Что означает родительская суббота перед масленицей. История праздника и богослужения в этот день

Первая Вселенская родительская суббота

«ПЕРВАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА»

Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) —
это суббота за неделю до начала Великого поста.

Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю
(неделю перед Масленицей). Называют её также Малой Масленицей.

В этот день православные христиане поминают всех крещёных усопших
от Адама до наших дней. В храмах служится вселенская панихида —
«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан,
отец и братии наших».

В 2018-м году Вселенская родительская мясопустная суббота будет 10 февраля.

В этот день во всех храмах идут служения о предостережении Страшного суда
и ходатайство о помиловании всех умерших благочестивых христиан.

В церковном календаре встречается несколько дней,
когда поминают всех ушедших из земной жизни христиан.

В первую очередь верующие вспоминают своих родителей,
людей, которые даровали им жизнь.

В течение года отмечается несколько родительских суббот:

Статус вселенских имеют лишь две: мясопустная — неделя до начала Великого поста,
накануне недели о Страшном суде и «Троицкая» — перед Пятидесятницей (Троицей).

На «вселенскость» этих поминальных дней указывает то, что они общие
для всех православных церквей.

Запомните, что только две субботы, одну перед мясопустной неделей — МАСЛЕНИЦЕЙ,
и вторую перед праздником ПРЕСВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ (Пятидесятницы) —
называют Вселенскими родительскими субботами. Остальные обычные.

В Православной Церкви насчитывают восемь таких особых дней для молитвы
за умерших. Большинство из них имеет переходную дату. Например,
в православном календаре за 2018-й год помечены такие поминальные дни:

* 10 февраля 2018 года – Вселенская мясопустная суббота;
* 3 марта 2018 года – 2-я суббота Великого поста;
* 10 марта 2018 года – 3-я суббота Великого поста;
* 17 марта 2018 года – 4-я суббота Великого поста;
* 17 апреля 2018 года, вторник – Радоница;
* 9 мая 2018 года, среда – день памяти по погибшим
в Великой Отечественной войне;
* 24 мая 2018 года, четверг (только народная традиция) – Семик.
* 26 мая 2018 года – Вселенская Троицкая суббота;
* 11 сентября 2018 года, вторник – День поминовения усопших православных воинов;
* 3 ноября 2018 года – Димитриевская родительская суббота.

В Праздник Живоначальной Пресвятой Троицы мы восхваляем сошествие Святого Духа
на апостолов, а днём ранее, в Родительскую субботу, мы идём на кладбище
и вспоминаем тех наших близких, кого нет рядом с нами.

Иначе этот день называется Троицкой субботой, одной из двух вселенских суббот
в году. Отсчитать её дату для каждого года, можно, только зная дату Пасхи
или Троицы.

Троица, как известно, приходится на воскресенье через семь недель после Пасхи,
а Троицкая родительская суббота, соответственно, приходится на 49-й день после
Пасхи. В 2018 году Пасха выпадает на 8 апреля, Троица на 27 мая, а Вторая
Вселенская суббота, именуемая Троицкой на 26 мая.

Что нужно делать в родительскую субботу?

В родительскую субботу христиане стараются посетить церковную службу,
при этом не только поставить свечу об упокоении, написать записку на панихиду,
но и помолиться на службе, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн.

В синаксаре на день поминовения усопших написано:

«Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине.
Многие весьма не редко умирают неестественною смертью, например, во время
странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях;
случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают.

И кто перечтёт все роды и виды нечаянной, и никем не ожидаемой смерти?
И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв.

Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь
на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто,
когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».

Дети молятся о спасении не только своих родителей,
но и всех усопших, знакомых и незнакомых.

Установление родительской субботы накануне мясопустной Седмицы тесно связано
с апостольским преданием. Этому есть подтверждение в церковном уставе, относящемся
по времени к V веку н.э. и принадлежащем перу преподобного Саввы Освященного.

В свою очередь данный факт, упомянутый в уставе, имеет ещё более древнее
происхождение. Также определенную роль сыграл обычай христиан испокон веков
в конкретные даты массово посещать кладбища с целью поминовения усопших.

Заупокойная служба, осуществляемая в храмах в день Вселенской родительской
(мясопустной) субботы называется следующим образом:

«Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан,
отец и братий наших».

В определенный момент богослужения перед Царскими вратами, ведущими в алтарь,
ставится стол, на нём располагается Распятие, а перед ним – свеча и кутья.

Стоит упомянуть некоторые молитвенные моменты в заупокойной службе н
а Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу. В них заложен важный смысл.

«Единый Создатель, глубиной мудрости человеколюбиво все устрояющий
и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они
возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя и Бога нашего».

Каноны: «Умершим напрасно от случаев, от клича же зельного, скораго течения
и заушения, удавления же от искренняго, и лягания, Господи славы, верою
усопшим ослаби во веки» – это о внезапно погибших православных христианах,
ведших благочестивый образ жизни;

«Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша,
и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных».

Понятно, что Церковь берёт на себя обязанность молиться о душах
умерших христиан в обозначенную дату.

Ну, а как обычному верующему самостоятельно помянуть усопших родственников
и знакомых во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу?

Следует заказать в этот день о них обедню или особое поминовение на Проскомидии.
Надо придите в храм и подать записку «Об упокоении»,

Желательно отстоять всю службу до конца, помолиться во время Панихиды
за своих близких, почивших с миром.

Чтобы попасть на Проскомидию, приходите в церковь пораньше.
Эта служба совершается до начала Литургии.

Хорошо раздать милостыню нищим, дабы помянуть лиц, за которых запрещено
подавать записки. Это самоубийцы, женщины, умершие от абортов, не крещённые,
атеисты и еретики: имена грешников называть не нужно.

Дома нужно непременно помянуть всех усопших родственниках,
вкушая пищу на протяжении Вселенской родительской (мясопустной) субботы.

Для помина надо приготовить кутью. Кутья представляет собой обязательное кушанье
поминальной трапезы. У этого блюда есть ещё одно название – «коливо».

Кутья напоминает нам о Воскресении умершего, когда придёт день Страшного Суда.

Пшеничное зерно олицетворяет тело человеческое: «чтобы образовать колос
и дать плод, оно должно быть положено в землю, где испытав тление,
обязано восстать для будущей жизни». Мёд – есть не что иное,
как олицетворение сладости благ будущего существования.

Читать еще:  К чему снится покойник пристает. К чему снится покойный

Попробуйте приготовить блюдо непосредственно таким, каким его ели наши предки:
пшеничное зерно, залейте водой, оставьте на несколько часов, слейте жидкость
и сварите кашу. Готовые зёрнышки не должны слипаться, но в то же время
обязаны быть мягкими. Всыпьте в подготовленную крупу промытый изюм,
заправьте мёдом. Хорошенько перемешайте. Блюдо также можно отнести в храм,
на панихиду для освящения и последующего поминовения усопших.

Примечательно, что мясопустная вселенская родительская суббота выпадает
в преддверии недели о Страшном Суде. Церковь воспоминает евангельскую притчу
о том, как Христос придёт судить человечество. По правую руку от него окажутся
праведники, а по левую — грешники. Святые попадут в Царствие Небесное,
а оказавшихся слева ждут адские муки.

Этот отрывок из Нового Завета напоминает христианам, что нужно следовать
за Христом и косвенно указывает на важность молитвы за отошедших в мир иной.
До Второго Пришествия Христа усопшие ещё имеют надежду на спасение, но только
по молитвам живых.

Поминовение усопших начинается ещё в пятницу. Вечером в храмах служат парастас —
заупокойную Всенощную. Он напоминает панихиду, но к чину добавляется ещё полный
канон и пение «непорочных». Так кратко называют 118 псалом, начинающийся словами
«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем».

Именно этот псалом имеет особое значение в поминовении усопших.
Словами царя Давида мы славим Бога и просим Его о помощи.

В субботу утром служат Литургию и непосредственно панихиду.
На такую службу за усопших принято писать записки с именами усопших.

Обычно на заупокойные богослужения приносят продукты. Кто сколько сможет.
Это своего рода наша жертва. Надо помочь душе отошедшего в мир иной,
как молитвой, так и пожертвованиями. обычно приносят хлеб, он символизирует
Христа — «Хлеб Жизни» — и сахар — как знак сладостного пребывания в раю.

Обязательно на родительские поминальные субботы по традиции надо приготовить
коливо — варёную пшеницу или рис с мёдом, ибо это блюдо несёт особую смысловую
нагрузку, чтобы человеку произрасти для вечной жизни, ему также надо пройти
через физическую смерть и предание земле.

И пожертвованные продукты, и приготовление колива крайне важны.
Но наиболее ценными будут участие в панихиде и молитвы за усопших,
как высшее проявление любви к дорогим нам людям, отошедшим в мир иной,
а также особой выражение благодарности им.

Какие родительские субботы будут в 2018 году:

Поминальные дни, когда православная церковь в каждом храме проводит панихиды
по всем усопшим христианам, именуются родительскими субботами.

Они действительно (за исключением «Радоницы» и дней поминания воинов)
проводятся в субботу.

Суббота – день покоя ещё с библейских времен, как нельзя лучше подходит
для молитв за души упокоившихся.

Кроме этих общих дней памяти по церковному календарю, в дату кончины, рождения
и именин наших умерших родственников и близких людей, как дань памяти им,
мы устраиваем поминальные обеды, посещаем кладбище и храм.

Родительские субботы или дни поминовения усопших в 2018 году по православной
традиции начинаются за неделю до Великого поста со Вселенской мясопустной
субботы 10 февраля 2018 года.

Вселенской или общей для всех эта суббота названа потому, что в храмах
проводится общая панихида, на которой все молятся о божьей милости
усопшим христианам накануне Недели о Страшном суде.

В Великий пост ежедневные поминания усопших не проводятся, поэтому церковью
установлены три родительские субботы:

3 марта 2018 года на второй неделе Великого поста,

10 марта 2018 года на третьей неделе,

17 марта 2018 года на четвертой неделе поста,
когда в храмах проходят соответствующие службы.

Через девять дней после Пасхи 2018 года (которая будет 8 апреля) во вторник
17 апреля 2018 года наступает «Радоница», когда после долгого перерыва на пост
и пасхальные празднования православный устав разрешает общецерковное поминание
умерших с совершением панихиды. В этот день принято осуществлять посещение
кладбища и наведение порядка на могилах родственников.

9 мая 2018 года (этот день выпадает на среду) проводится всеобщее поминовение
погибших в Великой Отечественной войне.

24 мая 2018 года (7-й четверг по прошествии Пасхи) – «Семик».
Данное поминовение не принято в церковной традиции, а только в народной.
Этого числа поминают умерших насильственной смертью, утопленников, самоубийц
и детей, умерших некрещёнными.

26 мая 2018 года – Троицкая Вселенская родительская суббота. Накануне Троицы
во всех храмах проходят заупокойные службы, на которых возносятся молитвы
обо всех умерших христианах.

11 сентября 2018 года, вторник – Дата памяти православных воинов, проводится
в день Усекновения главы Крестителя Господня – Иоанна Предтечи.

Поминовение православных воинов в этот день было установлено в Русской
православной церкви, благодаря императрице Екатерине II в 1769 году во время
Русско-турецкой войны (1768—1774).

3 ноября 2018 года – Дмитриевская родительская суббота накануне дня святого
Димитрия Солунского (8 ноября).

Эта родительская суббота, как день памяти по погибшим пришла к нам со времён
Дмитрия Донского, учредившего его в память о павших воинах в сражении
на Поле Куликовом. Сейчас в эту субботу церковь поминает всех усопших христиан.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля 2020 года

Вселенская родительская суббота перед Великим Постом, в 2020 году приходящая на 22 февраля является одним из особых дней, когда во всех храмах идет служба по поминовению усопших христиан. Молитвенные воздыхания живых об ушедших являются драгоценным даром для тех и других.

По словам одной из поэтесс на небесах нет неверующих, души приобретают веру. Задача всех живущих — объединиться во вселенском прошении, звучащем в храмах в это время об упокоении усопших рабов Божиих. Находясь на Небесах, почившие души сверху видят нашу веру, даже те, кто когда-то был ярым борцом с религией.

Второе название этого дня — Мясопустная суббота, когда происходит «прощание» с мясными блюдами до Великой Пасхи.

В чем суть родительской вселенской субботы

За 7 дней до Великого Поста начинается неделя, посвященная раздумьям о Страшном Суде. В молитве православные люди в единстве веры, в общем прошении молят Бога о милости ко всем усопшим, прощении грехов живым.

Почему воспоминания об умерших приходится всегда на субботу?

Ответ находим в Библии (Мат.27:57-66). Иисус был погребен в скале еще в пятницу, но в субботу фарисеи и книжники потребовали опечатать вход в гробницу, чтобы ученики не похитили тело для провозглашения воскрешения обманным путем. Для евреев суббота всегда была и остается днем покоя. Так и тело Иисуса оставалось в покое до истинного Воскрешения.

Почему суббота называется родительской

В этот день поминают старейшин рода, мать, отца и из родителей. Также, принято считать, что все усопшие уходят к прародителям для встречи с ними в небесах.

Уважительное отношение к родителям красной нитью проходит через всю Библию. В 10 заповедях сказано, почитай отца и мать своих. Это пятая заповедь. Здесь не указано, что только хороших и живых.

О заповедях Божих:

Всю свою жизнь дети должны помнить о тех, через кого Бог даровал им жизнь, почитать и вспоминать.

Духовная суть этой заповеди раскрыта далее (Исх.20:12), когда Бог дает обетование, что отдавая должное уважение свои родителям, люди тем самым продлевают свои дни на земле.

Читать еще:  Видеть сне умершую мать гробу. Живую мать в гробу

Дни людей на земле не ограничиваются их собственными жизнями. Человеческий век продлевается в детях, внуках и правнуках. Возвращаясь к пятой заповеди Божией, можно увидеть, что каждый человек ответственен перед своими детьми и внуками за их долголетие.

Детей надо воспитывать в почитании родителей, не ради отца и матери, а ради их будущей жизни. Невыполнение заповедей грех, почитание родителей стоит выше заповеди «не убей».

Много ли в мире православных, живущих по заповедям Божиим? Сколько среди нас людей, истинно почитающих родителей? Грех ведет к смерти не только физической, впереди каждого человека ждет Страшный суд. Почитай своего отца и мать до и после смерти, и дарована будет тебе, твоим детям и внукам, жизнь с достатком по обетованию Бога.

Но и родители должны помнить, что нужно правильно воспитывать своих детей. Почитание родителей вовсе не означает потакание им в любых прихотях. Как есть неблагодарные дети, которые ни во что не ставят своих престарелых родителей, так есть и родители, которые своим поведением и отношением к детям привели к нежеланию общаться и помогать. Это всегда обоюдный процесс, результат которого зависит от обоих сторон.

О христианском воспитании детей:

Вселенская родительская суббота — день памяти всех почивших, ведь они ушли к прародителям. По великому человеколюбию апостолы оставили наставление совершать вселенские общие молитвы обо всех, независимо от того, кто, когда и где умер.

Почему православные молятся за умерших

По утверждению Святых отцов Церкви человеческая душа встречается с Вечностью, но это еще не конец, далее — Страшный суд. Душа усопшего проходит только малый суд, ожидая Второе пришествие Христа. Живя на земле, человек через пост и молитву, укрощение своего тела может исправить свои грехи, умершие имеют только душу, которой очень сложно исправляться.

Но апостол Иаков дал наставление всем православным молиться друг за друга, чтобы получить исцеление. (Иак.5:16)

Поминальная суббота — вселенская молитва за исцеление душ усопших, почивших или другими словами, уснувших людей, освобождение их от первоначального греха. Триединое начало человека состоит из духа, души и тела, но у усопших есть душа и дух, отсутствует только физическое тело . Молясь за ушедших в мир иной, православные помогают им получить Божию милость — прощение грехов для спасения родной души.

Философ Платон сравнивает тело с футляром от скрипки, порванная струна не означает смерть музыканта.

Человек умирая, не знает, куда идет его душа. Не могут представить этого и оставшиеся в живых люди. Ребенок, находясь внутри матери, не представляет себе жизни вне материнского лона, но приходит время, с криком появляется младенец. Безусловно, ему дискомфортно и страшно, он попадает в другую, вначале кажущуюся враждебной среду. Проходит время, ребенок понимает, что ему здесь рады, его ждали, он обретает чувство комфорта.

Так и человеческая душа попадает в иной мир, она обречена на бессмертие. Умерший человек не может покаяться или изменить что-то в своей грешной земной жизни. Время не идет в обратную сторону. Оставшиеся скорбящие родственники, друзья и просто знакомые в молитвах за почивших могут облегчить их участь на Небесах.

Одним из даров Бога за совершения прошений за умерших дана Вселенская родительская суббота перед Великим Постом.

Смерти нет, есть переход из жизни земной в небесное существование, есть эдакая дверь, которая открывается всегда в одну сторону.

В Мясопустную субботу поминаются все усопшие, начиная от Адама, поэтому этот день называется вселенским.

Основные правила поведения во Вселенскую поминальную субботу

Утро Вселенской субботы начинается Проскомидией, заупокойной литургией, после служится общая панихида. Перед началом Проскомидии христиане подают записки с именами умерших, которые были крещены по православным традициям. За них поименно молятся во время всех служб.

За некрещеных людей родственники могут молиться сами.

Нельзя подавать записки за умерших:

Помянуть таких усопших, не называя имени, просят нищих, раздавая им милостыню.

Важно! Во время молитвы свечи устанавливают около Распятия, а не около икон Святых.

На протяжении Мясопустного дня во время приема пищи поминают умерших. В этот день читается 118 псалом (17 кафизма)

День особого поминовения усопших в церкви

Кроме Мясопустной, еще вторая, третья и четвертая субботы Великого поста являются временем воспоминания и молитв за почивших. Отцы Церкви подчеркивают о великой миссии христиан дарить любовь миру, ибо, Бог есть любовь! Если у Бога нет мертвых, все души живы, то наше призвание любить их, простить и благословить.

Поминовение усопших начинается вечером в пятницу, когда будет совершаться панихида или парастас. Великая пятничная панихида или парастас (ходатайство) — великое прошение перед Богом за всех почивших.

«Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся»

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.

Непорочны разделяются на 2 статии.

Первая статия: «Блажени непорочнии в путь».

Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

Вторая статия: «Твой есмь аз, спаси мя».

Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

Сразу после этого поются тропари по непорочных:

«Благословен еси, Господи…

Святых лик обрете источник жизни…».

После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

Далее последование подобно, как в обычной панихиде.

Во время субботней Литургии звучат слова утешения, дарящие надежду на будущую встречу на Небесах.

Всех пребывающих в храме на Литургии накрывает настоящая Божья благодать, показывающая, что Христос живет в своих поклонниках, и мы с Ним — одно тело, в этом тайна Его Божественной Любви.

В конце Литургии православные люди причащаются, получая Благодать Святого Причастия. По словам Святого Серафима Саровского, те, кто в этот день не принял святого причастия, отвернулся от Того, Кто даровал нам Любовь в Чаше спасения, которую протянула Божия рука.

Упокой, Господи, души усопшие раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им все согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Когда и кем была установлена Вселенская поминальная суббота

История поминовения почивших уходит в далекое прошлое. Подтверждение этому обряду можно найти в Ветхом Завете Библии (Чис.20:19; Втор. 34:9;Мак.7:38-46).

Читать еще:  Когда будет год кролика после.

Апостолы Иаков и Марк совершали молитвы за почивших при проведении древних литургий. В Апостольских Постановлениях четкое указание, в какие дни поминаются ушедшие в иной мир. Отцы Церкви, среди них и Григорий Великий, Иоанн Златоуст, раскрыли истинный смысл поминальных молитв.

Традиция молиться за своих усопших родителей и родственников присуща каждому народу на земле. Уважаемые в Риме патриции отличались от безродных плебеев не только своим богатством, а в первую очередь тем, что знали и помнили своих предков на много поколений назад.

Апостол Павел в своем послании коринфской церкви пишет о том, что нет на земле никого, кто бы мог предугадать того, что приготовлено Богом на Небесах для любящих Его.

Христианское вероучение говорит о том, что совершенствование человека происходит только на земле. Божественная Литургия, читаемая Великим Отпустом дарит надежду всем живым, подчеркивая, что Христос по молитвам Своей Матери Марии дарует нам спасение, ибо Христос человеколюбец.

Оставшиеся люди никогда на земле не узнают тайны о загробной жизни Святых, не найдут ответы, почему не тлеют их тела и каким чином от мертвого тела исходят благовония. Обязанность каждого православного христианина оказать помощь усопшим. Вселенское прошение обладает огромной силой развязывать узы на Небесах. Мясопустная суббота установлена в пятом веке по приказу преподобного Саввы Освященного.

Почему на Вселенскую поминальную субботу готовят коливо

В храм при проведении панихиды или литии приносят коливо или кутию. Это одно блюдо, приготовленное из пшеницы (порой ее заменяю рисом) с добавлением меда и изюма. Зерно является прообразом почившего человека. Как умирает зерно для образования колоса, так и тело усопшего предают земле, чтобы его душа воскресла в раю, где жизнь будет сладкой, как мед.

Зерном можно считать ушедших предков, а колосом — оставшихся живых. Кутия является обязательным блюдом на поминальном обеде, на котором вспоминаются слова апостола Иоанна о пшеничном зерне. (Иоан. 12:24).

Рецепт приготовление заупокойной кутии

Для приготовления колива понадобится очищенная пшеница, которую перед варкой следует замочить на ночь в холодной воде. Добавить в разбухшие зерна чистой воды в соотношении 1:3 и варить до готовности. В готовую кашу добавить замоченный в кипятке изюм и соль по вкусу. Когда каша с изюмом станет теплой, в нее добавляют мед.

В отличие от рождественской богатой кутии с множеством ингредиентов в голодное коливо не добавляется мак, орехи и сухофрукты.

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Источники:

http://www.stihi.ru/2015/02/13/1143
http://molitva-info.ru/calendar/vselenskaya-roditelskaya-subbota.html
http://pravoslavie.ru/42594.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: