской меч Дублина. Здесь идет речь о классическом оружи и типа XV (подробно о типологии меча см. в следующей главе) . Позолоченная рукоятка бастарда имеет граненую головку грушевидной формы, длинную крестовину и металлическую гарду (ножны уже не оригинальные).

В отличие от многих других мечей история этого экземпляра точно известна: в 1396 году он был выкован для ставшего позднее королем Англии Генриха I V. А он, по-види мому, действительно дрался этим мечом, так как на клинке и меются типичные следы использования и зазубрины . С предоставлением Дублину в 1403 году прав города и привилегий Генрих IV подарил городу меч – как символ власти бургомистра . Он и сегодня применяется во время особых церемоний

По этой теме читайте на сайте :

Что означает символ меч в православии. Меч – значение в символике

Меч – один из наиболее сложных и наиболее распространенных символов. Это понятие двухсторонне: с одной стороны, меч – грозное оружие, с другой – древнейшая и могущественная сила, которая возникла одновременно с Космическим Равновесием и явилась его противоположностью.

При изготовлении этого оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Существует много легенд о волшебных мечах, имеющих личные «имена, например: Эскалибур – меч короля Артура,

Грам – меч героя германо-скандинавской мифологии Зигфрида (по другим источникам – Сигурда),

Дурендаль – меч Неистового Роланда, героя старофранцузского эпоса,

и другие. Символ меча как оружие сводится к дуальному (двойному) понятию жизнь-смерть.

Меч также – мощный магический символ, эмблема колдовского ремесла.

Кроме того, меч – символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности, фаллической силы, света, разделения и смерти.

Культ меча во многих культурных традициях способствовал тому, что меч приобрел церемониальное (у средневековых рыцарей-крестоносцев при посвящении в рыцари) и ритуальное (например, в моей любимой Японии) значения. Так, в Японии меч, сделанный, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона, считается одним их Трех Великих Сокровищ Императора (зеркало, меч, драгоценный камень)

Меч – непременный атрибут аллегорических фигур Правосудия, Постоянства, Силы Духа и Гнева.

В религии меч – атрибут святого Павла, который называл Слово Господа «мечем духовным». Обоюдоострый меч – важный символ божественной мудрости и правды.

Волнистые, напоминающие языки пламени обоюдоострые мечи связывали также с очищением. Например в алхимии такой меч – эмблема огня. С очищением связаны и изображения библейского херувима с огненным мечом, который охраняет дорогу в Эдем.

Меч, лежащий между мужчиной и женщиной, – символ чистоты их отношений, но одновременно и символ запрета близости.

Дамоклов меч – символ рока, неотвратимости, призрачности счастья и благополучия. Название это пришло из легенды о Дамокле, фаворите сиракузского тирана Дионисия 1. Тиран посадил Дамокла а трон на один день, но над его головой подвесил на конском волосе меч.

В качестве символа правосудия меч часто изображают вместе с весами. Меч держит в ругах и архангел Михаил.

Часто меч присутствует на изображениях Христа-Судии как символ кары Господней (карающий меч).

Сломанный меч символизирует поражение.

Танцы с мечами символизируют противостояние смерти.

В индуизме Вишну часто изображают с огненным мечем познания в руках.

В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество.

Китайские народные приметы говорят, что женщина, увидевшая во сне, будто она вынимает из воды меч, родит сына. Упавший в воду меч предсказывает скорую смерть женщины.

Выводы, которые я для себя сделал: хорошо, что я – не женщина:)))

Источники:

http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/sword/
http://kopilca.ru/mech-kak-simvol/
http://kyrosaki-hisoka.livejournal.com/6671.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: